Занятие театрализации в старшей группе. Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Учимся говорить по-разному» по сказке «Заюшкина избушка. Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика в детском саду
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе.
«Путешествие в волшебный мир сказок»
Составила: Воспитатель
Пушкарёва Анастасия Васильевна.
Кемерово 2014
Программное содержание: Поддерживать стремление детей принимать активное участие в розыгрование сказок, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать, самостоятельно использовать (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять импровизацию.
Развивать фантазию, артистические способности.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей в приёмной.
Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам, совершить путешествие в не обычный сказочный мир. В мир, где происходят чудеса и превращения, где оживают сказочные персонажи. Вы догадались, что это за мир?
Дети: Мир сказок.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто живёт в этом мире? Кто играет сказочных героев?
Дети: Артисты, сказочные персонажи.
В: А кто создаёт сценарий сказок?
Дети: Режиссёр
В: А вы хотели бы попасть в этот сказочный мир и превратиться в сказочных персонажей?
В: Тогда, строимся друг за другом, и на сказочном трамвайчике отправляемся в путешествие.
В: 1-ая остановка сказка « Волк и семеро козлят» сейчас с помощью волшебной палочки и волшебных слов вы превратитесь в персонажей этой сказки. (Дети закрывают глаза, педагог говорит волшебные слова, одевает на детей заранее подготовленные маски)
Раз, два, три - повернись
И в козлят с волком превратись.
В: Ну вот вы теперь не дети из группы соловушки, а волк и семеро козлят. А я превратилась в режиссёра этой сказки. Давайте вспомним, как начинается эта сказка?
Ответы детей.
В: А как она заканчивается?
Ответы детей.
В: Т.к. вы превратились в артистов и стали сказочными персонажами, а я режиссёром, то мы теперь можем изменить концовку у сказки. Что бы все остались живы и жили дружно. Давайте попробуем придумать другой конец этой сказки.
(Воспитатель, выслушивает варианты ответов детей если дети затрудняются воспитатель помогает)
Например: Когда волк, смог обмануть козлят, и они открыли ему дверь, он хотел их всех съесть. Но потом волку стало жалко маленьких козлят и вместо того чтобы ими по обедать, он принёс им гостинцы. А когда пришла коза, то очень удивилась, козлята спокойно гуляли на лужайке, а волк колол им дрова и смотрел за козлятами, что бы те далеко от дома не уходили.
В: Ну вот, в этой сказке мы навели порядок, теперь козе и козлятам некого бояться. Ведь самый злейший враг стал их другом. Отправляемся дальше.
(Дети строятся друг за другом и передвигаются по группе)
2-ая остановка сказка «Колобок».
1. Как эта сказка начинается?
2. Какие герои участвуют в этой сказки?
3.Что они постоянно хотели сделать с колобком?
В: А мы придумаем такую концовку, чтобы колобок остался не съеденным.
Раз, два, три- повернись
В колобка с лисой превратись.
Выслушиваются варианты детей.
Например: Лиса говорит колобку:
Сядь камне на носок да пропой ещё разок.
Колобок обрадовался, что его песня понравилась, запрыгнул к лисе на мордочку и запел, а лиса его не съела, а говорит ему:
Колобок тебе надо быть певцом, давай у нас в лесу для лесных жителей устроим концерт, ты будишь песни петь, а я на балалайке играть. Колобку очень понравилась идея лисы, и отправились они готовиться к выступлению.
В: В этой сказки тоже всё закончилось хорошо. Садимся все на наш сказочный трамвайчик и едим дальше.
3-остоновка сказка « Заюшкина избушка».
Как начинается эта сказка?
Какие герои участвуют в этой сказке?
Кто помог зайке отвоевать избушку?
Кто остался жить с зайцем?
А лиса куда делась?
А мы закончим эту сказку, чтобы некто без домика не остался.
Раз, два, три – повернись
В зайца, петуха и лису превратись.
Вместе с детьми придумывают дужный конец.
Например: Лиса собирается, выбегает из домика. Петушок с зайчиком заходят в дом и остаются там жить вдвоём. На следующие утро, постучались к ним в дверь, петушок открыл, а на пороге стоит лиса с капустой для зайчика и с пшеном для пети и говорит:
Простите, меня, пожалуйста, я вот вам гостинцев принесла.
