Это герб древней Украины? Государственный герб Украины: описание, значение и история символа

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.

В последние годы Украина постоянно присутствует в российской информационной повестке. Многие наши граждане знают о событиях в этой стране больше, чем в своей собственной. В репортажах наших СМИ неизменно присутствуют украинские государственные символы: сине-желтый флаг и герб-трезубец.

В самой Украине сегодня мода на государственные символы, ими украшают жилища, автомобили, одежду. Среди молодежи популярны татуировки в виде трезубца. Ну и естественно, этот символ можно встретить на украинских деньгах, официальных документах, на форме военнослужащих и боевой технике.

Символы имеют огромную власть над умами людей, именно они во многом программируют их поведение и определяют будущее. Что же означает герб Украины? Когда началось его использование и почему наши соседи выбрали себе именно этот символ в качестве государственного? И какова история герба Украины? Все эти вопросы будут рассмотрены в нашем материале, однако прежде, пожалуй, следует дать детальное описание трезубца или «тризуба», как называют его сами украинцы.

Описание украинского государственного герба

Трезубец занимает важнейшее место в украинской государственной символике. Он является центральным элементом сразу двух украинских гербов:

  • малого;
  • большого.

Следует добавить, что в настоящее время официально утвержден только малый герб Украины, большой существует только в виде нескольких проектов.

Малый государственный герб Украины представляет собой синий щит с золотой (желтой) каймой, на котором изображен золотой (желтый) трезубец. В качестве государственного этот символ был принят постановлением Верховной Рады 19 февраля 1992 года.

На создание большого герба был объявлен конкурс, который по разным причинам затянулся до середины следующего десятилетия. Когда в 2009 году один из проектов был все-таки утвержден правительством страны и передан в парламент, то депутаты провалили его. С тех пор ситуация в этом вопросе находится в подвешенном состоянии. В 20 статье Конституции Украины сказано о большом гербе, есть даже его примерное описание, но официально его пока не существует.

Теперь несколько слов о непринятом проекте большого герба. Основным его элементом является малый герб Украины. Он занимает центральную часть композиции. С двух сторон его поддерживают две фигуры – слева золотой лев, вставший на дыбы, а справа – запорожский казак с мушкетом на плече. В верхней части герба изображена княжеская корона, а в нижней – ветка калины и золотые колосья пшеницы, увитые лентой цвета национального флага.

Каждый из этих элементов связан с историей украинских земель и имеет глубокое геральдическое значение. Казак с мушкетом – это древний символ Войска Запорожского, которое существовало на Левобережье Украины с XVI по XVIII столетие и оказало значительное влияние на историю и культуру страны. Золотой лев – это герб князя Данилы Галицкого, самый узнаваемый символ Галицко-Волынской земли. Корона над трезубцем символизирует Киевскую Русь, наследниками которой считают себя украинцы.

Изображение казака и льва на гербе символизирует единство правобережной и левобережной Украины, Запада и Востока страны. Калина и колосья пшеницы в нижней части композиции – это традиционные символы, что означают щедрость и богатство украинских земель.

Отсутствие большого государственного герба – это, без сомнения, недоработка официального Киева, но, на самом деле, украинцы давно привыкли к трезубцу, и считают его своим настоящим национальным символом.

Если же говорить с точки зрения геральдики, то самая интересная часть герба Украины – это трезубец. Это очень древний символ, история которого начинается задолго до того, как светловолосые свирепые варяги основали город на днепровских кручах – будущую столицу независимой Украины. Поэтому трезубец точно заслуживает более подробного рассказа.

Трезубец: символ, пришедший из глубины веков

Когда говорят об украинском трезубце, как правило, вспоминают Владимира Великого, других древнерусских князей и обсуждают норманнское происхождение этого символа. Это действительно так. На берега Днепра его принесли суровые скандинавские воины . Однако история трезубца гораздо богаче и норманны были далеко не первыми, кому пришелся по душе этот символ. Трезубец был очень распространенным знаком, изображение которого почитали самые разные народы.

Его использовали с глубокой древности, причем наиболее часто трезубец был в почете у народов, жизнь которых была связана с морем. Ведь, кроме всего прочего, это еще и орудие рыболовного промысла. Недаром трезубец является главным атрибутом Посейдона – бога морей и океанов в греческой мифологии.

