Самоанализ занятия. Анализ занятия по коммуникации и чтению художественной литературы Самоанализ занятия по ознакомлению с художественной литературой

во второй младшей группе

«В гостях у сказки»

ОО: Коммуникация

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

Задачи:

    закрепить знания детей о русских народных сказках;

    формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;

    воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному ускусству;

    развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

Методические приемы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов) .

    Наглядный (использование кукол) .

    Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей) .

    Поощрение, анализ занятия.

Материалы к занятию: атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Теремок», счетные палочки, мяч.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: под музыку входит Красная шапочка (ребенок) :

Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку опоздал.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

Колобок:

Кто испек колобок?

Куда покатился колобок?

Кого встретил по дороге колобок?

Кто съел колобка?

Какой конец у сказки?

Проблемный вопрос:

    Почему колобок укатился с окошка?

    А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

Курочка ряба:

Как начинается сказка?

Какое яйцо снесла курочка ряба?

Кто разбил яйцо?

А как она его разбила?

А что курочка ответила деду и бабе?

Проблемный вопрос:

    А что было бы, если яйцо не разбилось?

    А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?

Маша и медведь:

Как Маша попала к медведю?

Что говорил медведь, когда нес короб?

А Маша, что отвечала?

Как закончилась сказка?

Проблемный вопрос:

    Почему Маша решила убежать от медведя?

Репка:

Кто посадил репку?

Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Красная шапочка предлагает детям отдохнуть.

Физминутка «Три медведя» .

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

Ну, а сын - малютка просто!

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь, ля-ля, дзинь, ля-ля!

Воспитатель достает из сундучка макет домика, вопрос: Как в сказках дом называют по-другому? (избушка, теремок) .

Я предлагаю вам смоделировать, построить избушку из наших волшебных счетных палочек (дети работают за столами) .

А сейчас давайте поиграем и вспомним героев сказок.

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

    колобок - румяный

    дед - старый

    бабка - седая

    заяц - ушастый

    волк - зубастый

    медведь - косолапый

    лиса - хитрая

    репка - большая

    лягушка - зеленая

    мышка - серая

    маша - добренькая

    пирожки - вкусные

    яйцо - золотое

    избушка - деревянная

Воспитатель достает из сундучка маску волка: Мы с вами побываем сейчас еще в одной сказке. Вернее мы покажем сказку, а вы будете настоящими артистами.

Распределение ролей считалкой:

Ежик, ежик чудачек,

Шил колючий пиджачок,

Нам героя выбирать.

Инсценировка сказки «Теремок» .

Итог занятия.

Красная шапочка: Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке.

Под музыку дети прощаются с Красной шапочкой и со сказками.

Самоанализ занятия

Самоанализ
занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Мы в течение двух месяцев занимались проектной деятельностью по теме «Сказки А.С.Пушкина»: изучали биографию А.С.Пушкина, знакомились с его сказками, делали поделки, была организована совместная творческая работа родителей и детей по иллюстрированию сказок Пушкина.
Итогом проектной деятельности было это занятие по развивающей программе «Радуга», которое носило триединую цель: обучающую, развивающую, воспитательную.

1. Образовательные задачи:

Развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

4. Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Все части занятия были взаимосвязаны.
Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе опираясь на знания детей вспомнили основные факты и события из жизни А.С.Пушкина и на основе них дала новые.
Большой интерес у детей вызвала драматизация отрывка сказки «О Царе Салтане», в которой играли воспитанники группы. Здесь дети продемонстрировали знание сказки, коммуникативные качества, артистизм, умение держать себя перед публикой.
В следующей части осуществила интеграцию художественной литературы с обучением грамоте. Здесь воспитанники показали знание букв и умение бегло читать текст.
К следующей сказке перешла через загадку о Петушке, которая заставила детей думать.
В течение всего занятия старалась активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес через разнообразные педагогические технологии.
Ставила проблемные вопросы, на которые дети должны были высказывать свои суждения, спорить и делать умозаключения.
Учила слушать и слышать своих товарищей и педагога, как требует развивающая программа «Радуга».
На мой взгляд появление живой говорящей золотой рыбки вызвало удивление. И они с большим желанием и надеждой просим рыбку об исполнении их желаний.
Художественно- продуктивная деятельность детей была интегрирована в занятие по художественной литературе.
На протяжении всего занятия обогащала словарный запас и развивала коммуникативные способности детей, что положительно влияет на их развитие речи в условиях билингвизма.
Все это проходило живо и интересно в непринужденной обстановке.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния помещения, сменой видов детской деятельности, физминуткой в середине занятий, благоприятной психологической атмосферой.
Мне думается, что дети получили много новых знаний в ходе проектной деятельности и эмоциональное удовольствие.
Целью этой двухмесячной проектной деятельности я ставила сплочение членов семье и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и цели.

