Музейные программы для школьников как средство дополнительного образования обучающихся. Музейные программы для детей Музейно образовательная программа для дошкольников

«Культура.РФ» рассказывает о необычных музейных программах для детей в разных городах России - занятиях по швартовке судна, мастер-классах по созданию объемных изображений, ботаническому рисунку, театральных экскурсиях и многом другом.

Москва: абонемент «Встречи в доме Остермана»

Ростов: программа «Колокола и звоны Ростовского кремля»

Смоленск: интерактивная программа «Смоленская буквица»

Москва: программа «Ботанические беседы»

Санкт-Петербург: игра-экскурсия «По местам стоять!»

Астрахань: музейная программа «Времена года»

Участники музейной программы «Времена года» в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина познакомятся с творчеством художников-пейзажистов. Актеры-экскурсоводы расскажут об особенностях русского осеннего пейзажа и проведут мастер-класс, где дети создадут творческие работы по мотивам одного из произведений и обсудят представленные в галерее картины.

Красноярск: цикл встреч «Штучные истории. Экслибрис»

Октябрьская встреча «Штучные истории» в Музее-усадьбе Г.В. Юдина будет посвящена экслибрису - знаку на внутренней стороне книжной обложки, по которому можно узнать, кому принадлежит та или иная книга. Гости узнают историю экслибриса и увидят редкие книги из фондов Краеведческого музея, украшенные этими знаками. В конце встречи приглашенный художник поможет детям создать собственный книжный знак для домашней библиотеки.

Тула: занятие «Горшочек, вари!»

События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».

Обзор составлен по материалам, предоставленным .

Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы . Программа «Волшебный мир искусств » является музейно -педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства .

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством . Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования . В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно- образовательному процессу , так как музей любого профиля , в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением . В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания . Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно . Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею , тем эффективнее будет педагогический результат.

Данная программа «Волшебный мир искусств » посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении . Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде .

Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды , помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.

Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства , но и искусства в целом .

Задачи программы :

1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.

2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами , запечатленными в произведениях искусства .

3. Развитие визуальной грамотности : формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении , обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия .

4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.

Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством . Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой , литературой, искусством театра , помогающий более полному раскрытию художественного образа .

Возраст детей : воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.

Срок реализации : программа разработана на 4 года обучения.

Формы и режим занятий : занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее .

Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств » . Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве .

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .

Формы занятий : - Беседа об искусстве , природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие , проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде .

Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством , необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.

1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.

2. Принцип свободы : свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.

3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.

4. Вопросно-ответный метод ведения занятий : речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.

5. Наличие «проводника в искусство » , пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.

6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.

7. Индивидуальный подход к детям : учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.

8. Задача данной программы , а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.

Вы уже успели отдохнуть и включиться в привычный рабочий режим? Списки дел становятся все длиннее, расписания всевозможных занятий все плотнее. И все же Lil School рекомендует найти время на посещение музеев и художественных галерей вместе с детьми, ведь это очень важно для развития вкуса и художественного восприятия. Мы хотим помочь вам определиться, куда пойти в ближайшее время, и для этого расскажем о детских программах, работающих в музеях и галереях крупных российских и зарубежных городов. Начнем с Москвы и Санкт-Петербурга.

Москва

Третьяковская галерея
Экскурсии в Третьяковке рассчитаны на детей от семи лет, а творческие занятия есть для детей от пяти. Экскурсии проводятся для организованных групп, и кроме обзорного маршрута по музею, можно посетить тематические: «Мир сказки и мечты». «Искусство XX века», «В мастерской скульптора», «В мастерской художника» и др. На творческие занятия можно записываться индивидуально, покупая разовое посещение или абонемент. На занятиях дети рисуют, лепят, слушают музыку и стихи, смотрят отрывки из балетных и оперных постановок.
Экскурсии
Программы для детей 5-6 лет
Для детей 7-9 лет
Для детей 10-12 лет

Государственный музей А.С. Пушкина
Детский центр музея работает более 12 лет. Центр занимается созданием интерактивных детских программ, в которых задействованы разные виды искусства – литература, музыка, театр, изобразительное и декоративно-прикладное. Программы рассчитаны на детей от 5 до 15 лет. С детьми работают музейные педагоги и научные сотрудники, режиссеры, художники, филологи, историки, психологи, театроведы, поэты и писатели.
Тематика детских программ очень разнообразна: в Пушкинском музее можно изучать письменность, прикладное творчество, театральное искусство, искусство речи и даже ходить в студию артистического фехтования.
Выбрать подходящую программу можно на сайте музея .

