Особенности композиции романа И. С. Тургенева "Рудин". Тургенев «Рудин» – анализ Другие сочинения по этому произведению

На вопрос какова основная тема и идея романа рудин заданный автором Ваня Хусаинов лучший ответ это «Рудин» начинается как будто совершенно незначительным эпизодом, в котором рассказано, как молодая помещица Липина посещает больную деревенскую бабу Матрену. Липина - не сумасбродная барынька; она действительно хочет помочь этой бабе. Потом Тургенев как бы совсем забывает об этом эпизоде. Но когда мы читаем первый эпилог романа, о начальном эпизоде нельзя не вспомнить. Ведь в первом эпилоге рассказывается о том, как Рудин скитался по России, пытаясь помочь народу (он преподавал в гимназии) .
По своей привычке иронизировать над лишними людьми мы не всегда задумываемся, насколько сам по себе этот шаг Рудина был важен. В те годы лишь очень немногие дворяне отваживались идти по тому пути, по которому пошел Рудин. Даже университетское профессорство тогда не было почтенной для дворянина карьерой. Среди тогдашних профессоров дворянин Грановский был почти одинок; большая их часть были разночинцы. Для Рудина дворянская фанаберия ничего не значила; он настолько серьезно относился к этой работе, что совершенно искренне осуждал себя за пробелы в собственном образовании. Следует помнить, что Рудина отстранили от преподавания в гимназии. Он был политически опасен, и по этой причине ему не доверяли воспитание юношества; он знакомил гимназистов с идеями и взглядами, диаметрально противоположными тем, которые предписывало начальство. Рудин - деятель для России, для народа; он меньше всего носится с самим собой. Он идет к людям, хочет отдать им всего себя, Но силы рутины и николаевской казенщины мешали ему сделать это. Тут-то и важен второй эпилог - эпизод, в котором описывается гибель Дмитрия Рудина на парижских баррикадах. От избы деревенской бабы Матрены до Парижа, от деревенского затишья до европейских революционных бурь -- таков диапазон этого романа. Таков размах мышления Тургенева.
Да, Рудин недостаточно знает Россию, и он сам понимает это не хуже Лежнева, которому он мог бы возразить, что, конечно, без России каждый из них обойтись не может, но ведь и Россия нуждается в таких людях. И если она все-таки обходится без них, то, может быть, этим и объясняются многие ее беды. В этом смысле очень важен спор между Пигасовым и Рудиным. Рудин отстаивает свои идеи так убедительно и впечатляюще, что на людей, еще не подмятых пошлостью, его речи производят прямо-таки просветляющее действие. Рудин отстаивает образование, науку, культуру потому, что они делают человека благороднее, дают знание о мире и, что особенно важно иметь в виду, дают знание собственного народа или, по крайней мере, обязывают изучать его жизнь, думать о его будущем. Это был спор о России, спор о народе, а точнее говоря - что и образует тему романа - это был спор об отношении дворянской интеллигенции к народу. В свете этого спора обретает свое значение и первая сцена романа. Теперь, слушая Рудина, Александра Павловна, может быть, почувствовала, что между ее жалостью к Матрене и мыслями Рудина о долге перед народом есть нечто общее.
Государственная николаевская машина в умном человеке в прямом смысле этого слова не нуждалась, она нуждалась в уме, способном беспрекословно подчиняться, на что Рудин совсем не способен. Рудины - личности, ум таких людей гораздо шире, мощнее, чем того требует бюрократическая машина. Это были, по выражению Герцена, умные ненужности. В этой формуле заключена не только трагедия Рудиных, но и трагедия самого общества. Эту трагедию почувствовала своим молодым, чутким сердцем Наталья. Вот здесь, в столкновении с этим юным, формирующимся существом, и являет нам Рудин гамлетовскую сторону своего характера. Но гамлетизм не составляет основы характера Рудина; главное в нем - жажда подвига, жажда полезной деятельности. И когда эта возможность представилась ему, когда нужно было принести свою жизнь в жертву какому-то большому делу, Дмитрий Рудин ни минуты не колебался.

