Что такое дидактика. Основы дидактики (лекция)

Дидактика как теория обучения .

История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему» .В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- Теоретическая
2 – практическая.

Основные категории дидактики :

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
(отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов. )

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) , обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс) , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения – овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики:

термин дидактика происходит от греч. “ didactikos” - обучающий.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Образование - та сторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научных ценностей, накопленных человечеством.

Дидактика отвечает на вопросы:

- чему учить

- как учить

- где учить

- в каких организационных формах

Основные понятия дидактики:

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Формы организации учебной работы и др.

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого (Сократом, Демокритом, Платоном,Аристотелем)

Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку, разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).

Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова, Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В.Занкова = о путях формирования общего уровня развития младших школьников, П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей.

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит, раду, Никола, Банташ, и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .

1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизация общего уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование умственных способностей

5. Проблемный характер изложения учебного материала

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмирование и компьютеризация обучения

10. Работа с одарёнными детьми

11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическими дисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которые раскрываются в общей дидактике.

Таким образом, общая дидактика является теоретической базой для всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве. Большая роль принадлежит самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях, возникших у человека.

Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление

III Этап - постсовременный - курикулум (вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.

Дидактика – часть педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем обучения и образования. Само слово – дидактика – произошло от греческого didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий». Первым этот термин использовал в своих сочинениях немецкий педагог Вольфганг Ратке, интерпретируя его как искусство обучения. Позже А. Я. Коменский трактовал дидактику как «искусство обучения всех всему». Наиболее оформленное определение и устойчивое место в педагогике дидактика получила благодаря немецкому деятелю педагогической науки И. Гербарту, который описал дидактику в виде целостной, непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Однако, основные задачи дидактики оставались неизменными на всем протяжении развития педагогики и дидактики, как ее составляющей. К задачам дидактики относятся проблемы разработки методов, содержания и целей обучения, принципы организации учебных учреждений, соответствие содержания учебного процесса обобщенным характеристикам субъектов обучения и т. д. Исходя из всего этого дидактика – наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием методов, целей и задач, содержании и организации этих процессов.

Дидактика охватывает все связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем направлениям. Исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения занимается общая дидактика. Существуют еще частные дидактики, занимающиеся проблемами конкретных направлений и специализаций обучения с учетом их специфики. Дидактика выполняет и теоретическую и практическую функции, что объясняется распространением ее деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения.

Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а так же способности их практического применения.

Обучение – взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – интеллектуальное и культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения.

Учение – реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.

Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.

Умения – практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и профессиональной деятельности.

Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности.

Цель – предмет стремления системы обучения, определяющий все стороны ее построения, видоизменения и модернизации, и являющийся критерием целостности этой системы.

Организация – построение дидактического процесса в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.

Форма – способ организации учебной деятельности с учетом специфики направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки и т. д.

Метод – способ решения задач и достижения цели обучения.

Средство – все то, что помогает осуществлять учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения и т. д.

Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый учениками в направлении производимого обучения, последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.

Дидактика. Основные категории дидактики. Виды обучения.

Что такое дидактика.

Дидактика - это составная часть педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Это наука об обучении, теоретическая часть процесса обучения.

Основными задачами дидактики являются:

Описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;

Организация учебного процесса;

Разработка более современных процессов обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения

Иными словами, дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах?

Она дает научное обоснование целям, содержанию образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

  1. История дидактики.

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит вглубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Основоположником дидактики считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.). Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как отрасль педагогической науки, дидактика получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему». В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам К. Д. Ушинского, К. Юркевича, Г.Сковороды.

  1. Основные категории дидактики

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются:

- процесс обучения

- принципы обучения,

- методы,

- формы организации обучения.

Процесс обучения - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса.

Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

  1. Виды обучения.

В зависимости от характера организации, специфики содержания учебного материала, использования методов и средств обучения, исторической эпохи можно выделить следующие виды обучения :

1) сократовский вид обучения,

2) догматическое обучение

3) развивающее обучение

4) объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение

5) проблемное обучение

6) программированное обучение

7) модульное обучение

1.СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД – сформировался в Древней Греции, называют так по имени древнегреческого философа Сократа.

Иногда этот метод называют «сократовская, или эвристическая, беседа». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Словом, Сократ не только давал новые знания, но и развивал в своих учениках логическое мышление.

2. ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Типичной чертой догматического обучения является авторитарность, выражающаяся в минимальной роли не только учащихся, но и учителей. При догматическом обучении канонизированное содержание образования должно было быть усвоено в том виде, в котором оно давалось. Всякая самостоятельная мысль ученика пресекалась, субъект познания как бы выносился за скобки, цели обучения навязывались учителем, оценка возможностей ученика сводилась к стихийной диагностике. Целью экзаменов являлось определение положения ученика по отношению к другим. При таком стиле обучения проблема познавательной активности личности не ставится.

3. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ , в котором:

1) центральной фигурой в процессе обучения является не учитель, а ученик;

2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;

3) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ преобладают принципы развивающего обучения и используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным,

Проблемное,

Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.

4.ОБЬЯСНИТЕЛЬНО –ИЛЮСТРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

(или его ещё называют традиционным обучением): учитель объясняет новый материал, обобщает, организует практические работы; ученик -воспринимает учебную информацию, выполняет указания учителя. Основная нагрузка в работе на уроке ложится на учителя, задача ученика - репродуктивная: воспринимать и воспроизводить то, что требует учитель. Наиболее распространённый вид обучения.

Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание -ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного- главное требование и основной критерий эффективности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимания сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

Положительный момент в нём - ведущая, направляющая, основная роль учителя.

Отрицательный - пассивность ученика, ученик (по мнению К.Д.Ушинского) превращается в «сосуд, наполняемый знаниями».

4.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

его преимущества: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действительные результаты обучения.

Включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

На втором этапе разрешения проблемы(«закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выявляет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап(«открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблем знаний. Дальше следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

6.ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО) (от термина «программа », что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:

1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

3) каждый шаг завершается контролем;

4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).

Модульное обучение

7. Технология модульного обучения построена на том, что учащийся должен самостоятельно изучить выделенную часть курса по индивидуальной схеме. Преподаватель выдает учащемуся так называемый учебный модуль, который состоит из законченного блока информации, программы действий, целью которой является изучение этой информации наиболее полным образом, рекомендации по успешному достижению цели и решения задач, поставленных в модуле.

Такая технология обучения заставляет ученика (студента) учиться не просто зубрить учебники и справочники, а разбираться самостоятельно в искомой информации, находить необходимые знания. При этом у обучаемого появляется чувство удовлетворенности от проделанной работы, а полученные знания накрепко оседают в памяти.

В конце срока, отведенного на изучение модуля, обязательно проводится проверка полученных знаний, их полноты и соответствия поставленной задаче. Такая форма обучения позволяет не только заставить ученика творчески подходить к процессу самообразования, но и научиться получать нужную информацию без посторонней руководящей помощи.

Принципиальным отличием модульного обучения от стандартной системы образования является то, что учащийся получает индивидуальное задание (блок, модуль) с письменными рекомендациями о способах его рационального выполнения и целях самого задания. Процесс обучения становится максимально самостоятельным, однако не воспрещается, а даже рекомендуется консультироваться с преподавателем, по вопросам, возникающим в процессе выполнения модуля. Благодаря такому методу обучения у преподавателя и учащегося есть больше возможности взаимодействовать по индивидуальной схеме обучения. Такая схема всегда была более эффективной, чем одновременное общение с аудиторией в 20-30 человек. Кроме того, учащийся, работая большую часть времени индивидуально, учится целеполаганию и самопланированию, самостоятельно организует свое рабочее время и контролирует собственную работу.

как теория обучения .

История педагогики свидетельствует о том, что долгоевремя наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкийпедагог В. Ратке (1571-1635), который назвал свой курс «Краткий отчётиз дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагогЯ.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему» .Вначале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующаяпроблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели,содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- Теоретическая
2 – практическая.

Основные категории дидактики :

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты)обучения.
(отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении иобразовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемыхрезультатов. )

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения(образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражненияи приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения идеятельности, изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное надостижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместнойдеятельности. Обучение – это специально организованная познавательнаядеятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания,необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческоеотношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитиеребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1)цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков,способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражениев сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем,конкретных образов.

Умения – овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знанийна практике.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, накоторое направлены его усилия.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание емунеобходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннейсущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников вклассе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь)педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степеньреализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики:

термин дидактика происходит от греч. “ didactikos” - обучающий.

