Креативные офисы в формате open space. Как эффективно работать в open-space офисе

Говорят, что изобретателем первого open space был князь Потемкин . Воровство и хроническое отлынивание от работы со стороны крепостных, навели светлейшего на мысль о необходимости постоянного контроля.

Григорий Александрович разместил хозяйственные постройки на своем скотном дворе так, чтобы все они были видны управляющему. Потемкинская планировка впоследствии весьма пригодилась, однако вовсе не для рассадки клерков, а для конструирования тюремных помещений. Офисные служащие стали обитателями открытых пространств лишь в середине ХХ века. С тех самых пор и ведутся споры о том, чего же больше - плюсов или минусов - у работы в open space офисах.

Плюсы открытости

Первый и главный аргумент в пользу открытых пространств принадлежит начальству. Именно легкость контроля над сотрудниками делает open space таким привлекательным для руководства. В таком офисе не получится безнаказанно халтурить. Коллегам и боссу видно, что именно вы делаете за своим компьютером - составляете отчет или осваиваете новый пасьянс.

Второе преимущество густонаселенных кабинетов - простота общения между сотрудниками . Вам волей-неволей придется общаться с коллегой, если вы делите пополам пространство одного большого стола. К тому же в open space офисах все сотрудники, как правило, хорошо знакомы между собой, тогда как при кабинетной рассадке многие не в курсе, кто работает за соседней стенкой, особенно если речь идет о сотрудниках не вашего, а смежного отдела. А между тем недостаток коммуникаций - одно из самых больших препятствий к созданию дружной команды, когда одно подразделение толком не знает, чем занимается другое и насколько загружены сотрудники, конфликты неизбежны.

Отсутствие сплетен. Перемывать косточки кому-то из сотрудников, когда он сидит в двух метрах от вас и прекрасно слышит все разговоры, довольно сложно. Конечно, для того чтобы от души посплетничать, можно и выйти, но все же открытое пространство создает препятствия злословию.

Зрительный контакт. Вы видите, насколько заняты ваши коллеги или начальство, и всегда можете выбрать удобный момент, чтобы обратиться к ним с просьбой или просто обсудить текущие проблемы.

Шумное место

Самый главный минус работы в open space - постоянный шум. Глупо рассчитывать на тишину, если в одном помещение собралось 25 даже очень вежливых и тактичных людей. А между тем, громкие голоса сослуживцев - это самый главный офисный раздражитель. Голландские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что 32% офисных сотрудников буквально выходят из себя, если коллеги поблизости разговаривают слишком громко. Телефонные звонки, неизбежные в любом офисе, тоже не добавляют спокойствия в обстановку. Они раздражают 30% сотрудников.

Бытовые конфликты

Партия любителей свежего воздуха непременно будет бороться за право открыть окно с группировкой противников сквозняков. Пульт от кондиционера способен стать яблоком раздора, как и вечно исчезающие со столов ручки, степлеры и карандаши.

Легкость распространения инфекций . Один чихающий сотрудник к обеду «наградит» своими бациллами всех сидящих в офисе.

Полное отсутствие личного пространства . Речь даже не о прозрачных перегородках или полном отсутствии таковых. Дело в психологическом дискомфорте. Как ни крути, но на работе мы проводим большую часть жизни, поэтому время от времени нам приходится отвлекаться на личные разговоры по телефону. Как правило, обитатели open space офисов в курсе всех личных дел друг друга, вплоть до обеденного меню коллег и школьных оценок детей начальника. Такая чрезмерная осведомленность вряд ли хоть кому-то понравится.

Создайте обстановку

Полностью избавиться от недостатков open space вряд ли удастся, но все же можно постараться сделать обстановку вокруг себя более комфортной.

Купите наушники. Тихая музыка в ушах заглушит шум и поможет сосредоточиться на работе. Если не можете работать под музыку, замените мелодию звуками дождя, моря или просто используйте наушники в качестве берушей.

Кстати, шум далеко не всегда бывает вредным. Психологи из США провели интересное исследование.

