Африканский ритуальный символ в искусстве. Особенности развития искусства в африке. Искусство Африки - обзор в разрезе стран и культур отдельных народов

Часто говоря об искусстве Африки имеют в виду лишь красочные и колоритные африканские маски. Однако африканское искусство - это не только маски, а нечто гораздо большее. И сегодня речь пойдет о памятной скульптуре.

На протяжении веков к югу от Сахары художники Африки увековечили для потомков многих выдающихся личностей своего общества в удивительно разнообразном репертуаре региональных скульптурных идиом натуралистичных и абстрактных. Изначально такие скульптурные изображения (скульптурные портреты) служили социальными ориентирами для следующих поколений и чтобы те помнили о своих предках. Однако африканское искусство вместе с тем нельзя рассматривать как временную абстракцию архетипов общества. На чисто формальном уровне функция архетипа вовсе не очевидна. Вместо этого мы вполне можем проследить связь африканского творчества с реальными историческими событиями, которые имели место быть в свое время на континенте. На этом уровне африканское искусство имеет особую значимость.

Маска "Королевы-матери". Нигерия, Бенин. Слоновая кость, железо, медь.

Эта маска из слоновой кости является одной из двух идентичных работ, одна из которых находится в Британском музее. Хотя образы женщин редко встречаются в художественной традиции Бенина, эти две маски стали символом наследия династии, которая продолжается и по сей день. Маску изготовили, как полагают, в начале 16 века для короля в честь его матери.

В Бенине слоновая кость связана с белым цветом и богом моря Олокуном, служит символом ритуальной чистоты.

Маска является чувственным идеализированным портретом. Работа учитывает изображаемый предмет и потому мы видим мягко смоделированные особенности лица и многочисленные детали, такие как полосы на лбу и коралловые бусы ниже подбородка, где мы видим ряд стилизованных змееголовов.

Голова Оба. Нигерия, Бенин. Бронза.

Лидеры королевства Бенин в современной Нигерии ведут свое происхождение от правящей династии, которая началась в 14 веке. Звание "Оба", или король, передается на первенца каждого последующего короля. Первая обязанность каждого нового короля - отлить в бронзе портрет своего отца и поставить на алтарь во дворце. Алтарь занимает важное место в дворцовых ритуалах и понимается как соединение дел нынешнего короля с делами своих предков.

Идеализированный натурализм этой работы изображает короля в расцвете сил. Головной убор - это стилизация расшитого бисером наряда, как и воротник.

Погребальная голова. Гана. Культура Акан. Терракота.

Начиная со второй половины 16 века традиции терракотовой портретной скульптуры играли важную роль в погребальных обрядах и увековечивали память о мертвых. В то время это было прерогативой лишь знати и королевской семьи. Подобные погребальные головы имеют очень большое стилистическое многообразие. Их размеры варьируются от семи сантиметров до натуральной величины, а также бывают как полыми, так и цельными, округлыми и угловатыми.

Оба с жертвенными животными из алтаря Эзомо. Нигерия, Бенин. Бронза.

Предметы такого рода делались из терракоты, дерева или бронзы в зависимости от статуса человека, которому они посвящены. Скульптура является частью композиции. Обычно они однотипные и рассказ об одной похожей работе в описании следующего изображения.

Алтарь Эзомо Эхенуа. Нигерия, Бенин. Бронза.

Алтарь изображает важный исторический момент, связанный с правлением Акензуа Первого. В начале 18 века мятежный военначальник бросил вызов правлению Акензуа и угрожал стабильности и единству королевства. Эхенуа и несколько его военначальников играли центральную роль в наведении порядка. В знак признательности, в честь героических заслуг Эхенуа была создана эта скульптурная композиция. Художник здесь использовал разномасштабные фигуры для обозначения относительного статуса людей, изображенных на фризе. На вершине сам Эхенуа в боевых доспехах, держащий в руках военные трофеи. Вокруг него группа миниатюрных солдат, слуги и священники. На фризе изображены два ряда солдат, среди которых можно заметить и португальцев, что явно свидетельствует о степени, с которой европейские державы были заняты поддержкой правительства Бенина в то время.

Памятная фигурка придворого музыканта. Кот-д"Ивуар. Терракота.

