Какие литературные премии вы знаете. Российские литературные премии: кто и за что их получает. Премия Администрации Краснодарского края имени Епистинии Фёдоровны Степановой

Бум литературных премий в России - примета последних 20 лет, однако нельзя сказать, что придумали их только теперь. Чем, как не премией, являлись, например, перстни, табакерки и другие ценные подарки, которые во множестве любил дарить писателям император Александр I. Известно, что за один только 1802 год царь потратил на поощрение литераторов неслыханную для того времени сумму - 160 тысяч рублей.

Прямым продолжением императорской традиции стала главная советская премия - Сталинская. Сейчас об этом редко вспоминают, но вначале ее фонд формировался из гонораров, которые получал Сталин за издание своих трудов в разных странах. То есть это тоже была личная монаршая награда размером в 100 тысяч рублей. После смерти вождя Сталинские премии заменили Ленинскими (10 тысяч рублей) и Государственными (5 тысяч). Это была сумма, достаточная для покупки автомобиля.

Эпоха независимых премий наступила в 1991 году с учреждением «Русского Букера». Российская словесность получила тогда подкрепление в виде британских денег. Сама Букеровская премия - британского происхождения, название ее происходит от имени компании «Букер», известной производством овощных консервов. В начале 1990-х букеровские агенты обратили внимание на огромное поле деятельности, какое представляла русская литература, отчетливо выраженной материальной выгоды при этом не преследовалось. Как, кстати, и в большинстве других литературных премий - их учредителями двигают скорее имиджевые соображения.

«Русский Букер» недолго оставался единственной крупной премией. В 1995 году руководство «Независимой газеты» (а фактически - ее владелец Борис Березовский) учредило конкурирующую премию, которую назвали «Антибукер». Ее размер составлял 12 001 доллар, то есть на доллар больше, чем у «Русского Букера». В 2001 году с усилившимся давлением на Березовского и заведением на него уголовных дел «Антибукер» прекратил существование.

Но к тому моменту на поле российских литературных премий игроки стали появляться один за другим. К сегодняшнему моменту их количество достигло шести сотен. «Труд» вспомнил главные из них.

Учреждена в ноябре 2005 года.

Призовой фонд : Располагая призовым фондом 5,5 млн. рублей, является одной из крупнейших в мире. Размер первой премии - 3 млн. рублей, второй - 1,5 млн., третьей - 1 млн.

Кто дает деньги : учредители - Минкультуры, Роспечать, Институт русской литературы РАН, но денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром».

Отличительная особенность : премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре non-fiction.

Учреждена в 2008 году по личной инициативе Анатолия Чубайса.

Призовой фонд : вручается одна премия размером 50 тысяч долларов.

Кто дает деньги : сперва поддерживалась РАО «ЕЭС России», с уходом оттуда Чубайса перешла под крыло специально учрежденного бизнесменом фонда «Энергия будущего».

Отличительная особенность : лауреатами могут стать только ныне живущие современные поэты. Среди лауреатов - Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Александр Кушнер.

Учреждена в сентябре 2003 года.

Призовой фонд : приз в номинации «Современная классика» равняется 900 тысячам рублей, в номинации «Литература XXI века» - 750 тысячам.

Кто дает деньги : учреждена Музеем-усадьбой Льва Толстого в Ясной Поляне и южнокорейской компанией Samsung Electronics, которая является спонсором премии.

Отличительная особенность : поддерживает произведения современных авторов, развивающих гуманистические идеи Льва Толстого.

Учреждена в 1998 году Александром Солженицыным.

Призовой фонд : 25 тысяч долларов.

Кто дает деньги : Фонд Александра Солженицына, основанный писателем в 1974 году и собирающий гонорары со всех изданий его книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Отличительная особенность : награждаются писатели, живущие в России и создавшие свои произведения после революции 1917 года. Жанры: проза, поэзия, драматургия, литературная критика и литературоведение.

Учреждена в марте 2009 года.

Призовой фонд : 700 тысяч рублей. Приз читательских симпатий - 200 тысяч рублей.

Кто дает деньги : учреждена Фондом Михаила Прохорова. Часть проекта «Книжный мир», возглавляемого издателем Ириной Прохоровой.

Отличительная особенность : создана для поддержки новых трендов в современной русской словесности.

Учреждена в декабре 1991 года.

Призовой фонд : 12 тысяч долларов.

Кто дает деньги : главный спонсор - компания British Petroleum.

Отличительная особенность : будучи первой постсоветской премией, отличается акцентом на диссидентскую литературу. Среди лауреатов - Василий Аксенов, Георгий Владимов.

Учреждена в 2001 году по инициативе литературного критика Виктора Топорова.

Призовой фонд : 10 тысяч долларов.

Кто дает деньги : фонд премии формируется из средств инвестиционно-строительной компании «Вистком».

Отличительная особенность : отмечается лучший роман года. Информация о том, кто из номинантов кого выдвигает, открытая.

Самые крупные премии мира

Нобелевская (Швеция) - 1,05 млн. евро

Чино дель Дука (Франция) - 300 тысяч евро

Дублинская (Ирландия) - 100 тысяч евро

IMPAC (Ирландия - США) - 100 тысяч евро

«Мигель де Сервантес» (Испания) - 90 тысяч евро

Премия имени Гете (Германия) - 50 тысяч евро

Писатели, больше всех разбогатевшие на премиях

Людмила Улицкая

3,35 млн. рублей

Романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик» отмечены «Русским Букером» (2001) и «Большой книгой» (2007).

Дмитрий Быков

3 млн. рублей

Биографический роман «Борис Пастернак» награжде-н в 2006 году премиями «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Михаил Шишкин

1,3 млн. рублей

Роман «Венерин волос» отмечен премией «Большая книга» в 2006 году и наградой «Национальный бестселлер» в 2005-м.

