Обучение грамоте буква п для дошкольников. Конспект занятия по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста тема «Звуки П,Пь и буква П


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять знания детей о звуках П,Пь
  • познакомить с буквой П
  • формирование навыка письма
  • формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, эмоциональность, воображение, пространственную ориентировку

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формировать навык сотрудничества, самостоятельность

1. Орг. начало.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вспомним звуки П и Пь, а так же познакомимся с буквой, которой обозначаются эти звуки.

Тихо, тихо! Прислушайтесь, слышите? (пых- пых-пых…) . За дверями кто-то пыхтит! Давайте посмотрим, кто это? Да это же ёжик! Это он пыхтел.

2. Уточнение произнесения звука П.

Давайте поздороваемся с ёжиком по- ежиному: «пых- пых!» (пых- пых!) .

Сейчас, давайте, удивимся по- ежиному (пых-пых?!)

А, теперь, радостно воскликнем (пых-пых!)

3. Характеристика звука П.

Ребята, когда пыхтел ежик, когда мы пыхтели, какой первый звук мы произносили? (первым мы произносили звук П) . Скажите, П –какой звук? (П- согласный звук) . почему? (звук не тянется, не поётся, воздух сталкивается с преградой из губ.) Каким цветом мы обозначаем звук П? (синим) . Звук П звонкий или глухой? - приложили ладонь к горлу. (глухой) . Звук П –твердый или мягкий? (твердый) . Произнесите его мягко (Пь) . Молодцы! Давайте еще раз повторим: - звук П -согласный

  • глухой
  • твердый
  • м.б. мягким.

Итак, звуки мы … слышим и произносим, а что же мы видим и пишем? (буквы)

4. Знакомство с буквой П.

Сейчас ёжик Пых покажет вам свою любимую букву. (демонстрирую букву) . На что похожа буква П? (ответы детей) , Из каких элементов состоит буква П? (буква П состоит из трех палочек) . Попробуйте сделать букву П из пальчиков. (указательные пальчики опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак. Молодцы!

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Посмотрите, ребята, ёжик пришёл к нам не с пустыми лапками, а принес чудесный мешочек. Среди запасов и других букв, вы сможете найти любимую буковку ёжика П. Молодцы! Теперь кладем на левую руку букву, а правой ее обводим. Хорошо! Нарисуем в воздухе букву П.Сейчас пройдем к сухому бассейну, и каждый попробует самостоятельно написать букву П. (после рисования вытираем руки об салфетку) .

Проходите на свои места. Садитесь. Посмотрите, какая из букв П лишняя? (та, которая меньше и другого цвета) . Молодцы, вы правильно справились с заданием. Ёжик очень любит свою букву и просит, чтобы вы своими руками сделали её. Прежде, чем приступить к выполнению просьбы Пыха, давайте сделаем зарядку для пальчиков:

Пых, - пыхтит колючий еж.
Посмотри, как он хорош.
Мордочку свою поднял,
«пых-пых-пых» -он всем сказал. Упражнение «еж» ,

Правой рукой гладим воображаемого ежа на левой руке,

Поднять обе щепотки вверх,

Хлопать в ладоши и по столу поочередно.

Хорошо. Теперь приступаем к выполнению нового интересного задания. Вам надо обвести букву П по трафарету. (покажите, как вы правильно взяли карандаши) . (обводят) . А сейчас вам надо выщипать букву. (дети выщипывают, я хожу проверяю, помогаю, спрашиваю, какую букву дети выщипывают) . Молодцы! посмотрите, какие у всех получились красивые буквы, ежику они все понравились.

У ёжика для вас есть еще задание в мешочке. Но прежде, чем приступить к его выполнению, помассируем свои ручки. Берем все маленьких ежиков, покатаем их по ладошке, дотронемся до каждого пальчика. Достали волшебные колечки, надеваем их на пальчики, молодцы, а теперь ежика покатаем по руке (предплечью) . Теперь можно приступать к выполнению задания. (достаю карточки для написания в них слогов) . Ребята, вам надо будет записать слоги с буквой П, а в каких клеточках, я вам подскажу:

Напишите слог ПА в правом верхнем квадратике,
Напишите слог ОП в левом нижнем квадратике,
Напишите слог ПО в правом нижнем квадратике,
Напишите слог УП в центральном квадратике.

