Народная и гражданская тема в лирике н.А. Некрасова. Особенности поэтического мастерства. Своеобразие гражданской лирики в поэзии некрасова

19 век дал миру целую плеяду блестящих поэтов - Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Боратынского и Батюшкова... Особое место в истории русской поэзии 19 века занимает поэзия Н.А. Некрасова, имя которого не затерялось среди имен его современников. Лирика Некрасова легко узнаваема по тематике произведений, особой их лиричности, характерам героев.

Мелкопоместный дворянин по происхождению, Некрасов еще в детстве видел деспотизм и крепостническое самодурство отца по отношению к крестьянам. Достоевский писал о том, что Некрасов - это “раненное в самом начале жизни сердце... Эта незаживавшая рана и была началом и источником всей страстной, страдальческой его поэзии на всю жизнь...”.

Важнейшей темой Музы Некрасова стала судьба бесправного мужика, русской женщины-крестьянки, городского нищего люда - народа.

В 1848 г. поэт написал стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, в котором назвал крестьянку родной сестрой своей Музы. Сюжет прост: на Сенной площади, где производились публичные наказания, бьют женщину. За что подвергается она пытке? Неизвестно, да и не это важно. Важен сам факт чудовищного унижения, который можно считать метафорой всей поэзии Некрасова, художественным обобщением.

В стихотворении 1854 г. “Несжатая полоса” перед читателем предстает печальная картина: поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоска. Хозяин надорвался на работе и тяжко заболел. Поэт рассказывает об этой обычной крестьянской судьбе с болью. Образ русского мужика, задавленного непосильной работой, - не только образ конкретного человека, о котором говорится в стихотворении. Это символ всей тогдашней деревни - подневольной, нищей, разоренной, темной. Несжатая полоса - не просто хлеб, не убранный хозяином вовремя, а символ народного горя, бесправия, угнетения.

Тот же образ деревенской России, щемящий, трагический, видит читатель в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Сам поэт был свидетелем того, как к роскошному подъезду министра государственных имуществ М.Н. Муравьева (Некрасов напротив снимал квартиру) приходили просители. Наблюдения писателя легли в основу стихотворения огромной обличительной силы. Мужики в изображении Некрасова теряют единичность, конкретность - это весь деревенский люд, вся деревенская Русь:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди...

Приметы, подмеченные поэтом, - “загорелые руки, лица”, “армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых” - характеризуют всех ходоков. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но все они сливаются в образ одного человека - “русые головы”, “кровь на ногах”, “крест на шее” - крест один на всех. Крест в стихотворении - не просто деталь, он собирает группу просителей в единый символический образ страдания и подвижничества.

Не будучи допущенными к вельможе, крестьяне обращаются к Богу как к высшему принципу, к высшему судье: “Суди его Бог”. И то, что они уходят с “непокрытыми головами”, оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и страдальческий.

В 1864 г. Некрасов написал стихотворение “Железная дорога”. Поэт рассказал в нем о строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Мужики, на костях которых дорога сооружается, олицетворяют многомиллионную народную массу, ведь сошлись они сюда “с разных концов государства великого”. Терпеливо и безропотно несут они на себе бремя судьбы. Изможденный непосильным трудом и болезнями белорус (этот образ особенно ярко выделяет Некрасов) - типичный представитель трудовой народной массы. Некрасов уважительно, с восхищением называет строителей дороги “божьими ратниками”, “детьми труда”, привычку народа трудиться - “благородной”. Но отношение поэта к народу в стихотворении неоднозначно.

В 4 части стихотворения писатель возмущается тем, что мужики кричат “ура” и благодарят купца, который выставил им бочку вина и простил недоимку, а на самом деле обобрал, обманул их. Кажется, “роковые труды” мужиков кончены, но финальная картина, которая должна быть светлой и радостной, такого впечатления на читателя не производит. Напротив, она становится самой горькой.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Позиция Некрасова-гражданина отличается трезвостью, определенностью: у него не было отчаяния, но не было и заблуждения относительно ближайших перспектив крестьянской революции. Он жил надеждой на лучшее будущее народа, и это особенно чувствуется в тех стихотворениях писателя, которые посвящены детям - “Крестьянские дети”, “Дедушка”, “Школьник”.

