Картина «Дети, бегущие от грозы» Маковского - описание и интересные факты. План сочинения по картине. Маковский К.Е. «Дети, бегущие от грозы». Описание картины

Картина «Дети, бегущие от грозы» - это самое известное произведение известного российского художника К.Е. Маковского. Несмотря на то что этот живописец написал множество замечательных полотен, именно указанная работа чаще всего ассоциируется с его именем. По ней часто пишут сочинения в школе, так как сюжет и прост, и глубок одновременно. В настоящей статье будет дана краткая характеристика этого произведения, а также в заключение будет приведен небольшой план его описания для школьников.

Краткая характеристика творчества

Картина «Дети, бегущие от грозы» была написана художником в 1872 году. Это был период расцвета его творчества. За плечами художника был долгий творческий путь, отмеченный переходом от академизма к идеям передвижников и к импрессионизму. Маковский родился в творческой семье (его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он с успехом окончил, его брат также был художником). Он учился в Петербургской академии художеств.

Поначалу его полотна были отмечены влиянием академизма, однако он очень скоро стал разделять идеи передвижников. Социальные и исторические работы получили не только всероссийскую, но и мировую известность.

История написания

Одним из интересных фактов создания картины «Дети, бегущие от грозы» было то обстоятельство, что в ее основу художник положил реальный случай, произошедший с его маленькой натурщицей - крестьянской девочкой, которая, по рассказу ее брата, попала под дождь в лесу и заболела. Этот случай вдохновил художника на создание известного полотна. Итак, оба ребенка были написаны с натуры, что придает полотну особенную достоверность.

Сюжет

Композиция картины «Дети, бегущие от грозы» очень проста и в то же время по-житейски глубока и мудра. На первом плане художник нарисовал старшую девочку и ее маленького брата. Сестра несла последнего на своей спине. Оба спешили домой, спасаясь от начавшегося дождя. При этом автор особенное внимание уделил лицам своих героев.

Они сильно напуганы ливнем. Особенно большой испуг написан на лице девочки, так как к страху примешивается чувство ответственности за младшего брата, которого она несет домой. Что касается мальчика, то он также испуган надвигающейся непогодой. Эта искренность чувств детей подкупает своей непосредственностью и простотой. Возможно, именно последнее обстоятельство и обеспечило новой работе художника успех.

Природа

Важное место в картине «Дети, бегущие от грозы» Маковского занимает пейзаж. Он прописан настолько тонко и правдиво, что имеет самостоятельное значение в данном произведении. Небо прописано очень тщательно и реалистично. Художник удивительно точно передал краски надвигающегося дождя. То же самое относится и к изображению травы и всего лесного пейзажа вообще. И хотя в центре композиции находятся дети, тем не менее зритель также, несомненно, обратит внимание и на природный фон этого простого и трогательного сюжета.

Идея

Описание картины «Дети, бегущие от грозы» должно включать небольшое объяснение отличий сюжета данного полотна от работ передвижников. Впрочем, вначале следует упомянуть о сходстве.

Крестьянская тематика занимала важное место в их творчестве. Однако если последние делали акцент на социальную составляющую, акцентируя внимание на обличительном пафосе, то Константин Егорович подчеркнул лиричность своей истории. Художники-передвижники своими картинами считали своим долгом показать бедственное положение простого народа, их полотна имели четко выраженную социальную направленность. В указанной же работе автора привлекла в первую очередь психология детей, их чувства и переживания. Поэтому при составлении описания картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» необходимо указать на вышеназванную отличительную особенность его полотна. Она позволяет не только лучше понять задумку автора, который сделал акцент на лирику и психологию, но и почувствовать особенности его творчества.

Написание сочинения

Выше уже говорилось о том, что именно данное полотно художника чаще всего предлагается школьникам для работы на уроках. Во-первых, в нем очень хорошо прослеживается детская тема, а, во-вторых, на нем показано взросление девочки из-за осознания ею той ответственности, которая была на нее возложена в связи с необходимостью защищать маленького брата. Поэтому школьникам обычно бывает нетрудно написать работу по сюжету полотна.

Вначале необходимо указать историю создания полотна. Это поможет ученикам понять задумку художника, который намеревался показать детей в их естественной природной среде. Далее следует отметить особенности сюжета, показать идейную задумку живописца. В данном пункте школьник должен подробно описать их психологическое состояние, которое раскрывается в их лицах, позах. Отдельно следует остановиться на образе девочки, на которой автор акцентирует особенное внимание. Именно на ней лежит основная смысловая нагрузка произведения. Далее в сочинении по картине «Дети, бегущие от грозы» необходимо указать на роль пейзажа и природы в раскрытии психологического образа героев. Школьники должны отметить, что лес, небо и трава изображены художником настолько правдиво, что полностью погружают зрителя в атмосферу страха и испуга. Природа во время дождя позволяет понять, что чувствовали эти маленькие крестьянские дети, спешащие домой спастись от грозы. И, наконец, в заключение следует указать основную идею произведения.

