Анатоль франс краткая биография. "Большевик сердцем и душой". Период социальных романов

Французский романист и критик Анатоль Франс (настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо) родился в Париже, в семье букиниста Франсуа Ноэля Тибо и Антуанетты (Галла) Тибо. В детстве Анатоль, единственный ребенок в семье, много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг («Это была библиотека длиной в три квартала», как он сам впоследствии писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его отца.


Франс (уменьшительное от Франсуа – имени отца) поступил в Коллеж Станислас, школу иезуитов в Париже Мальчик зачитывался греческими и римскими авторами, однако школы не любил У. него на всю жизнь осталось отвращение к школярскому преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения, и мать посоветовала ему стать писателем. Провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, он наконец сдал их в возрасте 20 лет.

Когда его отец в 1866 г. ушел от дел, Ф., вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Ф. становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

Во время франко-прусской войны Ф. некоторое время служил в армии, демобилизовавшись, он продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 г. у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, парижская газета «Темпе» ("Le Temps") заказала ему серию критических статей о современных писателях, а уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты Ф. ведет свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» ("La Vie litteraire"). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырех томах в 1889...1892 гг. под заглавием «Литературная жизнь». В предисловии к этому изданию Ф. выразил свое отношение к субъективности литературной критики «Хороший критик, писал Ф., – повествует не столько о прочитанном, сколько о приключениях собственной души». В 1876 г. Ф. назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1877 г. он женится на Валери Герен де Совиль.

В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви, который стал издателем двух его следующих книг. В первую (1879) вошли две повести – «Йокаста» ("Jocaste") и «Тощий кот» ("Le Chat maigre"), во вторую (1881) – роман «Преступление Сильвестра Боннара» ("Le Crime de Sylvestre Bonnard"), принесший Ф. известность и премию Французской академии «Преступление Сильвестра Боннара» до сих пор остается самой читаемой книгой Ф. Герой романа, старый ученый Сильвестр Боннар, скептик по натуре, обаятельный и снисходительный к людям, стал первым из литературных героев Ф., в которых воплотилась личность самого писателя и дух эпохи. Как отмечал литературный критик Жюль Леметр, литературными героями прежних эпох были гражданин, художник, рыцарь, священник, светский человек, «конец же XIX в. представлен одиноким пожилым ученым, умным, мыслящим, ироничным и очень мягким»

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Ф. входит в высшее парижское общество. В 1883 г. он знакомится с Леонтиной Арман де Канаве, которая держала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Через 5 лет Леонтина становится его возлюбленной, а после того, как Ф. в 1893 г. развелся с женой, они с Леонтиной живут в неофициальном браке до самой ее смерти (1910). Леонтина проявляла трогательную заботу о писателе (сам Ф. в быту был совершенно беспомощным), учила его светским манерам и способствовала его литературной карьере.

К другим значительным произведениям этого периода относится роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» ("Thai"s", 1890) и «Харчевня королевы Гусиные лапки» ("La Rotissene de la reine Pedauque", 1893) – роман, где выведен еще один знаменитый литературный герой Ф. – аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Ф. решил использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и написал «Суждения господина Жерома Куаньяра» ("Les Opinions de M. Jerome Coignard", 1893). «Красная лилия» ("Ze Lys rouge", 1894) – это роман, навеянный любовью Ф. к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию. В сборник новелл «Перламутровый ларец» ("L"Etui de nacre", 1892) вошел один из самых знаменитых рассказов Ф. «Прокуратор Иудеи» ("Le Procurateur de Judee"). В 1896 г. Ф. избирается членом Французской академии. В эти годы Ф. начинает интересоваться социальными и политическими вопросами и в 1897 г. приступает к работе над тетралогией под общим названием «Современная история» ("L"Histoire contemporame"), через которую проходит третий значительный герой Ф. – господин Бержере, провинциальный школьный учитель.

В 1898 г. Ф. принял участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Ф. первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждалась попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывалось, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличенное в коррупции. Ф. описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории», озаглавленном «Господин Бержере в Париже» ("Monsieur Bergeret a Paris", 1900) Благодаря активной политической деятельности Ф. становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д"Арк» ("Vie de Jeanne d"Arc", 1908), написанный под влиянием друга Ф., историка Эрнеста Ренана, был принят плохо. Католики возражали против демистификации Жанны, а историкам книга Ф. показалась недостаточно правдивой. Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» ("L"Ile de pingouins"), опубликованная также в 1908 г., была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В книге «Боги жаждут» ("Les Dieux ont soif", 1912), историческом романе о французской революции, Ф. опирался на знания, которые он почерпнул из книг, прочитанных в детстве в отцовском книжном магазине.

