Будденброки анализ. Традиция семейного романа в западноевропейской литературе в начале ХХ века (по роману Томаса Манна "Будденброки"). Отрывки из новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции»

"Будденброки". В 1901 году в Германии появилось произведение, которое по всем нужным параметрам соответствовав типу тех произведений, которые были нужны. Это "Будденброки". Этим писателем был молодой Томас Манн, которому было 25 лет. Это была его вторам крупная публикация, и этот роман сразу же сделал его знаменитым. Но в 25 лет стать национальным гением - это психологически рано, большая нагрузка. И с сознанием того, что он национальный гений. Томас Манн и прожил всю оставшуюся жизнь, ничего не мешало писать ему прекрасные произведения. Его отношения с братом Генрихом Манном были сложные. У Томаса был достаточно талантливый сын Клаус Манн, он автор довольно интересного романа... (?), который был экранизован. Взгляды, позиции жизни двух братьев (Генрих жил дольше) по многим пунктам различались. Я упоминаю имя Генриха Манна, так как Томас и Генрих принадлежали к поколению литераторов в сложное для Германии время, жизнь была сложной. Потому что Германия всю 2-ю половину 19 века находилась в застое (Мелкие княжества), в литературе - тоже застой. Вот эта раздробленность, конечно же, сдерживать развитие Германии очень сильно: и экономическое, и культурное. И поэтому новому поколению уже в 20 веке приходилось решать все ту же задачу: искать какие-то принципы, параметры восстановления уровня немецкой литературы (17-19вв.). После романтиков немецкая литература двигалась к временному закату, и перед молодежью стояла задача восстановить репутацию немецкой литературы. Следовательно, здесь тоже ситуация, когда человек вступает в творческую жизнь, начинает писать, он первое, что делает -начинает осмыслять, что происходит вокруг него, какова литературная ситуация, "какую дорогу он должен выбрать. И вот этот рационалистический подход, характерный для Голсуорси, Роллана, в высшей степени был и у молодого Манна.

Здесь был и еще один исторический момент: с середины 70-х годов 19 века Германия стала собираться в единую страну, новый этап развития государства - складывается единое государство, начинается развитие империи. И все эго в значительной степени стимулирует тоже. То есть появление нового поколения литераторов связано с этим. Но первый шаг, который они сделали - это осмысление этой ситуации и желание восстановить репутацию немецкой литературы, придать ей тот блеск, который был в начале 19 века -приводит к тому, что немецкие литераторы начинают подражать и ориентиры для творчества ищут вне национальной традиции. Если Генрих Манн для себя идеалом и примером выбрал Бальзака и традиции французской литературы (интерес Г.Манна к Франции был постоянен), а первые его романы вообще были выстроены по модели бальзаковского повествования, то Томас Манн для себя ориентир нашел опять же в русской литературе. Его привлекла масштабность повествования, психологическая глубина исследования, но одновременно еще сумрачный немецкий гений Т.Манна был очарован способностью, стремлением русской литературы добираться до того, что виделось как корни жизни, наше стремление познать жизнь во всех первоосновах. Это свойственно и Toлстому, и Достоевскому.

Вместе с тем Томас Манн был человеком своего времени в национальной специфической ситуации. Почему роман "Будденброки" обрел такую популярность? Потому что читатели, открывшие этот роман, когда он был опубликован, нашли в нем исследование основных тенденций национальной жизни. "Будденброки" - это произведение, которое тоже отличается масштабным охватом реальности, и жизнь героев, Будденброков, есть часть жизни страны. Это такая же семейная хроника, такая же роман-эпопея, перед нами рассказ о жизни 4-х поколений семейства Будденброков. Это бюргеры из города Любека, достаточно богатая семья, и время действия романа - большая часть 19 века. Томас Манн использует в повествовании какие-то данные н реалии жизни своей семьи, которая тоже происходил из города Любека. Это ганзельский (?) город, большой город. Был экономический союз независимых городов (Любек, Гамбург) - это приморские, еще со средневековья вольные города, не принадлежащие герцогам, которые управлялись Сенатами, выборными Советами, где 3-е сословие (бюргеры) чувствовало себя 1-м сословием, самым сильным. Вольные бюргеры вольных городов вступали в этот торговый союз, торговали между собой по всему свету, и позиция и самосознание бюргера во многом напоминали самосознание дворянина. Сама суть дворянства, его мироощущение - это ощущение, знание своего рода, своих корней, традиций, преемственности своего рода. Родовое дворянство - это череда поколений, знавших друг о друге, потомки знали предках какого-то колена (Пушкин "Моя родословная" - это об этом, есть преемственность, за ним есть время его семьи). В случае с Маннами - они потомки вот такого рода вольных бюргеров, они несут в себе это ощущение принадлежности к роду. Но с случае с Маннами эта традиция рода была очень резко оборвана; их отец женился на дочери своего компаньона, и когда он умер, мать (их мачеха) еще 2- дочерей решила, что ее сыновья будут заниматься чем угодно, но только не делом торговли. Она продала фирму, сыновей готовили современно, к другой жизни, ориентировали на написание книг, возили в Италию, во Францию с детства. Мы все эти биографические детали найдем в "Будденброках". Манны получили прекрасное образование.

Томас Манн весь этот материал о своей семье, включая ситуацию со своими братьями и сестрами, все принес в этот роман в 3-м поколении, но этот материал претерпевает изменения в трактовке, к нему что-то добавляется. Каждый представитель рода Будденброков является представителем своего времени: он и несет свое время в себе, и как-то пытается выстроить свою жизнь в этом времени. Старый Иоганн Будденброк - это типичный представитель бурного времени, человек редкого ума, очень энергичный, принял фирму. А сын? - продукт эпохи священного союза, человек, который может только сохранять то, что сделал его отец. В нем нет такой внутренней силы, но есть приверженность к устоям. И наконец, 3-е поколение. Ему в романе уделено большее внимание: центральной фигурой становится Томас Будденброк. На долю Томаса и его братьев и сестер выпадает тот отрезок времени, когда начинают происходить в немецкой жизни вот эти кардинальные изменения. Семья и фирма должны справляться с этими изменениями, и выясняется, что эта приверженность традициям, это осознанное бюргерство Будденброков уже становится своеобразным тормозом. Будденброкн порядочнее, может быть, спекулянтов, они не могут использовать оперативно новые формы отношений, которые возникают на рынке. Внутри семьи то же самое: приверженность традиции - источник бесконечных драм, которая впитала в себя бюргерский дух. И с какой стороны мы не посмотрим на жизнь Будденброков 3-го поколения - они оказываются не вписанными во время, как-то конфликтуют со временем, с ситуацией, и это ведет к закату семьи. Итог общения Ганно с другими детьми -это для него мучительно: любимое место жизни - это под роялем в гостиной матери, где он может слушать музыку, которую она играет, такая замкнутая жизнь. (Последний представитель Будденброков - сын Томаса маленький Ганно, этот слабенький мальчик заболевает и умирает.) Полное название романа "Будденброки, или история жизни одной семьи".

Эта книга - анализ семейной хроники, одна из первых семенных хроник, воздействие смены эпох на судьбы людей. И это было после долгого перерыва в немецкой литературе, первое произведение вот такого масштаба, такого уровня, такой глубины анализа. Поэтому Томас Манн и стал в 25 лет гением.

Но постепенно, когда первые впечатления, восторги улеглись, стало проступать, что в этой книге есть второе дно, второй уровень. С одной стороны, это социально-историческая хроника, рассказывающая о жизни Германии 19 века. А с другой стороны, это произведение выстроено с другими задачами. Это было одно из первых произведений литературы 20 века, рассчитанное на два как минимум уровня прочтения. Второе дно, второй уровень связан с философскими взглядами Т.Манна, с той картиной мира, которую он создает себе (Томас Манн интересовался самым высоким уровнем осмысления реальности). Если мы посмотрим на историю семейства Будденброков под другим углом зрения, мы увидим, что столь же важную роль, как время и социально-исторические изменения, в их судьбах играют некие константы. Будденброки Манна эволюционируют от бюргерства к художничеству. Иоганн Будденброк-старший - 100%-й бюргер. Ганно - 100%-й художник.

Бюргер для Манна - это не только человек 3-го сословия, это человек, полностью слитый с окружающей реальностью, живущий в неразрывном союзе с окружающим миром, лишенный того, что у Томаса Манна обозначается словом "душа", но только не в каноническом смысле слова "бездушный", а в бюргере совершенно отсутствует художническое начало по Т.Манну, но не в том смысле, что это люди безграмотны, глухие к красоте. Старый Иоганн - не только человек образованный, но и живущий тем, что он знает; но это человек неразрывно слитый с миром, в котором он живет, который наслаждается каждой минутой своего существования, для него жизнь в физическом плане -это великое наслаждение. Все планы жизни. Это тип людей.

