Н.М.Карамзин в истории русской культуры. "бедная лиза" карамзина и ее значение в русской литературе

Николай Михайлович Карамзин - замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей» государства русского.

Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть « » явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои. Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница» и другие. Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы,
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички...
Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится.

Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне. Не лишены философского смысла его эпиграммы:

В небольшой фразе отражена философия жизни, ее многообразие.

Что есть жизнь наша? - Сказка.
А что любовь?- Ее завязка;
Конец печальный иль смешной.
Родись, люби - и Бог с тобой!

Работал Карамзин и в публицистическом жанре. Его статьи: «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» могут вполне соотнестись с нашим временем, они не менее актуальны для нас, хотя написаны в начале девятнадцатого века.
Это лишний раз подчеркивает талант Карамзина, его умение заглянуть в суть вещей, которая мало меняется со временем. Карамзин - наш классик, а ее ценности вечны; наследие Николая Михайловича Карамзина-доказательство тому.

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были «Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем «Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для «Писем русского путешественника». В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в «Письмах русского путешественника» настроения «чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, «чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах «Писем...» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.
Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие «всемирного мятежа», в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению «Московского журнала». Помимо «Писем русского путешественника» в нем были опубликованы его повести из русской жизни - «Бедная Ли за» (1792), «Наталья, боярская дочь» и очерк «Флор Силин». В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как «будущность», «промышленность», «общественность», «влюбленность».

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь - Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин «постригается в историки». Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду - созданию «Истории Государства Российского». Смерть застала его за работой над двенадцатым томом «Истории...», рассказывающим об эпохе «смутного времени».

У «Бедной Лизы» действительно счастливая судьба. Повесть принадлежит к числу произведений, которые знаменуют собой литературную эпоху, и в этом ее значение для истории литературы. Написанная почти 200 лет назад, она не знала за эти два века ни забвения, ни утраты читательской любви.

Одна из характернейших черт великих произведений русской литературы заключается в том, что при простоте внешнего сюжета они поднимают сложнейшие, глубинные вопросы жизни. Таковы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого…

Сюжет «Бедной Лизы», как справедливо отметил сам автор, весьма незамысловат. Крестьянка Лиза и дворянин Эраст полюбили друг друга, но вскоре Эраст покинул свою возлюбленную, чтобы жениться на богатой вдове и тем поправить свое состояние. Брошенная девушка с горя утопилась в пруду.

Эта повесть имела больший успех, чем все написанное Карамзиным ранее. «„Бедная Лиза“ твоя для меня прекрасна!» — так отозвался о повести Петров, нелицеприятный и суровый критик.

Прежде всего «Бедная Лиза» подкупала читателя тем, что она рассказывала о русской жизни, о современности. Обычно в повестях писали, что действие происходит в неопределенном «одном городе», «одной деревне», а тут хорошо знакомый каждому москвичу Симонов монастырь, все узнавали березовую рощу и луг, где стояла хижина, окруженный старыми ивами монастырский пруд — место гибели бедной Лизы… Точные описания придавали особую достоверность всей истории. К тому же автор подчеркивал правдивость своего рассказа: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль!» Даже то, что Лиза продавала лесные цветы, было новой чертой быта: в одной из статей Карамзин сообщает, что торговать букетами таких цветов начали в Москве лишь за год-два до создания повести.

За Лисьим прудом укрепилось название Лизин, он на долгое время стал местом паломничества чувствительных читателей. Путеводитель по Москве 1827 года наряду с Сухаревой башней, Красными воротами и другими московскими достопримечательностями рекомендует посетить Лизин пруд.

Приходили к пруду не только чувствительные девушки, но и мужчины: Погодин передает слова профессора Цветаева, «что и он хаживал на Лизин пруд, с белым платком в руках, отирать слезы».

Это сейчас, много лет спустя, «Бедная Лиза» кажется чуть ли не изящной игрушкой, но в свое время она воспринималась иначе: это было остросовременное и социально звучащее произведение. Тема и образы «Бедной Лизы» прямо перекликаются со страницами тогда только что преданной запрещению и изъятию даже у частных лиц книги Радищева.

В главе «Едрово» «Путешествия из Петербурга в Москву» рассказывается о том, как в этой деревне автор встретил крестьянскую девушку Анюту, которая не может выйти замуж за любимого человека, потому что ему надо заплатить 100 рублей за разрешение жениться, а ни у него, ни у Анюты таких денег нет. Автор предлагает Анюте и ее матери эти деньги, но они отказываются.

