Сочинение «Печорин — герой своего времени. "Герой нашего времени", Печорин: характеристика. Почему Печорин - "герой времени"? Почему и в каком смысле печорин герой

Почему автор называет Печорина «героем времени» ? Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и ук­репление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Так появились Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина. Историю жизни человека, способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман «Герой нашего времени».

Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-философский и психологический роман в прозе. Автор пытается найти ответ на волну­ющий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения сво­их недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути?

История жизни Печорина, представителя поколе­ния 1830-х гг., трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии к роману автор писал: «Это точно портрет, но портрет, составленный из по­роков всего поколения». Лермонтов в романе выно­сит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «к ве­ликим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внут­ренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А. С. Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время, и иначе выгляде­ли его герои. Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» на­звал этот период А. И. Герцен. Реакция не смогла за­глушить голос М. Ю. Лермонтова, но время наложи­ло свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам Герцена, «то были сомнения, отрицания; мысли, пол­ные ярости».

Противоречия между высоким сознанием дворян­ского интеллигента, страстной внутренней активнос­тью души и внешней бездеятельностью, прожигани­ем жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям «Ду­мы», прозвучавшей как похоронная песня потерян­ному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

А перед властию - презренные рабы…

«Дума» - поэтическое выражение проблем и мыс­лей романа « Герой нашего времени ».

Образ Печорина, главного героя романа, - верши­на всего творчества Лермонтова. Писатель смог соз­дать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и по­нимая историческую сущность окружавшей его дей­ствительности.

Печорин - сильная личность, в нем много ис­ключительного, особенного: выдающийся ум, не­обыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полных веры, жажды свободы, Печорин причисляет себя к их жалким по­томкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Пе­чорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей «силы необъятные», и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Ав­тор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Траге­дия молодого человека усугублялась тем, что он вы­нужден был жить в среде, которую презирал и отвер­гал. Передовой человек 30-х гг. XIX в. чувствовал себя лишним в своей стране и даже в целом мире.

Но в реалистическом романе «Герой нашего вре­мени » Лермонтов уже приводит своего героя к созна­нию того, что хотя жизнь и приносит страдания, не­выносимо скучна, но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль и радость. В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа «Ге­рой нашего времени».

Таким образом, Печорин - типичный представи­тель определенной исторической эпохи, то есть герой своего времени. Время определило в нем черты, кото­рые позволили современникам увидеть в Печорине «страдающего эгоиста».

Понятие «герой» по отношению к Печорину, персонажу произведения Лермонтова, многие исследователи творчества писателя трактуют по-разному. Некоторые говорят о типичности образа для молодежи 30-х годов позапрошлого века. Некоторые вообще не понимают, что в нем особенного и почему Михаил Юрьевич назвал его ярким представителем времени?

Образ и его характеристика

Печорин - и умный, и волевой, даже - неординарный. У него довольно обширный кругозор. Его отличие - постоянное устремление к деятельности, невозможность усидеть на месте, безусловно, говорящее о его большой энергетической наполненности. Однако в окружении привычных людей герой скоро начинает скучать. Он ищет новизны, забывая тех, кто находился рядом. Не потому ли Печорин несчастлив ни с одной из женщин?

Гений, но злой

Печорин замечает в дневнике о судьбе гения, как бы причисляя себя этим к высокой касте талантливых людей, не могущих быть прикованными к унылой работе чиновника. Так можно «умереть или сойти с ума», поэтому действие - вот наилучший выход для гения!

Пагубные действия

Но при этом, совершая действия, Печорин впустую тратит свои силы. Делает поступки, его не достойные: похищает Бэлу, добивается Мери и бросает ее, убивает Грушницкого на дуэли, практически не обращает внимания на чувства людей, его окружающих. Можно констатировать: поступки Печорина - эгоистичны, а сам он превращается в законченного «нравственного калеку».

Почему он герой?

Почему же, все-таки, Лермонтов назвал Печорина именно так? По мнению писателя, персонаж являлся и злым гением, и жертвой общества - одновременно. Очевидно, в 30-е годы 19 века таких умных, но в то же время эгоистичных натур было много среди современников. А в его трагедии отразилась трагедия поколения талантов, не нашедших себя.

