Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность. Приемы в живописи - тромплей Обман зрения тромплей в саду

«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»
А. Пушкин «Признание»

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманка», или «тромплей» (фр. trompe-l";il, «обман зрения»).

С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.
Применение обоих терминов («обманка» и «тромплей») для обозначения картин этого жанра является правомерным.
Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений.
В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.

Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.
Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».

Распространению такого рода картин уже в Новое время способствовало изобретение перспективы, светотеней, но особенно… масляных красок.
Рецепты их приготовления встречались еще в книгах XIII века.
В начале XV века великий голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию приготовления красок, что его считают изобретателем живописи маслом.
Он первым достиг в своих работах исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов.
После Яна ван Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с живой природой.
Временем расцвета тромплей в Европе стал ХVII век, и это относится, прежде всего, к Италии, Голландии, Бельгии, Франции.
Правда, первой после античности европейской обманкой считается, созданная еще в XVI веке, знаменитая картина итальянца Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки» (1504, Старая Пинакотека, Мюнхен).
В ней уже были все признаки тромплеи - виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя - двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты?
Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания.
Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля.

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.
Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.
Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.
Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными.
Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «...сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения.
Жанр живописной обманки XVII века оказался тесно связан с искусством самых разных уровней, эмоционально объединяя виртуозные, но всего лишь любопытные обманки Хоогстратена и Гейсбрехта, например, с высочайшим искусством Питера де Хоха и Вермеера Дельфтского.

В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств.
Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.
И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.
Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».

Следует также отметить, что свойственная тромплеям повышенная иллюзорность, увеличивая «вещную» реальность, уменьшает реальность пространственную.
Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой.
Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.
С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или т. н. «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.
Вот просто деревянная доска или дверца шкафа, а на ней прибитые гвоздиками узкие полоски кожи, старые распечатанные письма, расческа, гусиное перо, ножик для его «острения», брошки, бантики, ножницы.
Эти изображения, волнуют нас, но в то же время раздражают какой то «пограничностью» ощущений. Ни тебе картина, ни тебе реальность.

В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас.
В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства.
С другой стороны обманка выступает в искусстве как определенный этап в выработке принципиального представления о том, что же такое искусство.
Более того, обманки как жанр - это не просто этап, не просто тщательно, иллюзионистически нарисованные наборы предметов; это еще и воплощенное не в словах, а в красках и линиях знание о природе искусства.
Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.
Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые "обманками", хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

→ Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность

14 января 2013 г.

Их называют «три провансальские сестры» - аббатства Сенанк, Тороне и Сильвакан. Три монастыря, три жемчужины романской архитектуры в драгоценном ожерелье Прованс-Альпы-Лазурный берег. Лишь один из них и поныне остается действующим монастырем ордена цистерцианцев – аббатство Сенанк. Расположенный в узком каньоне монастырь – место уединенной молитвы и размышлений. Окрестности монастыря славятся своими лавандовыми полями, монахи занимаются выращиванием лаванды и содержат пасеку.

К чему этот экскурс? Попытки найти образ Прованса, понять его душу, привели и меня к выводу, который сделала одна замечательная мастерица: Прованс – это фактура и цвет . Я сделала панно, на котором изобразила такой собирательный образ монастырской галереи, и назвала его «Вид на лавандовые поля с галереи аббатства Сенанк». Это прежде всего попытка передать фактуру и цвет Прованса, как я их себе представляю. Цвет темной охры и терракота – охряные карьеры Прованса. Цвет лаванды – лавандовые поля Прованса (хотя для меня Прованс – не только лаванда!). Различные оттенки зеленого – виноградники на холмах Прованса. Охристо-красная листва – бархатная осень Прованса.

Чтобы было понятнее, что именно меня вдохновило, я позволю себе показать две фотографии аббатства





Ну, а теперь постараюсь показать процесс создания панно - вам судить, что получилось

1. Материалы

Салфеточный мотив - 1/2 салфетки

Фасадная фактурная краска белая

Краски акриловые - сиена жженная, сиена натуральная, лазурь берлинская, белая, красная, охра, оксид хрома, умбра натуральная

Заготовка - панно размер 40 на 50 см, рама - деревянная

Грунт Gesso

Лак-спрей матовый

Клей для салфетки

Кисти синтетические и белка

Малярный скотч

Еще нужно сказать несколько слов о том, что такое тромплей . В буквальном переводе это означает "обман зрения". Это набор приемов, создающих зрительные иллюзии. Например, на плоской поверхности - создание объемного изображения. Таким образом можно расширить пространство маленького помещения, создав иллюзию окна или террасы. В своей работе я постаралась, насколько сумела, создать такое объемное изображение - галерею и вид на лавандовое поле. В тромплее очень важно правильно применить правила художественной перспективы.