После 1913 г. Ф. возвращается к автобиографическим темам своих ранних произведений, он пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» ("Le Petit Pierre", 1918) и «Жизнь в цвету» ("La Vie en fleur", 1922).

В 1921 г. Ф. присуждается Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». В своей приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт подчеркнул безупречность стиля Ф. и его роль в мировой культуре. «В наше время Ф. – самый авторитетный представитель французской культуры, – сказал Карлфелдт. – Он является последним великим классиком. Его даже называют последним европейцем». В ответной речи Ф. осудил всяческие войны и выразил поддержку пацифизму.

Ф. умер 13 октября 1924 г. в Туре, куда он переехал за 10 лет до смерти. На его похоронах присутствовали члены французского правительства. После смерти Ф. его популярность резко снизилась. Представители послевоенного поколения придерживались точки зрения английского романиста Арнолда Беннетта, который в свое время упрекал Ф. в «духовной анемии». С этого времени творчеством Ф. занимаются в основном ученые, текстологи и литературоведы. Например, Уэйн Бут исследовал иронию в произведениях Ф., Мюрей Сакс – вклад писателя в развитие французской новеллы. По мнению Поля Валери, Ф. наглядно показал, что на французском языке еще могут создаваться бесценные сокровища, продолжающие великую культурную традицию. Душан Брески, рассуждая о писателе, которого Джозеф Конрад однажды назвал «принцем прозы», заключил: «Несмотря на все превратности критической моды, Ф. всегда будет стоять рядом с [Джорджем Бернардом] Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями, как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов».

(настоящее имя - Анатоль Франсуа Тибо)

(1844-1924) французский писатель-реалист

Анатоль Франс родился в Париже в семье книготорговца. Его детство прошло в книжной лавке, расположенной в центре Парижа на берегу Сены. Он вырос среди книг, и порой литературные герои казались ему более живыми, чем реальные люди.

Получив классическое образование в колледже Св. Станислава, юноша стал помогать отцу. Постоянное чтение сделало будущего писателя человеком широко и разносторонне образованным. Он начинает сотрудничать с различными издательствами, редакциями журналов и газет, публикует первые сборники стихов.

Известность пришла к нему в 1881 г. после публикации его первого романа «Преступление Сильвестра Бонара». Старый ученый Сильвестр Бонар большую часть жизни проводит за письменным столом. Он живет прежде всего духовными интересами, легко мирится с жизненными невзгодами и сторонится людей корыстных и глупых. То, что в обществе принято считать законным и достойным подражания, главный герой романа считает безнравственным. Он похищает из пансиона юную Жанну Александр, внучку своей любимой, так как не может видеть, как ее стремятся искалечить бездарным образованием. Но по законам буржуазного общества Бонар совершает преступление, караемое законом. Вступая в борьбу за Жанну, он преображается. Судьбы людей его начинают волновать больше, чем старые книги.

Роман «Преступление Сильвестра Бонара» ввел в литературу нового героя - чудака-философа, наивного энтузиаста, не признающего общепринятые догмы общественной морали.

Отношение писателя к общественным нормам морали можно определить одним словом - атеизм. Через все произведения Анатоля Франса проходит тема религии. Христианские догмы для него - это символ глупости, мракобесия и антигуманности.

В произведениях Анатоля Франса все шаржировано, сатирически переосмыслено. Отношение автора к описываемым событиям и людям ироническое, а часто и язвительно-насмешливое. С иронией и со скептической усмешкой он раскрывает внутренний мир героев и закулисную сторону событий, наблюдая за происходящим со стороны.

Анатоль Франс - автор тетралогии «Современная история», состоящей из романов «Под придорожным вязом» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901), а также романов «Остров пингвинов» (1908), «Боги жаждут» (1912) и других.

Эволюция его взглядов протекала на фоне социальных и политических событий, проходивших на рубеже двух веков.

В молодости на формирование взглядов Франса решающее влияние оказали идеи просветителей XVIII века, особенно Вольтера , с их верой в разум человека и в счастливое будущее человечества. Однако после множества беспорядков и тревожных событий конца XIX века он уже больше не может разделять их веру в грядущее. Анатоль Франс скептически относится к возможности человека создать общество с более возвышенным строем мыслей. Он остается сторонним и ироничным наблюдателем суетности человеческой жизни.