Людмила Сараскина

2,25 млн. рублей

Ее биография «Александр Солженицын» награждена в 2008 году премиями «Большая книга» и «Ясная Поляна».


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Бунину, который стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии », «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху ». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.


Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем ».

Иван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.

Боже милосердый, для чего ты
Дал нам страсти, думы и заботы,
Жажду дела, славы и утех?
Радостны калеки, идиоты,
Прокаженный радостнее всех.
(И.Бунин. сентябрь, 1917)

Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии

Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии.

Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Литературная газета написала: «Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение» .


Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

Стоит отметить, что в СССР до 1989 года даже в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака не было никаких упоминаний. Первым решился массово познакомить советский народ с творческом Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Позднее Рязанов включил в свой фильм «Служебный роман» отрывок из ещё одного стихотворения Пастернака - «Любить иных - тяжёлый крест…» (1931). Правда, прозвучал он в фарсовом контексте. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Б. Пастернак, 1931)

Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху

Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».


Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»


Александра Солженицына из-за Нобелевской премии лишили советского гражданства

Александр Исаевич Солженицын, командир батареи звуковой разведки, дослужившийся за годы войны до звания капитана и награжденный двумя боевыми орденами, в 1945 году был арестован фронтовой контрразведкой за антисоветчину. Приговор – 8 лет лагерей и пожизненная ссылка. Он прошёл лагерь в подмосковном Новом Иерусалиме, Марфинскую «шарашку» и Особый Экибастузский лагерь в Казахстане. В 1956 году Солженицына реабилитировали, а с 1964 года Александр Солженицын посвятил себя литературе. Одновременно он работал сразу над 4 крупными произведениями: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо» и «В круге первом». В СССР в 1964 году опубликовали повесть «Один день Ивана Денисовича», а в 1966 году рассказ «Захар-Калита».


8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР.


Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский в России был осуждён за тунеядство

Писать стихи Иосиф Александрович Бродский начал в 16 лет. Анна Ахматова предрекала ему тяжёлую жизнь и славную творческую судьбу. В 1964 году в Ленинграде против поэта возбудили уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где он провёл год.


В 1972 году Бродский обратился к генсеку Брежневу с просьбой работать на Родине в качестве переводчика, но просьба его осталась без ответа, и он вынужден был эмигрировать. Бродский сначала живёт в Вене, в Лондоне, а потом переезжает в Соединённые Штаты, где становится профессором Нью-йоркского, Мичиганского и прочих университетов страны.


10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле -
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
(Б.Бродский, 1972)

Интересный факт
На Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.

Любителей литературы обязательно заинтересует – книга, которая написана исчезающими чернилами.


Премия Хьюго

Эту премию можно назвать одной из самых демократичных: ее лауреатами становятся по результатам голосования зарегистрированных участников Всемирных конвентов любителей фантастики WorldCon (поэтому премия считается «читательской»).
Премия Хьюго (Hugo Award) - литературная премия в области научной фантастики. Она учреждена в 1953 и носит Хьюго Гернсбека - создателя первых специализированных научно-фантастических журналов. Премия присуждается ежегодно за лучшие произведения в жанре фантастики, опубликованные на английском языке. Победителям вручается статуэтка в виде взлетающей ракеты.

Премия вручается в следующих номинациях:

Лучший роман (Best Novel)
Лучшая повесть (Best Novella)
Лучшая короткая повесть (Best Novellette)
Лучший рассказ (Best Short Story)
Лучшая книга о фантастике (Best Related Book)
Лучшая постановка, крупная форма (Best Dramatic Presentation, Long Form)
Лучшая постановка, малая форма (Best Dramatic Presentation, Short Form)
Лучший профессиональный редактор (Best Professional Editor)
Лучший профессиональный художник (Best Professional Artist)
Лучший полупрофессиональный журнал (Best SemiProzine)
Лучший фэнзин (Best Fanzine) Лучший фэн-писатель (Best Fan Writer)
Лучший фэн-художник (Best Fan Artist)

Отдельно присуждается премия имени Джона Кэмпбелла - «самому многообещаемому молодому автору года» (Most Promising New Author of the Year), которую получает фантаст-дебютант.
Вместе с премией «Хьюго» иногда присуждается премия «Гэндальф» - не за конкретное произведение, а за весомый вклад в развитие жанра фэнтези.

* * *

Премия Ренодо

Носит имя Теофраста Ренодо (1586-1653) - французского королевского врача, историографа, одного из создателей современной журналистики, издателя первой европейской газеты «La Gazette».
Награда учреждена в 1925 году журналистами, томившимися в ожидании результатов заседания гонкуровского жюри. Поэтому премия Ренодо присуждается всегда в тот же день, что и Гонкуровская.
Несмотря на "безденежность", является второй по значимости литературной наградой Франции после Гонкуровской.
Премия состоит в том, что через год после её присуждения в честь лауреата устраивается весёлый обед.
Среди лауреатов разных лет - Марсель Эме, Луи-Фердинан Селин, Луи Арагон, Роже Пейрефит, Сюзанн Пру, Даниэль Пеннак, Фредерик Бегбедер.

* * *

Премия имени Сервантеса

Литературная премия имени Сервантеса, учрежденная министерством культуры Испании в 1975 году, ценится в испаноговорящем мире не меньше Нобелевской. Денежная часть «испанской «Нобелевки» составляет 90 тысяч евро, она ежегодно вручается очередному лауреату королем всея Испании Хуаном Карлосом на родине автора «Дон Кихота» - в городке Алкала-де-Энарес, что в 50 километрах от Мадрида.
Поскольку хороших и разных испаноязычных литераторов много, по неписаной традиции награда достается поочередно представителям то Испании, то стран Латинской Америки. Например, в 2005 году лауреатом стал 72-летний Серхио Питоль - автор многочисленных романов, эссе и стихотворений, переводчик иностранных писателей, в том числе Антона Чехова, в прошлом дипломат. Немалую роль в присуждении премии мексиканцу сыграл тот факт, что в 2004-м ее дали испанцу Рафаэлю Санчесу Ферлосио.

