Портрет гоголь можно ли считать философским. Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета (Н. Гоголь, «Портрет»). Искусство и гармония в повести н.в. гоголя «портрет»

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести "Портрет" присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам..." Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником". Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. "Извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность". Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, "прокатился два раза по городу в карете без всякой причины", побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:
"- Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля?
- Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!"
Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что худож ник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: "Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе...Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой - с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: "Всегда стоял за правду". И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец". Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страс тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...
Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: "Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства". Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Сочинение

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести "Портрет" присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам..." Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно
задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником". Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. "Извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность". Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, "прокатился два раза по городу в карете без всякой причины", побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые
заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:
"- Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля?
- Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!"
Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что худож ник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: "Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовс
е не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе...Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой - с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: "Всегда стоял за правду". И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец". Постепе
нно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произ
ведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страс тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...
Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: "Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земл
и и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства". Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Намек о божественном, небесном заключен
для человека в искусстве, и потому одному
оно уже выше всего...
Н. Гоголь, «Портрет»

Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: деньги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам...» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, «прокатился два раза по городу в карете без всякой причины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:

«...Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля?

Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!»

Одной шуткой передан и уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что художник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу.

Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе... Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».

Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение.

Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета.

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит писать его портрет. Слухи об этом ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета. Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писа­тель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интерес­нейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, та­лантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: день­ги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привле­кают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги дей­ствительно оказываются в раме портрета. Квартальный неос­торожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски те­перь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но дав­но бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раз­давался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе на­рядов, « прокатился два раза по городу в карете без всякой при­чины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчи­цы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Го­голь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:

«…Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Какая необыкно­венная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля? Кто этот Ноль?- спросил художник. Мсье Ноль. Ах, какой талант!»

Одной шуткой передан и уровень и интересы светского об­щества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все от­тенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понра­вилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостат­ки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивиду­альность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Пси­хеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что худож­ник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу.

Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, что­бы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если мож­но, избежать их вовсе… Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чарт­ков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причи­ной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно поку­пать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».

Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. За­нятый балами и визитами художник едва набрасывает основ­ные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромозди­лась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно за­полонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оце­нить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение.

Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачер­ствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудови­щем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достой­ные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге бе­зумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета.

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростов­щика, который просит писать его портрет. Слухи об этом рос­товщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит пора­зительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростов­щика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном за­ключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но ти­хой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созда­ние искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оп­тимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Главная тема повести «Портрет» - тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел...

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек - творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника - художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине..., точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» - это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество - дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.