Дело Дрейфуса резко изменило мировоззрение писателя. В 1894 г. Альфред Дрейфус, французский офицер, еврей по национальности, был обвинен в шпионаже в пользу Германии и приговорен к ссылке. Этот судебный процесс быстро перерос в политический, расколовший общество на два лагеря: противников и сторонников Дрейфуса. Сторонники Дрейфуса (среди них были писатели Эмиль Золя и Анатоль Франс) доказали, что обвинения были сфабрикованы националистами и антисемитами. После долгой борьбы Дрейфус был помилован в 1899 г., а затем реабилитирован в 1906 г. Дело Дрейфуса оказало огромное влияние не только на развитие социальной жизни Франции, но и на взаимоотношения ранее близких людей. Анатоль Франс порвал все отношения со своими прежними друзьями Морисом Барресом и Жюлем Леметром; он вернул правительству орден Почетного легиона, которым был ранее награжден; со скандалом отказался от членства во Французской академии после того, как оттуда был исключен Э. Золя. Все больше и больше писатель разделяет идеалы социализма. Он приветствовал первую русскую революцию 1905-1907 гг. и Октябрьскую революцию 1917 г. , печатался в коммунистической газете «Юманите» и создал Общество друзей России.

Анатоль Франс умер в зените славы (в 1921 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе) и был похоронен в Париже в Пантеоне, усыпальнице великих людей Франции.

Французский писатель-прозаик и критик в области литературы Анатоль Франс родился в 1844 году 16 апреля. Настоящее имя писателя - Франсуа Анатоль Тибо, место рождения - Париж, Франция. Биография Анатоля Франса включает в себя страницы службы во французской армии, работы библиографом, журналистом, замдиректором библиотеки при французском Сенате, членства во Французском Географическом обществе. В 1896 году писатель стал членом Французской академии, а в 1921 году заслуги Анатоля Франса были отмечены Нобелевской премией по литературе, деньги от которой он пожертвовал для голодающего населения России.

Родился писатель в семье владельца книжного магазина. Отец больше всего внимания уделял литературе, так или иначе связанной с историей революции во Франции, такова была специализация книжного магазина. В юности Анатоль Франс с большой неохотой учился в иезуитском колледже, с трудом его закончив после нескольких провалов на выпускных экзаменах. Писателю было уже 20, когда он, наконец, завершил обучение.

С 1866 года Анатоль Франс сам начинает зарабатывать себе на жизнь, устроившись библиографом. Постепенно вращаясь в литературных кругах того времени, он становится активным участником парнасской школы. Затем писатель служит какое-то время в армии, а после демобилизации вновь начинает писать собственные сочинения и заниматься редакторской работой.

В 1875 году парижское издание "Время" заказывает Анатолю Франсу ряд критических статей о современных литературных течениях и авторах. Это была хорошая возможность писателю проявить свое журналистское умение. Спустя несколько месяцев он уже ведет собственную рубрику "Литературная жизнь".

С 1876 года и на протяжении 14 лет писатель занимает должность заместителя директора библиотеки Сената Франции, обстоятельства сложились наилучшим образом. Теперь у Франса была возможность и средства погрузиться в любимое творчество - литературную деятельность.

У писателя были идейные разногласия с церковью. В 1922 году его сочинения вошлив католический "Индекс запрещенных книг".

Анатоль Франс вел активную общественную деятельность, участвовал в деле Дрейфуса. В 1898 году писатель под влиянием Марселя Пруста первым подписывает знаменитый манифест-письмо Эмиля Золя "Я обвиняю". После этого принимает самое деятельное участие на стороне реформистского, а затем социалистического лагеря, читает лекции для рабочих, принимает решения в устройстве народных университетов, и в митингах левых сил. Близким другом Франса является лидер социалистов Жан Жорес, писатель становится выразителем идей, мэтром Французской соцпартии.

Творческий путь Анатоля Франса прошел от ранних легкомысленных сатирических романов к тонким психологическим повестям, социальным романам и социальной сатире. Самым первым произведением, принесшим автору известность, был роман 1881 года "Преступление Сильвестра Боннара". Это сатира, в которой возносятся легкомыслие и доброта, их предпочтение перед суровой добродетелью.

Следующие повести и рассказы свидетельствуют об огромной эрудиции и тонком психологическом чутье автора. В 1893 году выходит в свет "Харчевня королевы Гусиные лапки" - сатирическая повесть, характерная для 18 века. Главное действующее лицо здесь - аббат Жером Куаньяр. Он внешне благочестив, но легко живет греховной жизнью, оправдываясь, что его "падения" служат для усиливания духа смирения. Этот же персонаж фигурирует и в "Суждениях господина Жерома Куаньяра". В этих произведениях Франс очень искусно воссоздал дух ушедшей исторической эпохи.

