Марк Твен "Приключения Тома Сойера": описание, герои, анализ произведения. Сочинение на тему: «Марк Твен и его любимые герои История написания «Приключений Тома Сойера»

Крутяк! 2

Марк Твен один из самых известных писателей прошлого столетия. Сэм Клеменс родился в небогатой семье в 1835г. После того, как умер его отец, он был вынужден жить и зарабатывать самостоятельно. Сначала он освоил типографское ремесло, затем поступил в ученики к лоцману, мечтая водить большие двухтрубные пароходы по водам Миссисипи. Но тяга к переменам не позволяла будущему писателю долго оставаться на одном месте. Через какое-то время он оказывается в Калифорнии в артели золотоискателей. Именно здесь произошел поворот в судьбе Сэма Клеменса: он стал писателем.

Вечером, сидя у костра, после тяжелой работы золотоискатели любили рассказывать истории. Одну из них о Джиме Смайли и его дрессированной лягушке Клеменс записал и ее напечатали в местной газете. Так появился писатель Марк Твен.

В 1876г. вышел в свет роман «Приключения Тома Сойера». Изначально книга задумывалась как произведение для взрослых и призвана была показать читателям недостатки американского общества того времени. Но мир детей в романе описан с такой любовью и так убедительно, будто сам автор участвовал во всех их проделках. Поэтому книга стала любимой для многих поколений детей.

Главный герой - двенадцатилетний мальчишка из провинциального городка. Непоседа и озорник, он вынужден ежедневно выслушивать благочестивые наставления в школе и дома. Том мечтает о приключениях, путешествиях и зарытых кладах. Он все превращает в игру, будь то покраска забора, церковная служба или помощь беглому негру. Благодаря искрометной энергии мальчик попадает в самые невероятные ситуации. Том - врун и проказник, но столкнувшись с несправедливостью, он интуитивно находит правильное решение.

Том любит читать, его захватывают приключения пиратов, но все же, любимый герой - Робин Гуд, помогающий беднякам. Мальчик от всего сердца сочувствует тем, кто несправедливо обижен. У Тома множество незаурядных способностей. Он сообразителен и предприимчив. Ему удается вдохновлять своих друзей на всяческие проделки и рискованные поступки. Присущи Тому и рыцарские качества - он берет на себя вину Бекки Тэтчер и терпит за нее наказание, а заблудившись в пещере, утешает и поддерживает девочку.

И все же, любимый герой Марка Твена, по признанию самого автора, вовсе не Том Сойер, а Гекльберри Финн. Том выдумщик и фантазер, он переносит свои игры на реальную жизнь. Гекльберри живет совсем в других условиях. Беспризорная жизнь заставила его быть практичным и проявлять здравый смысл. Гек живет вольно и независимо. Оказавшись на острове, прекрасно справляется в одиночку: устраивает ночлег, ловит рыбу. Последующая встреча с Джимом изменяет жизнь мальчишки, она становится определяющей в его судьбе и становлении душевного мира. Если все приключения Тома происходят в маленьком городке, то глазами Гека, когда тот путешествует с Джимом по Миссисипи, читатель видит жизнь Америки того времени. Рабство еще не отменено. Скитающийся в лохмотьях Гек видит себя белым человеком, а негра Джима - беглым рабом.

Жизнь ставит мальчика перед серьезным выбором. Он считает своим долгом выдать Джима, но несмотря ни на что, остается верным своему другу. И хотя Гек так и не понимает, что рабство - это огромная несправедливость, он отважился пойти против закона во имя дружбы.
Несмотря на то, что характеры главных героев книги такие разные, мальчишки с честью выдержали испытания жизненными трудностями, богатством и славой и остались настоящими друзьями.

Ещё больше сочинений на тему: «Марк Твен и его любимые герои»

Общеизвестно, что настоящее имя американского писателя Марка Твена – Семюель Ленгхорн Клеменс. Марк Твен был популярным еще при жизни, какой-либо фабрикант в его честь даже ваксу выпустил с его именем, а газеты его называли «второй знаменитостью Америки». «Слухиа о моей смерти преувеличены» такие телеграммы получили газетчики от автора, на который напечатали некролог (сообщение о смерти). Конечно, это был сам Марк Твен – непревзойденный юморист в свое время. Он и в самом деле едва не погиб – попал в автокатастрофу, но выжил.

