Внутришкольный контроль по предметам в школе. Внутришкольный контроль. наш словарь внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации. и подготовка учащихся к ним


Наш словарь ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.




Задачи ВШК: отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе вариативные подходы к творческой деятельности учащихся разработать форму учета достижений учащихся по предметам разработать систему диагностики, изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов


ВШК содержание Учебно-воспитательный процесс Педагогические кадры Учебно-материальная база Качеств о препод авания учебны х предме тов; часов региона льного компон ента Качес тво знани й, умени й, навык ов учащи хся Во сп ит ат ел ьн ая ра бо та Ве де ни е шк ол ьн ой до ку ме нт ац ии Вы по лн ен ие вс ео бу ча Рабо та по реал изац ии зада ч шко лы, вып олне ние НД, реш. Пед сов, сем. Работ а школь ных метод ическ их объед инени й и творч еских групп Повыше ние квалиф икации, работа по самообр азовани ю Пополнени е учебно- материаль ной базы, хранение и использова ние учебно- наглядных пособий. Развитие кабинетно й системы, учет и систематиз ация средств обучения. Создани е учебно- материа льной базы для организ ации воспита тельной работы Деяте льност ь школь ной библи отеки, регуля рность попол нения и обнов ления фонда Ведение школьно й докумен тации, делопро изводств а. Деятель ность учебно- воспитат ельного персона ла Выполнение нормативных документов, учебных планов и программ Организация методической работы Соблюдение нормативных требований по ТБ, противопожарным и санитарно- гигиеническим правилам


Инновационный блокСитуативный блокБазовый блок ВШК Мобильные структуры, обеспечивающие развитие школы, её модернизацию Стабильные структуры, обеспечивающие функционирование школы Совет по предп рофил ьной подгот овке Внешк ольны е учреж дения - партн ерство Ситуа тивны е групп ы по работ е с инфор мацие й Служб ы сопро вожде ния Школь ная орган изаци я «Рове сники » Админ истра ция школ ы МО и ТГ учител ей- предм етнико в и классн ых руково дителе й Родите льские комите ты классо в и школы Педаг огиче ский совет


Принципы ВШК Научность Плановость Актуальность Принцип поиска позитивного Принцип контроля за достижением цели (выделения главного) Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля Принцип гласности и открытости Принцип системности












Алгоритм ВШК Постановка цели Выбор объекта Разработка структурной схемы проверки Определение субъекта контроля (кто проверяет) Сбор и обработка информации по разработанной схеме Выводы (причины недостатков, успехов) Рекомендации Принятие управленческих решений, корректировка Определение сроков повторной проверки Обсуждение итогов контроля



Похожи по своему функционалу, однако каждая из этих составляющих имеет свои цели и задачи.

Работа школы по проведению ВШК должна отвечать его цели. Цель внутришкольного контроля - контроль состояния образовательной системы, обеспечение её , получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Направления работы ВШК в школе могут быть следующими: внутришкольный контроль качества результатов освоения основной образовательной программы общего образования по уровням общего образования, условий реализация основной образовательной программы общего образования, внутришкольный контроль соответствия содержания основной образовательной программы требованиям ФГОС общего образования, внутришкольный контроль качества процесса управления и реализации основной образовательной программы общего образования.

В работу школы по проведению ВШК входит ряд задач: выполнение требований федерального государственного стандарта, исполнение законодательства в сфере образования, выявление нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации, осуществление анализа по различным направлениям, изучение результатов управленческой педагогической деятельности, разработка предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций, оказание научно-методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

Внутренний мониторинг качества образования в школе, в свою очередь, представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организации, основанной на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса образовательной деятельности, его ресурсного обеспечения, результатов. Внутренний мониторинг в школе может включать следующие направления: мониторинг качества образовательных результатов, мониторинг качества реализации образовательного процесса или образовательной деятельности, мониторинг качества условий, обеспечивающих образовательный процесс или образовательную деятельность.

Цель внутреннего мониторинга в школе - это получение своевременной полной и достоверной информации о состоянии текущей основной деятельности для эффективного управления образовательной организацией.

Оценка и контроль в работе школы по проведению ВШК

Контроль - это один из элементов управленческого цикла. Оценка - это процедура соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов, в соответствии с требованием ФГОС. Цель внутришкольного контроля - поддержание жизнеспособности образовательной системы. Цель оценки - аудит текущего состояния образовательной системы, информационная открытость образовательной организации.

В рамках работы школы по организации ВШК контроль следует понимать как обновлённую развивающую функцию управления образовательной организацей, условие мобильности и конкурентоспособности образовательной системы. Оценка - это условие информационной открытости образовательной системы, инструмент управления качеством образования, в частных случаях, как средство контроля.

