Театр «Комеди Франсез» в Париже. Все, что нужно знать туристу. Французский театр в париже Театр Французской Комедии — координаты

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ («La Comédie-Fran-çaise»; официальное название - «Те-атр Фран-се», «Théâtre-Français» - «Фран-цуз-ский те-атр») - ста-рей-ший национальный дра-ма-тический те-атр Фран-ции.

Соз-дан в 1680 году в Па-ри-же ука-зом Лю-до-ви-ка XIV , объ-е-ди-нив-шим не-ко-гда вра-ж-до-вав-шие труп-пы Моль-е-ра и те-ат-ра «Бур-гунд-ский отель». «Комеди Франсез» по-лу-чил мо-но-поль-ное пра-во на те-ат-раль-ные пред-став-ле-ния в Па-ри-же. На-зна-чае-мые ко-ро-лём су-пер-ин-тен-дан-ты вы-да-ва-ли ак-тё-рам до-та-цию из каз-ны, кон-тро-ли-ро-ва-ли ре-пер-ту-ар, со-став труп-пы, рас-пре-де-ле-ние ро-лей и др. «Комеди Франсез» пред-став-лял со-бой ак-тёр-ское то-ва-ри-ще-ст-во (société).

Труп-па де-ли-лась на сось-е-те-ров, имев-ших пра-во на це-лый пай или его часть, и пан-сио-не-ров, по-лу-чав-ших жа-ло-ва-нье. Лю-до-вик XIV лич-но вы-брал 27 ак-тё-ров из бывшей моль-е-ров-ской труп-пы, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на пред-став-ле-нии ко-ме-дий, и «бур-гунд-цев», иг-рав-ших в основном тра-гический ре-пер-ту-ар.К концу XVII века за-вер-шил-ся про-цесс фор-ми-ро-ва-ния сце-нического ам-п-луа, и труп-па «Комеди Франсез» ста-ла об-раз-цо-вой мо-де-лью для те-ат-ра эпо-хи Про-све-ще-ния. Тра-гическая шко-ла иг-ры, иду-щая от Ж. Ра-си-на, рас-пи-сы-вав-ше-го ак-тё-рам ин-то-на-ции ро-ли нот-ны-ми зна-ка-ми, и ко-ми-ческая - моль-е-ров-ская («Комеди Франсез» час-то на-зы-ва-ют «до-мом Моль-е-ра»), ори-ен-ти-ро-ван-ная на под-лин-ность сце-нического су-ще-ст-во-ва-ния и реа-ли-стическая уз-на-вае-мость об-раза, за-ло-жи-ли ос-но-ву ак-тёр-ской тра-ди-ции «Комеди Франсез».

Во вре-мя Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века «Комеди Франсез» пе-ре-име-но-ва-ли в «Те-атр На-ции». По-ли-тическая борь-ба внут-ри те-ат-ра при-ве-ла к рас-ко-лу труп-пы, часть ко-то-рой во гла-ве с Ф.Ж. Таль-ма об-ра-зо-ва-ла «Те-атр Рес-пуб-ли-ки». В 1799 году труп-па вос-со-еди-ни-лась под преж-ним названием и пе-ре-еха-ла в по-ме-ще-ние Па-ле-Ро-яль, где ра-нее иг-ра-ла труп-па Моль-е-ра (те-атр ра-бо-та-ет там и до сих пор). В 1849 году На-по-ле-он III ут-вер-дил долж-ность ге-не-раль-но-го ад-ми-ни-ст-ра-то-ра, под-чи-няю-ще-го-ся ми-ни-ст-ру внутренних дел (фи-нан-со-вые и административные функ-ции пе-ре-шли так-же в его ве-де-ние - та-кое по-ло-же-ние дел со-хра-ня-ет-ся и в XXI веке).

