Народ французы. Национальное сознание Нового времени. Современные мифы об античных предках

Франция… Она такая загадочная и привлекательная, аристократическая и манящая… Наверное, каждый признаёт, что эта страна – законодательница мировой моды, а Париж – синоним изысканности. А уж об изяществе и шарме ее жителей ходят легенды. Мы уверены, что француженка должна быть непременно утонченная, стильно одетая, стройная мадемуазель на высоченных шпильках и в кокетливой шляпке.

Ах да, и непременно сумочка от кутюр. Француз же – невероятно обаятельный мужчина, темпераментный, любвеобильный, галантный. Он готов писать даме сердца стихи и отдать жизнь, защищая ее достоинство.

Франция – это Коко Шанель и Жан-Поль Готье, Александр Дюма и Виктор Гюго, Эдит Пиаф и Патрисия Каас… Великая родина великих людей.

Чем же французы отличаются от нас, славян? Почему даже в анекдотах французская женщина – тонкая и звонкая, в коротком кружевном пеньюаре, томно едящая с фарфоровой тарелки листики салата, а русская – этакая гром-баба в фартуке и со скалкой в руке, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу запросто войдет? Почему, защищая свою честь, француз из книжных романов, изящно двигаясь, дерется на шпагах, а русский мужик закатывает рукава, снимает лапти и начинает кулачный бой? В чем разница между французским менталитетом и нашим? Попробуем сравнить и разобраться.

Гордость и предубеждение

Французы, особенно парижане, очень любят себя. Они гордятся тем, что они – французы, и считают свою нацию самой прекрасной в мире. На порядок лучше всех остальных. Создается впечатление, что чувство собственного достоинства и уважения к себе они впитывают с материнским молоком. Француз знает, что заслуживает всего самого лучшего только потому, ведь он родился французом. Взять хотя бы церемонию приема пищи. Стол обязательно должен быть красиво сервирован, порция, пусть и небольшая, но изысканно украшена, все ингредиенты выложены со вкусом, каждый на своем месте. Французские десерты шедевральны – в крошечное пирожное шеф-повар, не жалея себя, вкладывает многие часы труда, хотя великолепно знает, что немногим позднее кондитерское чудо будет съедено за считанные минуты.

Здесь человек – в центре всего, а все делается для него и ради него. Если при школе находится детский парк, то, будьте уверены, это именно парк, а не место для выгула собак, распития пива и курения травки. Восхитительные цветы и свежеокрашенные лавочки, красивые фонтанчики с водой, пригодной для питья, и ухоженные дорожки. И даже специальный жандарм, совершающий обходы. Кроме этого, есть ворота, закрывающиеся на ночь на засов. Словом, все для маленьких парижан. Городские автобусы ездят четко по расписанию, которое, кстати, можно получить в любом киоске, а поезда метро в час пик ходят каждую минуту. Государство работает для людей, ни в коем случае не наоборот.

Умение жить и наслаждаться жизнью

Вторая черта французов – умение брать от жизни все. Так называемое «savoir vivre». Это очень многогранное и многокомпонентное понятие, осягнуть которое полностью под силу, наверное, только истинному сыну Франции. Это умение жить качественно, получая удовольствие от каждой минуты. Хорошие манеры, вежливость и элегантность во всем. Изысканная одежда – о, настоящий парижанин никогда не приобретет обновку, прибывшую из Китая! Это правила хорошего тона – настоящая парижанка никогда не станет прилюдно поправлять макияж.

Соблюдение этикета – мужчина во время встречи никогда не позволит себе снять пиджак или ослабить галстук. Это тонкое чувство юмора – каждый француз обязан уметь разрядить напряженную ситуацию остроумной шуткой. И, конечно, это чрезмерная французская учтивость. Ни в коем случае, даже будучи мертвецки пьяным, даже находясь при смерти, нельзя забывать об основах вежливости – здороваясь, пожать руку каждому мужчине; тепло поблагодарить за оказанную услугу; выражая просьбу, не забывать сказать «пожалуйста»; а уходя, пусть даже и в спешке, нужно обязательно со всеми распрощаться и поцеловать руки дамам. Иначе вас могут запросто перестать принимать в обществе. Проще говоря, savoir vivre – это умение жить со вкусом. Именно оно придает Франции столь сильную притягательность, настоящий магнетизм.

