Какие струны лучше купить для акустической гитары. Выбор струн для акустических гитар

Друзья, в этой статье мы поговорим о струнах для акустической гитары, научимся в них разбираться и выберем нужный комплект.

Если звук вашей гитары стал не таким ярким, как прежде, а играть стало не очень комфортно, значит пришло время менять струны!

Что нужно знать новичку?

Итак, посмотрите на свою гитару. Обратите внимание на толщину её грифа и струны, которые на ней стоят или стояли ранее. Гриф узкий, а струны металлические? А теперь взгляните на гитару на нашей картинке. Похожа ли ваша гитара на неё?

Скорее всего, у вас именно такая, акустическая гитара. Значит можете смело брать комплект струн D`ADDARIO EZ900. Эти струны подходят для новичков, они тонкие, не режут пальцы и удобны для освоения всех техник игры. Кстати, если вы достали со шкафа старую гитару фабрики им. Луначарского и решили вспомнить молодость, то этот комплект струн тоже подойдёт.

Если вы всё-таки сомневаетесь и самостоятельно разобраться в типе вашей гитары у вас не получается, то сообщите продавцу (в магазине Поп-Мьюзик;)) название модели, обозначенное на этикетке под струнами. Одна из самых частых ошибок покупателей – просить «обычные» струны для «обычной» гитары. Это как красная тряпка для быка:)

А некоторые покупатели пытаются ставить на гитару первые попавшиеся под руку струны. Хотим сразу предупредить, что струны для электрогитары будут очень плохо звучать на акустике. Вы не услышите звука гитары, в ушах будет стоять неестественный звон струн и ничего более. Нейлоновые струны тоже не подойдут, они слишком мягкие, а их натяжения не хватит для получения необходимого резонанса от корпуса. Итак, обо всём по порядку.

Что влияет на звук гитары? Конечно же, ваш опыт. Помимо него, влияние оказывает дерево, из которого изготовлена гитара, качество сборки, а так же параметры струн - толщина и материал. Мы рассмотрим последние два фактора, коль скоро речь в нашей статье идёт о струнах.

Когда размер имеет значение

Размер струн указывается в дюймах, найти его можно на упаковке. Например, 10–50, где 10 – толщина первой струны и равняется 0,01 дюйма, а 50 – толщина последней струны в 0,05 дюйма. Самые распространённые комплекты из шести струн, но бывают ещё семи- и двенадцати-струнные.

Тонкие струны (10–50) удобны на начальном этапе обучения, их легко прижимать, пальцы не устают даже при агрессивной манере исполнения, а гитара при этом звучит и радует. На толстых струнах играть сложнее, но тембр их богаче и они способны «раскачать» корпус гитары. Дерево начинает резонировать, а музыканту удаётся извлечь намного больше нюансов звука.

Производитель по умолчанию ставит на гитары струны 11–52, 12–53 (это среднее значение), ведь их основная задача – продемонстрировать инструмент перед продажей с лучшей стороны, а дальше вы сами решаете, какую толщину выбрать, исходя из предпочтений. Вообще, если вы меняете струны, следите за их высотой. Отрегулируйте прогиб грифа при необходимости анкерным ключом или обратитесь за помощью к мастеру или продавцу. Слишком высоко – сложно играть, пальцы будут «вязнуть», слишком низко – возникнут лишние «подзвякивания». Настройка происходит опытным путем.

Почём материальчик?

Материалом для изготовления струн для акустической гитары служат бронза, никель, фосфор, сталь, шелк, алюминий. В основном используется бронза с различными добавками, что позволяет добиться определённого оттенка в звуке. На сайтах производителей струн можно встретить очень удобный гид по шкале яркости звука (bright – mellow). Струны из бронзы самые яркие. Вас услышат в дуэте из двух гитар. Попробуйте, например, ERNIE BALL 2004.


Для гитар со звукоснимателем хорошо подойдет комплект GHS WB-XL. Эти струны снижают ненужные призвуки, возникающие при скольжении по грифу и лишний звон.

Сочетание бронзы с никелем или с фосфором придаст звуку мягкость и камерность. Прекрасно подойдет для исполнения в сочетании гитара + вокал. Одна из моделей таких струн – D`ADDARIO EJ16.

Шёлк и сталь дают мягкий и сочный звук для джаза, лаунжа и подобных стилей. Для всего этого подойдёт модель D`ADDARIO EJ40.

Помимо материала на звук влияет оплётка на струнах. Самый распространённый тип – круглая оплётка (round wound), которая используется для достижения яркого и звонкого тембра. Плоская оплётка (tape wound) подходит для исполнения джаза, блюза, игры слайдом (рассмотрите в качестве варианта D`ADDARIO EFT15).