Давайте, сравним, так ли у вас получилось.

  • оп по

Я вижу, что вы все постарались.

Но наш гость не унимается, все новые задания из мешка достает, но прежде, чем приступить к новой игре, нам надо потренировать глазки: смотрите на ежика только глазами, не поворачивая головы (пошел веселый еж проверять свои запасы: подошел к яблочку, обошел его, пошел влево, приблизился к ягодке, обошел ее слева -направо, поднялся выше, понюхал грибок, обошел его справа –налево и направился направо, проведать, как сохранилась груша. Все понравилось хозяину, довольный ежик вышел из кладовой.) . А сейчас закройте глазки руками, представьте нашего знакомого ежа. Как только я сосчитаю до 5, вы сразу откроете глаза. 1. 2. 3. 4.5. Хорошо. Итак, ежик Пых предлагает нам интересную игру: я буду каждому из вас читать предложения, из которых вам надо выбрать слово со звуком П. Если вы правильно определите слово, ежик даст вам картинку, на которой изображен будет этот предмет, но вот беда, пока Пых нес сюда картинки, запнулся о кочку и все картинки перепутались, вам нужно будет их правильно собрать.

На заборе сидел яркий петушок. (петушок)

Яна увидела в траве гриб. (гри[п] )

Миша надел новую шапку. (шапка)

В саду важно ходил павлин. (павлин)

У пруда росла осока. (пруд) . (складывают картинки, потом говорят, у кого кто получился) .

5. Рисование по клеточкам.

Ребята, нашему ежику надо спешить по своим делам, будить других ежей, чтобы вместе весну встречать. Давайте, на прощанье сделаем подарок нашему гостю. Мы его нарисуем. Итак, взяли карандаши правильно. Ставим карандаш на точку, от точки 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, одна клетка вверх. Теперь нарисуйте, пожалуйста, ежику иголочки и ножки (сколько ножек у ежа?) . Молодцы, ребята, Пых очень рад вашим подаркам, он вас благодарит. Давайте попрощаемся с нашим гостем. (до свидания!) . ёж ушел.

6. Подведение итогов. Орг. конец.

Итак, ребята, скажите, о каком согласном звуке мы сегодня говорили (мы говорили о звуке П) . Дайте его характеристику (звук П согласный, глухой, может быть твердым и может быть мягким) . какой буквой обозначается звук П (буквой П) , сделайте из пальчиков букву П. Перед тем, как уйти, ежик Пых просил передать вам сладкий подарок. Что это? Печенье. А слово «печенье» на какой звук начинается? (пь) . Молодцы, правильно.

Если останется время- чтение слогов с буквой П.

Учитель- логопед: Рыжакова Е.А.

Тема: Звук П(П, Буква П)

1.Орг. момент

Ребята, напомните мне, какой звук издает паровоз? (П-п-п.)

А какой звук может издавать маленький паровозик? (ПЬ-ПЬ-ПЬ.)

Наверно вы догадались о каком звуке сегодня пойдет речь на нашем занятии???(Звук П).

Давайте охарактеризуем этот звук.

Как вы думаете этот звук гласный или согласный ? (согласные-это звуки, которые произносятся с помощью зубов, губ, языка)

А почему вы его отнесли к группе согласных ? (при произношении воздух встречает преграду, и при образовании звука участвуют губы)

Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?

Давайте проверим!!!и определим звонкий у нас звук или глухой!

Правильно ! ЭТОТ звук ГЛУХОЙ -он произносится глухо и мы не можем его произнести громко!

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ.

ША П КА, П АУК, П ЧЕЛА, П ЕТУХ, П ОДУШКА

Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.

(Шапка)

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук).

Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела).

Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его... ! (Петух)

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка)

3.игра "НАЗОВИ СЛОВА"
А сейчас ребята назовите слова со звуком
П в любой позиции.

