Знаменитые голландские художники. Заметки о голландии. Рембрандт и его наследие

Голландские художники внесли большую лепту в творчество мастеров, начинающих свою деятельность с XVII века и не останавливающихся до нынешнего времени. Однако влияние они имели не только на своих коллег, но и на профессионалов литературы (Валентен Пруст, Донна Тартт) и фотографии (Эллен Коой, Билл Гекас и другие).

Начало развития

В 1648 году Голландия получила независимость, однако за образование нового государства Нидерландам пришлось претерпеть акт мести со стороны Испании, уничтожившей около 10 тысяч человек во фламандском на тот момент городе Антверпене. Вследствие резни жители Фландрии эмигрировали с территорий, контролировавшихся испанской властью.

Исходя из этого, логично будет признать, что толчок к независимым голландским художникам исходил именно из фламандского творчества.

С XVII века происходят как государственные, так и художественные ответвления, что приводит к образованию двух, разграниченных по национальности школ искусств. Они имели общее происхождение, но в признаках достаточно сильно различались. Пока Фландрия оставалась под крыльями католицизма, Голландия испытывала на себе абсолютно новый расцвет, начиная с XVII столетия.

Голландская культура

В XVII веке новое государство только встало на путь своего развития, полностью разрывая связь с искусством прошедшей эпохи.

Борьба с Испанией постепенно затихала. Национальное настроение стало прослеживаться в народных кругах при отхождении от навязанного ранее властью католического вероисповедания.

Протестантское господство имело противоречивый взгляд на убранство, что привело к сокращению работ на религиозную тематику, и в дальнейшем только сыграло на руку светскому искусству.

Еще никогда до нынешнего времени настолько часто на картинах не изображали настоящую окружающую действительность. В своих работах голландские художники хотели показывать обыкновенную бытовую жизнь без прикрас, изысканных вкусов и благородства.

Светский художественный взрыв породил такие многочисленные направления как пейзаж, портрет, бытовой жанр и натюрморт (о существовании которого не знали даже самые развитые центры Италии и Франции).

Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных, интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству.

Таким образом, голландское искусство XVII столетия прозвали "Золотым веком голландской живописи", закрепив за ним статус самой выдающейся эпохи в живописи Нидерландов.

Важно знать: существует ошибочное мнение, что голландская школа изображала лишь посредственность человеческого бытия, но мастера тех времен нагло рушили рамки с помощью своих фантастических произведений (например, "Пейзаж с Иоанном Крестителем" Блумарта).

Голландские художники 17 века. Рембрандт

Одним из самых крупных художественных фигур Голландии принято считать Рембрандта Харменса ван Рейна. Помимо деятельности художника, он также занимался гравюрой и по праву считался мастером светотеней.

Его наследие богато индивидуальным разнообразием: портреты, жанровые сценки, натюрморты, пейзажи, а также картины на сюжеты истории, религии и мифологии.

Его умение владеть светотенью позволяло усиливать эмоциональную выразительность и одухотворенность человека.

Трудясь над портретами, он работал над мимикой человека.

В связи с душераздирающими трагичными событиями его поздние работы наполнялись тусклым, обличающим глубокие переживания людей светом, вследствие чего гениальные работы стали никому не интересны.

На тот момент в моде были внешние красоты без попыток погружений в глубину, а также натуралистичность, идущая врознь с откровенным реализмом.

Картину "Возвращение блудного сына" воочию может увидеть каждый русский любитель изобразительного искусства, так как данная работа находится в Эрмитаже города Санкт-Петербург.

Франс Хальс

Франс Хальс - великий голландский художник и крупнейший портретист, помогший ввести жанр свободного письма в отечественное искусство.

Работой, принесшей ему известность, стала картина под названием "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия", написанная в 1616 году.

Его портретные работы для того времени были чересчур естественны, что шло врознь с настоящим днем. Вследствие того, что художник оставался непонятым, он, как и великий Рембрандт, окончил свою жизнь в нищете. "Цыганка" (1625-1630) является одной из самых известных его работ.