Он жив и до сих пор! Миллионы детей читают его произведения и смеются, угадывая в том или другом герое себя, а взрослые просто возвращаются в собственное детство. Такое чудо делает книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (вышла в 1875 году), которую автор задумал как пародию на вежливых девочек и вежливых мальчиков.

Продолжение историй о Геккельберри Финне и Томе Сойере писатель напишет лишь через десять лет. И сейчас остаются популярными такие произведения Марка Твена, как повесть «Принц и нищий», повесть «Жанна Д’арк», роман «Янки при дворе короля Артура», сатирический и юмористический рассказы.

История о двух пареньках – выдумщике и фантазере Томе Сойере и его верного друга и оруженосца Гека Финна – захватывала не одно поколение читателей. Очень мало обнаружится взрослых, которые бы не читали «Приключения Тома Сойера». Эта повесть принадлежит к тем книжкам, которые читают в детстве и перечитывают во взрослом возрасте, находя остроты, которые потерялись через детское безрассудство.

Эта книга – разнообразная и многоцветная – умело написанное произведение и одновременно пародия на «страшные» детские книжки. Это рассказ о людях, которые живут в провинции, они заражены скукой, святошеством, глупыми предрассудками, но вместе с тем – это поэма о довольно добрых людях.

В произведении Марка Твена (Семюэла Клеменса) «Приключения Тома Сойера” идет речь о ребятах, которых удручает школа и церковь, но все же таки им удается жить свободной и счастливой жизнью.

Том и Гек – не безрассудные головорезы. Ребята помогают людям и даже спасают их. Если бы не неугомонность Тома, Бекки осталась бы в пещере, если бы ребята не пошли на кладбище, Мефа Поттера казнили бы за преступление, которое он не творил, если бы Гек не позвал на помощь, вдову убили бы.

Том неповторимый – как бы нам не хотелось, сложно было бы повторить его «подвиги», но мы видим в образах Тома и Гека собственные черты, черты своих друзей, находчивых неугомонных фантазеров. Так как целью писателя было не только развлечь ребят и девушек, но и «напомнить взрослым, какими они были сами когда-то, что ощущали, как разговаривали и в какие странные авантюры попадали».

Произведения Марка Твена не обременяют моралью, что «помахивает куценьким хвостиком в конце каждого произведения», так как, возможно, сами являются моральными. И их нравственность заключается в том, чтобы жить свободно от предрассудков и проблем, которые нам навязывают другие, весело и просто. И тогда придет счастье – «будь более простым, и к тебе потянутся люди». Но это лишь одна мысль из тысяч мыслей по этому поводу, так как любой из нас находит что-то свое в этой книжке.

Источник: litrasoch.ru

Твен Марк (псевдоним Самуэля Ланггорна Клеменса) - американский писатель. Родился в семье мелкого торговца. Марк Твен это псевдоним его профессионального занятия. Он работал лоцманом на Миссисипи. Оставался затем до конца жизни страстным противником рабовладения.

Свою литературную деятельность Т., как и большинство американских писателей начал с журналистики. Он писал очерки, печатал их в журналах («Простаки»).

Твен защищал демократические свободы, пропагандировал разумное отношение к действительности, боролся с предрассудками, скептически относился к фанатической вере, набожности. «Путешествие капитана Стронфилда в рай» – о современном американце, жизнь в раю для которого однообразная, скучная, пища постная, выпивки нет, азартных игр нет, курить нельзя. Капитан убеждён, что далеко не благая жизнь на Земле интереснее скучной в раю.

Марк Твен первым среди американских писателей ездил по стране и выступал как чтец, вёл огромную корреспонденцию. Человек с блестящим чувством юмора, но юмор у него специфичный. Юмор проявляется не столько в языке, в стилистических приемах, сколько в комических ситуациях (в «Приключениях Тома Сойера» на выпускном опустили кошку на голову учителю, «Укрощение велосипеда»).

Творчество Твена очень разнообразно. Он оставил более 25 томов произведений различнейших жанров, от легких очерков до толстых исторических романов.

Твен начал писать в 60-х гг., в период экономического подъема США. Вера в американскую демократию, в превосходство американской конституции над европейской государственностью красной нитью проходит сквозь все его произведения раннего периода. Он саркастически высмеивает нравы и обычаи Старого Света («Простодушные за границей», «Путешествие за границу»).