Например: укроп, суп, пароход, паром, полка, палка, пудель, Паша, черепаха и т.д
Слова со звуком П"

Например: капелька,пиле, пион,пение, песня и т.д

4. Чтение слоговой таблицы

ПА

КА

ША

НА

РО

МА

ПУ

ШУ

РЫ

ПАША КАША МАША НАША РОМА ПУМА ШУРА ШАРЫ ПАНАМА

5.Звуковой и слоговой анализ слова

Ребята посмотрите на доску вы видите слово ПАРУС

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных?

Какие звуки согласные?

Сколько в слове букв?

Чем отличается звук от буквы?

Давайте определим сколько в слове слогов?(2

Назовите первый слог, второй.

Какой слог ударный?

ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ НА СЛОВО ПАРУС И СКАЖИТЕ КАКИЕ СЛОВА "СПРЯТАЛИСЬ" В НЕМ

Программное содержание:

  • упражнять в составлении предложения с заданными словами;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух, закреплять понятия «глухой» согласный звук;
  • познакомить с буквой «П»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

Материалы и оборудование: рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, мышек, буквы, счётные палочки, тетрадь в клетку, тетрадь «Учим буквы», простой и цветные карандаши.

Активизация словаря: кораблекрушение, шторм, сбились с курса, приманка, бортжурнал.

Ход занятия

1. Вводное слово воспитателя.

— Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на занятии по обучению грамоте нас ждёт сюрприз. А сейчас…ой! Что такое? Кто это возится? Вот какой сюрприз приготовил Печкин… Ребята к нам в гости пришёл кот Матроскин, ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на занятиях, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле. Вы согласны? Для того чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок иначе можно потерпеть кораблекрушение; регулярно выполнять физкультминутки.

— Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток,
Канаты – паутинки,
А парус — лепесток.

2. Работа с раннее изученными буквами.

Заранее вкладываю в тетради некоторых детей, но так чтобы они не знали, вырезанные из бумаги рисунки мышек, в лапах каждой мышки- буква.

— Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они изчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где –то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите мышек и выходите к доске.

— Смотрите, у каждой мышки в лапке буква. Давайте назовём букву и расскажем всё , что мы о ней знаем.

Какой звук обозначает эта буква?

— Какой это звук, гласный или согласный? Почему? (Ответы детей)

Когда дети проанализируют все буквы, выставляю мышек в ряд (в лапках- буквы) и предлагаю поиграть в игру «Найди лишний звук». Например: А,О, У, С, И.

— Ой, мне мышка предлагает поиграть с буквами в прятки. Поиграем?(Выставляю тех же мышек только с другими буквами в лапках, дети закрывают глаза, а я меняю местами мышек. Дети должны определить, что изменилось. Например: Р, К, М, Х. К, Р,М, Х и т. д.)

— Ребята, смотрите, а вот мышка нам приготовила какой сюрприз…

(д/и «Как их зовут». перед детьми картина с изображением детей. Ребята вам нужно угадать,как зовут детей, изображённых на картине.

Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.

Опорные слова:

1) Шар, утка, рыба, апельсин -Шура;

2) Мышь, автобус, шишка, антенна — Маша.

— Составьте с одним из этих слов предложение.

(Из всех предложенных вариантов предложений предлагаю выбрать одно и «записать» его схематично. «Автор» предложения выполняет задание на доске, а остальные в тетради.) После записи каждого предложения дети его анализируют по плану:

1) Сколько слов в предложении?

2) Какое слово первое?

3) Почему мы его отметили на схеме короткой чёрточкой?

4) Какое слово второе, третье, четвёртое, пятое?

5) Какое слово последнее?

3. Игровое упражнение «Точно па курсу» (Деление слов на слоги)

Конкурс капитанов. На доске выставлены картинки. (Рыба, сом, кит, бинокль.)

Вокруг картинок рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны числа 1, 2, которые указывают количество слогов в слове. Количество корабликов соответствует числу картинок, расположенных на доске.

— Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь тёмное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.(Вызываю к доске двоих детей по количеству расположенных в столбик картинок. Они говорят сколько слогов в слове, находят кораблик с соответствующей цифрой, записанной на парусе, и ставят его напротив картинки.)

4. Физкультминутка.

На доску вывешиваю рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы,(С обратной стороны записаны загадки для игры «Доскажи словечко», летают чайки, плавает надувной матрац, в форме круга.