Эта глиняная фигурка придворного музыканта была создана, чтобы сопровождать погребальный скульптурный портрет правителя Акан. Когда правитель умер, его портрет был привезен на кладбище и остался там среди портретов предыдущих поколений вождей и правителей. Скульптуры придворных, подобные этой, также оставлялись возле захоронения, чтобы утешить и поддержать умершего в загробной жизни. Необычного вида головной убор указывает на особый статус придворного музыканта. Полосатая шея предполагает здоровье и благополучие, в то время как следы на щеках, на лбу и на висках указывают на этническую принадлежность. Руки фигурки прижимают к губам флейту. Работа несмотря на достаточно примитивный вид весьма выразительна, в чем можно убедиться по специфическому наклону головы и прищуренным глазам: все говорит о том, что музыкант полностью поглощен игрой на флейте.

Памятная голова. Гана. Терракота с фрагментами кварца.

Эта элегантная терракотовая голова является памятным портретом. Идеализированное представление, спокойное выражение, сбалансированная композиция призвана воплощать положительные качества правителей. Созданные посмертно, изображения королей, подобные этому, размещались на кладбищах среди портретов предыдущих правителей. Как правило каждый портрет сопровождали изображения его слуг, которые утешали покойного после смерти. Вместе они создавали целые скульптурные комплексы, хранящие память об уважаемых людях. Традиция изготовления таких скульптур восходит по крайней мере к 17 веку. и имеет множество стилистических особенностей. Данная скульптура, к примеру, имеет более натуралистические черты лица, тогда как некоторые другие используют сильно стилизованные формы. Хотя основное внимание в подобной скульптуре уделяется только голове и шее, есть множество других портретов, которые изображают человека в полный рост и даже в динамике.

Тэг: Изобразительное искусство

Динамикой и выразительностью жанра африканское искусство оказало огромное влияние на современное искусство и дизайн. Несколько черно-белых иллюстраций данной статьи взяты из традиционного африканского искусства, представляют малую толику богатого и культурного наследия континента.

Среди иллюстраций присутствуют компиляции подлинных артефактов мавританской узорной ткани, резных дверных панелей Ашанти, малийских головных уборов в виде антилоп, эфиопских крестов, южноафриканских наскальных рисунков, тунисского коврового дизайна.

Образцы африканского орнамента интригуют необычными графическими свойствами изобразительного искусства народов Африки, приводят в восторг любителей народного искусства и поклонников брутального жанра африканской скульптуры. Образцы орнамента пригодятся художникам-графикам, дизайнерам и ремесленникам.

1. Мавританский текстиль: в центре по бокам образы ползущих ящериц, в центре зоо- и антропоморфные фигуры.

3. Текстильные узоры Бамбара (Мали).

4. По фону характерный узор отделки внешних стен жилищ, в центре изображение королевского семейства с бронзовой бляшки Оба.

5. По фону узорный текстильный мотив, в центре изображения головных уборов виде антилоп народа Бамбара.

8. Нигерийский кожаный чехол подушки.

9. Узорный текстиль Нигерии с мотивами ящериц.

10. Образы, используемые при сельскохозяйственных церемониях (Нигерия, Гвинея).

11. По фону - характерные орнаменты текстиля народностей Камеруна и Нигерии. По центру - фрагмент резного украшения Кую (Конго).

12. Изображение короля с телохранителями с бенинских бронзовых бляшек.

13. Нигерийская гравировка на браслете из слоновой кости.

14. Бронзовая статуэтка (Бенин) на фоне орнамента Акан (Гана).

15. Нигерийская резьба на сосуде из слоновой кости.

16. Фрагмент резного украшения Конго на фоне растительного орнамента Заир.

17. Кожаный чехол мавританской подушки.

18. Орнаментальные мотивы, применяемые для украшения сосудов для хранения пищи.

19. Нигерийский текстильный орнамент и фрагменты рисунков с золотых и бронзовых украшений.

20. Изображение охотника с копьем на фоне геометрического орнамента (Южная Африка).

21. Рисунок на кожаном барабане Ёруба (Нигерия).

22. Бронзовое изображение головы королевы (Нигерия) на фоне геометрического орнамента, использовавшегося для украшения щитов воинов.

23. Детали росписей по ткани нескольких южноафриканских народов.

24. Орнаменты с мотивами птиц Бамана (Мали) и Гвинеи.

25. Мотивы масок и раскраски одежды из коры.

26. Орнаментация и рисунок с бронзовой печати (Буркина Фасо).

27. Бронзовая статуэтка фигуры охотника на фоне нигерийского зооморфного орнамента.

28. Фрагменты росписей народностей Нигерии.

