Вишневый сад люди прошлого настоящего и будущего. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
I. Вступление
«Вишневый сад» был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых порядков уже обозначился, а будущее еще не определилось.
II. Главная часть
1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом говорят и другие герои пьесы. Оно связано прежде всего с дворянством, которое к концу XIX - началу XX века переживало явный упадок. Прошлое неоднозначно. С одной стороны, это было время крепостничества, социальной несправедливости и т.п., о чем, например, говорят Лопахин и Петя Трофимов. С другой стороны, прошлое представляется счастливым временем не только Раневской и Гаеву, но и, в частности, Фирсу, который воспринимает «волю» как несчастье. В прошлом было много хорошего: добро, порядок, а главное — красота, олицетворенная в образе вишневого сада.
2. Настоящее в России смутно, носит переходный, неустойчивый характер. Таким же оно предстает и в пьесе Чехова. Главным выразителем настоящего является Лопахин, но не следует забывать и о других героях (Епиходов, лакей Яша, Варя). Образ Лопахина весьма противоречив. С одной стороны, он, купец, выбившийся из бывших крепостных, является господином настоящего; не случайно именно ему достается вишневый сад. Это составляет его гордость: «битый, малограмотный Ермолай /…/ купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете /…/ купил имение, где отец и дед были рабами». Но, с другой стороны, Лопахин несчастлив. Он человек по натуре тонкий, он понимает, что губит красоту, но иначе жить не умеет. Чувство собственной ущербности особенно проявляется в его монологе в конце третьего действия: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
3. Будущее в пьесе совсем смутно и неопределенно. Казалось бы, оно принадлежит молодому поколению — Трофимову и Ане. Именно они, в особенности Трофимов, горячо говорят о будущем, которое представляется им, безусловно, прекрасным. Но Аня — еще совсем девочка, и как сложится ее жизнь, каким будет ее будущее — совершенно неясно. В том же, что Трофимов сможет построить то счастливое будущее, о котором говорит, возникают серьезные сомнения. Прежде всего потому, что он абсолютно ничего не делает, а только говорит. Когда же надо проявить способность хотя бы к минимальному практическому действию (утешить Раневскую, позаботиться о Фирсе), он оказывается несостоятельным. Но главное — отношение к ключевому образу пьесы, к вишневому саду. Петя равнодушен к его красоте, он призывает Аню не жалеть вишневого сада, вообще забыть о прошлом. «Мы насадим новый сад», — говорит Трофимов, а этот, значит, пускай погибает. Такое отношение к прошлому не позволяет всерьез надеяться и на будущее.
III. Заключение
Сам Чехов верил в то, что будущее его страны будет лучше ее прошлого и настоящего. Но какими путями это будущее будет достигнуто, кто его построит и какой ценой — конкретных ответов на эти вопросы писатель не давал.
Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок «комедия». Но в первой постановке Московского Художественного театра еще при жизни автора пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма - это литературное произведение, рассчитанное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное бытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получит и жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на поставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам и актерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чехова-драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу.
Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского и Немировича-Данченко традиционная интерпретация «Вишневого сада» как драматической элегии закрепилась в практике отечественных театров, Чехов успел высказать «своему» театру недовольство, неудовлетворенность их трактовкой.
«Вишневый сад» - это прощание хозяев, теперь уже бывших, с их родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно поднималась в русской литературе второй половины XIX века и трагедийно-драматически, и комически. В чем особенности чеховского воплощения этой темы?
Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое проявилось в образах Раневской и Лопахина. В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всего - очаг культуры. Конечно, это еще и музей крепостного права, и об этом говорится в пьесе, но драматург видит в дворянской усадьбе все-таки в первую очередь историческое место. Раневская - его хозяйка, душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие и пороки, к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние обитатели.
Лопахин под стать ей. Это поэтическая натура, у него, как говорит Петя Трофимов, «тонкие, нежные пальцы, как у артиста... тонкая нежная душа». И в Раневской он чувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает кичиться своим демократическим происхождением и бравировать некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних «передовых кругах»), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, возродиться. Такое изображение капиталиста опиралось на реальные факты, ведь многие русские купцы и капиталисты помогали отечественному искусству. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья Третьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын Алексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское богатство, и весьма немалое.