* * *

Премия Джеймса Тейта

Старейшая литературная награда Великобритании – мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка (James Tait Black Memorial Prize), которая присуждается Эдинбургским университетом с 1919 года лучшим романистам и авторам биографических сочинений.
Ее лауреатами в разное время становились Ивлин Во, Айрис Мердок, Грэм Грин, Иэн Макьюэн.
В 2007 году премию получил американский писатель Кормак МакКарти (Cormac McCarthy) за роман «Дорога» (The Road).
В 2008 году премию получили: в номинации «Фантастика» Розалинда Белбен (Rosalind Belben) за роман «Лошади в Египте» (Our Horses in Egypt), в номинации «Биография» - Розмари Хилл (Rosemary Hill) за книгу «Божественный архитектор Пугин и сооружения британского романтизма» (God"s Architect: Pugin and the Building of Romantic Britain»).

* * *

Премия Orange

Представительницам женской прозы в Великобритании – просто раздолье: сугубо для женщин-литераторов, пишущих на английском языке, с 1996 года существует премия Orange Prize. Победительницам вручают бронзовую статуэтку с нежным именем Бесси и чек на приятную сумму - 30 000 фунтов стерлингов.
В 2006 году счастливой обладательницей вышеупомянутого приза стала тридцатилетняя уроженка Лондона Зейди Смит (Zadie Smith) с романом «On Beauty» («О красоте»). В 2005 году он номинировался на Букера, но проиграл «Морю» Джона Бэнвилла. Зейди Смит в Orange Prize не новичок: ее предыдущие романы «White Teeth» («Белые зубы») и «The Autograph Man» («Продавец автографов») уже попадали в «шорт-листы» премии. В 2007 году победительницей стала нигерийка Чимаманда Нгози Адичие - автор романа «Половина желтого солнца». В 2008 году лауреатом названа Роуз Тремэйн (Rose Tremain) за роман «The Road Home» («Дорога домой»). В 2009 году победила американка Мэрилин Робинсон с романом «Жилище» («Home»). В 2010 году за роман «Лакуна» лауреатом стала американская писательница Барбара Кингсолвер, которая уже входила в премиальный шорт-лист в 1999 году с романом «Библия ядовитого леса».
С 2005 года присуждается премия Orange New Writers" Award (призовой фонд - 10 000 фунтов, или 17 500 долларов) за лучший дебют на английском. В 2006 году на нее претендовала наша бывшая соотечественница Ольга Грушина, ныне проживающая в США, с романом «The Dream Life of Sukhanov» («Жизнь Суханова в сновидениях»). Ее конкурентками были китаянка Июнь Ли (Yiyun Li) с книгой «A Thousand Years of Good Prayers» («Тысяча лет добрых пожеланий») и англичанка Наоми Олдерман (Naomi Alderman), автор романа «Disobedience» («Неповиновение»). Олдерман и получила премию, а в 2007-м награда досталась Карен Коннелли за роман «Клетка ящерицы».
Впрочем, у обойденных призами конкурсанток нет оснований сетовать на непонимание их женской прозы: в жюри премии – исключительно женщины.

* * *

Нобелевская премия по литературе

Премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем и промышленником Альфредом Бернхардом Нобелем и названная в его честь Нобелевской, является самой престижной в мире и самой критикуемой. Конечно, во многом это обусловлено размером «Нобелевки»: награда состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и, самое главное, чека на денежную сумму. Размер последней зависит от прибылей Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, составленному 27 ноября 1895 года, его капитал (первоначально свыше 31 млн. шведских крон) был помещен в акции, облигации и займы. Доход от них ежегодно делится на 5 равных частей и становится премиями за самые выдающиеся мировые достижения в физике, химии, физиологии или медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира.
Первые награды были присуждены 10 декабря 1901 и составляли по 150 тыс. шведских крон (6,8 млн. крон в исчислении 2000 года). В прошлом году нобелиантам досталось по 10 миллионов шведских крон, или около 1 миллиона 300 тысяч долларов.
Особые страсти разгораются вокруг Нобелевской премии по литературе. Главные претензии к Шведской академии в Стокгольме (именно она выявляет достойнейших писателей), - и сами решения Нобелевского комитета, и то, что они принимаются в обстановке строгой секретности. Нобелевский комитет оглашает только число претендентов на ту или иную премию, но не называет их имен. Злые языки также утверждают, что премия подчас дается по политическим, а не литературным мотивам. Главный козырь критиков и хулителей - обойденные «Нобелевкой» Лев Толстой, Набоков, Джойс, Борхес…
Тем не менее, список лауреатов Нобелевской премии в области литературы более чем внушителен.
Как видим, наши соотечественники становились обладателями «Нобелевки» 5 раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак (под давлением советских властей отказался от премии), 1965 год – Шолохов, 1970 – Солженицын и 1987 – Бродский.
Премия вручается ежегодно 10 декабря – в годовщину смерти Нобеля. Шведский король традиционно награждает писателей-нобелиантов в Стокгольме. В течение 6 месяцев после получения «Нобелевки» лауреат должен выступить с Нобелевской лекцией по тематике своей работы.