Противоположный тип - это художники. Это не значит, что это люди, которые рисуют картины. Это человек, который живет жизнью души, для него внутреннее существование, духовная жизнь и внешний мир представляются отделенными от него суровым высоким барьером. Это человек, для которого контакт с этим внешним миром мучителен, неприемлем.

Очень часто гении, творчески очень одаренные - они художники. Но совсем не всегда. Есть творческие личности с мироощущением бюргера. II есть обыватели с мироощущением художника, как по Томасу Манну. Его первый сборник рассказов (он называется но названию одного из включенных в него рассказов) - "Маленький господин Фридеман". Вот этот маленький господин Фридеман - это типичный обыватель, по этот маленький обыватель с душой художника, который живет внутри себя, своей жизнью духа, он полностью во власти этого художнического начала, хотя он не продуцирует никакой художественной деятельности, он продуцирует только невозможность существования в этом мире, чувство невозможности контакта с другими людьми. То есть для Томаса Манна эти слова "бюргер" и "художник" имеют совершенно особый смысл. И кто чем профессионально занимается, владеет фирмой ли нет - это не важно. Пишет картины или нет - не важно. Показывая эту трансформацию, трагедию, гибель семейства Будденброков Т.Манном объясняется еще и как процесс накопления художнических качеств в душах Будденброков. что делает существование их в окружающей реальности все более сложным, а потом и мучительным для них и лишает их возможности жить. Что касается их профессиональных увлечений, здесь это особой роли не играет. Томас занимается торговлей, его избирают в Сенат. А его брат уходит из семьи, объявляя себя художником в прямом смысле слова. Важно то, что они и тот, и другой наполовину "бюргер" и "художник" в манновском смысле слова. И вот эта половинчатость никому из них не дает ничего совершить в этой жизни. Состояние неустойчивого равновесия, в котором находится и Томас, и его брат, становится мучительным. С одной стороны, Томаса захватывают книги. Но при чтении их что-то его отталкивает - это бюргерское начало. А отправляясь в Сенат, начиная заниматься делами фирмы, он не может ими заниматься, так как художническое начало не выносит всего этого. Начинаются метания. Томас и женился на Герде, девушке, принадлежащей к другому миру, он почувствовал в ней духовность, художническое начало. Ничего не получилось. Сын Ганно пребывает в мирке матери, вот эта отгороженность от мира позволяет Ганно существовать внутри себя. Т.Манн делает так, что Ганно заболевает тифом, наступает кризис. Он состоит из 2-х элементов: с одной стороны, подходит к нижней точке, но от нижней точки может начаться падение вниз. И Томас Манн ставит Ганно перед выбором, заданность книги выступает на первый план, так как ни Бальзак, ни Диккенс, ни Голсуорси не мог бы себе позволить такого произвольного обращения. Ганно лежит в постели в спальне, перед окнами разложена солома, чтобы экипажи не грохотали. Ему очень плохо, и он вдруг видит солнечный луч, пробившийся через шторы, слышит приглушенный, но все же шум этих телег по улице. "И в этот момент, если человек прислушивается к звонкому, светлому, чуть насмешливому призыву "голоса жизни", если в нем вновь пробудится радость, любовь, энергия, приверженность к пестрой и жесткой сутолоке, он повернет назад и будет жить. Но если голос жизни заставит содрогнуться от страха и отвращения, если в ответ на этот веселый, вызывающий окрик он только покачает головой и отмахнется, тогда это ясно каждому - он умрет." И вот Ганно как бы в этой ситуации. Это вызвано не самой болезнью, кризисом, не самим тифом, а том, что Ганно в какой-то момент становится страшно, когда он слышит это голос жизни, у него возвращение в эту яркую, пеструю, жестокую реальность - оно мучительно. Он не хочет снова переживать прикосновение к окружающему бытию, и тогда он умирает, не потому что болезнь неизлечима.

Если посмотреть, что стоит за этой концепцией бюргерства и художничества, мы увидим, что за ними стоит Шопенгауэр, прежде всего с его концепцией мира как воли и представления. И действительно, Т.Манн в это время очень увлекается философией Шопенгауэра. И отсюда этот принцип - - они отказываются от принципа объективной эволюции. В этих философиях (Ницше, Шопенгауэра) выступает противоположная тенденция - поиск абсолютных качал. Мир строится на неких абсолютных началах, они самые разные, но принцип один и тот же. По шопенгауэровской системе есть два: воля и представление. Воля порождает динамику, а представление статику. А оппозиция "художник - бюргер" это как бы производная от шопенгауэровского представления. Это тоже некие абсолюты, характеризующие внутреннее качество человеческой личности, они не подвержены времени. Старый Иоганн Будденброк - абсолютный бюргер не потому что он живет в свое время, а потому что он такой. Ганно - абсолютный художник, потому что он такой. Просто качества, свойственные человеческой душе, не меняются, но ситуация, показанная Т.Манном, это внутренние изменения, кот могут происходить; могут происходить и в обратную сторону. Потом после этого он написал целый ряд рассказов, как простой бюргер превращается в художника. Эта трансформация тоже может происходить: из бюргера в художника, из художника и бюргера, как угодно, но это некие абсолюты, которые реализуются в человеческой душе или полностью, или относительно, но они есть.

То есть система мироздания приобретает таким образом некую статичность. И с этой точки зрения роман "Будденброки" приобретает совершенно другое качество - это не столько социально-историческая хроника, это произведение, в котором реализована какая-то определенная философская идея. И потому с этой точки зрения соблазнительно называть роман Т.Манна философским. Но его нельзя назвать философским, так как не философское повествование. Это интеллектуальный роман (анализ философских идей).

Это что касается литературной стороны. Что же касается места этого романа в контексте мировой литературы, очевидно, что "Будденброки" открывают новый этап в литературном развитии не только типом, формой повествования, но и открывают следующую страницу мировой литературы, которая начинает осознанно строить себя па философских абсолютах при создании своей картины мира.

Появляется группа литераторов, которая несет в себе черту эпохи конца века, когда позитивистский, эволюционистский подход сменяется в философском осмыслении мира процессом поиска, формулировки неких абсолютов, неких недвижных начал, которые определяют человеческое существование. И вот на этом мировоззренческом подходе производной от этих философий вырастает литература, которая создает такую картину мира. В этом сказывается еще одно фундаментальное изменение уже чисто историко-философского плана. Новая волна литераторов представляет иную картину мира. Из этого и начинается новое литературное движение, которое вошло в историю под названием

Первый роман Томаса Манна «Будденброки» сделал его всемирно известным писателем. Книга была издана в 1901 году, когда автору было всего лишь 26 лет. Однако, несмотря на молодой возраст, ему удалось предложить читающей публике уникальное произведение.

«Будденброки» - семейная сага, охватывающая жизнь четырех поколений богатого немецкого рода коммерсантов. Уже один огромный масштаб замысла сделал эту книгу заметным явлением в мире литературы. Но кроме этого Томас Манн раскрыл весь свой не по годам зрелый писательский талант. Он ярко и интересно описал картину постепенного возвеличивания и падения торговой фамилии. Уже после первого издания книга стала бестселлером и объектом похвалы критиков. В 1929 году благодаря этому роману Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе.

Главные герои

Роман «Будденброки», краткое содержание которого в сжатом виде описывает сюжет книги, повествует об истории семейства Будденброков. Оно известно каждому жителю небольшого города Мариенкирха. Глава семейства - Иоганн Будденброк, который владеет одноименной фирмой. У него есть жена Жозефина и сын Иоганн (невесту которого зовут Элизабет).

От этого брака у Иоганна несколько внуков - десятилетний Томас, восьмилетняя Антония (среди родственников она известна как Тони) и семилетний Христиан. В доме со всеми ними также живет девочка Клотильда - дальняя и бедная родственница. Кроме того, у Будденброков есть воспитательница и экономка Ида Юнгман. Она так долго живет с семьей, что по праву считается ее полноценным членом.

Блудный сын

На протяжении всего повествования к главным персонажам постепенно присоединяются все новые герои, которые дополняют и делают интереснее роман «Будденброки». Краткое содержание этой книги не может обойтись без упоминания о Готхольде - старшем сыне Иоганна, живущем отдельно от семьи. Родственники стараются не вспоминать о нем, из-за того, что молодой человек женился на бедной девушке. В богатом семействе этот союз не одобрили, считая его противоестественным.