Лопахин - именно такой. Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу: тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная, целиком погрязшая в быту жизни приемная дочь Раневской. И вот наступает очередной социально-исторический перелом русской жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо спасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа, что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным ценностям. И поэтому они молча отвергают предложение и бесстрашно идут навстречу своему социальному и жизненному краху.
В этом отношении глубокий смысл несет в себе фигура второстепенного персонажа - Шарлотты Ивановны. В начале второго акта она говорит о себе: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет... откуда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем... Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно». Шарлотта олицетворяет будущее Раневской - все это скоро ждет хозяйку имения. Но они обе, по-разному, конечно, проявляют удивительное мужество и даже поддерживают бодрость духа в других, потому что для всех персонажей пьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет ли другая - неизвестно.
Бывшие хозяева и их окружение (то есть Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не изменится. Это обман, само и взаимообман. Но этим они единственно могут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем его Гаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.
Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминирует в пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога третьего акта.
А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее малолетства самое неопределенное и в то же время радужное представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни Пети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе объяснить его инфантильность и - самое удивительное - общее признание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым речам верит только Аня, но ее извиняет ее молодость.
Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуя его калоши, «грязные, старые».
Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить другой сад - нас все это должно привести к более серьезным выводам о сущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как революционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи посмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя, чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий устроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями дела Пети Трофимова. К счастью, «жить в эту пору прекрасную» не пришлось и большинству персонажей «Вишневого сада».
Для Чехова характерна объективная манера повествования, в его прозе голос автора не слышен. В драме услышать его вообще невозможно. И все-таки - комедия, драма или трагедия «Вишневый сад»? Зная, как Чехов не любил определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: все сразу. Последнее слово в этом вопросе все-таки скажет театр.
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе
Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова . В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой революции и произошедшие перемены в стране. Как говорил один известный критик, главным героем пьесы, на самом деле, выступает время. От него зависит практически всё. На протяжении всего произведения автор делает упор на быстротечность и беспощадность времени.
Действия пьесы «Вишневый сад» развиваются в родовом имении бывших дворян Раневской и Гаева . Сюжет комедии связан с продажей этого имения за долги хозяев. А вместе с ним с молотка пойдет и цветущий дивный сад, который является олицетворением красоты и стремления к лучшей жизни. В пьесе переплетаются жизни прошлого и нынешнего поколения. Главные герои, владельцы имения, относятся к старому времени. Они так и не смогли привыкнуть к новой жизни после отмены крепостного права. Раневская и Гаев живут одним днем. Для них время остановилось. Они не понимают, что если не действовать, то потеряют все.
Раневская любит все также сорить деньгами, несмотря на то, что у нее их почти не осталось. А на предложение купца Лопахина сделать из сада дачные участки и заработать на этом, чтобы не потерять имение, и Раневска, и Гаев отвечают отрицательно. В результате они теряют и сад, и имение. В этом поступке можно увидеть безалаберность, не практичность и нежелание хозяев прилагать какие-либо усилия. Однако другой движущей силой являлось их обостренное чувство прекрасного. Они просто не могли вырубить сад, в котором каждый листочек был напоминанием о счастливом детстве.
Новое время представлено молодыми персонажами. В первую очередь это деловитый купец Лопахин, который сам вырос под опекой Раневской. Его предки ходили в «мужиках» у хозяев имения. А теперь он вот разбогател и сам выкупил имение. В лице Ермолая Лопахина автор изобразил зарождающуюся буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Он своим трудолюбием, практичностью, смекалкой и предприимчивостью сумел прочно обосноваться в современном обществе.
Помимо Лопахина новое поколение представляют Петя Трофимов и Аня – люди, желающие трудиться на благо общества, чтобы искупить грехи бездействующих предков. Пете Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все учится. Его прозвали «вечный студент». Этот персонаж демонстрирует обостренное чувство справедливости, много философствует о том, как все должно быть, но при этом мало действует. Он ругает дворянство за праздность и видит за буржуазией будущее. Петя агитирует Аню следовать за ним, так как уверен в счастливом будущем. Хоть он и призывает трудиться, но сам на созидание не способен.