Мировую славу Т. создали романы о Томе Сойере и его товарище Геккльберри Финне. Первый из этих романов - «Приключения Тома Сойера»- прозвучал свежим и новым словом в американской литературе для юношества. Юные герои романа Т. наделены предприимчивостью, смелостью и воображением, переживают различные приключения, совершают «подвиги», - они увлекают своей энергией и непосредственностью. Все это делает понятным, почему Том Сойер был и остается до сих пор одной из любимых книг юношества всех стран и с увлечением читается также и взрослыми. Продолжением «Тома Сойера» служат «Приключения Геккльберри Финна».

Здесь очень ярко разработаны образы обоих мальчиков. Это не только живые и яркие индивидуальные характеры, но и представители определенной социальной среды. Буржуазный мальчик Том Сойер противопоставлен Гекку - сыну пьяницы и бродяги, презирающему буржуазную мораль. Другие известные романы: «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура».

Новаторской и поистине великолепной страницей в творчестве Марка Твена стали его «Приключения Тома Сойера» (1876). В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками. И описанный в книге городок Сент-Питерсберг очень похож на городок Ганнибал, в котором родился и вырос писатель.

В герое книги выпячиваются черты маленького дельца, он предстает своего рода миниатюрной «моделью» типичных американских бизнесменов. Разве не мечтает Том разбогатеть? Разве не ищет он выгоды от окраски забора? Разве не скупает он билетики, позволяющие завоевать почетное место в воскресной школе?

Том Сойер добрый, щедрый, отчаянный выдумщик. С друзьями отбывает на остров, играет в Робин Гуда. Все их ищут. Во время поминальной службы по ним они появляются в церкви.

С безупречной правдивостью автор воспроизводит внутренний мир юных человеческих существ, которые еще не утратили душевной чистоты и поэтической прелести. Твен обладал гениальной способностью понимать детей, знал их характер, их психологию.

Совершенно очевидно, что юмор в «Приключениях Тома Сойера» играет важную роль. Без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям.

Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского городка Санкт-Петербург, товарищи по играм и забавам, которые то и дело рождает их неуемная фантазия. Том Сойер - сирота. Его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать - хотя то и дело нарушает их, вызывая негодование тетушки.

Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Ну кто еще, получив в наказание задание побелить длиннющий забор, смог бы повернуть дело так, что забор покрасят другие мальчишки, да к тому же оплатив право принять участие в столь увлекательном мероприятии «сокровищами»: кто дохлой крысой, а кто обломком зубной гуделки. Да и получить Библию в награду за превосходное звание ее содержания, на деле не зная ни строчки, тоже далеко не каждый сумеет. А вот Том смог! Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное - это стихия Тома. Много читая, он стремится и собственную жизнь сделать такой же яркой, как та, в которой действуют герои романов. Он пускается в «любовные приключения», устраивает игры в индейцев, пиратов, разбойников. В какие только ситуации ни попадает Том благодаря своей бьющей ключом энергии: то ночью на кладбище становится свидетелем убийства, то присутствует на собственных похоронах.

Иногда Том и в жизни способен на почти героически поступки. Например, когда принимает на себя вину Бекки Тэчер - девочки, за которой неловко пытается ухаживать, - и выдерживает порку учителя. Он обаятельный парень, этот Том Сойер, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.

Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского городка Санкт-Петербург, товарищи по играм и забавам, которые то и дело рождает их неуемная фантазия. Том Сойер - сирота. Его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать - хотя то и дело нарушает их, вызывая негодование тетушки.

Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Ну кто еще, получив в наказание задание побелить длиннющий забор, смог бы повернуть дело так, что забор покрасят другие мальчишки, да к тому же оплатив право принять участие в столь увлекательном мероприятии «сокровищами»: кто дохлой крысой, а кто обломком зубной гуделки. Да и получить Библию в награду за превосходное звание ее содержания, на деле не зная ни строчки, тоже далеко не каждый сумеет. А вот Том смог! Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное - это стихия Тома. Много читая, он стремится и собственную жизнь сделать такой же яркой, как та, в которой действуют герои романов. Он пускается в «любовные приключения», устраивает игры в индейцев, пиратов, разбойников. В какие только ситуации ни попадает Том благодаря своей бьющей ключом энергии: то ночью на кладбище становится свидетелем убийства, то присутствует на собственных похоронах.