Вот решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть в печатном виде. Я как только нам разрешили печатать, сразу так и стала делать. Ибо у меня есть такой комплекс-не комплекс...но особенность...Я переписыаю сочинение дольше, чем пишу!!! А если домашнее, то вообще в несколько заходов! Ну не могу я переписывать еще раз и чисто то, что только что лилось потоком одним.....А вот поэтому печатать люблю. Можно просто подправить. Выложу, пожалуй, сначала лучшие и по любимым темам. Вновь Печорин. :)

Лермонтов ценен нам тем, что сумел уловить дух своего времени, сумел стать художником современной ему жизни, вместе с тем, не прибегая к единичным случаям, а обобщая. Автор «Героя нашего времени», несомненно, был чутким психологом и хорошо разбирался в человеческих характерах и сущностях. Все эти способности позволили Лермонтову создать уникальный образ «героя времени». Образ Печорина явился собирательным образом молодого человека начала 19 века, порожденного именно той эпохой. В предисловии к своему роману Лермонтов сам объявляет нам об этом, а также рассуждает, почему именно такой образ появился на страницах его книги. Помимо этого, он рассказывает нам о различных реакциях, которые произвел его роман на современную ему публику. То есть, на мой взгляд, ответ на поставленный вопрос можно найти в предисловии. Итак, почему же Печорин это «герой времени»?

Одна из причин, почему Печорин - «герой времени», лежит на поверхности. Лермонтов пишет, что он рисовал образ героя, «которого слишком часто встречал». Значит, Лермонтов не просто придумал этого персонажа, не просто выдумал, а примечал таких людей и, встречая их вновь и вновь, понял, что это не единичные случаи, не совпадение, а явление его времени. Мастерство его состоял в том, как он смог выявить главные черты схожести и органически их слить воедино.

Лермонтов называет Печорина «портретом, составленным из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». После этой цитаты мы начинаем понимать, что название «Герой нашего времени» несет не прямой смысл. Сам Лермонтов говорит о том, что «книга испытала <…> несчастную доверчивость <…> к буквальному значению слов», что многие обиделись, что «им ставят в пример такого безнравственного человека». Получается какое-то несоответствие названия содержанию. Ведь Лермонтов сам говорит, что образ Печорина составлен из пороков, то есть отрицателен. А понятие героя - это человек образцово-показательный, на которого следует равняться. Видимо, в эпоху Лермонтова такой вот носитель всяческих пороков был героем, примером для подражания, потому произведение и носит такое название.

Лермонтов называет образ «героя времени» болезнью. Однако он сразу же предупреждает читателя, что он не берет на себя звания спасителя и нравоучителя. Нет. Он довольствуется тем, что «болезнь указана». Уже в этом он видит свою заслугу, так как, указав на болезнь, он заставит людей хотя бы задуматься и хотя бы захотеть исправить нравственные идеалы эпохи, сделать так, чтобы «герой времени» выглядел совсем по-другому. Автор также признается, что и не знает верного средства для излечения этой болезни: «А как ее (болезнь) излечить - это уж бог знает».

Реакцию публики на этот образ, ее нежелание верить в его правдивость Лермонтов объясняет тем, что люди просто испугались правды и не захотели в нее верить. «Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали»? - спрашивает Лермонтов. На самом деле, такая реакция даже выгодна автору, так как выходит, что он добился цели, смог показать действительно верный образ, который публика узнала. Другое дело, что людям всегда неприятно читать «едкие истины» и потому они стали отмахиваться от образа Печорина, обвинять автора в клевете. Значит, Печорин на самом деле был «героем времени», которого каждый узнавал.