В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г. Белинским, начинает сотрудничать в журнале “Современник” (1847). Круг общения писателя в те годы - А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. В 1859 г. произошел разрыв писателей либерального образа мыслей и революционных демократов. Некрасов остался с Добролюбовым, Чернышевским, в журнале начали сотрудничать новые писатели-демократы - Успенский, Решетников, Помяловский, Слепцов, Якушкин.

Гражданский идеал, который мы видим в стихотворениях Некрасова, создан поэтом на основе личных впечатлений, личного общения поэта с этими людьми. Своим учителем Некрасов считал В.Г. Белинского, образцом гражданского, общественного служения для писателя был Добролюбов. Он умер в 1861 г. (в возрасте 25 лет), и это было настоящим горем для Некрасова. Ему посвящено стихотворение “Память Добролюбова”.

О своей гражданской позиции, о смысле творчества и всей жизни Некрасов пишет в “Элегии” (1874). Строки этого стихотворения - “Я лиру посвятил народу своему” - можно считать эпиграфом всего творчества поэта. В его поэзии много противоречий, особенно в “Последних песнях” - цикле стихов, написанных незадолго до смерти (1877). Он всю жизнь боролся - и сознавал бесплодность борьбы, свою беспомощность, переживал приступы решимости и безволия - все это отразилось в его стихах, главным достоинством которых является гуманизм.

Он понимал, что исходом этой борьбы будет его гибель, и хоть поэт не смог изменить многое в русской жизни - литературной и общественной - он многое сделал для пробуждения совести русского общества. На его поэзии воспитывалась русская интеллигенция 2 половины 19 века.

В творчестве Н.А. Некрасова обновились традиционные жанры русской поэзии - он ввел гражданские мотивы в жанр элегии, политические мотивы в романс (“Еще тройка”), социальную проблематику в балладу (“Секрет. Опыт современной баллады”). Некрасов творчески использовал русский фольклор - в его произведениях чувствуются песенные ритмы и интонации (“Мороз Красный Нос”, “Коробейники”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Песня Еремушке”). Для его лирики характерны анафоры, параллелизмы, повторы, гиперболы - традиционные приемы устного народного творчества. В его поэзии более, чем у кого-либо, развиваются трехсложные размеры стиха - дактиль и анапест (“Еду ли ночью по улице темной”),преимущественно глагольные рифмы. Некрасов поэтически обыгрывал пословицы, широко использовал постоянные эпитеты, простую разговорную речь, народную фразеологию.

Урок литературы в 9 классе.

Гражданские мотивы лирики Некрасова.

Цели: - познакомить учащихся с произведениями Н.А.Некрасова, пронизанных гражданскими мотивами;

Формировать навыки составления «Очерка жизни и творчества»; анализа лирического произведения;

Воспитывать гражданственность и патриотизм.

Ход урока.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов

Любимейший русский поэт.

Представитель добрых начал

В нашей поэзии.

Н.А.Добролюбов

1. Чтение стихотворений минераловодского поэта Л.М.Климовича о Н.А.Некрасове.

Стихотворение Поэзия.

Поэзия – сердце живые истоки,

Его неуемности бурной волна,

Что выплеснет звонко рифмою строки,

Любви безоглядной иль гнева полна.

Поэзия – страсти, бунтарства фортуна,

Народного счастья и горя певец,

Завидная в жизни поэта трибуна

И в призрачном блеске терновый венец.

Горячий, взывающий к чести призыв,

На подвиг, в бессмертье героя зовущий,

Рождающий яркий и гордый порыв.

Поэзия – пламя души человека

И отблеск духовной его красоты.

Счастливейшим будет от ныне до века

Достигший безмерной ее высоты.

(1971 г.)

Стихотворение «Почитая Н.А.Некрасова»

В стихах поэты воспевают

Теперь луну, любовь, цветы.

При этом будто забывают

Про пульс житейской

Где жизнь с ее проблемой вечной,

С контрастами людской судьбы

И вереницей бесконечной

Незатихающей борьбы?

Где бард с его весомым словом,

С его позицией крутой

И почему молчит он снова

О том, как быть в беде большой?!

Я же не могу того не чтить,

Кем путь в поэзии указан:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан».

Я это понял, как пароль,

Как вещие слова присяги:

Во мне сидят чужая боль

И нашей жизни передряги.

Молчать я нынче не могу,

Мне за страну, людей обидно

Поэтому в стихах не лгу,

И в них меня, бесспорно, видно.