Трезубцем была вооружена Инанна – главное женское божество в шумерском пантеоне богов. Шумеры считали, что когда-то именно она правила сказочной страной Араттой – аналогом российского Беловодья или тибетской Шамбалы. В Междуречье был еще один бог с трезубцем – Ишкур. Ему подчинялись громы, молнии и различные атмосферные осадки. Также трезубец был символом Мардука – верховного божества древнего Вавилона.

Изображения трезубца обнаружены в храмах минойской цивилизации, он был одним из атрибутов хеттских богов, широко представлен этот символ и в ведической традиции. В индуизме сразу несколько божеств пользовались трезубцем. Он был неизменным атрибутом бога Варуны, который считался покровителем мировых вод, а также Шивы и его воительницы-супруги Дурги. С трезубцем часто изображают бога огня Агни.

Также трезубец можно назвать одним из главных символов буддизма: в этой крупнейшей мировой религии он обозначает три драгоценности Будды.

Знаком верховной власти трезубец был в империи Чингизидов, он до сих пор почитается в Монголии. Трезубец-тамга на долгие столетия стал символом рода Гиреев – правителей Крымского ханства.

Эпоха Средневековья: Киевская Русь

Если говорить о Средневековой Европе, то наибольшей популярностью трезубец, конечно же, пользовался в Скандинавии. Его почитали в качестве знака верховной власти, военного символа, наносили на монеты. Кроме трезубца, встречаются и изображение двузубца. Еще можно добавить, что в раннем Средневековье изображение трезубца становится все более стилизованным.

На русские земли трезубец принесли викинги. Он был знаком рода Рюриковичей – основателей древнерусского государства. Основная версия гласит, что трезубец был стилизованным изображением священного сокола Рарога – птицы, которая присутствует и в скандинавской, и в славянской мифологии.

Есть и другая гипотеза. Она связана с еще одной священной птицей норманнов – вороном бога Одина. Его изображение можно часто встретить на скандинавских ювелирных украшениях, монетах, знаменах, амулетах и др.

В любом случае, понятно одно: изначально трезубец был просто родовым гербом Рюриковичей, их военной эмблемой, и только со временем он превратился в государственный герб. В период расцвета Киевской Руси этот символ наносят на монеты и печати, керамику, используют в настенных росписях. Так, например, на монетах князя Владимира Святославовича с одной стороны было изображение правителя, а на другой – герб-трезубец.

Галицкий лев – еще один важный элемент украинского большого герба – появляется на печатях примерно в первой половине XIV века. Самое раннее его изображение датируется 1316 годом.

От Киевской Руси до Украинской Народной Республики

История Украины богата и разнообразна. После распада древнекиевского государства в пределах его границ образовался целый ряд удельных княжеств, каждое из которых пользовалось собственной символикой. Следует отметить, что в литовский и польский период трезубец в гербах украинских земель не использовался.

В XVI веке на Левобережье Украины возникает новая уникальная военно-политическая структура – Запорожское Войско, которое на несколько столетий стало основным драйвером исторического развития страны. Эмблемой запорожцев был казак с мушкетом (самострелом) на плече – это изображение можно назвать первым оригинальным украинским гербом. В XVII веке при гетмане Сагайдачном этот символ получает официальный статус, поэтому его изображение можно встретить на знаменах, печатях и различных украинских документах той эпохи. Любопытно, что на европейский картах Украины-Руси – так тогда назывались украинские земли – также изображался этот запорожский герб. Он продолжал использоваться и в период Гетманщины, уже после присоединения Украины к московским землям.

В конце XVIII века в Малороссийской коллегии был разработан герб Малой России. Он представлял собой золотой щит с двуглавым императорским орлом, держащим гербы пяти земель, входящих в состав так называемой Малороссии. Однако уже в 1781 году этот герб был упразднен. Вплоть до 1917 года украинские земли в составе Российской империи имели только губернские гербы.

Революция 1917 года и УНР

В 1917 году было провозглашено о создании независимого украинского государства, и сразу же встал вопрос о его официальных символах. Была образована специальная комиссия, которая занималась этой проблемой. В качестве герба УНР рассматривались разные исторические символы: запорожский казак с мушкетом, Архистратиг Михаил и др.

Историк и один из руководителей Центральной Рады Михаил Грушевский предложил использовать в качестве малого герба княжеский трезубец периода Киевской Руси. В начале 1918 года он был официально утвержден в качестве герба УНР. Еще раньше трезубец появился на первых украинских купюрах.