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис-ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни-мание писателя сосредоточено на изображении со-временного человека с его напряженными философ-скими исканиями, углубленным самоанализом, но-сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле-кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож-ности найти свое место в жизни. Именно от Тур-генева берет свое начало сам термин «лишний че-ловек», который стал определением важного об-щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус-ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев-ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло-гической картины эпохи. Характеры героев раскры-ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши-рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа-лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра-вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре-альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет-ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик-те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы-танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос-то испугался ответственности, которая на меня па-дала, и потому я, точно, недостоин вас».

Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со-стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо-йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо-политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз-ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс-няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра-зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди-тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за-стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше-велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Материал с сайта

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со-бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион-ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро-любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ-ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж-де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво-их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на-чало отходит на второй план. Герои даны объек-тивно, широко используются взаимооценки персо-нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз-ни героя. В романе в полной мере проявилось пей-зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со-стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест-вования, связанного преимущественно с судьбой од-ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров-ка поступков — все это станет характерными осо-бенностями и других романов великого писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • «записки охотника» и.с. тургенева. проблематика.
  • рудин роман цитаты
  • проблемы романа рудин
  • краткое сообщение о романе рудин
  • критические статьи рудин

Самым первым романом Ивана Сергеевича Тургенева является «Рудин». В этом произведении раскрывается тема «лишнего человека».

Главным героем романа является Дмитрий Николаевич Рудин. Его и любят, и ненавидят за его противоречивость. Однако 17-летняя девушка по имени Наталья мгновенно влюбляется в Дмитрия. Но с каждым разом критика людей по отношению к Рудину нарастает. Оказывается, что Дмитрий не способен проявлять такое человеческое чувство, как любовь, ему гораздо интереснее управлять и манипулировать людьми. Это становится понятно, когда Лежнев рассказывает о студенческой дружбе с Рудиным.

Главным событием в романе становится визит в поместье Дарьи Михайловны Ласунской. Рудин поехал на званый обед вместо своего товарища, которому в срочном порядке понадобилось в столицу. Однако, Дмитрий Николаевич сразу сделал отдельных мужчин своими врагами, а также привлек внимание девушек.

Спустя некоторое время у Рудина и Натальи завязываются отношения. Однако, они вынуждены скрывать их. В итоге, спустя два месяца Дмитрий и Наталья расстаются по вине Пандалевского. Из-за этого разгорается огромный скандал и, Рудин сбегает из поместья.

Помимо отношений Дмитрия и Натальи в романе существует еще одна любовная линия – отношения между Михаилом Лежневым и Лапиной. Но в романе она особо не затрагивается. В конечном итоге, Михаил делает предложение Лапиной, они становятся мужем и женой, у них рождается сын.

Стоит заметить, что читатель знакомится с Рудиным лишь после встречи с остальными героями романа. Также произведение не прекращается на расставании Дмитрия и Натальи. Тургенев позволяет узнать читателям, как сложилась жизнь у остальных персонажей.

Но почему же Рудин является «лишним человеком»? Дело в том, что всю свою жизнь он был оратором. Человек он вполне образованный, но, к сожалению, за его речами ничего не кроется. К тому времени, как Дмитрий знакомится с Ласунской, жизнь его уже потрепала различными невзгодами. К тому же он стал крайне самовлюбленным. Ораторство и философия привели Рудина к тому, что его душевные переживания умерли. Все-таки он был прирожденным оратором, стремился лишь к тому, чтобы подчинить себе людей. Дмитрий Николаевич способен зажечь публику своими речами, но совершенно не способен совершать какие-либо поступки.

Помимо таких «вечных» проблем, как любовь и дружба, в произведении раскрывается и социальная проблема. И все же одной из главных тем романа является несостоятельность дворянского идеализма.

Анализ 2

Рудин является еще одним «лишним человеком» в русском обществе своих лет. Дмитрий, сам по себе, человек очень противоречивый, его любят, и вместе с тем ненавидят. Дмитрий умеет произвести о себе хорошее впечатление, но это только при первом знакомстве, далее его окружение начинает понимать какой человек стоит перед ними. Именно из-за первого впечатления, юная Наталья, дочь барыни Ласунской, моментально влюбляется в молодого человека.