Также важно предисловие к «Журналу Печорина», так как именно в нем содержится авторская позиция и отношение к Печорину. Лермонтов четко говорит, что если читателям угодно узнать его мнение, то: «Мой ответ - заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» - скажут они. - Не знаю». Значит, все же Лермонтов не издевается и не смеется, называя Печорина «героем времени». Он скорее переживает. Он пишет, что «желание пользы» заставило его напечатать рассказы о Печорине. Наверное, Лермонтов видел пользу в том, что люди задумаются о причине того, что породило Печориных, постараются понять, а «мы почти всегда извиняем то, что понимаем», - говорит Лермонтов. Ведь ничего не происходит беспричинно, может, это общество его окружающее сыграло, само того не сознавая, немаловажную роль в формировании Печорина - «героя времени».

Итак, мы попытались разобраться, почему же Лермонтов назвал Печорина «героем времени». Вообще, идея «героя времени» так мастерски придуманная Лермонтовым, очень понравилась человечеству, и потому стала непреходящей, вечной темой. И не раз после создания Лермонтовым Печорина люди, жившие уже в другое время, другую эпоху пытались увидеть героя их времени в людях их окружающих, да и в наши дни люди пытаются отыскать героя нашего времени. Мы даже через два века с удовольствием читаем «Героя нашего времени» и удивляемся, как четко, чутко, психологично, мастерски автор изобразил главного героя. Печорин навсегда остался идеальным примером создания образа, образа, в который веришь.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».

Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?

» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению

"Герой нашего времени" - последнее большое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое было опубликовано полностью уже в год его смерти. Однако, принимая во внимание всю логику развития гения писателя, можно предположить, что, не оборвись его жизнь так рано, это было бы только началом. Лермонтов обещал вырасти в крупнейшего русского прозаика, поскольку ничего равного этому произведению тогда в русской литературе не существовало.

Предисловие, изменившее восприятие произведения

Лермонтов стал думать о прозе в конце тридцатых годов. В сороковом вышло первое издание романа "Герой нашего времени", а год спустя - второе. Они отличались предисловием, которое Михаил Юрьевич добавил во втором варианте. В нем он высказал несколько важных мыслей. Прежде всего, здесь отметаются все подозрения насчет отождествления автора с персонажем произведения, которое написал Лермонтов, - "Герой нашего времени". "Печорин - это не я!" - говорит Михаил Юрьевич. Он подчеркивает, что пишет роман не о себе, а о герое своего времени.

Второй комментарий, содержащийся в предисловии, тоже сместил многие акценты восприятия произведения. Лермонтов упоминает о наивности публики, которая всегда ждет прямых выводов или морали. Кто "герой нашего времени"? Печорин или кто-то другой? Здесь Михаил Юрьевич открыто насмехается над теми, кто в конце произведения надеется увидеть ответы на свои вопросы.

"Герой нашего времени". Анализ Печорина и его понимание смысла жизни

В этом произведении Лермонтов предпринимает попытку - последовательную, ясную и очень масштабную - ответить на вопрос о том, какой именно тип личности, характера является носителем ключевых свойств времени. И каким образом такие качества мотивированы внешними условиями? Почему Печорин - "герой нашего времени" и почему он живет именно в этот период?

Произведение содержит в себе очень сложный смысл. Дело в том, что "герой нашего времени" Печорин не столько мотивирован внешними условиями, сколько, наоборот, им противостоит. В романе минимум фактов, отсылок к истории, к большому государственному масштабу событий.

Персонаж как будто существует отдельно от событий, происходящих в это время. И живет он очень непонятной жизнью. Не ясно, к чему он стремится. Делает ли он карьеру, хочет ли получить очередной чин, встретить настоящую любовь. На эти вопросы нет ответов.

Образ главного персонажа, созданный окружающими

Чем отличается от других образов произведения "Герой нашего времени" личности этого персонажа показывает его как человека постоянно противоречащего самому себе. И тем не менее, читателю все равно понятна его логика, да и то, что он за человек, в принципе. Трудности характера главного персонажа, этого неуловимого "героя времени", соответствуют всей сложности взгляда на него.

Михаил Юрьевич создает весьма непростую систему, сочетающую разных рассказчиков и свидетелей, которые описывают события. В результате читатель не приближается к ответам на свои вопросы, а как будто, наоборот, отдаляется от них.

Присутствуют описания событий, увиденных Максимом Максимовичем, офицером достаточно простодушным. Он живет рядом с Печориным и относится к нему с глубокой симпатией, но видит в нем не того человека, которым он на самом деле является. Сложный противоречивый образ главного персонажа представлен на протяжении всего романа глазами разных героев, включая его самого.

Личность одинокая и углубленная в себя

Не только главный, но и довольно сложный персонаж произведения "Герой нашего времени" - Печорин. Характеристика его личности создается при помощи окружающих его людей. И когда они анализируют этого человека со стороны, порой их мнения не совпадают с его собственной точкой зрения. Так как, например, Максим замечает в нем гораздо больше, чем он сам. Наблюдает те свойства, которые ему самому не видны.

И так происходит с каждым человеком, который, как персонаж романа "Герой нашего времени" Печорин, углублен в самого себя. У него почти нет друзей, за исключением доктора Вернера. И очень важно, что увидеть главное в этой личности, ее лучшие качества может как раз сторонний наблюдатель.

Загадка характера главного персонажа

Чем же занят постоянно главный Печорин? Он поглощен постоянными поисками себя. И в большинстве случаев они оказываются поисками любви, страсти, подлинно близких, сердечных, дружеских отношений с женщиной.

Наедине с самим собой это очень Любое его действие рождает противодействие. Любой поступок оборачивается не тем результатом, которого он ожидал. Он как будто режиссер, который строит свою жизнь и видит себя постоянно со стороны. И все это для личности мучительно и разрушительно. Ведь неестественно непрерывно думать о себе.

Особый замысел автора в произведении

Михаил Юрьевич абсолютно оригинален. Опираясь на привычные литературные схемы, он предлагает читателю нечто совершенно необычное. Каждое событие в романе увидено с разных точек зрения, и ни одна не является доминирующей.

Чтобы понять произведение Лермонтова, необходимо расположить повести, вошедшие в роман "Герой нашего времени", в последовательности реальных событий. Михаил Юрьевич выстраивает собственную авторскую хронологию, отличную от реальности происходящего. Это задает особую художественную логику развития замысла изображения "героя нашего времени" - человека, который воплощает в себе суть того периода.

Что еще характерно для произведения "Герой нашего времени"? Цитаты Печорина, присутствующие на протяжении всего романа, наполнены глубоким смыслом и раскрывают суть характера персонажа. Не будучи в силах применить свою энергию и талант вовне, направить свои стремления на какой-то внешний объект, он их замыкает на себе. И всякий раз выступает палачом тех людей, которых любит.

Ключ к характеру главного героя

То, почему Печорин - "герой нашего времени", читатель анализирует на протяжении всего произведения, а вот философский ключ к его образу находится именно в повести "Фаталист". Неслучайно она заключает собой весь роман. Здесь заключается уверенность в том, что судьбе нельзя противоречить, все заранее предопределено. И предсказания в повести странным образом сбываются. И вместе с тем Печорин всякий раз, будучи уверенным в фатальности происходящих событий, им противостоит.

Это человек, который вмешивается в события, пытается их изменить, будучи в то же время убежден, что это абсолютно бесполезное занятие. Совершенно непонятная личность, каждый поступок которой гарантирует противоположный результат, а стремление к активности содержит в итоге бессилие.

Незримое присутствие автора в романе

Современники могли переосмыслить благодаря роману ситуации, факты, детали быта. Например, дуэль с Грушницким, которая имеет большое значение в контексте произведения. Подобный поединок для девятнадцатого столетия - это значимый атрибут дворянской жизни. И очень важно переосмысление дуэльного кодекса, которое дано в романе "Герой нашего времени".

Это замечательное произведение было написано за год до гибели поэта, но невольно кажется, что в нем описывается история грядущей дуэли. Сам автор незримо присутствует в образе героя, но и Грушницкого он наделил чертами характера и внешности Николая Соломоновича Мартынова.

Роман "Герой нашего времени" стал началом целой литературной традиции. Без этого произведения и тех художественных открытий, к которым пришел Михаил Юрьевич Лермонтов, возможно, не было бы лучших романов Тургенева, Толстого. Именно это произведение начинает собою новую эпоху в русской литературе, где доминирует проза и в особенности жанр романа.