Итак, у меня была половинка салфетки



2. Шаг второй

Я расчерчиваю панно, намечая точку схода (это место, напротив которого находится зритель), передний и средний план. Исходя из расположения вспомогательных линий набрасываю колонны и плитку на полу галереи. Да, чуть не забыла - предварительно грунтую панно там, где будет изображение



3. Шаг третий

Все вспомогательные линии стираю ластиком - остается вот такой эскиз



4. Шаг четвертый

Наклеиваю салфетку на том месте, где у меня две центральные арки. Для удобства наклеивания салфетку разрываю пополам



5. Шаг пятый

Подрисовываю небо над салфеткой и прорисовываю плитку на полу. Салфеточный мотив растягиваю - рисую красками пейзаж в двух крайних арках, как на салфетке







6. Шаг шестой.

Малярным скотчем заклеиваю границы колонн, арок и балюстраду





7. Шаг седьмой

Наношу фасадную фактурную краску на арки, колонны, балюстраду



8. Шаг восьмой

После того, как первый слой фактурной краски высохнет (оставляю на ночь), вновь заклеиваю малярным скотчем фасад и основание колонн и наношу второй слой фасадной краски в соответствии с архитектурой колонн - так я хочу усилить ощущение объемного изображения



Появился дополнительный объем


9. Шаг девятый

Теперь начинаю работать красками - здесь особенно комментировать нечего, просто покажу фотографии



Добавляю тени, высветляю колонны и арки. Тени от колонн изображаю на плиточном полу





Добавляю коричневого тона плитке на полу



Изображаю обнажившуюся кладку колонн, трещины на штукатурке



На колоннах я хочу нарисовать какое-нибудь вьющееся растение - например, плющ. Намечаю плети плюща - работаю беличьей тонкой кисточкой


Рисую листву оксидом хрома, высветляя кончики листьев белым там, где на них падает солнце



На ветку плюща присела бабочка - небольшое романтическое отступление от аскетичного облика монастырской галереи



10. Шаг десятый.

На раме я размечаю кирпичную кладку.



11. Шаг одиннадцатый.

Окрашиваю раму, вставляю панно. Изображение закрепляю матовым лаком-спреем. Фотографирую результат



Добавляю немного антуража - лаванда в металлическом кувшине будет совсем не лишней







Ну вот, собственно, и все. Надеюсь, вам пригодится эта небольшая демонстрация в творчестве. Удачи!

Я хочу затронуть тему живописного приёма под названием Тромплей (Тромплей (фр. trompe-l"il, «обман зрения» ) — это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.) В последнее время стало модным понятие 3D, однако кроме самого названия (не учитывая современных технологий) в принципе ничего не изменилось. Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград. Зевскис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в заблуждение Зевксиса.


Действительно, не избалованному обывателю средневековья это творчество казалось чем то запредельным и мистическим, поэтому служители культа сразу взяли себе это на вооружение. Много работ древних мастеров и по сегодняшний день радуют глаз и поражают наше воображение. С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto ins, сверху дальше в переводе с итальянского.

Потолочные фрески работы Андреа
Мантеньяв Камере дельи Спози в мантуанском Палаццо Дукале

Особое место хочу уделить итальянскому живописцу и архитектору представителю барокко Андреа дель Поццо (1642-1709 гг). Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681-1702), затем в Вене. Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и
светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной
архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором
(фрески в римских церквах Сан-Франческо ин Мондови, 1676-1679, и Сант-Иньяцио в Риме, 1685-1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704-1707).Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и роспись Святого Игнатия. Шедевр его таланта — потолок церкви Святого Игнатия Лойолы в Вечном
городе. Храм освятили в 1662 году, но на строительство купола у ордена иезуитов не хватило денег. Выгоднее оказалось пригласить брата-иезуита Поццо, чтобы тот на полотне диаметром 17 метров создал умопомрачительную иллюзию свода несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнатия. В пол чудо-храма вмонтирован белый камень, означающий место, с которого иллюзия на фальшпотолке лучше просматривается.