Ян Стен

Ян Стен - один из самых остроумных и веселых на первый взгляд голландских художников. Высмеивая социальные пороки, он любил прибегать к мастерству сатиры социума. Он, развлекая зрителя безобидными, смешными изображениями гуляк и дам легкого поведения, на самом деле предостерегал от подобного образа жизни.

Также у художника были и более спокойные картины, например, работа "Утренний туалет", на первый взгляд казавшаяся абсолютно невинным действом. Но если присмотреться в детали, то можно достаточно сильно удивиться от их откровений: это и следы от чулков, ранее сдавливающих ноги, и наполненный чем-то неприличным ночью горшок, а также собака, позволяющая себе находиться прямо на подушке хозяйки.

В лучших собственных работах художник опережал своих коллег по изящно умелому сочетанию цветовых палитр и мастерству владения теней.

Иные голландские художники

В данной статье были перечислены всего лишь три ярких персоны из десятков, достойных наравне с ними стоять в одном списке:


Итак, в данной статье вы познакомились с голландскими художниками 17 века и их работами.

Фрукты и муха

Художник Ян ван Хёйсум (Jan Van Huysum), великий художник и мастер голландского натюрморта, жил в конце семнадцатого – начале восемнадцатого века, и пользовался огромной популярностью у современников.

О жизни и творчестве Яна ван Хёйсума известно совсем немного. Он родился в семье художника Юстуса ван Хёйсума-старшего, три его брата так же были художниками. В 1704 году Jan Van Huysum женился на Маргарите Шоутен.

Портрет Яна ван Хёйсума работы Арнольда Бонена, около 1720 г.

Художник очень быстро стал известным художником и признанным мастером голландского натюрморта. Коронованные особы украшали картинами мастера свои покои и парадные залы. Для остальной публики работы Jan Van Huysum были недоступны. Дело в том, что над каждой картиной мастер работал очень долго. И стоили его работы очень дорого – в десятки раз дороже картин Рембрандта, Яна Стена и Альберта Кейпа.
Каждая картина – это десятки слоев прозрачной краски и скрупулезно выписанные детали: слой за слоем и штрих за штрихом. Так за несколько лет рождался натюрморт этого мастера.

Кисти Ян ван Хёйсум принадлежит несколько достаточно интересных пейзажей, однако основная тема художника – это натюрморты. Специалисты делят натюрморты Jan Van Huysum условно на две группы: натюрморты на светлом фоне и натюрморты на тёмном фоне. «Светлые натюрморты» требуют от художника более «зрелого» мастерства – нужен опыт и талант для грамотной световой моделировки. Впрочем, это уже детали.

Лучше посмотрите на эти работы. Они, действительно, прекрасны.

Картины художника Яна ван Хёйсума (Jan Van Huysum)

Фрукты, цветы и насекомые

Мальвы и другие цветы в вазе

Цветы и фрукты

Ваза с цветами

Цветы и фрукты

Ваза с цветами

Цветы и фрукты

Цветы в терракотовой вазе

Ваза с цветами в нише

Плоды и цветы

Корзина с цветами и бабочки

Решилась сделать подборку голландцев, на мой взгляд, знаменитых во всем мире…

Итак приступим:

О да, на первом месте конечно же – Винсент Ван Гог , не признанный при жизни, но полюбившийся современному миру за яркие краски и мнимую простоту. На сегодняшний день это самый популярный художник среди воров.

Рембрандт ван Рейн – великий голландский живописец и гравер. Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок “Дозора” – изображение странной девочки в золотом наряде…Современные голландцы очень любят и почитают этого художника… С начала 20 века проводится политика возвращения картин этого художника обратно на Родину.