Добровольцам предложили решать головоломки в тишине, помещении с умеренным уровнем шума и в очень шумной комнате. Оказалось, что не слишком громкие звуки (до 50 дб, что соответствует спокойному разговору) помогают справляться с творческими заданиями быстрее и качественнее.

Не ешьте на рабочем месте. Запахи еды и чавканье способны довести ваших соседей до белого каления.

Старайтесь говорить потише и поставьте мобильный телефон на виброзвонок или хотя бы приглушите его звук. И конечно же, старайтесь не забывать телефон на столе, отправляясь на обед. Даже самые приятные на взгляд рингтоны нравятся не всем.

Личное мнение

Анастасия Осипова:

Никогда не доводилось работать в условиях open space. Хотя пребывание на сцене, при большом скоплении людей, вполне можно приравнять к такой работе. Я несколько раз оказывалась в офисах такого типа.

Мне кажется, работа в них - дело привычки. Но лично мне было бы не очень комфортно трудиться в таких условиях. Все-таки у человека должно быть какое-то личное пространство.

Все большую популярность приобретают офисы open space. Открытое пространство, в котором все сотрудники сидят вместе как за школьными партами создало новый формат офисных помещений со своими плюсами и минусами. Чем open space так полюбились в мире? Какие недостатки скрываются в открытых офисах, и как работать эффективно, когда рядом коллега разговаривает по телефону? Попробуем разобраться во всех тонкостях этого типа плаировки.

Опен спейс в офисе – что это?

Офисы в формате open space были придуманы студентом архитектурного факультета Фрэнком Даффи. Первые попытки создать общее рабочее пространство были предприняты князем Потемкиным, в ходе проектирования площадки для хозяйственно-социальных мероприятий. В российских компаниях стиль open space появился в середине 90-х годов XX века. Сегодня он представляет собой эффективное единое рабочее пространство для офисных сотрудников. Его отличительная черта – это отсутствие отдельных кабинетов (кабинеты есть только у руководителей).

Преимущества формата офиса open space

  1. Комфортное взаимодействие между коллегами. Гораздо удобнее обратиться к специалисту, когда он сидит рядом, нежели искать его в отдельных кабинетах. Так вы можете оценить уровень его занятости в данный момент, и не отвлекать его если он занят.
  2. Оперативное решение любого вопроса. Большинство процессов происходят в одном помещении, и связаться с коллегой из другого отдела не составляет большого труда, благодаря чему срочные задачи решаются в срок.
  3. Экономичность. Офисы открытого типа требуют меньших затрат, при этом они более вместительные, чем классические офисные помещения, за счет большего коэффициента полезной площади.
  4. Психологические барьеры между коллегами. Регулярное общение способствует более комфортной и располагающей атмосфере в коллективе, люди меньше смущаются и свободнее чувствуют себя в рабочей среде.
  5. Контроль работы. Руководству гораздо удобнее контролировать деятельность персонала, когда все находятся на виду друг у друга.
  6. Отсутствие сплетен. Нет разговоров за закрытыми дверями, все находятся в одном помещении. В связи с тем, что все находятся в одном помещении, уменьшается вероятность зарождения сплетен.
  7. Информированность. Благодаря тому, что многие рабочие процессы решаются не за закрытыми дверьми, а у всех на виду, сотрудники лучше понимают направление компании, ее цели и методы их достижения.

Недостатки офисного помещения открытой планировки

  1. Несмотря на положительные стороны рабочего пространства open space, существует ряд недостатков, из-за которых многие компании так и не смогли отказаться от офисов кабинетной планировки.
  2. Отсутствие личного пространства. Каким бы замечательным и дружным ни был коллектив, уединение требуется каждому.
  3. Шум. Ключевым недостатком open space является постоянный шум: кто-то говорит по телефону, кто-то обсуждает важные вопросы с коллегой, а рядом еще работает принтер, и звонят три телефона. Для многих посторонние шумы являются серьезным отвлекающим фактором.
  4. Выше вероятность зарождения конфликта. Постоянное нахождение в одном кабинете не только способно сплотить коллектив, но и спровоцировать массу разногласий, что сильно сказывается на рабочей атмосфере. Чего только стоит вечный спорт тех, кому холодно с теми, кому жарко.
  5. Выше риск заразиться инфекцией. Вирусные и инфекционные заболевания распространяются достаточно быстро, поэтому высока вероятность заразиться от заболевшего сотрудника, особенно, когда вы находитесь в одной комнате.