Купол Иезуитской церкви в Вене
работы художника Андреа Поццо (1703)


Вот ещё несколько примеров неординарных работ


Убегающая критика, Пер Боррель дель
Касо, 1874


Reverse Side of a Painting,
1670,


Edward Collier


Paolo Veronese, 1560-1561

Antonello da Messina, Salvator Mundi,
1465

William Michael Harnett, The Faithful
Colt, 1890

Henry Fuseli, 1750
А вот прекрасный примет реалистичной скульптуры

Мраморный бюст с прозрачной
вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда

Один из авторов этого стиля — Хогстратен Самуэл Ван, голландский художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен рисовал
картины в стиле тромплей и изготовлял так называемые «волшебные ящики» — коробки с нарисованным внутри на их стенках вещами, с альковами и анфиладами комнат, видимых в дверные проемы. Один из таких ящиков сейчас находится в Лондонской национальной галерее.

Сегодня этот эффект особенно любят в знаменитой компании
Cappellini — например, они выпустили кресло с «рассыпанным» по нему содержимым дамской сумочки, которое так и хочется сдвинуть в сторону, прежде чем сесть.Дизайнер и модельер Пол Смит придумал легкие современные белые стулья для столовой, на каждом из которых есть следы «пиршества» —пятна, кусочки блюда, «забытые вилки» с намотанными на них спагетти.


Одно из достоинств приема — то, что он относительно недорог и позволяет скрыть любые дефекты и неровности. Длинные коридоры и «слепые» комнаты без окон с его помощью превращаются в просторные холлы и терассы, залитые солнечным светом.


В роли тромплея в твоей квартире могут выступать и обыкновенные фотообои, зрительно раздвигающие пространство — например, с фальшивым окном или дверью в сад, либо с изображением, например, солидной библиотеки со старинными кожаными фолиантами.



Битва Ливорно, 14 марта 1653, сражение в Первой англо-голландской войне.
Во-первых, картина выглядит привычно и кажется, что вы много раз ее видели раньше. Грандиозная морская сцена с дымом, вздымающимся над парусами. Но минуточку. Что, что в правом нижнем углу? Какая-то смятая записка ….

Йохан Klopper.

Это лишь один из примеров обманки. Тромплёй или обманка (фр. trompe-l"œil, «обман зрения»). Это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.

История искусства полна ими - праздничные столы ломятся от деликатесов, обои манят вас в фантомный коридор. Знаменательно для оптического трюка, то, что обманки могут принимать все формы и размеры.

А начиналось все с противостояния. Впрочем, многие великие изобретения начинались с конкуренции.

Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждой росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал.

«Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию.

«Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

И Зевксис, и Паррасий - реально существовавшие исторические персонажи.

Занавес был всего лишь иллюзия. Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость.
На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами художника.

Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».

Себастьян Sommar

Гуго де Ланнуа, Квентин Пуле.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс (около 1630 — после 1683 г.) — фламандский живописец, мастер натюрморта и техники обманки.

О жизни художника сохранилось мало сведений. Гисбрехтс родился в Антверпене предположительно после 1630 г.

Около 1660 г. Гисбрехтс был зачислен в антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки.

С 1668 по 1672 г. жил в Копенгагене, будучи придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс

С тех пор художники, граверы и иллюстраторы упивались возможностью одурачить своих зрителей этим умным эффектом, играя с перспективой, размывая границу между реальным и подделкой.

Карл Hoverberg, Ливрусткаммарен. CC BY-SA.

Тромплей (фр. trompe-l"œil, «обман зрения») - это
технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической
иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то
время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.

Убегающая критика, Пер Боррель дель Касо, 1874

Этот приём использовался уже в Древней Греции и
Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея - настенное изображение окна,
двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она
есть.

В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о
споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и
убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград.
Зевскис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть
изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта
штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в
заблуждение Зевксиса.

С пониманием законов перспективы итальянские
живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали
рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы
для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di
sotto in sù, сверху дальше в переводе с итальянского.

Потолочные фрески работы Андреа Мантеньяв
Камере дельи Спози в мантуанском Палаццо Дукале


_____

Купол Иезуитской церкви в Вене работы
художника Андреа Поццо (1703)

_____

Мраморный бюст с прозрачной вуалью, ХХ век,
Музей Бэнкфилда

_____

Reverse Side of a Painting, 1670, oil on
canvas, Statens Museum for Kunst, Copenhagen.


_____

Louis Leopold Boilly (1761-1845), Grappe de raisin
en trompe l"oeil

_____

Edward Collier


_____

Paolo Veronese, 1560-1561


_____

Antonello da Messina, Salvator Mundi, 1465