На ру-бе-же XIX-XX веков труп-па «Комеди Франсез» пе-ре-жива-ла глу-бо-кий кри-зис, не при-ни-мая но-вые те-ат-раль-ные фор-мы, свя-зан-ные с рож-де-ни-ем ре-жис-сёр-ско-го те-ат-ра. Но-вый этап на-чал-ся, ко-гда в 1936 году ру-ко-во-ди-тель те-ат-ра Э. Бур-де при-гла-сил на ака-де-мическую сце-ну Ж. Ко-по и ре-жис-сё-ров-аван-гар-ди-стов Л. Жу-ве, Ш. Дюл-ле-на и Г. Ба-ти, не раз-ру-шив-ших, но об-но-вив-ших клас-сическую тра-ди-цию. Во 2-й половине XX - начале XXI веков «Комеди Франсез» раз-ви-ва-ет-ся в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, со-хра-няя клас-сическую тра-ди-цию и ак-тёр-скую шко-лу, с дру-гой - ут-вер-ждая современный ре-пер-ту-ар и ре-жис-сёр-ские но-ва-ции. В 1946 году у «Комеди Франсез» поя-ви-лась вто-рая те-ат-раль-ная пло-щад-ка - «Оде-он», в 1993 году - тре-тья (те-атр «Ста-рая го-лу-бят-ня»). В 1996 году при «Комеди Франсез» был ор-га-ни-зо-ван Те-атр-сту-дия.

Иллюстрации:

Сце-на из спек-так-ля «Бас-ни Ла-фон-те-на». Те-атр «Ко-ме-ди Фран-сез». Архив БРЭ.

Комеди Франсез


„Комеди Франсез" - название театра „Театр Франсе", французский театр, театр французской комедии. Один из древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в 1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (еще ранее слившийся с театром „Маре") с театром „Бургундский отель". В труппу театра вошли 27 актеров, в том числе М. Шанмеле, М. Барон, П. Пуассон, Ш. Лагранж, А. Бежар и другие.

Театр получил королевскую дотацию в 12 000 ливров, а руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т. д. „Комеди Франсез" представлял собой актерское товарищество (societe). Доходы делились на 24 пая, основные участники товарищества - „сосьетеры" - имели право на целый пай или его часть. В труппу театра также входили „пенсионеры" - актеры, получавшие жалованье. Со дня основания театра до 1715 года король также имел в своем распоряжении половину пая, которую отдавал по собственному усмотрению актерам, приглашаемым им лично, без согласования с труппой. Актеры-пайщики были не заинтересованы в увеличении количества паев, так как уменьшалась цифра дохода на каждого из них. Пенсионеры же как бы состояли на службе и получали жалованье независимо от суммы доходов театра. Их набирали из провинциальных или частных театров Парижа. Пенсионер мог быть переведен в сосьетеры в результате голосования на общем собрании сосьетеров, проводимом один раз в году. Тогда ему назначался или полный пай, или часть пая, в зависимости от участия в жизни театра.

„Комеди Франсез" начал работать в здании отеля Генего на ул. Мазарини, а в 1687 году перешел на ул. Фоссе-Сен-Жермен-де-Пре (ныне ул. Старой Комедии), где оставался до 1770 года. В 1771 году труппа играла в Тюильри, в зале, в котором в годы революции заседал Конвент. В 1782 году „Комеди Франсез" переехал в помещение, где позднее был основан театр Одеон. С 1802 года до настоящего времени театр работает на ул. Ришелье в районе Пале-Рояля.

В XVIII веке театр был тесно связан с двором и аристократией - актеры именовались „ординарными актерами короля" и были подчинены четырем придворным сановникам, которые по очереди управляли театром. Камер-юнкеры (так они назывались) имели полное право на предварительный просмотр всех пьес, намеченных к постановке, могли вмешиваться в распределение ролей и принимать в труппу новых членов.

В театре этого времени было принято также отводить места для знатных зрителей прямо по бокам авансцены. Естественно, актеры могли слышать любой шум или разговоры во время спектакля. Эти особые „почетные места" постепенно вытеснялись со сцены, так как зрители часто мешали актерам.