Работа в open space: как не потерять эффективность

Правильная организация офисного пространства открытого типа способна сохранить положительные свойства помещения и не потерять рабочую эффективность.

  • Во-первых, единое пространство можно разделить на отдельные зоны с помощью перегородок, расстановки мебели и цветового решения. Таким образом можно отделить разные отделы друг от друга. Кухня также будет большим преимуществом для офиса с общей рабочей зоной.
  • Во-вторых, выделите отдельную зону для переговоров, где работники смогут обсудить важные вопросы и принять телефонные звонки, не мешая при этом остальным.
  • В-третьих, продуманный интерьер офиса. Не советуем использовать яркие аляпистые цвета, пестрые раскраски или слишком много дополнительных аксессуаров. Все эти вещи на больших любителей и могут отвлекать от работы, а вот растения наоборот настраивают на продуктивную деятельность и приятны для глаз.
  • В-четвертых, по возможности расположите офисную технику как можно дальше от рабочих столов, это избавит от лишнего шума и беспокойства.
  • И, в-пятых, обязательно оговаривайте все правила поведения сотрудников в офисе.

Правила поведения в опен спейс офисе

Конечно, полностью устранить все недостатки open space невозможно, но можно их значительно минимизировать. Для этого необходимо сформировать собственный пул правил, который должен соблюдать каждый работник. Такой свод норм будет дисциплинировать коллектив, что заметно сократит недовольства друг другом и создаст более располагающую к работе обстановку.

Вот лишь некоторые правила поведения в open space:

  • Не стоит решать личные вопросы по телефону при всем коллективе. В таком случае лучше выйти на улицу, в переговорную или в столовую.
  • Не ешьте на рабочем месте, особенно продукты с насыщенным ароматом.
  • Приобретите беруши или слушайте музыку в наушниках, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки.
  • Говорите тихо, не отвлекайте коллег от работы.

Офисы open space известны ещё со времён работы инженеров Генри Форда и до сих пор остаются одним из самых популярных видов планировки. Многочисленные исследования доказывают9 Reasons That Open-Space Offices Are Insanely Stupid. , что такой формат изжил себя: эффективность работы ниже, чем в офисах кабинетного типа, а сотрудники быстрее устают и меньше успевают.

Главные проблемы, возникающие в open space:

  1. Шум, который производят люди и работающая техника.
  2. Риск распространения заразы, если кто-то из «ответственных» коллег приходит в офис больным.
  3. Невозможность в работе из-за частых прерываний и совещаний.

Если вам лучше всего работается с утра или вечером, когда большей части ваших коллег нет на рабочем месте, а за два часа вы успеваете то, что не сделали за остальные шесть, присмотритесь к нашим рекомендациям.

Покидаем офис

Гибкий график работы

Если формат вашей работы позволяет, воспользуйтесь гибким графиком. Одним лучше и удобнее работать по утрам, когда большей части коллег ещё нет на рабочем месте, другие просыпаются ближе к вечеру.

Следуйте своим биоритмам.

Договориться о таком графике с начальством может быть непросто, но стоит хотя бы попробовать. Если поставленная задача будет выполнена, то какая разница, в какой именно промежуток времени?

Практика издательства, в котором я работала, показала эффективность такого подхода. Чёткое время начала рабочего дня и его окончания было только у сотрудников, завязанных на обслуживании клиентов, и продажников. Редакция, промоушен и другие отделы формально начинали работать в 10:00, но даже внутри одного отдела были разграничения для сов и жаворонков.

Переход на частичную удалёнку

У некоторых людей ношение наушников с активным шумоподавлением может вызвать головокружение или головную боль. И дело здесь не в качестве исполнения самих наушников, а в анатомических особенностях конкретного человека и его вестибулярного аппарата.