29. Нигерийский геометрический резной орнамент и фрагмент резного украшения Ёриба.

Фигура стражника на ковчеге "Кота", Габон XIX век, резное дерево, покрытое медными и латунными чешуйками и пластинками, 55 см, Музей человека Париж.

В Африке с искусством сталкиваешься повсюду, ибо изумительно украшено буквально все вокруг: предметы обихода, пышные наряды, оружие, а стены жилищ покрыты иногда настоящими фресками. Африканская деревянная скульптура плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. Вот почему до нас дошло очень мало образцов древней скульптуры, сделанных до конца XIX века, тем более что до недавних времен ее никто не коллекционировал. Таким образом, история африканского искусства почти неизвестна, а география очень неточна. Не всегда можно понять, какое значение придают своим скульптурам африканцы, тем более что в разных странах в них вкладывается разный смысл. Маски-фанг в Габоне (Западная Африка) надевают во время ритуальных танцев, которыми встречают пришельцев. Маски батеке в Конго сопровождают крупные события в общественной жизни. Некоторые статуэтки связаны с похоронными ритуалами, как, например, ковчеги "кота" (в Габоне); другие - с магией и предсказаниями (статуэтки "мумуй" в Нигерии).
Скульптура из дерева, глины и металла

Скульптура из дерева и металла.

Техники, используемые африканским искусством, так же как и его функции -чрезвычайно разнообразны. Некоторые маски, созданные для ритуальных танцев, после завершения обряда выбрасываются или ломаются, так же, каксмывается раскраска танцовщика. Эти вещи далеко не всегда можно назвать профессиональными произведениями. Другие, наоборот, требуют высокого уровня мастерства, и их изготовление доверяют лишь профессиональным скульпторам: деревянная скульптура не дает права на ошибку, ведь деревянную стружку невозможно вернуть на место после того, как она срезана. Иногда скульптор использует несколько техник, каждая из которых определяется материалом: глина, дерево, металл. Например, маски батеке вырезаются из дерева и покрываются цветной глиной. А фигурки-стражники на ковчегах "кота", тоже сделанные из дерева, покрываются латунными пластинами и медными чешуйками. Характерная особенность искусства всех народов Африки - строгое соблюдение канонов: каждый скульптор принадлежит к своему племени, и должен воспроизводить в точности все черты и детали статуй и масок, разработанные поколениями предков, допустимы лишь незначительные изменения. Таким образом, африканский художник - прежде всего ремесленник.

Бронза Бенина В XVI веке установились контакты португальских моряков с королевством Бенин, расположенном на западном берегу Африки: португальцы начали завозить металл и покупать рабов. В те времена королевский дворец в Бенине был украшен бронзовыми рельефами, изображавшими солдат, вооруженных европейским оружием. Тем не менее контакт культур оставался ограниченным: например, ничто не напоминает в этом рельефе об искусстве Ренессанса, которое уже развивалось в Европе.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Художественная культура Бенина являлась одним из очагов профессионального придворного искусства в Тропической Африке. Бронзовые изделия изготавливались способом отливки «утраченного воска» (по восковым моделям). В искусстве Бенина различают три периода, характеризующихся различием скульптур. От первого дошли портретные головы царей Бенина, связанные с культом предков, их помещали на алтарь. Им присуща определенная условность и лаконичность. Второй период считается временем расцвета бенинского искусства и характеризуется мягкостью и точностью исполнения. Кроме хорошо известных голов и рельефов (с фигурами правителей, вельмож, воинов, музыкантов), скульптура представлена стилизованными фигурками рыб, птиц, хищников и людей (воины, музыканты, придворные), изготовленными из бронзы, слоновой кости и железа. Бенинские произведения искусства были первыми произведениями африканского искусства, с которым познакомились европейцы; многие из произведений так называемой «бенинской бронзы» выставлены в крупнейших музеях мира. Текст скрыт

Реакции на комментарий

1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БЕНИНА

БЕНИ́Н (Benin), средневековое государство, существовавшее в 13-19 вв. в южной части современной Нигерии, к западу от р. Нигер. В период расцвета (14-17 вв.) Бенин являлся крупной империей, простиравшийся от города Онича до внутренних районов современного Бенина на западе. Столицей Бенина являлся Большой Бенин, располагавшийся на месте современного города Бенин-Сити. Бенинские цари носили титул «оба» («оба Бенина» или «бенинский оба»). Наряду с обами важную роль в управлении государством играли крупнейшие сановники.

