Описание семьи болконских в романе. Описание имения Болконских Лысые горы. Старый Болконский и князь Андрей

– Коли тебя убьют, мне, старику,

больно будет... А коли узнаю, что ты

повел себя не как сын Николая

Болконского, мне будет... стыдно!

– Этого вы могли бы не говорить

мне, батюшка.

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой писал, что в «Анне Карениной» он любил «мысль семейную», а в «Войне и мире» - «мысль народную». Тем не менее «мысль семейная» очень убедительна и в «Войне и мире». На протяжении всей эпопеи мы напряженно сле­дим за судьбами разных поколений дворянских семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Толстой по-своему решает проблемы «отцов и детей», семей­ного сходства людей «одной породы», несмотря на индивидуальные различия их.

Особенно хороши, значительны и духовно близки, по-моему, Болконские, хотя многие считают, что самому писателю ближе Ростовы. Бесспорно одно: и те, и дру­гие воплощают нормы жизни, которые Толстой считает естественными, исключа­ющими фальшь и лицемерие, присущее придворным кругам.

Всюду, где появляются молодые Болконские, воцаряется атмосфера нравствен­ной чистоты, высокой морали и порядочности. Такими воспитал их отец. Кто же он, человек, по прозвищу «прусский король», безвыездно живущий в своем име­нии? Старый князь Николай Андреевич Болконский, екатерининский вельможа, генерал, был отправлен в отставку сыном императрицы Павлом и поселился в сво­ем родовом имении. После смерти Павла сын его, Александр I, разрешил сослан­ным возвратиться в столицу, но гордый князь Болконский не откликнулся на зов нового царя. Позже и сын его, Андрей Николаевич, откажется от придворной ка­рьеры, навсегда уронив себя в глазах света.

Жизнь старого князя в Лысых Горах ничем не похожа на жизнь богатых вель­мож. «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие и что есть только две добродетели: деятельность и ум.

Дочь и сын по-разному относятся к деспотизму, к причудам отца: княжна Ма­рья безропотно ему подчиняется, а князь Андрей позволяет себе иронию, но внут­ренне отец ему очень близок. Поражает, что из армии младший Болконский пишет отцу каждый день, настолько необходимо ему общение с этим резким, деспотич­ным, но все понимающим, самым родным человеком на свете.

Старый князь - сын своего века. Поступки его противоречивы, но всегда ис­кренни, нет в нем притворства и фальши. Они разные, отец, его сын и дочь. Но есть общие фамильные черты, черты людей «одной породы», очень сближающие их и позволяющие с полуслова, а иногда и с полувзгляда понимать друг друга. Это прежде всего постоянная работа мысли, «ум ума», по определению Толстого; высо­кая требовательность к себе и другим; серьезные духовные интересы; порядочность во всем; неспособность и нежелание идти на моральные компромиссы.Невозможно объяснить сцену прощания старого князя с сыном, уходящим на фронт. Ее можно только перечитывать и гордиться людьми, которые умеют так чувствовать, так любить. А слово «дружок» (или «душенька»), произнесенное уже немеющими губами и обращенное к дочери в предсмертные минуты! Как много оно ей сказало, как помогло!

Болконские не говорят о любви - они любят. А если уж слова сказаны, то это навсегда. Если дружат - не изменяют дружбе. Для них очень важно понятие се­мейной чести. Постоянно помнит о своей ответственности за семью князь Андрей. Но он мужчина, воин... А вот мужество и чувство ответственности княжны Марьи поистине поразительны: «Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» - одна эта мысль приводила ее в ужас! И она оставляет Лысые Горы.

Княжна уверена: отец и брат одобрили бы ее, и это прибавляет ей сил. Война жестоко обошлась с семьей Болконских, но княжна Марья достойно несет свое стра­дание, ни в чем не изменяет себе. Наверное, за это Толстой дарит ей любовь и се­мейное счастье.

1820 год... Прошло восемь лет с тех пор, как умер Николай Андреевич Болконс­кий и погиб князь Андрей. Многое изменилось в Лысых Горах: и дом, и сад, и поме­стье; зазвучали новые голоса, стало шумно и многолюдно. Но неизменными остались высокая духовность, особенное благородство, «вечное душевное напряжение» гра­фини Марьи. Ее «возвышенный нравственный мир» благотворно влияет на всех чле­нов семьи, а мы, читатели, закрывая великую книгу, с благодарностью и восхище­нием думаем о некрасивой прекрасной женщине, в которой продолжают жить ее несгибаемый, гордый отец и самоотверженный брат - живет семья Болконских.