Чтобы не потратить деньги впустую, попросите у друзей, у которых есть такие наушники, одолжить их на пару дней, или перед покупкой узнайте в магазине об особенностях возврата, если вдруг наушники вам не подойдут.

По закону «О защите прав потребителей»Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». и статье 502 Гражданского кодекса вы можете вернуть товар надлежащего качества в магазин в течение 14 дней с момента покупки. Но магазин может настоять, что эти наушники относятся к технически сложным товарамПостановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. , возврат и обмен которых не осуществляется.

Занимаемся перепланировкой

Посмотрите критически на планировку места, в котором работаете. Есть ли у вас выделенное место для кухни и что она собой представляет: отдельное помещение, загородку или стол в середине комнаты с чайником и кофеваркой?

Кофеварку и прочие шумные бытовые приборы стоит максимально изолировать от основного помещения. Если есть отдельная загородка, то попробуйте договориться о том, чтобы довести её до потолка и отделить кухню от общей зоны дверью.

Принтеры и кулеры должны стоять как можно дальше от рабочих мест.

Офис должен быть разделён на шумные и тихие зоны. Селить вместе маркетологов и программистов - плохая идея для обоих отделов.

Организуйте рабочее место так, чтобы вам было приятно там находиться, ведь на работе мы проводим большую часть дня. Комфортное рабочее место - это баланс между открытостью и личным пространством. Вы можете отгородиться от коллег цветами, перегородкой или шкафчиком, не покидая общего пространства.

Бережём время

Опасность open space в том, что каждый сотрудник находится почти что на расстоянии вытянутой руки. Так преимущество такой планировки превращается в проклятие, потому что вас постоянно отвлекают. При этом то, что для вашего коллеги может быть срочной и важной задачей, для вас оборачивается .

При назначении встреч придерживайтесь правила выделять обязательных и необязательных участников, по окончании планёрки разошлите всем протокол с конечными решениями и сроками выполнения задач.

Выделите время, которое будет только вашим для выполнения ваших задач, когда никто из коллег не будет вас отвлекать по своим вопросам. Заранее оповестите сослуживцев, что готовитесь к важному для всей команды дедлайну, поэтому просите их не беспокоить вас в определённый день или часы.

Работа в open space - череда компромиссов. Начните изменения с себя и своего ближайшего окружения, тогда постепенно к новым стандартам подтянутся и остальные коллеги. Даже если вы не руководитель, а рядовой сотрудник, вы можете изменить жизнь вашего офиса к лучшему. Достаточно занять активную позицию и продвинуть свои идеи.

Расскажите, как проблемы работы в open space решаете вы?

Open space (или открытое пространство) – это современная организация офисов. Огромное помещение, где постоянно кто-то говорит по телефону, коллеги обсуждают рабочие вопросы, печатают документы. Все это напоминает гудящий улей. Похожая структура постепенно набирает популярность – многие компании уже перешли на open space. Несколько десятков человек может находиться в таком офисе, здесь нет отдельных кабинетов, глухих стен или даже перегородок. Но не все сотрудники предпочитают такое место работы. Одни довольны и нормально чувствуют себя в подобной атмосфере. Другие сравнивают офис с коммунальной квартирой, мечтают об отдельном кабинете. Но не всегда последним дается право выбора. Если вы не одобряете open space, но вынуждены работать в таких условиях, то вам пригодятся наши правила. Они подходят не только для сотрудников, но и для начальников. Мы поможем сделать работу в таком офисе максимально продуктивной.

Как работать в опенспейс офисе

Одна из причин нарастающей популярности открытых офисов – это их экономичность. Согласитесь, что отдельные кабинеты обойдутся дороже, чем открытое пространство. Еще один плюс – это быстрое решение отдельных вопросов. В open space гораздо проще отыскать нужного коллегу, даже если он отошел со своего места. Также среди достоинств таких офисов выделяют демократичную атмосферу. Если нет границ кабинетов, то и психологические барьеры между людьми пропадают. Сотрудники лучше взаимодействуют, приходят на помощь, больше общаются.

