Виды и функции искусства. Основные виды искусства. Обосновать классификацию видов искусства

Каждый человек понимает значение искусства по-разному: одни возвышают и превозносят, другие извергают в пучину эмоций. Без произведений искусства человек может обходиться в повседневной жизни, но эмоциональный голод нуждается в познании настоящего искусства, которое даёт ощущение счастья, радости и душевного спокойствия. Оно способно перенести человека в мир мечты и фантазий, которые каждый выражает в различных видах искусства. Ниже мы их рассмотрим.

Пластические или пространственные виды искусства

Изобразительное искусство

Этот вид творчества имеет целью воспроизведение окружающего мира и ощущение его визуально. Ради этого вида искусства многие художники бросали спокойную, сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства. Работы мастеров становились причинами политических столкновений и воин. Коллекционеры готовы были навлечь на себя проклятие. Вот на что готовы люди ради искусства.

  • Живопись . Искусство изображать действительность красками. Она представляет собой предметы, изображённые разноцветной палитрой на поверхности. Художник может выражать свой внутренний мир и эмоции на холсте, мольберте и картоне. Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, монументальный, миниатюрный.
  • . Искусство изображать предметы штрихами и линиями. С одной стороны, этим могут заниматься и взрослые, и дети, имея только лист бумаги, краски, карандаши. Но не всё так просто, и ошибаются те, кто считает, что графика общедоступна. Это сложный вид, которому нужно обучаться при желании стать мастерами этого дела. Художник наносит штрихи, линии и пятна на плоскости (дерево, металл, сооружения, картон и так далее), используя одну - две цветовые гаммы (в некоторых случаях, можно воспользоваться и большим количеством). Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, компьютерный, журнальный и газетный, книжный, прикладной и промышленный.
  • Скульптура . Художник выражает свои произведения из твёрдых и пластичных материалов, имеющих объёмную форму. Запечатлённые произведения в материалах способны передать жизненный облик предметов творения. Этот вид подразделяется на несколько видов: скульптура малых форм, монументальный, станковый, мелкая пластика и монументально - декоративный.

Конструктивное искусство

Мастер выражает своё творчество в воспроизведении художественных построек, организующих пространственно-предметную окружающую нас среду , при этом ничего не изображая. Подразделяется на два жанра:

  • . Основывается на жизни, взглядах и идеологии общества и легко приспосабливается к перемене стиля в различные исторические периоды жизни. Этот жанр подразделяется на несколько видов: градостроительство, ландшафтная и архитектура объёмных сооружений.
  • Дизайн . Это эстетический символ современного мира. Создавая шедевры, проектировщик закрепляет своим творчеством стиль эпохи. Он подразделяется на несколько жанров: выставочный, предметный, ландшафтный, дизайн интерьера, одежды и книг.

Декоративно-прикладное творчество

Творческие произведения данного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни . Основой этого искусства являются различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Подразделяется на несколько видов:

  • керамика;
  • ковка;
  • стекло;
  • гобелен;
  • глиняная игрушка;
  • шитьё;
  • аппликация;
  • стеганые изделия;
  • художественная обработка кожи;
  • ткачество;
  • витраж и многое другое.

Временные виды искусства

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания - военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

Пространственно-временные виды искусства

Это совокупность нескольких видов искусства, таких как литература, хореография, музыка, поэзия и так далее. Театр имеет свои виды и взгляды на отображение действительности и выполняет это с помощью драматических действий . Это искусство коллективное, выражающее свои идеи с помощью актёров, режиссеров, сценаристов, постановщиков, композиторов, костюмеров и гримёров. Состоит из нескольких видов, таких как драматический театр, кукольный, оперный, балетный и пантомимный.

Вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении в сопровождении звука. Существует несколько видов этого искусства - это игровое кино, документальное и короткометражное.

Выражение эмоций и внутренних переживаний с помощью телодвижений, выстраиваемых в определённое произведение, в сопровождении музыки. Люди имеют возможность выразить свои чувства, темы, идеи при содействии пантомимы, декорации и костюма. Имеет свои направления и стили: бальный танец, исторический, ритуальный, народный, акробатический, эстрадный и клубный.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Е. И. Замятин

Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5. Трудное мастерство М., "Республика", "Дмитрий Сечин", 2011. 1. Литература -- сложнейшее и совершеннейшее из искусств. 2. Литература включает в себя все искусства и все их изобразительные методы. 3. Искусство статическое и динамическое; изобразительные приемы статические и динамические. 4. Поэзия и проза; привязной шар и дирижабль. Из всех искусств -- искусство художественного слова сложнейшее, потому что оно включает в себя элементы всех видов искусства, потому что слово пользуется приемами разных родов искусства. Деление искусств по 7 музам -- конечно, устарело. Мне представляется, надо делить искусства на 2 основных вида: искусство статическое и искусство динамическое. Эту классификацию я беру из области точных наук, из области математических и механических наук. Быть может, вы знаете, что под статикой разумеется исследование законов спокойного, неживого состояния тела или математической точки, а под динамикой -- исследование законов движения тела или точки. Для изучения статики -- в большинстве случаев можно ограничиться элементарной математикой; для изучения динамики приходится прибегать к сложнейшим методам высшей математики. Динамические теории теплоты, звука, динамическая теория строения вещества -- все это завоевания новейшей науки. Те же самые элементы статики и динамики мы можем различать в различных родах искусства. Архитектура -- это красота камня, каменная красота, типично неподвижное, статическое искусство. Скульптура, живопись примыкают сюда же, к статическим искусствам. Все эти три вида искусства фиксируют только один определенный момент. Картина или статуя могут иметь самое стремительное падение, лёт -- но они в силах запечатлеть только один момент этого лёта. Моменты предшествующий и последующий -- мы можем дополнить своей фантазией, но картина или статуя не имеют средства изобразить длящееся действие, последовательности моментов. Элемент времени, движения лежит вне возможностей статических видов искусства. Другие виды искусства -- искусство музыки, танца, художественного слова -- имеют в своем распоряжении средства, чтобы передать движение, время. "Манфред" Чайковского, "Жизнь Заратустры" Р. Штрауса, "Божественная поэма" Скрябина -- это крылья музыкальной биографии, в звуках дающие целый последовательный, длительный ряд переживаний. Основным органическим элементом музыки является ритм, то есть закономерное движение. Точно так же ритм, закономерное движение, составляет сущность танца. И наконец, элемент движения или, другими словами, времени мы находим и в произведениях художественного слова. Произведения художественного слова развертывают перед нами целую смену картин -- и уже одно это случайное слово смена ясно определяет элемент движения в произведениях художественного слова. А кроме того, художественное слово, в своих стихотворных образцах и в лучших образцах художественной прозы является словом ритмическим, то есть включает в себя элемент движения еще и в другом виде, в том же виде, в каком движение является в музыке. Все это дает полное основание назвать перечисленные виды искусства -- динамическими. Об искусстве художественного слова я не случайно упомянул в самом конце. Это было сделано потому, что искусство художественного слова является вершиной пирамиды, фокусом, сосредоточивающим в себе лучи всех остальных видов искусства. Искусство художественного слова я назвал бы интегральным видом искусства. В самом деле, вы найдете элементы архитектурные, и вдобавок -- в литературе определенной эпохи всегда увидите архитектурный стиль этой эпохи: в классической литературе -- строгую простоту и монументальность дорического и коринфского стилей; в литературе конца XVIII века -- завитки и прихотливую, богатую орнаментику барокко и т. д. У художников слова -- палитра красок не менее богатая, чем у художников кисти. Словом, не менее ярко, чем кистью, можно рисовать пейзажи и портреты. И стили литературных портретов вы можете совершенно точно классифицировать по живописным школам. Совершенно ясно, что Ретиф де ла Бретон -- это галантная школа Буше; Расин -- это Давид; Золя -- это Мейссонье и т. д. И, может быть, еще определенней других видов искусства в художественное слово входит элемент музыкальный: вы видите в произведениях художественного слова тот же самый музыкальный ритм; рифма, ассонанс, аллитерация -- то же, что гармония, консонанс в музыке; так называемая инструментовка -- есть пользование законами мелодии. Я повторю теперь в двух словах свои тезисы: 1. надо различать два вида искусства: статическое и динамическое; 2. искусство художественного слова надо отнести к динамическим; 3. искусство художественного слова заключает в себе элементы всех других видов искусства, в том числе и искусств статических, то есть архитектуры, скульптуры и живописи. Эти положения надо было установить, чтобы точнее анализировать понятия стиля и ритма в художественном слове (и в том числе в художественном переводе). Стиль данного произведения искусства есть совокупность всех изобразительных приемов, которыми автор пользовался при создании данного произведения. Мы пришли уже к выводу, что художники слова пользуются изобразительными средствами как статического, так и динамического искусства. А потому при анализе стиля произведений художественного слова надо в них отделить изобразительные приемы и особенности статического искусства от изобразительных приемов и особенностей динамического искусства, другими словами -- статический стиль от динамического. И как вы увидите дальше -- элементы статического стиля гораздо меньше касаются переводчика, чем элементы стиля динамического. К статическому стилю надо прежде всего отнести архитектурную сторону в произведениях художественного слова. Данное произведение есть огромный дворец романа, или изящный коттедж новеллы, или самодовольный архитектурный орнамент -- стихотворение. (Переводчику не властен тот или иной архитектурный стиль. И я бы сказал даже -- нет особенной опасности, что у переводчика хватит таланта испортить архитектуру оригинала: может быть, будут испорчены детали, но общее архитектурное впечатление всегда сохранится.) Дальше: вся словесно-красочная сторона произведения, все живописно-изобразительные его приемы, все образы и эпитеты, все то, что Гумилев любит называть "эйдолологией" -- все это требует от переводчика, главным образом, точности, как я уже говорил. Точным следованием творческой воле автора, точным воспроизведением его красок и образов -- обеспечивается нужный живописный эффект. Острый и чуткий к краскам глаз живописца -- от переводчика не требуется: от него требуется послушный глаз копииста. Единственное, о чем следует упомянуть особо, как о требующем особого внимания переводчика -- это о необходимости следить, чтобы не было ошибок против стиля изображаемой в произведении эпохи, национальности, класса. Ех. В романе "Тоно-Бэнге" Уэллса говорится об одном из действующих лиц: "Не put on his coat and went to the waiting people". Переводчик переводит: "Он надел сюртук и вышел к ожидавшим его". Coat -- и сюртук, и пиджак, это верно; но раз роман из современной английской жизни -- переводчик должен знать, что сюртук в Англии теперь носят только врачи и пасторы; и англичанин утром в сюртуке -- это совершенный nonsense. Другой переводчик в пьесе Бернарда Шоу "Обращение капитана Брасбаунда" говорит о капитане маленькой торговой шхуны, что "Брасбаунд снял сюртук, Брасбаунд надел сюртук", переводя опять coat как "сюртук". Ясно, что форменного сюртука -- какой бывает у морских флотских офицеров, капитан Брасбаунд не носит: речь идет самое большее о форменной куртке. Еще пример. Не помню уж, в каком французском романе начала XVIII века переводчик называет героя "ловеласом"; между тем "ловелас" -- произошло от "Lovelace", героя романа "Кларисса" Ричардсона, появившегося позже. Анахронизм. Или часто случается, что при переводе с английского -- переводчики заставляют хозяев обращаться к слугам по-русски, на "ты"; это ошибка против стиля национального. Такая же, как бесчисленные сантиментальные уменьшительные, которыми особенно щеголяют переводчицы (примеры я приводил в 1-й лекции). В общем, как видите, с вопросами статического стиля в художественных переводах обстоит сравнительно благополучно. Чтобы избежать ошибок против статического стиля -- от переводчика требуется только точность. Вопросы статического стиля сравнительно не сложны. Гораздо серьезнее обстоит дело с вопросами динамического стиля. Обычный взгляд, что с элементами динамического стиля приходится считаться только в так называемой "поэзии", а не "прозе". Это деление художественного слова на "поэзию" и "прозу" давно пора отбросить -- так же, как наука отбросила деление материи на твердую, жидкую и газообразную. Есть только единая материя; одно и то же вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, -- разница только количественная. Точно так же есть только единое художественное слово; качественной разницы между художественной поэзией и художественной прозой нет. В самом деле, элементы статического стиля, словесно-красочная сторона -- в художественной поэзии и в художественной прозе -- одна и та же: те же метафоры, метонимии, эпитеты. Архитектурная сторона художественной поэзии и прозы -- тоже одинакова: есть драмы в стихах и драмы в прозе; стихотворения в стихах -- и стихотворения в прозе. Пользование музыкой слова, то есть элементы динамического стиля -- определенный ритм, пользование аллитерациями, ассонансами и т. д. -- мы найдем как в художественной прозе, так и в стихах. Разница между прозой и стихами -- только количественная: художественная проза пользуется музыкой слова, динамическими изобразительными приемами в меньшей степени и реже, чем стихи. Чтобы определенней установить эту разницу, я скажу, что разница эта сводится вот к чему: 1. в художественной прозе почти не встречается пользование полной рифмой, и 2. в художественной прозе, при наличии ритма, почти никогда не бывает определенного метра. Чтобы нам яснее дальше оперировать с понятиями метра и ритма, я напомню, что подчиняющееся определенному закону чередование ударяемых и неударяемых слогов -- мы называем ритмом или ладом. Комбинацию из определенного количества ударяемых и неударяемых слогов -- мы называем стопою; так, комбинация из краткого и долгого слога -- называется ямбом ("Мой дядя самых честных правил" U--U-U--U--U); комбинация из двух кратких и одного долгого -- называется анапестом ("Как ныне сбирается вещий Олег" U-UU-UU-UU-) и т. д. Наличие определенного числа стоп в стихотворной строке составляет метр; так, в 1-м примере -- метр 4-стопный ямб; во 2-м примере -- метр 4-стопный анапест с первым усеченным слогом и т. д. В настоящем типическом стихотворении все строки (или, по крайней мере, строфы) написаны одним метром. Такого вот повторяющегося одного и того же метра нет в художественной прозе. Но как же нам быть с vers libre, свободным стихом? Никто не станет отрицать, что это -- стихи; и вместе с тем в них нет полных рифм, и в них нет определенного метра. 1. Ех. Стихотворение Гете -- переведенное размером подлинника. 2. Ех. Из пушкинского "Романа в письмах". Мы видим как в 1-м, так и во 2-м примере -- совершенно одно и то же: пользование гибридной, смешанной формой метра -- ямбоанапестом; в обоих случаях -- нет рифмы. Почему же одно мы должны назвать стихотворением, а другое -- прозой. Лучшие, величайшие поэты Гете, Гейне и Блок в большинстве случаев пользовались метрами с так называемыми пустыми промежутками или паузами, метрами неправильными. Лучшие мастера прозы писали прозой ритмической, то есть по существу теми же самыми стихами с меняющимся метром, с теми же самыми паузами: так писал Пушкин, Гоголь, Ремизов, А. Белый, Бодлер, Клодель. 3. Вот пример из Гоголя. Вот -- из "Петербурга" А. Белого: "В десять часов он, старик, уезжал в Учреждение. Николай Аполлонович, юноша, Поднимался с постели чрез два часа после". -UU-UU-UU-UU-UU UU-UU-UU-UU UU-UU-UU-UU-U В первой строке -- чистейший дактиль; во второй и третьей -- анапест. Еще недавно в коллегии "Всемирной литературы" возник вопрос: как оплачивать переводчиков Кло-деля -- как переводчиков стиха или прозы? Как известно, пьесы Клоделя написаны меняющимися ритмами, но они -- несомненно ритмичны; и хотя рифм в них нет -- это несомненно стихи. Все это только лишняя иллюстрация к тому, что художественное слово -- едино; что деление художественного слова на стихи и прозу -- условно; что в художественной прозе есть ритм, хотя в большинстве случаев нет метра. К вопросу о ритмике художественной прозы я еще вернусь. А пока займемся другими элементами динамического стиля в художественной прозе. Кроме ритма, в музыкальном произведении мы находим гармонию -- пользование созвучиями, -- и мелодию -- построение в определенной тональности. Оба эти средства применяются и в художественном слове. Из гармонических приемов в художественной прозе мы встречаем ассонансы и аллитерации. Ассонансом называется неполное созвучие на данную гласную, неполная рифма; аллитерацией -- созвучие согласных. Ех. "Сеялся нежный снег" -- ассонанс: сн, снег, не. Или "Солнечную забуду судьбу свою, зеленые заброшу рощи" -- ассонанс. Это из Ремизова. Ex. A вот аллитерации -- из Гоголя: "Кругом стали девяностолетние, столетние, старцы". У английских авторов аллитерацию можно встретить очень часто. Примеры дает Чуковский: "Disappointment, discomfort, danger and decease" -- Киплинг. "If after I am free a friend of mine gave a feast" -- Уайльд. Гармонический прием полного консонанса, рифмы в прозе мы не встречаем, за редкими исключениями. В качестве такого исключения, где рифма в прозе уместна -- я приведу из "Страшной мести" Гоголя: "Щелкнул как волк зубами". В большинстве же случаев -- появление рифмы в прозе -- неуместно и режет слух, является уже не плюсом, как в стихе -- а минусом. И этот минус, эта погрешность, против музыкального стиля в переводах встречается особенно часто. Ех. Из рассказа "Любовь к жизни" Джека Лондона: "Волки охотились на карабу, которые не вступали в борьбу (не сопротивлялись)". Из романа "War in the air" Уэллса: "Берг мог разглядывать даже стрелявших из ружей людей (немцев) на нижних галереях немецких (германских) кораблей". Из цитированного уже рассказа "Любовь к жизни": "Он заставил себя справиться с набегавшей слабостью, залившей его точно поднимавшийся прилив". Ех. Другие неблагозвучия. "Об обществе", "Из избранного народа", "Старик с всклоченными волосами". Теперь обратимся к гармоническим приемам в художественном слове. В области гармонических приемов наиболее распространенный это так называемая инструментовка, то есть построение целой фразы или даже ряда фраз на определенную гласную или согласную, что вполне соответствует построению в определенной тональности. Ех. Из А. Белого "Петербург": "Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург -- бесконечность проспекта, возведенного в энную степень". "Лента, носимая им -- была синяя лента. А затем из лаковой красной коробочки на обиталище патриотических чувств воссияли лучи бриллиантовых знаков, то есть орденский знак Александра Невского". Ех. "Ночь. Сыпется снег ласково, тихонько шуршит, спень нагоняя. А когда и вправду уснули -- тут задул безуёму, загулял без умолку в трубах, все перепутал, задымил, засыпал". Звукоподражание. "Забелели утренники, зазябла земля, лежала неуютная, жалась: снежку бы. И на Михайлов день -- снег повалил. Как хлынули белые хлопья -- так и утихло все. Тихим колобком белым лай собачий плывет. Молча молятся за людей старцы-сосны в клобуках белых". Звукоподражание. Я не имел случая убедиться, что инструментовка встречается у английских авторов. Но я знаю, что инструментовка встречается в прозе у Бодлера и Верлена; я с уверенностью могу предсказать, что мы найдем инструментовку у Оскара Уайльда. И там, где этот прием встречается -- в переводе он, конечно, должен быть воспроизведен. Это -- задача нелегкая, требующая музыкального уха, но вполне возможная.

"ОСТРОВИТЯНЕ": ПРИМЕРЫ

ГЛАВА 1.

"Тот самый" -- вводится читателю как знакомое лицо. Расписания -- характеристика действующего лица отраженным методом. "Завет Принудительного Спасения" -- тоже. Ни одним словом викарий не описан... -- внутренняя его характеристика. Внутренняя характеристика миссис Дьюли, данная не описанием: "Она во всем рабски подчинялась мужу; это была уже стареющая женщина за 30" -- а действием. Характеристика Кембла: импрессионистская -- п башмаки. Опять -- характеристика в действии. Дальше: его упрямство -- в действии (вместо описательного "он был упрям"). Даны: 1. зрительные образы для каждого из действующих лиц: золотые зубы викария, башмаки Кембла; рыжий; четверорукий... 2. звуковая характеристика, лейтмотивы (Кембла, О"Келли). Намек на то, что Кембл -- беден (без рубашки).

ГЛАВА 2.

Импрессионистская характеристика миссис Кембл (Дьюли): пенсне, холодный блеск хрусталя. Опять лейтмотив Кембла. Концентрированные сравнения: "скрипели колеса", "переваливается трактор". Лейтмотив О"Келли: ж, ш, с. Мимоходом: характерная черта О"Келли -- небрежность (расстегнут жилет). Намек, отраженное изображение беспокойства миссис Дьюли (ищет пенсне, стр. 124, конец). Биография Кембла, положение его матери -- показано, а не рассказано, не описано. Нигде не сказано, что миссис Дьюли ревновала к письму, но это дано отраженно между строк, в намеках.

ГЛАВА 3.

Инструментовка блеска Джесмонда. Импрессионизм ("Воскресные джентльмены изготовлялись..."). Прием преувеличения (и все одинаковые...). Повторение. "Тысячи... одинаковых... отпечатанных..." "Облака сгустились" -- и раньше "облака". У читателя -- ассоциация с миссис Кембл (Дьюли). Одним только "облака сгустились" -- уже показано, что миссис Дьюли смотрела в переднюю, ждала Кембла. Отраженное, междустрочное изображение чувств миссис Дьюли. Зрительный образ леди Кембл: каркас, кости. И дальше -- губы. Подготовка, сосредоточение внимания читателя на самой главной черте миссис Кембл -- ее губах: "Но все молчали"... "Ничего особенного, как будто". Намек на то, что что-то особенное было. Риторическое отрицание. Преувеличенный, импрессионистский образ: губы шевелились хвостиками -- ползли прямо на него... Звуковой образ леди Кембл: ча, че, ви, ве (черви, червивы). "Голубые и розовые" -- массовая характеристика. "За кулисами в Эмпайре" и "четыре ремингтонистки" -- чтобы, когда читатель дальше встретится с ними, это уже было принято как законное. Повторение основных зрительных образов, чтобы читатель все время видел действующих лиц: золотые зубы; черви; футбольные круглые головы; рыжие вихры. "Вероятно, простудились". Намек. Пропущенная ассоциация (последняя ночь). "Золото волос -- золото последних листьев" -- намек на душевное состояние: близка осень, старость. Отраженное изображение, междустрочие. "Свеча в руке дрожала" -- отраженное изображение какого-то большого душевного волнения.