Однако сам Готхольд помнит о Будденброках. Он пытается добиться выплаты ему части семейного состояния. Его младший брат Иоганн уговаривает отца не выплачивать требуемой суммы. Коммерсанты не хотят делиться состоянием из-за того, что боятся потерять сотни тысяч марок и понести серьезные убытки, которые могут больно ударить по фирме.

Семейное древо

Спустя два года у Иоаганна-младшего и его жены Элизабет рождается дочь, которую было решено назвать Кларой. Это событие стало одним из самых радостных для семьи на протяжении всего романа «Будденброки». Краткое содержание главы, связанной с появлением на свет Клары, таково: счастливый Иоганн записывает новость о рождении дочери в специальную тетрадь. Члены семьи на протяжении многих поколений заполняли ее, составив таким образом подробный генеалогический сборник.

Еще через три года умирает жена Иоганна-старшего Жозефина. Большие временные пробелы связаны с тем, что книга представляет собой длинную колоссальную хронику. Произведение именно этого жанра хотел издать Томас Манн. «Будденброки» (краткое содержание рассказывает об основных сюжетных узлах романа) после смерти Жозефины проходят первый серьезный сюжетный поворот. Глава семейства решает удалиться от дел и передает фирму сыну. Вскоре после этого престарелый Иоганн умирает. Его сын-тезка, встретившись на похоронах со старшим братом Готхольдом, отказывается передать ему хотя бы какую-то часть наследства.

Помолвка Тони

Тем временем дети продолжают расти. Тони исполняется восемнадцать лет, после чего гамбургский коммерсант господин Грюнлих делает ей предложение. Новоявленному жениху удается заручиться поддержкой родителей девушки, и те давят на свою дочь. Однако Антонии Грюнлих совершенно не нравится.

Несогласие приводит к скандалу. Родители решают отправить Тони в морской городок Травемюнде поблизости от Любека. Они считают, что девушке стоит отдохнуть, привести свои мысли в порядок и еще раз обдумать предложение коммерсанта. В этот момент происходит важный сюжетный поворот романа «Будденброки». Краткое содержание последующих глав таково: Тони селится в доме моряка Шварцкопфа и знакомится с его сыном Моргеном. Молодые люди быстро подружились, а потом и вовсе признались друг другу в любви. Однако вскоре отдых на море заканчивается. Антония возвращается домой.

Трудное решение

Наконец Тони натыкается на тетрадь с генеалогическим древом и осознает, что обязана продолжить род, связать свою жизнь с богатым человеком и не повторять ошибки своего дяди Готхольда. Девушка идет против сердца и соглашается выйти замуж за господина Грюнлиха.

Совместная жизнь новой семьи не задается с самого начала. Муж быстро остывает к своей жене. Положение не спасает даже рождение дочери Эрики. На этой неприятной сюжетной линии продолжается книга «Будденброки». Краткое содержание романа на страницах, посвященных семье Грюнлихов, таково: через четыре года после свадьбы муж становится банкротом. А вскоре становится ясно, что весь этот срок он держался на плаву только благодаря тому, что жениху досталось приданое жены. Иоганн не хочет помогать зятю. Он забирает дочь и внучку в родной дом и объявляет брак недействительным.

Наследники

Иоганн Будденброк умирает в 1855 году. Статус главы семейства переходит к его сыну Томасу, который с самых ранних лет помогал деду и отцу в делах фирмы. Его дядя Готхольд уже много лет живет вместе с остальными родственниками. Ему удалось наладить отношения с братом благодаря продаже собственного дела.

Теперь Томас делает своего дядю фиктивным главой фирмы, а сам остается ее руководителем де-факто. Его младший брат Христиан отличается совсем другим характером. Он не любит работу в семейной конторе и проводит все свое время в театрах и клубах. В конце концов Христиан ссорится со старшим братом и перебирается в Гамбург, где становится компаньоном на другом предприятии. Однако его беспокойный характер дает о себе знать и на новом месте. Христиану не удается закрепиться в Гамбурге. Через некоторое время он возвращается в отчий дом, даже несмотря на то что его отношения с родственниками заметно подпорчены. Дальнейшее поведение Христиана показывает, что он так ничему и не научился на своих ошибках.

Новые события

В Мюнхене Антония знакомится с Алоизом Перманедером и вскоре во второй раз выходит замуж. Этот персонаж - еще одно новое лицо, появившееся ближе к середине романа, автором которого был Манн. «Будденброки» (краткое содержание) продолжаются неудачами Тони в семейной жизни. Она переезжает к супругу в Мюнхен, однако в новом городе ей уготована роль чужого и нелюбимого всеми человека.

Кроме того, второй ребенок Тони рождается мертвым. Даже столь сильное горе не может сблизить ее и Алоиза. Через некоторое время Антония уличает супруга в измене. После этого она возвращается к своей матери и подает документы на развод. Второй брак заканчивается таким же фиаско, как и первый.

Расцвет семейства

Но не только о неудачах и горе пишет Т. Манн. «Будденброки» (краткое содержание это отражает) знаменуются радостным событием. У Томаса рождается сын, которого в честь деда называют Иоганном (скоро в семье за ним закрепляется сокращенный вариант имени - Ганно). Мальчик становится наследником всего рода и ее главного достояния - фирмы. Вслед за этим Томас выигрывает выборы и избирается сенатором. Став политиком, он решает построить новый шикарный дом, быстро превратившийся в символ могущества Будденброков.

Сестра Томаса Клара незадолго до рождения племянника выходит замуж за пастора Тибуртиуса. Семейная пара переезжает в Ригу. Но через некоторое время после рождения Ганно Клара умирает от туберкулеза. Согласно завещанию, женщина передает всю свое состояние (часть общего бюджета Будденброков) своему супругу. Мать Элизабет втайне исполняет ее волю. Когда об этом узнает Томас, он приходит в бессильную ярость.

Неудача за неудачей

С каждой новой главой атмосфера уныния и безысходности становится все сильнее, так по авторскому замыслу хотел сам Манн. «Будденброки» (краткое содержание) продолжаются тем, что 42-летний Томас впадает в депрессию. Ему кажется, что его фирма обречена, а любые усилия исправить положение тщетны. Первая трещина появилась после истории с наследством Клары. Теперь Том решается на крупную аферу, но та проваливается и приводит к новым убыткам. У компании снижаются обороты

Все эти перипетии постепенного угасания могущественной семьи подробно описывает Томас Манн. «Будденброки» (краткое содержание) охватывают жизнь четырех поколений. Маленький Ганно (принадлежащий к последнему из них) мало интересуется торговлей и фирмой. Он, подобно своей матери, увлекается музыкой, что удручает и раздражает его отца. Еще через год в уже почтенном возрасте умирает Элизабет. Так, персонаж за персонажем, уходят герои с авансцены романа «Будденброки». Краткое содержание (отзывы это подтверждают) только в общих чертах описывает ту катастрофу, которая неумолимо приближается к порогу семейного гнезда.

Постепенное угасание

Томас все сильнее предчувствует беду. Интуиция не подводит его. У дочери Тони Эрики рождается дочь (ее называют Элизабет). Однако муж женщины Вейншенк арестовывается за многочисленные правонарушения, связанные с его предпринимательством. Тем временем дом Будденброков продается Герману Хагенштрему - одному из конкурентов фирмы, дела которого продолжают идти в гору.

Томас не молодеет - его здоровье все хуже, он уже не может работать так же много, как в молодости. Его сын вырастает покорным и безучастным. Кроме того, Том начинает подозревать жену в измене. Все это в совокупности истощает его физические и моральные силы.

В начале 1873 года Вейншенк выходит на свободу. Однако он не возвращается к Будденброкам, а говорит жене, что не вернется до тех пор, пока не обеспечит ей достойное существование. После этой весточки никто о нем больше ничего не слышит.

Ликвидация фирмы

Несмотря ни на какие передряги, продолжается ход событий книги «Будденброки». Краткое содержание, переводы на русский язык - все это вызывает большой интерес и сегодня из-за того, что даже спустя более ста лет после публикации эта книга популярна у читателей. Кульминацией сюжета становится смерть Томаса. Согласно его завещанию, оставшиеся родственники ликвидируют семейную фирму, история которой насчитывает уже больше ста лет.

Это и есть главная трагедия романа «Будденброки». Краткое содержание по главам показывает, как всего лишь за год рушатся результаты трудов нескольких поколений рода. После смерти Томаса не осталось ни одного человека, которому было бы по силам продолжить дело предков. От прежнего величия остается только память и городские байки.