Иногда Том и в жизни способен на почти героически поступки. Например, когда принимает на себя вину Бекки Тэчер - девочки, за которой неловко пытается ухаживать, - и выдерживает порку учителя. Он обаятельный парень, этот Том Сойер, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.

Совсем иначе дело обстоит с ближайшим другом Тома, Геком Финном.

Он сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребенка. Гека никто не заставляет ходить в школу. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное - быть свободным, всегда и во всем. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной», - заключает писатель. Гека бесспорно привлекают занимательные игры, выдумываемые Томом, но дороже всего Геку личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя не в своей тарелке, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек во втором романе уже один предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город.

В благодарность за спасение от мести индейца Джо вдова Дуглас взяла Гека на воспитание. Слуги вдовы умывали его, причесывали гребнем и щеткой, каждую ночь укладывали его на отвратительно чистые простыни. Ему приходилось есть при помощи ножа и вилки и посещать церковь. Несчастный Гек выдержал лишь три недели и исчез. Его искали, но без помощи Тома вряд ли смогли бы найти. Тому удается перехитрить простодушного Гека и вернуть его на какое-то время к вдове. Тогда Гек мистифицирует собственную гибель. Сам же садится в челнок и плывет по течению.

Во время путешествия Гек тоже переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, прежде всего ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным. Наверное, поэтому сам Марк Твен видел в нем героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.

Сочинение

Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О тех реальных людях, которые в качество персонажей выведены на страницах «Тома Сойера», литературоведам удалось кое-что разузнать (а кое-что сообщил сам Твен), и выяснилось, что в жизни они были не совсем такие, как в повести. Ну, например, вдову Дуглас в действительности звали миссис Холлидей, и она вправду отличалась гостеприимством, заботливостью и щедростью. Но в повести Твен умолчал, что этой миссис Холлидей больше всего в мире хотелось снова выйти замуж, она заманивала к себе возможных женихов, намного ее моложе, и еще гадалок, которым всегда сообщала, что в юности ей напророчили трех супругов, а пока был только один.

Миссис Холлидей была по-своему симпатичная, радушная женщина - это в книге осталось, а вот о том, насколько убогими мыслями и желаниями она жила, Твен решил не упоминать. В «Томе Сойере» буквально каждая глава должна была светиться радостью. А если на горизонте героев появлялись предвестия бури, то и буря в конечном счете оказывалась нестрашной - быстро проносилась, не причинив ущерба, и мир снова сиял первозданной красотой. И люди должны были быть под стать такому миру - чуточку смешные, добрые и ласковые, ну разве что за исключением Индейца Джо да еще учителя Доббинса.

Под пером другого писателя, наверное, дала бы себя почувствовать умиленность этой кажущейся гармонией, а стало быть, пробилась и неверная нота. Но ничего этого нет у Твена. Он описывал историю своих ранних лет, и в главном он был верен правде. До него американская литература не знала художника, способного с подобной неукоснительной верностью воссоздать мысли, интересы, побуждения, чувства, весь строй души совсем еще юного героя, у которого, однако, свои твердые понятия об окружающей жизни, свой взгляд на вещи, свод логика. Нам эти понятия и эта логика могут показаться наивными, забавными, могкет быть, и нелепыми, но мы и на секунду не усомнимся в том, что подростки, жившие в Санкт-Петербурге ла Миссисипи, могли думать и чувствовать только так, как показал Твен,

И сотого мы как бы вес время рядом с ними, деля все их тревоги и радуясь всем их удачам. Это мы сами, а не только Том с Геком, погружаемся в звенящую тишину летнего полдня. И ищем сокровища в.та и их таенных опустевших домах горожан, которые разъехались кто на Запад, кто на Юг. И подкладываем ужей в рабочую корзинку тети Полли, наслаждаясь ее испуганными кринами. И томимся в воскресной школе, придумывая что-нибудь необыкновенное,- прорываем подземный ход, ведущий через два океана прямехонько в Китай, вывешиваем черный пиратский флаг на корме полусгнившей барки, которой доберешься разве что до Джексонова острова посредине реки.

Эгог пустынный остров лежал в миле от Ганнибала, и Сэм с приятелями проводил там дни напролет. Назывался он остров Глескока. Во времена детства Твена на нем жили тысячи черепах - порывшись в горячем песке, легко было набрать целую сковородку мелких яиц,. Б заводях кишела крупная рыба, ее можно было поймать удочкой и даже рубашкой.