Сюжет романа прост, и вместе с этим очень занимателен. Основные действия произведения происходят в доме Дарьи Ласунской, куда, на званый обед, прибывает Дмитрий. Именно это событие становится в романе ключевым, и в дальнейшем влияет на судьбы персонажей. Рудин очень быстро привлекает внимание находящихся в поместье женщин, а мужчин, наоборот, заставляет себя ненавидеть.

Отношения Рудина и Натальи были тайной для всех обитателей поместья, но совсем ненадолго. Вскоре Пандалевский, приживала в доме Дарьи Ласунской, доносит своей хозяйке о влюбленных. Разгорается скандал, после чего Дмитрий в спешке покидает поместье.

Но на этом роман не заканчивается. Вот мы снова встречаем Дмитрия во Франции, который ведет жизнь обычного скитальца, ночуя в почтовых станциях незнакомого города. Все его действия не приносят никаких плодов. Рудин чувствует себя лишним, его характер круто меняется. Все его мелочные стремления и размышления уходят в никуда, оставляя место лишь желанию служить чему-то поистине настоящему, доброму. Но, увы, Рудин продолжает терпеть одну неудачу за другой, и, в конце концов, заканчивает свою жизнь на баррикадах в чужом для себя городе.

Обратим внимание на остальных персонажей романа. Вот мы видим Дарью Ласунскую, чьей образ наделен еле уловимой иронией и юмором со стороны Тургенева. В молодые годы Ласунская была красивой, пользующейся успехом у мужчин, девушкой. Однако, спустя годы, красота уходит, а женщина все еще продолжает желать к себе всеобщего внимания.

Обратим внимание на учителя Басистова. Это человек, потакающий своим слабостям, он любит уют, вкусную пищу и мягкую перину на своей кровати. Вместе с тем, он является человеком образованным, интеллектуальным и добрым, но, к сожалению, ленивым и неопрятным.

Пандалевский, готовый во что бы то не стало услужить своей хозяйке, противопоставляется образу Басистова. Они оба живут в одинаковых условиях, но именно Пандалевский, несмотря на свою идеальность и внешний лоск, оказывается человеком подлым. Именно из-за его действий влюбленной паре приходится расстаться раз и навсегда.

Данный роман был тепло принят читателями, хотя и находились те, кто критиковал Тургенева за излишний пафос. Но, несмотря на это, даже спустя многие годы, каждый из нас может увидеть в произведении самих себя и крепко задуматься.

Вариант 3

Тургенев написал большое количество разных произведений. Но одним из самых значимых и интересных произведений является «Рудин». Автор здесь рассматривает проблемы, которые случаются у обычного передового человека.

Главным героем здесь стал Дима Рудин. Здесь он описывается как лишний и ничего не значащий человек. А все, потому что он очень противоречивый человек и многие его за это и ненавидят, а есть даже и те, кто его любит и уважает за все, что он делает. Но больше всего на свете он нравится Наташе и ради того чтобы он обратил на нее внимание девушка готова на все. И когда об этом узнали другие люди, то стали осуждать мужчину, за совращение несовершеннолетних. Кроме этого он никогда никого не любил и не собирается ничего менять. Больше всего на свете ему нравится управлять людьми, а также вовремя дергать за ниточки и чтобы они сделали все, что ему нужно.

У него был и есть лучший друг Лежнев, с которым он познакомился еще со студенческих лет. И он описывает своего друга как самовлюбленного человека, который кроме себя больше никого не любит. И вот однажды Лежнева пригласила на званый ужин. Вот только туда он поехать не мог, а все потому у него появились другие дела. И тогда он попросил своего друга Рудина туда съездить вместо него, и он согласился. На пользу этот ужин нашему главному герою не пошел, а все, потому что он практически сразу же сделал врагами нескольких мужчин. А всех женщин заворожил и ради того чтобы дальше с ним общаться они готовы были на многое. Среди других девушек ему понравилась Наташа, с которой они продолжили общение. Вот только об этом кроме них никто ничего не должен был знать. Теперь каждый день им приходилось бежать в какое-нибудь тайное место и несколько часов проводить вместе, а потом каждый расходился по домам. Но долго это все не продолжилось. И спустя некоторое время Рудин уехал отсюда.