Последняя надежда

Христиан, получив долю наследства, уезжает в Гамбург, где женится на даме легкого поведения Алине Пуфогель. Очень скоро она отправляет мужа в лечебницу и становится обладательницей большого капитала.

Фактический статус главы семейства переходит к Антонии. Фирма уже ликвидирована, однако юридическая процедура сделана неумело и поспешно, из-за чего от семейного богатства остаются крохи. Тем не менее Тони надеется, что пятнадцатилетний Ганно со временем сможет вернуть Будденброкам их величие. Ее чаяниям не суждено сбыться. Мальчик умирает от смертоносного тифа. На нем прерывается мужская линия рода.

Конец романа

Через полгода после смерти Ганно от Будденброков уезжает Герда - жена покойного Готхольда. Она увозит в родной Амстердам остатки семейного капитала. Экономка Ида Юнгман также решает переехать к своим родственникам. От прежде огромной семьи остаются только Антония, ее дочь и их дальняя родственница Клотильда.

На этом сюжетном повороте заканчивается роман «Будденброки». Краткое содержание на немецком, как и на русском, можно подытожить тем, что от семейной памяти осталась только та самая тетрадь, в которой содержались сведения о генеалогии рода. Тони периодически перечитывает ее и продолжает надеяться на лучшее. Так прерывается семейная хроника в романе «Будденброки». Краткое содержание, переводы на русский и книга в подлиннике вызывают интерес у читателей всего мира, благодаря тому, что Манну удалось воссоздать грандиозную картину постепенной гибели могущественного рода коммерсантов.

Само название романа показывает, что в нем описывается жизнь целой семьи. Судьба семьи Будденброков представляет собой историю постепенного спада и разложения. «Упадок одного семейства» – таков подзаголовок романа. Падение Будденброков процесс не непрерывный. Периоды застоя сменяются периодами нового подъема, но все же в целом семья постепенно слабеет и гибнет.

Иоганн Будденброк – старший – типичный бюргер 18 века, оптимистичный и умеренный вольнодумец, оптимистично верящий в прочность буржуазного бытия.

Иоганн Будденброк – младший – человек уже иного склада, его сознание поколеблено приближением революционных событий 1848 года, им овладевает тревога и неуверенность, он ищет утешения в религии. При его показной строго патрицианской морали ему уже не удается примирить свою коммерческую деятельность с чисто человеческими отношениями даже к членам семьи.

Томас и Христиан уже не чувствуют себя неотъемлемой частью своего класса, «лучшей частью нации», как дед. Томас ценой страшных усилий воли еще заставляет себя носить маску мнимой деловитости, мнимой уверенности в себе, но он уже не чувствует в себе способности конкурировать с предпринимателями нового хищного типа. За его показной сдержанностью скрывается усталость, непонимание смысла и цели собственного существования, страх перед будущим.

Христиан – опустошенный человек, отщепенец, человек, способный лишь на шутовство. Вырождение Будденброков знаменует для Томаса Манна гибель той, казалось бы, нерушимой, основы, на которой зиждилась бюргерская культура. Истоки разрушения семьи в объективном появлении среди немецкого бюргерства «грюндеров» – беспринципных дельцов-хищников, отбросивших пресловутую добросовестность в делах, ломавших солидные устоявшиеся деловые связи. Прочность и обстоятельность уклада отступают перед ненасытной жаждой богатства, жестокой хваткой предпринимателей новой формации.

Рисуя историю Будденброков, Томас Манн одновременно показывает и историю буржуазной мысли, ее эволюцию от философии просветителей к реакционным декадентским воззрениям. Вольтерьянца Будденброка – старшего сменяет ханжа Будденброк – младший, а его сын Томас увлекается философией Шопенгауэра (Тимофеев 1983:254).

Из поколения в поколение иссякают душевные силы семьи. Грубовато-добродушные основатели династии сменяются, наконец, утонченно-невропатическими существами, чей страх перед жизнью убивает их активность, делает их неизбежными жертвами истории. Последний отпрыск Ганно Будденброк – сын Томаса – унаследовал от матери чуждую его предкам страсть к музыке, проникаясь отвращением не только к прозаической деятельности отца, но и ко всему, что не является музыкой, искусством. Так кристаллизуется важнейшая для Манна тема: резкое противопоставление всякого искусства буржуазной действительности, всякой умственной деятельности – низменной практике буржуа.

Здесь сказывается известное влияние на Томаса Манна Ницше и Шопенгауэра. Подобно первому Манн считает болезненность возвышающей человека над заурядностью, делающей его мировосприятие более острым и глубоким. Носитель нездоровья – чаще всего художник – противостоит эгоистичному и самовлюбленному миру буржуа. Пессимизм Шопенгауэра, воспевавшего красоту умирания, казался естественным Манну, который видел в умирающей культуре бюргерства гибель всечеловеческой культуры.

Ганно, одержимый «демоном» музыки, одновременно символизирует духовное возвышение рода Будденброков и его трагический конец. В роман вторгается декадентская идея, что искусство связано с биологическим вырождением.

Итак, роман «Будденброки», опубликованный ознаменовал новую фазу в творческом развитии Томаса Манна. В его основе много автобиографического. Писатель тщательно изучал фамильные бумаги, знакомился с деловой перепиской отца и деда, вникал в детали бытовой обстановки, Домашнего уклада своих предков. Личные воспоминания Манна образуют, таким образом, основную канву романа, что придает ему еще большую конкретность.

Семейная хроника Будденброков представляет собой эпическое повествование о былом расцвете и деградации некогда могущественной верхушки немецкой торговой буржуазии. В этом отношении писатель, с одной стороны, продолжает традиции немецкой реалистической прозы 70-х годов прошлого века, с другой стороны, предваряет появление западноевропейского, социального романа-хроники XX в. (Голсуорси – «Сага о Форсайтах», Роже Мартен Дю Гар – «Семья Тибо»). Томас Манн начинает историю семьи Будденброков с середины XIX в. и прослеживает ее судьбы на протяжении трех поколений. Былое экономическое могущество и духовное величие этого рода воплощены в образе старого Иоганна Будденброка. Весь его облик, его духовная физиономия сформировались еще в атмосфере эпохи Просвещения. Полный неисчерпаемого жизненного оптимизма, он непоколебимо уверен в своих личных силах и в могуществе своего класса. Его сын консул Иоганн Будденброк уже лишен оптимизма своего отца; зрелые годы его жизни протекают уже в иных исторических условиях, в переломную эпоху, когда на смену патриархальному бюргерству приходит новое поколение капиталистических предпринимателей.

В свете новых социальных условий старинная фирма Будденброков становится для консула Иоганна Будденброка, а вслед за ним и для его сына Томаса не просто коммерческим предприятием, а символом величия рода, своего рода фетишем, которому должны подчиняться личные интересы каждого члена семьи.

Представляющий первое поколение Иоганн Будденброк воплощает прочность бюргерского уклада, не утратившего связи с народной средой. Он энергичен, напорист, инициативен, удачлив в делах. Его сын, консул Иоганн Будденброк, человек солидный и уравновешенный, неплохо ведет дела, но как личность менее масштабен. После революции 1848 г. он не столь уж уверен в незыблемости традиционных устоев. Для представителей третьего поколения Томаса и Кристиана фирма становится чем-то внутренне чуждым. В них развивается склонность к рефлексии – явление необычное в роду Будденброков. Сенатор Томас Будденброк сохраняет видимость спокойствия. Но внутренне он устал и надломлен. От окружающих и от самого себя он старается скрыть упадок фирмы. Ганно – единственный представитель четвертого поколения, сын Томаса, сам проводит черту под своим именем в фамильной книге в знак того, что после него род прекратит свое существование. У мальчика слабое здоровье, но он одарен музыкально. Жизнь внушает ему ужас и отвращение.

Роман «Будденброки» (1901)

Произведение содержит немало жанровых характеристик, напоминающих семейную хронику: рассказана история нескольких (четырех) поколений одной семьи, изображена история всей Германии на протяжении более века, отражены биографические моменты (семья Манна даже возражала против издания), преобладает неторопливый эпический стиль повествования. Вместе с тем «Будденброки» - это не только хроника семьи и бюргерства в целом, но и культурного перелома в Германии на рубеже 19 - 20 веков. Если очень кратко, то суть этого перелома в том, что стабильность и уверенность сменяются неустойчивостью и тревогой. На смену духу бизнеса, расчета, четких моральных ориентиров идет дух музыки - философского сомнения в смысле жизни, интереса к искусству, вторжения вихря страстей и одновременно уныния, печали, неудовлетворенности, смутных порывов и мечтаний. Недаром Ганно, последний представитель Будденброков, прирожденный музыкант, неспособный вести дела фирмы, уходит из мира в возрасте всего пятнадцати лет. Видимая причина его смерти - тиф, но Томас Манн замечает в конце повествования, что он умер не от тифа, а оттого, что не отвечал на зов жизни.

