Простые способы обучения детей рисованию. Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства

Отказ ребенка рисовать – это не просто протест. Одна из причин — неуверенность в себе и своих способностях. Что делать, чтобы ребенок поверил в то, что он может и умеет рисовать красиво? Помогите ему освоить нетрадиционные техники рисования.

Зачастую дети стесняются того, что в отличие от других малышей у них плохо получается. Они не видят своих успехов, зато прекрасно видят, как хорошо получается у соседей. Это не зависть, не обида, а недостаточно высокая самооценка. Дело в том, что мы с самого детства сравнивали поведение детей с остальными: «посмотри, как делает Маша», «как здорово получается у Коли» и пр. В результате со временем у ребенка может сложиться комплекс неполноценности, развиться неуверенность в себе. И это вина взрослых. Однако у взрослых есть несколько возможностей, способных исправить эту их оплошность и вернуть ребенку самооценку. Одной из них является рисование.

Рисование как арт-терапия

Рисование поможет и детям, и взрослым. Здесь можно забыть о законах и правилах и полностью окунуться в мир собственных фантазий, уйти от реальности. Предоставьте детям право самовыражаться – пусть они сами выбирают что, чем и на чем рисовать.

Выбирая нетрадиционные методы рисования, взрослые дают ребенку понять, что настало время детям научить родителей. Предоставьте ребенку богатый выбор инструментов – пуговичек, веревочек, листиков, палочек… Прекрасной кистью для рисования станут собственные пальчики и ладошки ребенка. Здесь можно использовать не только привычные краски, но и любой другой материал, в который можно добавлять красящий пигмент: соль, песок, кофе, крупы.

Соберите для ребенка целую коробку материала, который ребенок может раскрашивать – пластик, гипс, ткани, стекло, дощечки, кружки и пр. Дайте ребенку понять, что теперь это его территория, что вы даете ему разрешение на полную самостоятельность и с радостью посмотрите и поможете ему выполнить любые задумки. Поверьте, вы получите не меньше удовольствия от процесса, чем ребенок!

Нетрадиционные методы рисования: популярные техники

Итак, все необходимое вы уже подготовили. Что теперь? Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее интересных техник, которые вызовут восторг у любого ребенка!

Волшебная линия

Для этого способа рисования понадобятся только лист бумаги, фломастер и карандаш. Предложите ребенку нарисовать любой предмет, не отрывая карандаш от бумаги, всего лишь одной линией! Параллельно делайте то же самое, а в конце сравните, что у вас получилось.

Замечательная разновидность этого вида рисования – рисовать хаотичные рисунки одной линией с закрытыми глазами, можно при этом включить ребенку спокойную музыку и предложить ему нарисовать свои ощущения. А результат можно разукрасить по своему желанию.

Волшебная ниточка

Для этого приема возьмите веревку, нитки, разноцветную гуашь. Далее можно воспользоваться одним из следующих приемов:

Прием №1. Пропитайте красками несколько ниточек, разложите их на чистом листе, накройте сверху другим бумажным листом таким образом, чтобы хвостики ниточек выглядывали. По очереди вытягивайте нитки, придерживая верхний лист рукой. После последней вытянутой ниточки можно открыть листочки и посмотреть, что получилось, и пофантазировать на эту тему вместе с ребенком.

Прием №2. Сложите пополам альбомный лист, пропитайте нитку краской и беспорядочно положите ее на одну половинку листа. Прикройте нитку второй бумажной половинкой и прижмите рукой. Откройте и посмотрите, что получилось.

Монотипия

Для этого способа нам понадобятся бумага, краски, кисточка. Складываем пополам чистый альбомный лист. На одну сторону листа ближе к линии сгиба наносим несколько густых пятен краски. Тут же складываем лист пополам и хорошенько прижимаем ладошкой. После можно открыть и посмотреть на результат, пофантазировать на тему: «что ты видишь?».

Набрызг

Если у вас остались старые зубные щетки, не спешите их выкидывать – они прекрасно подойдут для этой техники рисования. Подготовьте гуашь, лист бумаги, силуэты, гербарий. Набираем немного краски на кончик зубной щетки, наклоняем ее над бумагой и проводим по ворсу картонкой или обычной тонкой расческой. По бумаге начнут разлетаться брызги – это приводит детей в восторг.