Свободолюбие и склонность к монументализму

Истинный парижанин считает себя свободным – в том смысле, что ставит свои интересы выше всего остального. Он может переходить дорогу на красный или подойти к кассе без очереди. Он с легким чувством собственного превосходства относится к представителям других национальностей. Британцы для него слишком скучны, славяне – дурно воспитаны, американцы – скупы и лицемерны. Как же, ведь он – парижанин, он – голубой крови! Он умеет вести переговоры и защищать свое мнение.

Однако при этом французская свобода подразумевает ответственность за свои поступки, в отличие от свободы русской, которая почти всегда равна анархии и хаосу. И, к сожалению, мало какой русский воспитывается в духе любви и уважения к себе – скорее это постоянное недовольство собой, неверие в свои силы, разочарованность и чувство неудовлетворенности.

Мы с благоговением относимся к европейцам, в то время как французы смотрят на всех, кроме себя, снисходительно и немного свысока. Может быть, поэтому парижские архитекторы страдают гигантоманией? Впрочем, даже ей присущи истинно французские черты – новые здания настолько хорошо вписываются в ландшафт и выглядят так эстетично, что порой и не поймешь, двести ему лет или пару десятков. И никакой нелепой безвкусицы, портящей пейзаж, – только утонченность и стиль.

Политкорректность

Французы очень щепетильны во всем, что касается политкорректности. Если в Париже орудует банда, в составе которой есть африканцы или арабы, на этом ни за что не сконцентрируют внимания! Скорее сосредоточатся на белых, даже если их там меньшинство. Постепенно подобное поведение привело к тому, что эмигранты стали все более разнузданными, они практически безнаказанно грабят и убивают, а французская пресса только укоризненно грозит пальчиком и объясняет все это пороками буржуазного общества.

Какой же он – портрет истинного парижанина?

Согласно романтическим стереотипам французы – большие дамские угодники и неутомимые любовники, они обольстительные и по-рыцарски вежливые, обходительные и остроумные, смелые и честолюбивые. Однако по большей части эти образы навеяны нам фильмами о Франции и героями романов Александра Дюма. На самом же деле не все так радужно. Среднестатистический француз в наше время достаточно нервный и раздражительный. Те, кому зарплата кажется низкой, постоянно недовольны, что ее не повышают. Те, у кого заработок достойный, жалуются, что его понижают.

Крестьяне бастуют из-за того, что в страну завозят огромное количество более дешевого иностранного продовольствия. Мелкие лавочники ругают супермаркеты, из-за которых их бизнес не выдерживает конкуренции и приносит убытки. Стабильно неплохую зарплату имеют государственные служащие, но и те не вполне удовлетворены – их не устраивает количество положенных им привилегий. Молодежь боится остаться без работы – хорошее место не гарантирует даже красный диплом.

Школьники курят и балуются спиртным. Не правда ли, знакомая картина? Франция тоже находится на распутье, однако люди не сдаются и ищут выходы. Ставка делается на развитие и продвижение высоких технологий в промышленности. Поэтому сегодня портрет успешного, самореализовавшегося француза таков: это квалифицированный специалист, сотрудник крупной международной компании, элегантно и дорого одетый, не расстающийся с ноутбуком и телефоном. Плюс ко всему он – вопреки всем представлениям о французах – примерный семьянин и заботливый отец. Сейчас во Франции это считается хорошим тоном.

Вот такие они, французы. Кое-чему, возможно, у них стоит поучиться, кое в чем – взять с них пример, не забывая о том, что каждая нация – по-своему прекрасна и неповторима!

Наверно любому человеку, увлеченному французской тематикой, доводилось слышать, что французы - современные галлы.
В общем и целом это верно, и в то же время не совсем так, потому что французы - это эдакий салат оливье, который помимо галльской основы заключает в себе множество иных и очень разнородных компонентов.

Думаю, что правильным будет начать статью об этногенезе французов с рассказа о том, кем же были древние галлы. Само слово "галлы" придумали древние римляне, когда, занимаясь усердным расширением территорий своей империи, наткнулись на многочисленные кельтские племена, населявшие территорию континентальной Европы. Островные же кельты в те времена всецело господствовали на территории британских островов и зеленого острова Эрин, который нынче называют Ирландией. Как и все древние индоевропейцы, галлы были высокими, светловолосыми и светлоглазыми людьми, впрочем, имеющую одну общую для всех чистокровных кельтов особенность - очень многие из них были рыжеволосые.