Ученикам следует отметить, что все полотно дышит любовью и душевностью, что автор симпатизирует этим детям и призывает зрителей к тому же. Примерный же план сочинения по картине может выглядеть следующим образом:

1. Краткая история создания полотна.

2. Дети на картине, их образы и психологическое состояние.

Итак, указанная работа Маковского является одной из лучших и, пожалуй, самой известной в его творчестве. В ней художник показал, что он одинаково хорош в изображении как драмы, так и лирического пейзажа. Живописец умело показал как внутреннее состояние детей, так и природу, которая подчеркивает состояние героев.

Перед нами произведение известного русского живописца Константина Егоровича Маковского. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них - "Дети, бегущие от грозы", сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике - сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами - в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.

А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.

Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маковского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достойное место в ряду великих русских мастеров художественного искусства.

Дети, бегущие от грозы - Константин Егорович Маковский. 1872. Холст, масло 167 х 102



Одна из самых известных работ Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» написана в 1872 году. Этот период творчества живописца, который отличался разносторонностью, критики именуют «передвижнеческим». Художник активно участвовал в передвижных выставках, поддерживая идеи , Н. Ге и других мастеров, бросивших вызов сухому академизму.

Представленная работа является невероятно эмоциональной и яркой. Главные герои, дети, выведены художником на передний план – зритель находится так близко к ребятам, что может в подробностях разглядеть эмоции на их юных личиках, и, кажется, мы сами готовы пуститься бегом по полю, пытаясь обогнать неумолимо надвигающуюся грозу.

Небо потемнело, а тяжёлые грозовые тучи пригнулись к земле. Всё говорит о дождливой стихии, которая вот-вот должна начаться. Однако детям эта непогода кажется катастрофой, а выражение личика девочки отличается особенным волнением. Невольно начинаешь задумываться: что же так напугало героев? Неужто гроза навевает такой ужас деревенским детям, или же босоногую девочку волнует что-то другое, например, она боится, что маленький брат её промокнет, и дома её заругают? Действительно, непростой деревенский быт ввёл простое правило – забота о младших ребятишках целиком ложится на плечи старших, так что беспокойство героини небезосновательно.

Декорации, которые «построил» вокруг действующих лиц Маковский, вторят их настроению. Даже шаткий мостик вносит какую-то неуверенность – кажется, стоит расстроенным детям ступить на него и он попросту развалится. Очень трогательно выглядит мальчик. Его волосы треплет ветер, голые ножки болтаются, а ручки крепко обхватили шею старшей сестры.

Откуда же взялись эти колоритные дети? История, к счастью, сохранила для нас некоторые сведения. Как и многие передвижники Маковский разъезжал по российским губерниям, чтобы сделать зарисовки и найти новые сюжеты. Работая в одном из местечек Тверской губернии, живописец познакомился с крестьянской девчушкой, бойкой и смелой. В очередной раз, когда мастер вышел с мольбертом на пленэр, его окружила кучка крестьянских ребят.

Именно девочка с картины стала беззастенчиво расспрашивать, что же такое делает Маковский. Дав объяснение девочке, художник предложил её нарисовать. Сеанс позирования был назначен на следующий день, однако, на завтра юная натурщица не появилась. Зато прибежал её младший братишка, который объяснил Константину Егоровичу, что сестрёнка заболела – вечером они ходили в лес за грибами, а возвращаясь, были застигнуты грозой. Пробегая через мосток, сестра поскользнулась и увязла в ручье, там и заболела, пока выбиралась.

Всю эту историю художник решил воспроизвести на полотне. Позже, когда картина экспонировалась и получила известность, Маковский вспоминал большеглазую крестьянскую девочку, и говорил – вот бы она узнала, во что этот поход за грибами вылился.

А вылилось это в замечательную работу, живую и трогательную. Художник мастерски изобразил не только ребят, но и фон. Небо выписано с максимальной реалистичностью – здесь и серые тучи, и голубые просветы, и прорывающиеся сквозь мглу солнечные блики, которые освещают полоску поля. Травы почти не колышутся, тогда как волосы детей говорят о порывистом ветре. Маковский обладал удивительной наблюдательностью, чтобы заметить столь подробные предгрозовые нюансы, и филигранной техникой, чтобы восхитительно передать это на полотне.

Отличительная черта Маковского данного периода – это не обличение, а поиск эстетики. В своём большинстве крестьяне на его полотнах красивые, а дети аккуратные с пухленьким румянцем. Картины живописца вызывают смешанные чувства нежности, сентиментальности и грусти.