И еще в одном человеке продолжится жизнь этой семьи. Николеньке Болконс­кому в конце романа 15 лет. Он честен и умеет думать. Сам того не зная, он живет высоким духом своих близких. Память об отце для него священна. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен». Так думает князь Николай Андре­евич Болконский... Его путь предрешен - это почетный путь честного русского дворянина-патриота, члена прекрасной, благородной семьи.

    Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны...

    Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868-1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик...

    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...

    В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой повествует не только о жизни вымышленных героев из высшего общества, не только описывает реальные события начала XIX века, но и высказывает свой взгляд на историю. У писателя существует своеобразная концепция исторического...

В романе «Война и мир» изображение ис-торических событий, «диалектики души» со-четается с описаниями нескольких совер-шенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый — личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по-лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы-сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок-ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до-биться самый жестокий человек». Но был та-кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото-рого князь уважал, несмотря на простое про-исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра-тить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове-ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза-лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во-шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво-рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели-гию. Эти две неотъемлемый детали того вре-мени были запрещены в империи князя Бол-конского, самому ему праздники заменяла ра-бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж-ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про-сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол-конского.

Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри-от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре-мя и князь Андрей проходит через противо-речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, ког-да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го-рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео-бычайным мастерством, тонким психологиз-мом: «...совсем не так ползут облака, поэто-му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус-тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус-покоения. И слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю-бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по-том, возвращаясь, князь Андрей увидел но-вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре-ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по-ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по-следней вершины он достигает на Бородин-ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе-ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.

И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон-ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

Коли тебя убьют, мне, старику,

больно будет... А коли узнаю, что ты

повел себя не как сын Николая

Болконского, мне будет... стыдно!

Этого вы могли бы не говорить

мне, батюшка.

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой писал, что в «Анне Карениной» он любил «мысль семейную», а в «Войне и мире» — «мысль народную». Тем не менее «мысль семейная» очень убедительна и в «Войне и мире». На протяжении всей эпопеи мы напряженно сле-дим за судьбами разных поколений дворянских семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Толстой по-своему решает проблемы «отцов и детей», семей-ного сходства людей «одной породы», несмотря на индивидуальные различия их.

Особенно хороши, значительны и духовно близки, по-моему, Болконские, хотя многие считают, что самому писателю ближе Ростовы. Бесспорно одно: и те, и дру-гие воплощают нормы жизни, которые Толстой считает естественными, исключа-ющими фальшь и лицемерие, присущее придворным кругам.

Всюду, где появляются молодые Болконские, воцаряется атмосфера нравствен-ной чистоты, высокой морали и порядочности. Такими воспитал их отец. Кто же он, человек, по прозвищу «прусский король», безвыездно живущий в своем име-нии? Старый князь Николай Андреевич Болконский, екатерининский вельможа, генерал, был отправлен в отставку сыном императрицы Павлом и поселился в сво-ем родовом имении. После смерти Павла сын его, Александр I, разрешил сослан-ным возвратиться в столицу, но гордый князь Болконский не откликнулся на зов нового царя. Позже и сын его, Андрей Николаевич, откажется от придворной ка-рьеры, навсегда уронив себя в глазах света.

Жизнь старого князя в Лысых Горах ничем не похожа на жизнь богатых вель-мож. «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие и что есть только две добродетели: деятельность и ум.

Дочь и сын по-разному относятся к деспотизму, к причудам отца: княжна Ма-рья безропотно ему подчиняется, а князь Андрей позволяет себе иронию, но внут-ренне отец ему очень близок. Поражает, что из армии младший Болконский пишет отцу каждый день, настолько необходимо ему общение с этим резким, деспотич-ным, но все понимающим, самым родным человеком на свете.