Согласно местному преданию, обитавший на территории Бенина народ Эдо пригласил правителя Оранмьяна из Ифе (одно из государств йоруба), чтобы избавиться от правления племени осиго. Сын Оранмьяна, Эвека I стал первым оба Бенина. В 15 в., в период правления обы Эвуаре Великого, вся высшая власть в царстве переходит в руки обы, Большой Бенин превращается в укрепленную крепость, окруженную стенами и башнями. Первыми из европейцев берегов Бенина достигли португальцы в 1485. Между Португалией и Бенин вскоре были налажены широкие торговые связи, из Бенина португальские купцы вывозили тропические продукты, а затем преимущественно рабов, ввозились европейские товары и огнестрельное оружие. В нач. 16 в. по приказу обы в Лиссабон был отправлен посол Бенина, а португальский король отправил в Бенин христианских миссионеров. В кон. 19 в. некоторые жители Бенина еще говорили на местном диалекте португальского.

Первая английская экспедиция в Бенин состоялась в 1553, торговля с Великобританией основывалась на экспорте слоновой кости, пальмового масла и перца. Посетившие Бенин в 16-17 вв. англичане привезли в Европу легенды о «Большом Бенине», сказочном городе с богатыми домами и могущественным царем. Богатство и могущество Бенина выросло в 16-17 вв. за счет работорговли с Европой. Рабы из враждебных внутренних государств продавались и перевозились в Америку на голландских и португальских судах. Вскоре часть Бенинского побережья получила название «Невольничий берег». После 1700 государство, а вместе с ним и его столица стали приходить в упадок. Тем не менее, в 19 в. Бенин вновь расцветает, на этот раз благодаря торговле пальмовым маслом. В 1880-х и 1890-х Бенин не раз отказывался подписывать договор о протекторате с Великобританией. Однако, после того как были убиты восемь британских представителей, в 1897 была организована карательная экспедиция, во время которой британские войска под руководством адмирала Гарри Роусона разрушили и сожгли Большой Бенин, уничтожив большинство предметов искусства, созданных мастерами Бенина. После этого Бенин вошел в состав английской колонии Нигерия. В 1975 республика Дагомея (бывшая французская колония), граничащая с историческим Бенином на западе, присвоило себе название Бенин. Текст скрыт

Реакции на комментарий

1

Искусство африканского государства Бенин, сложившееся под непосредственным воздействием более древней культуры Ифе, в XV-XVII веках достигло наивысшего расцвета. Именно к этому времени (1400 год) королевство Бенин, прежде признававшее власть верховных царей племени йоруба, обрело политическую независимость и превратилось в самую могущественную державу на всем побережье Гвинейского залива.

Богатство его основывалось на торговле слоновой костью, перцем, пальмовым маслом и на печально известной работорговле. Еще с конца XV века сюда устремились португальские купцы, а нидерландские и французские путешественники, побывавшие в Бенине в XVII веке, потом с удивлением рассказывали о густонаселенной стране и ее столице, которая размерами своими не уступала европейским городам. Они восхищались великолепием царского дворца, его пышным убранством и роскошью, а также высоким мастерством бенинских ремесленников.

История Бенина, охватывающая почти целое тысячелетие, в конце XIX века завершилась трагически. Тогда между крупными колониальными державами Европы разгорелась схватка за раздел Африки, и английские войска спровоцировали кровавый инцидент. В 1897 году английский вице-консул объявил о своем намерении нанести официальный визит «оббе» - правителю Бенина.

В ответ «обба» сообщил, что не может принять вице-консула в назначенный день, так как будет участвовать в очень важной местной церемонии. Однако английские власти продолжали настаивать на визите. Многие лица, сопровождавшие вице-консула, по дороге погибли, и хотя «обба» не нес за это никакой ответственности, англичане послали в Бенин карательную экспедицию. Они подвергли Бенин ожесточенной бомбардировке и разрушили его столицу. Н пламени пожара погиб и дворец правителя, варварски было уничтожено более 2000 художественных произведений, в число которых входили изделия из бронзы, слоновой кости и деревянные резные украшения. Исчезло около 1000 прямоугольных литых бронзовых пластин (с рельефами), на которых были запечатлены многочисленные посетители дворца (в том числе и португальцы), а также большие бронзовые змеи, отлитые по частям, а потом прикрепленные к башням дворца.