Эта техника прекрасно подходит для изображения салюта или звездного неба. А если положить на лист любой силуэт и разбрызгать краску вокруг него, то, убрав силуэт, вы увидите его четкий след на листе, который можно дорисовать недостающими деталями.

Мыльная пена

Для этого метода понадобятся акварельные краски, оргстекло, мыло, губка, трубочка для сока или коктейля, шампунь, карандаш, кисть, бумага.

Прием №1. Намыльте с ребенком поролон, на тарелочку выжмите получившуюся пену. На чистом бумажном листе нарисуйте очертание предмета. Наложите на получившийся рисунок оргстекло, на котором и нужно будет рисовать пеной. Возьмите кисточкой немного пены, опустите в желаемый цвет акварели, пока пена не окрасится, и разукрасьте контур на стекле. После того, как рисунок готов, дайте ему высохнуть. Чистую бумагу немного намочите и приложите к высохшему рисунку на стекле влажной стороной, прижмите рукой, а потом оторвите. Готово – рассматриваем и фантазируем!

Прием №2. Берем баночку с жидкой краской, добавляем в нее немного шампуня и тщательно перемешиваем. Опускаем в банку трубочку для коктейля и начинаем дуть, чтобы масса начала пузыриться. На столе раскладываем листы бумаги. По очереди берем каждый лист, покрываем им банку с пеной так, чтобы пена касалась поверхности листа. Потом можно убрать и посмотреть, что получилось. Можно слоями накладывать одни пузыри на другие на листе, можно ложечкой выкладывать пузыри на бумагу, дорисовывать карандашами детали, можно дать высохнуть и вырезать, делать аппликации и пр.

Восковые мелки или свечка

Для этого приема нам нужны бумага, свечка, краски, кисточка. Можно использовать метод переведения. Под чистый лист кладется плоский предмет или контурный рисунок, а поверх чистого листа свечкой или восковыми мелками проводим по контуру рисунка или предмета. Получившиеся очертания можно закрасить. Наиболее популярна техника трения – рельефный рисунок или плоский предмет с контурами (например, копейку) кладем под лист и свечой, мелками или краской наносим рисунок.

Пальчики

Для этой работы нам нужна только краска, бумага и тарелочка. Сжимаем руку в кулак и вдавливаем его в краску, хорошенько размазываем краску по кулаку. После этого по очереди прикладываем к листу кулак разными его сторонами – боковой частью, пальчиками, тыльной стороной. Можно сделать отпечатки пальцев на листе при помощи краски и пальцев, можно отпечатать целую ладонь. После многих сделанных отпечатков дорисуйте с ребенком разные детали, чтобы получился полноценный рисунок, настоящее изображение.

Кляксография

Здесь понадобятся только краски, кисти, трубочка для сока или коктейлей и вода. На листе бумаги сделайте большую кляксу так, чтобы на бумаге была большая капля. Возьмите трубочку и подуйте на кляксу, чтобы она побежала в сторону. Гоните кляксу в разные стороны – она будет везде оставлять за собой след. Когда клякса полностью исчезнет, посмотрите, что получилось. Можно посадить 2 разноцветные кляксы на разные стороны одного листа и дуть на них так, чтобы они встретились. Это занятие прекрасно подходит для игры ребенка с родителем.

В каждом из нас есть творческое начало, но детям просто жизненно необходимо его развивать, реализовывать свой потенциал. Нетрадиционные методы рисования не только помогут ребенку в самореализации, но и дадут выход его эмоциям, помогут решить накопившиеся проблемы без конфликтов. Помогайте детям раскрывать самих себя!

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Посмотрим, какие детские техники рисования можно использовать для развития ребёнка.

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование - одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование - это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап - это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать : её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком с помощью зубочисток.

Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный .
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка - кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисование - отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

Автор: Максимова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования ГАУДО РК «Республиканский центр дополнительного образования», г. Сыктывкар

Описание статьи: Материал будет полезен педагогическим работникам по изобразительному искусству (ИЗО), педагогам дополнительного образования системы дополнительного образования детей; в нетрадиционной технике рисования можно вести занятия с разновозрастными детьми. Я провожу занятия с детьми с 7 до 17 лет. Описанные в статье нетрадиционные техники являются дополнением, вспомогательным приемом работы на занятиях в образовательном процессе.

