О снятии с учёта ККМ. Порядок перерегистрации и снятия с учета ккт

При снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее - Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления - по решению налогового органа.

В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • передан другому пользователю;
  • утерян или похищен;
  • неисправен.

Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15 , , 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • обнаружено несоответствие экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ. При этом необходимо в течение 30 дней с даты снятия ККТ с регистрации представить в налоговую инспекцию фискальный накопитель (абз. 4 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Повторная регистрация такого экземпляра ККТ возможна при устранении выявленных нарушений;
  • по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. В течение 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета следует представить в инспекцию все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе на момент снятия с учета и не переданы в налоговую инспекцию (за исключением случая поломки фискального накопителя);
  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности организации (предпринимателя).

Этап 1. Подача заявления

Заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня со дня передачи ККТ другому пользователю или обнаружения утери (хищения), а при поломке ФН – не позднее 5 рабочих дней со дня его поломки.

Такое заявление можно подать (п. 1 , 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию - в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи заявления будет дата его размещения в кабинете ККТ.

В заявлении следует указать (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Вместе с заявлением о снятии с регистрации ККТ необходимо представить в инспекцию отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Отчет о закрытии фискального накопителя можно не передавать в налоговую инспекцию в случае (абз. 3 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • хищения ККТ;
  • поломки ККТ по причине заводского брака, если производитель подтвердит, что нельзя считать фискальные данные и сформировать отчет.

Пользователь, который обнаружил поломку ФН, должен направить его производителю на экспертизу. Она должна быть проведена в течение 30 календарных дней со дня получения ФН. По результатам экспертизы составляется заключение, которое производитель направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы. В нем должны быть ответы на вопросы о заводском браке и о возможности считывания всех фискальных данных с ФН. Если заключение подтверждает, что из сломанного ФН можно считать данные, пользователь обязан направить их в налоговую не позднее 60 дней с даты подачи заявления о перерегистрации (снятия с учета) ККТ (п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Если инспекция снимает с учета ККТ в одностороннем порядке по истечении срока действия ФН и имеется факт его поломки, то пользователь должен отдать ФН изготовителю для проведения экспертизы. Если по результатам экспертизы производитель подтвердит, что невозможно считать фискальные данные, то в налоговую можно не представлять отчет о закрытии фискального накопителя. Этот отчет следует представить в налоговую, если производитель сочтет, что данные ФН можно считать. Сделать это нужно в течении 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета (п. 16 и п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ можно применять в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы, например, если деятельность происходит в удаленных от услуг связи местностях. В случае снятия с учета такой ККТ следует считать фискальные данные всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить данные в инспекцию в электронной форме вместе с заявлением о снятии с регистрации. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Этап 2. Формирование карточки о снятии ККТ с учета

Датой снятия с регистрации ККТ является дата формирования карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления.

Если налоговая инспекция сняла ККТ с учета в одностороннем порядке, датой снятия с учета является дата формирования карточки о снятии с ККТ регистрационного учета. Она выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты снятия ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В карточке налоговая инспекция должна указать (п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

Карточку контролеры должны направить пользователю. Инспекция вправе это делать (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Также карточку о снятии ККТ с регистрации можно получить в налоговом органе в бумажном виде (

Подготовка кассы к снятию, документы для снятия с учета и можно ли вообще не снимать с учета?

Массовый переход налогоплательщиков на онлайн ККТ ставит перед бухгалтером вопрос - а что делать с устаревшей кассой? Кассовый аппарат,который юр лицо или предприниматель больше не будет использовать в бизнес-деятельности, нужно снять с учета в налоговой инспекции и ЦТО. В статье мы расскажем, в каком порядке это сделать.

Подготовка кассы к снятию с учета

Процедуру снятия ККТ с учета в налоговой инспекции регулируют следующие НПА:

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 №470;

Административный регламент, утвержден приказомМинфина РФ от 29.06.2012 № 94н;

Закон «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с регистрации в налоговой инспекции, проверьте — в порядке ли у вас вся необходимая кассовая документация. Прежде всего к ней относится журнал кассира-операциониста КМ-4.

Налоговики иногда выборочно сверяют Z-отчет за определенный день с записью в журнале КМ-4. Следите за тем, чтобы в журнале были достоверные данные и минимум исправлений и помарок.

