Художник богданов бельский николай его работы. Русский художник о котором забыли

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)

Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник».
Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.
Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.

Николай Богданов-Бельский Переправа

Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.

Николай Петрович Богданов-Бельский

8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия -
19 февраля 1945, Берлин, Германия

Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.

Русский художник-передвижник.
Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии.
При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.

Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.

Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.
С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.

Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»
«Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.
В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.
После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:
«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»
Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.

В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон.
На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью.
В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.
Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.
«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею.
Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Н.П.Богданов-Бельский (фото)

После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).
В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке.
Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).
На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати.
Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939).
Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?

Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия - 19 февраля 1945, Берлин, Германия) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

ТВОРЧЕСТВО

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.


«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

Стоя у мольберта, художник давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел.

После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

живописец, член Союза художников России,

кавалер ордена Карла Фаберже

По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты.

Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.

Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» - он не мог разобраться. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским. Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…

«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.

Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее - таким был и сам автор картины.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.

Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище - прим. автора) кутерьма!» «Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловный успех! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная выставка. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев - профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств.

В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его - в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это очень важно понимать и знать будущим искусствоведам - экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других. Он часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям. «Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.

…В один из приездов в Петербург он, как обычно, снимает комнату на Невском. Стоя у мольберта, художник чувствует, что работа продвигается успешно. Он давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел. Успеть бы закончить начатую работу. Ведь новые идеи уже ждут своего воплощения. Художник подходит к окну. Весна уже чувствуется в набухших почках деревьев, щебет птиц уже задорный и по-весеннему певучий, сине-голубое небо манит своей чистотой. В распахнутое окно комнаты вдруг врывается с Невского проспекта колокольный звон Казанского собора, в него вливаются перезвоны дальних церквей - и в глазах появляется мягкое, ясное, просветленное выражение. Чем-то чистым, вечным, торжественным веет от перезвона колоколов. В эти минуты душа парит, а память уносит в далекое детство.

Этот звон он любит, сколько себя помнит. Босоногим пастушком, как и герои его картин, подолгу стоял он на лугу среди шумного разнотравья под знойным солнцем, часто под звон колокола деревенской церкви и подолгу заслушивался им. По небу бесконечно бежали облака - вечные странники, нежный шелест травы от легкого дуновения невидимого ветерка простирался вокруг. Восторгом наполнялась душа. Он подолгу наблюдал, боясь шелохнуться. Он испытывал огромный прилив сил откуда-то изнутри.

Пройдет время, Николай Петрович станет известным художником и будет часто бывать в Петербурге по делам передвижной выставки и другой творческой работе. Здесь его знают, ждут и ценят его талант друзья-художники. Однажды он выйдет из квартиры-мастерской со своей знакомой писательницей, к рассказам которой делал ряд иллюстраций, и они пойдут по Невскому проспекту. К большому ее удивлению, многие встречные будут узнавать художника и уважительно его приветствовать. Это его многочисленные модели и заказчики. За многие годы творческой работы круг их был огромен. Но это все будет потом.

А сейчас, под звон колоколов он испытывает, как и тогда в детстве, огромный, необъяснимый прилив сил. Приходят на память лица друзей из далекого детства в народной школе. Он помнит их возбуждение, пытливость, любознательность во время занятий. Ясно помнит свет отраженных в реке облаков, запахи трав своего детства. И сейчас он еще тверже понимает и чувствует, что никогда не уйдет от того, что ему так дорого. Тема детства - тема его жизни.

В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему 35 лет.

В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом.

В известное время происходят изменения в государстве. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Страна бурлит. Создаются новые художественные общества. Возникают скороспелые лозунги. Серьезной художественной школе, учебе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. Жизнь художников-реалистов была труднейшей. Даже таким известным живописцам, как М. Нестеров, В. Васнецов, В. Поленов, жилось очень и очень трудно. М. В. Нестеров писал: «Теперь мои друзья хлопочут мне паек - это „Станислав I степени“. Его не имеют и такие „генералы“, как Викт. Мих. Васнецов, К. Коровин и др.»

По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922). Среди 52 произведений - портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах. Пристальное изучение всех каталогов новых зарубежных аукционных продаж необходимо российским антикварным дилерам и коллекционерам.