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые студенты.

Позвольте Вашему вниманию представить выпускную квалификационную работу на тему: «Развитие словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой».

Выполнила студентка 5 «А» группы Борисова Е.Г.

Научный руководитель: Фёдорова Татьяна Викторовна

Читаем: Введение - актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость…

В 1 главе мы изучили теоретические аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Сделали психолого-педагогический анализ формирования словаря старших дошкольников, рассмотрели особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста, определили методику формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Во 2 главе мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Целью опытно-экспериментальной работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6-7 лет; разработка и апробирование использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  • 1. Выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет;
  • 2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  • 3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей 6-7 лет.

Цель констатирующего эксперимента: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет.

  • 1. Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
  • 2. Провести диагностическое обследование детей 6-7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6-7 лет.

По результатам диагностики и в соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 5) [Приложение 5]

1 уровень (низкий)

К низкому уровню было отнесено 7 детей (35%). У этих детей не сформирован словарь. Дети редко используют в речи антонимы, глаголы, прилагательные, часто допускают ошибки.

2 уровень (средний)

К среднему уровню было отнесено 10 детей (50%). Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3 уровень (высокий)

К высокому уровню было отнесено 3 детей (15%). Дети данной группы употребляют прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку полученных результатов. Они представлены в диаграмме, где указано количество отнесённых к каждому уровню детей, а также процент от общего числа исследуемых детей.

Высокий уровень - 3 детей; средний уровень- 10 детей, низкий уровень -7 детей.

Как видно, к высокому уровню относится 15% детей, к среднему - 50% детей, к низкому - 35% детей.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития словаря у детей недостаточно высок, и результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:

  • - бедность активного словаря;
  • - неумение детей выражать словами свои мысли.

Результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по развитию словаря детей.

Следующим этапом нашей работы был:

Подбор и апробирование программы использования произведений художественной литературой в разных видах деятельности детей.

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6-7 лет не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

  • 4. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  • 5. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  • 6. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6-7 лет.
  • · Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
  • · Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  • · Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  • · Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Программа использования произведений художественной литературы в разных видах деятельности

У 6 детей уровень развития повысился со среднего на высокий, у 6 детей с низкого уровня поднялся на средний уровень.

Из рисунка видно, что у всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития составил 0%. Соответственно количество детей со средним уровнем повысился на 5% и высоким уровнем развития увеличился на 30%

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх - дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • - в-третьих, активного включения детей;
  • - в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6-7 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Занятие «Путешествие по русским народным сказкам» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного занятия направлена на закрепление знаний детей о русских народных сказах и взаимосвязана с целями других занятий. Занятие является одним из цикла занятий по закреплению знаний, умений и навыков детей по пересказу сказок. Цикл рассчитан на год, проводится одно занятие в месяц. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.

Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о русских народных сказках.

Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости п ерехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие по русским народным сказкам».

При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей.

Научность изложения содержания образования реализовалась на занятии на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии С.И. Гин и методики Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

В предварительной работе использовались игры – инсценировки по русским народным сказкам, просмотр презентаций, дидактические игры по русским народным сказкам, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение мимического этюда «Наши чувства» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о русских народных сказках, о главных героях этих сказок, научить пересказывать сказки.

В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра «Помогите!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Расколдуй героев сказок» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.

Проведение дидактических игр «Назови сказку», «Отгадай загадку», способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках, о главных персонажах сказок.

Физминутка «Сказки» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.