Впрочем, на момент римского нашествия, континентальные кельты, населявшие территорию современной Франции, были не такими уж чистокровными. Дело в то, что ещё до прихода индоевропейских племен на территорию Европы, её заселяли выходцы с востока - иберы. И они, в свою очередь, очень сильно внешне отличались от чистокровных кельтов - низкорослые, астенического сложения люди, с черным цветом волос и глаз, смугловатой кожей и восточными чертами лица. Политика по отношению к аборигенному населению со стороны нордических пришельцев была различная. Галлы поддерживали добрососедские отношения с иберами и даже часто вступали с ними в браки (вот почему среди французов так много низкорослых людей с легким налетом восточных черт во внешности). Древние же германцы уничтожали все, что движется. Стоит заметить, что древние галлы не прогадали в своем доброжелательном отношении к иберам не только с позиций этики, но и с позиций выгоды - не растворившаяся среди ставшего преобладающим галльского населения часть иберийских племен со временем преобразовалась в народность гасконцев, которые в силу свой темпераментности, физической закаленности и выносливости стала отменным поставщиков военных кадров в французскую армию. Так, например, французские королевские мушкетеры состояли в основном из гасконцев.

При изучении книг о кельтах вообще и о галлах в частности невольно удивляешься казалось бы чуждым для европейской территории символам. Как среди общекельтских, так и среди сугубо галльских изображений божеств, изобиловали образы многоруких и многоголовых существ, многие из которых ещё и сидели в медитативной позе. Так, например, галльское божество Цернунн изображалось сидящим в "позе Будды", с оленьими рогами и парой змей, выглядывающих из-за его спины. Забавно, но почти точно так же в древней Индии изображался Шива....А древнеирландский эпос имеет наибольшее количество схожих сюжетов с.....индийской мифологией. А пристальное изучение кельтских мифов наталкивает на мысли о том, что очень вероятно существование в друидической среде учения о метемпсихозе, переселении душ. А исследователи древнего прошлого Франции полагают, что часть предков современных французов пришла на территорию Галлии с территорий современного Афганистана, которая в свое время была вместилищем одного из основных очагов древнеиндийской цивилизации. Именно верования выходцев с востока легли в основу формирования духовно-мистической системы под названием друидизм.

С приходом римской власти в жизни древней Галлии изменилось очень многое. Одни племена охотно шли под покровительство намного более культурной Римской Империи и быстро ассимилировались, другие - оказывали ярое вооруженное сопротивление. Однако вне зависимости от того, как местное кельтское население реагировало на вторжение захватчиков из Средиземноморья, в силу как минимум технического колоссального превосходства римских легионов участь Галлии была предрешена - в довольно короткий срок вся она вошла в состав Римской Империи. Галльское общество со временем оценило те очень существенные материальные и духовные блага, которые им сулило пребывание под римским владычеством и постепенно началась очень глубокая ассимиляция - некогда дикие кельты облачались в тоги, имена родных кельтских божеств стирались из памяти и почти полностью сливались с культами римского пантеона, а на основе стихийно сложившегося галльского варианта латыни началось формирование французского языка. Местное население уже перестало казаться таким уж диким римским и греческим колонистам. И поэтому началось имевшее место быть в больших количествах заключение смешанных браков. Так что и благородная кровь древних греков и римлян течет в жилах современных французов.

