История создания фильма «Невероятные приключения итальянцев в России. Как снимали «Невероятные приключения итальянцев в России»

Всем привет!

В этом году исполняется 40 лет с момента выхода одного из моих самых любимых фильмов - "Невероятные приключения итальянцев в России". По сему поводу предлагаю вам ознакомиться с историей создания этого фильма и некоторыми интересными фактами.
Будет много текста и картинок.

Итак, по матрёшкам!))

В 1973 году группа реставраторов перекрасила фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге. Это было приурочено не к 270-летию города, а к приезду делегации с Апеннинского полуострова. Человека, по приглашению которого прибыла эта делегация, звали Эльдар Рязанов. Он собирался снимать «Невероятные приключения итальянцев в России».

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Над лентой только за один год повеселились пятьдесят миллионов зрителей. Правда, Рязанову тогда было не до смеха. Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Рязанов и Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Кинокомитете заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.

Цитирую авторов заявки: "Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами".
Тем временем реальные итальянцы - фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.

Всё, что вы написали, ерунда, - заявил нашим творцам Дино де Лаурентис. - Мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, - это историю с живым львом.

Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей. А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами - это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».

Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день - по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве. В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное – спасовали иностранцы.

Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов. Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.

Ано Чимароза (настоящее имя Gaetano Cisco) родился 1 января 1922 года, в Италии, в городе Мессине, что на северо-востоке Сицилии. Мать - Carmela Spadaro. Отец - Michele Cisco Cimarosa.

В кино Тано Чимароза начал сниматься в 1963 году. В течение своей долгой карьеры он снимался в фильмах самых разных жанров: боевиках, комедиях, вестернах и т.д. Среди ролей – Умберто в фильме «Smania addosso», помощник Гарсии («Due para»), гангстер («Due mafiosi contro Al Capone»), генерал Валиент («Morte sull"alta collina»), агент Каридди («Commissario Pepe»), врач общества взаимопомощи («Bello, onesto, emigrato Australia sposerebbe compaesana illibata»), Дедушка Бордонаро («Uomo delle stelle»). И все же среди его персонажей, прежде всего, преобладали различные гангстеры. Он был настолько достоверен в этих образах, что его благодарили даже настоящие мафиози.

Советскому зрителю Тано Чимароза известен по фильму Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», где он блестяще сыграл опять же итальянского мафиози Росарио Агро.

В отличие от своих киногероев, Тано Чимароза жил очень скромно. С детства помогал отцу, актёру-кукольнику, давать представления в провинциальных театрах. Позже сам мастерил кукол, коллекционировал их. Среди них, в одиночестве, Тано Чимароза и скончался на исходе весны 2008 года.

Советские зрители открыли для себя Нинетто Даволи в 1974 году после выхода на экраны замечательной эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», где актер великолепно сыграл темпераментного и неугомонного кладоискателя-итальянца Джузеппе. А озвучил эту роль Михаил Кононов.

В начале 80-х Нинетто Даволи еще продолжал сниматься в кино. Среди его работ – роли в фильмах итальянских режиссеров Элио Петри «Il cappotto di Astrakan» и Витторио Гассмана «Граф Таккья» (1982), венгерского режиссера Миклоша Янчо «Сердце тирана, или Боккаччо в Венгрии» и других. Но уже с середины 80-х актер все реже появляется на экране…

В последние годы Нинетто Даволи работает на телевидении.

Алигьеро Носкезе родился в итальянском городе Неаполе. Свой путь в искусство артист начинал на радио в качестве имитатора и пародиста. Затем Алигьеро без особого успеха пробовал себя на ниве журналистики, после чего вернулся к профессии пародиста.

В начале 60-х Алигьеро Носкезе начинает сниматься в кино. Среди его первых работ – роль Мустафы Абдул Бея в комедии Лучио Фулчи «Due della legione straniera».

В дальнейшем артист все чаще появляется в качестве гостя в различных телепередачах, периодически снимается в кино, играет главные роли в спектаклях («Scanzonatissimo» и «Голос покровителей»). Но настоящий прорыв для Алигьеро Носкезе произошел в 1969 году, когда в субботнем шоу Doppia Coppia он стал удачно пародировать политических персонажей.