Вскоре после создания „Комеди Франсез" театр завоевал славу крупнейшего во Франции. Положение „королевского театра", то есть имеющего устойчивую материальную базу, позволило приглашать в группу театра наиболее талантливых актеров. Театр обладал монополией на исполнение лучших национальных драматических произведений, что привлекало к нему таких известных драматургов, как Ж. Ф. Реньяр, Ф. К. Данкур, А. Р. Лесаж, Ф. Детуш, П. К. Нивель де Лашосс, П. Мариво. С самого начала возникновения театра в нем были представлены две актерские школы, которые получили название „расиновской" и „мольеровской". Первую представляли актеры трагедийного классицистского репертуара. Наиболее крупная представительница расиновской школы - это любимая ученица Расина и лучшая исполнительница его трагедий, „сладкозвучная" Мари Шанмеле, проработавшая в театре до 1697 года. Именно под руководством Расина она сохраняла в своем исполнении высокую культуру поэтической речи, величавое благородство и изящество. После ухода Расина из театра, Шанмеле, лишенная надежного руководства, часто возвращалась к той грубоватой театральной декламации, против которой боролся и сам Расин. Шанмеле была главным противником Барона. Крупнейшим актером мольеровской школы был Барон, последний по времени из учеников великого комедиографа. Барон был единственным из учеников Мольера, посвятившим себя главным образом трагедии. Однако он иначе понимал свои задачи, особенно в области театральной декламации. На первое место в читке стихов он выдвигал не мелодическую сторону стиха, а заключенную в нем мысль. Ради естественности игры он затушевывал рифму, ломал ритм александрийского стиха, коим писались трагедии, приближал ее к прозе, выдерживал в середине тирады большие паузы и прибегал к таким недопустимым с точки зрения классицистской декламации приемам, как шепот, рыдание, всхлипывание и т. д. Он нарушал чинность и церемонность поведения трагического героя. Он первым ввел невиданный во французском театре принцип общения с партнером. Между Шанмеле и Бароном одиннадцать лет шла борьба, до тех пор, пока Барон покинул неожиданно сцену в полном расцвете своей славы.

С первой четверти XVIII века в театре „Комеди Франсез" ставились произведения французских просветителей, видевших в театральном искусстве средство просвещения и воспитания народа. В 1718–1778 годах основу трагедийного репертуара составляли драматические произведения Вольтера, пьесы Дидро, П. Бомарше. Как театр „королевский" „Комеди Франсез", безусловно, был в определенной степени консервативен: в нем удерживались традиции аристократического классицизма с характерной для него сценической условностью, преувеличенной аффектацией, декоративной пластикой актерских поз, напевной, „завывающей" декламацией, получивших наиболее яркое выражение в актерском искусстве следующего поколения - Бобура, Дюкло. В 1717 году в труппу театра вступила новая актриса, составившая себе прочную репутацию в провинции - Андриенна Лекуврер. Она с огромным успехом дебютировала в роли Монимы в „Митридате" Расина. Она играла просто, искренне, правдиво и была, по словам Вольтера, „так трогательна, что заставляла проливать слезы".

Если Дюкло была актрисой силы, то Лекуврер преуспевала там, где требовалось тонкое исполнение. Она, подобно Барону, ценила партнера, умела его слушать. И когда в 1729 году старый актер Барон вновь вернулся на сцену, он именно в Лекуврер увидел свою преемницу, радостно с ней общался, но смерть в том же году оборвала его попечение о молодой актрисе, которая тоже трагически рано умерла - через год, будучи 38-ми лет от роду. Весь Париж упорно говорил о том, что была она отравлена великосветской дамой-соперницей - именно так изображена причина ее смерти в мелодраме Скриба „Андриенна Лекуврер". С именем этой актрисы связана еще одна из первых попыток изменения образа трагической героини - в одной из трагедий Корнеля она выходила на сцену в черном платье, лишенном модных вышивок и украшений (как это было принято) и без парика, с распущенными волосами. Трагические актрисы в это время выступали всегда в пышных придворных платьях.

