Тувинская принцесса. Принцесса Укока (алтайская принцесса)

В XXI веке ученые раскрыли тайну гибели легендарной алтайской принцессы. О достижениях химии, физики и генетики, которые стирают белые пятна истории, рассказывает «Наука 2.0».

Она умерла 2500 лет назад — загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное — что стало причиной ее смерти?

Республика Алтай

Алтайское плато Укок. Небольшое плоскогорье, расположенное на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. В железном веке здесь пасли скот воинственные кочевники — пазырыки. Здесь же под насыпными каменными курганами они хоронили своих близких.

В 1993 году раскопки одинокого кургана на Укоке привели к сенсационному открытию. Курган был уже разграблен и вроде бы бесперспективен. Но группа ученых под руководством археолога из Новосибирска Натальи Полосьмак выбрала именно его. Судьба?

Под разграбленной могилой ученые обнаружили еще одно — нетронутое — погребение. Перекрытие из 11 бревен скрывало деревянный саркофаг, домашнюю утварь и останки шести лошадей, похороненных вместе с хозяином. Как и многие народы, пазырыки верили: смерть — это не конец. А в новом, загробном существовании человеку будет необходимо многое из земной жизни.

Новосибирск, Академгородок

Сделанная до н. э. сбруя и сегодня впечатляет изяществом резных линий. Эта красота дошла до нас благодаря редкой естественной консервации. Вскоре после похорон в погребальный сруб проникли подземные воды. Резкое похолодание превратило их в толщи льда. Вода замерзла и не оттаивала 2500 лет. Вечная мерзлота, как холодильник, спасла пазырыкские находки от губительного воздействия времени. Оставался самый важный вопрос: кого с такими почестями похоронили тысячи лет назад в деревянном саркофаге?

Ледяной саван полностью скрывал фигуру похороненного. Когда археологи осторожно растопили лед, то увидели мумифицированные останки. Забальзамированная девушка лежала на боку, в позе спящего человека. На ней были шерстяная юбка, рубашка из китайского шелка, парик и замысловатый головной убор. Перед пазырыкскими богами неизвестная должна была появиться в своем лучшем одеянии.

Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыки делали татуировки не только для красоты — они использовали их как паспорт или визитную карточку.

На левой руке алтайской мумии археологи насчитали четыре татуировки. Самая крупная — мифический олень с клювом грифона и рогами козерога. У некоторых народов Азии это фантастическое животное символизировало связь с потусторонними мирами. К сожалению, однозначно расшифровать значение этой татуировки сегодня практически невозможно.

Кем же была девушка с Укока? Почему она умерла в таком молодом возрасте? И, наконец, как выглядела эта загадочная женщина?

Москва, Лаборатория антропологической реконструкции им. М. Герасимова

С 50-х годов прошлого века сотрудники лаборатории создают уникальную портретную галерею, которая в буквальном смысле слова олицетворяет прошлое. Лица давно умерших людей воссоздаются по их черепам. Высота скул, разрез глаз, форма носа и даже ушей — по словам ученых, всю эту информацию хранит череп. Ее нужно только правильно считать.

Реконструкция лица — долгий и кропотливый процесс. Слой за слоем ученые накладывают на костяное основание скульптурный пластилин. Его окончательная толщина и форма рассчитываются с помощью программы черепно-лицевого соответствия.

Это лицо антропологи восстановили в 1995 году. Именно так, по их мнению, выглядела девушка из Укока. Реконструкция не оставляет сомнений: перед нами — представитель европеоидной расы. Это же подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.

Мумию Укока изучают уже больше 20 лет. За это время с ней было проведено множество исследований. Например, удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования.

Ученые поняли, что забальзамированное тело не сразу было предано земле. От момента смерти до погребения прошло как минимум три месяца. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени — ее, например, сажали в какие-то кресла, что видно по следам на теле.

При этом сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?

Археологи категорически отрицают гипотезу об алтайской принцессе. Ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати. Но главное — он расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. По мнению ученых, она была, возможно, целительницей или шаманом. Вдыхала периодически пары меди и ртути (это установили благодаря химическим анализам), что было связано, скорее всего, с какими-то обрядами.

Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью женщины. Но они не могли привести к летальному исходу. Так от чего же умерла алтайская шаманка? Ученые предположили: виновата болезнь. Но какая?

Исследованием заболеваний древних людей сегодня занимается специальная наука — палеопатология.