Дети активно, с интересом собирали страницы «Книги сказок»: называли русские народные сказки и их главных героев, моделировали сказки, отгадывали загадки по сказкам и собирали сказки по картинкам.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок книгу сказок, раскраски с героями русских народных сказок.

Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.

Аппаратом для оценивания деятельности воспитанников // стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.

Фактический ход занятия // соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия / /дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута, дети закрепили названия русских народных сказок, их главных героев, научились узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и моделям. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.

План-задание к тематической проверке

Срок проведения: 15.10.2012г. - 18.10.2012г.

Цель контроля: Определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.


Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Сроки

Кто проводит

ЗУН детей

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности.

Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей.

Анализ работы воспитателя с детьми по ознакомлению с художественной литературой в совместной деятельности (ежедневные чтения «для души»); организация НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»; создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Планирование работы с детьми

Анализ программно-методического обеспечения, календарных планов воспитателей.

Система работы по ознакомлению с художественной литературой НОД, взаимосвязь с другими видами деятельности, самостоятельное речевое общение.

Наличие перспективного плана работы по направлению, отражение работы в календарном плане.



15.10.12 - 18.10.12



Создание условий

Анализ предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры: наличие книг в Центре Книги в соответствии с возрастом детей, разнообразие видов книг, соблюдение принципов отбора детских книг, эстетика оформления, витрины для рисунков по литературным произведениям, иллюстрации по литературным произведениям, портреты детских писателей.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

ЗУН воспитателей

Наблюдения. Беседы. Самоанализ мероприятий.

Знание программных задач. Методика проведения НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Руководство самостоятельной деятельностью детей. Особенности организации педагогического процесса.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Работа с родителями

Анализ документации, наглядной пед. пропаганды; наблюдение за процессом общения педагога с родителями.

Работа по данной теме, наличие совместной деятельности.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Справка

по итогам тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
В соответствии с годовым планом работы детского сада компенсирующего вида № 37 «Родничок» на 2012 – 2013 учебный год и на основании Приказа № в период с 15.10.2012 г. по 18.10.10.2012 г. проводился тематический контроль в возрастных группах по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель контроля: определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Программа контроля:


  • планирование работы с детьми;

  • создание условий;

  • ЗУН детей;

  • ЗУН воспитателей;

  • работа с родителями.
Методы контроля

  • наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности;

  • наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей;

  • анализ планирования образовательной работы с дошкольниками;

  • анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;

  • анализ форм педагогического просвещения и взаимодействия с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе.

В ходе контроля было установлено:

Ознакомление дошкольников с художественной литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования. В перспективных планах запланировано ознакомление с художественными произведениями в соответствии с программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Региональной программой дошкольного образования Шаеховой Р.К.

Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Следует обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы.

Изучение предметно-развивающей среды способствующей ознакомлению детей с художественной литературой показало, что во всех группах оборудованы центры Книги, соответствующие «закону возрастных соответствий» и «закону возрастной перспективы». В центрах собран богатый книжный фонд разнообразных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии), имеются произведения одного автора разных издательств. В наличие портреты детских писателей, материалы об их творчестве, но мало материала о художниках-иллюстраторах. Кроме книг, в центрах имеются различные тематические папки и альбомы, иллюстрации к произведениям, дидактические игры, оборудование для «больнички для книг». Но были выявлены небольшие недочёты к оформлению центров Книги. В средней, старшей и татарской группе неудачно выбрано место для организации рассматривания книг. В первой младшей, подготовительной и татарской группах мало разноформатных книг. Однако, после проведения консультации «Книжный центр в детском саду», все нарушения были устранены и пополнены новыми книгами и эстетическим оборудованием. Кроме того, в центрах Книги появились детские рисунки по любимым произведениям, дидактические игры «Герои сказок».

Анализ просмотренной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Чтение художественной литературы» показал, что воспитатели владеют навыками выразительного чтения, организацией беседы по прочитанному произведению, могут донести до детей смысл и идейное содержание произведения. Воспитатели старшей и подготовительной к школе группы (Чупахина О.В., Натальина Л.В.) используют демонстрацию фрагментов мультипликационных фильмов; Салимова Р.Р. – кукольный театр.