Уцелевшие в развалинах дворца бронзовые головы и некоторые рельефные плиты стали добычей английских солдат, которые привезли их в Англию. Там эти художественные изделия произвели подлинную сенсацию, некоторые из них впоследствии попали в руки антикваров и обогатили коллекции многих европейских музеев. За немногим исключением бесследно исчезли чудесные изделия из кости - гордость бенинских мастеров, и теперь судить о них можно только по случайно уцелевшим образцам.

К их числу относится вырезанная из куска слоновьего бивня голова (высота ее 24,4 сантиметра), служившая пекторалью (на-i рудным украшением) знатного аристократа. Бенинский скульптор очень искусно выточил из твердого, но хрупкого материала выразительное лицо с широко открытыми глазами, подчеркнув в нем типично негритянские черты. Два вертикальных рубца на лбу, куда наставлялись железные полоски, являются отличительными знаками традиционной татуировки. Инкрустированные железом зрачки придают взгляду особую напряженность; ожерелье на шее сплетенное из драгоценных кораллов, орнаментальные завитки волос и венчающая прическу диадема со стилизованными изображениями бородатых голов европейцев (видимо, поразивших воображение мастера) составляют декоративное обрамление маски.

У народа йоруба еще в древние времена мастера Бенина позаимствовали и приемы художественной обработки металлов. Легенда рассказывает, что в 1280 году опытный литейщик Игве-Ига был отправлен царем Ифе в Бенин, где научил своему искусству местных мастеров и где впоследствии возникла оригинальная школа торевтики. Бенинские ремесленники в таком совершенстве овладели сложной техникой отливки изделий из бронзы, что могли получать отливку, толщина стенок которой не превышала 2- 3 миллиметров. Такой виртуозной работы европейские литейщики не знали даже еще в XV веке. Недаром в 1914 году директор Берлинского музея говорил об изделиях искусных бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше».

Изготовление бронзовых изделий считалось в Бенине привилегией царя, поэтому искусство литья держалось в строжайшем секрете, а осама - бронзовых дел мастера - жили и работали в особом квартале по соседству с царским дворцом и под неусыпным надзором одного из царских приближенных. В этих мастерских изготавливались бронзовые головы умерших царей, горельефные панели для облицовки дворцовых галерей, разнообразные статуэтки вельмож, воинов, музыкантов...

Памятники средневековой скульптуры Бенина тесно связаны с религиозно-магическим мировоззрением бенинцев. У них, как и вообще у многих народов Африки, был широко распространен культ предков. В сознании бенинцев окружающий мир был наполнен множеством духов некогда живших людей. И хотя они уже умерли, но незримо остаются членами родовой общины и оказывают огромное влияние на жизнь своих потомков. В каждом бенинском доме существовал алтарь, на который члены семьи возлагали щедрые дары прародителям и прежде всего покойному отцу.

Особым почитанием пользовались у бенинцев царственные предки - обожествленные владыки Бенина. Их культ имел общегосударственное значение, а алтарь в царском дворце считался главным местом поклонения предкам всей страны. В память о них ежегодно проводились торжественные церемонии, сопровождавшиеся сотнями человеческих жертвоприношений.

Важную роль в таких церемониях играли священные головы предков царя. В отличие от обычных ухув-элао священные головы отливали из бронзы и увенчивали резными слоновьими бивнями.

Наряду с изображением мужских голов среди бронзовых изделий Бенина встречаются и головы царицы-матери, занимавшей при царском дворе привилегированное положение. В соответствии с принятым в Бенине каноном она всегда предстает в облике молодой женщины с ярко выраженными негритянскими признаками.

Одна из таких голов (высота ее 40 сантиметров) сейчас хранится в Британском национальном музее. Ее высокий конусообразный головной убор с подвесками имитирует подлинный наряд царицы. Он сплетен из розовых и голубых кораллов, которые в Бенине ценились выше золота. Из них же составлено и необычайное по своим размерам ожерелье, обнимающее шею бенинской царицы подобно стоячему воротнику и обладающее магической силой.

Древний скульптор, создавший эту голову, искусно отполировал бронзу, создав эффектную игру световых бликов. Вертикальными линиями он обозначил на лбу линии татуировки и стилизовал рисунок ушей, превратив их в орнаментальные завитки. Бронзовая голова царицы-матери принадлежит к подлинным шедеврам бенинского искусства. Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

КУЛЬТУРА БЕНИНА СЧИТАЛАСЬ ОТВЕТВЛЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ ИФЕ,возникшей ранее-в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.) - Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму (илл. 359 6). Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Оба-луфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п. (илл. 360).

На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они--обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ. Текст скрыт

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось на большей части ее территории на протяжении нескольких тысячелетий. Африка внесла огромный, до сих пор еще недостаточно изученный вклад в историю мирового искусства.

Самыми древними памятниками африканского искусства являются наскальные изображения. Они сохранились повсюду - от Сахары до Южной Африки. Это так называемые петроглифы (контуры рисунка), иногда-невысокие рельефы, выбитые на скалах, росписи, выполненные красками из местных минералов. Возникли они, по-видимому, одновременно. Большинство этих изображений было открыто и изучено лишь во второй половине XIX и XX в.

Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др.). Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII - VI тысячелетия до н. э.). В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Здесь водились слоны и носороги, крокодилы и жирафы, древние буйволы и другие животные, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах. Значительно позднее появляются изображения домашних быков и лошадей, а приблизительно в I-III вв. н. э.- также и изображения верблюдов.

Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки - в Судане и Эфиопии, в Танзании и Зимбабве, в Южной Африке. В художественном отношении они уступают росписям Сахары, за исключением некоторых наскальных рисунков бушменов. Выполненные всего лишь несколько столетий назад, они тем не менее относятся к культуре каменного века. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон», изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента.

Наскальные изображения Африки прошли сходную с доисторической живописью других районов мира эволюцию. Наиболее древние рисунки реалистичны и монументальны, отличаются точностью и лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать самые характерные черты и повадки животного. Однако эти изображения долгое время оставались изолированными и представляли собой как бы простую сумму отдельных фигур.

В дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются. Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Все чаще встречаются фигуры людей - охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Среди них и сохранившиеся на скалах Сахары изображения «круглоголовых» людей, загадочных «марсиан» или «пришельцев», которые так долго волновали воображение наших современников. Однако, как считают исследователи, скорее всего здесь изображены ряженые в ритуальных масках.

Наскальное искусство существовало у народов Тропической Африки несколько тысячелетий. В некоторых районах оно сохранялось вплоть до нового времени. Традиции его живут до сих пор - в росписях стен народного жилища, в предметах прикладного искусства, в работах современных африканских художников.

Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. - II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Острая выразительность, граничащая с гротеском, тщательная проработка деталей отличают эти произведения. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например, изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным зрачком, рот обычно полуоткрыт, отчетливо моделированные ноздри как бы раздуты. Такие детали, как волосы, брови, иногда глаза, выполнялись подчеркнуто симметрично и декоративно. Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона, который мог появиться лишь в результате длительного развития.

Так называемая культура Cao (VIII-XIX вв.) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые совершенно невозможно отделить друг от друга. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра.

Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, однако между ними существует известное стилистическое сходство, которое позволяет говорить о преемственности. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг.) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Это прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства, культурного и религиозного центра народа йоруба. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность; обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении - ее создание приписывали греческим, этрусским, индийским, португальским и другим иноземным мастерам. В настоящее время ее африканское происхождение установлено.

Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. О связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы, но и некоторые стилистические особенности ранних произведений пластики Бенина. Позднее здесь складывается жесткий канон, оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица и некоторой скованностью пластики. В отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору - головному убору, ювелирным украшениям и в особенности высоким воротникам. Эти воротники, доходящие до самого рта, представляли собой стилизованное изображение царских регалий - многочисленных ниток коралловых бус. В дальнейшем разработка этих декоративных деталей сводит на нет выразительность человеческого лица.

Наряду со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы, украшавшие галереи царского дворца. Сюжеты их разнообразны: изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, вооруженные воины, португальские солдаты в европейских костюмах. По-своему они очень выразительны, хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, подчиненных декоративному целому. В рельефах нередко можно встретить и изображения животных, связанных с религиозной символикой Бенина.

Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно при дворах африканских правителей, то традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно. Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, ритуальные маски и резьбу, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Поскольку в тропиках дерево сохраняется плохо, возраст самых древних произведений не превышает 150-200 лет. Это искусство носило преимущественно культовый характер, хотя резчики выполняли работы, не связанные непосредственно с культом,- столбы и двери жилищ, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, совершенно неповторимого стиля, и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов. При всей бросающейся в глаза условности африканская скульптура по-своему необычайно жизненна. Однако ее реализм своеобразен. Его сила и убедительность обусловлены не отдельными правдоподобными деталями, но выразительностью и достоверностью целого, необычайной динамичностью, умением отобрать и выделить самое важное в образе. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Африканский скульптор выделяет прежде всего голову, которая нередко занимает от четзерти до трети размера всей фигуры. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Другая важная особенность - тесная связь скульптуры и прикладного искусства. В скульптурной резьбе непосредственно выражалось эстетическое чувство красоты труда, мастерства как такового. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма и острой декоративной выразительности. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов.