Ян Вермеер Дельфтский. Недолго живший, мало написавший, поздно открытый. Самая известная и «гастролирующая» работа Вермеера - «Девушка с жемчужной серёжкой», принадлежащая Гаагскому музею. Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.

Анна Франк – Дневник голландской девочки Анны Франк – один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах нацистов. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Сначала она писала только для себя, пока весной 1944 года не услышала по радио выступление министра образования Нидерландов Болкенштейна. Тот сказал, что все свидетельства нидерландцев периода оккупации должны стать всенародным достоянием. Под впечатлением от этих слов Анна решила после войны издать книгу, в основу которой лег бы ее дневник.

Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас. Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате. Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997). Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу.

Мата Хари – главная куртизанка мирового шпионажа. Маргарета Гертруда Зелле связала себя узами брака с 38-летним Рудольфом Мак-Леодом. Знакомство пары, разница в возрасте у которой составляла 20 лет, произошло по объявлению через газету: одинокий офицер Мак-Леод желал романтического общения с противоположным полом, и именно его Маргарета выбрала в качестве объекта страсти. Однако спустя некоторое время после бракосочетания и переезда на остров Ява Маргарета разочаровалась в своём избраннике: голландец шотландского происхождения Мак-Леод страдал от алкоголизма, вымещал всю свою злобу и нереализованность в военном деле на супруге и двух детях, а также содержал любовниц. Брак терпел крах, и Маргарета сконцентрировалась на изучении индонезийских традиций, в частности – местных национальных танцев. Согласно легенде, именно в 1897 году она впервые начала выступать под псевдонимом Мата Хари, что на малайском языке означает “солнце” (“мата” – глаз, “хари” – день, дословно – “глаз дня”). С этого времени и начинается превращение в шпионку…

Армин Ван Бюрен – Для всех поклонников электронной музыки имя голландца Армина ван Бюрена - это имя настоящей легенды. И это не преувеличение. Действительно трудно переоценить значение этого музыканта, диджея и просто исключительно энергетической личности для всей транс индустрии.

Tiesto – Настоящее имя: Тийс Вервест. Тиесто диджей номер 2 в мире (а частенько и номер один в списке DJMag). Тиесто побил мировой рекорд по выпиванию Red Bull в течение суток, он смог выпить 31 банку – почти двойная смертельная доза, но больше он за это браться не хочет.

Дирк Николас Адвокат – Нидерландский футболист (полузащитник) и футбольный тренер, бывший тренер сборных Нидерландов, ОАЭ, Южной Кореи, Бельгии, России, а также петербургского «Зенита», «Рейнджерс» и других клубов. Выиграв с «Зенитом» чемпионат России по футболу 2007 года, Адвокат стал первым тренером-иностранцем, сумевшим одержать победу в этом турнире. 28 мая 2008 года Дику Адвокату присвоили звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Причём для этого городскому парламенту пришлось издать специальный закон персонально для тренера, так как присвоить Дику Адвокату звание почётного гражданина “на общих основаниях” не позволял закон Санкт-Петербурга «О звании „Почётный гражданин Санкт-Петербурга“”

Бенедикт Спиноза – нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме. Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией.

Кого из знаменитых голландцев вы знаете еще, делитесь в комментариях)

Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская живопись ) - один из этапов Северного Возрождения , эпоха в нидерландской и, в частности, фламандской живописи , охватывающая в истории европейского искусства приблизительно столетие, начиная со второй четверти XV века. Искусство поздней готики сменяется в это время ранним Ренессансом . Если поздняя готика, появившись во Франции , создала универсальный язык художественной формы, в который внесли свою лепту и многие нидерландские мастера живописи, то в описываемый период на территории Нидерландов сформировалась чётко узнаваемая самостоятельная живописная школа, для которой была характерна реалистическая манера письма, нашедшая своё выражение прежде всего в жанре портрета .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты . Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.