Проверьте техпаспорт ККТ — там должны стоять отметки о замене ЭКЛЗ, проведенном ремонте кассы, визитах сотрудника ЦТО. Убедитесь, что все необходимые поля техпаспорта заполнены, есть росписи ответственных лиц, а такжепечати ЦТО и вашей организации.

Документы для снятия кассы с учета

Налоговый инспектор ИФНС по месту прописки ИП или юр адресу компании бесплатно снимет кассовый аппарат с учета при наличии следующих документов:

Заявление о снятии ККТ с регистрации в ИНФС — составляется в 2 экземплярах (1 для налогоплательщика и 1 для самого налогового инспектора) по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.Нередко сотрудники ЦТО сами вносят информацию в заявление за налогоплательщика;

Паспорт и карточку регистрации ККТ — они хранятся у вас, налоговикам вы предоставляете оригиналы документов;

Учетный талон ККТ — хранится в ЦТО.

Если вы снимаете кассу с учета не потому, что пора переходить на онлайн ККТ, а из-за кражи техники или ее порчи, то представьте налоговикам подтверждающие документы: справку из полиции или свидетельство ЦТО о поломке аппарата.

Документы можно привезти в налоговую инспекцию лично, передать с другим человеком по доверенности, направить Почтой России, через сайт госуслуг или личный кабинет ККТ (см. письмо Минфина РФ от 24.03.2017 № 03-01-15/17318).

На снятие ККТ с регистрации налоговикам отводится 5 рабочих дней (п.6 Постановления № 470).

Сама процедура снятия кассового аппарата с регистрации заключается в следующем: инспектор получает указанную выше документацию и согласует с налогоплательщиком дату и время составления акта о снятии контрольных и суммирующих показателей кассы (КМ-2). Показатели должны фиксироваться в присутствии представителя организации, инспектора и сотрудника ЦТО. На практике чаще всего специалисты ЦТО снимают необходимые показания ККТ, фискальные отчеты и контрольные ленты и отдают их налогоплательщику, который в свою очередь передает их в ИФНС. Однако инспектор вправе запросить ККТ, чтобы проверить показания.

Снятие кассы с учета инспектор зафиксирует в техпаспорте и учетном талоне ККТ, книге учета и карточке регистрации ККТ — последний документ остается в налоговой инспекции и хранится там 5 лет (п. 81-88 Регламента).Остальные документы вы должны хранить у себя вместе с кассовым аппаратом и его ЭКЛЗ в течение 5 лет (п. 3.7 Протокола заседания ГМЭК от 25.06.2002 №4/69-2002).

После снятия старой кассы с учета не забудьте внести необходимые изменения в своей программе для учета товаров .

Можно ли не снимать старую ККТ с учета, если стали использовать онлайн-кассу

После 01.07.2017 большинство организаций не имеют право эксплуатировать иные кассовые аппараты, кроме онлайн ККТ. Если не снять с учета старый аппарат, налоговики решат, что вы продолжаете его использовать и нарушаете законодательство. Возможный штраф - от 5 тыс. руб. для юр лица; и от 1,5 тыс. руб. для предпринимателя или должностного лица (ст. 14.5 КоАП).

Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой . Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите !

Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.

Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.

Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.

Снимаем контрольно-кассовую технику с учета: причины

Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:

  • ликвидация юридического лица (предприятия или организации) а также закрытие ИП;
  • добровольная замена кассовой машины на более функциональную и новую модель;
  • вынужденная замена устаревшей кассовой техники вследствие того, что она была вычеркнута из перечня государственного реестра. Эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат можно не более 7 лет с момента его выпуска ;
  • кража контрольно-кассовой техники. В данном случае, к специалисту налоговой надо будет обязательно предъявить справку из полиции;
  • предоставление в аренду, передача в дар, а также продажа другой компании или индивидуальному предпринимателю;
  • форс-мажорные обстоятельства (пожары, наводнения, разрушения зданий и т.д.);
  • изменения в соответствующей части законодательства;
  • в случаях, если кассовая машина по каким-либо причинам не применяется в работе. Особенно это важно, если дальнейшее ее использование также не запланировано, но, при этом, доступ к ней имеют как сотрудники компании, так и посторонние лица. Чтобы избежать несанкционированного и бесконтрольного использования кассы, ее надо дезактивировать.

Для чего снимать контрольно-кассовые машины с учета в налоговой

Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной .

Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.

Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.

Порядок снятия контрольно-кассовой техники с регистрации

Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:

  1. подготовка комплекта документов;
  2. консультирование и привлечение к процедуре сотрудника сервисного центра;
  3. визит в налоговую.

Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

Спектр возможностей по перерегистрации или снятию ККМ с учёта расширился. Это можно сделать при личном визите в налоговую или онлайн через Личный кабинет на сайте ИФНС.

Компания Рустехпром предлагает услуги по перерегистрации или снятие кассы с учёта в налоговой службе. Наши опытные специалисты в сжатые сроки выполнят эту кропотливую работу за Вас.

Владелец кассы может сам принять решение о снятии с учёта кассового аппарата, либо это может произойти по инициативе ИФНС.

Причины для снятия ККМ с учёта по инициативе владельца могут быть такими:

  • передача ККМ другому субъекту хозяйствования;
  • потеря или хищение кассового аппарата;
  • выход контрольно кассовой техники из строя.

Причины для снятия ККМ с учёта по инициативе ИФНС:

  • выявление нарушений при использовании ККМ;
  • истечение срока эксплуатации фискального накопителя.

Порядок снятия кассы с учёта в ИФНС по инициативе владельца

В первую очередь необходимо направить в ИФНС заявление в установленной форме о снятии онлайн кассы с учёта. Сделать это необходимо не позднее рабочего дня, следующего за тем, в котором появился повод для снятия.

Форма заявления и порядок его заполнения представлены и расписаны в Приказе ИФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (Приложение №2 и Приложение №6).

Для заполнения заявления необходимо знать:

  • название компании или ФИО ИП, которому принадлежит ККМ;
  • наименование модели ККМ;
  • заводской номер изделия;
  • в случае утери или хищения ККМ, подробную информацию о происшествии.

Передать заявление в ИФНС можно на бумажном носителе, либо онлайн посредством Личного кабинета на сайте ИФНС nalog.ru .

Во многих случаях, требуется предоставить также отчёт о закрытии фискального накопителя. Отчёт о закрытии ФН следует сформировать при смене этого компонента или выходе его из строя (если сохраняется техническая возможность). По итогу формирования отчёта, ФН перестаёт регистрировать фискальные операции, но из его памяти возможно считать данные о произведённых транзакциях. Чтобы закрыть ФН, необходимо войти в специальное меню онлайн ККМ.

    В карточке будут указаны следующие сведения:
  • наименование компании или ФИО ИП;
  • наименование ККМ;
  • заводской номер контрольно-кассовой техники;
  • дата снятия ККМ с учёта.

Порядок действий при снятии ККМ с учёта в ИФНС по инициативе ФНС

В этом случае писать заявление о снятии с учёта ККМ писать не требуется.

Если причиной для снятия ККМ с учёта стало ненадлежащее её использование, повторную регистрацию можно будет произвести после устранения всех выявленных нарушений.

Если причиной для снятия ККМ с учёта стало истечение срока эксплуатации фискального накопителя, в течение 1 месяца после снятия ККМ с учёта необходимо предоставить отчёт о закрытии ФН, предоставить все фискальные данные, записанные в его памяти.

Перерегистрация ККМ

Если Вы не желаете, чтобы работа Вашей ККМ была заблокирована из-за истечения срока эксплуатации фискального накопителя, необходимо заблаговременно его заменить. Однако, эта процедура потребует перерегистрации ККМ.

Для этого необходимо подать заявление о перерегистрации в Личном кабинете на сайте ФНС или лично в любое отделение ИФНС. Заявление о перерегистрации подаётся также, как и заявление о снятии с учёта ККМ не позднее, чем за один рабочий день после внесения изменений в учётную карточку ККМ. Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ в заявлении должны быть отражены данные, представленные во время регистрации ККМ, которые претерпевают изменения. Также необходимо сформировать отчёт о закрытии ФН и направить его в ИФНС.

После проверки предоставленных сведений, налоговая служба в течение 5 рабочих дней направит в Личный кабинет на сайте ФНС или посредством ОФД карточку перерегистрации ККМ. Вы имеете право также запросить копию на бумажном носителе, если требуется.

Если необходимо перерегистрировать ККМ, которая работает в труднодоступной местности без возможности подключения к интернету, также, как и в случае снятия с учёта ККМ, необходимо предоставить ИФНС весь массив фискальных данных с ФН вместе с заявлением на перерегистрацию.

Какой бы ни была причина потребности в перерегистрации или снятии Вашей контрольно-кассовой техники с учёта, компания Рустехпром поможет сделать это без ошибок и временных затрат.
Обращайтесь!