В наши дни очаги традиционного искусства сохраняются лишь в очень немногих отдаленных районах Африки. Однако традиции его живы. Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах, но и в работах профессиональных художников. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве), изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Очень по-разному проявляются эти традиции в произведениях художников, получивших профессиональную подготовку в Европе (Б. Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др.). Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями - отсутствием кадров преподавателей, недостаточным количеством художественных школ, выставочных залов и галерей, оно настойчиво преодолевает их. Начавшийся в освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ, которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств.

Украшать свои жилища и предметы обихода, люди стремились с давних пор. Археологи, до сих пор, находят различные подтверждения существования художественного мира разных эпох. Этими подтверждениями являются различные предметы быта, которые люди старались украсить разнообразными орнаментами, свойственными, для своей эпохи.

В эпоху палеолита первобытные люди пытались воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому, наиболее важными темами палеолитического искусства была тема зверей и тема охоты. В основном, пещерные росписи - это образы зверей: мамонты, носороги, быки, лошади, пещерные львы и медведи.

Второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию плодородия. Также, при исполнении обрядов плодородия часто изображался человек, это были преимущественно женские фигурки. Раскраска таких изображений производилась черным, красным, желтым и коричневым цветами.

Позднее, вместе с изображениями животных первобытный человек начинает использовать условные знаки, различные комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Таким образом, закладываются основы магической семантики. Постепенно, это приводит к абстрактным геометрическим изображениям символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения. Орудия труда и вооружение, домашнюю утварь, в основном, украшали орнаментом геометрического характера, иногда эти предметы покрывали резными или скульптурными изображениями животных. Браслеты из кости, поражают оригинальностью орнаментов. Удивляет и восхищает украшающий их тончайший узор в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же «елочным» узором.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Европе продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре. Аналогичный орнамент характерен и для Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX-VI вв. до н. э.).

Латенская культура. (V-I вв. до н. э.). Кельтский орнамент. В V - I вв. до н. э., в Западной Европе были очень распространены племена кельтов. Искусство кельтов - использует абстрактные и растительные мотивы, заимствованные у греков и этрусков. Также, в кельтском орнаментальном творчестве встречаются мотивы, связанные с изображением животного мира и человека, заимствованные на Востоке.

Орнамент, составленный из стилизованных форм людей, животных и растений, в виде треугольников, спиралей и точек размещался на металлическое или каменное декорируемое изделие. Изображения, связанные с заупокойным культом были другими, они отличались реализмом и конкретностью.

С V в. до н.э. кельтские ремесленники начали использовать и видоизменять образцы орнаментов других народов, тем самым складывая своеобразный художественный «раннелатенский стиль».

В середине IV в. до и. э. мотивами для орнамента на изделиях кельтов являются изображения птиц и зверей. Изделия прикладного искусства становятся более доступными для широких слоев. Такой рост популярности прикладного искусства способствовал возникновению пластического «среднелатенского стиля», который широко распространился во II в. до н. э. В нем стал использоваться рельефный узор, часто обогащенный гравировкой.

«Позднелатенский стиль» появился в I в. до н.э. в результате упадка художественного ремесла. В середине III в. до н.э. кельты покорили некоторые части территорий Англии. Принесенное ими на эти территории латенское искусство было переработано местными ремесленными школами. В результате такой переработки образовался новый, «островной стиль». Характерными чертами этого стиля являлись бронзовые двурогие шлемы; в орнаменте преобладали мотивы пальметты, завитков спирали; рельефный орнамент сочетается с линейным гравированным узором. С I в. до н. э. экспансия кельтов прекратилась, это не замедлило сказаться на характере форм и мотивов орнамента. Трактовка сюжета стала реалистичной, также появляются изображения экзотических зверей.

Постепенно из разнообразных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, в котором преобладали анималистические и цветочные элементы. Искусство кельтов стало основой искусства народов Франции, Швейцарии, Бельгии, отчасти Англии. В Ирландии и Шотландии в VII - IX вв. это искусство достигло нового расцвета, и возник «новокельтский стиль».

