Структура культуры материальные и нематериальные. Понятие материальной и нематериальной культур. Ценности материальной культуры

Понятие материальной и нематериальной культур

Понятие культуры

ЛЕКЦИЯ Культура как объект изучения социологии

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово ʼʼculturaʼʼ обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие определœения понятия ʼʼкультураʼʼ: ʼʼКультура - ϶ᴛᴏ специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себеʼʼ.

Культура - ϶ᴛᴏ явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие ʼʼкультураʼʼ может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определœенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие ʼʼкультураʼʼ может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всœего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (к примеру, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.
Размещено на реф.рф
Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причинœенные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Понятие материальной и нематериальной культур - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие материальной и нематериальной культур" 2017, 2018.

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

2. Понятие материальной и нематериальной культур

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

3. Социологический подход к изучению культуры

Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой: культура – игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.

4. Основные теоретические подходы в исследовании культуры

Функционализм. Представители – Б. Малиновский, А. Ратк-лифф-Браун.

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

Символизм. Представители – Т. Парсонс, К. Гирц.

Элементы культуры – это прежде всего символы, посредую-щие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).

Адаптивно-деятельностный подход. В рамках данного подхода культура рассматривается как способ деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения.

5. Элементы культуры

Язык – знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

Ценности – это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка – отнесение к ценности).

Различают ценности:

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

Нормы допустимых действий. Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.

Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.

Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором – с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

Обряды, обычаи и традиции. Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай – неписаные правила поведения.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

6. Функции культуры

Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.

Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.

7. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

Культурные универсалии. Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:

1) совместный труд;

3) образование;

4) наличие ритуалов;

5) системы родства;

6) правила взаимодействия полов;

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем Восток – Запад, национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.

Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.

Массовая культура. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры обусловлено определенными предпосылками:

1) прогрессирующим процессом демократизации (уничтожение сословий);

2) индустриализацией и связанной с ней урбанизацией (увеличивается плотность контактов);

3) прогрессирующим развитием средств коммуникации (потребностью совместной деятельности и отдыха). Субкультуры. Это части культуры, присущие определенным

социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

Этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм и релятивизм – это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.

Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных – «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».

Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие.

Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры.

Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Материальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, т.к. люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Социологический подход к изучению культуры

Цель социологического исследования культуры - установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценитъ влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающей культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой - культура - игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Художественная культура - одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Структура художественной культуры

Специализированный уровень художественной культуры - построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство под руководством профессионалов; обыденный уровень - бытовое искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности.

Структурно художественная культура включает в себя:

собственно художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое);

его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);

его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);

художественное образование и повышение квалификации;

художественную критику и научное искусствознание;

художественные образы;

эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);

реставрацию и сохранение художественного наследия;

техническую эстетику и дизайн;

государственную политику в этой области.

Центральное место в художественной культуре занимает искусство - литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей - крестьян, горожан, с непосредственным обеспечением жизни человека, воспитанием детей, отдыхом, встречами с друзьями и т.п. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов. Обыденная культура - это культура, не получившая институционального закрепления, это часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни - в семье, в общении с друзьями, при обучении в школе и получении общего образования, с помощью средств массовой информации, через церковь и армию. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями, нравами, обычаями, традициями, правилами повседневного поведения и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре.

Специализированная культура

Специализированная культура сформировалась постепенно, когда в связи с разделением труда стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, недостаточно общения в семье и с друзьями. Необходима профессиональная подготовка, которую дает обучение в специализированных школах и иных учебных заведениях по профилю избранной специальности.

Обыденная и специализированная культура различаются по языку (соответственно обыденному и профессиональному), отношению людей к своим занятиям (любительское и профессиональное), что делает из них либо дилетантов, либо экспертов. В то же время пространства обыденной и специализированной культуры пересекаются. Нельзя сказать, что обыденная культура связана только с приватным пространством, а специализированная - с публичным. Многие публичные места - завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п. - используются на уровне обыденной культуры, но каждое из этих мест может быть и местом профессионального общения людей. Так, на рабочем месте наряду с формальными отношениями - служебными, безличными - всегда существуют неформальные - дружеские, доверительно личные отношения. Основные функции обеих сфер культуры продолжают сосуществовать в разных областях жизни, и каждый человек является профессионалом в какой-то одной сфере, а в остальных остается дилетантом, находясь на уровне обыденной культуры.