Цель статьи: Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства.

Задачи:
1. Изучение основ изобразительного искусства через нетрадиционные техники.
2. Роль использования нетрадиционных техник рисования в формировании компетентностей детей по изобразительному искусству.
3. Показ нетрадиционных техник рисования как вспомогательного элемента в образовательной деятельности.

Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства

В настоящее время педагоги ИЗО, наряду с традиционными, активно используют нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах применения.

Термин «нетрадиционный » подразумевает использование материалов, инструментов и способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.
В изобразительном искусстве под техникой рисования понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественное произведение; владение материалами и инструментами, способами их использования; согласованная деятельность глаза и руки. Особое значение педагогами придается правильному изображению контуров и формы предметов.
Ребенок, поступая в школу, вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные методы и приемы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственно относиться к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в нашем ГАУДО РК "Республиканском центре дополнительного образования" решили обогатить техническую сторону детского рисования.
Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы с такими известными в широкой практике изобразительными материалами, как гуашь и акварель (растяжка цвета, по-сырому, вливание цвета в цвет, техника раздельного мазка), овладевая различными приемами работы кистью (всем ворсом, концом, примакиванием, тычок сухой жесткой кистью), используя нетрадиционные техники (монотипия, ассамбляж, кляксография), где линия, контур, пятно - выразительные средства рисунка, и, таким образом, подводя детей к сочетанию в одном рисунке разных техник и изобразительных материалов.
Использование нетрадиционных техник в обучении детей основам изобразительного искусства, на наш взгляд, отвечает основным педагогическим задачам: помогает формированию эстетики окружающей ребенка среды, стимулированию его творчества, подготовке к жизни в социуме. В своей работе мы учитываем, что для детей этого возраста характерны обостренное чувство красоты и природосообразность.
Одной из интереснейших нетрадиционных техник , включенных в процесс обучение детей в нашей организации, является ассамбляж.
Ассамбляж – это техника современного искусства, родственная коллажу, но использующая объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости картины. Здесь допускаются живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Техника ассамбляжа иногда применяется и в других произведениях, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего искусства не вполне устоялась.
Актуальность занятий ассамбляжем обусловлена тем, что в этом искусстве, как и в коллаже, фантазия детей абсолютно ничем не ограничена: можно использовать сочетания самых различных материалов, создавать любые линии, реализовать любые мечты и фантазии. Обучение ассамбляжу дает возможность детям работать в смешанной технике. Здесь используются различные материалы – как природные, так и искусственные, приветствуется любое смешение фактур и игра объема, широко применяются художественные краски. Техника ассамбляжа интересна еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появляются неповторимые детские работы.
На занятиях по ассамбляжу выставляю перед детьми блюдо с гвоздями, шурупами, гайками, пружинами – т.н. металлическими модулями . Модуль (от лат. «modulus» - мера, единица измерения) - это наименьшая и неделимая единица измерения величин в системе пропорционирования. Модуль используется в качестве средства гармонизации формы художественного произведения.
Затем даем другое блюдо - уже со стеклянными модулями типа «марблз» – разными по размеру и цвету кусками стекла овальной и треугольной формы, обязательно с покатыми краями.
Затем объясняем понятие ритма.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, средство композиции, с помощью которого можно передать движение на плоскости. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета, и может строиться на контрастах объемов.
Следует отметить, что гвозди и шурупы можно приобрести в хозяйственных магазинах, а вот стеклянные детали педагогу приходится готовить самому, без помощи детей. Для этого кусочки битого бутылочного стекла синего, желтого, зеленого и красного цвета закладываются в муфельную печь для обжига керамики, затем печь нагреваем до +1000 градусов и даем медленно остыть.
Открываем дверцу печи и собираем с ее дна разноцветные «капельки» - безопасный для детей материал для создания картины в технике ассамбляжа готов.
Заранее нарезаются квадратные прямоугольники из оргстекла и выбираются из глянцевых журналов фото живых существ, которых решено изобразить (чтобы дать возможность детям показать движение).
Фотографии кладутся под оргстекло – основа для картины готова. Затем каждый ребенок выбирает, с каким материалом он будет работать – с цветным стеклом или металлическими деталями. После этого наступает сам акт творчества – дети приклеивают прозрачным клеем-моментом «Кристалл» свои «картины» к оргстеклу.
В первый раз на занятие по ассамбляжу уходит два академических часа, так как детям нужно выработать навыки работы в новой для себя технике. Здесь сложность возникает при работе с клеем-«моментом» - он «тянется» и часто оставляет следы на стекле.
Белка – один из самых популярных персонажей для юных художников в нашей северной республике: когда-то наши предки платили дань царям именно шкурками этих симпатичных животных. Теперь их в наших лесах гораздо меньше, чем на детских рисунках.
Трудно изобразить мех с помощью металлических деталей. Состояние «пушистости» получаем, выкладывая в определенном ритме волосики меха из небольших тонких гвоздей. Экспериментируя, дети находят свой, индивидуальный ритм: белку Маши не спутаешь с белкой Лиды, хотя обе выбрали одну и ту же фотографию в качестве образца.
Маленькая, но храбрая Соня выбрала самый сложный объект для изображения – хамелеона: поэкспериментировав с гвоздями и шурупами, укладывая их под разными углами, смогла передать с их помощью чувство встревоженности и угрозы экзотического зверька, показав начатое им движение.
Не все дети слепо копируют выбранные картинки из журналов. Кристина, на занятиях по стилизации уже рисовавшая махаонов, выложила прекрасную бабочку без картинки под стеклом. Опираясь только на свою буйную фантазию.
Обычно дети любят выполнять картины с бабочками, белочками и цветками. Однако Руслан традицию нарушил: принес из дома фотографию автомата Калашникова и мужественно его выполнил, несмотря на поддразнивания девочек. Однако уступил им в малом – украсил оружие гламурным бантиком.
Наши девочки-художницы совсем не воинственны. Они, если и стреляют, то только глазками. Вот Ира, в пику Руслану, и решила изобразить «Взгляд» - вот так, именно с большой буквы. А реснички сделала разноцветными, важно пояснив, что теперь тушь для глаз выпускается самых разных оттенков.
Одной из интереснейших нетрадиционных техник, помогающей отрабатывать навыки работы красками и кистью, формированию умения передавать силуэтное изображение, является микс монотипии и кляксографии, который может дать изрядную пищу детскому воображению.
Кляксография также воспитывает сопереживание - ее с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить у детей глазомер и координацию.
На занятиях я всегда говорю детям: «Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести наше время, поэкспериментировать с красками и создать необычные образы».
Техника кляксографии считается очень простой, однако мной она была модифицирована и теперь используется при обучении основам изобразительной техники в нашем учреждении.
Обычно берется плотный альбомный лист бумаги, разводится немного краски (акварель или гуашь) - до жидкого состояния. Затем делается клякса - набирается краска в пипетку или на кисточку и капается на середину листа. В первом случае получатся цветные потеки, во втором – красочные брызги.
Затем начинаем дуть на кляксу из коктейльной трубочки – сверху, сбоку. Выдули первую кляксу – отложили лист в сторону. Посмотрели, на что она может быть похожа – дерево, кота, собаку. Затем выдули еще кляксу. И не забываем всегда рассматривать кляксу и фантазировать. Ненужные детали закрашиваем белой гуашью.
Так как бумаги уходит много, из листов вырезаем понравившиеся образы и создаем из них композицию, приклеив ее на отдельный лист.
Созданные композиции мы пропускаем через копировальную машину и изображение получаем на ватмане. При этом копировальная машина оставляет только самое главное для будущего образа, «не замечая» мелких деталей – для этого мы используем цветную бумагу «Крафт».
Здесь в работу активно включается детская фантазия: обводка черной и серебряной гелевыми ручками контуров угаданных образов. И, для оживления образа цветом, используем гуашь - это самая кропотливая и длительная часть работы над рисунком. Затем дорисовываем мелкие точки разноцветными фломастерами – они добавляют композиции уравновешенность.
В этой технике в нашей студии было создано немело интересных работ, высоко оцененных на городских и республиканских выставках, показанных в Национальной галерее Республики Коми.
Например, «Волшебная птица» Сони, в которой птица была выделена пастелью, красочно, но не контрастно, так как коричневый тон бумаги создавал воздух.
«Кошку на прогулке» Настя выделила штрихом, яркими мазками расставив пятна на пестрой шкурке.
«Пейзаж» Кристины сложился практически сразу, лишь были добавлены облака, ей даже удалось обойтись без пастели – у девочки поразительное художественное чутье.
Как показали мои занятия, монотипия и кляксография - чудесный микс, который может дать пищу детскому воображению и позволяет создать выразительные картины, например, с деревьями.
Получившиеся в процессе использования этих техник детские работы объединяет то, что цвет здесь не описывает качества предметов, раскрашивая их или формируя объем, а служит самостоятельным выразительным средством рисунка. Цветовые пятна пульсируют, переплетаются в причудливом ритме крупных и мелких форм, и порождают в юных головках реальный образ пейзажа или портрета. Здесь доминирует не раскрашивание привычных объектов, не раскладка объема на свет и тень, а эмоция, настроение, образ, выраженные через реалистичные формы.
Хочу добавить, что, при изучении особенности творческих проявлений детей в рисовании с использованием выше описанных нетрадиционных техник изобразительной деятельности , было выявлено, что на их активизацию влияет рассматривание репродукций картин живописи, восприятие музыкальных и литературных произведений, направленных на обогащение эмоциональной сферы и развитие воображения ребенка. Кроме того, важны как непосредственное наблюдение живой природы и ее объектов, так и уточняющие беседы об увиденном с детьми.
Таким образом, осваивая разнообразные нетрадиционные техники, ребенок познает различные способы изображения уже знакомых предметов и явлений, совершенствуется его зрительное восприятие, закрепляются навыки рисования, создаются условия для свободного экспериментирования различными изобразительными материалами.
Однако, как показала практика, использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования не решает всех задач художественно-эстетического и творческого развития школьников. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно использовать их, скорее, как вспомогательные , а не основные методы и приемы работы с детьми. При этом не следует забывать о необходимости включения изобразительной деятельности в целостный педагогический процесс; сочетания обучающего компонента с развивающим; соединения обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему; взаимосвязи творческой художественной деятельности детей с их общим психическим развитием, процессом формирования эмоционально-творческой личности.