Образ матери Анюты перекликается с образом матери Лизы, которая решительно отказывается брать у Эраста настойчиво предлагаемую им «в десять раз дороже назначаемой ею цены» плату за вытканное Лизой полотно. Кроме того, имеются мелкие совпадения в деталях, словах: например, у Анюты отец умер, оставив крепкое хозяйство, отец Лизы тоже был «зажиточный поселянин», и здесь и там в доме не осталось мужчины-работника; Лиза у Карамзина говорит: «Бог дал мне руки, чтобы работать», жених Анюты, также отказываясь принять деньги в подарок, заявляет: «У меня, барин, есть две руки, я ими и дом заведу». Связь между «Бедной Лизой» и «Путешествием из Петербурга в Москву» несомненна.

Принципиальное различие между произведениями Радищева и Карамзина заключается в том, что в «Путешествии из Петербурга в Москву» тема раскрывается средствами публицистики, в «Бедной Лизе» — средствами художественными. Радищев называет явление и дает ему объяснение с точки зрения социальной и экономической, Карамзин его изображает. У того и другого способа есть свои достоинства, но для условий русской действительности художественная литература имела особое значение. Очень хорошо ее роль в общественной жизни определил Н. Г. Чернышевский. Он назвал ее «учебником жизни».

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были “Письма русского путешественника” молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.

Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем “Типографической компании” Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в “Письмах русского путешественника” настроения “чувствительного путешественника”. Особую чуткость сердца, “чувствительность” (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах “Писем...” он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.

Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие “всемирного мятежа”, в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению “Московского журнала”. Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни - “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как “будущность”, “промышленность”, “общественность”, “влюбленность”.

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь - Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин “постригается в историки”. Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду - созданию “Истории Государства Российского”. Смерть застала его за работой над двенадцатым томом “Истории...”, рассказывающим об эпохе “смутного времени”.

Николай Михайлович Карамзин в истории русской культуры.

Аннотация: материал предназначен для проведения классного часа в 7-9 классах или внеклассного мероприятия, посвященного 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина.

Цель мероприятия: познакомиться с биографией и творчеством Н. М. Карамзина, показать его роль в развитии русской культуры.

Задачи:
- образовательные: познакомить с творческим наследием Н. М. Карамзина.
- развивающие: развить логическое мышление, внимание, речь.
- воспитательные: воспитать чувство интерес к изучению к русской литературе и истории.

Оборудование: слайдовая презентация, портрет писателя, книги Н. М. Карамзина.

Ход мероприятия.

К чему ни обратись в нашей литературе –

всему начало положено Карамзиным:

журналистике, критике, повести-роману,

повести исторической, публицизму,

изучению истории.

В.Г.Белинский

    Слово учителя:

«Русская литература знала писателей более великих, чем Карамзин,

знала более мощные таланты и более жгучие страницы. Но по воздействию

на читателя своей эпохи Карамзин стоит в первом ряду, по влиянию на

культуру времени, в котором он действовал, он выдержит сравнение с

любыми, самыми блестящими именами».

А.С. Пушкин называл Карамзина «великим писателем во всём смысле

этого слова». Роль Карамзина в истории русской культуры велика: в

литературе он проявил себя как реформатор, создал жанр психологической

повести; в журналистике заложил основы профессионализации

писательского труда, создал образцы основных видов периодических

изданий; как просветитель он сыграл огромную в формировании грамотного

читателя, приучал женщин к чтению на русском языке, ввел книгу в

домашнее образование детей.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина, чье 250-летие Россия будет отмечать в 2016 году.

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, критик, журналист, почетный член Петербургской АН (1818). Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.). Редактор "Московского журнала" (1791-92) и "Вестника Европы" (1802-1803).

    Знакомство с биографией Н.М.Карамзина.