В культуре выделяют четыре функциональных блока, представленных как обыденной культурой, так и специализированной.

Подробное решение параграфы §17 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключаются такие явления, как культура быта и культура личности?

Слово «культура» употребляется в следующих значениях:

1. в переводе с латинского «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание», «почитание». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли.

2. культура как совершенствование человеческих качеств (в XVIII в Европе), культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Такое понимание «культуры» сохранилось до сегодняшнего дня и связано у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием.

3. как синоним «культурности» - «культурный человек», «культурно вести себя».

4. как система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействие людей.

Культура личности – в данном случае понятие культура фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности.

Культура быта представляет собой особенности уклада жизни, ведения деятельности в различные периоды истории.

2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур? Или это культурные комплексы?

Элементы, или черты, культур – это исходные точки культуры, то, из чего создавалась культура на протяжении тысячелетий. Делятся на материальную и нематериальную культуру.

Добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур - все это элементы культуры. Однако, к культурным комплексам можно отнести траур и искусство прически, так как они включают в себя несколько элементов культуры. Если рассматривать обычай дарить подарки в современном обществе, то его тоже можно отнести к культурным комплексам, т. к. мы используем несколько элементов (подарочная упаковка, открытка и сам подарок, т. е. есть минимальные условия для данного обычая). Если добывание огня относить ко времени первобытных людей, то это элемент культуры, т. к. человек использовал то, что ему дала природа (дерево, камень). Язык тоже можно рассматривать как культурный комплекс. Он служил для накопления, хранения и передачи знаний. Со временем звукам в языке придумывают графические знаки. В данном случае для записи языка используется несколько отдельных элементов культуры (то, чем пишут и то, на чем пишут).

3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства.

Культурные универсалии включают в себя спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверия, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Семья, существует у всех народов, но в разной форме. Традиционная семья в нашем понимании – муж, жени и дети. В некоторых народах мужчина может иметь несколько жен, а в других женщина может быть замужем за несколькими мужчинами.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от места проживания, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Так как он живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствие и т. п.

4. * Свойственны ли русскому народу такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи? В чем они выражаются?

Да, русскому народу свойственный такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи. Выражаются они в следующем:

Жестикулирование- например, для того, чтобы ответить на уроке, мы поднимаем руку тем самым обращая на себя внимание.

Нательные украшения – например, обручальные кольца, которые одевают молодожены как знак того что они женаты; крестик как признак принадлежности к православной вере.

Мифология – в современное время к мифологии можно отнести астрологические прогнозы, вера в сверхъестественные способности человека (ясновидение, телекинез), использование нетрадиционных методов лечения, использование различных оберегов и др.

Приготовление пищи – например до сих пор использование квашения и соления как способов заготовки продуктов на зиму.

5. Что такое культурный комплекс? Приведите примеры из повседневной жизни. Можно ли отнести к культурному комплексу компьютерное пиратство, науку, обучение в школе?

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

1. Образование, которое включает в себя детский сад, школу, университет, столы, стулья, доска, мел, книги, воспитатель, учитель, ученик и др.

2. Спорт: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежа, мяч, пенальти, форвард и др.

3. Приготовление пищи: повар, кухня, посуда, плита, продукты питания, специи, кулинарные книги и др.

Да, к культурному комплексу можно отнести компьютерное пиратство, науку и обучение в школе, потому что эти понятия включают в себя несколько культурных элементов, связанных между собой.

6. * Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его охраняют? Приведите конкретные примеры.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Охрана культурного наследия закреплена в нормативно-правовых актах разных государств. В РФ это Конституция Российской Федерации, ст. 44, в которой говорится, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Также существуют различные Федеральные закон и акты, которые помогают в охране культурного наследия РФ. Например, «Основы законодательства о культуре Российской федерации» (1992 г.), «Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации»» (2002 г.), «Положение и государственной историко-культурной экспертизе» (2009 г.), «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (2008 г.) и др.

Рядовые граждане могут участвовать в охране культурного наследия следующим образом:

1. Приобщение людей к творчеству и культурному развитию, любительским искусствам (народные танцы, народные песни), ремеслам (гончарство, кузнечное дело).