Московский музей современного искусства ММОМА
В программу детской арт-студии ММОМА входит два курса: «Двухмерная визуализация» и «Основы художественного восприятия». Посещать детскую студию могут дети от 4 до 10 лет, прием осуществляется в течение всего года. В Образовательном центре ММОМА идут курсы по мультипликации, книжной графике, скульптуре, театральному искусству и перформансу.
На сайте музея можно сыграть в образовательную онлайн-игру «PLAYMMOMA» . Игра задумана как увлекательное интерактивное пособие – введение в мир современного искусства. Предназначена для детей от 6 лет, а также их родителей.

Музей русского импрессионизма
Для школьников МРИ разработал экскурсионные программы , которые помогут узнать много нового о зарубежном и русском искусстве XIX и XX веков, научиться понимать язык живописи. Как обещают на сайте музея, экскурсии проходят без занудства и скуки, зато с использованием уникальной мультимедиа зоны. Для самых маленьких посетителей (от 4 лет) есть интерактивная экскурсия по основной экспозиции.
Для детей 4-6 лет в музее работает познавательно-развлекательный клуб «Карапузы и прекрасное» . На занятиях дети выполняют разные задания, играют, ставят творческие эксперименты, слушают музыку и даже танцуют. В музее также проводятся познавательно-развлекательные мастер-классы «Воображаемые авангардисты» .

Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж
Кружки Школьного центра Эрмитажа разработаны для детей разного возраста и рассчитаны на несколько лет обучения. Занятия ведут искусствоведы, историки, востоковеды, археологи и реставраторы. Прием осуществляется в сентябре по итогам собеседования. Дети знакомятся с живописью, изучают тайны ремесел, культуру разных эпох, основы археологии и многое другое.
В Эрмитаже работает старейшая музейная изостудия в России. Программа обучения включает в себя выполнение творческих заданий, а также знакомство с шедеврами изобразительного искусства из коллекции музея. Занятия проходят в помещениях Изостудии и в залах музея.

Музей современного искусства Эрарта
Для детей и школьников в музее есть специальные программы в форме интерактивных занятий и игровых экскурсий на экспозиции. Программы рассчитаны на детей от 6 лет и будут интересны даже самым непоседливым ребятам. Например, на экскурсии «Удивительная жизнь вещей» дети увидят, как обычные предметы, попадая в поле современного искусства, обретают необычные свойства, меняют настроение и характер в зависимости от того, как они изображены или сделаны художником.
Кроме экскурсий есть занятия в форме квестов : игра для детей 6-10 лет «Спасти фантазию, или Волшебная сила искусства» и арт-маршрут «Приключения с Немалевичем». Школьники постарше (11-17 лет) могут поучаствовать в интерактивных занятиях «В поисках смысла ЖИ, или Игра с искусством» и «Секреты современного искусства».

Музей Академии художеств
Для детей в музее есть занятия графикой, лепкой, мозаичным искусством; курс «Четыре вида искусства», цикл занятий «Нескучное искусство». Можно приобретать разовые посещения или абонемент на 1 месяц. Все занятия очень интересные и подходят детям от 6 до 15 лет.
На занятии «Графика» участники занятия создадут гравюру и унесут с собой настоящий печатный оттиск. На курсе «Мозаика» дети поработают с натуральным мрамором и гранитом, морской галькой, смальтой, витражным стеклом, опробуют себя в необычной смешанной технике: живопись цветными цементами с элементами мозаики.
Посмотреть подробную информацию и записаться на занятия можно на сайте музея .

Русский музей
В музее проводятся занятия для детей от 4 до 16 лет и семейной аудитории, в течение учебного года. Программа состоит экскурсий по экспозиции Русского музея и творческих занятий в студиях Михайловского замка. На экскурсиях дети знакомятся с коллекциями музея, историей шедевров; учатся понимать язык художников. В студиях ребята обучаются приемам изобразительной деятельности, занимаясь рисованием, лепкой и художественным моделированием. Можно изучать авангард, русскую живопись, историю дворцов и садов Санкт-Петербурга, современное и народное искусство и многое другое.
Кроме того в музее работает программа дистанционного обучения для школьников и студентов. Есть доступ к курсам «Язык изобразительного искусства» и «Современное искусство», включающим в себя учебные материалы и тестовые задания по истории, основным понятиям изобразительного искусства.

Мастерская Аникушина
Это не только мемориальный музей известного петербургского скульптора ХХ века Михаила Константиновича Аникушина, но и современный центр обучения и творчества. Самые любознательные точно оценят возможность потрогать экспонаты, что позволено не в каждом музее. Здесь же можно узнать о том, как создаются памятники: от появления наброска на бумаге до отправки готовой модели для отливки в бронзе.
Для детей проводятся