Старый князь — сын своего века. Поступки его противоречивы, но всегда ис-кренни, нет в нем притворства и фальши. Они разные, отец, его сын и дочь. Но есть общие фамильные черты, черты людей «одной породы», очень сближающие их и позволяющие с полуслова, а иногда и с полувзгляда понимать друг друга. Это прежде всего постоянная работа мысли, «ум ума», по определению Толстого; высо-кая требовательность к себе и другим; серьезные духовные интересы; порядочность во всем; неспособность и нежелание идти на моральные компромиссы.

Невозможно объяснить сцену прощания старого князя с сыном, уходящим на фронт. Ее можно только перечитывать и гордиться людьми, которые умеют так чувствовать, так любить. А слово «дружок» (или «душенька»), произнесенное уже немеющими губами и обращенное к дочери в предсмертные минуты! Как много оно ей сказало, как помогло!

Болконские не говорят о любви — они любят. А если уж слова сказаны, то это навсегда. Если дружат — не изменяют дружбе. Для них очень важно понятие се-мейной чести. Постоянно помнит о своей ответственности за семью князь Андрей. Но он мужчина, воин... А вот мужество и чувство ответственности княжны Марьи поистине поразительны: «Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» — одна эта мысль приводила ее в ужас! И она оставляет Лысые Горы.

Княжна уверена: отец и брат одобрили бы ее, и это прибавляет ей сил. Война жестоко обошлась с семьей Болконских, но княжна Марья достойно несет свое стра-дание, ни в чем не изменяет себе. Наверное, за это Толстой дарит ей любовь и се-мейное счастье. Материал с сайта

1820 год... Прошло восемь лет с тех пор, как умер Николай Андреевич Болконс-кий и погиб князь Андрей. Многое изменилось в Лысых Горах: и дом, и сад, и поме-стье; зазвучали новые голоса, стало шумно и многолюдно. Но неизменными остались высокая духовность, особенное благородство, «вечное душевное напряжение» гра-фини Марьи. Ее «возвышенный нравственный мир» благотворно влияет на всех чле-нов семьи, а мы, читатели, закрывая великую книгу, с благодарностью и восхище-нием думаем о некрасивой прекрасной женщине, в которой продолжают жить ее несгибаемый, гордый отец и самоотверженный брат — живет семья Болконских.

И еще в одном человеке продолжится жизнь этой семьи. Николеньке Болконс-кому в конце романа 15 лет. Он честен и умеет думать. Сам того не зная, он живет высоким духом своих близких. Память об отце для него священна. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен». Так думает князь Николай Андре-евич Болконский... Его путь предрешен — это почетный путь честного русского дворянина-патриота, члена прекрасной, благородной семьи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • погрузился ли болконский в честный мир семьи
  • жизнь болконского в лысых горах кратко
  • как называлось имение болконских? "война и мир"
  • семья болконских краткая характеристика
  • характеристика семьи балконских

«Война и мир» посвящена теме дворянства 19-го века. В нем изображаются сразу несколько уважаемых семей, принадлежащих к потомственным аристократам. Это и Болконские, и Ростовы, и Безуховы, и Шерер, и Курагины, и Друбецкие. Особое место среди действующих лиц занимают представители семейства Болконских. Это старейший уважаемый род потомственных военных. Старый князь был лично знаком с императрицей Екатериной II и водил дружбу с великим полководцем Кутузовым. У него прекрасные связи, приличное состояние и высокое положение в московском обществе.

Фактически, вся семья зависела от старого князя и его тяжелого характера. Хуже всех приходится его дочери Марье , которая вынуждена за ним ухаживать. Старик Болконский суровый мужчина с завышенными требованиями к порядку в доме. Своих детей он также воспитал в спартанском духе и с пуританским мышлением. В доме Болконских не принято громко говорить или открыто смеяться, любое общение происходит в сдержанной манере. При этом автор подчеркивает, что Николай Андреевич довольно умный и гордый человек, который, в первую очередь, заботится о сохранении фамильного достоинства. Благодаря его воспитанию, сын Андрей был наделен чувством чести, долга и патриотизма.

Несмотря на уход от общественной жизни, Николай Андреевич постоянно интересуется ситуацией в стране и военно-политическими изменениями. Сын старого князя – красивый, умный, молодой человек с повышенным чувством собственного достоинства и нелегким характером. С ним мы знакомимся в самом начале произведения, когда он появляется в салоне . Он выделяется на фоне окружающих не только внешностью, но и обособленным поведением. Андрею не нравятся великосветские вечера, так как ему неприятно общаться с фальшивыми и лицемерными представителями знати.