2. Благотворительность, меценатство и спонсорство в области культуры, т. е. покупка картин для музеев, поддержка деятелей искусства, организация гастролей театров.

А также обычаи и памятники культуры передаются из поколения в поколение.

В качестве примеров участия граждан в охране распространения культурного наследия страны можно привести народные хоры, которые есть на территории РФ – Кубанский казачий хор, Сибирский народный хор, Русский народный хор и др. А также различные ансамбли русских народных танцев, которые занимаются распространением и пропагандой народного фольклора.

7. Чем отличается материальная и нематериальная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?

Материальная культура – это то, что было создано руками человека (книга, дом, одежда, украшение, машина и др.).

Нематериальная культура, или духовная культура – результат деятельности разума человека. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением (нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Театр как здание относится к материальной культуре, а театр как вид искусства – к нематериальной культуре.

Приветствие, улыбка, обмен подарками – элементы нематериальной культуры.

8. Расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Утром мы говорим своим родным «доброе утро», здороваемся с соседями, учителями, друзьями. Во время приема пищи мы используем тарелку, вилку, ложку, нож, а не едим руками. Все мы помним, как родители нам говорили не чавкать, не ставить локти на стол. Мы поддерживаем порядок в своих комнатах и в квартире в целом. В школе на уроках мы не должны шуметь и не выкрикивать с места, а поднять руку для ответа, не разговаривать, уважительно относится к одноклассникам, учителям и не портить школьное имущество. И в школу мы должны приходить подготовленными к урокам и в школьной форме.

Когда мы обращаемся с просьбой к кому-либо - говорим «пожалуйста», а после выполнения нашей просьбы говорим «спасибо».

9. * Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю соблюдения этикета важным в жизни. Правила хорошего поведения помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести людей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми людьми.

Проблема. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Культурное наследие способствует развитию общества. Человечество имеет огромный опыт в разных областях, таких как строительство, приготовление пищи, искусство, воспитание детей и др. В уже имеющиеся знания современные люди привносят нечто новое, тем самым совершенствуясь и развиваясь. Например, строительство домов. Используются уже накопленные знания, но и привноситься нечто новое, что способствует улучшению качеств современных домов по сравнению с домами предыдущих эпох. То же самое и с воспитанием детей. Люди используют то, что досталось им от предыдущих поколений, корректируя методы воспитания исходя из современных реалий.

Практикум

1. Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Не вызывает ли у вас недоумение подобная простота в обращении с понятиями? Что общего, спросим мы ученых, между народным эпосом, сонатами Прокофьева и Сикстинской Мадонной Рафаэля, с одной стороны, и суровой, но очень приземленной необходимостью добывать пропитание, согреваться, строить жилье, копаться в земле? Дайте обоснованный ответ.

В современном понимании окружающая среда – это не только природные условия, в которых живет человек, но и среда деятельности человека, которая включает в себя и взаимодействие с другими людьми или группами людей. И если изначально слово «культура» связывалось только с возделыванием земли, то со временем оно приобретает и другие значения. Первоначально у людей была цель выжить. Но со временем общество развивалось, и кроме строительства жилья люди начали украшать его; одежда начала выполнять другую функцию – она уже не только согревала человека, но и украшала его, соответственно появляется мода. А это тоже своеобразные способ приспособления к окружающей среде, способ вписаться в общество, приспособиться к новым условиям. То же самое и живописью. Наскальные рисунки носили ритуальный характер и должны были способствовать удачной охоте. Со временем люди одомашнили животных, научились их разводить, освоили возделывание сельскохозяйственных культур. И со временем живопись приобретает эстетический характер, но при этом не уходит от своих основ (роспись храмов библейскими сюжетами). Это же относится и к музыке. Первоначально она используется в ритуалах (религиозных, во время свадьбы, похорон, колыбельные для детей) и со временем также приобретает эстетический характер.

Таким образом, общим между данными примерами то, что все они – явления культуры, но явления разных периодов истории, развивавшихся на протяжении всей истории человечества.

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К материальной культуре относятся: медаль, карета, бокал, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К нематериальной культуре относятся: дуэль, теория, магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал.