Описание картины. Маковский К.Е. «Русалки». Описание картины Почему вам будет легко понять Маковского

Иван Крамской. Русалки.
(на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь»).
1871. Холст, масло. 88 x 132.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.

Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь!» Он любил Гоголя , много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. И пусть это только сказка, и сказочным кажется дом на горе, и дремучий лес, и глухой, заросший пруд, и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды, и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Картина стоила Крамскому немалого труда. Сохранились эскизы, наглядно показывающие, как постепенно художник отходил от иллюстративного метода, искал средства живописного воплощения поэзии лунной ночи: того «впечатления сказочного», о котором он писал Васильеву в августе 1871 года, когда, с опозданием прибыв в имение П.С.Строганова Хотень Харьковской губернии, где они сговорились встретиться, не застал уже Васильева, выехавшего в Ялту. О том влиянии, которое двадцатилетний Васильев оказывал не только на ровесников, но и на Крамского, свидетельствуют и сама картина, и письма, Крамской так и не сумел добиться результата, который удовлетворил бы его самого: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука - луна».

«Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи.

Картина представляет берег реки в лунную ночь. Справа пригорок, на нем усадьба, окруженная тополями. На заднем плане лес. На заросшем тростником берегу, на стволе свалившегося, перекинутого через реку гиганта-тополя в мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всей картине лежит глубокая печать поэзии и тихой грусти. Общий тон гармонирует с характером таланта художника, который сам причислял себя к разряду «тихоструйных».

Сам Крамской картиной был не совсем доволен - требовательность его к себе не знала границ. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще, и мне хотелось бы ее поправить».

И все же произведение Крамского было по-своему знаменательно для русской живописи, поскольку в нем, как и в «Бабушкиных сказках» В.М.Максимова, впервые проявился интерес к народной поэзии, пока еще опосредованный, воспринятый в литературной обработке, но уже прокладывающий тропинку, по которой пойдет сначала В.М.Васнецов , а затем и другие русские художники.

Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.



Константин Егорович Маковский Русалки 1879

Маковский, Константин Егорович — русский живописец; сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800—1886), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. малую серебряную медаль от Акд. художеств. В следующем за тем году переселился в СПб. и записался в ученики академии; был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб. художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго. В 1867 г. за картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи. С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки. Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться: "Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты: А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. др.

Тема русалок интересна тем, что каждому они представляются по-своему. Особенно приятно, когда твои представления совпадают с чужими. А если же еще их напишут на холсте… Хотелось познакомить вас с пятью известными художниками, чьи картины вы могли видеть в интернете.
1. Виктор Низовцев, художник-иллюстратор.
Виктор родился в 1965 году в Улан-Удэ. Там же он сначала окончил художественную академию, после поступил в столицу Молдовы, где закончил училище и наконец институт. На данный момент художник проживает в США вместе со своей женой и маленькой дочерью.
Отличительный чертой работ данного художника, является яркий контраст, который создает характерную сказочную атмосферу. Многие из его работ перекликаются между собой, как к примеру картина русалок и лягушек.

В наш век высоких технологий, большинство иллюстраций выполняется на компьютерах. Любителей традиционной живописи в данном направлении осталось совсем мало. Оттого работы Виктора Низовцева становятся более привлекательными, ведь здесь только холст, кисть и душа художника.
Еще фото работ Виктора Низовцева с русалками

Обратите внимание, как красиво и реалистично нарисованы чешуйки на у русалочки. Они блестят, переливаются всеми цветам и выглядят как настоящие. Русалочка предстает перед нами как сказочное существо с прекрасными длинными волосами.



2. Владимир Казак (Vladimir von Kozak)
Современный российский художник из Твери. О своих работах он говорит, что «больше всего любит писать женщин и самолеты. Даже наоборот, сначала самолеты, потом женщин».
Что совершенно не мешает ему развивать тему русалок в своем творчестве. Его сюжеты могут совершенно разными, от юмора до трагедии.
Фото работ Казака с русалками


3. Виктор Корольков
Виктора Королькова можно отнести к художникам-славянистам. Практически все его работы используют для раскрытия сюжета тему старой Руси, с ее мифологией и язычеством. Прежде чем начать новую картину, Виктор предпочитает досконально изучить выбранную тему, для того чтобы не допустить ошибок в истории. Именно поэтому его картины так хорошо отображают аспекты из прошлого.
Фото работ художника

Работы представляют собой сказочные образы русалочек на Руси.




4. Павел Оринянский
Изначально данный художник не планировал посвящать себя искусству, и даже закончил Суворовское военное училище, после поступив в Ленинградское военно-топографическое. Но природа взяла свое и художник перепоступил на художественную специальность в Муху, где окунулся с головой в творчество.
Павел работает в стиле Ар Нуво, работал иллюстратор в различных издательствах. Многие из читателей могут помнить его по работам к «Руслану и Людмиле» и «Мастеру и Маргарите».
Тема русалок не обошла стороной и его. Возможно потому что в ар нуво приветствуется пластика форм, которые мы часто можем наблюдать у волшебных полудев.
Фото работ

5. Борис Ольшанский
Борис Ольшанский — сторонник старой школы академизма. В начале своей творческой карьеры (как впрочем и сейчас) тренировался писать работы с натуры и по памяти. Его мастерство полностью разветривает теорию о том, что академизм убивает творчество.
В сюжетах своих картин Борис предпочитает славянское направление. Часто выполняет иллюстрации к русским народным сказкам.
Фото работ




Несмотря на то, что сейчас вы могли видеть множество работ сразу пяти художников, не стоит забывать, что именно их связывает. А именно — тема волшебных русалок


В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского . Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки» .



Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.



Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.



Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.



Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,... что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.



На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.



П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.



Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.



Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.



Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: . К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается.

“У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.”

Николай Гумилев РУСАЛКА


Русалки – пришли из украинской мифологии. Персонаж в основном женский и появляющийся на земле во время зеленой денели (это неделя до православного праздника Троицы и неделю после) и по преданиям наших предков, именно в это время не рекомендовалось купаться в водоемах.

Русалки – это такие мифологические существа, которые всегда привлекали, привлекают и будут привлекать многих творцов: поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, писателей. Мир легенд и тайн манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с этим миром, будоражит фантазию и заставляет создавать шедевры мирового искусства. Тайные и загадочные произведения завораживают и очаровывают любителей, знатаков искусства и людей далеких от искусства.

Одна из интересных работ, по моему субъективному мнению, английского художника 20 века Джона Уильяма Уотерхауса . Он известен своими мифологическими, женскими образами. И мне нравится его картина (ниже представлена в фото галлерее), на его полотне Русалка застыла расчесывая свои волосы, сидя на берегу моря, возможно увидела в далике человека и задумалась, мечтая о земной любви. В некоторых местах русалок считали злыми духами , у которых вместо ног – рыбий хвост. Они выплывали на берег, распевая восхитительные песни неземными голосами и расчесывая свои прекрасны косы, заманивали в воду и губили заблудших рыбаков и путников.

У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. Они владели колодцами и озёрами и умели управлять стихиями природными. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу. Со временем русалки стали сродни нечистой силы – души утонувших незамужних девушек , которые покончили жизнь самоубийством. Жили такие русалки в водоемах (озера, пруды, реки, болота), также для жилья могли выбирать дерево на берегу: иву или березу. Днем они водят хороводы и поют песни, по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы. Их боялись, они могли украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста (они тоже станут русалками), а заблудших людей могли защикотать до смерти, сбить с пути, заманить в воду или делать небольшие пакости, например, запутать сети у рыбаков, похитить и испортить пряжу, нитки, полотно. Также считалось, что русалки способны управлять природными стихиями и могли насылать бури, ливни, град, засуху на поля. Еще по народным поверьям русалки могут и спасти утопающего. Но чаще все же их боялись и в качестве защиты и оберегов использовали полынь, чеснок, хрен.

По традиционным украинским представлениям русалки внешне мало отличаются от людей, это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. А, к примеру, в Греции их называют Сирены – это прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног. В Прибалтике Ундины – типичные русалки с рыбьими хвостами.

Поэтому и на полотнах художников русалки имеют разный внешний вид и характер. Но чаще на полотнах – это все ще красивые девицы с печальными глазами и задумчивым взглядом и в тоже время соблазняющие и привлекающие мужчин своим видом, движением, танцем, голосом.

“Русалка”. 1992.Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).





Виктор Низовцев “В зеркале. Иары”
Земной младенец ДЖ.Кольер. 1909

РУСАЛКИ В ЖИВОПИСИ «Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую берёзу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами, или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними, то все-таки не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разосланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) – против чар и козней русалок отыскалось ещё снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это «полынь, трава окаянная, бесколенная». Надо только пользоваться её силой и применять её на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: – Что у тебя в руках: полынь или петрушка? – Полынь. – Прячься под тын, – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит: – Ах, ты моя душка, – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдёт у человека изо рта пена, и не повалится он, как мёртвый, ничком. Хотя во Владимирской губ. и помнят ещё древних русалок и признают даже два их вида (водяных и домашних), но ни те, ни другие не отмечаются такими нежными, привлекательными чертами, как южные их сёстры. Поверья северян и южан связаны между собой лишь в том общем убеждении, что русалки – людские дети, умершие некрещёнными, либо потонувшие или утопившиеся девушки. Во многих местах думают, что это – дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане, и она лежит без креста, а ребенок подле неё спит некрещённым. Всем русалкам разрешается выходить из воды ещё на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. И потому в это время надо запирать двери в храм как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки…»- из главы «Русалки» книги «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. В.Максимова (1831-1901) – известного в конце XIX – начале XX в. писателя, этнографа-беллетриста, путешественника, исследователя обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почётного академика Петербургской АН (1900).