Сила характера катерины в драме островского "гроза". Сила и слабость характера Катерины Кабановой (Островский А. Н.) В чем сила и слабость катерины гроза

Люди, которые прочитали произведение Островского «Гроза», задумываются над смыслом жизни и о поступке Катерины. После прочтения пьесы человек сразу начинает рассуждать о действии и решении девушки, слабость ли это или проявление силы. Есть те люди, которые считают, что данный поступок является силой. Она убила себя, а ведь не каждый человек сможет пойти на столь отчаянный шаг. Кому-то становится страшно, а кому-то жалко себя, своих родителей, близких и знакомых людей. К тому же, стоит обратить внимание, что Катерина на самом деле очень сильная девушка. Она смогла при людях признаться в своей измене мужу. Девушка не побоялась насмешек других людей, ей было все равно на то, что о ней скажут и подумают. Собственной смертью Катерина прекратила издевательства свекрови, разговоры о себе и заставила Тихона изменить свое мнение. Хоть и на несколько минут, но ей это удалось сделать.

Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.

Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Поступок Катерины – сила или слабость?» (по пьесе Н. А. Островского «Гроза»)» читают:

Поделиться:

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Эпиграф: Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Цель урока :

Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2 . Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:

1)вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

    первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

    второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Вопросы для обсуждения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.

(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

С походкой, со взглядом цариц.

А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

Тема нашего урока«Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель урока : выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.

Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы студентов).

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?

Для того чтобы выяснить это,вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.

Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?

(Ответы студентов).

Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?

(Ответы студентов).

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

(Краткое содержание)

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.

Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.

Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.

Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.

Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.

Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.

Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.

Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.

Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению

Драма "Гроза", написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о "темном царстве" самодуров.

В то час Добролюбовым был поставлен вопрос: "Кто бросит луч света в мрак темного царства?" Ответ на тот самый вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой "Гроза". Две тенденции драматургии писателя - обличение и психологизм - очень хорошо обнаружились в этом его произведении. "Гроза" - драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники.
Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, описывает, что Катерина - "луч света в темном царстве". Почему же как раз она? Потому что только Катерина, слабая леди, выступила с протестом, только о ней мы можем вещать как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сообщить обратное. Это мечтательница барышня, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.

Но закончилось ребячество. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в жилье Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы - это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей "темного царства", но не может так существовать. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина, от которой изредка не услышишь и слова, ещё ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.

В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: "Такая уж я зародилась горячая". В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают?", которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови ("Да зд4еь все как из-под неволи"). Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.

Но героиня изо всех сил сражается против "темного царства", и как раз эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давнехонько назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне в этом месте опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу в этом месте существовать, так не стану, хоть ты меня режь!"

Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность сильно и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее активный душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: "Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?" Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим очевидный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса.

Но более того в такой трудной ситуации барышня пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет вручить клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. "Зачем ты пришел, погубитель мой?" - говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.

Катерина не могла существовать с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое беспокойство, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть "со своими грехами" - не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, существовать утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой ходить, что в могилу, более того "в могиле лучше". Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество надобно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся "жить... да мучиться" Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".

Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает "темное царство". Слабая леди смогла обозначиться против него и одержала победу.

Героиня Островского - поистине луч света в "темном царстве". В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты- вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

Островский был удивительный писатель, который чувствовал настроение своего времени. Его произведения наполнены жизнью, вопросы им затронутые остаются актуальны и по сей день. Те, кто желает не просто читать хорошие книги, но и заниматься самоанализом, должны познакомиться с его творчеством.

Одним из самых главных произведений писателя является пьеса «Гроза», написанное в эпоху революционного движения. Данная атмосфера очень сильно повлияла на содержание произведения, мы можем увидеть, как название символизирует начало чего-то страшного и необычного.

В первой части пьесы, герои чувствует приближение страшной и мощной силы. Особенной сильно ощущает ее главная героиня, которая, словно поддавшись хаосе в стране, пригласила его в свою собственную жизнь. История Катерины трагична, так как девушка приняла любовь, но не смогла ее присмирить.

История девушки довольна банальна для того времени. Детство Катерины было веселым и беззаботным, находясь под крылом родителей она чувствовала себя в безопасности. Девушка любила жизнь и мир, и, казалось бы, он отвечал ей тем же. Ситуация изменилась после ее взросления, будучи наивной и мечтательной девушкой. Она вышла замуж за нелюбимого ей человека, для того что бы быстрее стать самостоятельнее и наконец-то обрести статус замужней, о чем мечтали все девочки того времени.

Замужество оказалось настоящей пыткой и теперь читатель видит ее уже уставшей и измученной женщиной. Она не весела и все дни проходят в печали, ей ненавистны все из ее новой семьи, а муж вызывает лишь жалость. Она была такой счастливой и беззаботной, но за несколько лет в ней умерло все самое сказочное и волшебное, то что привлекало ее в других людях. Появление Бориса меняет жизнь главной героини, создавая шатающейся мост, который в любой момент может упасть.

Катерина очень религиозна, ей стыдно от одной лишь мысли – изменить своему мужу, предать его и стать грешной. С каждым разом видя при встрече Бориса она желает скрыться, убежать, но влюбленное сердце заставляет смотреть, подойти ближе и завести разговор.

Действительно, такая ситуация не могла оставаться на одном месте долгое время. Борис так же полюбил Катерину и намеривался увезти ее с собой, где они бы могли упиваться своим счастье. Надвигалась гроза, автор применяет подобный символ что бы охарактеризовать не только настроение вокруг, момент, когда крепостное право будет отменено, но и настроение главной героини, которое двигалось к своему апогею.

Катерина и Борис позволили любви поглотить полностью их сердца и сознание. Герой обещал ей выбраться из железных лам семьи Кабановых, но вот только Катерина не смела и мечтать о таком счастье. Она прекрасно понимала какое предательство совершила, какой грех обрушился на ее хрупкие плечи.

Нельзя точно сказать, сильная и слабая личность Катерина. Она представляется читателем с нескольких сторон, первая это сторона ее слабости. Девушка была замужней, но несмотря на это она поддалась чувствам, которые, по ее словам, было сложно сдержать. Другая сторона – это сторона сильной Катерины, ее роковой поступок, подаривший ей спокойствие и отсутствие выбора. Многие могут подумать, что самоубийство было попыткой сбежать от проблем, но это ни так. Ведь она понимала какой грех принесет подобное преступление, она хотела наказать себя, наказать за то, что совершила такую ужасную и глупую ошибку – отдалась воле своего сердца.