В процессе чтения педагоги осуществляли толкование непонятных детям слов, показывали картинки в книгах. Использование демонстрационного материала, рассматривание иллюстраций к произведениям способствовали формированию у детей к самостоятельному рассматриванию книг, а также любви и интереса к художественной литературе.

Просмотренная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (воспитатель Л.В. Натальина) показала, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать и узнать авторов этих произведений, знают и называют различные жанры (сказка, рассказ, стихи).

Стоит также отметить, что дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге.

Речевые умения детей 2 младшей группы тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Многие малыши уже употреблять в речи сложные предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.

С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.

Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.

Вывод: работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.


  1. Планировать индивидуальную работу с детьми в центре Книги.
Срок исполнения: постоянно.

  1. Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

  1. Провести развлечение «Мы дружим с книгой».

  1. Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг.
Срок исполнения: незамедлительно.

  1. Оформить буклеты, рекомендации для родителей по организации семейного чтения.
Срок исполнения: не позднее 01.12.2012 года.
Члены комиссии:

Заведующая детским садом_________ Краснова Р.В.

Старший воспитатель ____________ Бирючевская О.А.

Воспитатель ___________ Чупахина О.В.


Ознакомлены:

Вафина Г.С.

___________

Малыхина В. Н.

___________

Идрисова Ю.Р.

___________

Миннигалеева Н.И.

___________

Кошель Е. В.

___________

Набиуллина Ф.А.

___________

Крупенченко И. В.

___________

Натальина Л. В.

___________

Кургузкина Н.А.

___________

Салимова Р.Р.

___________

Лапшова Н.В.

___________

Чупахина О. В

___________

Карта анализа

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Чтение художественной литературы»


Тема _____________________________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________________________

Возрастная группа ____________________________________

Количество детей ____________________

Ф.И.О. воспитателя ______________________________


Критерии оценки работы воспитателя

Уровень оценки

высокий

допустимый

низкий

Была ли соблюдена структура НОД по ознакомлению с художественной литературой?

Подготовил ли воспитатель детей к восприятию художественного произведения?

Была ли достигнута цель подготовительной работы перед чтением – возбудить интерес к главному персонажу или предмету, явлению, изображенному в произведении?

Выразительно ли был прочитан (рассказан) текст художественного произведения?

Велись ли наблюдения над словом, формировались ли умения видеть яркие художественные детали?

Осуществлялось ли на занятии толкование непонятных детям слов?

Проводилась ли другая работа по развитию речи детей?

Выяснилось ли идейное содержание произведения?

Проводилась ли работа по коллективному рассматриванию книги?

Была ли дана рекомендация к самостоятельной индивидуальной работе с книгой, произведением?

Способствовала ли данная НОД формированию у детей любви и интереса к художественной литературе?

Вывод:

Старший воспитатель ________________

Воспитатель _____________

Карта анализа наглядной информации для родителей в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Критерии анализа

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные письма-памятки, буклеты для родителей

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Планирование непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

Ежедневное «чтение для души»

Творческие виды читательской деятельности (графическое и словесное рисование, сочинительство, изготовление книжек-малышек и т.д.)

Работа с материалами центра Книги

Совместная деятельность с городской детской библиотекой

Досуги, развлечения

Работа с семьёй

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Анкета для родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.)

2. Какие произведекния приобладают в Вашей детской библиотеке? (сказки, стихи, познавательные энциклопедии, прочее.) /нужное подчеркнуть /

3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (Часто, редко.)

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку? (отметьте один из пунктов.)

Просматриваю содержание,

Учитываю возраст ребёнка,

Выбираю книгу по иллюстрациям,

Покупаю случайно.

5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

Ежедневно,

Два-три раза в неделю,

Один раз в месяц,

Вообще не читаю.

6. По чьей инициативе Вы читаете книги?

По просьбе ребёнка,

По своей инициативе.

7. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном? (Да, нет, иногда.)

8. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет, иногда.)

9. Выписываете ли Вы детские журналы? Какие? ______________________________________________

10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (напишите) ____________________________

______________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!