    Нидерланды связывала с Францией и общая Бургундская династия , поэтому фламандские, валлонские и голландские художники без труда находили себе работу во Франции при дворах Анжу , Орлеана , Берри и самого французского короля. Выдающиеся мастера интернациональной готики, братья Лимбург из Гельдерна по своей сути были французскими художниками. За редким исключением в лице Мельхиора Брудерлама на родине, в Нидерландах, оставались лишь живописцы рангом пониже.

    У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром - Гентским алтарём . Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.

    С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени . Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, - всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.

    Художники

    Одним из самых первых представителей новых художественных взглядов наряду с Яном ван Эйком считается Флемальский мастер , которого в настоящее время идентифицируют как Робера Кампена. Его главная работа - алтарь (или триптих) Благовещенья (другое название: алтарь семьи Мероде; около 1425), ныне хранится в музее Клойстерс в Нью-Йорке .

    Уже долгое время подвергается сомнению сам факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта . Новейшие исследования показали, что упоминаемый лишь в нескольких источниках Хуберт ван Эйк был всего лишь посредственным художником гентской школы, который не имел ни родственного, ни какого-либо иного отношения к Яну ван Эйку.

    Учеником Кампена считается Рогир ван дер Вейден , который, вероятно, принимал участие в работе над триптихом Мероде. В свою очередь он оказал влияние на Дирка Боутса и Ганса Мемлинга . Современником Мемлинга был Хуго ван дер Гус , впервые упоминаемый в 1465 году .

    Из этого ряда выделяется самый загадочный художник этого времени Иероним Босх , чьё творчество до сих пор не получило однозначного толкования.

    Рядом с этими великими мастерами заслуживают упоминания такие ранние нидерландские художники , как Петрус Кристус , Ян Провост , Колин де Котер, Альберт Боутс, Госвин ван дер Вейден и Квентин Массейс .

    Ярким явлением стало творчество художников из Лейдена: Корнелиса Энгелбрехтсена и его учеников Артгена ван Лейдена и Лукаса ван Лейдена .

    До настоящего времени сохранилась лишь малая толика работ ранних нидерландских художников . Бесчётное количество картин и рисунков пали жертвой иконоборчества во времена реформации и войн. Кроме того многие работы получили серьёзные повреждения и нуждаются в дорогостоящей реставрации. Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда.

    Творчество ранних нидерландцев и фламандцев представлено в крупнейших художественных музеях мира. Но некоторые алтари и картины по-прежнему находятся на своих старых местах - в церквях, соборах и замках, как, например, Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в Генте. Однако посмотреть на него теперь можно только через толстое бронированное стекло.

    Влияние

    Италия

    На родине Ренессанса, в Италии, Ян ван Эйк пользовался большим уважением. Через несколько лет после смерти художника гуманист Бартоломео Фацио даже назвал ван Эйка «князем среди живописцев столетия» .

    В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. Помещения изображаются в соответствии с законами перспективы, а пейзажи перестали быть схематичным фоном. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. И одежда, и мебель, и предметы обстановки отображались с фотографической точностью.

    Испания

    Первые свидетельства распространения северной техники живописи в Испании обнаруживаются в королевстве Арагон , в которое входили Валенсия , Каталония и Балеарские острова . Король Альфонс V ещё в 1431 году отправил своего придворного художника Луиса Далмау во Фландрию. В 1439 году в Валенсию переехал со своей мастерской художник из Брюгге Луис Алимброт (Luís Alimbrot, Lodewijk Allyncbrood ). Ян ван Эйк вероятно посетил Валенсию ещё в 1427 году в составе бургундской делегации.

    Валенсия, на тот момент один из наиболее значительных центров Средиземноморья, притягивала художников со всей Европы. Помимо традиционных художественных школ «интернационального стиля» здесь встречались мастерские работавшие как во фламандском, так и в итальянском стиле. Здесь получило развитие так называемое «испано-фламандское» направление искусства, основными представителями которого считаются Бартоломе Бермехо , .