Многие гитаристы выбирают струны с нанопокрытием, которое служит защитой от грязи, жира и других инородных элементов на их поверхности. Например, струны серии POLYWEB от компании ELIXIR отличаются долговечностью, а пальцы при игре на них как будто сами скользят по грифу. Струны ELIXIR серии NANOWEB похожи по свойствам на струны со стандартной круглой оплеткой.


Если вы являетесь счастливым обладателем 12-струнной гитары, то для вас есть специальные комплекты. Все вышесказанное о материале, оплетке и покрытии применимо и к ним.

Как часто нужно менять струны?

Главные критерии замены струн – их изношенность и тусклый тембр. Если вы только учитесь игре на гитаре и много времени проводите за гаммами и аккордами, то рекомендуем менять струны каждые три месяца. Многие профессиональные музыканты меняют струны перед каждым концертом.

Несмотря на защитные покрытия, струны будут дольше сохранять первоначальный тембр, если за ними правильно ухаживать. Применяйте специальные средства по уходу и вы продлите им жизнь.

Как только вы снимите струны с гитары, вы увидите на грифе «тёмную сторону музыки»: частички кожи, жир, окисление металла. Протрите гриф лимонным маслом PLANET WAVES PW-LMN. Так же это средство защитит от пересыхания накладку грифа. Помните, лимонное масло не должно попадать на струны, иначе окисления не избежать.


После каждой игры на гитаре, протирайте струны - используйте салфетку или специальное приспособление FORCE ACE 30 BLACK.

Иногда резкое изменение влажности негативно сказывается на покрытии струн, пальцам становится сложно скользить от лада к ладу. Вспотевшие руки перед ответственным концертом тоже откладывают свой отпечаток на струны. Воспользуйтесь кондиционером GHS FAST FRET A87. Помните, кондиционер не продлит жизнь ваших струн, он лишь поможет отыграть концерт без "лишних тёрок"

Не забывайте стирать пыль и следы пальцев с корпуса специальной салфеткой. Любите вашу гитару!

Заключение

На сегодняшний день на рынке представлено очень много различных струн, как говорится, на вкус и цвет. Любителям и профессионалам есть из чего выбрать. Перед вами открывается огромное поле для экспериментов со звуком. Соблюдайте наши рекомендации и действуйте!

Струны – основной рабочий элемент гитары, определяющий комфортность и качество игры. Каждый музыкант имеет собственные предпочтения по этому поводу, выработанные на основании многолетнего опыта. Новичкам сложнее – им приходится только начинать поиски, которые не всегда могут завершаться удачно. Как же снизить процент ошибок? На что нужно обращать внимание?

Как выбрать струны для гитары акустической

Струны дарят гитаре индивидуальность. На особенность игры оказывает влияние их толщина – она способствует появлению у звука объема. По этому критерию все струны делятся на три группы:

  1. Тонкие. Не требуют чрезмерного нажима в процессе игры, но звучат тихо.
  2. Средние. Представляют собой оптимальный баланс между силой зажатия и приятностью звука.
  3. Толстые. Рассчитаны на опытных гитаристов с натренированными пальцами левой руки. Демонстрируют насыщенное и сочное звучание.

Новичкам обычно советуют струны средней толщины. Комплекты 0.10-0.48 и 0.11-0.52 считаются наилучшими в плане передачи звука.

Второй критерий при выборе струн для акустики – тип обмотки. Она свойственна четвертой, пятой, шестой и иногда третьей струне. Обмотка бывает:

  • плоская – характеризуется матовым, слегка приглушенным звучанием;
  • круглая – отличается ярким и звонким звуком.

Третья струна может быть как без обмотки, так и с нею (в комплектах потолще). В последнем случае звучание становится более красивым и насыщенным, но из-за тонкости обмотки ее регулярно приходится менять вместе с остальным комплектом струн.

Струны без обмотки долговечнее, но демонстрируют меньшее количество обертонов, из-за чего саунд воспринимается как не имеющий гармонии. Следует помнить – чем чаще обмотка, тем более глухим и «басовым» получается звучание.

Многое зависит от используемого материала. Обычно встречаются такие варианты:

Материал Преимущества Недостатки
Желтая бронза
  • яркость звучания
  • «лязгающий» эффект
  • хорошая перкуссия
  • громкий и красивый звук
  • требовательность к хранению (необходимо держать струны в сухости и обязательно в чехле)
  • склонность к окислению, из-за чего обмотка может слегка позеленеть
Фосфорная бронза
  • ровное и глубокое звучание
  • чистые басы
  • хорошая сопротивляемость износу
  • упругость, благодаря чему продлевается звучание ладов
  • отсутствие «лязганья»
  • высокая стоимость
Латунь
  • яркость звука
  • долговечность
  • менее длинная педаль, чем у бронзы
  • дороговизна
Медь
  • сравнительная дешевизна
  • чистота звука
  • глубокая матовость звучания
  • отсутствие индивидуальности, свойственной бронзовым струнам
  • примерно одинаковое звучание у всех брендов
  • мягкость, из-за чего использование меди актуально только для толстых басовых или синтетических струн
Серебро
  • красивый внешний вид
  • четкое и тонкое звучание
  • звонкость
  • несклонность к пачканию пальцев
  • необходимость правильного хранения (в темном месте), иначе струны могут потускнеть
  • мягкость, негативно сказывающаяся на долговечности изделия

Выбор струн – занятие сугубо индивидуальное. Нужно пробовать и сравнивать. Рекомендуется изучить «привычки» своих любимых музыкантов и поиграть с теми же струнами, которые используют они.

Многие новички решают остановиться на меди. Этот материал, в силу своих хороших эксплуатационных качеств и невысокой стоимости, пользуется неизменной популярностью.

Осторожно следует подходить к покупке струн с серебряной обмоткой. Чаще всего это просто медные проволочки, покрытые очень тонким слоем серебра, который быстро стирается (особенно если изделие корейского или китайского производства). Считается, что подобная обмотка в основном влияет на эстетику, а не на качество звучания. Хотя некоторые музыканты уверены в незаменимости серебра при исполнении переборов. Если есть возможность, лучше попробовать такие струны самостоятельно и сделать собственные выводы.

На выбор струн оказывает влияние тип акустической гитары – классика или эстрада. Классические модели в основном применяются при обучении игре. Для таких инструментов используются следующие струны:

Тип струн Особенности
Нейлоновые
  • мягкость
  • легкость зажима
Карбоновые
  • дороговизна
  • большая плотность, чем у нейлона, благодаря чему уменьшается толщина струны
  • мягкость
  • повышенная яркость и звонкость звука у первых трех струн, не имеющих обмотки
Стальные
  • высокая стоимость
  • мягкость
  • несклонность к растягиванию
  • быстрая реакция на поворот колка, что позволяет легко менять высоту стоя
  • обмотка всех струн
Синталические
  • дороговизна
  • мягкость
  • яркость звучания
  • быстрая настройка
  • долговечность
  • возможность делать «подтяжки»
  • сохранение настроек на протяжении нескольких месяцев

Эстрадные инструменты предполагают работу с такими струнами:

  1. На монолитной стальной основе с медной или бронзовой обмоткой.
  2. С полукруглой или плоской обмоткой. Подвид предыдущего варианта. Не издают характерного «свиста» при скольжении пальцев, отличаются матовостью на басовых струнах и звонкостью на безобмотковых.
  3. Стальные, покрытые слоем тонкой синтетики.

Эстрадная гитара предполагает, что пользователь уже имеет некоторый опыт игры, поэтому струны используются более твердые и жесткие, что положительно сказывается на яркости звучания.

Как выбрать струны для электрогитары

Все электрогитарные струны имеют в своей основе стальной сердечник. Он может иметь обмотку из таких материалов:

Большей популярностью пользуются струны с никелевым покрытием, стальные модели встречаются гораздо реже.

Выделяют несколько разновидностей обмотки:

  1. Круглая. Самый простой и недорогой вариант, имеющий ярко выраженные недостатки в виде:
    • неприкрепленности к сердечнику, что становится причиной «расхлябанности» обмотки в случае повреждения струны;
    • рельефного профиля, провоцирующего возникновение «свиста» при скольжении пальцев;
    • шершавости, из-за которой ускоряется износ грифовой накладки и ладовых порожков.
  2. Плоская. Усовершенствованный тип обмотки, не демонстрирующий «свиста» и обеспечивающий меньший износ накладки и ладов. Струны получаются комфортными для игры, но им свойственен не такой яркий звук, как для моделей с круглой обмоткой.
  3. Полукруглая. Сочетает в себе яркий саунд круглых струн с тактильными ощущениями плоских.
  4. Гексагональная. Благодаря тесному контакту сердечника с обмоткой, достигается лучшее качество звука. Правда, одновременно ускоряется износ накладки и порожков (процесс происходит за меньшее время, чем в случае с круглой обмоткой). Также гексагональные струны не слишком удобные.

Подбирать обмотку нужно, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть звук, а также выделенным на покупку бюджетом. Любой вариант может стать удачным выбором в конкретном случае.

Лучший калибр электрогитарных струн – «десятка» (0,010). Именно такая толщина позволяет комбинировать достаточный уровень жесткости с плотностью саунда. «Восьмерки» (0,008) подходят только в период обучения, долго задерживаться на них не следует: струны очень мягкие и тонкие, что сказывается на звуке. Струны от 0,011 и «старше» относятся к сложным из-за своей толщины, зато они демонстрируют объемное и мощное звучание.