* * *

Международная премия имени Г.-Х. Андерсена

За появление этой премии надо сказать спасибо немецкой писательнице Елле Лепман (1891-1970). И не только за это. Именно госпожа Лепман добилась того, что решением ЮНЕСКО день рождения Г.-Х. Андерсена, 2 апреля, стал Международным днем детской книги. Она же инициировала создание Международного совета по детской и юношеской книге (IBBY) - организации, объединяющая писателей, художников, литературоведов, библиотекарей более чем шестидесяти стран. С 1956 года IBBY присуждает Международную премию имени Г.-Х. Андерсена, которую с легкой руки все той же Еллы Лепман называют «маленькой Нобелевской премией» по детской литературе. С 1966 года эта награда вручается и художникам-иллюстраторам детских книг.
Золотую медаль с профилем великого сказочника лауреаты получают раз в 2 года на очередном конгрессе IBBY. Награда полагается только здравствующим писателям и художникам. Первой обладательницей «детской «Нобелевки» в 1956 году стала английская сказочница Элеанор Фарджон, известная у нас по переводам книг «Хочу Луну», «Седьмая принцесса». В 1958 году премию получила шведская писательница Астрид Линдгрен. Среди других лауреатов тоже немало звезд мировой величины - немецкие писатели Эрих Кестнер и Джеймс Крюс, итальянец Джанни Родари, Богумил Ржига из Чехословакии, австрийская писательница Кристине Нестлингер… Увы, наших соотечественников в списке «андерсеносцев» нет, хотя Совет по детской книге России входит в IBBY с 1968 года. Только художник-иллюстратор Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) получила медаль Андерсена в 1976 году.
Правда, у Международного совета по детской книге есть еще одна награда - Почетный диплом за отдельные книги для детей, за их иллюстрирование и лучшие переводы на языки мира. И среди дипломантов «наших» немало – писатели Радий Погодин, Юрий Коваль, Валентин Берестов, Агния Барто, Сергей Михалков, художники Лев Токмаков, Борис Диодоров, Виктор Чижиков, Май Митурич, переводчики Яков Аким, Юрий Кушак, Ирина Токмакова и другие.

* * *

Международная литературная премия Астрид Линдгрен

Еще одна награда для детских писателей носит имя «мамы» Карлсона и Калле-сыщика, Пеппи Длинныйчулок и… Впрочем, перечислять героев книг знаменитой шведки Астрид Линдгрен можно долго. Лучшей памятью о писателе являются его книги, но Правительство Швеции сразу после смерти Линдгрен решило учредить и литературную премию имени всемирно известной сказочницы. «Я надеюсь, что Премия будет выполнять двойную роль - служить нам напоминанием об Астрид и деле ее жизни, а также будет способствовать популяризации хорошей детской литературы и содействовать ее развитию», - заявил Премьер-министр Швеции Йоран Перссон.
Ежегодная Международная литературная премия Астрид Линдгрен (The Astrid Lingren Memorial Award) «За произведения для детей и юношества» должна привлекать внимание мировой общественности к литературе для детей и подростков и к правам детей. Поэтому она может присуждаться не только писателю или художнику за исключительный вклад в развитие детской книги, но и за любую деятельность по пропаганде чтения и защите прав ребенка. Привлекает и денежное содержание награды – 500 000 евро. Счастливых обладателей премии определяют 12 почетных граждан страны, члены Государственного культурного совета Швеции. По традиции, имя лауреата этой премии каждый год называется в марте на родине Астрид Линдгрен. Награду лауреату вручают в мае в Стокгольме.
18 марта 2003 г. были объявлены первые победители - австрийская писательница Кристине Нёстлингер и американский художник, создатель оригинальных книжек-картинок Морис Сендак. В 2004 году премию получила бразильская писательница, лауреат Международной литературной премии им. Андерсена Лиджа Божунга, в 2006 году - американка Кэтрин Патерсон.
Лауреатом премии 2007 года стал венесуэльский "Банк Книги" (Banco del Libro) - некоммерческая организация, основанная в 1960 году в столице Венесуэлы Каракасе. Ее целью является популяризация детской литературы, издательская деятельность, расширение сети библиотек и книжных магазинов. Награда присуждена за активность, профессионализм, работу в непосредственном контакте с детьми и отсутствие бюрократизма.
В 2008 году награды удостоилась 40-летняя австралийская писательница Соня Хартнетт - автор десятка с лишним повестей для подростков.
Лауреатом-2009 названа палестинская независимая общественная организация Tamer Institute for Community Education, занимающаяся популяризацией чтения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
В 2010 году премию вручили писательнице и художнику-иллюстратору Китти Кроутер (Бельгия).

* * *

Гринцане Кавур

В 2001 году ЮНЕСКО объявила премию «Гринцане Кавур» «образцовым институтом международной культуры». Несмотря на недолгую историю существования (учреждена в Турине в 1982 году), премия стала одной из самых престижных литературных наград Европы. Свое название она получила по имени туринского замка XIII века: раньше там жил граф Бенсо Кавур - первый премьер-министр объединенной Италии, а сейчас располагается штаб-квартира премии.
Главная цель «Гринцане Кавур» - приобщение молодого поколения к литературе, для чего в состав жюри включают и маститых литературных критиков, и школьников. За книги авторов, номинированных на премию, голосуют около тысячи подростков из Италии, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Чехии, США, Кубы, Японии. Надо признать, литературный вкус у школьников неплохой - среди лауреатов прошедших лет были: Гюнтер Грасс, Чеслав Милош, Карлос Фуэнтес, Богумил Грабал, Кендзабуро Оэ, Ив Бонфуа, Жан Старобинский, Видиадхар Найпол, Дорис Лессинг, Тони Моррисон, Даниэль Пеннак, Джон Максвелл Кутзее, Марио Варгас Льоса, Анита Десаи, Дерек Уолкотт, Амитав Гхош, Дон Делилло.
С 2004 в России переводчикам с итальянского либо авторам произведений, опубликованных в Италии и касающихся итальянской тематики, вручалась премия «Гринцане Кавур Москва» (Grinzane Cavour Moscow). В 2004 ее получили Евгений Рейн, Елена Костюкович и Владислав Отрошенко, в 2005 - Наталия Ставровская и Асар Эппель. В 2007 году лауреатом «Гринцане Кавур Москва» стал писатель Михаил Шишкин, обладатель «Большой книги»-2006 и «Национального бестселлера», и переводчица Елена Дмитриева, автор русских версий «Леопарда» Лампедузы, произведений Леонардо Шаши, Примо Леви и других.
В 2008 году лауреатом премии в номинации "Лучшая проза на иностранном языке" стала Людмила Улицкая за роман "Искренне Ваш, Шурик" (помимо Улицкой победителями в данной номинации стали испанский и немецкий писатели Бернардо Ачага и Инго Шульце).