1 Ученик: Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 году в поместье Николай Михайлович Карамзин родился в с. Знаменское (Карамзинка) Симбирского уезда, в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. С осени до весны Карамзины обычно жили в Симбирске, в особняке на Старом Венце, а летом - в селе Знаменском. (Ныне нежилое селение в 35 км. ю-з. Ульяновска).
Отец Михаил Егорович Карамзин был среднепоместным дворянином. Маленький Николай рос в усадьбе отца, получил домашнее образование. В 1778 году Николай Михайлович отправился в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.
По обыкновению того времени в 8-летнем возрасте был записан на службу в полк и обучался в московском пансионе. С 1781 г. проходил службу в Петербурге в Преображенском полку. Здесь началась его литературная деятельность. С февраля 1783 г. находился в отпуске в Симбирске, где, наконец, уволился в отставку с чином поручика. В Симбирске сблизился с местными масонами, но не увлекся их идеями. С 1785 г. Н.М. Карамзин живет в столицах, регулярно, до 1795 года приезжая в Симбирск.

2 Ученик В 1789 году Карамзин опубликовал первую повесть «Евгения и

Юлия». В этом же году он отправляется за границу. В Европе Карамзин был

накануне Французской революции. В Германии он встречался с Кантом, во

Франции он слушал Мирабо и Робоспьера. Эта поездка оказала определённое

воздействие на его мировоззрение и дальнейшее творчество. После

возвращения из-за границы по настоянию отца в 1783 году Николай поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга, но вскоре вышел в отставку. После состоял в Москве в «Дружеском ученом обществе». Там же знакомился с писателями – Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым.
Карамзин сближается с Г.Р. Державиным, А.М.

Кутузовым. Под влиянием А.М. Кутузова он знакомится с литературой

английского предромантизма, хорошо ориентируется в литературе

французского просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо).

В 1791-1792 гг. после года путешествий по Европе им было предпринято издание "Московского журнала", давшего русской журналистике, по словам Ю.М. Лотмана, эталон русского литературно-критического журнала. Значительную часть публикаций в нем составили произведения самого Карамзина, в частности, плод его поездки по Европе - "Письма русского путешественника", определившие собой основной тон журнала - просветительский, но без излишней официозности. Однако в 1792 г. "Московский журнал" был прекращен после публикации в нем оды Карамзина "К Милости", поводом к созданию которой стал арест близкого Карамзину русского писателя Н.И. Новикова.

На страницах этого журнала он публикует свои произведения «Письма русского путешественника» (1791-1792), повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792) и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

    Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм.

Слово учителя: «Карамзин первый на Руси начал писать повести… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта», - писал В.Г. Белинский

3 Ученик: Это история любви крестьянской девушки Лизы и

дворянина Эраста. Повесть Карамзина стала первым русским произведением,

героям которого читатель мог сопереживать так же, как героям Руссо, Гёте и

других европейских романистов. Литературоведы отмечали, что

незамысловатый сюжет Карамзин представил психологически глубоко и

проникновенно. Карамзин стал признанным главой новой литературной

школы, а повесть «Бедная Лиза» – образцом русского сентиментализма.

«Лизин пруд» близ Симонового монастыря стал особенно посещаемым

местом у поклонников творчества писателя.

4 Ученик: Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В XVIII веке под определением «чувствительный» понимали восприимчивость, способность к душевному отклику на все проявления жизни. Впервые это слово с нравственно-эстетическим оттенком значения появилось в заглавии романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие».

Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе сентиментализм существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Герой литературы сентиментализма – индивидуальность, он чуток к «жизни души», обладает разнообразным психологическим миром и преувеличенными способностями в сфере чувств. Он сосредоточен на эмоциональной сфере, а значит, социальные и гражданские проблемы отходят в его сознании на второй план.

По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Из философии просветителей сентименталисты приняли идею о внесословной ценности человеческой личности; богатство внутреннего мира и способность чувствовать признавались за каждым человеком независимо от его социального статуса. Человек, неиспорченный социальными условностями и пороками общества, «естественный», руководствующийся только побуждениями своего природного доброго чувства, – вот идеал сентименталистов. Таким человеком скорее мог быть выходец из средних и низших социальных слоев – бедный дворянин, мещанин, крестьянин. Человек же искушенный в светской жизни, воспринявший систему ценностей общества, где царит социальное

неравенство – отрицательный персонаж, он обладает чертами, заслуживающими негодования и порицания читателей.

Писатели-сентименталисты в своих произведениях большое внимание уделяли природе как источнику красоты и гармонии, именно на лоне природы мог сформироваться «естественный» человек. Сентименталистский пейзаж располагает к размышлениям о высоком, к пробуждению в человеке светлых и благородных чувств.

Основными жанрами, в которых проявил себя сентиментализм, стали элегия, послание, дневник, записки, эпистолярный роман . Именно эти жанры давали писателю возможность обратиться к внутреннему миру человека, раскрыть душу, имитировать искренность героев в выражении своих чувств.

Наиболее известные представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

В Россию сентиментализм проник в 1780-х – начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В. Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С. Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы.

Сочинения Н.М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX века появились "Бедная Маша" А.Е. Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И. Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П. Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и др

    Н.М.Карамзин – историк, создатель «Истории государства Российского»

Слово учителя: Деятельность Карамзина, возглавившего в России целое

литературное направление – сентиментализм, и впервые сблизившего

историографию с художественным творчеством, разными сторонами

постоянно привлекала к себе внимание Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С.

Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. С именем Карамзина связан

особый этап развития русской культуры.

5 Ученик: Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского».

Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным.

А. С. Пушкин так оценил труды Карамзина по истории России:

«В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута».

6 Ученик: В 1803 году Н.М. Карамзин получает официальное назначение на

должность придворного историографа, начинает работать над «Историей государства Российского» и работает над ней до конца своей жизни.

«История государства Российского» печаталась по томам, вызывала большой

интерес у публики. Вяземский отмечал, что Карамзин своей «Историей…»

«спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у

нас отечество есть».

Н.М. Карамзин за этот труд был награжден чином статского советника

и орденом св. Анны 1-й степени.

с посвящением Александру I .

Этот труд вызвал огромный интерес современников. Сразу же вокруг

«Истории…» Карамзина развернулась широкая полемика, отразившаяся в

печати, а также сохранившаяся в рукописной литературе. Подвергалась

критике историческая концепция Карамзина, его язык (выступления М. Т.

Каченовского, И. Лелевеля, Н.С. Арцыбашева и др.), его политические

взгляды (высказывания М.Ф. Орлова, Н.М. Муравьева, Н.И. Тургенева).

Но многие встретили «Историю…» восторженно: К.Н. Батюшков, И.И.

Дмитриев, Вяземский, Жуковский и другие.

торжественном собрании императорской Российской Академии» в связи с

избранием в ее члены. Особое внимание здесь уделялось проблемам

национального своеобразия русской литературы, говорилось о «народном

свойстве россиян». В 1819 Карамзин вновь выступил на заседании

Российской Академии с чтением отрывков из т. 9 «Истории…»,

посвященного царствованию Ивана Грозного. В 1821 вышел из печати т. 9

его труда, в 1824 – т. 10 и 11; т. 12, последний, содержавший описание

событий до начала XVII в. Карамзин не успел завершить (издан посмертно в

1829).

Появление новых томов, показывавших деспотизм Ивана Грозного и

повествовавших о преступлении Бориса Годунова, вызвало оживление

полемики вокруг труда Карамзина. Показательно отношение А.С. Пушкина к

Карамзину и его деятельности. Познакомившись с историографом еще в 1816

в Царском Селе, Пушкин сохранял к нему и его семье уважение и

привязанность, что не мешало ему вступать с Карамзиным в достаточно

резкие споры. Приняв участие в полемике вокруг «Истории…», Пушкин

горячо выступил в защиту Карамзина, подчеркивая общественное значение

его труда и называя его «подвигом честного человека». Свою трагедию

«Борис Годунов» Пушкин посвятил «драгоценной для россиян памяти» Н.М.

Карамзина.

    Н.М.Карамзин – реформатор русского языка.

Слово учителя: Велики его заслуги Н.М.Карамзина в области реформирования русского языка. «Как не менялись воззрения Карамзина на протяжении его жизни, идея прогресса оставалась их прочной основой. Выражалась она в представлении о непрерывности совершенствования человека и человечества».По мнению Карамзина, счастье человечества лежит через усовершенствование отдельной личности. «Основной двигатель здесь не мораль (как считали масоны), а искусство(…). И наставлять современников в искусстве жить Карамзин считал своей первоочередной задачей. Он хотел осуществить как бы вторую петровскую реформу: не государственного быта, не внешних условий общественного существования, а «искусства быть собой» - цель, которую можно достичь не усилиями правительства, а действиями людей культуры, прежде всего писателей.

7 Ученик: Важнейшую часть этой программы составляла реформа литературного языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества».

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Н.М. Карамзин опубликовал статью «Отчего в России мало авторских талантов».

Творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие русского литературного языка. Он стремился не использовать церковнославянскую лексику и грамматику, а обращаться к языку своей эпохи, языку «обычных» людей, использовать в качестве примера грамматику и синтаксис французского языка. Одним из первых Карамзин стал использовать букву Ё, ввел новые слова (неологизмы) (благотворительность, влюбленность, впечатление, утонченность, человечный и др.), варваризмы (тротуар, кучер и др.).

Следуя идеям сентиментализма. Карамзин подчеркивает роль личности автора в произведении и воздействие его воззрения на мир. Присутствие автора резко отличало его произведения от повестей и романов писателей классицизма. Следует отметить наличие художественных приемов, которые чаще всего использует Карамзин, чтобы высказать свое личное отношение к предмету, явлению, событию, факту. В его произведениях много перифразов, сравнений, уподоблений, эпитетов. Исследователи творчества Карамзина отмечают напевность его прозы за счет ритмической организации и музыкальности (повторы, инверсии, восклицания и др.)

    Заключительное слово учителя: В одном из последних писем министру иностранных дел РоссииКарамзин писал « Приближаясь к концу своей деятельности, я благодарю

Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя покойна.

Любезное Отечество ни в чем не может меня упрекнуть. Я всегда был готов

служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же

Россией. Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков,

пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но

поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит так было угодно

Небесам» и, без смешной гордости моим ремеслом писателя, я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров».

С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали «Письма русского путешественника» - не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии.

Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой Публикуя из номера в номер «Письма русского путешественника», Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы.

В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести «Бедная Лиза» (1792 г.), «Наталья, боярская дочь» (1792 г.), «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791 г.), «Лиодор» (1792 г.). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.

Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя «писать как говорят», Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе «общественно-бытовой», язык еще надлежит создать.

Карамзин признавался Каменеву Г.П., что, работая над созданием «нового слога Российского языка», он имел в голове некоторых иностранных авторов: сначала подражал им, но потом писал уже своим, ни от кого не заимствованным слогом.

Порядок слов в предложении, который предложил Н.М.Карамзин, признан нормальным для системы литературного языка. Но с этим литературным словорасположением не вполне согласуется «естественный порядок слов», присущий разговорному языку простого народа. Для простонародного языка обычным является сначала указание предмета, определяемого действием и, наконец, действующего предмета.

В «Письмах русского путешественника» Карамзин хотел при новом издании многое переменить в сих "Письмах", и... не переменил почти ничего. Как они были таны, как удостоились лестного благоволения публики пусть так и остаются.

«Прожив здесь пять дней, друзья мои, через час поеду в Ригу» про санкт Петербург.

Бродя среди развалин монастыря, автор представляет себе его прежних обитателей, но чаще привлекают его воспоминания о плачевной судьбе Лизы: «Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

В центре повествования рассказ о том, как дочь родовитого боярина Матвея тайно венчается и убегает из дому с Алексеем Любославский. Отец ничего не знает о судьбе дочери и очень печалится. Любославский открывается жене в том, что он сын осужденного боярина Любославского и знает, что его отец осужден напрасно. Когда «свирепые литовцы восстали на Русское царство», Алексей Любославский в числе первых пошел на защиту родины, отважно сражался в первых рядах защитников. После изгнания литовцев царь, узнав об Алексее Любославском, говорит о том, что его отец был несправедливо осужден: «Невинность родителя твоего открылась - к несчастию, поздно! Увы! … Злые бояре оклеветали Любославского».

Правда торжествует, все счастливы, дочь и отец встречаются и уже больше не расстаются. Повесть написана в виде исповеди, которая дает возможность глубже раскрыть духовный мир героев.

Повесть "Марфа Посадниц а", написанную в 1803году, можно рассматривать как первый этап в осмыслении Н.М. Карамзиным исторического конфликта Москвы и Новгорода. В "Марфе Посаднице " семейное и общественное начала синтезируются в образе свадебного пира: "На другой день Новгород представил вместе и грозную деятельность воинского стана, и великолепие народного пиршества, данного Марфою в знак её семейственной радости". В шуме родового пира контрапунктом к теме единства возникает тема новгородского своеволия и грядущего опустошения дома. овеянная романтической атмосферой таинственности и недосказанности повесть. Женщина у власти. Эта проблема никогда не будет не актуальна. Марфа-Посадница была чрезвычайная, редкая женщина, которая сумела присвоить себе власть над гражданами в такой республике, где женщин только любили, а не слушались.