Первое поколение (Иоганн-старший) и второе (Иоганн- младший) были еще достаточно жизнеспособны, физически здоровы и морально устойчивы. Умирали они в пожилом возрасте от болезней - это была естественная смерть. Перелом начинается с третьего поколения (Томас, Тони, Клара, Христиан). И не случайно поэтому именно они попадают в центр внимания автора и становятся главными героями повествования. Христиан Будденброк интересуется не делами фирмы, а театром; выбирает в супруги девушку не своего круга и, фактически, выходит за пределы семьи; кроме того, он психически неуравновешен, одержим различными фобиями и маниями. Тони - один из самых обаятельных образов, но она также представитель нового времени, которое несет на себе печать разрушения: ей не везет в личной жизни, она несчастна в любви. Хотя Тони больше многих других осознает свой долг перед родом и старается его исполнить. Клара - слишком правильна и довольно бесцветна, выйдя замуж за священника, она до конца дней определяет свою судьбу - и благополучно исчезает из поля зрения. Наиболее интересен Томас Будденброк. В этот образ автор вложил много личного. Томасу приходится быть стоиком: дела фирмы идут плохо, и он предпринимает гигантские усилия, чтобы поправить их. Но не все от него зависит. Пришли новые времена и новые люди – это Хаггенштреммы, ловкие, бессовестные дельцы, которые ради денег идут на любые сделки и любые спекуляции. Томас несчастен в браке: его жена Герда живет в мире музыки и мало интересуется жизнью своего мужа, он чувствует себя одиноким в своей семье. Его сын Ганно также не оправдывает надежд, он наверняка не будет заниматься бизнесом, от матери он унаследовал отстраненность от быта и страсть к искусству.

Вместе с физическим упадком у поздних Будденброков наблюдается духовное возвышение : они больше, чем их предки интересуются культурой, задумываются над смертью и ищут смысл жизни. Так Томас покупает у букиниста какую-то книгу (а это глава о смерти из знаменитого сочинения Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление»), которая меняет его прежние представления и странным образом успокаивает его. Шопенгауэр убеждает его в том, что суть жизни - страдания, поэтому бессмысленно искать здесь счастья. А после смерти мы избавимся от страданий, так как избавимся от своей индивидуальности и соединимся с мировой Волей. Томас умирает глупо, нелепо («от зуба»), прямо на улице, падая лицом в грязную лужу. Его смерть не похожа на смерть философа, и последнее слово остается не за Шопенгауэром.

В финале романе мы видим женских представителей рода Будденброков: все мужчины (включая юного Ганно) мертвы. Однако вера и надежда не умерли, они звучат в устах «горбатенькой пророчицы» Зеземи Вейхбродт, которая уверена, что после смерти каждый из нас встретится с теми, кого любил. Это не значит, что именно такова точка зрения самого Томаса Манна, но важно, что она звучит здесь, причем в самом конце повествования.

М А Т Е Р И А Л Ы К Ш Е С Т О М У З А Н Я Т И Ю

Из работы Фридриха Ницше «Рождение трагедии

«А что если греки, именно в богатстве своей юности, обладали волей к трагическому и были пессимистами? Что если именно безумие, употребляя слово Платона, принесло Элладе наибольшие благословения? И что если, с другой стороны и наоборот, греки именно во времена их распада и слабости становились все оптимистичнее, поверхностнее, все более заражались актерством, а также все пламеннее стремились к логике и логизированию мира, т.е. были в одно и то же время и «радостнее» и «научнее»? А что если назло всем «современным идеям» и предрассудкам демократического вкуса победа оптимизма , выступившее вперед господство разумности , практический и теоретический утилитаризм , да и сама демократия, современная ему, - представляют, пожалуй, только симптом никнущей силы, приближающейся, физиологического утомления?»

«И сама мораль - что если она есть «воля к отрицанию жизни», скрытый инстинкт уничтожения, принцип упадка, унижения, клеветы, начало конца? И следовательно, опасность опасностей?.. Итак, против морали обратился тогда, с этой сомнительной книгой, мой инстинкт, как заступнический инстинкт жизни, и изобрел себе в корне противоположное учение и противоположную оценку жизни, чисто артистическую, антихристианскую… Я окрестил ее именем одного из греческих богов: я назвал ее дионисийской».

Из основной части книги -

«С их двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов - аполлоническим - и непластическим искусством музыки - искусством Диониса; эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим…».

«Чтобы уяснить себе оба этих стремления, представим их сначала как разъединенные художественные миры сновидения и опьянения ». В Аполлоне «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов». В Аполлоне с нами говорит «вся великая радость и мудрость иллюзии, вместе со всей ее красотой».

В дионисийском «субъективное исчезает до полного самозабвения». «Действительность опьянения нимало не обращает внимания на отдельного человека, а скорее стремится уничтожить индивид и освободить его мистическим ощущением единства».

«Аполлоническое сознание - лишь покрывало, скрывающее дионисийский мир».

«…хор сатиров - отражает бытие с большой полнотой, действительностью и истиной, чем обычно мнящий себя единственною реальностью культурный человек».

«…дионисийский грек ищет истины и природы в ее высшей мощи - он чувствует себя заколдованным в сатира».

«…мистериальное учение трагедии - основное познание о единстве всего существующего, взгляд на индивидуацию как изначальную причину зла, а искусство - как радостную надежду на возможность разрушения заклятия индивидуации, как предчувствие вновь восстановленного единства».

«Достаточно будет представить себе все следствия сократовских положений: «добродетель есть знание», «грешат только по незнанию», «добродетельный есть и счастливый» - в этих трех основных формах оптимизма лежит смерть трагедии».

«Оптимистическая диалектика гонит бичом своих силлогизмов музыку из трагедии, т.е. разрушает существо трагедии».

«Сократ является первообразом теоретического оптимизма, который опираясь на вышеупомянутую веру в познаваемость природы вещей, приписывает знанию и познанию силу универсального лечебного средства, а в заблуждении видит зло как таковое».

«Ибо музыка … тем и отличается от всех остальных искусств, что она не есть отображение явления или, вернее, адекватной объективности воли, но непосредственный образ самой воли и поэтому представляет по отношению ко всякому физическому началу мира - метафизическое начало, ко всякому явлению - вещь в себе. Сообразно с этим мир можно было бы с равным правом назвать как воплощенной музыкой, так и воплощенной волей».

«…лишь как эстетический феномен существование и мир представляются оправданными».

«Музыка и трагический миф в одинаковой мере суть выражение дионисической способности народа и неотделимы друг от друга».

Из статьи Томаса Манна «Философия Ницше в свете нашего опыта»

«Развиваясь в русле шопенгауэровской философии, оставаясь учеником Шопенгауэра даже после идейного разрыва с ним, Ницше в течение всей своей жизни по сути дела лишь варьировал, разрабатывал и неустанно повторял одну-единственную , повсюду присутствующую у него мысль…

Что же это за мысль?... Вот ее элементы: жизнь, культура, сознание или познание, искусство, аристократизм, мораль, инстинкт… Доминирующим в этом комплексе идей является понятие культуры. Оно почти уравнено в правах с жизнью: культура - это все, что есть в жизни аристократического; с нею тесно связаны искусство и инстинкт, они источники культуры, ее непременное условие; в качестве смертельных врагов культуры и жизни выступает сознание и познание, наука и, наконец, мораль, - мораль, которая будучи хранительницей истины, тем самым убивает в жизни все живое, ибо жизнь в значительной мере зиждется на видимости, искусстве, самообмане, надежде, иллюзии, и все, что живет, вызвано к жизни заблуждением».

«Наука объявляется врагом, ибо она не видит и не знает ничего, кроме становления, кроме исторического процесса… И потому жизнь под владычеством науки гораздо менее достойна названия жизни, чем жизнь, подчиняющаяся не науке, но инстинкту и могучим иллюзиям ».

Моральный критицизм Ницше, по мнению Манна, кроется не только в его личных пристрастиях, но и в особенностях эпохи. Манн сравнивает Ницше с Оскаром Уайльдом, находя в них много общего.

«На философию Ницше, как мне кажется, самым губительным, даже роковым образом повлияли два заблуждения. Первое из них заключается в том, что он решительно и, надо полагать, умышленно искажал существующее в этом мире реальное соотношение сил между инстинктом и интеллектом, изображая дело таким образом, что будто уже настали ужасные времена господства интеллекта и нужно, пока еще не поздно спасать от него инстинкты…. Грозила ли когда-нибудь миру малейшая опасность погибнуть от избытка разума?..