А когда остров, приютивший трех знаменитых пиратов из Санхт-Петербурга - Тома, Гека и Джо Гарпера, - был исхожен вдоль к поперек, в запасе всегда оставалась пещера Мак-Дугала, где будут плутать Том и Бекки и найдет свой конец Индеец Джо. Это была пещера Маигдоуэлла в двух милях на юг от Ганнибала. Говорили, что в свое время она служила укрытием разбойников, орудовавших на Миссисипи, потом - сборным пунктом шайки Мореля, той, которая занималась сманиванием и перепродажей рабов. Да и много других страшных историй рассказывали про эту пещеру, нескончаемыми галереями ухо-диввтую глубоко под землю, так что ни один человек не знал ни ее точного плана, ни всех ее тайн.

Кажется, чего было проще - припомнить разные разности из д,алекс»й детской норы да и описать все так, как происходило с самим автором, когда он был десятилетним мальчиком в ткхом городе Ганнибале. Но и книга получилась бы другая. Получились бы мемуары. Если их пишет незаурядный человек, они бывают удивительно интересными. У Твена тоже есть книга воспоминаний - «Автобиография». Это прекрасная книга, умная, богатая наблюдениями и иронией. И все-таки во всем мире читают прежде всего «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геклъберри Финна». Их читают уже целый век. Сегодня их любят не меньше, чем его лет назад, когда Том и Гек впервые представились читателю.

Наверное, все дело в том, что эти повести - больше, чем автобиография Сзмюэла Клеменса, который их написал. В них есть то, что не умирает со смертью человека, который прожил свою жизнь и под старость оглянулся на нее, чтобы снова перебрать и самые радостные, и самые печальные страницы, подводя итог. В них есть чудо искусства.

Художник прикасается к такой ему знакомой и такой на вид безликой, бесцветной провинциальной американской жизни прошлого столетия. И за ее скучной размеренностью он обнаруживает удивительное богатство. Однообразие бестревожного быта вдруг расцвечивается яркими красками не книжной, а. истинной романтики. Мир овеян тайной, в нем все захватывающе интересно, неожиданно. И сколько чудес, сколько поразительных случайностей на каждом шагу!

Ничего этого, разумеется, не увидеть, привыкнув к будничности и перестав замечать за нею жизнь - бесконечную, всегда изменчивую, вечно новую в своем переливающемся многоцветье. Для ребенка будничности не существует. Вероятно, в любом сорванце-ветрогоне скрывается художник, потому что ведь и у художника обязательно должно быть это непритупленное, острое зрение, эта способность распознать оттенки и полутона там, где для других господствует лишь одна серенькая л тоскливая тональность.

Оливия Клеменс называла своего седоусого мужа Мальчик - из нежности.

Писатель, создавший книги о Томе и Геке, и впрямь был мальчиком - по обостренности восприятия, по той детской доверчивости к чуду, без которой не было бы самих этих книг.

Кто бы из ганнибальцев мог предположить, что их неказис-стый городишко способен предстать перед миллионами читателей таким редкостно колоритным и притягательным местом, как родина Тома и Гека! Им-то казалось - город как город, неотличимый от тысячи других, разбросанных по американским просторам от океана до океана. А под пером Твена это была сказочная земля. Воздух здесь напоен ароматом цветущих белых акаций, и изумрудными переливами сверкала вымытая июньской грозой зелень на Кардифской горе. Блаженная тишина стояла в летнем воздухе, только пчелы деловит^ жужжали, собирая пыльцу в разросшихся, запущенных садах, Ни дуновения ветерка, густеет дымка зноя, и парят в бездонном небе над широко разлившейся рекой одинокие птицы.

Дремлет природа - лишь постукивает вдали дятел да изредка проскрипит но главной улице телега, неспешно поднимающаяся от пристани к старой кожевне за пустующим трактиром. И весь Санкт-Петербург погружен в эту сладкую дрему, мирный, счастливый городок, пусть его сколько угодно называли захолустьем, где никогда ничего пе случается.