Но в безбарьерности есть и отрицательные стороны. Например, отсутствие конфиденциальности. Все разговоры могут быть услышаны. Недостаток личного пространства – это серьезный минус . Более того, рабочее место должно соответствовать строгому регламенту. Исследователи вывели закономерность, что офисы опенспейс менее способствуют продуктивности работы. Причиной тому становится постоянный шум, стресс, отвлекающие факторы.

Со спецификой работы в открытых офисах можно справиться с помощью определенных секретов:

  • Правила. В небольшом опенспейс офисе, где сотрудники уже долгое время работают вместе, существуют специальные правила, которые делают существование сослуживцев более удобным и комфортным. Эти правила можно создавать коллективно, учитывая все предпочтения и пожелания. Новым людям можно рассказывать все правила устно, чтобы они проще влились в коллектив. Но большой open-space офис с высокой текучкой кадров, по мнению экспертов портала http://rabota.ua/ , должен иметь свой свод правил. Обычно этим занимается руководитель, фиксирует все на бумаге. В таком своде будет расписано, например, что разрешается делать на рабочем месте. Чашка чая или кофе разрешена, а более плотный прием пищи за столом – уже табу.
  • Разделение помещений. Помимо рабочих мест в open space должны быть специализированные помещения, например, кухня. Здесь уже можно спокойно перекусить, разогреть еду, пообщаться с коллегами во время перерыва. Хороший офис также оборудован отдельной комнатой, где сотрудник можно посидеть в тишине и сосредоточиться на рабочих вопросах. Еще одно полезное помещение – это комната развлечений. Здесь можно поставить стол для пинг-понга или аэрохоккей. Некоторые руководители думают, что работники будут отвлекаться от своих обязанностей при наличии такой комнаты, однако это не так. Практика показывает, что сотрудники и так загружены работой, поэтому развлечениям уделяют минимум времени. Зато подобная комната позволит в нужный момент отвлечься, чтобы потом со свежими силами приступить к работе.
  • Рабочее место. Все столы в опенспейс офисах похожи друг на друга, но можно внести индивидуальность. Поставьте фотографию любимых или семьи, принесите милую безделушку из дома, заведите комнатное растение. Это позволит создать личное пространство. Естественно, если правила компании это допускают. И еще, рабочее место всегда должно быть в порядке.
  • Общение с коллегами. Работа в open space – это возможность быстро связаться с нужным человеком. Но не стоит кричать ему, ведь это отвлекает других работников. Хотя общение через Интернет тоже будет странным, особенно, если ваши столы расположены близко друг к другу. Все вопросы нужно решать лично. Для оптимизации работы стоит собрать сразу несколько вопросов и решить их скопом, вместо того чтобы непрерывно бегать по офису. Хотя некоторые вопросы требуют незамедлительного решения. Несмотря на открытость помещения, нужно уважать личное пространство другого человека. Прежде чем подойти к нему, уточните, есть ли у него время для решения ваших проблем.
  • «Приемные часы». Любой вопрос можно решить оперативно, в этом достоинство open space. Но часто это означает, что вас постоянно отвлекают посторонними проблемами, звонками, документами, предложениями. Чтобы этого не происходило, многие сотрудники организовывают для себя «приемные часы» - время, которое можно уделить для решения чужих проблем. Также это можно решить всем офисом, определив специальное время для совещаний. Оставшаяся часть рабочего дня должна быть посвящена индивидуальной работе.
  • Телефонные звонки. Постоянно звонящий телефон – это бич всех офисов опенспейс. Чтобы не отвлекать коллег, уважать их труд, нужно не ставить на звонок слишком громкую мелодию. Лучше установите режим вибрации. Не стоит обсуждать по телефону личные вопросы, подождите обеденного перерыва или выйдите в коридор. Вашим коллегам точно не интересны ваши планы на вечер. Задумайтесь, хотите ли вы посвящать посторонних людей в вашу личную жизнь.
  • Звукоизоляция. Многие используют в офисе наушники или беруши, чтобы защитить себя от посторонних шумов. Это действенно, но не всегда эффективно. Полностью ограждаться от внешнего мира можно только в самых исключительных случаях, иначе это противоречит офисной этике. Часто отвлекающим фактором является шум кофемашин. Хорошее решение предложила одна торговая организация. У них в офисе дважды в день проводятся кофе-паузы. В это время все сотрудники отвлекаются от дел, чтобы выпить чашечку кофе, поэтому шум кофемашины никому не мешает.
  • Запахи. Запах является таким же отвлекающим фактором, как и шум. Стоит уважать своих коллег и не есть на рабочем месте. Это также касается духов или косметики. Слишком сильный запах парфюма может раздражать, а у некоторых людей он вызывает аллергию. Для успешного взаимодействия с работниками стоит отказаться от сильно пахнущих средств.

Если посмотреть на типичный рейтинг , примерно 80% из них это опенспейсы в том или ином виде. Способствуют ли открытые пространства повышению продуктивности? Удобно ли там работать? Журналисты из Quartz детально разобрались в этом вопросе.

Все, что вам нужно знать про офисы типа "open-space" (в простонародье: конюшня, опенспейс, итд).

Три четверти американцев работают в офисах типа опенспейс

Согласно исследованию International Management Facility Association, 70% сотрудников в США работают в офисах, организованных по типу открытого пространства.

Работники в опенспейсах болеют чаще

По сравнению с коллегами, которые работают в кабинетах, те, кто работает в опенспейсах, чаще болеют и берут больничные. В исследовании, которое проводил журнал Scandinavian Journal of Work, Environment and Health, выяснилось, что формат открытого пространства приводит к тому, что сотрудники берут больничные на 62% чаще, чем те, кто работает в формате "1 человек - 1 кабинет". Единственное логичное объяснение - вирусам и бактериям проще найти себе жертву в густонаселенном офисе без перегородок. Другая, косвенная, причина, заключается в том, что в открытом пространстве многим людям некомфортно, как следствие - стрессы, болезни и другие неудобства.

Сотрудникам в опенспейсах не нравится шум

Ученые Гонконгского Политехнического Института выяснили, что самый главный фактор, который раздражает офисных сотрудников, сидящих в опенспейсах - шум работающих принтеров, телефонов и разговоров. Они же определили, что фактор шума больше всего влияет на более взрослых сотрудников: после 45 лет справляться с бесконечным гулом от работающих компьютеров и телефонных звонков все сложнее, продуктивность падает катастрофически.

Опенспейсы отрицательно влияют на продуктивность

Ряд исследований показал, что в у тех, кто работает в опенспейсах была понижена мотивация, удовлетворенность работой, им не хватало уединения. Эти факторы губительно влияют на продуктивность труда.

Вы можете поставить в опенспейс крутые рабочие столы и выдать каждому по макбуку, но это не поможет

Алан Хэдж из университета Корнелла обнаружил, что специальные "эргономические" столы для работы не помогают улучшить производительность труда. Большинство сотрудников не понимает, как правильно пользоваться всем этим оборудованием, плюс "эргономичный" не равно "интуитивный".

В целом, исследования показывают, что опенспейс может ухудшать производительность труда от 5 до 15 процентов.

От себя могу добавить, что опенспейсы могут быть разными, и в некоторых даже может быть приятно находиться - до тех пор, пока они не заполняются больше, чем на треть. После того, как в опенспейсе коворкинга количество свободных мест начинает стремиться к нулю, рабочая атмосфера тоже исчезает. "Тихие" зоны превращаются в отделения колл-центров, бородатые стартаперы, бормочущие в скайпы делают помещение похожим не на офис, а на вудуистский храм. Конечно, добротные наушники спасают от всего этого кошмара, но во-первых, сидеть в наушниках по 10 часов кряду - спорное (и вредное) удовольствие, да и лучше всего работается в тишине, которую, правда, все сложнее и сложнее найти.

Искренне надеюсь, что вы все работаете в отдельных кабинетах, дорогие читатели.