Далее последовал очень драматический и полный трагедий период в истории Запада - распад ещё столь недавно великой и могущественной Римской Империи. На смену римским легионам на земли кельтов пришли совершенно дикие германские племена, и след их как правило был очень кровавым....В Британии той эпохи уже успели произойти процессы, очень схожие с теми, что имели место быть в Древней Галлии - римское завоевание и возникшее под его влиянием ускоренное развитие искусств и ремесел, а также ассимиляция в очень развитой по тем временам римской культуре. Римляне были подобны очень сторогому отцу, который насильственными мерами стремится вести свое дитя к благу - римляне строили для бриттов прекрасные города с насколько развитую инфраструктурой, что такого высокого уровня благосостояния и культуры быта население британских островов достигло лишь в самую последнюю пару столетий. С развалом же империи римские легионы покинули британские острова, оставив бриттам прекрасные города, которые они были не в состоянии защитить. И что могли противопоставить бритты, как и все кельты незлобливые от природы, уже в значительной степени христианизировавшиеся и привыкшие жить под всесторонней римской опекой диким вплоть до кровожадности вторгшимся на их территории германским племенам англов и саксов, которые поклонялись имеющему явные черты демоничности божеству Вотану, которого регулярно поили кровью во время человеческих жертвоприношений? Судьба бриттов была крайне незавидна. Сломив довольно быстро их оборону, англы и саксы вторглись в построенные римлянами города, оставаясь верными присущей древним германцам политике по отношению к преставителям других народов. А именно - истребляли все живое, не щадя даже грудных младенцев. Часть бриттов бежала на скудные территории современного Уэльса, часть чудом выживших посреди германских захватчиков наряду с англами и саксами вошла в качественно составного элемента в сложившуюся веками позже народность англичан. А третья же часть бриттов, ради которой и был написан этот абзац, покинула родную Британию, чтобы спасти от абсолютно безжалостного захватнического меча своих жен и детей. На лодках бритты переправились на континент, и впоследствии заселенные ими земли стали регионом Франции под названием Бретань.

Судьба галльских кельтов, так же подвергшихся германскому завоеванию была куда менее драматична. И хотя сложившийся при правлении захватившего Галлию племени франков режим был куда более грубым и насильственным, чем при римском господстве, дело обошлось без геноцидов. Именно при франкском правлении Галлия стала христианской, а сами завоеватели постепенно растворились в массе местного кельтского населении (и я тут же подчекрну, что из этого факты выходит, что в жилах современных французов течет и несколько капель свирепой и одержимой тягой богатству германской крови). Столица же древней Галлии, заселенная преимущественно исконно обитавшим на этих землях галльским племенем паризиев, носила название "Лютеция". Видимо, франкским королям не нравилось этот напоминающий о римском владычестве топоним, и они окрестили столицу своих недавно приобретенных владений по имени местных аборигенов. Галлия помимо хозяина так же сменила и название своего главного города, который отныне носил гордое название Паризий. А сами же владения франкских королей соседи также стали называть по их же имени - Франкия.

Самоназвание “франсе”. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие, в основном католики, есть кальвинисты-реформаторы.

Этногенез

Население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца второго тысячелетия до н.э. начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине первого тысячелетия до н.э. они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. Присредиземноморскую полосу заселяли иберы (юго-запад), позже здесь оседали лигуры (юго-восток). В 7-6 вв. до н.э. финикийцы и малоазиатские греки основали здесь многочисленные колонии, от которых ведут свое начало города Марсель (древняя Массалия), Ницца, Антиб, Арль и другие. Со 2 в. до н.э. сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну Галлией. Римское завоевание Галлии в 58-52 гг. до н.э. привело к романизации ее населения, которая интенсивно проходила вплоть до конца существования Римской империи, и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Немалую роль в превращении этих этносов в романоязычных сыграла с 3 веке христианская церковь Рима, официальным языком которой всегда была латынь, повлиявшая на появление французского языка. Во времена Великого переселения народов в 5 веке в Галлию вторглись германские племена вестготов на юг и юго-запад, бургундов на восток и юго-восток, и франков на север и северо-восток и гуннов. В начале 6 в. франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 г. завоевали королевство бургундов. С середины 6 века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу 9 в. народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Так как романизация севера и юга Франции шла неодинаково, сложились две этнические общности: северофранцузская и южно-французская, языки которых назывались ланг д"ойль и ланг д"ок. На юге к 11 в. стал складываться литературный Провансальский язык.

К 10 веку формировалась единая политическая общность, объединяясь вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже. К началу 14 века под властью французских королей была объединена большая часть Франции. На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила на севере Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу 15 в. начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становиться общим французским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в 16 в. усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного производства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса.

Французы составляют большинство населения (90%) Франции. Их численность 45 млн. 500 тыс. человек. Французский язык относится к романской группе индоевропейской языковой семьи.