(1997 г.)

2. Проверка домашнего задания.

1) «Краткий очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова».

2) наизусть – одна из лирических миниатюр. («Умом Россию не понять…»)

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Известно, что Н.А.Некрасов вел большую общественную работу. С 1847 г. он издатель и редактор «Современника». После закрытия журнала (1866 г.) ему удается возглавить «Отечественные записки», где поэт проработал до самой смерти.

Деятельность Некрасова как издателя и редактора – одна из самых богатых и плодотворных страниц в истории русской демократической печати. В особенности плодотворным было время с середины 50-х годов, когда в «Современник» пришли Чернышевский и Добролюбов. Вместе с ними он осуществляет пропаганду революц-идей. Вокруг Некрасова группируются лучшие литер-силы.

Умер Некрасов признанным поэтом, которому многие современники отдавали первенства даже в сравнении с Пушкиным и Лермонтовым.

В творчестве Некрасова можно выделить несколько этапов:

1-й – 40-е годы;

2-й – 50 – 60 – е гг.;

3-й – 70 – е г.

Каждый период имеет свои особенности. В 40-е годы Некрасов освобождается от кратковременного влияния романтической поэтики, усваивает традиции Гоголя.

2-ой период характеризуется усилием гражданских мотивов, а 3-ий период связан с интенсивными поисками положительного героя, способного возглавить борьбу за всенародное счастье.

Все тематические линии поэзии Некрасова так или иначе преломляются в одном фокусе: в центре внимания поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни.

Некрасов именовал свою музу «печальной спутницей печальных бедняков». Трагедия неимущего городского люда, крестьянства раскрыта поэтом с небывалой

Некрасов проклинает условия, порождающие людские несчастья,гневно обличает тех, кто равнодушен к страданиям бедняков.

(«В дороге», «Вор», «Псовая охота» и др.)

В 50-70- е гг. тема народного страданья становится едва ли не основой в его творчестве.

Это стихотворение: «Нестатная полоса» (1854 г.)

«Забытая деревня» (1855 г.),

«В полном разгаре страда деревенская» (1863 г.)

Некрасов был певцом не только народных страданий, но и певцом мести, борьбы. С надеждой на пробуждение народа написано одно из самых скорбных стихотворений – «Размышления у народного подъезда». (1858 г.)

Некрасов верил в духовное возрождение русского народа, был убежден, что он «вынесет все» - и широкую, ясную. Грудью дорогу проложит себе. (ст. «Железная дорога»). В деле формирования передовых общественных настроений Некрасов большое значение придавал поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) высшей целью поэзии Некрасов объявил служение народу.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибки безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Некрасов утвердил в русской лирике самый высокий идеал гражданственности, основанной на активной борьбе за народное освобождение.

  1. Выразительное (комментированное) чтение стихотворений Некрасова:

- «полоса»;

- «В полном разгаре страда деревенская»;

- «Размышления у народного подъезда»;

- «Поэт и гражданин».

5. Домашнее задание.

Устное сообщение по теме урока(с выразительным чтением стихотворений);

Наизусть одно из стихотворений (по теме урока).


Сочинение

«Поэт и гражданин» - драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить пороки смело», обличать зло - к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира -

Чему достойнее могла служить бы лира?..

(«Элегия»)

В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В подвижническом облике «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.

Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал...

(«Памяти Добролюбова»)


Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение
Читинский Техникум Железнодорожного Транспорта

Реферат

Тема: «Гражданская лирика Н.А.Некрасова».

Дисциплина: Литература

Выполнил студент ТС-111 Полоротов А.А.

Проверил: Каргаполова Г.П.

Чита 2011г.

Введение………………………………………………………… ………2
1. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова……………………3
2. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова………...6
3. «Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова…………………………..12
4. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова………………...15
Заключение…………………………………………………… …………18
Список литературы............. .............................. .............................. ..........19

Введение

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она....
... Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
(Элегия 1874г.)

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

1.Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа
(“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап.Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди” , “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно - патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”) . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика”- “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе…
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.

2.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .

Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки».
Обращаясь к традиции исследования поэтического творчества Некрасова,
следует сказать, что основной канвой большинства работ является
биографическая и социально-идеологическая, политическая проблематика
творчества поэта. Традиция особого внимания к «идеологической» основе
творчества поэта прочно закрепилась с периода «народнической критики» 19
века. В то же время проблемы лирические, исповедальные, духовные, их
взаимодействие в поэзии Некрасова исследованы достаточно мало.
Говоря об истории обращения исследователей к данной проблеме, прежде
всего, следует отметить деятельность Д. С. Мережковского в конце 19 века.
Отличительной чертой работ данного исследователя является абсолютное
отречение от идеи «Некрасов – гражданин». Он одним из первых выделил
«вечную сторону» в творчестве поэта. Говоря о предыдущих
исследованиях, он отмечал: «Они совершенно упустили из виду, что есть
другой Некрасов – великий и свободный поэт, который, помимо своей воли,
творил «не для житейского волненья, не для корысти не для битв». Некрасов – идеалист,… верующий в божественный и страдальческий образ… святое воплощение духа народного». Мережковский впервые указал на данную сторону творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая критика», для которой произведения поэта были только собранием социально- политических идей. Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира.
Говоря о феномене «лирической эпичности» Некрасова следует
сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как
предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём
творчестве отрешённую, роковую интонацию вещания мировых истин
унаследованную от Тютчева с потрясенной интонацией сверх чувственности,
невыразимости ощущений Фета. Обращаясь к отличию поэзии Некрасова от поэзии современников и предшественников, нам представляется возможным отметить «особую позицию субъекта» в стихотворениях Некрасова.
Обращаясь к стихам поэта, можно отметить отсутствие в них искусственности, надуманности. Характерным явлением для лирики 19 века, особенно периода, предшествующего творчеству Некрасова, является искусственное создание ролей, проблем, тематики стихотворений. Многие авторы действовали по образцу, по традиции, по определённому зафиксированному сценарию.
Обращаясь к творчеству Некрасова с этих позиций, нам представляется обязательным выделить кардинальное отличие его стихов от данного явления. Стихи Некрасова не являются надуманными, искусственными, чем грешило большинство его предшественников и современников. Начиная с ранней поэзии, произведения Некрасова наполнены крайней субъективностью. Уже в раннем поэтическом сборнике поэта «Мечты и звуки» проявляется эта тенденция. Несмотря на кажущуюся «пестроту» этого сборника представляется возможным выделение особых позиций субъекта в ряде стихотворений. Проявление субъекта в сборнике в первую очередь замечается на уровне выражения настроений. На этот факт впервые обратил внимание А. Краснов. В дальнейшем эту идею развил В. Евгеньев-Максимов. Одним из ведущих субъективных начал в этом сборнике является наличие двух настроений «созерцательного» и «пессимистически - обличительного». По мысли М. Барро этот факт является проявлением, того, что уже в первой
некрасовской книжке «… отразилось постепенное изменение его идейных и
творческих представлений… во время работы произошёл некий духовный перелом, сведший прежнего мечтателя с заоблачных высот на землю».
Важным элементом «лирической эпичности» Некрасова является
особый масштаб охвата материала в лирических произведениях. Продолжая
сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками
необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики
замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого
выхода «во внешний мир». Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания. Обращаясь к интересующей нас поэме «Уныние», в качестве примера, можно выделить следующие строки:
Какой восторг! За перелетной птицей
Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю... мечтаю...
Не чувствовать над мыслью молотка
Я не могу, как сильно ни желаю,
Но если он приподнят хоть слегка,
Но если я о нем позабываю
На полчаса,- и тем я дорожу.
Я сам себя, читатель, нахожу
А это все, что нужно для поэта.
(Уныние)
Продолжая отмечать факты особой «лирической эпичности» стихотворений Некрасова нельзя обойти и факт особых черт лирики Некрасова, использование Некрасовым особой жанровой системы.
Лирические произведения Некрасова многообразны, захватывают самые различные стороны жизни. Это и отклики на политическую жизнь страны, и темы из жизни крестьянства, и очерки городской действительности, и любовная лирика, и картины природы, и едкое осмеяние мира чиновной и дворянской верхушки. Лирика Некрасова, впрочем, как и все его творчество, не укладывается в привычные жанры и формы. Его лирика тяготеет к эпичности, нарушающей представление о жанровой замкнутости. За редким исключением лирика его выходит за пределы не только традиционных жанров, но и за пределы самого понятия лирики, как оно сложилось в обычном представлении, ограничивавшим лирику «самовыражением», «самораскрытием» поэта, его внутренним миром.
Как мы считаем, Некрасов не только отказался от соблюдения жанровой
дифференциации, унаследованной от поэзии классицизма и романтизма, но и от точного разграничения лирических и эпических принципов поэзии. Существует вопрос определения жанров таких произведений Некрасова, как «Рыцарь на час», «Крестьянские дети», «Тишина», «Уныние». Их можно назвать поэмами, но они лишены сюжета, выражают, прежде всего, или душевное состояние самого поэта, или его раздумья, а в «Крестьянских детях» - ряд встреч и впечатления автора. Сочетание в одном произведении лирического и эпического начал, - особенно характерно для Некрасова. В этом новаторский принцип его поэзии.
Можно конечно положить в основу разграничения лирики и эпоса у
Некрасова чисто количественный принцип: «мелкие стихотворения» и большие произведения - но это не будет решением вопроса, поскольку в этом случае игнорировался бы вопрос о внутреннем, структурном принципе.
В работе А. Гаркави «Становление реалистических жанров в поэзии Н. А.
Некрасова» справедливо отмечено, что «Некрасов создал новый жанр,
осуществленный уже в стихах 40-х годов, получивший затем дальнейшее
развитие».
Используя опыт «физиологического очерка» прозаиков «натуральной школы», Некрасов создал «совершенно иные, новые стихотворные жанры, в
которых ведущую роль играло авторское повествование». В таких произведениях, как «Крестьянские дети», это особенно наглядно.
Стихотворение строится по принципу очерка, в котором фактические наблюдения и рассуждения автора занимают основное место, а авторская речь, с включаемыми в нее диалогами персонажей, определяет весь стиховой строй. Некрасов отказался от традиционного разделения жанров (хотя, конечно, это не исключает разделения на такие «виды» поэзии, как поэма, лирическое стихотворение). В некрасовских стихах сливались воедино и сатира, и любовная лирика, и публицистическая инвектива, и элегическое раздумье. Как определить «жанр» таких стихотворений, как «Размышления у парадного подъезда», «Рыцарь на час», «Прекрасная партия»? Жанровой замкнутости поэтов «чистого искусства» Некрасов противопоставил отказ от жанровых рамок, вовлечение в поэзию художественных принципов иного «рода» искусства - прежде всего прозы.
Поэзия и проза вовсе не противостоят друг другу. В русской литературе есть немало примеров «поэтической прозы» и «прозаизации» стиха. В качестве примера можно привести Гоголя, который писал прозу, в которой ориентация на поэтические, стихотворные формы несомненна. Многие страницы романов Тургенева также приближаются к его «стихотворениям в прозе», а последние написаны не стихами, а «прозой». В свою очередь, Некрасов переносит методы прозы в свои стихи, отнюдь не снижая и не нарушая их поэтичности. Ведь само перенесение принципов прозаического повествования: сюжетности, разговорной фразеологии, еще не делает его стихи «прозаическими», они остаются, несмотря на это, подлинной поэзией, как это было и с пушкинским «Евгением Онегиным», наметившим развитие русского романа XIX века. Тем не менее, самый художественный метод, манера, стиль приобретают в них иное, новое
качество. Соображения Некрасова о соотношении прозы и поэзии чрезвычайно важны для понимания его художественного метода. «Синтез» структурных особенностей прозы и поэзии, взаимопроникновение «образа» и «мысли»,- такова задача поэта. От «прозы» поэзия заимствует, прежде всего, мысль, воспроизводство жизни - и в то же время поэт одним образом, одним словом способен передать то, для чего прозаику требуется «целый ряд черт». Это «требование примата «мысли» как в прозе, так и в поэзии особенно существенно, поскольку объясняет основную особенность поэзии Некрасова: неизменную наполненность его произведений «мыслью», прямую и точную соотнесенность слова и смысла».
Это требование мысли, «содержания», их значительности постоянно
высказывается Некрасовым и при оценке чужих стихов.
Принципы прозы не механически переносятся в поэзию, а приобретают в ней особую форму, иное звучание, прежде всего, поскольку самое слово в
стихе несет неизмеримо большую образную, ритмическую и интонационную
нагрузку.
От прозы перешла в стихи Некрасова сюжетная организованность
повествования. Его стихи в большинстве случаев сюжетны или наполнены рядом событий. Но сюжет в прозе и сюжет в стихотворении во многом разные вещи. В стихотворении и даже поэме он является тем логическим, повествовательным каркасом, который определяет как развитие действия, так и отбор материала. Естественно, что словесное выражение здесь не может быть столь неограниченно свободным, как в прозе. Так же от прозаической манеры в поэзию Некрасова перешла и любовь к точной, выразительной детали, строго реалистической и в то же время глубоко поэтичной. Ведь если бы эта деталь находилась в контексте прозаического повествования, возможно, что она и не выделялась бы, затерялась в общем потоке.
Связь поэзии Некрасова с прозаической культурой его времени была
глубоко плодотворна для расширения традиционных возможностей поэтических жанров, для углубления реализма в его творческом методе.
Некрасов, «как в поэмах, так и в лирике опирается на художественные
принципы современного реалистического романа», восходящие к пушкинскому «Евгению Онегину», «Мертвым душам» Гоголя, «Герою нашего времени» Лермонтова и углубленные в прозе писателей 40-60-х годов - Тургенева, Толстого, Достоевского, Гончарова. Это, прежде всего изображение человека в его социальной среде, столь последовательно проведенное Гоголем; во-вторых - сочетание в характере типических и индивидуальных черт. Именно эти свойства означали «торжество реализма в русском романе».
Однако Некрасов не механически переносит в стихи эти художественные принципы, выработанные прозой. Естественно, что в поэтически стихотворном произведении они приобретают свои особенности.
Широкий охват жизненных явлений, их глубокий социальный анализ определяли обращение Некрасова к эпосу. В его творческом наследии поэмы
занимают основное место. В них он мог полнее и углубленнее показать все
многообразие жизни, социальные условия, в которых формировались
изображаемые им характеры. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Современники» и эпопея «Кому на Руси жить хорошо» дают картину русской жизни начиная с 50-х и кончая 70-ми годами XIX века. В поэмах Некрасов выступает как художник-новатор, создавший новый социальный и реалистический жанр поэмы. Тяготение Некрасова к эпической форме, к поэме начинается еще на первоначальном этапе его творческого пути.
Уже в таких стихотворениях, как «В дороге» или «Чиновник», Некрасов создавал широкую жизненную картину на основе повествовательного опыта очерковой прозы «натуральной школы», с острой социальной тенденцией. Поэмы Некрасова «противостояли канонам романтической поэмы, получившей широкое распространение в русской поэзии со времен южных поэм Пушкина и романтических поэм Лермонтова». Патетической эмоциональности этих поэм, их необычным героям, их сюжетной и драматической напряженности - Некрасов и последователи «натуральной школы» «противопоставили события, взятые из обыденной жизни, использовали опыт прозаических жанров и в известной мере «Евгения Онегина» и таких поэм Пушкина, как «Домик в Коломне» и «Граф Нулин», знаменовавших обращение к ыту, отход от принципов романтической поэмы».
Подводя своеобразный итог вышесказанного можно отметить, что в
творчестве Некрасова сложился особый тип лиро-эпического жанра. В этом типе очень тесно сочетаются эпическое начало – то, что явлено глазами, что было характерно для реальной жизни и лирическое начало – чувства, боль поэта. Именно в сочетании этих начал и кроется литературное новаторство, открытие Некрасова. Произведения Некрасова лироэпичны в своей основе, по своей природе. Также проблемой, связанной с «лирической эпичностью» произведений Некрасова является проблема сочетания субъективного и объективного, видимого соединения героя и поэта. Некрасов использует своих героев, описание обстановки для выражения собственных чувств, моральных идеалов. Поэт не просто «надевает маску» определённого героя, а, как правило, он «вживается» в его образ, видит, мыслит, анализирует с точки зрения этого героя. И это часто приводило к отождествлению автора с лирическим героем стихотворений. И на это не влияет, что часто о герое высказывается в третьем лице. Особенно это отразилось на «покаянной» лирике последних годов жизни Некрасова, его «последние песни» воспринимались как исповедь реального человека, вне опосредования и абстракции. Исходя из этого, сложилось особенность в восприятии и анализе данных стихотворений на многие годы. В качестве причины этого можно назвать, прежде всего «неискушённость широкой публики в вопросах творчества». Все от рядовых читателей до профессиональных критиков «грешили» этим. Критик В. Зайцев, обращаясь к стихотворениям Некрасова, говорит: «Я приступаю к его сочинениям с теми же требованиями, с какими приступаю к произведениям критика, историка, публициста, беллетриста. От всех их равно каждый читатель требует, прежде всего, честной, свежей мысли, верного взгляда на предмет… … и ясного изложения своего мнения».
Возвращаясь к творчеству Некрасова, следует выяснить, что именно в
самих его стихотворениях подаёт повод к отождествлению поэта и его героя.
Одна из причин, – это тесная связь духовного содержания лирики Некрасова
со становлением личности поэта. Показательным с этой точки зрения является наличие в творчестве Некрасова точек соприкосновения, «опорных вех» с его реальной биографией. Подобная тенденция пронизывает всё творчество, и присутствует у Некрасова, начиная с его первого сборника «Мечты и звуки». Самая ранняя точка соприкосновения лирического творчества и реальной жизни – отклик на преждевременную смерть старшего брата Андрея. Мы уже отмечали большое внимание Некрасова к периоду его жизни, связанному с переходом его к самостоятельной, независимой жизни,
становлению его как поэта в записях его современниках. Не меньшее, а даже
гораздо большее внимание к этому периоду биографии прослеживается и в его лирических произведениях.
Как мы видим стихотворения первого некрасовского сборника «Мечты и
звуки» явственно указывают не такое важное событие в жизни Некрасова, как оставление им родным мест и переезд его в Петербург. На протяжении всего своего творчества Некрасов многократно обращался к теме детства, родины. Это можно проследить в ряде произведений абсолютно разных лет: «Родина» 1846, «Несчастные» 1856, «На Волге» 1860, «Уныние» 1874, «Мать» 1877. Непосредственно конкретные факты биографии, связанные со временем «петербургских скитаний» и «литературной поденщиной» в лирике Некрасова не отобразились. Основная масса стихотворений, так или иначе, посвящённых этому периоду содержит настроения духовного кризиса, перелома, который постиг поэта. Большая часть некрасовских стихотворений отражает чувства автора связанные с А. Панаевой. Данные стихи можно рассматривать как психологическую историю любящих людей, произведение с собственной композицией – завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой, эпилогом. Основное содержание этих стихов – лирические признания:
и т.д.................

ГБОУ ООШ № 36

г. Севастополь

Литература 6 класс

Тема: Н.А. Некрасов Гражданская позиция поэта.

Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..»,

«Великое чувство. У каждых дверей…»)

Урок подготовила

учитель русского языка и литературы

Крапко Светлана Фёдоровна

Литература 6 класс

Тема урока: Н. А. Некрасов Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..», «Великое чувство. У каждых дверей…»)

Эпиграф: «Я лиру посвятил народу своему» (Н. А. Некрасов)

Цель:

    Выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н. А. Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщине – матери;

    Формировать навыки выразительного чтения, многоуровнего анализа лирического текста, лексической работы;

    Развивать нравственно – эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин».

Задачи:

    Организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н. А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины – крестьянки, женщины – труженицы, женщины – матери;

    Способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а так же навыков выразительного чтения;

    Создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а так же интереса к литературе, искусству, музыке.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Понимание ключевых проблем изучаемого произведения 19 века;

    Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос стихотворений;

    Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

    Создавать монологические высказывания;

    Понимание русского слова и его эстетической функции.

Метапредметные:

    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

Личностные:

    Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма;

    Настроения сомнений, тревоги;

    Ощущение катастрофичности поздней лирики Н. А. Некрасова;

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверяется готовность к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель: ребята, вам необходимо было дома вспомнить, что характерно для произведений УНТ. Какие слова характерны для УНТ?

Дети: слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова, междометия. Например : дубравушка, лужок, ельничек, дороженька; эпитеты: буйная головушка, миленький дружочек, соколик ясный….

Учитель: дома вы написали тезисный план по статье учебника о Николае Алексеевиче Некрасове. (проверяется несколько работ).

Учитель: проведем небольшую лексическую работу. К Некрасову относится ключевое слово: гражданин.

Дети: зачитывают понятия из словаря Ожегова.

Учитель: продолжим список слов:

Дети: патриотизм; любовь к родной природе; родной земле, к русской женщине – матери.