В качестве герба трезубец использовался в Украине и в период правления гетмана Скоропадского, а также при Директории. В это же время появляются первые эскизы большого государственного герба, в основу которого положен все тот же трезубец. Так летом 1918 года украинский художник Георгий Нарбут подготовил проект, который представлял собой восьмиугольный щиток с запорожским казаком, над фигурой которого был расположен трезубец.

Поскольку в СССР каждая республика де-юре считалась независимым государством, все они имели собственные официальные символы: герб и флаг.

В 1919 году появилось первое описание государственного герба советской Украины. Он практически полностью повторял герб РСФСР. В его нижней части находился девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на русском и украинском языках. В 1929 году надпись на русском языке убрали.

В 1937 году после принятия в СССР новой конституции герб УССР был незначительно изменен. Последние дополнения к нему были внесены в него в 1949 году, когда гербы всех советских республик сводили к единому стандарту. В верхней части композиции, между колосьев, была добавлена пятиконечная звезда, девиз с нижней части перекочевал на боковые ленты, увивающие колосья. Его заменило название республики. В таком виде украинский герб дожил до момента распада Советского Союза.

Следует добавить, что в советский период трезубец в качестве символа продолжали использовать участники национально-освободительного движения, которые ставили перед собой цель создание украинского национального государства. Он был широко представлен в знаках и отличиях, а также в наградной системе Украинской повстанческой армии, а также в ОУН-Б и ОУН-М.

Новейшее время: обретение независимости

Как уже было сказано выше, трезубец в качестве официального герба Украины был утвержден 19 февраля 1992 года. Тогда же появилось распоряжение о создании большого герба на его основе. Конкурсы на большой герб проводились в 1996, 2001 и 2007 гг., но он до сих пор так и не принят.

Сегодня Украина переживает непростые часы, можно сказать, что именно сейчас рождается украинское независимое государство. На наших глазах формируется новая политическая нация, которая со временем сможет четко сформулировать новую национальную идею. Поэтому, возможно, отсутствие большого герба является неслучайным. Он появится, когда украинское общество будет готово к этому. И этот новый государственный символ обязательно приведет эту древнюю землю к миру добру и процветанию.

5 071

Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.

Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».

Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.

Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.

Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.

Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.

Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.

У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.

Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.

Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.

При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.

После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.

С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.

В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…

Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.

Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.

Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.

На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.

Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.

На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.

Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.

В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.

Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.

Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.

Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.

Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.

Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.

Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.

В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…

Мой ответ на вброс о гербах Украины и России: Украина - вассал Новгорода и должна платить ему дань! 20 апреля, 2014

Начнём с "герба" Украины. Ну, во-первых, "трезубец" или "пикирующий сокол" никакой это не герб Украины и, тем более, не герб Киевской Руси.

Это герб Рюриковичей - древнерусских князей, ведущих свою родословную от Рюрика, князя Новгородского с 862 года, чей родственник Олег в 882 году завоевал Киев. Монеты в Киеве начал чеканить князь Владимир Красное Солнышко (внук Рюрика) в 900-х годах . Естественное, что он не думал ни о каком гербе Киевской Руси, т.к. он элементарно не знал, что есть такое государство (это потом историки придумали), а думал о том, чтобы все знали род Рюриковичей и поэтому разместил а монетах свой родовой герб (как когда-то Юлий Цезарь разместил на монетах свой профиль).

Всё. Тему с гербом Украины можно закрывать. Украина может признавать себя вассалом Новгорода.

Теперь с намёком на то, что Россия позаимствовала герб Орды. Я не знаю, что за монета на фото, но в труде Серебряные монеты Золотой Орды нет не то, чтобы такой монеты. Там ВООБЩЕ нет ни одной монеты с двуглавым орлом! Зато есть монеты с шестиконечной звездой Давида! Значит ли это, что укропропаганда сейчас начнёт делать намёки Израилю или не рискнёт, чтобы не нарваться на санкции финансового лобби и санкции со стороны Моссада?

Откуда же вязлся герб Российской империи? В Википедии всё описано . Надо только добавить, что династия Палеологов, чьим родовым гербом был двуглавый орёл, правила с 1261 года до 1453 года. Т.е. Византия существовала параллельно с Золотой ордой.

Герб Палеологов

Великий князь Иван III, женился на Софье Палеолог (не имевшей прав на константинопольский престол, но имевшей права на герб) в 1467 году, первое же изображение герба датируется 1497 годом, через 17 лет после падения Золотой орды.