Твену хотелось, чтобы, закрыв книгу, его читатель сохранил ощугценле ничей не нарушаемого покоя, гармонии и счастья. Мы знаем, что в Ганнибале сходили события и постраглнее, чем: нежданная встреча Тона Сойера со своим заклятым врагом Индейцем Джо в лещере. Придет время, и об этих мрачных сторонах жизни своего родного города Твен тоже расскажет - уже в книге о Геке Финне, да и не только в ней. Но в «Томе Сойерс» о них еще гге заходит речи. Том, быть может, и догадывается, что не так-то все лучезарно и празднично в Санкт-Петербурге. Ведь убили же у него на глазах доктора Робинсона, которому для занятий анатомией потребовался труп, хотя в те годы церковь решительно запрещала производить вскрытия. Ведь если бы не его, Тома, смелость, не миновать бы виселицы пи в чем не повинному Меффу Поттсру, которого толпа готова была растерзать, не-дожидаясь суда.

Впрочем, если героя Твена и посещают мысли о том, что жизнь сложна и таит в себе жестокие драмы, то вслух он этих мыслей не высказывает, В конце концов, он всего лишь мальчишка, пока почти и не соприкасавшийся с миром взрослых, живущий собственными интересами, собственными детскими увлечениями и надеждами. А у Тома такой уж характер, что ему бы только играть, выдумывать все новые л новые приключения, отдаваясь им самозабвенно.

Герои, над которыми не властно время... (М. Твен. «Приключения Тома Сойера»)

С раннего детства перед нами открывается мир родной литературы. Но не всегда мы задумываемся над тем, что культура - творение всего человечества, а не одной нации. А значит, и украинская литература -- лишь одна из отраслей на плодоносящем дереве мировой литературы.

В маленьком американском городке Ганнибал, у подножия одного из холмов, спускающихся к Миссисипи, стоит скульптурная группа, изображающая двух мальчиков. Оживленно разговаривая, они идут куда-то в широкий мир, полный чудес, неожиданностей и приключений. их зовут Том Сойер и Гекльберри Финн. Они - герои знаменитых книг Марка Твена. История знает лишь несколько случаев, когда памятники сооружались литературным персонажам - вымышленным людям, что никогда не жили в реальности, порожденным творческой мыслью художника: Шерлоку Холмсу в Англии и Русалочке в Дании.

Скульптура Кардиброрського холма - свидетельство чрезвычайной жизненности образов, созданных великим американским писателем. Для многих поколений читателей Том Сойер и Гек Финн - это живые люди, знакомство с которыми не прошло бесследно. Они давно уже перестали быть героями сугубо литературными, превратившись в «отличных ребят», «своих ребят», «одних из нас». Кажется, время и пространство над ними не властно, потому что и сегодня их можно без труда распознать в пестрой шумной толпе практически любого народа.

Том Сойер и Гек Финн - озорники и выдумщики, мудрецы и простаки, «предприниматели» и романтики, шалуны и людинолюбці. Читая об их приключениях, мы вместе с ними погружаемся в яркий, полный необычных событий, жизни.

«Приключения Тома Сойера» - это гимн детству, переложенный прозой, как отмечал сам Твен. По-раВНОму живут два брата - Том и Сид Сойеры. Примерный мальчик Сид - послушный тихоня и ябеда, живет «по правилам», так, как положено жить в городке порядочному мальчику из правил семьи. А Потому такая жизнь не по вкусу - жители городка считают его хулиганом и лентяем. Начитавшись книг, он хочет быть смелым и справедливым, как герои, о которых он читал. Его любимый герой - легендарный Робин Гуд, герой английских народных легенд и баллад, атаман разбойников, защитник народа.

Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Пусть дома и в школе запрещают дружить с Геком, ведь он невоспитанный, «уличный» мальчишка; пусть все мамаше пренебрегают этого шарпака, говоря, что он «лентяй, озорник и никого не слушается», - для Тома Гек - лучший друг. Вдвоем они ищут приключений.

Замысел нового романа - «Приключения Гекльберри Финна» - возник у Твена еще тогда, когда он заканчивал свою книгу про Тома Сойера. И сразу же пришло убеждение, что в этой новой книге не Том будет главным героем. Марк Твен так и писал одному из своих друзей: «Том Сойер для этого не подойдет». Главным героем нового произведения становится мальчишка-безпритульник, «романтический бродяга» Гек Финн.

Гек любит свои лохмотья,свободный берег реки, бочку, что служит ему домом; Гек не может привыкнуть жить в четырех стенах и спать в постели. Сначала может показаться, что в этом и заключается главное различие между ним и Томом. Но на самом деле различие гораздо глубже - это выясняется в новом романе М. Твсна. Роман о Гека Финна является высшим достижением Тве-на-юмориста, Твена-бытописателя, Твена-психолога, Твена-мастера стиля.

