Народы россии - ханты. Происхождение и история народов ханты и манси

Выяснение истинного происхождения народа ханты затруднено из-за отсутствия необходимых достоверных данных. У учёных имеются отрывочные сведения их дальних соседей, поэтому версии выдвигаются на основе лингвистики, археологии и фольклора.

Например хантийский язык лингвисты относят к финно-угорской группе уральской семьи, однако, где жили первые его носители, учёные также до сих пор не выяснили.

Предполагается, что предки хантов около 4 тысячелетий назад (во время потепления климата) переселились по Оби к северу, где продолжала заниматься и сельским хозяйством.

В процессе военных столкновений с , мантами, татарами и другими племенами сложились союзы хантийских племён. Во главе их стояли представители знати так называемые «княэпы». После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI века западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству. В XVII веке началось освоение Западной Сибири русскими, которые соорудили там остроги, позднее превратившиеся в города. Переселение крестьян на эти осваиваемые земли привело к тому, что численность русского населения стала выше, чем коренного.

В начале XVII века хантов было 7859 человек, в конце XIX их насчитывалось 16 256 человек. Однако возрастание численности происходило не за счет естественного прироста, а за счет выявления новых налогоплательщиков.

В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный округ. В настоящее время ханты проживают в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 28 тысяч хантов.

Основными занятиями хантов были речное рыболовство, охота (пушной зверь, лось, медведь), оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство.

Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности, однако, довольно большое число их (около 30%) сейчас живёт в городах и заняты в различных сферах.

Зимние жилища ханты делали либо каркасными, либо срубными (на манер русских). Они отапливались они очагом или железной печкой. Кочевники жили в простых каркасных сооружениях, покрытых корой деревьев. Помимо дома во дворе располагались более простые постройки или и вовсе навесы для хранения припасов, печи для выпечки хлеба, баня и тому подобное.

Кочующие оленеводы в тундре и лесотундре жили на стойбищах в чумах самодийского типа, покрытых оленьими шкурами. Большинство хантов (живущих не только в городах, но и в сельской местности) в настоящее время ведут осёдлый образ жизни и живут в более современных постройках.

В XVI-XVIIвеках были большие отцовские и братские семьи. В случае смерти старшего брата младший брал в свою семью его жену вместе с детьми. У некоторых хантов было принято в помощь старой жене брать молодую. Естественно, сейчас все эти обычаи забыты.

Традиционные занятия хантов шитьё одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. У се¬верных групп хантов в верхней мужской одежде преобладала надеваемая через голову (малица, гусь, парка), у южных и восточных - распашная.

Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду различного покроя. Исключительно женскими видами одежды были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие яркие головные платки. Вообще одежда хантов, в особенности женщин, отличалась яркими цветами. Женщины также носили нагрудные и накосные украшения.

Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему. Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых. Среди народных сказаний легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных. Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее. Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Ханты — один из древних народов Западной Сибири, широко
расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от линии Демьянка-Васюган на юге до
Обской губы на севере. Согласно мифам, некоторые божества хантов происходят с
верховьев Оби, а предания рассказывают о походах их предков до Карского моря. В
географическом отношении территория представляет собой Западно-Сибирскую
низменность с зоной тайги и лесотундры. Край богат полезными ископаемыми, в том
числе имеется золото; в последние 20 лет здесь ведутся разработки богатейших
месторождений нефти и газа. Это Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Основной пищей хантам служат рыба и мясо. Рыбу ели сырой (свежепойманную
и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой. Из внутренностей вытапливали
рыбий жир, употреблявшийся с разными продуктами — рыбой, ягодами, мучными
изделиями. Основным источником мяса были крупные звери — лось и дикий олень.
Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень,
костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо
варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в
вареном виде или вялили и коптили. Из
дикорастущих потребляли главным образом ягоды, собирали и некоторые растения.

Грибы считались "нечистыми", их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция
приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко потребляться
только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги и другие
растительные отвары. Очень популярен был плиточный чай. Многие курили, нюхали и
сосали табак.

Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов —
большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие
временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или
заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и
покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую,
полуконическую и наиболее распространенную коническую — это чум. Его покрывали
не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют
брезент. К постоянным неразборным жилищам относятся землянки или полуземлянки и
наземные постройки из бревен и
досок. Из них наиболее интересны упоминаемые в
фольклоре древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей, в которой
находился вход в жилище. Срубные постройки различались по конструкции крыш:
плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер,
а в постоянных — чувал, сделанный из обмазанных глиной бревен и напоминающей
камин. На улице полуоседлые жители ставили глинобитную печь для изготовления
хлеба и рыбных блюд.

В традиционном хантыйском обществе творчество было вплетено в
единый жизненный поток, в реалии самой действительности. Слово, фраза также
считались не абстрактными, а вполне материализованными, занимающими как и вещь в
пространстве свое должное место. В связи с этим считалось недопустимым опускать
какие-то детали и заменять их другими, даже если они больше соответствовали
сюжетной линии. Иному читателю может показаться нелогичным, мало оправданным,
когда какое-либо повествование не соединяет собой начало и конец; события в нем
развиваются непредсказуемо, а детали столь тесно переплетены и их так много, что
не всегда прослеживается четкая сюжетная линия.

Известна общая черта первобытного искусства, когда художник
(рассказчик) помещает себя как бы внутрь изображаемого и видит то, что сокрыто
для постороннего наблюдателя; иначе говоря повествующий является участником
событий, где все герои одинаково значимы, а сказочные персонажи и мифические
личности — это вы! мы все вместе! Это сравнимо с отношением к произведению
изобразительного искусства: если пожилому ханту показать его собственную
фотографию, то он отметит ее недостаток: "Второй половины нет".

Иногда речь идет о казалось бы очевидных деталях, но они не
опускаются из повествования, потому что находятся в целостной системе
представлений о вещи и ситуации: например, говорится о тетиве, привязанной к
концам лука, склеенного клеем из чешуи зимнего карася, которой не бывает на
карасе летом. Другие вещи, напротив, замаскировывались, т.к. были табуированы:
медвежью голову называли городом, грудь — лодкой, бубен — орлом, на котором
"некто" поднимается в небеса.

Современное мировоззрение хантов сохраняется в виде сплава
древнейших угорских представлений, элементов иранского круга культур,
христианских верований, и, наконец, материалистического (научного)
мировоззрения. Однако преобладающим остается древнейший автохтонно-языческий
пласт. Как и в прежние исторические периоды мировоззрение народа не является
фиксированным, неподвижным. Появляются и чрезвычайно быстро оформляются новые
образы, понятия, сравнения: "Нижний дух летает как спутник", "Танья бежал
быстрее самолета" и т.п. В некоторых случаях можно уловить ироническое отношение
к сюжетам прошлого, однако оно не доходит до полного отрицания — как знак
доверия к своим предкам: "Не знаю, правда ли, но говорят, что духи ели, когда им
пищу оставляли". Чрезвычайно интересно, что народная фантазия как бы подготовила
мышление человека к восприятию сегодняшних реалий: фантастическим скоростям,
выходу в космос и т.д. Старшее поколение этому не удивляется, потому что знает:
"Шаманы летали еще дальше".

Исследователи очень высоко оценивают мифологию и народное
творчество обских угров — наравне с Калевалой и поэзией Гомера. Совершенство
хантыйского традиционного мировоззрения очевидно — оно закончено и дает
объяснение как сиюминутному привычному действию, так и всем последующим. Мало
того — всем последующим действиям для всех последующих поколений. Требуется лишь
единственное условие — процесс практического освоения мира и его теоретическое
осмысление не должны быть нарушены.

17.11.2015 Находится в Полезно

Ханты-Мансийский АО, наверное, самое интересное место для тех, кто хочет познакомиться с северной культурой. Несмотря на небольшое количество коренного населения, многие традиции благодаря предприимчивости небольшой группы сохранены до сих пор.

Коренной народ и их традиции

Коренной народ Ханты-Мансийского АО - это Ханты и Манси. В старой литературе известны как Остяки и Вогулы. А в научной есть общий термин - Обские Угры. Первое указывает на основное место проживания, а второе происходит от «Юрга», «Югория» - территория на полярном Урале, описанная в русских летописях XI – XV вв.

Когда-то население кочевало с одного места на другое. Основа животноводства - это олени. Это для них все - и еда, и одежда… Без них в тайге не выжить. Поэтому обращаться с ними Ханты учатся с детства. Животные очень пугливые, но сильные. Рогами могут серьезно ранить. Иногда даже взрослый мужчина не может справиться в одиночку.

Раньше Ханты передвигались только на нартах (узкие, но длинные сани). Сегодня они используются все реже и реже. С открытием нефтяных месторождений у коренного населения появилась возможность стать ближе к цивилизации. Она, можно сказать, наступает. И сопротивляться бесполезно. Поэтому они начали искать компромисс.

За возможность установить нефтяные «качалки» с местным населением заключают договор. За это они получают электричество, бензин, и даже квартиры. При необходимости нефтяники бесплатно доставляют хантов в тайгу.

Те, кто выбирает городскую жизнь не всегда привыкает к ритму и возвращаются обратно - в городе, по их словам, жизнь «искусственная», и неинтересная. К тому же заставляет лениться. На природе такое невозможно.

Самое хорошее время - это весна. Не сильно холодно и можно ходить на «легке», но скоро лето. Очень короткое и хлопотное. Поэтому весной, когда есть немного свободного времени празднуют «День оленивода». Приезжают семьями. Замужних женщин можно распознать по платку, который закрывает практически все лицо. А молодые и незамужние, наоборот, ищут женихов, которые в этот день соревнуются между собой, демонстрируя силу, меткость и выносливость.

Раньше было обычным делом прыгать через нарты, метко бросать арканы и управлять упряжкой. Помогало выжить в суровых условиях тайги. Сегодня эти соревнования больше возможность напомнить, что традиции все еще живы. Но с каждым днем сохранить культуру все сложнее и сложнее.

Раньше ханты передвигались на упряжках, с места на место, в поисках хороших пастбищ, вместо домов были чумы (конические шалаши). С этих времен, наверное, только олени и остались.

Домашний быт

У каждой семьи есть свои угодья - это участок с лесом и рекой. Если спросить о площади, глубине озера или о кол-ве оленей, то ханты никогда не скажут точную цифру - плохая примета. Удачи не будет.

Сегодня ханты больше не кочуют. Есть два стойбища (место, где живут ханты) - летнее и зимнее, где стоят деревянные дома. Дом поделен на несколько зон. Перегородок нет, поэтому его можно сравнить с квартирой-студией. У каждого свое место. Женщины находятся у печи и рядом с мужчиной. Круг обязанностей у них очень широк: и по хозяйству помочь и свои дела сделать. На отдых практически нет времени. А, может быть, это привычка - работать с утра до утра.

Благодаря цивилизации у них есть сотовые телефоны, стиральные машины, отопление, но даже несмотря на это времени не хватает. Ханты очень любят хлеб (нянь). Рецепт очень прост: вода, сахар, соль, мука. И ничего больше.

Когда выдается несколько свободных минут хозяйка вышивает и делает украшения из бисера. Работа очень тяжелая и монотонная, хотя и занятная. Украшают шубу, у которой мех как снаружи, так и внутри. Получается тяжелая, но очень теплая. Никакие морозы не страшны. Для тайги в самый раз. Причем при вышивке орнаментам уделяется больше внимания. Когда-то они имели определенное значение. Большая часть их утеряна. Но жители знают, где и как они должны находиться - на воротнике, манжетах и т.д.

Кондихо, кандаяхи : Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о - "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Основная территория расселения

Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521.

Этнические и этнографические группы

Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки.

Антропологические характеристики

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы.

Язык

хантыйский : Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.

Писменность

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

Религия

Православие : После прихода в Сибирь русских, ханты были христианизированы. Процесс этот был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев (южные ханты). У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

Этногенез и этническая история

Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты.
С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения).
Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские.
Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Хозяйство

Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь.
В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов - олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами.
Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие.

Традиционные поселения и жилища

Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений.
- кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков);
- постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь);
- постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва);
- постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки);
- постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда).
Жилища хантов очень разнообразны. Зимние - землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки.
Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Рыболовы и охотники бассейна Оби:проблемы формирования культуры хантов и магнси.СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992./Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Отдельные аспекты

  • Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып. 7. М., 1992.
  • Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.
  • Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984./Кулемзин В.М.

Отдельные региональные группы

  • Формирование материальной культуры хантов. (Восточная этнографическая группа). Томск, 1985./Лукина Н.В.
  • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
  • Васюганско-ваховские ханты в конце ХIХ - начале ХХ вв. Этнографические очерки. Томск, 1977/Кулемзин В.М., Лукина Н.В.