Материалы ВСОКО можно и нужно использовать в рамках работы школы по ВШК, особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. В части аналитической оценочной информации может быть иллюстрация результатов внутришкольного контроля. Например, результаты итоговой аттестации учащихся, результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся, результативность участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий. Также в работу школы по проведению ВШК можно включить результативность проектной деятельности учащихся применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся. Полезной является и информация о состоянии материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе об оснащённости кабинетов и состоянии кадрового ресурса общеобразовательной организации.

Параметры ВСОКО формируются на основе требования ФГОС к условиям, программам, результатам освоения программ. Информация ВСОКО открыта для потребителей, и если школа в рамках работы по ВШК решит выйти за регламентируемый минимум отчёта о самообследовании, то это должно сработать на укрепление её имиджа.

Отчёт по организации внутришкольного контроля

в 2016-2017 учебном году

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.

Контроль осуществляется в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Новой системой оплаты труда;

Законом РФ “Об образовании”;

Конвенцией о правах ребенка;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом школы;

Образовательной программой и Программой развития школы;

Положением о внутришкольном контроле;

Положением о мониторинге качества образования;

Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.

Основные цели внутришкольного контроля :

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля :

1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.

3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.

4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.

6. Совершенствование организации образовательного процесса.

7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.

8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

Повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

Создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;

Получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

Достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

Создание творческого педагогического коллектива;

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.

Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Документация.

При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:

План внутришкольного контроля;

Отчет о выполнении внутришкольного контроля;

Журнал контроля, справки, акты по проверке.

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

Контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;

Контроль за ведением документации;

Контроль работы педагогических кадров;

Контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

Контроль состояния преподавания учебных дисциплин;

Контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;

Контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;

Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

Контроль материально-технической базы,

Контроль работы с учащимися и их родителями,

Контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:

В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
- текущий;
- тематический;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- итоговый.

Во время контроля используются различные методы:

Беседа;
- наблюдение;
- изучение документации;
- устные и письменные опросы;
- тестирование;
- анкетирование.

По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».

Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.

Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.

При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить - своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.

По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 - 2017 учебный год посетили:

Директор школы _______________ - 23 урока и 13 мероприятий, всего - 36

Заместитель директора по УВР ________________ - 62 урока и 37 мероприятий, всего - 99

Заместитель директора по УВР _________________ - 8 уроков и 75 мероприятий, всего - 83

Заместитель директора по НОО ___________________ - 44 уроков и 38 мероприятий, всего - 82

Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями

МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 - 2017 учебный год - 300

По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.

При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.

При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.

По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.

В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования - замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.

Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.

Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)

Функции внутришкольного контроля по направлениям:

1. Выполнение организационно-педагогических задач всеобуча.

2. Качество и ход выполнения образовательных стандартов.

3. Качество знаний, умений и навыков учащихся.

4. Уровень воспитанности учащихся.

5. Состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения.

6. Состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы.

7. Работа с педагогическими кадрами.

8. Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.

9. Исполнение нормативных документов и принятие соответствующих решений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Формы внутришкольного контроля классифицируются по различным признакам. К числу таких признаков относятся:

а) исполнитель контроля

Директор, его заместители (при появлении регулирующий проблем, не предвиденных в плане)

б) охват объектов контроля

Уровень знаний и воспитания учащихся конкретного класса

Качество и методы преподавания в классе.

Качество работы классного руководителя

2. Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.

Состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-либо параллели и Т.д.

З. Тематический

Работа всего коллектива над конкретной проблемой.

Уровень знаний и умений учащихся по определенной теме какого-либо предмета.

Состояние работы классных руководителей в определенном направлении, например работа с дневниками учащихся и Т.д.

4. Персональный

Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-то ОДНОЙ стороны его деятельности, например его уровня требований к знаниям учащихся и Т.д.

5. Обзорный

Состояние: школьной документации; трудовой дисциплины учителей; учебно- технического оборудования и Т.д.

в) используемые методы

2. Проверка документации

Работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами учащихся, журналами по технике безопасности и Т.д.

З. Опрос а) устный

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе.

б) письменный:

контрольная работа (срез); анкетирование открытое; анкетирование закрытое -

Проверка уровня знаний, навыков, умений учащихся. Варианты ответов на запрограммированные вопросы не ограничены.

Варианты ответов ограничены

4. Тестирование

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

5. Оперативный разбор

Анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками и Т.д.

6. Ретроспективный

Оценка деятельности школы выпускниками разбор прошлых лет, преподавателями вузов на основании анализа вступительных экзаменов и Т.д.

г) логическая последовательность Формы контроля:

Текущий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый.

д) периодичность проведения Формы контроля:

Эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти);

Периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.).