Петушку и зайчику жалко стало лису, и они пустили её к себе жить. Днём каждый своим делом занят, а вечером собираются за круглым столом чай пьют, сказки рассказывают.
В: Ну вот в этой сказке тоже полный порядок, а нам пора возвращаться в группу. Но сначала мы должны превратиться в обычных детей.
Раз, два, три- повернись
И в ребяток превратись.
Дети строятся друг за другом и под весёлую музыку отправляются в группу. По возвращению дети зарисовывают сказку, которая им больше всего понравилась.
Тема занятия: Салат из сказок
Цель: создать у детей радостное настроение, активизировать речь, формировать выразительность движений, мимики, жестов, интонаций, способствовать формированию нравственных качеств личности (положительное отношение друг к другу, взаимопомощь, взаимовыручка). Создавать психологический комфорт в группе, воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.
Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Какой спектакль вы смотрели? Что ещё вы там видели? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? А какое у вас было настроение, покажите мне? Какое сейчас? (Ответы детей). (Чтение сопровождается имитацией).
В мире сказок есть страна,
Там, на горе, стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок,
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон, не зевает,
Сказку слушать начинает…
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно, реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не задремал.
Воспитатель. Театр открывается, к началу всё готово… Растерянно оглядывается по сторонам. Только что это, ребята, такое, не пойму, тишина в нашем театре… Что-то, наверное, случилось… Ах, я вспомнила, зрители должны дружно хлопать в ладоши. Давайте, ребята, дружно вместе похлопаем в ладоши, и артисты непременно придут, услышав наши аплодисменты.
Воспитатель (с грустью). Что же нам делать, ребята? Вы все пришли такие весёлые, я так боюсь, как бы не омрачить ваше настроение.
Разное бывает настроение:
Сладкое, как мамино варенье,
Кислое, как дедушка-лимон
И весёлое, как колокольный звон…
Ребята, давайте будем по очереди ударять в бубен, артисты услышат и непременно придут …
Может нам поможет звон вот этого волшебного колокольчика? (слышится его звон).
Или чудо-пингвин помашет своими волшебными крылышками и позовёт артистов? (используется заводная игрушка-пингвин)
Мишка в 1 ряду что-то хочет мне сказать на ушко, (в первом ряду на стульях «сидят» меховые красивые игрушки).
Воспитатель подходит к мишке, имитируя разговор с ним.
Ребята, как вы думаете, какое у меня стало настроение после разговора с мишкой? (грустное). Знаете, почему? Буратино потерял ключ от театра и представления не будет.
Вбегает Мальвина, она держит в руке ключ:
Я так спешила,
Так бежала,
Скажите, я не опоздала?
Я же ключик нашла,
Вам, детишки, принесла!
Воспитатель. Ах, Мальвина, молодец, выручила всех, наконец!
Мальвина.
Театр открывается,
К началу всё готово,
Билеты продаются
За вежливое слово!
Воспитатель.
Девочки и мальчики,
Купите билетики,
Билеты разные,
Синие и красные.
Под песню «Маленькая страна» Мальвина «продаёт» билеты.
Воспитатель и Мальвина (вместе).
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт,
Ворота мы открываем,
В этот домик приглашаем.
Занавес открывается, начинается показ кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Жили-были дед да баба
На полянке у реки, —
И любили дед и баба
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила… (Поможем, дети, бабке; имитация движений руками).
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках (Поможем, детки, и внучке)…
Вышел ровный, вышел вкусный,
Даже есть его мне грустно…
Мышка серая бежала,
Колобочек увидала…
Мышка. «Ну и вкусный колобочек, дайте мышке хоть кусочек…»
Испугался колобок и пустился наутёк.
Плачет маленькая мышка,
Мышка-серое пальтишко,
Мышка, мышка, не тужи,
Тебе помогут малыши.
Давайте, детки, поможем горю мышки, угостим её колобками.
Дети (имитация движений).
Мы печём пшеничные
Колобки отличные,
Маслом поливаем,
Сахар добавляем.
В печку сажаем,
Колобочки выпекаем,
Мышку угощаем…
Дети подходят к мышке, угощают её колобками, мышка благодарит детей за вкусные колобки
Воспитатель. Сиди, мышка, кушай, дальше сказку слушай!
Девочка хорошая
К нам сюда идёт,
Что же эта девочка
В корзинке принесёт?