Будущее России так и остается неопределенным в пьесе Чехова. Он не дает конкретного ответа за кем это будущее и что будет дальше. Ясно только, что писатель искренне надеялся, что наступивший век будет плодотворным, и что появятся, наконец, люди, способные взрастить новый вишневый сад, как символ вечного обновления жизни.
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» написана в 1903 году, на рубеже двух эпох. Мотив ожидания новой, светлой жизни пронизывает все творчество Чехова в эти годы. Писатель считает, что жизнь изменится не стихийно, а благодаря умной деятельности человека. Чехов подразумевает, что эта жизнь уже зарождается. И мотив этой новой жизни воплощается на страницах пьесы «Вишневый сад».
Прошлое вишневого сада, прошлое жизни Чехов показывает через образы Раневской и Гаева. Это представители дворянского класса, уже отжившего, уходящего. Автор дает почувствовать праздность, безделие этих героев, их привычку жить «в долг, на чужой счет». Раневская расточительна не потому, что добра, а потому, что деньги легко даются ей. Как и Гаев, она рассчитывает не на свои труды и силы, а на случайную помощь: то Лопахин даст взаймы, то ярославская бабушка пришлет для уплаты долга. Поэтому плохо верится, что эти герои сумеют жить где-то за пределами родового имения.
На смену дворянскому классу приходят новые «хозяева жизни»: предприимчивые, сильные, деятельные люди типа Лопахина. Это человек труда. Он встает «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера». В одном из своих монологов он говорит: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Но Чехов не принимает такой новой жизни, ведь Лопахин вырубает вишневый сад, уничтожает самое прекрасное, что есть в округе. Он как тот самый хищный зверь, который съедает все, что попадается на его пути. В своей деятельности он руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. И пусть он мечтает о богатырском творческом размахе, говоря, что при громадных лесах, необъятных полях и глубочайших горизонтах люди тоже должны быть великанами. Но сам он вместо великанского размаха занимается приобретением и вырубкой вишневого сада.
Чехов подчеркивает, что Лопахин - лишь временный хозяин вишневого сада, временный хозяин жизни.
Мечту писателя о новой жизни символизируют другие герои. Это Петя Трофимов и Аня Раневская. Студент-демократ Петя Трофимов ищет правду, горячо верит в торжество справедливой жизни в недалеком будущем. Однако и к этому герою у автора отношение двойственное. С одной стороны, он показывает Петю как человека исключительной честности и бескорыстия. Петя беден, терпит лишения, но категорически отказывается «жить на чужой счет», брать взаймы. Наблюдения его над жизнью проницательны и верны, именно он указывает на настоящий грех дворянства, погубивший этот класс. Однако и автора, и читателя смущает одно: Петя много говорит, но мало делает.
Своими призывами к свободной, справедливой жизни Петя увлекает за собой самоотверженную девушку Аню Раневскую. Она готова оставить прошлое, готова действовать, чтобы превратить всю Россию в цветущий сад. В конце пьесы мы слышим ее жизнерадостный призыв «сажать новый сад».
Пьеса «Вишневый сад» задумывалась Чеховым не как призыв к революции (ведь революционером Чехов никогда не был), но как призыв к моральному очищению, к обновлению жизни, к разумной и полезной деятельности во имя прекрасного будущего.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
2. Особенности жанра пьесы.
3. Основной конфликт пьесы и ее герои:
а) воплощение прошлого - Раневская, Гаев;
б) выразитель идей настоящего - Лопахин;
в) герои будущего - Аня и Петя.
4. Трагедия эпохи - разрыв связи времен.
1. Пьеса «Вишневый сад» была закончена А. П. Чеховым в 1903 году. И хотя в ней отражены реальные общественные явления тех лет, пьеса оказалась созвучна настроениям последующих поколений - прежде всего потому, что в ней затронуты вечные проблемы: это недовольство жизнью и желание ее изменить, разрушение гармонии между людьми, их взаимная отчужденность, одиночество, ослабление родственных связей и утрата духовных корней.
2. Сам Чехов считал, что его пьеса является комедией. Ее можно отнести к лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни.
3. Центральный образ пьесы - вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад - это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ - символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
В пьесе мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего.
За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу героев пьесы скрыто их непонимание друг друга. Основной конфликт пьесы «Вишневый сад» в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.Старшее поколение - это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым - разночинцем, учителем сына Раневской.