ГЛАВА 4.

Преувеличение. Импрессионистский образ: "налившись смехом -- лопнул". Зрительный образ Диди (по-мальчишечьи). Реминисценция (Кембл увидел "тонкое мальчишечье тело") -- у читателя уже ассоциируется с Диди, хотя она не названа. Блеснуло: такая же реминисценция о пенсне, хрустале миссис Дьюли.

РАССТАНОВКА СЛОВ

"Роста он небольшого, сложен щеголевато, собою весьма недурен, руки и ногти в большой опрятности содержит" (Тургенев. "Бургомистр"). Сравнить с вариантом: "Он небольшого роста, весьма недурен собою, содержит в большой опрятности руки и ногти". Логическое ударение перед запятой в конце предложения -- вызывает большую паузу. Замедленность. Определение после определяемого: 1. большая торжественность (близость к славянскому) и 2. большее ударение на определении. Член предложения, поставленный в начале или в конце предложения, -- особое логическое ударение на эти слова. "Чуден Днепр при тихой погоде...", "плохая им досталась доля...", "сметливость его и тонкость чутья -- меня поразили". Ясность. Не должно быть двусмысленностей. Надо избегать стечение одинаковых падежей. "Это писатель, признанный великим всем светом". ["Брат соседа моего друга".] "Дом со всех сторон сторожит сад" (Щедрин). "Ожидание счастья свидания нынешней ночи вспыхивало в его воображении" (Толстой, "Анна Каренина"). Тавтология. Повторение. 1. Случайное -- дефект (это случилось случайно). 2. Намеренное + особенно в народном языке: сказывать сказки, криком кричит, рад радехонек.

РИФМА В ПРОЗЕ

"Через мгновенье вновь начинается рознь, раздор и галденье" (Щедрин).

РАЗМЕР В ПРОЗЕ

"Подстрекнул меня нелегкий, загляделся на красотку" (Соллогуб. "Тарантас", два 4-стопных хорея). "Гордость невежд началась непомерная" (Достоевский, 4-стопный дактиль). NB. Недопустима ритмическая проза даже частично.

О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ

А. Белый. "Горн", 2-3, 1919.