Вся история развития драматического театра, история борьбы различных театральных и литературных направлений отразилась в его репертуаре, в его актерской школе. В течение всего XVIII века театральный классицизм отступал и преображался. Актеры нового поколения М. Барон, А. Лекуврер, М. Дюмениль, А. Лекен, сохраняя старые черты актерской школы, стремились вместе с тем и к ее обновлению - к большей психологической оправданности декламации, к большей естественности сценического поведения. Однако благородному величию и монументальности театрального классицизма пришлось уступить свое место галантной эротике, изысканной декоративности и орнаментальности. В этом стиле играли на театре Гранваль, м-ль Госсен и м-ль Данжевиль. Гранваль был изыскан - он в совершенстве владел секретом „мариводажа" - галантного великосветского жаргона XVIII века. Он перенес на сцену атмосферу аристократических салонов. Но реалистическая манера исполнения все активнее вытесняет классическую манеру актеров старого поколения: актриса Дюмениль, с которой никто не мог сравниться по силе воздействия на зрительный зал, играя в трагедиях классицистов, в трагедиях Вольтера, умела заставить зрительный зал плакать, создавая образы „трагических матерей". Она, играя царственных особ, не ходила чинно и размеренно, но, защищая сына от руки убийцы, вмиг, одним прыжком, оказывалась рядом с ним, восклицая со слезами на глазах: „Остановись, варвар, это мой сын!" Зал трепетал. Она могла нарушить все правила придворного этикета и, например, ползти вниз по ступеням гробницы, опять-таки играя царицу. Ползти царице! И это в придворном театре! Эта актриса играла инстинктом и потому была превосходна во всех ситуациях и во всех драмах, где царила страсть. Она умела повергнуть публику в страх и ужас, в скорбь и восхищение. Клерон - еще одно блистательное имя театра, за ней Последовал Анри-Луи Лекен - любимый актер и ученик Вольтера, проделавший над собой громадную работу, постоянно совершенствующий свое мастерство, он стал одним из ведущих „первых актеров" театра, хотя его внешность не располагала, казалось бы, к главным ролям. Искусство Лекена отрицало галантную красивость и изнеженную грацию. Его стихией была суровая мощь, энергия, динамика страстей. Он был первым актером, который жил чужими мыслями (т. е. героев) как своими. Он переиграл все вольтеровские роли. В 1759 году Лекен начинает и режиссерскую работу в „Комеди Франсез". Получив в свое полное распоряжение обширную сцену, Лекен, прежде всего, отбросил стандартную декорацию „дворца вообще", в которой исполнялись все трагедии, независимо от их содержания. Он ввел обыкновение ставить всякую новую трагедию в особой декорации, и даже менять их, если того требовала пьеса. Он обращал большое внимание и на мизансцены трагедии. Обыкновенно актеры выходили на первый план (авансцену) и там произносили свои монологи. Лекен начал располагать актеров на разных планах сценической площадки живописными группами, стал вводить переходы. Его смерть 8 февраля 1778 года была исключительно трагической утратой для французского театра. Она произошла незадолго до кончины его учителя Вольтера. Последний приехал в Париж после многолетнего отсутствия в самый день похорон Лекена и лишился чувств при вести о его кончине. Но у него были продолжатели и ученики.