В современном пониманиидидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучаети исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика –теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасльпедагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения.

Обучение –целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которогопроисходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитаниеи развитие учащихся.

Образование - тасторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научныхценностей, накопленных человечеством.

Дидактика отвечает навопросы:

- чему учить

- как учить

- где учить

- в какихорганизационных формах

Основные понятиядидактики:

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Формы организацииучебной работы и др.

Мысли об обучении издавнавысказывались выдающимися учёными и философами прошлого (Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем)

Впервые в историипедагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, какпедагогическую науку, разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На основе философскихразмышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написалсвой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).
/> /> />

Я.А. Коменский

1592-1670

1.Великая Дидактика

2.Материнская школа

3.Мир чувственных вещей в картинках

4.Откратая дверь языков и всех наук

-Теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности;

-Провозгласил «золотое правило дидактики»

Обосновал и применил на практике принципы сознательности, систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний.

Стремился сильнее развивать познавательные способности уч-ся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению»

-Разработал классно-урочную систему обучения

-Выдвинул идею всеобщего образования: «учить всех всему»

Жан Жак Руссо

1712-1778

Роман-трактат «Эмиль или о воспитании»

-Дал оригинальную характеристику возрастного развития ребёнка:

1- от рождения до 2 лет

2- от 2 до 12 «сон разума»

3- от 12 до 15 умственное вос-ние

4- от 15 до совершеннолетия «период бурь и страстей»

-Предложил учебные занятия проблемного, поискового характера

-Дал характеристику методам обучения

-Выдвинул идею связи обучения с жизнью, с наблюдениями явлений природы

Иоган Генрих Песталоцци

1746-1827

1.Лингард и Гертруда

2.Как Гертруда учит своих детей

3.Азбука наглядности

4.Наглядное учение о числе

Разработал теорию элементарного образования; Считал что в основе познания мира лежат 3 элемента: форма, число, слово

-Разработал принцип наглядности, хотя чрезмерно усложнил и довёл до абсурда

Адольф Дистервег

1790-1866

Руководство к образованию немецких учителей

-Главной задачей обучения является развитие умственных способностей детей

-Создал дидактику развивающего обучения (изложил её в виде 33 законов и правил обучения)

-Много внимания уделял закреплению материала

-Утверждал: « плохой учитель сообщает истину, а хороший учит её находить »

Константин Дмитриевич Ушинский

1824-1870

Основоположник начального обучения в России

1.Родное Слово

2.Детский мир

3.Человек как предмет воспитания

-Разработал методики преподавания учебных предметов

-Выступал за связь обучения с жизнью, с трудом

-Разработал принципы обучения, основы содержания начального образования

-Раскрыл психологические основы обучения

Крупный вклад в развитиетеории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова,Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В.Занкова =о путях формирования общего уровня развития младших школьников,П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей.

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит, раду, Никола, Банташ, и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .

1. Воспитывающеевлияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизацияобщего уровня развития младших школьников

4. Развитиеи формирование умственных способностей

5. Проблемныйхарактер изложения учебного материала

6. Индивидуализацияи дифференциация обучения

7. Демократизацияи гуманизация обучения

8. Межпредметнаясвязь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмированиеи компьютеризация обучения

10. Работа с одарённымидетьми

11. Формированиеличностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерныеособенности, свои закономерности, требует своих особых методов иорганизационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактикиили методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическимидисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которыераскрываются в общей дидактике.

Таким образом, общая дидактика являетсятеоретической базой для всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются втесном единстве. Большая роль принадлежит самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательнаядеятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях, возникшиху человека.

Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.)акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие,авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.)акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний,личностный подход, психологическое управление

III Этап - постсовременный - курикулум (втораяполовина XX в.), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний –деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогикасотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития итворчества.

Каждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях. Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниям в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».

Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.

Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.

В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с : важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения - о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения - список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика - это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию ; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом - английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием - частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих , например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение , т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения - передачу знаний от педагога к учащемуся.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера - это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к , желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен - восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей - в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта - теоретический и практический:

  • Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг - теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
  • Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни. Практика является залогом успеха в любом деле

Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, и , то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по педагогике

После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.

Представим небольшой обзор каждого из уроков.

Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы - современные - методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело - предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы - это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и , а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.