В жизни Андрея есть только несколько человек, которых он искренне любит и ценит. Это, в первую очередь, члены его семьи, а во вторую – Пьер и Наташа . К сестре княжне Марье он относится по-дружески тепло. Андрей был женат на племяннице Кутузова – Лизе Мейнен (Болконской), однако рано овдовел. Лиза умерла во время тяжелых родов, оставив ему сына Николеньку. После этого Болконский потерял интерес к жизни и вел довольно замкнутый образ жизни. Единственными людьми, которые могли разбудить в нем чувство радости и желание жить были Пьер Безухов и Наташа Ростова. Умер этот герой от ранения, полученного на поле боя. В последние минуты рядом с ним была Наташа. Маленький Николенька остался на попечении княжны Марьи, которая лично занималась его воспитанием и образованием.

Одним из самых добрых и возвышаемых автором героев романа является княжна Марья. Она молода, внешне не особенно красива, но прекрасна изнутри. Автор в особенности выделяет ее «глубокие, лучистые» глаза. Эта героиня – обладательница редкостной души. Несмотря на то, что отец с ней часто бывает резок и груб, она все равно любит его и терпеливо ухаживает, когда он оказывается прикованным к кровати. Марья Болконская – добрая, открытая и отзывчивая девушка. В периоды военных обострений она всячески помогает раненным. В конце романа она выходит замуж за Николая Ростова и становится прекрасной женой и заботливой матерью.

В семье Болконских есть еще несколько персонажей, в их числе француженка Амели Бурьен, которая притворяется подругой княжны Марьи, а на самом деле поступает с ней подло и неблагодарно. Амели - сирота и живет в семье Болконских в качестве компаньонки-приживалки. Ее, как и архитектора Михаила Иваныча, высоко ценит старый князь Николай Андреевич. Он подобрал Амели на улице и считал очень доброй девушкой за прекрасную манеру читать вслух. В романе-эпопее Толстого более двухсот персонажей, но каждый из них наделен своими предпочтениями, характером, внутренним миром. Членов семьи Болконских объединяет особая духовность, которая дана немногим героям.

Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.

На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.

Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Представим описание каждого члена этой семьи.

Князь Николай Болконский

Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.

По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.

Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.

Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

Князь Андрей Болконский

Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.

На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

Цитата : «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

  • умен;
  • начитан;
  • образован;
  • обладает силой воли;
  • способен развиваться;
  • физически красив.

От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

Княгиня Лиза Болконская

Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.

Княгиня Лиза – светская женщина , она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

Княжна Марья Болконская

Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.

Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

Николенька Болконский

Сын Андрея, Николенька — ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.

Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

Мадемуазель Бурьен

Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.

Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.

Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.

Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

Описание имения Болконских Лысые горы

Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения - дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.

Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.

Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.

Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских

Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.

Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.

На чем основана семейная близость Болконских

Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.

Интересы семьи

Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.

Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.

Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.

Обстановка в доме, семейный уклад и традиции

Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.

Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.

Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.

Отношения к окружающим семьи Болконских

Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.

Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.

Все смешалось в доме Болконских

Не верная цитата, настоящая — «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.

Это интересно: экранизация романа «Война и мир» 2007 года была признана кинокритиками провальной ввиду большого количества исторических неточностей. Не соответствует времени одежда персонажей, украшения, военные регалии. Именно поэтому по отношению к фильму можно встретить перефразированное выражение «Все смешалось в доме Облонских», часто встречающееся в сочинениях на тему творчества Льва Толстого.

Сравнение семьи Болконских и Ростовых

Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.

Критерий Болконские Ростовы
1 Семья и отношения в ней Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать.
2 Конфликт поколений Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь.
3 Отношение к природе Возвышенное, замечают отстраненно. Близки к природе, пользуются ее благами.
4 Патриотизм Ярые патриоты. Ярые патриоты.
5 Духовность Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. Близки к народу, природе, Богу.

Заключение

Семья Болконских нетипична для описываемого времени. Строгий жизненный уклад, рационалистичность, несгибаемость, высокие требования к морали характеризуют всех ее членов.

Писатель возлагает надежду на лучшее будущее России на продолжателей рода Болконских и невымышленных людей, похожих на них.