70-е годы – расцвет творчества Алигьеро Носкезе. Он продолжает выступать в качестве пародиста, безукоризненно воспроизводя не только голоса известных персонажей, но и их манеру поведения. В 1970 и 1971 годах он вместе с Коррадо и легендарной певицей Рафаэллой Каррой принимает участие в конкурсе песни «Канцониссима» (Canzonissima).
Свои комедийные данные Алигьери Носкези успешно реализует и в кино. Он снимается в комедиях Бруно Корбуччи «Io non scappo... fuggo», «Boccaccio», «Furto e l"anima del commercio!?» и «Prode Anselmo e il suo scudiero», Франко Проспери «Altra faccia del padrino», Марио Камерини «Io non vedo, tu non parli, lui non sente» и других режиссеров.

Советские зрители получили возможность познакомиться с этим блестящим комедийным актером благодаря комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».

3 декабря 1979 года 47-летний Алигьери Носкези, находясь в римской клинике, покончил жизнь самоубийством.

Антония Сантилли - популярная итальянская актриса 70-х. Снималась в фильмах Джулиано Бьяджетти и Пьера Джорджо Ферретти «Декамеротикус», Роберто Натали «Mio corpo con rabbia» (Сильвия), Бруно Корбуччи «Боккаччо», Нелло Росати «Лучшая сторона Паолины» (Паолина» и др. Широкую известность актрисе принесла роль Рины Даниэлло в детективе режиссера Фернандо Ди Лео «Босс» - картине, рассказывающей о борьбе с итальянской мафией.

Однако, прежде всего, Антония Сантилли была известна в Италии как фотомодель. Ее фотографии украшали страницы многих эротических журнлов.
Советские зрители узнали Антонию Сантилли благодаря роли очаровательной итальянки Ольги, приехавшей в СССР на поиски бриллиантов в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Рязанов не устоял перед красотой актрисы и на свой страх и риск включил в фильм сцену обнаженной актрисы в душе. К счастью, цензура посчитала возможным оставить этот эпизод.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» стал последним в карьере актрисы. После этого она вышла замуж и оставила кинематограф.

Кинг родился в Бакинском зоопарке примерно в 1967 году. Львёнок был хилым и часто болел, от него отказалась мать (по другим данным, львица погибла при родах), поэтому было решено его усыпить. Львёнка увидела женщина с двумя детьми, которая решила его спасти. Так он оказался в семье Берберовых, которая состояла из 4 человек: архитектор Лев Львович Берберов, его жена Нина Петровна и двое детей - Роман и Ева. Для выгула льва на крыше соседнего дома (балкон квартиры Берберовых как раз над ней несколько нависал) был устроен вольер. Из животных в семье, помимо Кинга, были также пума Ляля, 2 попугая и пёс Чап.

Лев оказался довольно спокойным и не агрессивным. Сам факт того, что в обычной домашней квартире живёт лев, сделал Кинга достаточно известным. В то время в стране как раз началась мода на одомашнивание диких животных, и Кинг был самым наглядным примером. Эту известность ещё больше закрепили такие фильмы, как «Лев и девочка», «Девочка, мальчик и лев», «Пусть он останется с нами» и особенно «Невероятные приключения итальянцев в России», который поставил Кинга на одну ступень со многими знаменитыми животными-актёрами. Также семью Берберовых нередко приглашали в заграничные поездки.

25 июля 1973 года лев находился на территории закрытой школы на улице Мосфильмовская, в которой временно разместили Берберовых на период съёмок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В это время рядом проходил студент Валентин Марков, который был с девушкой и собакой. Собака убежала на территорию школы и студент, перепрыгнув через забор, побежал за ней. Неожиданно из-за кустов вышел лев и, повалив парня, стал катать его по земле, а затем схватил его голову в пасть. Девушка от испуга закричала, отчего сбежались прохожие. Среди них был и милиционер Гуров, который увидев нависающего над парнем льва, выхватил табельное оружие и выпустил в зверя весь магазин. Одна из пуль попала прямо в сердце, от чего лев-актёр погиб на месте. Студент получил шок первой степени и потерял много крови. Водитель скорой помощи, который отвозил изуродованного львом человека, слег на две недели с тяжелым психическим расстройством.

Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон. Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком. Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.

Будущая актриса Мария Миронова появилась на свет во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России». Андрей Миронов был в то время в Ленинграде. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, когда Миронову сообщили о рождении дочери, он ужинал в ресторане ”Садко” гостиницы ”Европейская”. От счастья молодой отец тогда чуть не съел бутафорскую загипсованную ногу Евгения Евстигнеева.

Для съемок рязановских приключений итальянцев в России было закуплено по пять штук «Москвичей» и «Жигулей». Для советского кино образца 1973 года это была очень большая цифра. Правда, машины купили итальянцы, трюки ставили тоже они. Зато вот сцены со львом получались лучше у русских актеров.