Детские работы:




Все дети любят рисовать. Но иногда у ребёнка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдётся любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.
Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладём под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или не заточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография


Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Другие рисунки методом клясографии можно посмотреть

Отпечатки рук и ног

Всё просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Подробнее о методе рисования ладошками можно посмотреть

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на ещё влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем её водой. Пока не просохла, ставим на неё цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать ещё влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Щётка вместо кисти

Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щётку.

Эбру, или рисование на воде

Нам потребуется ёмкость с водой. Главное требование - чтобы её площадь совпадала с площадью листа бумаги. Можно использовать жаровню для духовки или большой поднос. Также понадобятся масляные краски, растворитель к ним и кисточка. Суть в том, чтобы создавать узоры краской по воде, а потом обмакнуть в них лист бумаги. Как это делается: www.youtube.com

Эффект потрескавшегося воска

Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В нашем случае - цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его тёмной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется - разглаживаем утюгом.

О рисовании на мятой бумаге можно посмотреть

Оттиски картоном со сдвигом

Нарезаем картон на небольшие полоски, примерно 1,5×3 см. Край кусочка картона обмакиваем в краску, прижимаем вертикально к бумаге и равномерно сдвигаем в сторону. Будут получаться широкие линии, из которых и создается рисунок.

Отпечатки кулачком

Для такого рисунка ребёнку придётся сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.

Откуда берется это странное утверждение о себя «я не умею рисовать?». Все умеют, только по-своему. Вот и у меня ребенок что-то стал периодически расстраиваться, что я не умею это рисовать или не красиво получилось. Знакомая художница подсказала оставить попытки рисовать по образцу, как это, в основном, делают на различных кружках по рисованию, и попробовать , не стандартные. Предложила опробовать монотипию. Дальше — больше, я начала искать еще варианты подобных техник, раскрывающих индивидуальность ребенка. Их оказался непочатый край.

Кое-что оказалось знакомым еще с детства.

Кляксы

Сложить лист пополам, раскрыть и на одной из половин наставить цветных пятен краской. потом сложить лист опять и плотно прижать — прогладить ладонью или приложить тяжелую книгу. Раскрываем и рассматриваем, что это такое получилось (тест Роршаха, наверно, похоже создавался)))) Можно дорисовать что-то, если хочется добавить.

Фроттаж

Помните? :)

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать, по рельефной поверхности. Кто пытался рисовать на столе с рельфным покрытием знает, как эта техника рисования может включиться в рисунок совершенно непрошенно:) А можно создавать рисунки комбинируя рельеф нескольких предметов.Вот какая прелесть:

Так же делаются и отпечатки листьев.

Получается и рисование, и раскрытие индивидуальности, и развитие воображения, и уверенность в своих силах творить и много-много еще полезных моментов для ребенка (и взрослого) в таких техниках. Люблю универсальные вещи, типа
коляски 3 в 1 :)

Отпечатки

Мраморная бумага

  • крем (пена) для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
  • бумага
  • скребок

План работы:

  • Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
  • Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
  • С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
  • Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
  • Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
  • Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
  • Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.

Паспарту

Это когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной какой-либо формой. Вот, к примеру, бабочка.

Монотипия

Рисование пищевой пленкой

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись

Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

И еще

1. Соль . Предварительно сделайте на бумаге набросок. Смочите его водой с помощью кисти, посыпьте солью, подождите, пока она вберет себя воду, лишнюю соль ссыпьте. Когда все подсохнет, прорисуйте недостающие элементы и раскрасьте. Солью хорошо рисовать стрекоз, птичек, медуз, бабочек, снег, дым.

2. Воск . Приготовьте лист с силуэтами животных, которые вы заранее «нарисуете» свечкой. Закрашивая рисунок краской, ребенок неожиданно для себя «создаст» изображения животных.

3. Поролон или губка . Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, яблони.

4. Пучок карандашей . Надежно закрепите клейкой лентой большой лист бумаги. Соберите в пучок цветные карандаши – так, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Предложите ребенку порисовать.

5. Мелки и крахмал . Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите малышу рисовать мелками по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы они дали вам новые цвета.

6. Цветной клей . Разлейте клей по пустым флаконам, добавьте в каждый по нескольку капель разного цвета, и вы готовы к созданию художественных произведений. Рисуйте цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.

7. Марлевый тампон . Предложите ребенку окунуть марлевый тампон в краску и нарисовать облака, мыльные пузыри, снежные сугробы, утят, бабочек. Недостающие детали надо дорисовать кисточкой или фломастером.
Кукурузные початки. Придумайте какое-либо изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостом» кукурузного початка.

8. Кляксография . Пусть малыш капнет краской на лист, наклонит его в разные стороны, а затем дорисует кляксу так, чтобы получилось какое-либо изображение. Или ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок. Можно дуть на краску из соломинки — тоже способ дать кляксе место развернуться:)

9. Рисование точками . Малыш легким нажимом карандаша намечает предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняет пространство внутри него, используя фломастеры или карандаши разных цветов.

10. Рисование брызгами . Самое основное здесь – освоить технику «набрызга». На сухую зубную щетку с достаточно жесткой щетиной нанесите гуашь, чуть меньше, чем вы обычно кладете зубной пасты. Консистенция краски – чуть гуще, чем паста, поэтому вода здесь обычно не нужна. Держите щетку в левой руке щетиной вниз на расстоянии 3-4 см от бумаги и палочкой скребите щетину по направлению к себе. Очень красив разноцветный «набрызг» (салют) и желто-красный (золотая осень) на белом листе; белый «набрызг» на темно-синем фоне (зимний пейзаж).

11. Рисование ногами . Закрепите на полу клейкой лентой лист бумаги. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Можно творить одновременно двумя ногами на одном листе бумаге. Прикрепите к стене большой лист бумаги и попросите ребенка изобразить на нем нечто, лежа на спине.

по материалам пользователя Cherry сайта liveinternet.ru