Второе заблуждение Ницше состоит в том, что он трактует жизнь и мораль как две противоположности и таким образом совершенно извращает их истинное взаимоотношение. Между тем нравственность и жизнь - единое целое. Этика - опора жизни, а нравственный человек - истинный гражданин жизни… Противоречие в действительности существует не между жизнью и этикой, но между этикой и эстетикой».

«Перед нами история Гамлета, трагическая судьба человека, которому его знание оказалось не по плечу».

«Эстетизм Ницше - это неистовое отрицание всего духовного во имя прекрасной, могучей, бесстыдной жизни…».

Отрывки из новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции»

Описание случайного прохожего, который вызвал у Ашенбаха желание странствовать - «Среднего роста, тощий, безбородый и очень курносый, этот человек принадлежал к рыжеволосому типу с характерной для него молочно-белой веснушчатой кожей. Обличье у него было отнюдь не баварское, да и широкополая бастовая шляпа, покрывавшая его голову, придавала ему вид чужеземца, пришельца из дальних краев…. Задрав голову, так что на его худой шее, торчавшей из отложных воротничков спортивной рубашки, отчетливо и резко обозначился кадык, он смотрел вдаль своими белесыми, с красными ресницами глазами, меж которых, в странном соответствии со вздернутым носом. Залегали две вертикальные энергические складки. В позе его - возможно, этому способствовало возвышенное и возвышающее местонахождение - было что-то высокомерно созерцательное, смелое, дикое даже. И то ли он состроил гримасу, ослепленный заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими, оттянутые кверху и книзу до такой степени, что обнажали десны, из которых торчали белые длинные зубы…. Ашенбах, к своему удивлению внезапно ощутил, как неимоверно расширилась его душа; необъяснимое томление овладело им, юношеская жажда перемены мест, чувство столь живое, столь новое… что он замер на месте…».

«Но его любимым словом было «продержаться», - и в своем романе о Фридрихе Прусском он видел прежде всего апофеоз этого слова-приказа, олицетворявшего, по его мнению, суть и смысл героического стоицизма».

«Ведь стойкость перед лицом рока, благообразие в муках означают не только страстотерпие; это активное действие, позитивный триумф, и святой Себастиан - прекраснейший символ если не искусства в целом. То уж, конечно, того искусства, о котором мы говорим. Стоит заглянуть в этот мир… и мы увидим: изящное самообладание, до последнего вздоха скрывающее от людских глаз свою внутреннюю опустошенность, свой биологический распад; физически ущербленное желтое уродство, что умеет свой тлеющий жар раздуть в чистое пламя и взнестись до полновластия в царстве красоты; бледную немочь, почерпнувшую свою силу в пылающих недрах духа и способную повергнуть целый кичливый народ к подножию креста, к своему подножию; приятную манеру при пустом, но строгом служении форме; фальшивую, полную опасностей жизнь, разрушительную тоску и искусство природного обманщика.

У того, кто вгляделся в эти и им подобные судьбы, невольно возникало сомнение, есть ли на свете иной героизм, кроме героизма слабых».

«Куда его тянет, он точно не знал, и вопрос «так где же?» для него оставался открытым».

«Кто не испытывал мгновенного трепета, тайной робости и душевного стеснения, впервые или после долгого перерыва садясь в венецианскую гондолу? Удивительное суденышко, без малейших изменений перешедшее к нам из баснословных времен, и такое черное, каким из всех вещей на свете бывают только гробы, - оно напоминает нам о неслышных и преступных похождениях в тихо плещущей ночи, но еще больше о смерти, о дрогах, заупокойной службе и последнем безмолвном странствии».

«Мальчик вошел в застекленную дверь и среди полной тишины наискось пересек залу… Ашенбах, увидев его четкий профиль, вновь изумился и даже испугался богоподобной красоты этого отрока… из этого воротничка… в несравненной красоте вырастал цветок его головы - головы Эрота в желтоватом мерцании паросского мрамора, - с тонкими суровыми бровями, с прозрачной тенью на висках, с ушами, закрытыми мягкими волнами спадающих под прямым углом кудрей».

«Атмосферу города, отдававший гнилью запах моря и болота, который гнал его отсюда, он теперь вдыхал медленно, с нежностью и болью».

«Мозг и сердце его опьянели. Он шагал вперед, повинуясь указанию демона, который не знает лучшей забавы, чем топтать ногами разум и достоинство человека».

Из романа Томаса Манна «Будденброки»

«Гости и хозяева сидели на тяжелых стульях с высокими спинками, ели тяжелыми серебряными вилками тяжелые, добротные кушанья, запивали их густым, добрым вином и не спеша перебрасывались словами».

Заветы старого Иоганна - «Сын мой, с охотой приступай к дневным делам своим, но берись лишь за такие, что ночью не потревожат твоего покоя».

О Тони Будденброк - «Она отлично понимала свои обязанности по отношению к семье и к фирме, более того - гордилась ими… Ее предназначение состояло в том, чтобы, вступив в выгодный и достойный брак, способствовать блеску семьи и фирмы».

Объяснение Тони с ее отцом после получения известия о банкротстве Грюнлиха -

«… со своей стороны, я должен открыто признаться, что шаг, четыре года назад казавшийся мне столь благим и разумным, теперь представляется мне ошибочным… Но ведь ты не винишь меня, правда?

Конечно, нет, папа! И зачем ты так говоришь? Ты все это принимаешь слишком близко к сердцу, бедный мой папочка… ты побледнел!.. Я сбегаю наверх и принесу тебе желудочных капель. - Она обвила руками шею отца и поцеловала его в обе щеки».

«…у Тони был счастливый дар быстро и вдохновенно, от души радуясь новизне, приспосабливаться к любой жизненной перемене».

«Христиан слишком занят собой, слишком прислушивается к тому, что происходит внутри него».

«…Томас Будденброк начал задумываться, копаться в себе, испытывать свое отношение к смерти, к потустороннему миру. И едва сделав эту попытку, он постиг всю безнадежную незрелость и неподготовленность своей души к смерти.

Обрядовая вера, сентиментальное традиционное христианство … всегда было чуждо Томасу Будденброку; к началу и к концу вещей он всю жизнь относился со светским скептицизмом своего деда. Но, будучи человеком более глубоких запросов, более гибкого ума и тяготея к метафизике, он не мог удовлетворяться поверхностным жизнелюбием старого Иоганна Будденброка».

Томас Будденброк о книге Шопенгауэра «Мир как воля и представление» - «Неведомое чувство радости, великой и благодарной, овладело им. Он испытывал ни с чем не сравнимое удовлетворение, узнавая, как этот мощный ум покорил себе жизнь, властную, злую, насмешливую жизнь, - покорил, чтобы осудить. Это было удовлетворение страдальца, до сих пор стыдливо, как человек с нечистой совестью, скрывавшего свои страдания перед лицом холодной жестокости жизни, страдальца, который из рук великого мудреца внезапно получил торжественно обоснованное право страдать в этом мире…

Что есть смерть? Ответ на этот вопрос являлся ему не в жалких, мнимозначительных словах: он его чувствовал, этот ответ, внутренне обладал им. Смерть - счастье, такое глубокое, что даже измерить его возможно лишь в минуты, осененные, как сейчас благодатью. Она - возвращение после несказанно мучительного пути, исправление тягчайшей ошибки, освобождение от мерзостных уз и оков. Придет она - и всего рокового стечения обстоятельств как ни бывало.

Конец и распад? Жалок тот, кого страшат эти ничтожные понятия! Что кончится и что подвергнется распаду? Вот это его тело… Его личность, его индивидуальность, это тяжеловесное, трудно подвижное, ошибочное и ненавистное препятствие к тому, чтобы стать чем-то другим, лучшим!

Разве каждый человек не ошибка, не плод недоразумения? Разве, едва родившись, он не попадает в узилище? Тюрьма! Тюрьма! Везде оковы, стены! Сквозь зарешеченные окна своей индивидуальности человек безнадежно смотрит на крепостные валы внешних обстоятельств, покуда смерть не призовет его к возвращению на родину, к свободе…

Индивидуальность!.. Ах, то, что мы есть. То, что мы можем и что имеем, кажется нам жалким, серым, недостаточным и скучным; а на то, что не мы, на то, чего мы не можем, чего не имеем, мы глядим с тоскливой завистью, которая зовется любовью. - хотя бы уже из боязни стать ненавистью….