"Противоположение поэзии прозе -- -- старо. Оно всеми оставлено". Противополагали поэзию прозе: средство прозы есть точное выражение, "термин", а средство поэзии -- образное сравнение неточной метафорической речи; проза стремится к понятиям, а поэзия -- к образам. В действительности -- мы всякую речь делим на художественную и прозаическую. И между художественной прозой и художественной поэзией -- нет границы. И в прозе, и в поэзии -- образы, фигуры и тропы; размеренность характеризует хорошую прозу, и у лучших прозаиков эта размеренность приближается к определенному метру (-/-/-); размеренность внутренняя -- ритм или лад -- характеризует хорошую прозу. Овсянико-Куликовский говорит: "Проза и поэзия живут, развиваются, прогрессируют вместе". Различие между прозой и поэзией -- одно: присутствие определенных чередований голосовых ударений в поэзии и отсутствие их в прозе. Но у Гоголя, у Пушкина, у Толстого чередование ударений в прозе может быть сведено к определенному метру. Метры. Стопы. Греческая метрика. Размеры двусложные: 1. спондей - 2. пиррихий UU 3. ямб U- 4. хорей -U Размеры трехсложные: 5. молосс --- 6. трибрахий UUU 7. анапест UU- 8. амфибрахий U-U 9. дактиль -UU 10. кретик -U- 11. бакхий U-- 12. антибакхий --U Размеры четырехсложные: 13. диспондей ---- 14. дипиррихий UUUU 15. пэон первый -UUU 16. пэон второй U-UU 17. пэон третий UU-U 18. пэон четвертый ---U 19. эпитрит первый U--- 20. эпитрит второй -U-- 21. эпитрит третий -U- 22. эпитрит четвертый ---U 23. хориямб -UU- 24. антиспаст U--U Внешнее различие: в поэзии -- есть метр, в прозе -- нет. Но поэзия с прозой сливается в ритме, присущем им обеим. Ведь кроме этих одномерных размеров -- могут быть размеры из комбинаций стоп разномерных, может быть пропуск стопы и т. д. Таким образом, заметная грань между метром и ритмом стирается. У Федра в ямбах встречаются и спондей, и анапест, и трибрахий, и пиррихий. У Сафо, Анакреона, Алкея встречаются самые сложные разнометровые стопы. Фраза из Гоголя: "Но арбуз немедленно исчезал. После этого Афанасий Иванович". Здесь определенный ритм есть, но нет метра, что и отличает прозу. Противоположность метра и ритма -- условность. Приведенную фразу Белый разбивает так: то есть анапест, пэон второй, анапест, хорей, дактиль, пэон третий и пэон второй. Вообще разрезая ритм прозаической речи на стопы, получим сочетания двухсложных стоп с трехсложными: дактилехореический метр (-UU|-U|-U) или же ямбоанапесты (U-|UU-|U-). Приведенная строка из Гоголя -- дактилехореическая. Но арбуз немедленно исчезал -- усеченный пентаметр. После этого Афанасий Иванович -- пентаметр. Гекзаметры--комбинация дактилей и спондеев (в русском стихе -- хореев). Следовательно -- древний гекзаметр есть ритмизированная проза. Ритм прозы художественной есть либо дактилехорей, либо ямбоанапест, либо их чередование. Дактиль -- придает стиху величавость. Эпос. Гекзаметр. Ямб -- продукт обработки песни. Ямбы появились позже дактиля. Позже -- потому что ямбы искусственней, а гекзаметр -- ближе к естественной речи. Особенно искусствен русский ямб (что доказывается частым появлением, особенно вначале -- анапеста). Ритмическая проза -- это усложнившаяся метрика поэзии -- метры, еще не учтенные нашей метрикой. Свободный стих, vers libre -- естественный переход к перебоям ритмической прозы. Оттого для прозы правила ритмически сложнее, и написать яркой прозой труднее, чем стихом. И оттого исторически она появляется несравненно позже поэзии. Образцы русской прозы ковались поэтами -- Пушкиным, Лермонтовым. Прозы, как таковой -- нет вовсе. Отрывок из пушкинского "Отрывки из романа в письмах": Письмо твое меня чрезвычайно утешило. Оно так живо напомнило мне Петербург. Мне казалось, я тебя слышу. Как смешны твои вечные предположения. U- |U-|U-|UU-|UU-|UU U-|U-|UU-|UU-|UU- UU-|U-|UU-|UU-|U (U)-|U-|UU-|UU-|UU-|UU UU-|UU-|UU-|UU-|UU Ямб с анапестическими стопами; в четвертой строке -- первая стопа начинается с паузы, отделенной пустым промежутком. Но законы искусственной метрики не объясняли нам присутствия пустых промежутков, употреблявшихся Гейне, Гете и Блоком; искусственная метрика не допускала анапестических стоп в ямбах. Вот переведенный стих Гёте размерами подлинника: На всех вершинах Покой. В листве, в долинах Ни одной Не вздрогнет черты. Птицы дремлют в молчании бора. Погоди только: скоро Уснешь и ты. U-|U-|U U- U-|U-|U UU- анапест U-|UU- -U|-UU|-U|-Uдактиль UU-|UU-|U-|U- Ямбоанапест с пустым промежутком (6-я строка). В прозе Гоголя преобладает дактилехореический стих с дактилической стопой, стопу хореическую. Оттого особая медлительность, плавность гоголевской прозы: Небо почти все прочистилось. Свежий ветер чуть-чуть навевал с Днепра. Если бы не слышно было издали Стенание чайки, То все бы казалось Онемевшим. -UU|-U|- UU| -U|-UU|-UU|-U|- -U|-U|-U|-U|-U|-|-UU|U (U)|-UU|-U (U)|-UU|-U (U)-U|-UU|-U Дактилехорей; в 1-й строке -- чистый дактиль, в 3-й -- хорей; в 4-й и 5-й -- анакруса. Толчки и ухабы, неправильности метра в прозе. Их трудней избежать в прозе, чем в стихе; они встречаются и у Пушкина, и у Гоголя. Пушкин: Бонди в отечестве своем был парикмахером, Потом в Пруссии солдатом. U-|U-|U-|U-|U-|U-|U- U-|-U|-U|-U Первая строка -- ямб; во второй -- ямб столкнут с хореем, что болезненно отмечается нашим слухом. Пауза после слова "потом" логически не мотивированна. Тут -- противоречие между логическим и ритмическим перебоем. Вот ех. ухабов в прозе: "Рыжий флегматично сплюнул очередную жвачку и, потягиваясь, выругался: -- Будь я проклят, если кто-то не пронюхал жилу. У этих господ кобеля паршивая повадка. Я третьего дня видал..." Но бывают перебои мотивированные, и это -- плюс. Иногда Гоголь подбирает слова с ударениями, падающими на первую половину слов, то есть с дактилическими и хореическими окончаниями; тогда проза -- начинает звучать величаво, медленно. "Будет, будет все поле с отлогами и дорогами покрыто белыми торчащими костями, щедро обмывшись казацкою кровью и покрывшись разбитыми возами, расколотыми саблями и копьями..." Дактилехореический ритм, близкий к гекзаметру. И затем вдруг Гоголь переходит на ямбы и анапесты: "Когда же пойдут горами синие тучи, водяные холмы гремят, ударяясь о горы". Мотивированные, преднамеренные, ритмические удары: Черный лес шатается до корня Дубы трещат и молния Изламываясь между туч Рядом Освещает целый мир Страшен тогда Днепр. -U|-U|-U|-U|-U U-|U-|U-|UU -U -U|U-|- Или еще ex.: "Дитя, спавшее на руках Катерины, пробудилось; сама пани Катерина вскрикнула, гребцы пороняли шапки в Днепр; сам пан вздрогнул. Все вдруг пропало". Рифма в прозе Гоголя: "Щелкнув как волк зубами..." Аллитерации: "девяностолетнее, столетнее старье", "подбородок задрожал и заострился, изо рта выбежал..." Ассонансы: "судьбу свою. Будет, будет..." "Закричали перепугавшиеся игравшие на земле дети, а вслед за ними народ и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их казака" -- а и о. Писать прозой труднее, чем стихами. Плачевна проза, где жесты души не передаются фигурами речи. "Быть может, вы переживаете глубоко, но что нам до этого? Переживать глубокую музыку еще вовсе не значит передавать ее нам; для передачи сонаты еще недостаточно мысленно ее перед нами наигрывать; надо сесть за рояль и уметь двигать пальцами; а для этого нужно развитие мускулов пальцев. И чтобы стать беллетристом -- сперва надо стать добросовестным мастером". Проза -- тончайшая, песнозвучнейшая из поэзии. Имажинисты. Анатолий Мариенгоф. "Кондитерская солнц" и "Магдалина". Без глаголов ех.: Никогда за ее ресниц... Зрачки, как в синюю... голубки. С злобою Окаянного... Города крови кубки Залпом. Небо живот в дрожь. По крышам, как по доске кегельбана, Туда и сюда пожаров ядро. Клыками артиллерия Улиц артерии Говядину человечью в куски. Из "Барнеби Рэдж" Диккенса: "Миссис Уорден еще глубже нырнула в протестантскую молитву и окончательно потеряла сознание всего земного. -- Марта, -- начал слесарь. -- Я слышу, Уорден, -- сказала жена, все еще не выплывая на поверхность". Оттуда же (обнаружилось, что Гуг, осужденный на смерть -- сын сэра Джона Честера. Когда слесарь Уорден рассказал об этом Честеру, то...): "Может быть, причиной тому было легкое облачко, набежавшее на ясное небо и затемнившее на миг яркий блеск солнца, но только сэр Джон побледнел, как мертвец". (Намеренно ложная причинность.) Инструментовка. Бальмонт: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн... Блок: ...И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