В годы французской революции (1789–1794) „Комеди Франсез" был переименован - и стал называться „Театром Нации". Политическая борьба во время революции привела к расколу труппы (в 1792 году). Уже к концу 1789 года в театре наметились две противоположные политические группировки. Сторонники революции и патриотического репертуара сгруппировались вокруг молодого актера Тальма. В группу „черных", то есть актеров-роялистов, не выносящих того, что партер их театра заполняется чернью, входили многие ведущие актеры театра. Формальным поводом для окончательного раскола послужила история вокруг спектакля „Карл IX". Эта пьеса 33 раза успешно шла на сцене. Ее трактовка была революционной, то есть антимонархической. Актеры-роялисты добились того, чтобы ее сняли из репертуара. Но зрители, среди которых были Дантон, Мирабо, депутаты департаментов, масса революционного народа, бурно вмешались в дела театра. Две тысячи человек перед спектаклем кричали: „Карла IX!" Спектакль пришлось возобновить, но дирекция театра воспользовалась болезнью актрисы Вестрис и отъездом актера, игравшего кардинала. Тогда перед зрителями выступил Тальма. Он заявил, что спектакль состоится во что бы то ни стало - актриса Вестрис из патриотических чувств будет играть, несмотря на болезнь, а роль кардинала он сам. Тальма, попросту прочтет по тетрадке. Овации зрителей были бурными. Спектакль состоялся. Конфликт Тальма с труппой принимал зловещие масштабы. Разъяренный ведущий актер дал ему пощечину, после чего последовала дуэль. Актеры-роялисты приняли решение об исключении Тальма из труппы театра, что вызвало грандиозный скандал в зрительном зале вплоть до вмешательства городских властей. В такой ситуации, естественно, совместное существование было невозможно. Революция прошла и через главный театр Франции. Актер Ф. Ж. Тальма (1763–1826), величайший французский актер, увлеченный гражданскими тенденциями в искусстве, воплотивший героико-революционную направленность в своем творчестве, вместе с Ж. Б. Дюгазоном, Ф. Вестрис оставили „Комеди Франсез" и организовали „Театр Республики". В этом театре шел „якобинский репертуар". Тальма играл роли тирана Генриха VIII в пьесе Шенье, а также роли справедливого судьи, борца против аристократии, народного героя, патриота. Его герои боролись за справедливость. Но он не был настолько революционером, чтобы забыть об устойчивых, охранительных тенденциях своего искусства. После контрреволюционного переворота 1794 года на сцене „Театра Республики" появились антиякобинские пьесы.

В январе 1793 года актеры „Театра Нации", то есть „Комеди Франсез", незадолго до казни Людовика XVI показали пьесу „Друг законов". Ее центральные образы были карикатурой на Робеспьера и Марата. Спектакль, естественно, столь же пылко принимался сторонниками монархии. Но якобинский „Листок общественного спасения" гневно требовал закрытия этого театра как „нечистого притона", в котором господствует „прусское и австрийское прихвостье". В результате Комитет общественной безопасности вынес решение о закрытии „Театра Нации" и об аресте его актеров. Актеры, оставшиеся в „Театре Нации", были в 1793 году арестованы якобинскими властями за постановку „реакционных пьес" и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794 году.

В 1799 году обе части труппы вновь объединились, и театр получил свое прежнее историческое название. „Московский декрет" Наполеона 1812 года еще раз утвердил внутреннюю структуру театра „Комеди Франсез", что впоследствии было подтверждено постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910 годов, а также укрепил положение театра как привилегированного и подчиненного органам государственной власти.

В начале XIX века „Комеди Франсез" по-прежнему представлял образцовую национальную драматургию и занимал охранительно-консервативные позиции в искусстве. В трагедиях национальных Драматургов Лемерсье и Ренуара играли ведущие актеры театра:

Тальма, Дюшенуа, Жорж, Лафон, Марс. Тальма - по-прежнему, один из крупнейших актеров французского театра. В это время он играет преимущественно героев шекспировских трагедий. В последние годы жизни Тальма активно занимается педагогической практикой. В канун революции 1830 года на сцене театра ставились романтические драмы Виктора Гюго. Героическая тема перед революцией 1848 года звучала в творчестве знаменитой актрисы Рашель. Затем наступил в театре период „затишья", когда на сцене игрались пьесы мещанского толка драматургов Э. Скриба, Э. Ожье, легкие и развлекательные пьесы А. Дюма-сына, В. Сарду. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской коммуне была вынуждена после 1871 года оставить театр. В искусстве других трагедийных актеров конца XIX века - Сары Бернар, Ж. Муне-Сюлли усилились черты академизма и стилизации. В это же время активно ставилась комедия, в которой играли много талантливых актеров - наиболее блистательные из них Го и Коклен. Их роли отличались чеканностью отделки, строгой логичностью, умением раскрыть особенный характер героя.

В конце XIX века на сцене прославленного театра идут произведения драматургов-реалистов - Бека, Франса, Ренара, позднее - Фабра. Расширяется и классический репертуар - в него включаются произведения П. Мериме, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Конец XIX - начало XX века, как и в других европейских культурах, ознаменовался формированием режиссерского театра - фигура режиссера как создателя спектакля приобретает огромный вес и значение. Значительным событием для „Комеди Франсез" в 30-х годах XX века было приглашение на постановку таких крупных режиссеров, как Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. С именем этого театра связано творчество и других выдающихся актеров и режиссеров современного театра - Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йонелля, Б.-М. Бови, Б. Бретти и др.

Старейший национальный театр Франции называют еще и „Домом Мольера" - ведущие французские актеры и режиссеры всегда работали в нем. Это - честь и ответственность. На его сцене всегда присутствует французская и европейская классика. Театр „Комеди Франсез", пожалуй, можно сравнить с нашим Малым театром - „Домом Островского". Такие театры всегда остаются в сознании соотечественников образцовыми, эталонными, хранящими лучшие театральные традиции своей культуры.

«Комеди Франсез», или «Театр Франсе», - старейший не только во Франции, но и в мире национальный театр; расположен в Париже, на улице Ришелье. Кроме основной сцены дает спектакли и в театре «Одеон».

Как Малый театр в Москве неофициально называют Домом Островского, так и «Комеди Франсез» - это Дом Мольера, хотя театр был основан в 1680 г., т. е. уже после смерти Мольера. Дело в том, что в первую труппу «Комеди Франсез» (27 человек) вошли осиротевшие актеры театра Мольера, соединившись с прежними своими постоянными соперниками - актерами театра «Бургундский отель» (см. Французский театр). Мольер на многие годы вперед определил и репертуар «Комеди Франсез». За 300 с лишним лет здесь поставлено все, написанное великим драматургом. Но играют не только Мольера. Благодаря дотации, получаемой от государства, театр всегда имел возможность приглашать в труппу лучших актеров страны, а также включать в репертуар лучшие пьесы. Это преимущественно французская классика. Для современного автора постановка его пьесы на сцене «Комеди Франсез» в сущности означает официальное признание.

Одна из исполнительских традиций, утвердившихся на прославленной сцене, - искусство «его величества Слова», обостренное чувство и мастерство речи, безупречная дикция, умение сосредоточить в слове весь смысл происходящего и в то же время придать ему чисто музыкальную красоту звучания. Искусство декламации до сих пор остается одним из основных критериев сценической игры, по которым оценивается актер.

История «Комеди Франсез» - это история театрального искусства во Франции. Значительное влияние оказал «Комеди Франсез» на европейский театр, и в частности на становление и первоначальное развитие русского театра. На этой сцене выступали Мишель Барон и Адриенна Лёкуврёр, Франсуа Жозеф Тальма и Элиза Рашель, Жан Муне-Сюлли, Бенуа-Констан Коклен и Сара Бернар. Здесь были продолжены традиции французского классицизма XVII в. - великих мастеров трагедии Ж. Расина и П. Корнеля. В XVIII в. здесь ставились произведения просветителей - Вольтера, Д. Дидро, ратовавших за воспитание и просвещение народа средствами театра, и их последователя - блистательного комедиографа П. Бомарше. Стены «Комеди Франсез» помнят яростную политическую борьбу в годы Великой французской революции 1789-1799 и не менее яростное сражение художественных и эстетических идей в 1830 г. на представлении романтической драмы В. Гюго «Эрнани». Битву за «Эриаии» вели представители романтизма со сторонниками классицизма, не желавшего сдавать свои позиции. И наконец, уже в XX в. появление режиссуры вновь взорвало цитадель актерских традиций, следуя которым актеры сами для себя ставили спектакли и этим тормозили свое творческое развитие.

Советские зрители имели возможность познакомиться с искусством актеров прославленного театра во время неоднократных гастролей «Комеди Франсез» в СССР.

комеди франсез

"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" (Comedie-Francaise) (официальное название "Театр Франсе" Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен, Л. Жуве, Ж. Л. Барро и др. Сохраняя в репертуаре произведения Мольера, П. Корнеля, Ж. Расина, П. Бомарше, театр верен классическим традициям.

Комеди Франсез

«Комеди Франсез» (Comédie-Française) (официальное название ≈ «Театр Франсе», «Théâtre-Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр «Бургундский отель». В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, Л. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение литературной драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, «К. Ф.» завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие «К. Ф.» тормозилось консервативными позициями королевского двора. В течение 18 в. в театре происходил процесс размежевания между придворно-дворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма. «Вольтеровские» актёры А. Лекуврёр, М. Дюмениль, И. Клерон, А. Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к психологической оправданности декламации, сценического поведения. В годы Великой французской революции «К. Ф.» называли «Театром Нации». Политическая борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы. Актёры Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис оставили «К. Ф.» и организовали «Театр Республики». В 1799 обе части труппы вновь объединились, и театр получил прежнее название. В канун Июльской революции 1830 на сцене «К. Ф.» ставились прогрессивные романтические драмы В. Гюго. Героическая тема с большой силой прозвучала перед революцией 1848 в творчестве актрисы Э. Рашель. С 20-х гг. 19 в. на сцене «К. Ф.» утвердились пьесы, где романтической героике противопоставлялось прославление буржуазной морали (Э. Скриб, в 40≈50-е гг. ≈ Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Крупнейшие актёры театра в 19≈начале 20 вв. ≈ Жорж, Марс, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли.

Реалистические традиции развивались главным образом комедийными актёрами ≈ Э. Ф. Ж. Го, Б. К. Кокленом и др. В конце 19≈начале 20 вв. в «К. Ф.» стали ставиться произведения драматургов критического реализма ≈ А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее Э. Фабра и др. В 1930-е гг. здесь работали режиссёры Ж. Коно, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. В «К. Ф.» сформировалось творчество крупнейших актёров и режиссёров современного французского театра ≈ М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкса и др. Верность классическим традициям препятствовала проникновению в театр формалистических декадентских течений. В репертуаре «К. Ф.» широко представлены произведения П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. Среди ведущих актёров театра (1950≈60-е гг.) ≈ Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенье, Ж. Берто и др. Театр гастролирует за границей (в 1954, 1964, 1969, 1973 выступал в СССР).

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.≈ Л., 1939; Бояджиев Г. Н., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960; История западноевропейского театра, т. 3, 5, М., 1963≈70: Valmy-Baysse J., Naissance et vie de la Comédie-Française, P., 1945; Bretty В., La Comédie-Française a l"envers, P., 1.1957].

Е. Л. Финкельштейн.

Википедия

Комеди Франсез

«Комеди́ Франсе́з» , известный также как Теа́тр-Франсэ́ или Францу́зский Теа́тр - единственный во Франции репертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа, в 1-м административном округе города, во дворце Пале-Рояль. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV . Театр имеет также неофициальное название «Дом Мольера», поскольку до учреждения «Комеди Франсез» во дворце Пале-Рояль с 1661 по 1673 год выступала труппа Мольера.

Комеди Франсез в Париже ― это одно из крупнейших достояний мирового театрального искусства. Конечно, он не так известен, как его ближайший сосед ― Гранд Опера ― но многие театралы считают своим долгом хотя бы раз в жизни посетить это место.

Театр Комеди Франсез

Многие знатоки знают это место под более распространенным именем ― Французский Театр. Люди, владеющие мелодичным языком, называют его Comédie-Française. Наконец, в некоторых источниках можно встретить и совсем необычное наименование ― Театр-Франсэ. Но таким известным театр стал не из-за многообразия названий и даже не из-за своего репертуара, наполненного огромным количеством интересных пьес.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Официальный сайт театра гласит, что это первое заведение подобного рода, финансируемое с бюджетных денег правительством. Причина этого доподлинно неизвестна, но некоторые считают, что театр внесен в список культурных памятников страны. Что и не удивительно, если учитывать его долгую и разнообразную историю.

Расположено культурное наследие в не менее известном дворце Пале-Рояль, находящемся в первом округе Парижа ― старейшем из всех, сохранившихся до наших времен.