Материал беседы разработала:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» г. Саранска

Кочетова Елена Александровна

Константин Егорович Маковский «Дети бегущие от грозы». 1872 Холст. Масло. 167*102 см Государственная Третьяковская галерея

Задачи этап урока по работе над картиной:

Привлечь внимание детей к красоте и опасности такого природного явления, как гроза;

Учить сопоставлять художественный текст и картину;

Формировать умение воспринимать цвет на картине как символическую передачу чувств и мыслей автора;

Способствовать развитию чувств и эмоций детей.

1.Художник и его картина.

В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них – «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2.Композиция картины.

Какова композиция картины? (На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали. Неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речушку. А на мостике – сельская девочка. Она босиком, в легоньком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.)

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные? (Девочка и её младший брат являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь.)

Как они оказались на этом лугу? (Было хорошее утро, ясное и теплое. Девочка взяла младшего братца и пошла в лес за грибами. Они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Художник изобразил их переходящими неглубокую речушку по хрупкому мостику из двух досочек. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.)

3.Чувства, вызываемые картиной.

Что на картине говорит о надвигающейся грозе? (Темное небо, собравшиеся тучи, поднявшийся ветер, тревожный взгляд девочки, направленный в небо.)

Почему так тревожен взгляд девочки? (Страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Девочка, вероятно, знала рассказы взрослых о несчастных случаях, происходивших с людьми во время грозы. Но она еще боится и за младшего братика, за которого она в ответе. А малыш крепко обнимает сестру своими крошечными ручонками, прижимается к ней всем тельцем и чувствует, что сестра его спасет.)

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют ли дети добежать до начала грозы? Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.)

Кого вам напоминают герои этого полотна? (Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, убегающих от гусей-лебедей.)

Вспомните, мы описывали картину В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”. Картина тоже была мрачная, но была на ней деталь, которая позволила надеяться, что всё закончится хорошо. Какая это деталь? (Цветущая яблонька. Белый цвет – это символ надежды.)

Абсолютно верно. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при написании которых художник тоже использовал тёплые тона).

4.Свет и цвет картины.

Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле.).

Опишите грозовое небо (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).

Опишите пейзаж (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).

Опишите детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).

Почему художник платочек на голове девочки и рубашку мальчика написал именно красным цветом? (Красный цвет – символ опасности, и эта опасность в виде грозы угрожает детям сверху.)

5.Взаимосвязь картины и словесных художественных произведений.

Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков. Вспомните, у каких авторов мы встречались с описанием этого природного явления? (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», Л.Н.Толстой «Как мальчика застала гроза в лесу».) (Чтение детьми подготовленных произведений).

Какое из произведений больше соотносится с сюжетом картины?

Передо мной произведение знаменитого художника, живописца К. Е. Маковского. В своих картинах, он обращается к разным темам. Есть у него и портреты и живопись, и воспроизводит на полотне исторические события, но особенно хорошо, на мой взгляд, ему удается изобразить природу и быт людей. Одной из таких картин является «Дети, бегущие от грозы», которая сочетает в себе зарисовку природы и внешность деревенских детей, их чувств и эмоций. Глядя на эту картину будто видишь, что произошло до ее написания и после, проникаешь к героем сочувствием и сопереживанием. Попадаешь вместе с ними, или становишься одним из них на этом лугу во время грозы.

На полотне очень реалистично изображена сельская местность Луг, трава, леса, дали, все это притягивает взгляд. Тоненький мостик, на котором изображена деревенская девчушка, босиком в тонком платье. Волосы растрепаны от ветра. Он сама еще не взрослая, а держит на своих плечах брата, спешит укрыться и спрятать его от грозы.

Я могу предположить, что дети ходили в лес по грибы или ягоды, так как девочка в руках держит корзинку. И вероятнее всего они уже шли в сторону дома, как их внезапно настигла гроза. По близости мы видим, что нет укрытия, а до дома наверно им далеко. Им негде спрятаться от грозы.

Небо затянуло тучами, и вот, вот скоро хлынет дождь, который будет длиться долго. На небе не видно ни одного окошка с просветлением. Ветер нагибает траву и пронизывает тонкую одежонку детей. Девочка со страхом вглядывается в небо, наверно она увидела сверкнувшую молнию, а значит сейчас, громыхнет гром. Ее брат совсем маленький и может напугаться такой природной стихии. Им всем страшно, и они мечтаю скорее попасть домой. Но в глазах мальчика видно, что он уверен что сестра оберегает его, и все будет хорошо. Он прижимается к ней. Картина заставляет сопереживать и проникнуться к героем любовью и трепетом. Отношение сестры к брату вызывает у меня восторг.