НОВОВВЕДЕНИЯ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а) для контроля за образовательной подсистемой:

Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;

Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

Принятие решения о направлениях коррекции образовательной под системы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

Организация исполнения решения (коррекционной работы);

Проверка исполнения решения;

б) для контроля за работой с кадрами:

Разработка стандартов контроля: требований к уровню профессиональной квалификации·, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

Аттестация работников школы;

Диагностика состояния здоровья работников школы;

Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами;

Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования, - уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.;

Диагностика учебных возможностей учащихся;

Аттестация учащихся;

Диагностика психофизиологического состояния детей;

Диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;

Ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;

Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально- педагогической поддержке;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

Организация коррекционной работы;

Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе:

Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:

Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

Организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;

е) для контроля за внешними связями школы:

Разработка стандартов контроля: содержание необходимых школе творческих контактов с лицами и организациями внешней среды; уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров и т.д.;

Оценка степени соответствия состояния имеющихся внешних связей и стандартов контроля;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы;

ж) для контроля за отношениями с инстанциями, осуществляющими внешний контроль за работой школы:

Формулирование стандартов контроля, основанных на положениях Закона рф «Об образовании », директивных и нормативных актах, регламентирующих внешний контроль за школами; внутришкольных нормативных актах, согласованных с органами управления образованием, устанавливающих границы полномочий внешних инстанций в контроле за теми образовательными процессами, которые финансируются не из государственного и территориального бюджетов, и др.;

Оценка степени соответствия состояния отношений школы с инстанциями, осуществляющими внешний контроль ее работы.

В практике работы школ утвердили себя новые организационные формы и cтpyтypы контрольной деятельности:

а) за образовательной системой школы:

Совет выпускников школы, отслеживающий промежуточные и конечные послешкольные результаты образовательного процесса и вносящий предложения о внесении корректив в прогностическую модель выпускника школы;

Стратегический комитет или совет по развитию школы, функционирующие независимо или в составе Совета школы;

Научно-методический совет, отслеживающий степень достижения целей инновационных проектов;

Кафедры, отслеживающие степень достижения целей освоения образовательных модулей в рамках направлений и профилей школьного образования;

Преподаватели вузов, приглашенные специалисты, осуществляющие совместно с работниками школ промежуточный и итоговый контроль качества знаний учащихся последней ступени школьного образования;

Экспертные советы при органах внутришкольного упра~ ления (совете по развитию школы, научно-методическо совете, кафедрах), оценивающие степень соответствия р зультатов контрольной деятельности требованиям научного подхода;

б) за работой с кадрами:

Независимые аттестационные комиссии при территориальных органах управления образованием, оценивающие степень соответствия уровня профессиональной подготовленности работников школы;

Внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате;

Руководители кафедр, методических объединений (МО), руководители инновационных проектов, обеспечивающие соответствие между уровнем профессиональной подготовленности, личностными качествами работников школы и требованиями к ним, порождаемыми задачами функционирования и развития школы;

Органы школьного самоуправления, обеспечивающие соответствие между поведенческими аспектами профессиональной деятельности работников школы и нормами школьной культуры, отраженными в "Уставе школы и других внутришкольных нормативных актах;

Функциональные службы школы, обеспечивающие соответствие соматического, психического и нравственного здоровья работников школы требованиям валеологического подхода.

Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения.

1.1. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.

1.2. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами"" администрации школы наблюдёНий, обследований, ~ествляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается директором школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

2. Цели и задачи.

2.1. Целями внутришкольного контроля являются: совершенствование деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

2.2. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работ~икам в процессе контроля.

Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая; - коррективно- peгулятивная.

3. Методы, виды и формы:

3.1. Методы контроля:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ;

Беседа;

Письменные и устные проверки знаний учащихся.

3.2. Виды внутришкольного контроля:

Тематический - изучение конкретного вопроса в деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели;

Фронтальный - всестороннее изучение деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели.

3.3. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Классно-обобщающий;

Комплексный;

Предметно-обобщающий;

Тематически-обобщающий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый;

Входной.

3.4. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

3.5. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций; урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

4. Организация внутришкольного контроля.

4.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его заместители по учебно-воспиrательной работе, руководители методических объединений, . другие специалисты.

4.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут "привлекаться посторонние (компетентные) организации и-отдельные специалисты.

4.3. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.

4.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.

4.5. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы.

4.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане не указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.

4.7. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.

4.8. В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

4.9. Основания для внутришкольного контроля:

Заяление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу наруше~ий в области образования.

5. Оформление результатов.

5.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются В виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или В иной форме, установленной в школе.

5.2. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом и выводами, обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием.

5.3. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся: заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы; результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

5.4. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль - осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль - это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: "Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке", "Выполнение требований единого языкового режима", "Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин", " состояние преподавания информатики в школе "," О работе со способными и одаренными учащимися "," Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций "," Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу "и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля - 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль - это не одноразовое действие (проверил - оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его - изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении - как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование - это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование - это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов - системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам - невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.