4.1. Понятие искусства

4.2. Пространственные виды искусства:

· архитектура;

· скульптура;

· живопись;

· фотография.

4.3. Динамические виды искусства:

· литература;

· музыка..

4.4. Синтетические виды искусства:

· театр;

· цирк;

· кино;

· эстрада;

· хореография;

· телевидение.

4.1. Искусство – форма общественного сознания, специфический вид духовно-практического освоения мира. Искусство – одна из важнейших сфер культуры. Без него невозможно представить жизнь людей.

Зачатки художественной деятельности человечества отмечаются еще в первобытном обществе, задолго до появления науки, философии. И все же проблема сущности и специфики искусства не решена полностью до сих пор. Какой же смысл вкладывается в понятие «искусство». Можно выделить 3 разных значения этого слова.

1. Искусство – мастерство. – В этом значении «искусство» выступает как искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является нечто искусственное по сравнению с естественным, природным. Высшая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» – искусство, мастерство.

2. Искусство – творчество по законам красоты.

Такое творчество относится к широкому кругу деятельности:

· создание полезных вещей, машин;

· оформление и организация общественного и личного быта;

· культура повседневного поведения;

· общение людей и т.д.

Объект искусства – как и науки, философии – окружающий мир.

Предмет искусства – реальность, жизнь в ее самом широком общественном значении.

3. Искусство – художественное творчество, продуктами которого являются социальные, духовные, эстетические ценности.

Искусство оказывает влияние на формирование личности, обогащает ее чувственно-эмоциональный и интеллектуально-мыслительный потенциал.

Искусство совершенствует творческие способности и возможности человека, побуждая его к деятельности по законам красоты.

Отличие искусства от науки:

1. Объектом науки является истина, а объектом искусства – красота.

2. Отражение действительности: в науке – в форме абстрактных понятий, в искусстве – в формах художественных образов.

Искусство существует в конкретных своих видах , является моделью деятельности личности и отражением мира в определенных исторических условиях, оно классово и политически ориентировано, национально и интернационально .

Искусство существует в конкретных своих видах: архитектура, скульптура, живопись, театр, литература, музыка и др.

4.2. Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам материального воплощения.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительных средств и приемов.

Виды искусства отличаются друг от друга:

· предметом изображения;

· использованием различных изобразительных средств.

Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Первой попыткой является мифологическая классификация видов искусств, которая включает в себя: трагедию , комедию , «техническое искусство »: архитектура, медицина, геометрия; «мусическое искусство »: поэзия, музыка, танец.

В эпоху Возрождения было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией. Л. да Винчи в «Книге о живописи» и Лессинг в «Лаооконе», Ш.Батте в трактате «Изящные искусства» дали первый глубокий анализ искусства.

В начале XIXв. Гегель в «Системе отдельных искусств» изложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств – архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией; проанализировал закономерности разделения поэтического искусства на роды: эпический, лирический и драматический.

Начиная с XIXв. мировая эстетическая мысль (Гегель, Шеллинг, Вагнер, Скрябин и др.) доказала равноценность и необходимость существования и развития всех видов искусств.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие группы:

1 группа пространственные или пластические виды искусства:

· архитектура;

· все жанры изобразительного искусства;

· художественная фотография.

2 группа – временные или динамические виды искусства: литература и музыка.

3 группа: пространственно-временные виды : театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк.

В современных условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой деятельности. Спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные представления, а в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества. Облик, экспозиция, реклама различных выставок, ярмарок представляют собой эстетически наполненное художественное творчество.

Архитектура (от греч. строитель) – это вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным, духовным и эстетическим потребностям людей.

Следуя определению, в ней воедино сливаются польза и красота, технические и эстетические начала.

Архитектуру многие считают искусством историческим. Ведь для того, чтобы укрыться от непогоды, первобытный человек должен был соорудить себе какое-нибудь жилье, а это – ее начало.

В Древнем Египте строились огромные гробницы, пирамиды, храмы со множеством колонн. Для этой архитектуры характерны: геометрическая четкость форм, несочетаемость масштабов сооружений и человека, монументальность, подавляющая личность.

Грандиозные сооружения создавались не для удовлетворения реальных потребностей народа, а во имя культовых целей, во имя возвеличивания деспотической власти фараона.