Африка. Наиболее распространенные изображения Южной Африки - это преимущественно изображение сцен охоты, сражений, танцев, изображения, связанные с религиозными представлениями и мифологией. Чаще всего изображались обряды вызывания дождя, погребения, культовые танцы. Несомненно, все это нашло свое отражение в культуре и прикладном искусстве народов Африки. Для культуры африканского народа характерными являются изображение голов и фигурок животных. Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфные и антропоморфные орнаменты. Например, латунные гирьки в форме диких животных - от слона до антилопы, фигурки танцовщиц или женщин, несущих воду.

В африканской мебели можно встретить самые разнообразные формы деревянных подголовников выполненных в виде черепах, крокодилов и других животных; фигурки птиц и зверей используются в качестве украшения деталей различных предметов.

Различными резными узорами украшаются гребни, а также «рекады» - символы власти, содержащие устрашающие мотивы. Статуэтки почитаемых предков украшаются геометрическим орнаментом, воспроизводящим рисунок татуировок. В декоративном рисунке ткани, наиболее часто встречается рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.

Индонезия. Для прикладного искусства Индонезии, примерно в 2000 г. до н. э., были характерны керамические изделия с нарезным орнаментом. Позднее появились изделия из бронзы, представлявшие собой схематические фигуры людей, украшенные спиральным орнаментом, котлы-барабаны с геометрическим узором и стилизованными изображениями человеческого лица, птиц и т.д.

В народной архитектуре индонезийцев часто применялась раскрашенная резьба для украшения стен. В декоре опорных столбов и дверей использовались резные изображения тотемных животных.

В Индонезии существует большое разнообразие древних ремесел, особенно резьба по дереву и бамбуку. На островах Ява, Суматра, Ниас и др. вырезают стилизованные фигурки демонов, предков, тотемных животных. Из окрашенного бамбука, пальмовых листьев и трав плетут циновки, шляпы, сумки. Производятся ювелирные изделия из золота и серебра с фигурами мифологических существ и животных, а также богато украшенные кинжалы -«крисы».

Для украшения одежды, очень часто встречаются тканые и вышитые узоры. В изображениях на керамике используется резной или растительный орнамент, фигурки людей и животных, корчаги дьяков с рельефным изображением драконов.

Океания. Искусство народов Океании не было подвержено сильным изменениям, так как было связано с религиозными и общественными традициями. Их религиозные представления были в основном связаны с культами плодородия и предков.

На островах Новой Гвинеи местные жители создавали керамические изделия и украшали их спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека; сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом.

Культура Новой Зеландии - это культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и достаточно частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Например, мотив спирали встречается не только в ажурной пли рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица.

Полинезийские острова славятся производством тканей из коры - «тапа». Декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения.

Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей.

Мексика. В VIII-II вв. до и. э. в Древней Мексике произошла канонизация культовых образов и символов. Ящероподобные и змеевидные божества, антропоморфные божества - символы неба, огня, дождя и влаги и др. - становятся обязательным арсеналом мексиканского искусства.

В период с I по IX в. н. э., называемый «классическим», когда искусство было подчинено интересам знати и жрецов, появляется религиозная символика. Изощренные фантастические образы, парадные изображения правителей, олицетворения жизни и смерти сочетаются со сложным орнаментом и иероглифическими надписями.

В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения - весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Также, кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов. Здесь применяются четырнадцать различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, т - образный мотив и ряд других.

В последний период Древней Мексики (X - начало XVI в.) многие традиционные черты искусства сохранились, вместо религиозной символики заняли символы войны и военные сцены.

Перу. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гравированным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Для украшения использовали красную, кирпично-розовую, темно - красную, оранжевую, темно – зеленую, серо – зеленую и ультрамариновые краски.

Для украшения перуанских тканей использовали мифологические и бытовые сцены, которые имели очень богатую раскраску. Гамма их раскраски насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н. э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду - унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей - анималистический: рыбы, птицы, хищные животные. Иногда здесь встречаются изображения людей (вожди, воины, танцоры или мифологические сцены). Кроме того, в орнаменте тканей имел место абстрактный декор - ступенчатый орнамент, меандр; растительный же, использовался редко. Для украшения тканей перуанцы также применяли вышивку.

Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено.

Рисунки: Кириченко В., Афонькина А.С.