В очень многих произведениях автора, в частности, в сборнике 1892 года "Перламутровый ларец", поднята его излюбленная тема. Писатель сопоставляет языческое и христианское мировоззрения, в рассказах из раннего Возрождения или первых веков христианства, сюжеты Франса очень яркие и фантазийные. В таком ключе написаны "Святой сатир", оказавший в дальнейшем влияние на Дмитрия Мережковского, а также роман "Таис" (рус.1890), рассказывающий об истории знаменитой куртизанки древности, сумевшей стать святой. Здесь автор демонстрирует удивительную смесь эпикурейства и христианского милосердия.

Роман "Красная лилия" (рус.1894) представляет собой типично парижскую адюльтерную драму в духе Бурже, на фоне изысканных и утонченных художественных картин Флоренции и живописи низменного в человеческой натуре.

Социальные романы Анатоля Франса собраны автором в серию "Современная история". Эта историческая хроника подана под ракурсом философского взгляда на события. Острополитические романы продемонстрировали проницательность и объективную беспристрастность Франса как ученого-изыскателя, историка современности, но также и тонкого скептика, иронизирующего над человеческими чувствами и начинаниями, но и знающего им цену.

Вымышленный сюжет в этих романах переплетается с реально происходившими общественными событиями. Изображается избирательная агитация, интриги вездесущей бюрократии, показаны инциденты процесса Дрейфуса, уличные акции протеста. Но Франс также описывает научную деятельность, отвлеченные от действительности теории "кабинетного" ученого с некоторой ограниченностью и близорукостью в жизненных делах, у которого есть неурядицы в укладе жизни, неверность жены, а психология демонстрирует неприспособленного к жизни мыслителя.

Главное действующее лицо, проходящее через все романы серии - ученый историк Бержере. Это идеал философии автора с его снисходительно-скептическим отношением к действительности, иронической невозмутимостью и толстокожестью в суждениях, касающихся окружающих.

Сатирический роман Анатоля Франса, двухтомник "Жизнь Жанны д"Арк" был издан в 1908 г. Произведение несколько демистифицировало Жанну, а с точки зрения исторической правды книга была недостаточно верна первоисточникам. Поэтому труд был довольно плохо принят публикой.

Но уже следующее творение Франса - пародия на историю Франции "Остров пингвинов" была воспринята публикой и критикой очень благосклонно. В произведении сюжет закручивается вокруг того, что близорукий аббат Маэль ошибочно принял за людей пингвинов и окрестил их, вызвав гнев как со стороны неба, так и на земле. Далее Франс сатирично описывает появление частной собственности и государства, первой королевской династии, затем черты средних веков и Возрождения.

Основная часть книги о современных автору событиях: несостоявшемся перевороте Ж.Буланже, деле Дрейфуса и позиции кабинета Вальдека-Руссо. В финале автор дает невеселый прогноз на будущее: наступит власть финансовых монополий и атомный терроризм, ставший причиной гибели цивилизации. Однако в истоге общество вновь возродится для того, чтобы прийти снова к подобному финалу - здесь очевидный намек автора на тщетность ожиданий изменения пингвинской (человеческой) натуры.

Роман "Боги жаждут" был следующим большим художественным произведением писателя. Здесь подняты вопросы французской революции. Затем был роман "Восстание ангелов" (1914) - социальная сатира с мистификациями. Фабула романа: на Небесах царит вовсе не всеблагой Бог, а злобный и несовершенный Демиург, против которого Сатана поднимает восстание, подобно тому, как на земле происходит социальное революционное движение. Это был последний социально-сатирический труд Анатоля Франса, далее автор обращается к автобиографическому творчеству, создает очерки о годах детства и отрочества, вошедшие в романы "Маленький Пьер" и "Жизнь в цвету".

Дата смерти Анатоля Франса - 12. 10. 1924 г.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Франса Анатоля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию.
В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
Был членом Французского Географического общества. В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю». С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.

Anatole France (псевдоним; настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо - Thibault). Французский критик, романист и поэт

1862 - оканчивает Колледж Станислауса - школу иезуитов в Париже.

1866 - когда отец Франса отходит от дел, он, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устраивается в журнал. Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он знакомится с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Франс становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

1870-1871 - во время франко-прусской войны Франс некоторое время служит в армии, демобилизовавшись, он продолжает писать и выполнять различную редакторскую работу.

1873 - выходит первый стихотворный сборник «Золотые поэмы» (Les Poemes dores).