У Гека совсем другие приключения, совсем другая жизненная дорога. Том живет выдумками в мире своих фантазий, для него вся жизнь - продолжение любимых книг и игр. Гек - весь на земле. Условия жизни мальчика-беспризорника развили у Гека здравый смысл, практическую смекалку, а не увлечение книжной фантастикой.

В романе «Приключения Тома Сойера» мальчики сбежали на необитаемый остров и решили стать пиратами. В новой книге Гектежутече наДжексонов остров, но уже один и не ради игры, а спасая свою жизнь и свободу.

Джимма Гек встретил на острове случайно и неожиданно. Но эта встреча определила его дальнейшую судьбу, и приключения, и мысли, и душевный мир.

Гек помогает Джимму прятаться. Однако в его мальчишеской душе происходит внутренняя борьба. Гек такой же ребенок, как и Том, но жизнь ставит перед ним серьезный, совсем не детский вопрос. Все вокруг убеждены, что судьба негров - рабство, закон продажи людей справедливый, помочь рабу бежать - значит совершить преступление перед людьми и Богом. Так думает и сам Гек. Спасая Джимми, он чувствует себя «последней дрянью, последним негодяем и мерзавцем». Он думает, что его обязанность - выдать Джимма, и дважды он был готов это сделать. Но Гек отрекается от того, что он считает своим долгом, он остается верным своему черному другу. И хотя Гек до конца так и не понял, что перед ним огромная несправедливость, что, заступаясь за Джимма, он тем самым и выполняет свой настоящий долг честного чело века, он все-таки не побоялся пойти против закона, против человеческой мысли и предрассудков.

Когда Джимма поймали и он снова оказался рабом в Фелтів, то организовывать побег ему вместе с Гском стал помогать и Том.

Но, по сути, мальчики совершенно по-раВНОму относятся к Джимма. Том освобождал свободного негра, зная, что мисс Уотсон дала ему вольную. Для Тома освобождения Джимма - «веселая игра», «богатая пища для ума». Но если Том играет, то Гек помогает Джимму всерьез, потому что Джимм - хороший человек, его лучший друг.

Геку понятно, зачем Том начал такую «дикую возню», когда дело дошло до увольнения Джимма. Том все хотел продолжить эту игру, донимал всякими хитроумными задачами Джимму: тот писал «письма» кровью, терпел в своей лачуге ужей, пауков, крыс, которых туда наносил Том, точно зная, что негр их панически боится. В конце концов переиграл Том, оповестив всех знакомых письмом о побеге, что готовится, и сам оказался жертвой своей чрезмерной изобретательности (он был ранен в ногу преследователями Джимма). В определенной степени это было возмездием.

Поэтому скучную жизнь захолустного городка, его мечты не похожи на мечты взрослых. Но все-таки в конце концов Том остается «хорошим» мальчиком. Гораздо позже, думая о своем герое, М. Твен писал, что Том, когда вырастет, когда перестанет играть, будет «врать, как врут все». О Гека же Твен вспоминал как о самой дорогой для него герое, как о человеке, который смог сохранить свою независимость, смогла не подчиниться лжи и предрассудкам, встала против всех на защиту обиженного.

В XX веке рассказ о дружбе Гека и Джимма приобретает общечеловеческую значимость. Можно сказать, что мировая литература дала людям две идеальные модели человеческого общежития - Робинзон и Пятница у Д. Дефо, Гек и Джимм в Г. Твена. Оба примера демонстрируют простую и вечную истину: люди разных рас и национальностей могут мирно сосуществовать и гармонично развиваться только при условии взаимоуважения и познания культуры друг друга.

Понятно, что и в наше время жить по мудрым законам Робинзона и Пятницы или Гека и Джимма очень трудно. Для этого необходимы острый ум, горячее сердце и тонкая душа. Но другого выхода у человечества просто нет: стоит ему, как Геку и Джимму, сделать один неверный шаг - и его поглотят безумие и кошмар. Поэтому дай нам Бог силы и ума жить по вечным и простыми законами, которых учат нас твеновські герои! Они, действительно, «отличные парни», «свои ребята», «одни из нас». Ведь главная идея произведений М. Твена, воплощенная в образах его героев, - утверждение гуманизма, глубокой человечности, мысли о том, что человек в мире не одинока.