* * *

Гонкуровская премия

Главная литературная премия Франции - Гонкуровская (Prix Goncourt), учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, не обязательно живущему во Франции. Она носит имя французских классиков братьев Гонкуров (Goncourt) – Эдмона Луи Антуана (1832-1896) и Жюля Альфреда Юо (1830-1869). Младший, Эдмон, завещал свое громадное состояние литературной Академии, которая стала называться Гонкуровской и учредила ежегодную одноименную премию.
В Гонкуровскую академию входят 10 самых известных литераторов Франции, которые работают не корысти ради, а за символическую плату - 60 франков в год. Каждый имеет один голос и может отдать его за одну книгу, только президент имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони-старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон... В 2008 году устав Гонкуровской академии изменился: теперь возраст членов жюри престижной Гонкуровской премии не должен превышать 80 лет.
Денежное содержание награды чисто символическое - сейчас оно составляет 10 евро. Но после присуждения премии продажи книги-победителя резко увеличиваются, принося автору и славу и доходы.
Изначально премия задумывалась как награда молодым писателям за оригинальность таланта, новые и смелые поиски содержания и формы. Однако эти пожелания учредителя Э. Гонкура скоро забылись. До Второй мировой войны (да и после) случаи ее присуждения за действительно выдающиеся произведения можно пересчитать по пальцам - например, Гонкуровская премия досталась антивоенному роману «Огонь» Анри Барбюса. А вот имя первого лауреата Джона-Антуана Hay (1903) давно забыто, его произведения (как и многих других обладателей Гонкуровской премии) никогда не были известны за пределами Франции. Хотя среди «гонкуриатов» встречались и настоящие знаменитости - Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954). Один раз за более чем вековую историю премии лауреатом стал выходец из России Андрей Макин за роман «Французское завещание», переведенный на 30 языков.
Французский писатель А. Стиль как-то заметил, что «Гонкуровская премия имеет тенденцию, с одной стороны, подниматься, а с другой - резко падать». Впрочем, не только она…

Избранные лауреаты:

1916 - Анри Барбюс, «Огонь»
1919 - Марсель Пруст, «Под сенью девушек в цвету»
1933 - Андре Мальро, «Удел человеческий»
1951 - Жюльен Грак, «Побережье Сирта» (от премии отказался)
1954 - Симона де Бовуар, «Мандарины»
1956 - Ромен Гари, «Корни неба»
1970 - Мишель Турнье, «Лесной царь»
1974 - Паскаль Лене, «Кружевница»
1975 - Эмиль Ажар (Ромен Гари), «Вся жизнь впереди»
1978 - Патрик Модиано, «Улица темных лавочек»
1982 - Доминик Фернандес, «На ладони ангела»
1984 - Маргерит Дюрас, «Любовник»
1988 - Эрик Орсенна, «Колониальная выставка»
1993 - Амин Маалуф, «Скала Таниоса»
1994 - Дидье Ван Ковелер, «Путь в один конец»
1995 - Андрей Макин, «Французское завещание»
1997 - Патрик Рамбо, «Битва»
2002 - Паскаль Киньяр, «Блуждающие тени»
2007 - Жиль Лерой, «Песнь Алабамы»
2008 - Атик Рахими, «Синге Сабур. Камень терпения»
2009 - Мари Ндьяй, «Три сильные женщины»
2010 - Лоран Бине, «HHhH»

* * *

Букеровская премия

Получить Букеровскую премию может любой житель стран Содружества наций или Ирландии, чей роман на английском языке сочтут достойным мировой славы и 50 тысяч фунтов стерлингов. Награда вручается с 1969 года, с 2002 года её спонсором является группа компаний Man, и официальное название премии - The Man Booker Prize.
Как определяют победителя? Сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек – известных литературных критиков, писателей, учёных, общественных деятелей. В августе жюри объявляет «лонг-лист» из 20-25 романов, в сентябре - шестерых участников «шорт-листа», а в октябре – самого лауреата.
Четыре раза Букер был «кузницей кадров» для «Нобелевки»: букериаты Уильям Голдинг, Надин Гордимер, В. С. Найпол и Дж. М. Кутзее стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии по литературе. Дж. М. Кутзее и Питер Кэри завоевали Букера дважды (в 1983 и 1999 гг.; в 1988 и 2001 гг., соответственно). Никем не превзойдён рекорд Айрис Мёрдок (лауреата Букера в 1978 г.) по числу попаданий в «короткий» список - 6 раз. Последним лауреатом (за 2005 г.) стал ирландец Джон Бэнвилл с романом «Море», обскакавший в премиальном марафоне таких мэтров, как тот же Кутзее, Салман Рушди, Джулиан Барнс, Иэн Макьюен и других.
К 40-летию премии появилась специальная награда «Букер всех времен». Ее лауреатом должен был стать букериат, чье произведение читатели сочли лучшим романом за все годы существования премии. По итогам интернет-голосовании победил британский прозаик и поэт индийского происхождения сэр Салман Рушди с романом «Дети полуночи».
Россияне знакомятся с книгами-«букероносцами» благодаря серии «Премия Букера: Избранное», выпускаемой с 2002 года издательством «РОСМЭН». В неё входят и произведения из «длинного» и «короткого» списков.
Кроме того, существует Международная Букеровская премия, которая вручается раз в два года. Она присуждается писателю, пишущему на английском языке или автору, произведения которого широко переводятся на английский.
В 2009 году в число финалистов «Международного Букера» вошла российская писательница, обладательница «Русского Букера» Людмила Улицкая, а лауреатом премии в мае 2009 года назвали 77-летнюю канадскую писательницу Элис Мунро, известную в основном своими рассказами. Денежное содержание награды - 103 тыс. долларов.