Организм! Слепая, неосмысленная, жалкая вспышка борющейся воли! Право же, лучше было бы этой воле свободно парить в ночи, не ограниченной пространством и временем, чем томиться в узилище, скудно освещенном мерцающим, дрожащим огоньком интеллекта!

Я надеялся продолжать жизнь в сыне? В личности еще более робкой, слабой, неустойчивой? Ребячество, глупость и сумасбродство! Что мне сын? Не нужно мне никакого сына! .. Где я буду, когда умру? Я буду во всех, кто когда-либо говорил, говорит или будет говорить «я»; и прежде всего в тех, кто скажет это «я» сильнее, радостнее…

Где-то в мире подрастает юноша, талантливый, наделенный всем, что нужно для жизни, способный развивать свои задатки, статный, не знающий печали, чистый, жестокий, жизнерадостный, - один из тех, чья личность делает счастливых еще счастливее, а несчастных повергает в отчаяние, - вот это мой сын! Это я в скором, скором времени - как только смерть освободит меня от жалкого, безумного заблуждения, будто я не столько он, сколько я…».

Концовка романа (женские представителя рода Будденброков вспоминают ушедших дорогих людей) - «Ах, бывают минуты, когда ничто не утешает, когда - Господи, прости меня грешную! - начинаешь сомневаться в справедливости, в благости… во всем. Жизнь разбивает в нас многое, даже - веру… Встреча! О, если бы это сбылось!

Но тут Зеземи Вейхбродт взмыла над столом. Она поднялась на цыпочки, вытянула шею и стукнула кулачком так, что чепчик затрясся на ее голове.

Это сбудется! - произнесла она во весь голос и с вызовом посмотрела на своих собеседниц.

Так она стояла - победительницей в праведном споре, который всю жизнь вела с трезвыми доводами своего разума, искушенного в науках, - крохотная, дрожавшая от убежденности, вдохновенная горбатенькая пророчица».

О творчестве Томаса Манна

Из Предисловия к собранию сочинений Т.Манна в 10 томах

(Москва, ГИХЛ, 1959) / под ред. Бориса Сучкова

«Он ощущал себя наследником великой гуманистической традиции, выпестованной Гете и Шиллером, и - одновременно - над его духовным горизонтом стояла триада имен - Шопенгауэр, Ницше, Вагнер…»

«Проза Томаса Манна имеет ясно выраженный аналитический характер. Художественный образ возникает у него как обобщение осознанного, рождается на почве, уже глубоко вспаханной работой мысли. Манн по преимуществу писатель мыслящий, для которого интеллект всегда является путеводителем в блужданиях по неизведанным лабиринтам жизни».

О романе «Будденброки» - «Атмосферу романа пронизывает мрачная меланхолия, привнесенная в него не только опытом жизни. Томас Манн неоднократно указывал, что «право на пессимизм» он получил от Шопенгауэра, чьим почитателем он являлся. Но это было опасное право».

«Трезвый ум и чувство реальности уберегли Томаса Манна от обожествления Будденброков, но пессимистическая концепция бытия как процесса умирания, а не развития, заимствованная им у Шопенгауэра, заставляет его придать преходящему факту истории - гибели класса буржуазии - черты некой космической катастрофы».

«В новеллистике Томас Манн проявляется по преимуществу как художник-эпик. Он сознательно пренебрегает основным жанровым признаком новеллы - сюжетностью – и строит ее на иной основе - на обстоятельном описании характеров действующих лиц, на раскрытии их внутренней драмы - следствии разлада с жизнью, жестокость и бесчеловечность которой таится за бесцветной прозаичностью буржуазного бытия».

«Небуржуазная природа героев его новелл проявляется в чрезвычайно парадоксальной форме. Их отделяет от обычных людей или проклятие таланта или болезнь… Мысль о том, что болезнь несет освобождение от тусклой повседневности, Манн заимствовал у Ницше».

О новелле «Смерть в Венеции» - «Томас Манн уподобляет Ашенбаха и людей его типа святому Себастьяну, силой веры и убежденности превозмогающему мучения пытки».

Из статьи Т.Л. Мотылевой «Томас Манн (до 1918 года)» («История немецкой литературы» в пяти томах.

Издательство «Наука», Москва, 1968, Т.4).

«Сопоставление и конфликт двух социально-психологических типов - «бюргера» и «художника» - проходят через все творчество Томаса Манна».

«Будденброки - бюргеры. В это понятие Томас Манн всегда вкладывал очень серьезный не только социальный, но, пожалуй, и философский смысл. Бюргер, согласно мысли писателя, не просто собственник, но и носитель определенных, весьма ценных традиций немецкой культуры, цвет и основа нации. С этим понятием у Т.Манна связано представление о безукоризненной честности, прочности семейных и нравственных начал, трудолюбии, чувстве долга… Термин «бюргер» не связывается в его сознании ни с рвачеством, ни с хищничеством, ни с мракобесием… Понятие «бюргер» для Томаса Манна было положительным понятием».

«Упадок семьи истолкован в известной мере как действие роковой наследственной обреченности».

«Картины семейных празднеств образуют узловые точки в сюжете романа, и обнаруживающаяся каждый раз «тайная трещина» придает этим эпизодам привкус неотвязной горечи. Так самим сюжетом романа обнажается непрочность основ, на которых зиждется счастье и могущество Будденброков. Тема упадка, развертывающаяся особенно во второй половине романа, подготовлена, в сущности, всем развитием действия».

«Томас Манн не раз отмечал свою склонность к лейтмотивам. Они являются для него не просто средством характеристики персонажей, но и чем-то более значительным: это неотъемлемый элемент его художественного стиля. В «Будденброках» мы находим исключительное обилие портретных и речевых лейтмотивов».

О новелле «Смерть в Венеции» - ее построение - «нарастающее психологическое напряжение и неожиданная развязка-катастрофа, обнажающая скрытую трагедийность человеческих судеб и отношений… Кропотливый анализ иррациональных порочных чувств героя отчасти сближает новеллу Томаса Манна с литературой декаданса. Но основная направленность новеллы резко враждебна декадансу».

Вопросы для дискуссии

    Почему Ницше ненавидит Сократа? Каково отношение к Сократу Томаса Манна?

    Эстетизм Ницше и эстетизм Томаса Манна. Есть ли черты сходства?

    Каково отношение Томаса Манна к христианским ценностям (на примере рассказа «Смерть в Венеции» и романа «Будденброки»)

    Отчего умер Густав Ашенбах?

    Почему в романе «Будденброки» в качестве главных героев выбрано третье поколение Будденброков?

Актуальные аспекты темы (для курсовых и дипломных работ)

    Диалоги Сократа и диалогизм творчества Томаса Манна

    Оскар Уайльд как один из прототипов героя рассказа «Смерть в Венеции» Густава фон Ашенбаха

    Город как символ («Смерть в Венеции» Томаса Манна)

    Тема античности в рассказе Томаса Манна «Смерть в Венеции»

    Тема музыки и юности в романе Томаса Манна «Будденброки»

    Аполлонистическое и дионисийское в рассказе Томаса Манна «Смерть в Венеции»

Ключевые слова этого занятии: АПОЛЛОНИСТИЧЕСКОЕ, ДИОНИСИЙСКОЕ, СОКРАТИЧЕСКОЕ, ДЕМОНИЧЕСКОЕ, СМЕРТЬ, КРАСОТА, ИСКУССТВО, СИМВОЛИКА, ВЕНЕЦИЯ, ШОПЕНГАУЭР, НИЦШЕ, СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА, БЮРГЕРСТВО,

Л И Т Е Р А Т У Р А

    Ницше, Фридрих. Рождение трагедии из духа музыки. Санкт-Петербург, «Азбука», 2000.

    Соколов Б.Г. «Страсти» по Ницше // там же, С. 5 – 30.

    Манн, Томас. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн, Томас. Собр. Соч. в 10 томах. Москва, ГИХЛ, 1959. Т.10.

    Манн, Томас. Будденброки // там же, Т.1.

    Манн, Томас. Смерть в Венеции // там же, Т.7.

    Сучков Б. Томас Манн (1875 - 1955) // там же, Т.1. С.5 - 62.

    Мотылева Т.Л. Томас Манн (до 1918 г.) // История немецкой литературы в 5 томах, М., «Наука», 1968. Т.4. С.477 – 495.

    Кургинян М. Романы Томаса Манна. Формы и метод. М., «Высшая школа», 1967.

    XX века . И вдруг... литературы ? - -Уже в словосочетании «развлекательная литература» ...

«Будденброки» – дебютный роман немецкого писателя Томаса Манна. Задуманный как художественно стилизованная семейная хроника, он принес 25-летнему прозаику славу и всемирное признание. Спустя 28 лет «Будденброки» стали главным основанием для присуждения Манну Нобелевской премии по литературе.