В древнегалльскую, или кельтскую, эпоху в антропонимии характерно наличие старинных кельтских имен: Caisorix , Marobodos , а также древнееврейских имен собственных: Isaac , fils d’Abraham (Исаак, сын Авраама), David , fils d’Isai (Давид, сын Исайи). Были в употреблении и греческие имена: Demetrius , fils d’Antigone et de Stratonice (Деметриус, сын Антигоны и Стратониса), Demetrius, fils du precedent de Cleopatre (Деметриус, сын предшественника Клеопатры) 1 . Через греческий язык на территории Франции распространялись библейские имена: Abraham , David , Gabriel , Joseph , Anne , Eve . Большое число греческих личных имен сохранилось и в современной французской антропонимии: Andre , Basile , Eugene , Georges , Theodore , Leon , Philippe , Alexandre .

Эпоха римского нашествия оставила во французской антропонимии следующие имена, главным образом мужские: Arthur , Merlin , Perceval , Lancelot — и в основном имена латинского происхождения: Ciranius , Remis , Geranius , Romulus , Marius , Camillus , Martinus , Felix , August , Victor . Позднее французы заимствовали из римского именника и двучленные имена, такие, например, как мужские Numa Pompilius , Tullus Hostilius , Servius Tullius и женские Rhea Silvia , Livia Drusilla , Valeria Messalina .

Вторжение германцев на территорию Франции пополнило французскую антропонимию типично германскими именами такого типа, как Aalis , Ermelinde , Mahaut , Abbo , Hugo . Германцы, однако, находились под сильным влиянием Рима, и потому через их язык шло проникновение во французский именник латинских имен: Claudius , Civilis , Abbolenus , Hugolinus , Carolus и др.

Во время так называемого франкского периода (V-IX вв.) на территории Франции употреблялись имена германского происхождения, свойственные германским аристократам, такие, например, как имя Raymond , которое часто встречалось на юге Франции в XII-XIII вв. и было связано с именем графов Тулузских. В V-IX вв. личные имена у франков были, как правило, одночленными и очень напоминали германские и скандинавские имена: Brynhild — Brunehaut , Hrodgar — Roger , Harbard — Herberd .

Французская знать нередко давала своим детям имена королей: Henri , Louis , Francois . Женские личные имена, такие, как Andrea , Jacoba , Jaquette были распространены в IX в.; средневековые имена Rose , Violette , Marguerite бытуют и в современной французской антропонимии.

С XI до XV в., чтобы отметить фамильные связи, к имени сына нередко добавляли имя отца, например: Jean, fils de Pierre (Жан, сын Пьера). Женщина в это время чаще всего носила имя отца, принимавшее по римскому обычаю женскую форму: Alda Engilberta — fille d’Engilbert (Альда Анжильберта, дочь Анжильберта).

В образовании имен собственных большую роль всегда играли суффиксы; они указывали, в частности, на соотнесенность имен с определенным регионом. Так, например, множество имен на севере Бургундии оканчивается на суффикс -ot , который прибавляется к имени существительному или прилагательному, как, например, Amyot (производное от слова ami ), Brunot , или к личным именам: Cobinot , Hugot . Такие суффиксы, как -ot , -in , -et , образуют имена уменьшительные, например: Jehan — Jehannot , Guillaume — Guillot , Lambert — Lambin , Michel — Michelet , Brun — Brunet , Gars — Gasselin . Суффиксы -ot, -otte и -in, -ine в составе имени обозначают чаще всего деревенского жителя: Jeannot , Pierrot , Lubin , Perrin , Charlotte , Claudine , Martine , Mathurine . Латинский суффикс -ius встречается довольно часто: Marius , Alexandrius , Julius , Aurelius . Суффикс -aut имеет уменьшительное значение: Jehan — Jehannaut, Jehunne . При этом характерно удвоение согласной — такое же, как и при образовании женского рода имен существительных.

В средневековье в вульгарном языке употребление предлогов de, a перед личным именем (nom individuel ) указывало на родственные отношения: Ageorges , Aufrere , Deloncle , Duclerc . Предлоги могли к тому же сопровождаться артиклем: Alamartine , Alamargot , Aujean .

В современной системе личных имен французов широко распространены одночленные личные имена, такие, как Jean , Robert , Martin , Pierre , Louis , Rene , Cornelie , Luce , Jeanne , Cecile , Desiree . Двучленные имена сохранились во Франции в настоящее время в Бретани: Jean-Jeacque , Jean-Marie , Jean-Francois , Marie-Louise , Marie-Therese и др.