1875 - парижская газета «Темпе» (Le Temps) заказывает Франсу серию критических статей о современных писателях.

1876-1890 - Франс назначается заместителем директора Библиотеки Французского сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что даёт ему возможность и средства заниматься литературой.

1876 - Франс становится ведущим литературным критиком газеты «Темпе». Он ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» (La Vie litteraire). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, позже выйдут отдельным изданием в четырёх томах под заглавием «Литературная жизнь». В 1876г. выходит стихотворная драма «Коринфская свадьба» (Les Noces corinthiennes).

1877 - женится на Валери Герин де Совилль (брак был расторгнут в 1893г. по причине многолетней связи Франса с мадам Арман де Кайавэ, с которой Франс познакомился и 1883г. и которая содержала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Их неофициальный брак продолжался до самой смерти Арман де Кайавэ в 1910г.).

В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви.

1879 - выходят первый сборник новелл Франса, содержащий две повести - «Йокаста» (Jocaste) и «Тощий кот» (Le Chat maigre), изданный К.Леви. В них отражается увлечение молодого Франса позитивизмом, естественными науками, Ч.Дарвином.

1881 - выходит роман «Преступление Сильвестра Боннара» (Le Crime de Silvestre Bonnard), положивший начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения и принёсший премию Французской академии. Издатель - К.Леви. Роман представляет собой дневник старого учёного-филолога, влюблённого в старину и в книги, наивного и беспомощного в практической жизни. Начиная с этого романа образ гуманиста, человека большой культуры и высокого душевного благородства становится одним из центральных в творчестве Франса.

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Франс входит в высшее парижское общество.

1885 - автобиографический роман «Книга моего друга» (Le Livre de mon ami).

1888-1894 - выходят четыре тома «Литературной жизни» (La Vie litteraire), в которых Франс выказывает себя проницательным и тонким критиком, однако крайняя субъективность заставляет его воздерживаться от каких бы то ни было оценок, поскольку в его глазах значимость произведения определяется не столько его достоинствами, сколько личными пристрастиями критика.

1891 - выходит роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» (Tais).

1892 - публикуется сборник новелл «Перламутровый ларец» (L"Etui de nacre), куда входит один из самых знаменитых рассказов Франса «Прокуратор Иудеи» (Le Procurateur de Judee).

1893 - опубликован роман «Харчевня королевы Гусиные лапы» (La Rotisserie de la reine Pedauque), герой которого - знаменитый литературный герой Франса - аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Франс решает использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и пишет роман «Суждения господина Жерома Куаньяра» (Les Opinions de M. Jerome Coignard), также давший блестящее сатирическое изображение французского XVIII в.

1894 - выходит первый роман на современный сюжет «Красная лилия» (Le Lys rouge, 1894), навеянный любовью Франса к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию, и «Сад Эпикура» (Le Jardin d"Epicure), содержащий образцы его философских рассуждений о счастье, состоящем в достижении чувственных и интеллектуальных радостей.

1895 - сборник новелл «Колодезь святой Клары» (Le puits de Sainte Claire).

1896 - Франса избирают во Французскую Академию.

1897-1901 - публикация цикла «Современная история» (Histoire contemporaine), состоящего из четырех романов - «Под придорожным вязом» (L"Orme du mail, 1897), «Ивовый манекен» (Le Mannequin d"osier, 1897), «Аметистовый перстень» (L"Anneau d"amethyste, 1899) и «Господин Бержере в Париже» (M.Bergeret a Paris, 1901). Писатель изображает как парижское, так и провинциальное общество с лукавым остроумием, но вместе с тем резко критически. В «Современной истории» упоминаются актуальные события, в частности дело Дрейфуса.

1898 - Франс принимает участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста он первым подписывает знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждается попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывается, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличённое в коррупции. Франс описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории». Благодаря активной политической деятельности Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

1900 - сборник новелл «Клио».

1901 - выходит новелла «Дело Кренкебиля» (L"Affaire Crainquebille), переработанная затем в пьесу «Кренкебиль» (Crainquebille, 1903), в которой разоблачается судебная пародия на правосудие.

1906 - выходит сборник эссе «К лучшим временам» (Vers les temps meilleurs), в котором виден интерес Франса к социализму.

1908 - опубликована сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» (L"Ile des pingouins, 1908), герой которой - близорукий аббат Маэль - по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. Также выходит двухтомный труд «Жанна д"Арк» (Jeanne d"Arc), в котором Франс пытается отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой, хотя сам скептически относится к любому историческому исследованию, считая суждения о прошлом всегда в той или иной степени субъективными.