И лично мне понятно, зачем это сделал Иван III: это была претензия на воссоздание Византийской империи на землях Руси.

Ведь во время его правления были присоединены к Москве: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов (что там про Украину?) , Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Портрет Ивана III из книги 1575 года.

Богатые результатами раскопки в усадьбе Г. Петровского в истекшем 1907 году обнаружили среди других памятников кусок изразца с начертаниями своеобразной фигуры, аналогичной с загадочным знаком на монетах, приписываемых в. к. Владимиру Св.

Научный интерес, вызванный этим неожиданным открытием, наgомнил нам старую брошюру 1887 года, изданную в весьма ограниченном количестве экземпляров, с единственной целью вызвать обмен мыслей по этому вопросу, а самое важное: какое эта загадочная фигура имела значение и с чего она составлена?

Теперь, усматривая во вновь открытом памятнике, если не абсолютно тождественный знак со знаками на златниках и сребниках Киевского типа, то несомненно прототип их,- считаю своевременным дополнить вышеприведенную брошюру сфрагистическими и геральдическими соображениями. Прилагается точный рисунок с фотографического снимка этого кирпича, для сравнения: к сожалению кирпич отломан снизу и, хотя не дает полного рисунка загадочной фигуры, по все-таки по начертанию верхней части нельзя сомневаться в его аналогии со знаками на монетах.

Все нумизматы, писавшие о монетах в. к. Киевских, пришли к единственному заключению относительно «загадочной фигуры», что она представляет собою родовой знак, печать, либо герб великих князей Киевских и только, а вопрос, что он изображает, - из чего составлен? - остается поныне открытым.

Не вдаваясь в излишнюю критику различных мнений, высказанных прежними исследователями, видевшими в этом знаке птицу, хоругвь, трезубец и т. п. мы склоняемся к мнению тех. кто видит в ней выражение отвлеченной идеи, или понятия.

Последнее нам кажется более вероятным и мы остановимся на нем.

Из числа более веских мнений, высказанных по этому поводу, невозможно пройти молчанием мнение академика А. А. Куника: ученый этот ставит загадочную фигуру в связи со Скандинавскими рунами вообще и в частности с так называемыми «связанными рунами» (Binderunen), употреблявшимися для выражения прав собственности на какой либо предмет, помеченный ими. Догадка эта, при всей своей научности, применяться не может, потому что все Киевские князья, после принятия ими христианства, находились уже под влиянием Византийской культуры, а не далекого, языческого севера, с коим сношения почти прекратились; а потому, по нашему мнению, вместо того, чтобы искать объяснения загадочного знака «в северных рунах», не будет ли естественней поискать аналогии на юге России, в колониях древней Греции, в ее черноморских колониях, в столице Босфора, наконец, в самой Византии.

Некоторые из монограмм на прилагаемой таблице, особенно на монетах могущественного Босфорского царства, представляют по внешнему своему виду большую аналогию с рассматриваемым знаком, и само чтение подтверждает обычай сокращения надписей до размера условного знака - монограммы, которыми украшали монеты, как это мы видим в интересных исследованиях уважаемых нумизматов X. X. Гилля и А. Л. Бертье-Делагарда.

Для наглядности вышесказанного мы прилагаем таблицу со всеми вариантами аналогичных знаков, известных на монетах в. к. Киевского, начиная с древнейших и более простых: а именно: три типа загадочных фигур на золотых монетах в. к. Киевских, три формы на серебренниках в. к. Киевского; затем попытка разложения этих фигур на составные части дала без натяжек греческое слово ΒΑΣΙΛΕΩΣ, титул, коим пользовались все монархи востока, а также цари Босфора, во времена их политической независимости от Рима и Византии.

Вот почему преемники Владимира Великого: в. к. Святополк, Ярослав - Георгий, наконец Ярополк - Петр продолжали ставить на своих монетах тот же знак как титул, унаследованный от Владимира Св.

Изменение же в орфографии между составом прототипа и позднейшими начертаниями могло произойти по вине резчика штемпелей монет.

По нашему мнению проблема значения загадочного знака и его состава, может быть разрешена следующим образом:

1) Загадочный знак, заимствованный из Византин, образовался из букв греческого алфавита, которые составляют титул монарха;

2) Титул этот после Владимира Св. удержали все его преемники до Ярополка - Петра, включительно;

3) После изменений, от прибавок креста и луны, он получил значение геральдической эмблемы, почему его и следует считать за Герб Рюриковичей.