На современном этапе французская антропонимия пополнилась и некоторым числом заимствованных имен: итальянскими — Amedee , Ferrari , Barberi ; испанскими — Alphonse , Therese , Isabelle ; английскими — Alfred , Edouard , Edmond ; швейцарскими — Gustave ; немецкими — Frederic , Mathilde .

Большинство французских фамилий (noms de famille ), существующих в настоящее время, были распространены и в средние века. Это фамилии (латинского происхождения), обозначающие профессии и ремесла, которые с XIII в. стали передаваться по наследству: Charpentier «плотник» от старофранцузского Chapius , Charretier «возчик» от старофранцузского Charton , Forgeron «кузнец» от Fabrum , Boulangier (в настоящее время — Boulanger ) «булочник», Bouchier «мясник», «торговец мясом», Cloutier «гвоздарь», «торговец гвоздями», Chaussetier «продавец обуви», Fourtier «печник», Charbonier «угольщик», Forestier «лесничий», Gatellier «торговец пирожками» и т.д. Суффикс -ier указывал обычно на профессию.

Во французском языке, как и во многих других языках, форма фамилии определяется отношениями родства. Родственные связи могут быть также выражены суффиксами: галльским суффиксом -enos (Toutissienos = fils de Toutissa — сын Тутисса), романским суффиксом -escu , заимствованным из греческого (Basilescu = fils de Basile — сын Василия). Нередко человек именуется по названию местности, провинции, места рождения или по своему родовому имению. Так, например, латинская фамилия Varius соответствует названию южной местности Verac , Sidonius — т. е. происходящий из Сидона. Жители, населяющие Menard , называются La Menardiere ; часто фамилия определяет назначение или качество жилища: Maisonneuve Caseneuve новый дом»), Borde = Laborde («сельский дом»), Bordenave («новая ферма на юге»).

Некоторые фамилии происходят из прозвищ, которые постепенно становятся наследственными: Leblond «блондин» от blond , Lebrun «брюнет» от brun , Leroux от roux «рыжий», Legros от gros «полный»; в таких фамилиях подчеркиваются некоторые физические качества человека (цвет волос и т.п.). Иногда фамилии отражают происхождение: Le Belge — человек бельгийского происхождения и т.п. Нередко в качестве фамильных имен выступают названия животных — Leloup от loup «волк»; фамилии могут характеризовать черты характера, психологические особенности человека: Peu-sociable «неуживчивый», «необщительный», Jeanrenaud от renaud «хитрый», Malpropre «нечистоплотный», «нагловатый», Jeanpierre , Robespierre от pierre «камень», т. е. человек, обладающий твердым характером.

Обычай употребления предлога перед фамилией остался во французском языке с древних времен, когда он служил показателем аристократического происхождения. Это чаще всего встречалось на северо-западе Франции: Dufore , Dulong , Duclerc , Deloncle . Во французской антропонимии встречаются фамилии не только с предшествующим им предлогом (De Musset ), но и с артиклем (Le Cordier , La Fontaine ), а также одновременно с предлогом и артиклем (De La Fontaine , Du Belley ).

Наследование фамилии со стороны отца возникло впервые в провинции Прованс в XIII в. в городских семьях. При крещении ребенок получал личное имя, сопровождаемое именем отца: Jean, fils Jaquot , что сокращалось в Jean Jaquot , где Jaquot было фамилией. Наряду с фамилиями, унаследованными по отцовской линии, имеются фамилии, происходящие от имени матери, в том случае, когда женщина осталась вдовой и стала во главе семьи: Brune , Bellemere , le fils Rose , или le fils a la Rose , или просто Rose , или a la Rose , даже Larose .

Замужняя женщина носила фамилию мужа, которая принимала форму женского рода, например: Tiece la Cheronne (жена Лешерона), Emeline la Pifaude (жена Пифо), Ales la Jocee (жена Жосе). Эта феминизация личных имен была недолговременной. В настоящее время перед фамилией мужа употребляется слово madame : Madame Pifaut или la Pifaude ; в средние же века употребляли madame лишь по отношению к женщинам знатного происхождения.

В течение многих веков осуществлялся переход от антропонимической модели средних веков (имя, данное при крещении + возможное прозвище) к модели современной (имя индивидуальное + имя наследственное). Современная антропонимическая модель во Франции двучленна, «имя+фамилия»: Pierre Leblanc , Jean Dubois , где имя (prenom ) выступает первым элементом, а фамилия (nom de famille ) — вторым.

Перед главным именем могут стоять дополнительные элементы, обозначающие звание, родство, титул: Pasteur Vallery Radot , Pasteur Vallery Radot Sainte-Beuve , Prince Louis de Broglie ; возможны и сложные фамилии: Louis de Rouvroy duc de Saint Simon .

Имена французов бывают и трехчленные, когда или имя, или фамилия состоит из двух элементов, как, например, имена ряда известных французских ученых, писателей: Frederic Jolio-Curie , Irene Jolio-Curie , Jules-Simon Suisse , Marie-Therese Morlet , что следует рассматривать как наследие романской эпохи: Marcus Tullius Tiro , Publius Cornelius Scipio .

Следует особо остановиться на некоторых формах обращения. Как и у других народов, у французов формулы обращения зависят непосредственно от характера речевой ситуации. В повседневно-бытовом общении чаще всего пользуются при обращении именами в звательной форме: Pierre , Marie , Margerie , Jeacques . В официальных ситуациях обращаются по фамилии или — реже — имени, к которым в обязательном порядке прибавляются monsieur , madame , mademoiselle , camarade : monsieur Calot , monsieur Sermet , madame Langlois , mademoiselle Beaucourt , camarade Louis Baillot , camarade Maurice Dejean , camarade Roger Portal .

Изменения имен и фамилий продолжаются до настоящего времени. Причины могут быть самыми различными, как, например, желание поменять имя «непристойное» (malseant ) или простоватое (vulgaire ) на другое, которое не вызывает отрицательных ассоциаций, например: Faiblmann слабый человек») на Belmann (bel «прекрасный»), Pouillard (pouilleux «убогий», «грязный») на Vouillard («желанный»), Cochon (le cochon «свинья») на Cochois , Gueux (le gueux «нищий») на Crieux . Иногда актеры, политические деятели, писатели выбирают имена по собственному желанию и вкусу (псевдонимы), причем такие, которые, по их мнению, будут способствовать их известности. Псевдоним может быть также образован изменением своего собственного имени, его удлинением или сокращением: Reger — Rey , Morachini — Mora , Gallichet — Galli .

Личное имя может иногда заменить фамилию и стать псевдонимом: например, Jules-Simon Suisse , известный журналист, сохранил имя Jules-Simon , ставшее его псевдонимом до конца жизни. В свое время известная писательница Avrora Dudevant взяла в качестве псевдонима имя Jeorge Sand (Жорж Санд), происходившее из имени известного литератора Jules Sandeau (Жюль Сандо). Актриса Emile Bouchand (Емили Бушан) выбрала себе псевдоним символический — de Polaire от etoile polaire «Полярная звезда», потому что мечтала стать звездой сцены.

Во время немецкой оккупации участники Сопротивления зачастую выбирали такие псевдонимы, которые бы не привлекали внимания фашистов, например, название места Vercors стало фамилией известного французского писателя.

1 Этот способ употребления личных имен был характерен для древних греков ; лицам мужского пола давались имена по линии отца — обычно старшему внуку — или передавались от дяди к племяннику и т.п.

Франция – самобытная страна с незаурядным населением более 64 млн. человек, 75,5% из которых потомственные французы, проживающие в городской местности, причем, только 74% из них говорят исключительно на родном языке. Ежегодный прирост населения более 230 тыс. чел.
Поближе познакомиться с устоем жизни французского народа, особенностями его характера и главными признаками сущности мужчин и женщин поможет этот своеобразный путеводитель.

Все как есть про французов

С годами сложившийся этнический образ любого француза отличается повышенной чувствительностью ко всему национальному и высокоразвитым честолюбием. По этническим признакам выделяют три типа личности по внешности.
Первая относится к потомкам галлов, для которой характерен высокий рост французов, белокурые волосы, светлая кожа и голубые глаза. Вторая – это потомки кельтов, характерный тип темноволосого брюнета (ки) среднего или низкого роста. Третья – явные потомки легуров – короткоголовые и низкорослые со смуглой кожей.
Кроме всего прочего для всех типов характерен прямой нос, слегка вытянутое лицо и в большинстве случаев явная склонность к худобе. Глядя на француза сразу можно понять, что это утонченная натура, с богатым внутренним потенциалом, полным романтики и благородства.
Наряду со всем шармом, так и веющим от всего французского имена имеют свою неповторимую оригинальность. Не зря многие сравнивают их с пением соловья – Луиза, Эльза, Поль, Мишель, которые часто когда-то принадлежали либо бабушкам, либо дедушкам. Однако современные семьи чаще всего дают своим детям имена, заимствованные у других стран.
С течением многовековой истории сформировались отличительные черты французов, которые проявляются в их характере и образе мышления. Аналитический склад ума, богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании нового – вот образ современного француза.
Им постоянно движет их неугомонный темперамент, поэтому для них характерно быстрое принятие решений порой вопреки здравому смыслу, но в любом случае это приводит к долгожданному результату благодаря их незаурядной интуиции.
Им характерна также быстрая возбуждаемость и вспыльчивость характера, что часто сопровождается повышенной эмоциональностью. Тем не менее, в повседневной жизни – это язвительные, жизнерадостные, искренние, немного хвастливые, но в тоже время поразительно галантные особы. Согласно статистике, Франция считается самой легкомысленной страной в мире. Многие жители увлекаются игрой в разные лотереи, на что тратят огромные средства и поэтому известны как слегка расточительный народ.

Личность каждого представителя сильного пола французского народа, несмотря на характерную оригинальность поведения, и характера наделены общими чертами, которые в совокупности складываются в определенный стереотип.
Первое – это непреодолимая радость к жизни, даже, несмотря на возникшие проблемы, истинный француз никогда не впадет в уныние и не раздует скандал на ровном месте, чаще всего все переводится в обычную шутку и остается за стенами дома. Ибо афишировать личные неурядицы у них считается дурным тоном.
Второе – повышенное внимание к собственной особе, им очень важно мнение окружающих. Для них характерен тщательный выбор гардероба и поддержание внешнего вида. Шик и вместе с тем душевная простота, переплетенная с настоящим французским юмором – то, что особенно влияет на формирование каждого индивидиума.
Третье – романтики от природы и галантные от далеких предков, для них семья – это стабильность, покой, надежный оплот и поддержка в трудной ситуации. Им совсем не трудно убраться в квартире или посидеть с ребенком, от которого до исполнения совершеннолетия требуется лишь одно – уметь вести себя за столом и не отставать в учебе.
К увлечениям можно отнести пристрастие к кулинарии, шопинг, хорошая машина, свой дом и званые праздничные ужины, которые так почитаемы во французских семьях.


С самого раннего детства представительниц слабого пола приучают к тщательному уходу за собой, подбору одежды, при этом не забывают о хороших манерах, так что сформировавшаяся француженка – это самодостаточная женщина, сияющая привлекательностью и наделенная особым шармом. По элегантности им нет равных, им удается невероятным образом следить за собой в любых жизненных ситуациях – они всегда на высоте и выглядят обворожительно. Выбор и покупка украшений – одно из главных пристрастий французских женщин, на которые им не жалко никаких денег.
Семья и работа для них не менее важный аспект в жизни, где воспитанию детей отдается особое внимание. В повседневной жизни, или же в ресторане – им присуще особое притягательное обаяние и внутренняя красота.

Культура французов

Чем отличаются французы, так это их рвением к особому почитанию своих культурных ценностей, чего они требуют от всех, хотя бы, в их присутствии. Признание чужих авторитетов им чуждо и это вполне оправдано. Стоит только упомянуть о величественных соборах и церквях, которые стали национальным достоянием не только этой страны, но и всего человечества.
Особое место в культурном сознании французского народа отдается моде, где сосредоточено все многообразие ее стилей и направлений. Причем создается впечатление врожденного чувства собственного стиля каждого жителя этой страны.
Более того, при выборе машины предпочтение отдается только отечественным производителям – это неукоснительное правило для большего числа населения.

Известные французы

Ни для кого не секрет, что Франция – «житница» великих умов человечества, произведения и изобретения которых стали настоящим достоянием всего человечества. Это всемирно известные писатели Жюль Верн, Адександр Дюма, Виктор Гюго, композиторы Шарль Лекок, Жак Оффенбах, кутюрье Пьер Карден и Коко Шанель, певицы Патрисия Каас и Марий Матье, ну и конечно Наполоен I.
Нельзя не вспомнить и о прославленных живописцах Альфреде Сислее, Анри Матисс, Эдгар Дега.