Для эпизода со взрывом бензоколонки художник-декоратор Михаил Богданов построил макет АЗС, которая была так похожа на настоящую, что не знавшие о съемках фильма автомобилисты сворачивали на нее с шоссе, чтобы заправиться.

Антония Сантилли, сыгравшая в картине лихо управлявшуюся с мотоциклом и автомобилями Ольгу, никогда не водила машину. Для съемок итальянка прошла краткий курс обучения вождению, чтобы на крупных планах в кадре была именно она, а на общих планах вместо актрисы машиной управлял ее дублер в парике.

Как и во всех других своих фильмах, Эльдар Рязанов появляется в «Невероятных приключениях итальянцев в России» в камео - эпизодической роли доктора, освобождающего застрявшего в иллюминаторе самолета мафиози Розарио от покрывшего его ледяного «панциря».

Эпизод посадки Ту-134 на шоссе снималась на Ульяновском аэродроме, где часть взлетно-посадочной полосы замаскировали под асфальтовое полотно и нанесли дорожную разметку. Самолет на бутафорское шоссе садился шесть раз, и каждый раз пилотам (в съемках принимали участие курсанты Школы пилотов гражданской авиации) удавалось избежать неприятностей при посадке.

Интересна история съемок сцены ныряния капитана Васильева за сундуком с сокровищами на дно реки. В кадре Андрей Миронов прыгнул с моста в Неву, а подводные съемки происходили в Средиземном море неподалеку от Неаполя.

Когда-то в детстве фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" казался мне очень интересным и смешным. И вот спустя годы, я решил посмотреть на то, как сняты достопримечательности Петербурга в этом фильме.

Скажу сразу, что львы и прочие достопримечательности Петербурга появляются в фильме не сразу. Сначала действие происходит в Риме.

Создатели явно решили отрекламировать для туристов свои города. Причем преуспели в этом как наши, так и итальянцы, которые впихнули в первые несколько минут буквально все достопримечательности Рима. Причем, тем, кто был в Риме становится понятно, что находятся они как-бы вообще не рядом и не по пути, но герой на мотороллере упорно едет мимо всех достопримечательностей.



Затем приходит черед Москвы и Санкт-Петербурга, но перед этим вклинивается Аэрофлот, который, видимо, тоже решил поучаствовать в рекламе СССР для туристов. Например, летчик вынуждено садится на Минскую трассу. В этом как-бы нет ничего удивительного, скажете Вы. Однако, садится самолет на трассу, заполненную автомобилями. Видимо, таким образом, СССР хотел показать мастерство летчиков.



Но вернемся на несколько минут ранее. Тут в салоне самолета проходит еще один сюжет - главарь мафии Розарио выкрадывает бумажник с паспортом у своего конкурента и пытается от него избавиться путем смывания в унитаз в туалете. Как вы думаете, что произойдет в следующий момент? Дальнейшее развитие сюжета может быть понятно, только если вы обладаете мозгом ребенка и никогда не летали на самолете, но зато знаете, как действуют туалеты в советских поездах. А как они действуют? Правильно! Смывают все наружу. Разумеется, по замыслу режиссеров этого фильма, бумажник тут же оказался снаружи самолета и тут же прилип к одному из иллюминаторов в салоне. Я уж даже не задумываюсь о том, что туалет обычно находится в хвостовой части самолета и для осуществления замысла режиссера самолет должен включить задний ход. Наконец, если поверить этому фильму то вообще весь корпус самолета и иллюминаторы, в частности, должны быть просто покрыты фекалиями, которые смываются из туалета.




Мафиози бьет ботинками по стеклу, чтобы оттолкнуть бумажник от иллюминатора. В результате выбивает стекло и что бы вы думали? Наступает разгерметизация салона и падают кислородные маски? Может, конечно, масок в то время не было, но зато режиссер показывает невиданные знания - пассажиры начинают летать по салону, как в невесомости, в космическом корабле. Я уж не говорю о прочности стекол в самолетах Аэрофлота и необходимости пристегивать ремни.



Забегая вперед, скажу, что бедный владелец украденного паспорта не смог въехать в СССР, и не смог вернуться в Италию, а был вынужден летать самолетами Аэрофлота весь фильм туда-обратно. О том, что как бы гражданин Италии может обратиться в консульство в СССР в связи с потерей документов и о том что эти ситуации как-то улаживаются на родине, видимо советские граждане знать не должны.