В Древней Греции архитектура приобретает демократический облик.. Культовые сооружения теряют свой гнетущий характер. Так, храм Парфенон своей красотой утверждает красоту, свободу, достоинство человека. Возникают новые виды общественных зданий и построек: театры, стадионы, шкоды. Архитектурные сооружения строятся по гуманистическому принципу красоты, который был сформулирован Аристотелем: прекрасное должно быть не слишком большое и не слишком маленькое. Человек – мера всех вещей, в архитектуре присутствует мера красоты и масштабов сооружения.

В Средневековье в архитектуре господствует готический стиль . В готических соборах выражались не только религиозный порыв к Богу, но и страстная земная мечта о счастье.

В эпоху Возрождения начинает развиваться стиль барокко . Здания, построенные в этом стиле, отличались вычурностью, большим количеством лепных украшений, внутренней росписью. Архитектуре этого времени присущи пафос, приподнятость, контрастность форм. Примеры этого стиля: Версальский дворец, Зимний Дворец в Петербурге, ансамбли Царского села (архитектор Растрелли).

В эпоху Нового времени (начиная с XVIIIв ) возникают стили рококо (раковина ) и ампир . Характерные черты рококо : богатая роспись, большие зеркала, создающие впечатление легкости и нематериальности стен.

В стиле ампир (империя ) выражена монументальность и величественность, воплощены эстетические вкусы крупной буржуазии (триумфальная арка в Париже).

С XVI до 30-х годов ХХвв насчитывает трехвековую историю стиль классицизм . Его признаки: соразмерность, пропорциональность, ясность, достигаемые простыми конструктивными и художественными средствами. Это различные типы зданий: промышленные, административные, многоэтажные жилые дома. Все это требовало от архитектора решения следующих задач: создание удобного для эксплуатации здания и эстетически завершенной формы.

В ХХв. важнейшее значение начинает приобретать «архитектура малых форм»: киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.

В условиях мирового экологического кризиса важным для человека является и художественно-осмысленная «зеленая архитектура», т.е. «садово-парковая» культура.

В преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: дороги, мосты, триумфальные арки, телевизионные мачты и др. Их отличает масштабность и сложность технической конструкции.

Архитектуру справедливо называют летописью мира. Ведь она говорит тогда, когда уже молчат предания о безвозвратно ушедшем народе и его культуре. На страницах этой «каменной книги» запечатлены целые эпохи человеческой истории.

Изобразительное искусство включает в себя: живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощи красок и цветных материалов.

Живопись бывает:

монументальная – живописные произведения большого масштаба: живопись на стенах, сводах, столпах и т.д.

Ее разновидности:

мозаика монументальная живопись, в которой изображение или орнаментный мотив выполняется из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора, кубиков разноцветной стеклянной пасты – смальты;

фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на известковом растворе;

станковая – живопись, имеющая самостоятельное значение, картины различных жанров, написанные на полотне (реже на картоне, бумаге), чаще всего масляными красками.

Основные жанры живописи:

· пейзаж – изображение природы;

· портретная;

· натюрморт – изображение естественных предметов: фруктов, цветов, вещей и т.д.;

· сюжетно-тематические картины – изображение исторических, батальных и бытовых сцен.

Миниатюра – живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, керамике, фарфоре, дереве.

Графика – однотонный рисунок . Она бывает в виде гравюры (гравюра – печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенного на деревянную или металлическую доску)., карикатуры, литографии (способ плоской печати на камне (известняке)).

Скульптура – вид изобразительного искусства, воспроизводящего действительность в объемно-пространственной форме.

Основные используемые материалы: камень, бронза, мрамор, дерево.

Виды скульптуры:

1. монументальная – памятники, монументы.

2. станковая – произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельное значение.

3. скульптура малых форм – игрушки, медали, резьба по камню.

Художественная фотография - относительно молодой вид искусства. Сегодня фотография – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта, освещения, специального положения фотоаппарата может создать художественный образ. В конце ХХ ст. художественная фотография заняла свое особое место в ряду изобразительных видов искусств.

Декоративно-прикладное искусство – это древний вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и эстетических потребностей человека.

Этот вид искусства очень древний, он использовался для украшения предметов. Художественно-образный смысл декоративно-прикладного искусства – орнамент, который становится признаком определенного национального своеобразия, по которому мы без труда узнаем, какой национальности он принадлежит: древнегреческие росписи на глиняных вазах, туркменские и китайские ковры, западно-украинские, русские печи и т.д. Этот вид искусства способствует совершенствованию предметной культуры, художественное оформление вещи должно быть строго согласовано с ее практическим значением.

4.3. Литература – письменная форма искусства, один из основных его видов.

Термин «литература», начиная с XVIIIв, вытеснил понятия «поэзия». «поэтическое искусство». Главным выразительным и изобразительным средством литературы является слово . Оно раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формирует авторскую позицию и делает ее доступной читателю.

Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова создает реальное живое бытие и то, что называется «художественная действительность».

Виды литературных произведений:

1. Эпос – романы, повести, рассказы, очерки.

2. Лирика - стихотворные жанры, элегия, сонет, ода.

3. Драма – комедия, трагедия.

История мировой литературы восходит из глубокой древности, фольклора. Древнейшие литературные памятники - «Библия», «Повесть временных лет», «Рамаяна». Они стали фундаментом мировой культуры.

Музыка – вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.

Поражает в музыке ее способность говорить о многом, не говоря ни слова, выражать многое, не используя зрительных образов.

Жанры музыки: опера, симфония, камерная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная и др.

Музыка способна оказывать влияние на самых неподготовленных людей, воздействовать музыки на рост растений, врачевать болезни, изменять настроение в нужном направлении . Произведения мировой классики рекомендуют слушать для уменьшения раздражительности, тревоги, от головной боли. Музыка и национальна, и интернациональна, она не знает границ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.