* * *

Самая большая в мире премиальная сумма за отдельное литературное произведение - 100 тысяч евро. Ее получают лауреаты международной премии IMPAC, учрежденной в 1996 году Городским советом Дублина.
В этом городе, воспетом Джойсом, и происходит награждение. Хотя штаб-квартира международной компании IMPAC (Improved Management Productivity and Control), чье имя носит награда, расположена во Флориде и прямого отношения к литературе не имеет. IMPAC - мировой лидер в области повышения производительности труда - работает над проектами для крупнейших корпораций и организаций в 65 странах мира.
Правда, высокая производительность писательского труда (в сочетании с качеством) тоже может принести премиальные плоды. Чтобы участвовать в конкурсе, произведение должно быть написано или переведено на английский язык и выдержать жесткую международную конкуренцию: правом выдвижения соискателей пользуются 185 библиотечных систем в 51 стране.

Длинный список номинантов «Ясная Поляна». По просьбе The Village Лиза Биргер рассказывает, зачем вообще нужны литературные премии и могут ли они помочь дилетанту начать ориентироваться в современной русской литературе.

Лиза биргер

Как и зачем возникли литературные премии?

Литературные премии существуют относительно недавно - примерно с начала ХХ века. Мы, конечно, можем считать их предтечей средневековые состязания трубадуров или премии Академии наук, которые в царской России вручались за произведения с научно-просветительским пафосом. Но на самом деле понятно, что для того, чтобы премия действительно имела какой-то вес и значение, нужно, чтобы книги были рынком, а литература - институтом. А этого не происходило до прошлого столетия, а в некоторых странах (не будем показывать пальцем) и того позже. Премии нужны книгопродавцам, чтобы продавать книги, они нужны критикам и прочим участникам рынка, чтобы выявлять тенденции, но прежде всего они нужны, чтобы выстраивать иерархию - то есть для порядка. Но поскольку иерархия у каждого своя, то и премии существуют самые разные.

Сколько в России литературных премий?

Много - гораздо больше, чем вы думаете. Есть премия «Поэт» и премия «Дебют», Бунинская премия и премия Александра Солженицына, премии, учреждённые Союзом писателей и ФСБ. Итого - несколько десятков, если не сотен, но знать их все совсем не обязательно.

Если премий так много, то как мы выбираем, какая важнее других?

Есть два важных фактора: деньги, то есть размер призового фонда, и качество экспертизы. Например, у «Большой книги» второй в мире (после Нобелевки) призовой фонд - как к ней после этого не относиться со всей серьёзностью?

Материальное вознаграждение премии Андрея Белого, существующей с 1978 года, составляло один рубль, бутылку водки и яблоко, но выбор здесь (пока в 2010 году все не перессорились) совершали профессионалы, и премия долго оставалась одной из главных. Важно, как (и кем!) отбираются книги, как (и кем!) они оцениваются и даже какие книги мы хотим в итоге выбрать: самые яркие? самые новаторские? самые популярные? самые важные? Если искать идеальную русскую премию, то это, пожалуй, не имеющая почти никакого отношения к художественной литературе премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке (лонг-лист 2016 года объявлен 7 июня). Два уважаемых Александра, Гаврилов и Архангельский, выбирают книги для длинного списка, из которого, в свою очередь, составит короткий список серьёзное научное жюри. Критерии отбора тут понятны и ясны: художественная увлекательность и научная точность.

А может, есть какая-то одна, но самая главная премия?

Увы. Но есть несколько важных, которые в совокупности помогут составить представление о том, что творится в современной литературе. «Большая книга», например, хороша тем, что у неё целых три победителя (первое, второе и третье место) и сложная система отбора с кучей экспертов - что не помешало ей в этом году уже на уровне короткого списка «потерять» две важнейшие, если не вообще главные книги года: «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова и «Тень Мазепы» Сергея Белякова. «Русский Букер» должен был тащить на себе репутацию британского собрата, но совсем растерял её в 2010-м, вручившись графоманскому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». «Национальный бестселлер» всё пытается идти за общественным вкусом и в итоге нередко раздаёт пощёчины вкусу хорошему. И так далее - тут, как в свиданиях в «Тиндере», чем дальше в лес, тем невозможнее встреча с идеалом.

Неужели в России действительно пишется столько романов?

А вот это самое удивительное: даже во времена очевидного издательского кризиса, когда по всей стране осталось только несколько издательств, в которых ещё выходят новые русские книги, можно набрать длинный список в несколько десятков названий. И всё равно некоторым книгам места не находится - например, книжный блогер Сергей Осипов регулярно составляет свой собственный длинный список из книг, не вошедших в список «Большой книги».

Вот когда победители премий начнут совпадать, тогда говори о беде. Такое бывает редко, но, например, в 2015 году роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» получил и первую премию «Большой книги», и премию «Ясная Поляна» (и «Книгу года» заодно). В этом году его судьбу вполне может повторить «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, уже отмеченная «Национальным бестселлером». С другой стороны, нам же легче - меньше надо будет читать.

Почему у премий, как правило, разные победители? Ведь все они должны выбирать лучшую книгу?

Разные жюри из разных коротких списков, составленных разными экспертами, выбирают, в общем-то, разное. Более личный выбор по критерию «то, что мне больше всего понравилось» существует только в «Нацбесте», «Большая книга» голосует за самое весомое произведение года, «Русский Букер» старается давать оценку с более литературоведческих позиций. К тому же у многих премий (например, у «Нацбеста») существует правило, согласно которому победители других премий на них номинироваться не могут.

Могут ли премии ошибаться?

И ещё как - чего стоит присуждение в 2010 году «Русского Букера» беспомощному графоманскому и без пяти минут порнографическому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». Из недавних примеров - премия «Поэт» 2015 года: её лауреатом стал Юлий Ким, после чего два бывших лауреата, Александр Кушнер и Евгений Рейн, не последние, мягко говоря, поэты современности, вышли из состава жюри.

На самом деле справедливость (или несправедливость) вручения премии чаще всего можно оценить только спустя время. И тут - очень показательный пример - все эти экспертные советы и хитроумные голосования жюри позволяют иногда упустить самое главное. В 2011 году «Русский Букер», не успев из-за смены спонсора пройти полную процедуру номинации, решил выбирать не лучшую книгу года, а главную книгу десятилетия из номинантов прошлых лет. Победителем оказался почти не замеченный в своё время роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» из шорт-листа Букеровской премии 2001 года. Только десять лет спустя стало понятно, что этот автобиографический «роман-идиллия» про то, как можно было с честью прожить ХХ век, оказался в итоге важнее фантазий об этом самом веке Михаила Шишкина и Людмилы Улицкой.

Что делать, если проще не стало?

Самое простое - не пробовать разобраться во всех премиях сразу, а выбрать ту, которая вам больше всего нравится, и читать всех её номинантов. Короткий список литературных премий для ознакомления выглядит примерно так: «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «НОС», «Ясная Поляна». Ну и ещё есть премия «Просветитель», лауреатов (да и номинантов короткого списка) которой надо читать всех целиком, если вы вообще что-то читаете.

«Большая книга»

Премия с амбицией

Огромный призовой фонд, сложная система номинаций, несколько победителей и попытка на всех уровнях задействовать столько экспертов, сколько можно: в одной только Литературной академии, голосованием определяющей победителей, около ста человек. Благодаря всему этому «Большой книге», существующей с 2005 года, удалось добиться статуса почти главной премии России. Она, может, ещё и не влияет на литературный процесс (победитель не проснётся знаменитым), но вполне себе отражает его течение.

Процедура:

Из номинированных работ (выдвинуть книгу или рукопись может практически кто угодно) совет экспертов сначала выбирает длинный список (апрель), затем короткий (май), а затем книги короткого списка полгода читают, выставляя баллы, члены Литературной академии премии. Если в самой академии около ста человек, то совет экспертов узок и строг и состоит в основном из редакторов толстых журналов, поэтому если «Большой книге» и удаётся что-то важное проглядеть и проигнорировать, то, как правило, ещё на уровне длинного списка.

Формируется Советом попечителей премии - в него, как правило, входят журналисты, литераторы и деятели культуры.

Призовой фонд:

Победитель «Большой книги» получает 3 миллиона рублей, обладатели второго и третьего мест - полтора и миллион соответственно.

Лауреаты:

Можно спорить о распределении мест, но взгляд на «Большую книгу» действительно отражает литературную ситуацию десятилетия. «Лавр» Евгения Водолазкина, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Зона затопления» Романа Сенчина, «Обитель» Захара Прилепина, «Свечка» Валерия Залотухи - такие разные, эти романы действительно больше всего обсуждались в последние годы.

Три важные книги-лауреата

Валерий Залотуха
«Свечка»

М.: «Время»

Вторая премия 2015 года

Грандиозный (полторы тысячи страниц!) «роман обо всём», но на самом деле прежде всего о том, как все мы (на примере отдельно взятого героя) живём и горим.

Владимир Сорокин «Теллурия»

Вторая премия 2014 года

Самый значительный на сегодняшний день роман современного классика, последний и точный прогноз нашего несчастливого будущего.

Сергей Беляков
«Гумилёв, сын Гумилёва»

Вторая премия 2013 года

Не последний в ряду выдающихся вторых премий - исторический роман Сергея Белякова о Льве Гумилёве, ценный не только внимательностью и честностью по отношению к герою и его идеям, но и способностью автора без фантазий и пошлости рассказать эту сложную историю широкому кругу читателей.

«Ясная Поляна»

В поисках классики

Премию «Ясная Поляна» отличает внушительный призовой фонд и склонность к постоянству: одно и то же жюри по одним и тем же критериям выбирает здесь книги неизменного качества. Выбор иногда слишком очевиден, иногда странен, но нельзя не обрадоваться возможности ему доверять.

Процедура:

Эксперты (журналы, критики, издательства, члены жюри) номинируют книги, из которых одно и то же жюри выбирает сначала длинный список (июнь), потом -короткий (сентябрь), и затем - победителей в нескольких номинациях (октябрь).

У «Ясной Поляны» практически неизменное жюри, состоящее из почётных литературоведов и критиков, его неизменный председатель - советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой.

Призовой фонд:

7 миллионов рублей. Самый большой выигрыш - у победителя номинации «ХХI век»: 2 миллиона.

Лауреаты:

Основная идея «Ясной Поляны» - награждать за приближённость к классике, а две основные номинации - для тех, кто классиком уже стал (номинация так и называется - «Современная классика») и тех, кто к этому только стремится (номинация «XXI век»). В итоге первая номинация вручается как бы за заслуги, и по совокупности последних победителями в ней становились в разные годы Андрей Битов, Валентин Распутин и Фазиль Искандер. А во второй номинации нередко дублируется судьба «Большой книги», которая вручается позже и на «Ясную Поляну» не оглядывается: «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной в 2015 году, «Лавр» Евгения Водолазкина в 2013 году.