Комеди Франсез в Париже официальный сайт

Конечно, в романтической столице люди бывают не каждый день. Такое путешествие ― настоящий праздник для всей семьи, но даже дату поездки театралы планируют таким образом, дабы попасть на самые интересные спектакли. И для этого они смотрят, как работает великий Комеди Франсез в Париже на официальном сайте.

Как и почему так называется башня в Париже?

На данном ресурсе можно посмотреть время выступлений на ближайший месяц, полюбоваться антуражем волшебного места или даже заказать билеты. Кроме того, там вы сможете услышать великую историю театра из первых уст, рассказанную его владельцами, предками основателей и даже актерами.

Но учтите: поскольку географически он расположен во Франции, его страничка также на французском. Как и все выступления, впрочем.

Комеди Франсез репертуар

Конечно, театр Комеди Франсез любят не только за его богатую историю. Его отличительной чертой считаются талантливые актеры и режиссеры, вместе пишущие новые строки в книге этого места. Его коллектив давно позволил себе отойти от традиций, ведь большинство театральных постановок во Франции создается по принципу антрепризы.

Это частные постановки, где главные роли исполняют непостоянные актеры. Обычно такой коллектив не слишком большой ― около 2-5 человек.

Но если бы этот театр также следовал традициям, он не был бы столь великим. Его владельцы собирают таланты со всего мира, постоянно приглашая иностранных режиссеров. Благодаря этому репертуар коллектива колеблется от драм до комедий.

Создание театра Комеди Франсез

Создавался театр Комеди Франсез на почве масштабной трагедии: смерти Мольера. Этот комедиограф успел завоевать сердца тысячи поклонников, поэтому его безвременная кончина оставила многих в скорби. Но самый сильный удар это нанесло его театру, оставшемуся в гордом одиночестве. Их конкуренты ― Бургундский Отель ― не преминули воспользоваться такой возможностью, начав постепенно уничтожать популярность труппы.

Статуя свободы в Париже

Но этому не суждено было случиться. Людовик XIV в 1680 году издал декрет, в котором приказал объединить оба заведения в одно. И практически в этот же день новый коллектив уже выступил на сцене. Просуществовал он недолго ― уже в 1793 году труппу арестовали, а их детище закрыли, объявив незаконным.

Новую жизнь театру дал Наполеон, в 1812 году утвердив новый Устав коллектива, действующий до сих пор. С того времени практически никаких структурных изменений в театре не было.

Актеры театра Комеди Франсез

Сара Бернар

Комеди Франсез в Париже славится и своим актерским составом ― кажется, будто в одном месте и в одной эпохе собрались все великие таланты нашего мира.

На его сцене в разные эпохи играли такие звезды как:

  • Сара Бернар.
  • Клерон.
  • Жорж Рашель.
  • Эдмон Го.
  • Жак Тожа.
  • Леонтина Фей.
  • Луи Сенье и другие.

Мартин Шевалье

Современный актерский состав практически не уступает старой гвардии. На сцене можно увидеть таких людей как: Мартин Шевалье, Вероника Велла, Мишель Фавори, Анна Кеслер, Сесиль Брун, Сильвия Берге, Бруно Рафаэль, Алан Ленглед, Флоренс Виала ― и иных звезд современной сцены.

В труппе есть как молодые девушки, так и взрослые мужчины, поэтому набор возможных ролей огромен. Коллектив насчитывает 54 актера, поэтому режиссерам есть, где разыграться.

Купить билеты в Комеди Франсез

Попасть в Комеди Франсез в Париже сможет далеко не каждый, и дело даже не в сумме за представление. Напротив, она довольно невелика ― самая дорогая цена за просмотр постановки составляет 39 евро. Чаще встречаются более дешевые места.

Монпарнас: башня Парижа

Но, чтобы получить билет, придется отстоять огромную очередь, так как театр пользуется огромной популярностью как среди туристов, так и среди местных. Обычно места раскупаются на несколько месяцев вперед, а в особо загруженные часы ― за полгода.