Узнавание своего инструмента – основная задача музыканта. Поэтому подбор струн должен носить экспериментальные нотки. «Понравилось» гитаре? Зазвучала ли она? Только путем проб и ошибок можно найти «те самые» струны, которые помогут достичь собственного саунда и развить его.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

На любом музыкальном форуме обязательно создается одна и та же тема. Каждый начинающий гитарист задает нам один и тот же вопрос. И каждый молодой музыкант всегда сталкивается с одной и той же проблемой - выбором струн для своей новенькой акустической гитары. И, действительно, сегодня уже с гитарой определиться проще, чем со струнами! А вокруг все только и советуют пробовать, разбираться и подбирать для себя оптимальный вариант. Но как же быть новичку, впервые столкнувшемуся с такой проблемой?!

Мы бы хотели протянуть начинающим гитаристам руку помощи и немного рассказать о различных типах струн и их брендах. И хотя выбор струн действительно зависит от предпочтений музыканта, мы все же поделимся с вами личным опытом и нашим мнением о тех или других производителях. Возможно, это ответит не только на некоторые твои вопросы, но и поможет определиться с тем, что же тебе нужно.

Материальные основания

Ключевые качества струн: звучание, долговечность и удобство игры, зависят от материала, из которого они изготовлены. Так что первое, с чем предстоит определиться – материал обмотки твоих будущих струн. Поехали!

Разнообразие брендов

Чего-чего, а недостатка разных брендов струн для акустических гитар на сегодняшний день нет. И неудивительно, что любому начинающему гитаристу сложно впервые сделать самостоятельный выбор. Так что давай остановимся на наиболее известных современных брендах чуть подробнее и посмотрим, что о них говорят бывалые.

  • Dean Markley. Негативных отзывов об этих струнах пока не встречалось – они отлично звучат и приемлемо стоят. Единственный их недостаток – срок службы.
  • ErnieBall. Другой вариант струн, который отлично сочетает качество и цену. Служат долго, звучат хорошо, по тактильным ощущениям – приятны, да и стоят они не очень дорого. Одним словом, тоже неплохое начало!
  • Olympia. Еще один стандартный вариант струн, который сочетает доступную цену, неплохое звучание и надежность.
  • Rotosound. Описать струны этого бренда можно, пожалуй, так: просто струны. Никаких выдающихся качеств, равно как и особенно негативных черт у них нет. Струны и все.

Вот мы и пробежались по всем известным производителям струн для акустических гитар и их продукции. И какой же вывод можно сделать из всего этого?! Очевидно, многие струны многих брендов представляют собой специфический аксессуар, до выбора которого стоит еще дорасти и многое перепробовать. Так что если ты приобретаешь сменные струны впервые и на эксперименты пока не настроен, наш тебе совет – бери что-нибудь попроще, типа D’Addario, La’Bella, Olympia или GHS средней жесткости. Они будут давать достаточно четкий звук, и не будут создавать дискомфорта во время игры.

В остальном же, форумы не врут – на протяжении всей твоей творческой деятельности тебе придется перепробовать не один комплект струн и дать собственную оценку многим производителям, прежде чем ты найдешь идеальный вариант!

Выбирая гитарные струны, счастливый обладатель музыкального инструмента должен учитывать целый ряд параметров : фирму-производителя, материал, покрытие, вид обмотки. Одним из важнейших показателей является толщина струн , или, выражаясь по-другому, их калибр.

Калибр струн определяет два важных момента: звук и удобство игры. Чем толще струна, тем сочнее и громче будет звук, однако их сложнее зажимать. С тонкими струнами проще справиться, поэтому новички чаще всего предпочитают именно их. В целом выбор калибра зависит от того, что и как вы хотите сыграть и чем готовы пожертвовать: звуком или удобством.

Толщина струн чаще всего выражается в долях дюйма. На упаковке комплекта указывается толщина 1-й и 6-й струны через дефис. Выглядит это примерно как 9-42, 10-46 и так далее. На сленге - «девятка», «десятка» и т.д. Струны для акустической гитары обычно бывают толщиной от 0,009 и выше, «восьмёрка» используется главным образом для электрогитар.

Какой толщины выбрать струны?

Самые тонкие струны выбирают либо, как уже было сказано, новички, либо гитаристы-виртуозы вроде Ингви Мальмстина. Также тонкие струны лучше годятся для всевозможных бендов («подтяжек») , поэтому любителям блюза они тоже будут по душе. Наиболее ходовыми калибрами 1-й струны являются 0,010 и 0,011. Более толстые струны используются реже, но зато с ними можно добиться более сочного и плотного звучания. Они будут очень кстати, например, в джазе. Также струны крупного калибра зачастую используют для игры в заниженном строе (Drop D или даже Drop C). Кроме того, толстые струны лучше подходят для игры «чёсом».