Как только вы начинаете читать произведение, то становится понятно, что главный герой встречается здесь раньше других. А также после расставания с Наташей автор рассказывает, как сложилась жизнь каждого из героев отдельно друг от друга.

А теперь давайте разберемся, почему же он является лишним человеком. А все, потому что он мог обещать другим людям все что угодно, вот только выполнить ничего не мог, да и его слова ничего не значили. Он жил только тем, чтобы подчинить себе как можно больше людей, а когда все это кончилось внутри, то и жизнь его кончилась.

Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением

  • Анализ романа Дефо Робинзон Крузо

    Жанровая направленность произведения представляет собой публицистический стиль путешествий, изложенный в романном жанре в виде полноценного литературного сочинения с оттенком авантюрного творчества.

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

  • Сочинение

    которая имела для Тургенева острейшее личное значение и представлялась важнейшей для любой семьи, для общества, для человеческой культуры в целом. А в целом его романы представляют собою художественную историю «молодой России» второй половины XIX века. Писателю был присущ не только постоянный интерес к молодежи, но и глубочайшая сердечная привязанность к ней. Автор как будто чувствует себя среди своих молодых героев примерно так, как это изображается в его романе «Рудин» (1856). Тургенев воссоздал здесь ту духовную атмосферу, в которой сложился он сам как писатель и человек и которая всегда чувствовалась и в его собственном облике, и в облике любимых его героев. Тургеневу, непримиримому противнику рабства, молодежь была близка и как самая динамичная и радикальная часть общества.

    Подобно всем мыслящим людям России, писатель видел необходимость реформирования ее социальной организации на началах гуманизма, внесословного равенства людей перед законом, свободы от насилия.

    Сторонником революционного переустройства России Тургенев никогда не был. Свое мнение на этот счет он выразил цитатой из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Но Тургенев понимал и нетерпеливое стремление молодежи к обновлению своей страны, ее возмущение крепостничеством, продажностью и произволом властей, ее боль за некогда могучую державу, оказавшуюся бессильной в защите своей независимости, как это произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Как раз в разгар Крымской войны был задуман писателем первый его роман - «Рудин» (1856) «Уступая некоторым другим произведения г.Тургенева в художественной выдержанности целого, «Рудин» должен быть поставлен, по глубине и живости содержания, им охватываемого, по силе и по самому характеру впечатления, им производимого, очень высоко,» - писал Н.А.Некрасов в своих заметках 1856 года.
    Идея этого романа - показать тип некоторых людей, стоявших во главе умственного и жизненного движения, постепенно охватывавшего все более и более значительный круг в лучшей части общества. Эти люди имели огромное значение. Их нельзя не уважать, несмотря на все их недостатки. Их идеи не могли воплотиться в жизнь только по той причине, что не была готова еще почва для их осуществления. Отрицательную сторону их воззрений и чувств прекрасно показал Тургенев.

    Не столь ясно и полно представлена им положительная сторона в типе Рудиных. Вероятнее всего, по мнению Некрасова, «произошло это оттого, что г.Тургенев, сознавая в себе очень сильное сочувствие к своему герою, опасался увлечения, излишней идеализации и вследствие того иногда насильственно старался смотреть на него скептически. Оттого характер Рудина действительно не столь отчетливо представлен, как многие другие характеры той же повести». Другие персонажи очерчены почти безукоризненно, а создание такого характера, как Лежнев, открывает ту сторону в таланте Тургенева, который «вообще не встречался в русских писателях последней эпохи». Ум, образованность, красноречие Рудина вначале поражают читателя. Его внешний облик, манера держать себя со «спокойствием и изящной учтивостью вызывает симпатию. Благородные идеи героя пленят душу семнадцатилетней Натальи Ласунской, дочери хозяйки имения, где гостит герой.

    Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткой душой и жадно впитывает идеи добра и правды, проповедуемые Рудиным. Ее образ открывает галерею обаятельных женских образов - «тургеневских девушек». Рудин не выдерживает испытание любовью. Первое же препятствие заставляет его принять малодушное решение: «покориться». Рудин не смог отстоять право на счастье, на любовь, но он выдержал другие испытания: он смог остаться честным бедняком, не расстался со своими убеждениями и до последней минуты стремился к деятельности, направленной на общее, а не на личное благо. Жизнь его не была бесполезной.

    Горячие речи Рудина будили мысль, волновали сердца его молодых слушателей. «Доброе слово - тоже дело», - замечает один из героев. Роман завершается сценой гибели Рудина. Он погибает с красным знаменем в руках на парижских баррикадах.

    Другие сочинения по этому произведению

    Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин») Как и почему меняется отношение Лежнева к Рудину? (по роману И. С. Тургенева «Рудин») Наталья Ласунская тип тургеневской девушки (по роману "Рудин") Роман «Рудин». Роман И. Тургенева «Рудин» Рудин человек прошлого Человек из дворянской среды на сломе эпох Значение финала в романе Тургенева «Рудин» Творческая история создания романа «Рудин» Роман «Рудин» И.С. Тургенева Работу над \"Рудиным\" Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855 Базаров и Рудин. Их сходство и различия Рудин в восприятии героев одноименного романа И. С. Тургенева Особенности композиции романа И. С. Тургенева "Рудин"

    В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается ос­мыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. А самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема «лишнего человека». Но увидена она теперь по-новому: «лишний человек» оказы­вается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

    В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк, ореолом пророческой исключительности ок­ружены идеи и сами человеческие качества героя. Броса­ется в глаза облагораживающее воздействие речей Рудина на окружающих людей. Но очень скоро становится замет­но, что ему не чужды рисовка, тщеславие и кокетство. Потом будет прямо сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а затем сразу же зазвучит тема человеческой ущербности героя. Выясняется, что он не способен любить, сделать счастливым другого человека, страдать обычными человеческими муками, не способен к настойчивым уси­лиям, к повседневному труду, к творческим радостям и свершениям. И чем дальше, тем отчетливее вырисовывает­ся взаимная внутренняя связь этих различных свойств. Очевидно, что пророческий пафос Рудина и вообще все качества, составляющие его исключительность, неотдели­мы от его слабостей и недостатков. Характер Рудина пред­стает своеобразной загадкой русской общественной жизни - явлением удивительным и странным, ускользаю­щим от любых окончательных суждений о нем.

    Однако в эпилоге романа способ и масштаб изображе­ния героя резко меняются. Все мелкое, тривиальное, это мистическое в Рудине отходит на второй план, как нечто несущественное. Открывается глубинная - подвижничес­кая - сущность его жизненной позиции: перед читате­лем - трагический герой, который стремится служить ис­тине и добру. Но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современ­ной ему России. Герой вновь и вновь терпит неизбежные в его положении неудачи, но не хочет и не может приспо­собиться или отступить.

    В эпилоге удостоверено общенациональное, а в конце концов и общечеловеческое значение рудинских исканий и рудинской судьбы. В образе Рудина соединяются приме­ты общественно-психологических типов, ранее Тургене­вым противопоставлявшихся. Узнаваемые черты «лишнего человека» переплетаются с чертами пылкого романтика-энтузиаста, сливаются характерные свойства дворянина и разночинца, и, наконец, все это сложное сочетание вклю­чает в себя ассоциации, ведущие к образам народных правдоискателей - странников и юродивых из «Записок охотника».

    По мере приближения романа к финалу фигура Рудина все определеннее становится воплощением родовых черт русской интеллигенции в целом и все определеннее ут­верждается мысль о высшем назначении лучших ее пред­ставителей. Тургенев понимает и признает, что их воздей­ствие на основную массу людей, на окружающие обстоятельства несоразмерно их высокой цели. С узко­практической точки зрения их жизнь может считаться даже бесплодной. Но значение русской интеллигенции Тургенев видит в другом: для него важна ее способность выдвинуть высокие, общезначимые идеалы, способность утвердить эти идеалы ценой героического самопожертвования.