Хронология основных прижизненных групповых зарубежных выставок Н. П. Богданова-Бельского такова: Париж: Magelan (1921), d? Aligan (1931), Нью-Йорк: Grand Central Palace (1924), Питтсбург (1925), Прага (1928), Амстердам (1930), Берлин (1930), Белград (1930).

Персональные выставки: в Рижском городском художественном музее (1921/1922,1923,1936,1940).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам.

В 1936 г. - пятьдесят лет творческой жизни. Художник достиг высокого профессионализма. Он по-прежнему целеустремлен в работе, только сетовал на то, что так мало работал в первой половине жизни.

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Так закончилась жизнь художника Н. П. Богданова-Бельского. Художника, талант которого стоял высоко в те годы, и сейчас, через десятилетия, востребован. Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни. Оно неизвестно и многим художникам, в чем я не раз убеждался в последнее время. Тем интереснее знакомство с ним.

…С полотен брызжет солнце. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнце, зеленеет трава, пока появляются улыбки на лицах детей, - картины его будут необходимы. А мы продолжаем радоваться той великолепной песне, которую в живописи спел славный русский художник - Николай Петрович Богданов-Бельский

    - (1868 1945), русский живописец. Мастер бытового жанра. Учился в МУЖВЗ (1884 89) у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (90 е гг.) у И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1895; см. Передвижники). Произведения Б. Б … Художественная энциклопедия

    Русский живописец жанрист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1884‒89) у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и в… … Большая советская энциклопедия

    - (1868 1945) российский живописец. Передвижник. Жанровые картины, посвященные сельской школе, крестьянским детям (Устный счет, 1895). С 1921 жил в Латвии … Большой Энциклопедический словарь

    Богданов Бельский, Николай Петрович, художник жанрист и портретист (родился в 1868 г.), постоянный экспонент на передвижных выставках. В музее Александра III находятся его картины: Воскресное чтение в сельской школе, Соборование, портрет Н.П.… … Биографический словарь

    - (1868 1945), живописец. Передвижник. Жанровые картины, посвященные российской сельской школе, крестьянским детям («Устный счёт», 1895). С 1921 жил в Латвии. * * * БОГДАНОВ БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович БОГДАНОВ БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович (1868 1945),… … Энциклопедический словарь

    - (род. 1868) художник жанрист. Сын крестьянина Смоленской губ. Своими способностями привлек внимание известного педагога С. А. Рачинского (см.), устроителя школы в с. Татеве, и долгое время был близок к этой школе. Учился в Московском училище… … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Богданов Бельский Автопортрет, 1915 Имя при рождении: Николай Петрович Богданов Дата рождения: 8 декабря 1868 Место рождения: д. Шитики, Бельский уезд … Википедия

Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Новички» была выполнена в 1904 г. в стиле реализм. Жанр: жанровая живопись. Изображение школы, крестьянских детей занимает особое место в творчестве художника. Этой теме посвящена и работа «Новички». […]

Картина написана художником-академиком русской живописи Николаем Петровичем Богдановым-Бельским. Его характерной чертой становится написание множества полотен на крестьянскую тематику. Поскольку он сам родился в бедной семье, подобная атмосфера хорошо знакома художнику. В каждой […]

Николай Богданов-Бельский являлся ярким представителем движения художников-передвижников начала 20-го века, успешным академиком и председателем комиссии общества Куинджи. Мало известный широкой публике, Богданов-Бельский, однако, является знаковой фигурой в отечественной живописи. В основном художник […]

Автобиографичное произведение Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» привлекает внимание к раннему периоду жизни художника-передвижника. Как и большинство художников, изображавших специфику и характер крестьянской жизни, Богданов-Бельский не понаслышке знал о народной среде. Родился […]

Полотно написано в 1901 году маслом на холсте. Картина создана в стиле реализм, жанр портере. Богданов-Бельский – это талантливый и самобытный русский художник. Его часто называли «крестьянский». Это было обусловлено огромной любовью […]

Богданов-Бельский – русский художник, отдававший предпочтение жанровым сценкам, обычно из жизни крестьянских детей, а также портретам и пробам в импрессионизме. Много путешествовал, был председателем Общества Имени Куинджи. «Вечер» – одна из его […]

Картина была завершена в 1897 году. Стиль в живописи – реализм, жанр- жанровая живопись. Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Богданов-Бельский появился на свет в бедной семье крестьянина в Смоленской […]