Под русскую народную мелодию входит Машенька в красивом длинном сарафане с корзинкой в руке.
Машенька пляшет, а потом говорит слова:
Я из корзины девочка,
Что у мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Отнёс меня домой.
Погулять я пошла,
Колобочек нашла,
Вам в корзинке принесла (показывает).
Воспитатель. Вот так чудо-колобок, превратился он в клубок! Из корзинки достаёт клубок жёлтых ниток.
Проводится игра с клубочком ниток «Круг дружбы».
Начиная с Машеньки, ребята обматывают ниточку вокруг своего пальчика, при этом называют своё имя и передают по кругу следующему.
Воспитатель при этом говорит:
Мы в игру играть начнём, клубочком дружбы назовём.
Далее проводится игра «Карусели».
Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину (поезд) сели,
Сели и поехали,
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лошадь сели,
Сели и поехали
В новую сказочку приехали.
Инсценирование по мотивам произведения С. Капутикян «Маша обедает».
Час обеда подошёл,
Садись, Машенька, за стол… и т.д.
В гости к Маше приходят: собака, кошка, курочка с петушком, коза-хлопота. Мальвина всех угощает «вкусным обедом».
Подвести итог развлечения.
Программное содержание:
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.
Ход занятия
Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: – ТЕАТР!
– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.
– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)
– А вы хотели бы стать артистами?
Дети: – Да
– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:
–Раз, два, три - повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.
– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.
Дети рассказывают сначала о маске радости.
– Когда у нас бывает радостное настроение?
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.
– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).
– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.
На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.
– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).
– Здравствуйте, ребята!
Я– забавный старичок
А зовут меня - Молчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
– Что же дед хранит в шкатулочке?
– Театральные ложки.
– А сможете вы их оживить?
– Вспомните потешку.
«У медведя во бору».
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).
Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).
– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети: – Надо научить ее говорить.
Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».
– Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
– Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
– А чему еще мы учим кукол?
Дети: – Учим двигаться.
– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.
– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
Подошли к зеркалам.
– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
– Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи.
Вам задания я дам
Выполнить спешите.
– Удивитесь, как Незнайка,
(дети показывают движением, мимикой удивление)
– Загрустите, как Пьеро,
(дети показывают грусть, опускают руки)
– Улыбнитесь, как Мальвина
(дети показывают улыбки)
– И нахмурьтесь, как дитё.
Дети прощаются с королевой зеркал.
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
– (Дети: Куклы с «живой рукой»)
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).
– Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
– Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).
– Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
– Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
– Я тут! Я на чеку-у!
– Я всех вас допеку-у!
– Кукареку! Кукареку!
Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).
– молчи, горластенький петух!
(петушок тоже приседает)
Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.
– Славный домик, милый крот!
Только слишком узкий вход.
– Вход, лисичка, в самый раз.
Он не впустит в домик вас.
Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).
– А сейчас время для музыки.
Я предлагаю вам потанцевать.
Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)
Кот: – Мяу, мышка!
Спляшем польку.
Подадим гостям пример.
Мышка: – Я сплясала бы, но только
Мышке кот не кавалер!
Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.
Танцевальная импровизация.
Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.
– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).
Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.
– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.
Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.
Спасибо всем!
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.
3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.
4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.
Конспект занятия по театрализованной деятельности«Учимся быть артистами» для детей старшей группы
Цель:
1. Учить детей выразительно произносить фразу, стихотворение, несущие различную эмоциональную окраску (грустно, весело);
2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты);
3. Воспитывать доброе отношение к животным;
4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.
Материал: карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать артистами?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, поиграем в артистов. А вы знаете, что артисту помогают лицо, глаза, руки. Вот сегодня мы с вами будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку. Начнем наше занятие с разминочки-игры «Передавалки». Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаем друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнем с Маши, а заканчиваем мной.
Передай улыбку соседу (по кругу);
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица);
Передай «испуг»;
Передай «страшилку».
Воспитатель: А вот следующее задание – передай «хлопок» начнем с меня, я показываю вы передаете друг другу.
(Сначала показываю один хлопок в ладоши; три хлопка в ладоши; два хлопка и третий о колени).
После каждого выполнения задания детьми отмечаю тех детей, кто выполнил лучше.
Воспитатель: Следующее задание называется «приветствие». Посмотрите на меня, как можно передать «приветствие».
(Молча показываю: кивнуть головой, пожать руку, помахать рукой).
Вы выберите каждый для себя, как вы хотите передать «приветствие», начнем с Маши.
Воспитатель: Итак, наша разминочка закончилась. Ребята, мы передавали все молча только выражением лица т.е. мимикой и движениями т.е. жестами. Ребята, чем мы передавали? (Жестами, мимикой, движениями).
А вот теперь давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно.
Послушайте, во такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.
(Хоровое повторение).
Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного. Вам нужно подойти к столу и взять, то выражение лица человечка, который вам нравится.
(Дети подходят к столу и берут карточки).
Воспитатель: А теперь скажите эту фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с той интонацией, которого вы взяли человечка: грустного или веселого. Вот у Саши, Андрея, Васи грустный человечек. Давайте попробуем произнести грустно, представьте, что вас кто-то обидел.
(Дети по очереди произносят грустно).
Воспитатель: А у Тани, Юли, Риты веселый человечек. Давайте попробуем произнести эту фразу весело. Представьте, что вам купили любимую игрушку и у вас радостное, веселое настроение.
(Дети по очереди произносят весело).
Воспитатель: Молодцы! Дети, пройдите положите карточки на стол.
(Дети кладут карточки на стол).
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите – это котенок (беру игрушку – котенка на руки).
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите у меня в руках маленький котенок. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
(Дети передают друг другу и говорят добрые слова котенку).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я знаю стихотворение про «Киску» Б.Заходера, хотите послушать?
(Да)
Воспитатель: Тогда проходите и садитесь на стульчики.
(Дети садятся).
Воспитатель: Послушайте и скажите грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читаю стихотворение с выражением).
Плачет киска в коридоре
У нее большое горе
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Воспитатель: Смешное стихотворение? (Да).
Воспитатель: Как я прочитала стихотворение: грустно или весело?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам.
(Читаю грустно).
Воспитатель: Кто желает прочитать это стихотворение грустно?
(2-3 ребенка).
Воспитатель: А теперь давайте прочитаем его весело. И киску жалко и в то же время стихотворение смешное. Послушайте меня.
(Читаю весело. Затем 2-3 ребенка).
Воспитатель: Ребята, хотите сами стать кисками, которая хочет украсть сосиску? (Да).
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в киску. Вставайте со стульчиков. Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Встаньте, как киска на лапки. Киска идет на кухню. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапки и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянитесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и убегает.
(Я говорю и имитирую все движения, детей вместе со мной).
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики. Когда показывали все движения, имитировали киску, мне очень понравилось, как выполнял Саша. У Саши получилось хорошо. Саша, покажи ребятам.
(Я повторяю слова, ребенок выполняет движения)
Воспитатель: Ребята, вам жаль киску? (Да).
Воспитатель: Давайте пожалеем ее. Представьте, что ваша левая рука – это кошка, а правой вы ее гладите:
- Киска, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши постой, постой!
- И погладила рукой! (Л.П. Савина).
Воспитатель: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы, думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да).
Воспитатель: Чем?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Я тоже думаю, что хозяйка погладит киску и накормит.
Ну, вот и закончилось наша игра в артистов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется игра, где мы передавали все молча, только мимикой и жестами? (Передавалки).
Воспитатель: А как мы передавали голосом свое настроение?
(Грустно и весело).
Воспитатель: Как называется стихотворение Б. Заходера?
(Киска).
Воспитатель: Как его рассказывали?
(С выражением).
Воспитатель: А что мы делали еще с этим стихотворением?
(Имитировали).
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились все, очень старались, умнички. Всем спасибо.
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес».
Раздел: Работа с дошкольниками.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Программное содержание:
вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;
закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;
воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.
Оборудование: пальчиковые куклы по количеству детей, пальцеход, магнитофон, аудиокассеты (звуки леса), конверт с загадками, осенние деревья.
Ход занятия
(дети стоят у входа в театральную студию «Лукоморье»)
Вступительная беседа.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- А вы любите осень?
У каждого из нас есть любимая пора года, но не все любят осень. Осенью становится сыро, темно и холодно. А ведь эта пора года необходима природе, людям, чтобы облегчить переход от теплого времени года к холодному. Вспомните, как в солнечный день осенью бывает красиво и дождь не всегда идет.
- Чем занимаются люди в это время года?
- А дикие животные?