(Дети хором говорят)

Плыви, плыви,кораблик,
На запад, на восток
Канаты паутинки.
А парус – лепесток.

— Ребята, смотрите на море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём, проведём физкультминутку.

Рыбки весело плескались.
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке

5. Фонетическая зарядка.

— Ребята, давайте немного с вами порыбачим. Чтобы рыбка хорошо ловилась нам нужно приготовить для неё приманку, т.е сварить кашу. Вот наша каша закипела и запыхтела.

— Как пыхтит каша? (П-П-П)
— Какой звук вы услышали? (Звук [п].)
— Какой это звук?

6. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой согласный» звук.

[п] — согласный звук, когда мы его произносим, у нас губы сомкнуты, воздух как бы разрывает сомкнутые губы. Этот звук может произносится как твёрдо (папа, паук, полка), так и мягко (Пятачок, пирог, петрушка).

Ещё согласный звук [п] глухой. Когда мы его произносим (предлагаю детям тыльную сторону ладони приложить к горлу и произнести звук) голосок «спит», стенки «домика »не дрожат. Дети убеждаются в правильности определения.

7. Игра «Доскажи словечко».

Ловим в море рыбок, читаю на обратной стороне загадки. А дети определяют какой звук слышится в начале слова, дают ему характеристику (твёрдый или мягкий).

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (петушок).

Я -хозяйка разных снов:
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны …(подушка).

Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог).

Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море?(да отпустим).

Дети хором произносят:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток
Канаты паутинки.
А парус – лепесток.

8. Знакомство с буквой П.

Показываю детям букву «П», сопровождая показ словами:

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
— Ну –ка, милый, не ленись-
Подойди да потянись.

Буква прописывается в воздухе, рассматриваются элементы буквы.

Составление буквы П из палочек.

9. Физкультминутка.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри

(Ноги на ширине плеч. Покачиваем руками справа налево, изображая волны.)

— Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте своё рабочее место, сядьте удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи в них были аккуратными. (Дети работают в тетрадях «Учим буквы»)

10. Итог занятия.

— Путешествие наше подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной Земле. Во время путешествия мы с вами составляли предложения и записывали их схематично, делили слова на слоги, познакомились с новыми звуками [П] [П] и буквой обозначающей эти звуки П.

— Ребята коту Матроскину очень понравилось путешествовать вместе с нами. И он в знак благодарности приготовил для вас сюрприз.

Показываю графический диктант записанный на карточке. На ней изображена рыбка. Эта работа выполняется во второй половине дня.

Используемая литература:

1.О.М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте Волгоград: Учитель, 2009г.

2.Т.И.Гризик Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Москва «Просвещение» 2006г.

3. Т.С.Голубина Чему научит клеточка6 методическое пособие для подготовки дошкольника к письму М.: Мозаика- Синтез, 2005г.

)

5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П! ()
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
"Кто из вас желает паутинки?"

6. Физминутка. Перебираем слова со звуком "П". Если это слово "на полу", то приседаем, если "на потолке", то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок

7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! ()
8. Составить из слогов слова! ()


9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()


10а. Звук П и ПЬ ()


10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "паук"! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге "па"? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)

(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий...
/Пингвин/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "пингвин"! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово "пингвин"? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук [пь]? (П)

10в. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П"] ()
= Б", Т", П", Т", Ф", П", К", П", М", П"
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка

12. Замени в слове первую букву на звук [П"]. Какое слово у тебя получилось? ()
= вилка - ...илка
= лень -
= медаль -
= зелёнка -
= лесенка -
= мир -
= лекарь -
= лесок -
= речка -

13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()


14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()

15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков "П" и "ПЬ". ()

16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим - согласный. ()


17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()

18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()


19а. Печатная буква П ()


19б. Печатная буква П ()

19в. Печатная буква П ()

Буква П прописью ()


19г. Прописная буква П ()

19д. Буква П - пропись для детей ()


20. Логопедическое лото ()


21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()

21б. Рабочий лист ()


21в. Рабочие листы ()



21г. Рабочий лист из "Игры по развитию речи"