Основательный, многостраничный труд «Будденброки» был опубликован в 1901 году. К этому времени Томас Манн был известен среди поклонников литературы как автор довольно успешных остросюжетных новелл. Роман «Будденброки» стал подтверждением того, что период ученичества пройден. Мир признал Манна состоявшимся литератором.

Позднее автор делился, что никогда бы не написал роман в двадцать пять без своих авторитетных учителей. Литературными наставниками Манн называл братьев Гонкуров с их романом «Ренэ Моперен» и блестящую плеяду русских прозаиков – Пушкина, Гоголя, Достоевского и, конечно же, Льва Николаевича Толстого. «Роман «Анна Каренина», – вспоминал Манн, – придавал мне силы, когда я писал «Будденброков».

Влияние русских классиков

Именно произведения Толстого стали путеводителями начинающего прозаика по жанру «семейного романа». До конца жизни Томас Манн сокрушался, что так и не нашел времени и сил для изучения русского языка. Своих кумиров он, увы, читал в переводном варианте.

Кроме русских и европейских литераторов, большую помощь в работе над романом оказала пессимистическая философия Шопенгауэра. А источником вдохновения была живопись, в особенности Микеланджело с его «Страшным судом».

Автобиографизм «Будденброков»

Роман «Будденброки» задумывался как жизнеописание одной богатой бюргерской семьи. Эту среду Томас Манн знал досконально, поскольку сам был выходцем из семьи успешных немецких предпринимателей. Фирма Маннов славилась на весь Любек (родной город писателя). Его дед передал дело отцу, отец – Томас Йоханн Генрик Манн – видел своих сыновей продолжателями родового предпринимательства. Однако дети не подтвердили надежд отца. Оба сына – Генрик и Томас – стали литераторами. После смерти родителя фирма была продана. Род Маннов-предпринимателей прекратил свое существование.

Те же реалии описываются в романе «Будденброки». Он по сути стал художественной интерпретацией истории семейства Томаса Манна. Действующие лица произведения – это собирательные образы, составленные из людей среды юного Манна. Роман, вопреки ожиданиям его автора, шагнул далеко за рамки художественной автобиографии и так называемой «хроники одного семейства». «Будденброки» наглядно продемонстрировали тенденцию распада бюргерского общества, крах старого мира, его непрочность и обреченность на умирание.

Вспомним ключевые сюжетные моменты социально-критического романа «Будденброки».

Действие романа разворачивается в немецком городе Мариенкирхе. Идет 1835 год, почтенное бюргерское семейство Будденброков совершает переезд в новое родовое гнездо, которое накануне было приобретено его главой Иоганном Будденброком. В свое время он разбогател, поставляя зерно прусской армии. Сегодня этот почтенный господин является главой правления фирмы «Иоганн Будденброк».

Его семейство состоит из супруги Антуанетты Дюшан, любимого сына Жана/Иоганна, невестки Элизабет (урожденной Крегер) и троих внуков, детей Жана и Элизабет, – Томаса, Христиана и Тони (Антонии).

От первого брака с фрау Жозефиной у Иоганна есть сын по имени Готтхольд, который в настоящее время пребывает в немилости. Он нарушил главную семейную традицию – не приумножил родовое дело, женившись по любви на дочери торговца. Сейчас Готтхольд держит лавку в другом городе. О сыне-предателе старый Иоганн старается практически не упоминать и всерьез подумывает лишить нерадивого отпрыска наследства. Такое решение продиктовано не столько отцовской обидой, сколько расчетом – выписав проценты Готтхольду, Будденброки останутся в убытке. Так что единственной опорой и надеждой старика Иоганна является его младший Жан.

Переезд Будденброков знаменуется еще одним радужным событием – у Жана и Элизабет рождается дочь Клара. Имя малютки с гордостью вносят в книгу Будденброков. Это ценнейшая семейная реликвия. В нее вписываются все новые члены великого рода (новорожденные или вступившие в законный брак с одним из членов семейства).

В доме Иоганна есть еще два обитателя – бедная родственница Клотильда и верная экономка Ида Юнгман.

Смерть старого Иоганна. Примирение братьев. Замужество Тони

Когда маленькой Кларе исполняется 3 года, умирает госпожа Антуанетта Будденброк. Вслед за ней покидает этот мир и старый Иоганн. Бразды правления фирмой переходят в руки Иоганна младшего.

На отцовских похоронах происходит примирение братьев Иоганна и Готтхольда. Последний продает лавку, оставляет неугодную семейству жену и вместе с дочками переселяется в родовое гнездо Будденброков. Теперь он вновь считается полноценным членом семейства.

В это время подрастают старшие дети Иоганна и Элизабет. Томас входит в семейное дело, а Тони предается радостям молодости, то и дело выкидывая новые сумасбродные штуки. Чтобы усмирить пыл дочери и уберечь ее от необдуманных поступков, Жан отправляет Тони в пансион к Заземи Вейхбродт. Девушку выписывают из «заточения» только тогда, когда подыскивают ей достойного жениха – гамбургского коммерсанта Бендикса Грюнлиха. Он отлично подходит по стандартам, регламентированным семейным уставом Будденброков. Грюнлих успешен, богат, трудолюбив, перспективен. Есть только одно незначительное «но» – он абсолютно не симпатичен Тони, но разве это имеет значение, когда речь идет о кандидатуре на право быть вписанным в книгу Будденброков?

Антонию вновь отправляют в импровизированную «ссылку». На этот раз девушка едет в небольшой морской городок. Там, уверены родители, дочка остынет и примет единственно верное решение – выйти замуж за Грюнлиха. Однако Тони умудряется влюбиться в сына лоцмана Шварцкопа, в доме которого она гостит. Юношу зовут Моргеном, и его чувства к Тони также искренни и сильны, как и ее. Восемнадцатилетняя Будденброк повергает семейство в шок сообщением о том, что желает соединить жизнь с простаком из приморского захолустья.

Полная решимости бороться до конца Тони возвращается домой. Однако причастность к роду играет свою коварную шутку. Листая книгу Будденброков, Тони понимает, что ее долг с рождения заключается в улучшении благосостояния семейства. Она не имеет привилегии влюбляться и отключать разум. Сила Будденброков в их единстве. Антония Будденброк принимает решение выйти замуж за Бендикса Грюнлиха и вписывает его имя в семейную родословную.

Неудавшийся брак Тони. Свадьбы Клары и Томаса

Вопреки прогнозам Иоганна и Элизабет, Грюнлих оказался авантюристом. Он уже давно был банкротом, а его состояние – фикцией. Жену он не любил и не замечал. Первые годы брака Грюнлих с упоением проматывал состояние Будденбродов, никак его не преумножая. Великое семейство не терпит такого неуважения: Тони с маленькой дочкой Эрикой возвращается в родительский дом и оформляет развод.

В скором времени глава Будденброков умирает. Руководство фирмой переходит к Томасу – очень хваткому и талантливому молодому человеку. Возвращается из-за границы его брат Христиан, который, однако, не проявляет никакого интереса к общему делу. Его больше занимают клубы, выпивка, карты, которым он посвящает весь свой досуг.

Младшей Кларе уже девятнадцать. Она резко отличается от своих родственников. Девушка очень скромная, застенчивая, богобоязненная. О ведении финансовых дел со стороны Клары не может быть и речи, поэтому мать быстро сбывает дочку, выдав ее замуж за рижского пастора.

В это время Томас также изъявляет свое желание жениться. Его избранницу зовут Герда Арнольдсен. Она училась вместе с Тони в пансионе. Том страстно влюблен в Герду. Семейство одобряет выбор старшего сына, ведь Герда не только хорошо собой, она еще и дочь миллионера.

Ганно Будденброк. Второй брак Тони. Продажа фирмы

Родовое гнездо Будденброков пустеет. Клара уезжает жить к мужу в Ригу, Герда с Томом поселяются отдельно, Тони, определив маленькую Эрику в пансион былой наставницы Вейхбродт, отправляется гостить к подруге в Мюнхен, уезжают бесприданница Клотильда и экономка Ида Юнгман.

Рождение первенца Тома – мальчика по имени Ганно – вновь объединяет семейство. Тут же возвращается Тони. На этот раз с новым мужем Алоизом Перманедером. Он не может похвастаться манерами и родословной Будденброков, но, по словам Тони, Алоиз – очень добрый человек. Однако вскоре брак дает трещину. Между супругами происходят постоянные размолвки. А застав мужа в объятьях служанки, Тони в очередной раз подает на развод.