Учитель: гражданин в лирике Некрасова Н. А. – «Отечество достойный сын»; человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель: вспомним чем отличается проза от стихотворений?

Дети: стихотворение – речь подчиненная рифме, рифме, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Учитель: как читается стихотворение?

Дети: целыми словами, надо понять, почувствовать, передать голосом. Характерны для чтения стихов темы, тембр, окраска, жесты, мимика.

Учитель: молодцы.

Физкультминутка

4.Изучение новой темы.

Учитель: ребята, что мы будем новое изучать на уроке?

Дети: будем знакомиться со стихами Н. А. Некрасова, учиться их понимать и анализировать.

Учитель: наши цели на уроке:

Дети: выявить художественную идею стихотворений «В полном разгаре страда деревенская» и других. Учиться выразительно читать.

Учитель: слово о поэте.

Учитель : проецируется портрет поэта.

Дети: слово о поэте.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877 гг.) – поэт, чья популярность затмила в своё время самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с той силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания с слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

Учитель: ещё в детстве, любя Волгу, увидев бурлаков, сердце Некрасова сжалось (проэцируется слайд «Бурлаки») от жалости к страданиям и боли людей. А сегодня мы знакомимся со стихотворением «В полном разгаре страда деревенская» (слушаем аудиозапись).

Дети: одновременно следят по учебнику (стр. 7 часть 2).

Учитель: многие художники писали картины на эту тему. Один из них – Алексей Гаврилович Венецианов (слайд «На жатве. Лето»)

Дети: сообщение о художнике.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) – один из сновоположенников бытового жанра в русской живописи. Именно в это период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето.». работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна.» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника – «На жатве. Лето» отличается лирико – эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А. Г. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета – пору деревенской страды – со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Учитель: как созвучны картины Венецианова со стихами Некрасова. Ребята, какие у вас возникли первоначальные впечатления о стихотворении? Кому посвящает поэт стихотворение?

Дети: русской женщине – крестьянке.

Учитель: какой вы представляете себе русскую женщину – крестьянку?

Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская …» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки.

Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры.

Учитель: стихотворение датировано 1862 г. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права. Измелилось ли что в судьбе русской крестьянки?

Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

В каких строчках звучит главная тема стихотворения?

Дети: Не сыскать труднее русской долюшки женской.

Учитель: каков образ матери в этих строчках?

Дети: образ многострадальной матери.

Учитель: что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения?

Дети: русская женщина вынесет всё.

Учитель: (далее следует выразительное чтение детьми фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!»)

Дети читают

Учитель: найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Дети: крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок.

Учитель: напряжение, возникшее в первых трёхстишьях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

Дети: выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжелую» до слов «Надо ребенка качать!»

Учитель: как меняется лексика в этих трёхстишьях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

Дети: просторечные слова «баба». «косуля», слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косынька» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

Дети: выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам..?»

Учитель: какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Дети: поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

Учитель: а в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Четыре её лица становятся отчётливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

Учитель: с какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, просторечные слова? В начале урока мы об этом говорили.

Дети: повторы «Доля ты! – русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, Пой терпеливая мать!»…), уменьшительно – ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

Учитель: как проявляются чувства поэта – гражданина в финальных строчках стихотворения? Стихотворение «В полном разгаре…» в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько – ироничная интонация стихотворения Н. А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

5.Познакомимся ещё с одним стихотворением поэта.

Учитель: (слайд) анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

Обращение к портрету Н.А. Некрасова работы И.Н.Крамского. в начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе. Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70х г. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И. Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова. Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясён он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнём, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обречённость, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877). Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал её и после смерти Некрасова. Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют, то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. В памяти потомков он останется пламенным поэтом – гражданином.

Учитель: выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! У каждых дверей…». Стихи Н. А. Некрасова 70-хх гг. более чем когда – либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма.

Учитель: ребята, подведём итоги урока.

6.Рефлексия.

Учитель: ребята, закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

    Сегодня на уроке я узнал….

    Лучше всех на уроке работал…

    Я могу похвалить своих одноклассников за…

    Я могу похвалить себя за…

    Своей работой на уроке я…

    Урок сегодня был….

    У меня настроение…

7.Домашнее задание.

Стр. 7 (2 часть)

Наизусть стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Кому трудно – выучить отрывки.