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес и все увидим своими глазами, но дорога в лес нелегка, могут встретиться разные трудности. Сможем мы справиться с ними вместе? Тогда в путь….
Путешествие в осенний лес.
Вот, ребята, мы и пришли в лес. Закройте глазки и послушайте звуки леса (дети слушают звуки леса). А теперь откройте глаза и давайте вдохнем аромат леса через нос, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку.
Дыхательное упражнение «Аромат леса».
(дети выполняют упражнение на дыхание «Аромат»)
- Чувствуете, как тепло льется на ладошку?
2. Речевая разминка.
(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
Ес-ес-ес- мы идем в лес.
Су-су-су-тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес - опустел осенний лес.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
- Заяц целый день скакал, от лисицы удирал,
А лисица шла по следу, искала зайчика к обеду.
Отгадывание загадок «Осеннее дерево».
(дети подходят к осеннему дереву, под ним лежит конверт с заданием)
Как красиво осень раскрасила листья на деревьях. Посмотрите ребята, а под деревом конверт. Может он дожидается нас? Чтобы познакомиться с обитателями леса, нам нужно отгадать загадки.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу.
(белка)
Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(бобры)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(ежик)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
С заданием мы справились, можно идти дальше.
Пальчиковая гимнастика «Болото».
(дети идут дальше встречают на пути болото, через которое можно перебраться по кочкам - пальцеходу)
«Встреча с жителями леса».
(дети находят на полянке пальчиковых кукол и вспоминают правила вождения кукол, затем знакомятся с диалогом «Рукавицы для лисицы», затем используя пальчиковых кукол, исполняют диалог)
Диалог «Рукавицы для лисицы» (Степанов Владимир)
По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне -
Вы готовы ли к зиме?
Да, - ответили лисицы, -
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
А у нас есть валенки, -
Отвечали Заиньки.
- Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит Белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Hа, а я, - ответил Kрот, -
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей-женой
Будем чай мы пить зимой.
Kрикнул Бобр Медведю с речки:
- Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок -
Из трубы пойдёт дымок.
Вылез Ёжик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
III. Итог занятия (звучит тихая музыка).
Молодцы, ребята!
Наше путешествие подошло к концу.
- Вам понравился лес и его обитатели?
– Чем занимаются летом и осенью дикие животные?
Ну, а теперь нам пора возвращаться. Идем через болото, мимо осеннего дерева. До свидания лес.
Старшая группа
1 квартал
Виды деятельности
Программные задачи
Методическая литература
Театральная игра
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду
Игры:
Эстафета
Знакомство
Кто во что одет?
Веселые обезьянки
Вышивание
Внимательные матрешки
Т.И. Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С. Петрова "Театрализованные игры в детском саду»
Ритмопластика
Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на звуковой сигнал. Развивать умение передавать в своих импровизациях характер и настроение музыки.
Игры и упражнения:
Самолеты и бабочки
Первая потеря
Осенние листья
Бабочки
Считалочка
Муравьи
Огонь и лед
Мокрые котята
Штанга
Кактус и ива
Конкурс лентяев Пальма
---------------------
Поющие руки
Колокола
Тарелка
Вертушки
Ветерок
Ленточки
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
Культура и техника речи
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам.
Игры и упражнения:
Мыльные пузыри
Веселый пятачок
Колокольчик
Удивленный бегемот
Фыркающая лошадь
Вопрос-ответ
Волшебная корзинка Вкусные слова
Ручной мяч
Подскажи словечко
Скороговорки
Игры на развитие интонационной выразительности
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
2 квартал
Виды деятельности
Программные задачи
Методическая литература
Театральная игра
Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.
Игры:
Дружные звери
Цапля
Передай позу
Телепаты
Летает, не летает
Где мы побывали?
Что мы делали, не скажем
Театральные этюды:
Утро
Собака
Огородник
Жадный пес
Дворник
корова
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Ритмопластика
Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию
Игры и упражнения:
Медведи в клетке
Ежик
Подарок
В царстве золотой рыбки
Снежинки
Не ошибись
Поймай хлопок
Шея есть, шеи нет
Закрыть книгу, раскрыть книгу
Осьминог
Пантеры
Зернышко
Цыплята
В «Детском мире»
Веселая зарядка
Колокольчики
Ловля комариков
Волна
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Культура и техника речи
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить составлять предложения с заданными словами. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы с различными эмоциями. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
Конспект открытого занятия в старшей группе по театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Тема : «Путешествие в страну сказок и фантазии»
Цель :
Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Задачи:
Обучающие : Обучать правильному подбору слов при описании характера и внешности героя сказки. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.
Развивающие : Развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации.
Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитательные: Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.
Предварительная работа:
Чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка»;
Упражнения на развитие интонационной выразительности;
Обыгрывание и распределение ролей;
Работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой)
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
Макет дерева;
Воздушные шары с прикрепленными на них записками- заданиями;
Костюмы героев сказки;
Декорации; стол, игрушечная посуда, угощение -пироги;
Игра «Волшебные превращения»
Презентация «Эмоции»
(Дети проходят под песню «Улыбка» заходят в группу, становятся полукругом)
ФОНОГРАММА №1
Воспитатель:
Ребята обратите внимание сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними, а мне скажите вы любите сказки (ответы)
Я тоже их очень люблю. Какие сказки вы знаете (Кот в сапогах, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Волк и семеро козлят, Три поросёнка, Красная шапочка)
А кто из вас хотел- бы сыграть роль в постановке какой- нибудь сказки (Ответы детей) .
Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры)
Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Сказок и фантазии», в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры.
Как вы думаете, почему эта страна так называется?
(Там играют и поют, там все мечты сбываются)
Да, вы правильно думаете, а еще в этой стране много забавных, интересных игр. Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:
(Дети отворачиваются к гостям и произносят слова)
Топни, хлопни
Вокруг себя обернись
в волшебной стране окажись!
ФОНОГРАММА №2
(Дети открывают глаза - звучит музыка, появляется чудо- дерево)
2. Основная часть:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Обратите внимание, как тут красиво. Смотрите какое- то дерево перед нами появилось (Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)
Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды (показывает на воздушные шары) На верхушке дерева плод с сюрпризом. А добраться до него очень не просто. Надо сначала собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом- с интересным заданием. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.
Начнём. Срываем первый плод
Задание: «Покажи мимикой и жестами».
Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.
Воспитатель:
И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении,
А вы, настроение попробуйте показать
(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Ой-ой-ой! Как мне страшно!
Ой-ой-ой! Как ужасно!
Я боюсь, боюсь, боюсь,
Лучше я притаюсь!
Какой чудесный день!
Работать мне не лень!
Со мной мои друзья
И песенка моя!
Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали?
Воспитатель:
А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».
Дети изображают жестами действия.
Воспитатель:
Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит мы можем подойти к чудо- дереву. Посмотрите на чудо- дереве ещё есть плоды с заданиями. Давайте сорвём второй плод.
Задание: «Произнеси чистоговорку»
Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.
А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?
… Чтобы было понятно)
А теперь послушайте чистоговорку:
«От топота копыт, пыль по полю лежит».
Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)
А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.
1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.
Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (ответы детей)
Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.
Воспитатель:
Предлагаю вам сорвать третий плод.
Задание: «Волшебные превращения»
Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные) .Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.
ВКЛЮЧИТЬ БЕЗ ЗВУКА МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.
(Звучит музыка.Дети имитируют движения медведя, волка, лисы)
Вы правильно все изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес. И с этим заданием вы тоже справились.
Предлагаю вам сорвать четвёртый плод.Давайте посмотрим. Что же за задание в нём?
Задание: «Живой оркестр»
Ребята, как вы думаете какие звуки могут издавать наши руки и ноги (Топать, хлопать,
Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Сначала мы определим, кто будет хлопать в ладоши, кто будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами.
(Воспитатель распределяет детей)
Воспитатель: Приготовились, как только зазвучит музыка начинаем выполнять движения
ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр»
Молодцы! Какой замечательный у нас с вами получился «Живой оркестр»
Оказывается, все эти задания были разминкой перед самым главным заданием.
Срываем последний плод.
Задание: «Покажи сказку».
Отгадаем какую? Слушайте загадку!
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое
А ну подскажите. Как зовут ее?
(Красная шапочка)
Покажем драматизацию сказки про
«Красную шапочку на новый лад».
Ребята, а что значит на новый лад?
(другие персонажи, меняется сюжет)
Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки. Лягушки? Ну вот, роли мы определили, актёры пойдут в гримерную переодеваться
А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.
ФОНОГРАММА№7
Инсценировка сказки:
«Красная шапочка на новый лад»(Звучит фонограмма музыки начало сказки)
Сказочница:
Лес дремучий сладко спит
На холмах подушки,
Домик маленький стоит
На его опушке.
В доме девочка живет, и поверьте,
Что прелестнее её, нет на целом свете.
(Заходит красная шапочка с коляской и катает её, мама идёт к столу накрывает.)
Красная шапочка: Баю, баю, баюшок
Ляжет дочка на пушок
На пуховую кровать
Будет дочка крепко спать.
Доченька, иди сюда моя родная
Садись чайку попьём.
Садятся за стол пить чай.
Мама: Доченька, наша бабушка
Очень по тебе заскучала
Надо к бабушке пойти
Пирожков ей отнести
Красная шапочка:
Хорошо мамочка, к бабушке схожу и гостинцы отнесу.
Встаёт, идёт к своей куколке и говорит ей.
Тут тихонько посиди
И меня здесь подожди
Мне надо к бабушке сходить
Дорогую навестить.
Возвращается к маме, берёт у неё корзинку с пирожками.
Мама: Вот, доченька возьми и бабушке отнеси,
В дороге будь осторожна.
Красная шапочка: Хорошо, мамочка, не волнуйся.
(Мама садится, а красная шапочка уходит.)
ФОНОГРАММА№8
(Выходит волк.)
Волк: Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
До чего она глупа
Сейчас её поймаю и сильно напугаю
Ох, зачесались руки я весь чешусь от скуки!
ФОНОГРАММА№9
(Играет музыка входят белочки.)
(Уходит, выходит красная шапочка а навстречу ей белочки.)
Красная шапочка:
Ой, мои хорошие, здравствуйте, белочки
Как у вас тут дела?
Белочки: Хорошо мы живём и орешки всё грызём!
С ветки на ветку прыгаем
За порядком в лесу смотрим
Грибочки и ягоды собираем,
На зиму сушим!
Красная шапочка: Молодцы мои подружки белочки,
Вы - настоящие лесные хозяюшки
Рада встрече я была
А теперь идти пора.
(Уходит, выходит волк и идёт за красной шапочкой, белочки не пускают.)
Ах проказник, вон ступай
Красную шапочку не пугай
Мы тебя злодея знаем
Шишками закидаем!
Кидают в волка шишками и убегают.
Волк: Ой-ой-ой, как больно мне
Попала шишка по спине
Лучше сяду на пенёк
Отдохну один денёк
Шишки, раны подлечу
И девчонку проглочу.
ФОНОГРАММА№9
(Под музыку выпригивают лягушата)
Лягушки: Волка будем мы лечить
Микстурой горькою поить
Мухомором смажем шишки,
Злому серому волчишке
Лучше ты не болей,
Заведи себе друзей!
Волк: Уходите вы отсюда
Кабы не было вам худо р-р-р!
(Лягушата убегают)
Волк: Потерял я сон, покой
Я же волк я – очень злой!
Девчонку я поймаю и очень напугаю!
А вот кажется и она!
(Появляется красная шапочка волк крадётся за ней, подходят к домику бабушки.)
Бабушка: Внучка, моя милая рада видеть я тебя
Вижу здесь ты не одна
С собой друга привела?
(Красная шапочка оглядывается видит волка и говорит «ой»)
Проходите за ограду видеть вас я очень рада
Да за стол присядьте с нами
Ешьте пироги с грибами.
Садятся за стол все, едят,
потом волк встает и выходит на серединуи одновременно говорит слова:
Волк: Вот обида, вот досада
Съесть обеих? Нет, не надо!
Меня в гости пригласили
Пирогами угостили
Стыдно, стыдно мне друзья
Больше так не буду я!
(Выходит бабушка и красная шапочка и становятся рядом с волком.)
Будем мы теперь дружить
С другом веселее жить!
(Выходят артисты кланяются, зрители хлопают)
Рефлексия:
Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?
Как поступил волк?
Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Сказок и фантазии» Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова
(Дети произносят волшебные слова
Хлопни, топни
Вокруг себя обернись
в детском саду окажись!
Вот мы и вернулись в детский сад!
Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в волшебной стране)
Какую сказку мы драматизировали?
Сложно вам было быть артистами?
(Проговаривать чистоговорку. Играть роль в сказке. Изображать животных)