Москва, Институт археологии РАН

В 2010 году завернутую в термостойкий материал мумию отправили на томографическое исследование. Однако получить быстрый результат не удалось. Магнитно-резонансный томограф считывает радиоволны. Источником этих сигналов являются атомы водорода, которые в основном содержатся в жидкостях и мягких тканях. Мумифицированные, обезвоженные останки выдавали слабый сигнал, и снимки получились плохого качества. Улучшить это изображение смогли только специальные компьютерные программы, разработанные через несколько лет после исследования.

Эти обработанные томографические снимки — ключ к решению алтайской головоломки. Новейшие графические программы позволили исследователям заглянуть в прошлое. Их подозрения подтвердились: забальзамированное тело хранило следы тяжелого заболевания.

Ученые пришли к выводу: девушку с Укока убил рак молочной железы. Онкологическое заболевание развивалось минимум три года. Болезнь достигла четвертой — конечной — стадии. Это был окончательный диагноз, установленный через 2500 лет.

Тайна смерти девушки с Укока раскрыта. Споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Возможно, в будущем и на этот вопрос наука даст окончательный ответ. А значит, это не конец истории.

Принцесса Укока

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

История находки

Фотография мумии принцессы Укока

Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы» . Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая». Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

Местоположение

Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

Общественное мнение

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно - Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • С. Бен-Цион
  • Населённые пункты Саратовской области

Смотреть что такое "Принцесса Укока" в других словарях:

    Укок - Долина реки Калг … Википедия

    Десять самых значительных археологических находок в мире - Розеттский камень (Rosetta stone) памятник эпиграфической культуры (196 год до н.э.). Представляет собой камень (гранодиорит) с указом египетского царя Птолемея V, написанным египетскими иероглифами, демотическим письмом (одна из форм египетского … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Археология - Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    Мумия - У этого термина существуют и другие значения, см. мумия (значения). М … Википедия

    Лоуланьская красавица - Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло… … Википедия

    Полосьмак, Наталья Викторовна - Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) (56 лет) Место рождения: Хабаровск Страна … Википедия

В 1993 г новосибирские археологи обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которую прозвали «Укокская принцесса». Женщина была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных находок не было с момента обнаружения царских (Улаганский район Республики Алтай) и в Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама мумия хранится в в столице Республики Алтай, сопроводительный инвентарь (грифоны в золотой фольге и др.) остались в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока в новосибирском Академгородке.

По поводу национальной принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что «шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское (индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что пазырыкцы были беглецами предположительно с юго-запада (возможно, из Передней Азии), а потомками пазырыкцев являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину .

Памятник Ак-Алаха-3 находится на плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки (пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером, засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для строительства зданий.

Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца , ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах), видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные сопровождать человека в «иной» мир.

Туристка.Ру побывала в музее Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму... согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были 100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м, выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину. Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была прибита четырьмя медными гвоздиками. Вообще захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор породы дерева, из которого изготовлена колода.

У многих народов различным видам деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни, исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например, нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях может помочь человеку »возродиться», поэтому кеты хоронили своих детей в выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом (крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший, похороненный на лиственнице, мог заново «родиться». Интересно, что якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной», выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.

В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека - его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

В изголовье на небольшом блюде находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии, Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.

Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, изготавливалась из привозной ткани, и это, наряду с имеющимся захоронением коней и бальзамированием, свидетельствует о том, что принцесса происходила из среднезажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают, что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали ткани шириной до 50 см, рубаха же «принцессы Укока» скроена из ткани шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.

Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна раскрылась — оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов. Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по нему о том, что «принцесса Укока» была шаманкой. Хотя вполне возможно, что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и «ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их обычно изображают!

Тело женщины хорошо сохранилось благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. «Принцесса Укока» была похоронена в середине июня, перед откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»). Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново «родиться» в том же теле, тогда становится понятно их стремление сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли «выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания. Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в жизни племени.

Отчетливо видна синяя татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад — древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка «укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.

Что же еще может понадобиться человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).

Стенки рогового сосуда были сшиты (!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего, роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные принадлежали царству богов, духов.

Деревянный сосуд имел ручку, выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных — оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.

Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались мутовкой при создании Вселенной!

Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.

За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.

В северной части могильной ямы, на глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона: мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона, они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные «трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те же сюжеты.

Итак, подведем итоги. Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами. Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.

«Укокская принцесса»: Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Плато Укок (4 дня, 22000/27000 р., 4-10 чел.)
  2. Джип тур. По Южному Алтаю (12 дней, 60000 р., 3-15 чел.)
  3. Актру - плато Укок - Телецкое озеро (12 дней, 36000/45500 р., 6-15 чел.)

    Конные

  4. На плато Укок к «Принцессе Алтая» (13 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.