а) Хозяева вишневого сада кажутся нам людьми изящными, утонченными, полными любви к окружающим, способными чувствовать красоту и прелесть природы. Они бережно хранят память о прошлом, любят свой дом: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро...» - вспоминает Любовь Андреевна. Когда-то Любовь Андреевна, тогда еще молоденькая девушка, утешила Ермолая Лопахина, пятнадцатилетнего «мужичка», которого его отец-лавочник ударил кулаком по лицу. Лопахин не может забыть доброту Любови Андреевны, любит ее, «как родную... больше, чем родную». Она ласкова со всеми: старого слугу Фирса называет «мой старичок», радуется встрече с ним, а уезжая, несколько раз осведомляется, отправлен ли он в больницу. Она щедра не только к любимому человеку, который обманул ее и ограбил, но и к случайному прохожему, которому отдает последний золотой. Сама без гроша в кармане, она просит одолжить деньги Семенову-Пищику. Отношения между членами семьи проникнуты сочувствием друг к другу и деликатностью. Никто не упрекает Раневскую, которая фактически привела к краху свое имение, Гаева, который «проел состояние на леденцах». Благородство Раневской в том, что и она никого не винит, кроме себя, в постигшем ее несчастье - это кара за то, что «уж очень много мы грешили...». Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. Чехов именно Раневскую и Гаева считает виновниками их трагедии. Они ведут себя, как маленькие дети, которые закрывают глаза от страха, когда им грозит опасность.
Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном плане спасения, выдвигаемом Лопахиным, надеясь на чудо: вот если бы Аня вышла замуж за богатого человека, если бы ярославская тетушка прислала деньги... Но ни Раневская, ни Гаев не пытаются ничего изменить. Говоря о «прекрасной» старой жизни, они, кажется, смирились со своей бедой, пускают все на самотек, уступают без борьбы.б) Лопахин - представитель буржуазии, человек настоящего. С одной стороны, это человек с тонкой и нежной душой, умеющий ценить красоту, верный и благородный; он труженик, работает с утра до ночи. Но с другой стороны, мир денег уже подчинил его себе. Делец Лопахин победил свою «тонкую и нежную душу»: не может читать книги, неспособен любить. Его деловитость вытравила в нем духовность, и он сам это понимает. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Идет новый владелец вишневого сада!» «Пусть все, как я желаю!» - говорит он. Лопахин не забыл своего прошлого, и теперь настала минута его торжества: «битый, малограмотный Ермолай» купил «имение, прекраснее которого нет ничего на свете», имение, «где отец и дед были рабами».
Но Ермолай Лопахин так и остался «мужичком», несмотря на то, что вышел «в люди». Он не способен понять одного: вишневый сад - это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящим. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой.
В конце пьесы он говорит: «Скорее бы изменилась... наша нескладная, несчастливая жизнь!» Но как это сделать, он знает только на словах. А на деле он вырубает сад, чтобы строить там дачные участки, тем самым разрушая старое, на смену которому пришло его время. Разрушено старое, «порвалась дней связующая нить», а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь. Автор не спешит с выводами.
в) Петя и Аня, идущие на смену Лопахину, представляют будущее. Петя - «вечный студент», всегда голодный, больной, неухоженный, но гордый человек; живет одним трудом, образован, умен.
Его суждения глубоки. Отрицая прошлое, он предрекает кратковременность пребывания Лопахина, так как видит его хищную сущность. Он полон веры в новую жизнь: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Петя сумел вдохнуть в Аню желание трудиться, жить за свой счет. Ей уже не жалко сада, ведь впереди жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого...» Осуществятся ли ее мечты? Неизвестно. Ведь она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. А Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе одних только идей. Да и во всем облике этого героя сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие здоровой жизненной силы. Автор не может доверить ему. то красивое будущее, о котором он говорит. Петя не пытается даже спасти сад, его не волнует та проблема, которая волнует самого автора.4. В пьесе нет связи времен, разрыв между поколениями слышится в звуке лопнувшей струны. Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином «вишневого сада», хранителем его красоты.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие реплики неоднократно повторяются в пьесе? Каково их значение?
2. Как А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада»?
3. Почему А. П. Чехов отметил возраст только трех действующих лиц: Ани -17 лет. Вари - 24 года, Фирса - 87 лет?