    Кастильские короли владели несколькими известными произведениями Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и Яна ван Эйка. Кроме того, придворным портретистом королевы Изабеллы стал приезжий художник Хуан де Фландес («Ян из Фландрии», фамилия неизвестна), заложивший основы реалистической школы испанского придворного портрета.

    Португалия

    Самостоятельная школа живописи возникла в Португалии во второй половине XV века в лиссабонской мастерской придворного художника Нуньо Гонсалвеша. Творчество этого художника находится в полной изоляции: у него, как представляется, не было ни предшественников, ни последователей. Фламандское влияние ощущается в частности в его полиптихе «Святой Винсент» Jan van Eyck und seine Zeit. Flämische Meister und der Süden 1430-1530. Ausstellungskatalog Brügge, Stuttgart 2002. Darmstadt 2002.

  • Bodo Brinkmann: Die flämische Buchmalerei am Ende des Burgunderreichs. Der Meister des Dresdner Gebetbuchs und die Miniaturisten seiner Zeit. Turnhout 1997. ISBN 2-503-50565-1
  • Birgit Franke, Barbara Welzel (Hg.): Die Kunst der burgundischen Niederlande. Eine Einführung. Berlin 1997. ISBN 3-496-01170-X
  • Max Jakob Friedländer: Altniederländische Malerei. 14 Bde. Berlin 1924-1937.
  • Erwin Panofsky: Die altniederländische Malerei. Ihr Ursprung und Wesen. Übersetzt und hrsg. von Jochen Sander und Stephan Kemperdick. Köln 2001. ISBN 3-7701-3857-0 (Original: Early Netherlandish Painting. 2 Bde. Cambridge (Mass.) 1953)
  • Otto Pächt: Van Eyck, die Begründer der altniederländischen Malerei. München 1989. ISBN 3-7913-1389-4
  • Otto Pächt: Altniederländische Malerei. Von Rogier van der Weyden bis Gerard David. Hrsg. von Monika Rosenauer. München 1994. ISBN 3-7913-1389-4
  • Jochen Sander, Stephan Kemperdick: Der Meister von Flémalle und Rogier van der Weyden: Die Geburt der neuzeitlichen Malerei: Eine Ausstellung des Städel Museums, Frankfurt am Main und der Gemäldegalerie der Staatlichen Museen zu Berlin , Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2008
  • Norbert Wolf: Trecento und Altniederländische Malerei. Kunst-Epochen, Bd. 5 (Reclams Universal Bibliothek 18172).
  • Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

    Голландская живопись

    Введение

    Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

    Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене , а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

    «Мясная лавка». Артсен.

    Развитие искусства

    Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного, искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1583 г. живописец и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт.

    Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.


    Зимний пейзаж. Вельде.

    Один из наиболее монументальных пейзажей высокого барокко , «Большой лес», кисти Якоба ван Рейсдаля, принадлежит к следующему периоду развития голландской живописи. Зрителю больше не приходится переживать достаточно аморфный вид простирающегося пространства в серо-коричневых тонах с несколькими бросающимися в глаза мотивами; отныне впечатление производит фиксированная, энергетически акцентированная структура.

    Жанровая живопись

    Голландская жанровая живопись, которую, по сути, вряд ли можно назвать всего лишь портретированием повседневной жизни, часто несущим в себе моралистическое послание, представлена в Вене работами всех основных ее мастеров. Ее центром был Лейден, где Жерар Ду, первый ученик Рембрандта , основал школу, известную под названием «Лейденская школа изящной живописи (fijnschilders)».

    Фигуративная живопись

    Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

    Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя - как гласит клише, - раскрывает истоки человеческой судьбы. Это одновременно и справедливо, и неправильно. Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки. Этим создается эффект постоянно мерцающей поверхности, подобной наброску, которая сливается в единый образ только при взгляде с определенного расстояния. После возвращения «подарков» Ротшильда - выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства.

    Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.

    Вермеер

    Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.

    Голландская живопись

    обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб