Темы консультаций родителей по рисованию. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования- путь к свободному творчеству

Ольга Воробьева
Консультация для родителей «Детское рисование»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Удивительное явление искусства - рисование в детстве . Каждый ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные и талантливые дети. Но с 3 летнего возраста юные художники в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей» , которые содержат вполне конкретную информацию и смысл.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков . Рисование участвует в конструировании зрительных образов , помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего мира.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, они отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования . Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано : детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали .

Известный педагог И. Дистервег считал : «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью . Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении : детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления : рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства» . Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью» .

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Детское творчество-область самостоятельного, своеобразного искусства. Можно отметить, что между ребёнком и скажем, художником импрессионистом есть много общего. Это свобода самовыражения, огромный интерес к экспериментированию, любовь к цвету, смелость рисунка.

Анализируя детский рисунок , можно сказать, что ребёнок проводит самые немыслимые линии, изображает невозможные по цвету и форме пятна. Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.

В 5-6 лет дети уже достаточно опытные «художники» . Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению разных предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т. д., счёт, форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений, животных, человека и т. п.

Одной из важных частей работы по развитию творчества, является работа с цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью. На занятиях по рисованию , дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир, во всём богатстве оттенков.

Использование ярких, чистых цветов присуще дошкольникам всех возрастов. Скажем яркими цветами дети изображают любимых героев, радостные события, а тёмными рисуют не любимых, злых героев и печальные явления.

Знакомясь с цветом, дети землю изображают - коричневой, небо-голубым цветом, солнце - жёлтым, траву - зелёным. Цвет служит средством обозначения предмета.

Другое средство выразительности - линия.

Любимые предметы, явления воспитанники рисуют старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной линией.

Дети очень часто используют в своём творчестве приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков) . Они выделяют в работах, то, сто особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие снежинки огромных размеров.

Занятия изобразительным искусством развивают и обучают детей.

В изостудии ребята считают, слушают стихи, музыку, изучают природные явления, животных, человека, природу и мн. др. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь таким образом он познаёт окружающий мир.

Дорогие родители ! Приобретите Вашему ребёнку разные художественные материалы : краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, цветные карандаши, пластилин, стеку, клеёночку! А для этого необходимо организовать рабочее место и выделить 30 минут. Пусть ваш юный художник рядом с вами занимается творчеством, даже когда вы готовите ужин, убираетесь или читаете газету.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Росинка»

Первый рисунок

(развивающие занятия для детей 2-3 лет)

Подготовила: воспитатель

по изодеятельности :

Смирнова Е. Г

г. Козьмодемьянск 2012 г.

Малыши 1-3 лет воспринимают художественные занятия как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не конечный результат, который они получают. Рисуя, занимаясь лепкой, дети ощущают себя независимыми, познают таинство выбора композиции, радость исследования, творческое возбуждение и вызов- всё то, что и составляет загадку обучения. Что бы не являлось результатом художественного творчества - будь то слепленный из теста колобок или достойный галереи шедевр - для малышей до трёх лет это всего лишь результат художественного занятия, а не его повод.

Художественные занятия позволяют маленькому ребёнку исследовать, делать открытия и управлять своим миром. Иногда процесс может быть осязаемым, когда чувствуешь холод скользкой краски на пальцах, иногда -удивляющим, когда пластилин принимает неожиданную форму. Художественные занятия могут превратиться и просто в ёрзанье на месте или ссору из-за куска пластилина с другим ребёнком. Задача взрослого заключается в том, чтобы позволить занятию состояться. Поэтому во время художественных занятий поддерживаю в маленьких детях уверенность, комментирую свои и их действия.

Все малыши уникальны. К двум годам они отделяются от мам и пап и становятся независимыми людьми со своими собственными убеждениями. Гордые, сердитые заявления вроде «Я сам!» или «Нет, нет, нет!» иногда звучат даже вызывающе. Так как для малышей от года до трёх лет очень многое меняется, когда они отрываются от родителей и обретают независимость, им часто в этот период случается упрямиться и вести себя необычно. Поддержка и поощрение взрослых помогут им превратить это переходное время в счастливое. Дети 1-3 лет могут целый день быть активными при этом на следующий день их активность будет не меньшей. Малыши от года до трёх лет предоставляют мне прекрасную возможность проявить гибкость и терпение, с радостью помогать им расти, исследуя и открывая мир. Они ищут новые впечатлении;, часто пугаются незнакомого, но умеют справиться с собой; способны бесконечно двигаться; обычно немного беспокойны, оставаясь без родителей; любят повторяющиеся действия, но способны воспринимать новое;проявляют чувство собственности («моё») и узнают, что есть и нечто противоположное

(« не моё»); хотят и любят экспериментировать с материалами для художественного творчества. Все эти качества маленькой личности мы используем с воспитателями на художественных занятиях.

В возрасте 1- 3 любой малыш – уже уникальная личность, готовая к своему собственному пути развития, как нет одинаковых снежинок, так нет и похожих детей, которые развиваются в одно и то же время.

Когда планируешь и готовишься приобщать ребёнка к творчеству, необходимо учитывать его темперамент и уровень развития. Типы темперамента у детей могут быть различными. Одни впечатлительны, другие склонны к капризам, некоторые раздражительны, иные готовы проявить гибкость. И все они конечно, способны на самые разные реакции, так как у них быстро меняются настроения. Радость, страх, гибкость, стеснительность, покорность, хитрость, положительные эмоции, хорошее настроение, упрямство, упадок сил и активность- все эти качества один и тот же ребёнок может проявлять в течении одного дня. Ключом к работе с детьми должны быть, поддержка и воспитания.

Я поддерживаю в маленьких детях, уверенность, что сам процесс художественного занятия важен именно так, как они думают, используя по ходу дела проницательные комментарии, которые вдохновят каждого ребёнка чувствовать себя свободным в творчестве. Вот некоторые примеры:

Расскажи мне о своей работе (рисунке, картине, лепке);

Тебе нравится этим заниматься, делать это;

Покажи мне, что ты уже успел сделать;

Вижу, ты используешь много цветов;

Посмотри, какой яркий жёлтый цвет;

Какой красивый узор;

К двум годам дети становятся независимыми мыслителями, которые любят делать открытия и исследовать мир самостоятельно « Это сделаю я!» Маленькие дети чувствуют себя исследователями, готовыми к приключениям и экспериментам, когда открывают, для себя рисование, его возможности и результаты.

Малыши в большей степени занимаются рисованием, чем создают законченный рисунок. Никогда фраза «это процесс, а не результат» не является более истиной и очевидной, чем когда рисуют дети этого возраста.

Сначала начиная заниматься рисованием весёлая и важная осязаемая возможность для детей использовать свои руки, размазывать и растирать краски по бумаге, создавая удивительные произведения с помощью ногтей, подушечек пальцев и ладоней.

Смесей для рисования готовим вместе с детьми:

Крахмальную жидкость;

Краска из кукурузного крахмала;

Из мыльных стружек;

Для рисования ладошками, мы делаем замороженные краски из муки, кра c ки из шампуня.

Специально для детей мастерю и коллекционирую самодельные кисточки, используя неожиданные материалы: птичьи перья, связанные в пучки. Выпавшие из веников прутья, губки на палочках. Каждая такая новая кисточка даст удивительные результаты в художественном творчестве. Дети обожают трогать что-нибудь руками: месить, толочь, сжимать, бить и взбивать. Поэтому материал по лепке тоже очень разнообразен. Пластилин, глина и другие материалы, пригодные для лепки, дают детям прекрасную возможность для свободного творчества. Мять их, давить на них, отрывать кусочки, сжимать, скручивать и лепить из них настоящее наслаждение! Не удивляйтесь если одни дети с упоением погружают обе руки в пластилин, а другие не любят этого делать.

Лепка и приготовление для нее разных смесей иногда проходят спокойно и тихо, а порой вызывают бурный всплеск творческой активности.

Кроме пластилина и глины это могут быть: «чистоплотная » каша из туалетной бумаги, каучуковое тесто (тесто из кукурузного крахмала), сжатая фольга, застывший желатин.

Очень верную мысль по поводу лепки высказал известный английский педагог Клэр Черри: «Самый чудесный опыт можно передать детям – это дать им пластилин и позволить делать то, что они хотят!». Эту фразу можно отнести и рисованию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ».

Художник хочет рисовать,

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник –

Рисует он, где только может…

Он чертит палкой по земле,

Зимою пальцем на стекле

И пишет углем на заборе

И на обоях в коридоре

Рисует мелом на доске,

На глине пишет и песке,

Пусть нет бумаги под руками

И нету денег на холсты

Он будет рисовать на камне

И на кусочке бересты.

Салютом он раскрасит воздух,

Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,

Что может рисовать везде.

А кто художнику мешает –

Тот землю красоты лишает!

Чем работает художник? Кистью. Карандашом. Мелками. А еще чем? Пальцами, тряпками, палками, камушками…Да чем угодно!

Изобретательность художника не знает границ.

Рисование нетрадиционными способами и необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивать воображение, побуждать к творческой деятельности. Благодаря творчеству, дети познают себя, освобождаются от плохого и утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные важные проблемы. Будет очень полезно и правильно не ограничивать малышей требованием рисовать только в тетради. Не бойтесь дать чистый лист, причем, чем, больше, тем лучше. Его рука, глаза, все тело должны приобрести смелость и навыки свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире диапазон движений по бумаге, тем уверенней, смелее и находчивее будет ребенок. Согласитесь, нарисовать свое дерево, свой домик, своего человечка – это смелое открытие, потому что не по шаблону, не по схеме, а таких, каких еще не рисовал никто и никогда.

Стремление к новизне и разнообразию помогают приобретать не только навык, но и личностный опыт труда и эмоциональных переживаний, что способствует более глубокому и тонкому развитию эмоциональной сфере ребенка.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, используются нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование раскрывает возможность использованию знакомых ими предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью; можно рисовать пальчиком или ладошкой, испачкаться – и за это не будут ругать. Необходимо дать свободу, тогда рисование станет творчеством. Все увиденное и услышанное нужно непременно проигрывать вслух, словесно выражать будущий замысел. Речь – первый союзник рисования. Это простые упражнения формируют эмоционально – эстетическое отношение к действительности, образное мышление, творческое воображение.

Уважаемые родители! Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Веселые брызги.

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.

Отпечатки листьев…

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

И отпечатки пальцев.

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например, гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... а необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.


Каракули.

Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.


Картофельные штампы.

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку... Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.


Рисование губкой.

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.


«Близнецы».

Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Закрашивание рельефов.

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки

Мыльный пузырь.

Гуашь смешиваем с жидким мылом и водой, осторожно прикасаясь пузырями к бумаге, получаем загадочные отпечатки, которые можно дорисовать и сделать картинку. Подобная техника рисования способствует развитию дыхательных путей, воображению, речи.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы: жесткая кисть, гуашь,

бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,

держа вертикально. При работе кисть воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск поролоном.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Живопись по "мятой бумаге".

В этой технике огромное значение играет эффект мятой бумаги. На листе из тонкой бумаги наносится краской любое изображение. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет или другая любая композиция. Одно условие - чтобы изображение не было слишком мелким, а очертания желательно расплывчатыми, как в технике "по-сырому". Перед тем, как начать работать краской, лист очень аккуратно сжимают, следя за тем, чтобы грани преломления были мелкими. Затем расправляют лист и приступают к изображению. После того, как работа подсохнет, ее оформляют в рамку. Создается впечатление, что работа написана по неровной поверхности, что придает ей неповторимый эффект.

Техника рисования «Пуантилизм»

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Пуантилизм - рисование с помощью точек разного цвета (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Рисуем в технике пуантилизм, используя разные изобразительные материалы: просто свои пальчики, тампончики, ватные палочки, кисти, фломастеры, маркеры.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками любую композицию на белой бумаге. Затем закрашивает фон акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Подводя итог, следует отметить, что нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства, способствуют тонкому и глубокому развитию эмоциональной сферы, развивает чувство доброго и прекрасного, дает полную свободу творчеству, формирует эстетическое отношение к действительности, образное и творческое воображение, активизирует речь.

При использовании нетрадиционных приемов рисования ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки, что особенно важно.

Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.

Желаю Вам творческих успехов!


Что означают рисунки детей?

Ребенок растет, и каждый день открывает для себя что-то новое, сталкивается с чем-то хорошим и с чем-то дурным в окружающей его действительности. Он живет своей напряженной внутренней жизнью, которая иногда остается скрытой от взрослых.

Бывает так, что родители заботятся о ребенке, покупают ему игрушки, книжки, сладости, но не задумываются о том, как их маленький человек чувствует себя в этом большом и сложном мире. К поведению, играм, занятиям ребенка надо внимательно присматриваться. Есть много способов лучше узнать внутренний мир ребенка. И один из них - рисунки.

Цвета
По преобладающему цвету детского рисунка можно судить о темпераменте ребёнка, его мечтах, его эмоциональном и душевном состоянии.

Преобладание красного цвета – не слишком хороший признак, так как красный цвет символизирует агрессию и повышенную возбудимость.

Жёлтые краски означают любознательность и оптимизм. Это также цвет творчества, однако, такие дети мало дисциплинированны и испытывают трудности в принятии решений.
Зелёный цвет – цвет спокойной уравновешенной натуры, но таким детям не хватает перемен и разнообразия. Возможно, есть некоторая потребность в изменениях.
Фиолетовый цвет – цвет фантазёров, цвет артистичности и чувствительности. Не стоит критиковать этих детей, им необходимо больше ласки и похвалы.
Отсутствие какой-либо части тела – тревожный сигнал о том, что ребёнок переживает травму или был подвергнут (подвергается) душевному насилию или телесному наказанию.

Семья

Имеет значение местоположение каждого члена семьи на рисунке. Чем больше мелких деталей и дополнительных подробностей вносится в портрет, тем более отражается любовь и привязанность ребенка к кому-либо.
Главного члена семьи ребёнок обычно рисует самым большим. Себя же он изображает рядом с тем человеком, к которому он больше всего привязан. Неблагоприятный климат в семье проявляется тогда, когда ребёнок намеренно исключает какого-либо члена семьи из своих рисунков, либо он нарисован маленьким, в профиль или спиной, находится на почтительном расстоянии или разделён перегородками. Если же ребёнок изображает на рисунках только самого себя – это проявление одиночества.
Если все члены семьи на рисунки взялись за руки – это является отражением благополучной обстановки и эмоциональной безопасности ребёнка в своей семье.

Преобладание коричневого цвета означает медлительность, отрицательные эмоции и дискомфорт. Необходимо выяснить, что является причиной этого дискомфорта. Чёрный цвет – тем более означает подавленность, деструктивные процессы, разрушение и протест.

Бледные, невыразительные цвета означают застенчивость и неуверенность, но слишком яркие цвета, а также цвета, не свойственные какому-либо предмету (например, синяя трава), означают, что ребёнок хочет привлечь к себе внимание.

Изображение человека

В рисунках трёхлетних детей фигурки ещё не обладают необходимыми пропорциями. В четыре года ребёнок уже способен рисовать человечка и даже выражать направление его движений. Как правило, туловище изображается двумя овалами, а руки и ноги – в виде палочек. В пять лет маленький художник отчётливо рисует голову, с глазами, носом и ртом, – появляются эмоции и характер. И наконец, к семилетнему возрасту изображаются все необходимые детали: волосы, украшения, головные уборы и др.

К 4-5 годам дети начинают интересоваться и внешними, и внутренними органами человека. В детской психологии это называется принципом прозрачности. Изображение сердца, скелета или половых органов – всё это совершенно нормально.

Пририсованные зубы, когти, оружие – это символы агрессии или защитная реакция на какие-либо внешние факторы.

Особенности рисунка

Условно лист, на котором рисует ребёнок, можно разделить на две вертикальные зоны – правую и левую. Область справа обозначает отношения с отцом и планы на будущее. Область слева рассказывает о предыдущем полученном опыте, о привязанности к дому, особенно к матери.
Вообще, слева располагается кто-то или что-то, что обладает властью над ребёнком или сильно влияет на него.
Верхняя область рисунка относится к интеллектуальной деятельности, а нижняя – символизирует материальный план.

Уверенный в себе ребёнок сосредотачивает какой-либо образ в центре листа. Немаловажно и то, как ребёнок располагает людей и предметы: симметрично ли, равномерно, или наоборот, – композиция смещена от центра к краю листа.

Разрозненный по всему листу рисунок, – это художественный принцип детей с проблемами в отношениях со своими сверстниками.

Повторяющиеся рисунки означает некое эмоциональное переживание, связанное с каким-либо случаем из жизни ребёнка. Это могут быть как яркие, приятные, так и плохие впечатления.
Обилие волнистых линий присуще детям с мягким характером, а тонких и чётких – детям с волевым характером, способных постоять за себя. Если ребёнок обводит изображения жирной линией или штрихами, – это свидетельство страха и неуверенности.

Подготовила:

воспитатель по изодеятельности

Полякова Н. В.