И всё же у «Ясной Поляны» есть замечательное свойство выделять крепкую и сильную литературу - «Остров» Василия Голованова, рассказы для детей Юрия Нечипоренко, повести Михаила Тарковского. Ну а длинный список номинации «Иностранная литература» в и годах и вовсе можно считать списком для обязательного чтения.

Три важные книги-лауреата:

Василий Голованов
«Остров»

М.: Ad Marginem

Премия 2009 года

Десять лет путешествий на заполярный остров Колгуев - поиски смысла жизни в отдельно взятом пространстве. Показательно, что премию «Остров» взял со второго раза - он вышел в 2002 году почти никем не замеченный и только в 2008 был триумфально переиздан в Ad Marginem как - заслуженно - одна из главных книг десятилетия.

Людмила Сараскина «Александр Солженицын»

М.: «Молодая гвардия»

Премия 2008 года

Выдающаяся - и по количеству материала, и по умению автора в трудные минуты сохранять poker face по отношению к своему герою - биография одного из величайших русских писателей прошлого века.

Алексей Иванов
«Золото бунта,
или Вниз по реке теснин»

СПб.: «Азбука-классика»

Премия 2006 года

В это трудно поверить, но вся большая тройка литературных премий старательно обходила самого читаемого и народно любимого автора десятилетия стороной: в его копилке только «Ясная Поляна» за исторический роман «Золото бунта».

«Русский Букер»

Бедный младший брат

Премия «Русский Букер» - младший брат британской Букеровской премии. Он был создан в 1992 году по инициативе Британского совета, но стал в итоге чем-то совершенно иным. Как и у британского старшего брата, у русского «Букера» каждый год меняется жюри (только идеального британского соотношения книгопродавцов, писателей, издателей и экспертов нам в жюри увидеть так и не удалось, у Букеровской-то премии они взвешены в граммах). В итоге получается разнобой и вкусовщина - мы никогда не знаем, каких сюрпризов от этого жюри ждать, а его решения чаще прочих хочется оспорить. Даже длинный список премии существенно ограничен тем, что формируют его почти исключительно издатели. Парадоксальным образом, впрочем, именно неидеальный выбор «Русского Букера» часто позволяет ему создавать тренды, а не следовать за ними, ну а статус одной из старейших независимых премий никак не позволяет нам забить на него окончательно.

Процедура:

Правом номинировать на «Букер» обладают все издатели, а также избранные библиотеки и университеты. Из номинированных книг жюри выбирает длинный список в июле, короткий - в октябре, и к декабрю объявляет лауреата - обычно это приурочено к ярмарке non/fiction.

Пять человек - как правило, писатели, критики, филологи (издатели и библиотекари обычно выпадают, поскольку за ними право номинирования), которые меняются каждый год.

Призовой фонд

Лауреат получает 1 500 000 рублей, финалисты - в десять раз меньше.

Лауреаты:

Андрей Волос (роман «Возвращение в Панджруд»), но не Евгений Водолазкин («Лавр»), Александр Снегирёв («Вера»), но не Роман Сенчин («Зона затопления»), Елена Колядина («Цветочный крест»), но не Маргарита Хемлин («Клоцвог»). Список неидеальных букеровских решений можно продолжать долго, но мы привыкли, не ропщем - и даже получаем уже от процесса некоторое удовольствие.

Три важные книги-лауреата:

Андрей Волос
«Возвращение в Панджруд»

Премия 2013 года

Долгая дорога от Бухары до Панджруда мальчика-поводыря и слепого старика, но поскольку старик на самом деле -величайший поэт (и реальное историческое лицо), их странствие в итоге становится чем-то большим, чем простая роуд-стори. Андрей Волос увлекательно, упоительно и со знанием дела открывает нам средневековый Восток, и премия, которую в том году все прочили Евгению Водолазкину редко когда была так заслуженна.

Владимир Шаров «Возвращение в Египет»

М.: Редакция Елены Шубиной

Премия 2014 года

Роман в письмах потомков Николая Васильевича Гоголя, в котором один из героев походя дописывает «Мёртвые души» - книга продлевает в наше время мысль и чаяния позапрошлого века.

Ольга Славникова
«2017»

М.: «Вагриус»

Премия 2006 года

Уральская антиутопия, выросшая из бажовских сказок, - Славникова была одним из первых авторов, разгадавших, чего же хочет читатель.

«Национальный бестселлер»

Если бестселлеров нет, их надо выдумать

Премия «Национальный бестселлер» была придумана в 2001 году как истинно демократическая: здесь почётным председателем жюри внезапно может оказаться Сергей Шнуров, Ксения Собчак или Артемий Троицкий. Профессионалы и эксперты обычно составляют длинный список номинаторов - и здесь особенно следят за тем, чтобы в процессе поучаствовали все. В итоге всё равно получается рок-н-ролл, но поскольку начинается он обычно только на последнем этапе, у «Нацбеста», как правило, весёлые короткие списки и любопытные списки длинные. Ещё премия очень мечтает, чтобы для лауреата исполнялся её девиз «Проснуться знаменитым», но поскольку с улицы в неё всё-таки не войти, этого пока так и не случилось.

Процедура:

Номинаторы выдвигают книги в длинный список. Большое жюри, каждый член которого имеет право выбрать из него два произведения и поставить им три и один балл соответственно, голосует за короткий список (это голосование открытое - рецензии и оценки жюри можно прочитать на сайте). Малое жюри опять же открытым голосованием выбирает победителя. Всё происходит довольно стремительно: в феврале - длинный список, в апреле - короткий, а в июне уже победитель, чего тянуть-то.

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».