Но вернемся к самому интересному. По сюжету фильма бабушка, умирая, сказала что все ее состояние закопано под львом в Ленинграде, откуда она была вынуждена эмигрировать во время революции. А в Петербурге львов - превеликое множество. Разумеется, герои начинают гоняться от одного памятника к другому, попутно раскапывая каждый из них.



Причем в ход идут как существующие, например, львы у дачи Безбородко, так и несуществующие:

Львы перед Смольным собором

Львы у Никольского Морского собора

Львы у Шереметьевского дворца на Фонтанке

Львы у Академической Капеллы, перед Певческим мостом (рядом расположен несуществующий фонтан - дополнительная примета сокровищ)

Львы на площади Искусств перед Русским музеем

Львы у Итальянского мостика

Лев Толстой (несуществующий памятник на площади Восстания сопровождается несуществующим фонтаном)

Грифоны на Банковском мостике

В довершении за львов выдают грифонов на Банковском мостике.




Вообще написав этот список сейчас я удивился почему не были задействованы в съемках львы, которые есть на самом деле:

Львы на Елагином острове - на Западной стрелке и перед Елагиным дворцом

Львы на набережной Макарова

Львы на Адмиралтейской набережной

Львиный мостик на канале Грибоедова

Дом Лобанова-Ростовского ("дом со львами", теперь отель Four Seasons)

После беготни и диверсий на улицах Ленинграда итальянцы ненадолго успокаиваются и возникают романтические отношения между Ольгой и Андреем, но вскоре Ольге становится ясно, что Андрей - милиционер, внедренный в эту компанию расхитителей советской собственности.

Тут Итальянцам приходит в голову, что лев - это живой лев в клетке, который в зоопарке. Через пару мгновений в кадре появляется шикарная клетка со львом, чуть ли не покрытая золотом. Автор как-бы намекает, что лев - это царь зверей и что уж настоящий лев точно должен обитать в лучших условиях, чем его каменные и чугунные копии. Петербуржцы же знают о многолетней эпопее с переездом зоопарка из центра города на более просторную окраину. Так вот, и сейчас львы в настоящем зоопарке содержатся просто в кошмарных условиях - им отведены клетки чуть больше чем купе поезда.



Не сомневаюсь, что операторы старались показать Санкт-Петербург как можно более привлекательно. В кадре появляются виды один прекраснее другого, но местами случаются явные искривления пространства. Например, трамвай едет по площади Белинского (перед цирком), а после поворота он оказывается на Стрелке Васильевского острова. Через мгновение он уже въезжает на Троицкий мост (тогда Кировский мост), а попадает опять на Стрелку.



На всем этом пути наших героев преследует лев, который, видимо, учил ПДД, поэтому останавливается каждый раз, когда загорается красный свет светофора.



Разумеется, в кадре надо было показать и разводные мосты. Только разводятся они почему-то днем, а под мостом проплывает 3-х палубный теплоход "Алтай". На рубку теплохода (которая итак не пройдет под сведенными мостами) специально для съемок прилепили еще одну надстройку, на которую и вылезали наши искатели сокровищ. Стоит отметить, что такие трехпалубные теплоходы не имеют морского регистра и совершают круизы только по рекам России, и через центр Петербурга не ходят. Разве что в исключительных случаях - когда их перегоняют на ремонт в Финляндию.

Итак, наши герои приезжают в Ленинград. И сразу попадают в центр города. Первое, что они видят - это Дворцовая площадь.

Славная машинка, прошедшая огонь и воду, красные Жигули c номером 09-72 ТУР.
Со времени съемок фильма, конечно, изменилось многое - к лучшему в архитектурном облике города. Обновленные, отреставрированные дворцы, дома и улицы радуют нас. По площади больше не ездят машины и автобусы, только пешеходы - туристы.

Далее они едут через весь город к Смольному собору. Конечно, на самом деле там никаких львов нет и не было.

Дальше - приезжают на Крюков канал. Вдалеке - Эстонская" (Свято-Исидоровская) церковь, построена в 1905 г.

Пара метров вперед и - очередные львы, которых нет на самом деле. Вид на колокольню Никольского собора.

Далее наши герои приезжают к Банковскому мостику и обследуют его. Конечно это не то чтобы львы - это грифоны.

Потом - к Шереметьевскому дворцу, Фонтанному дому. Перед воротами никаких львов нет и не было. Похожие на этих львы (только не из киношного гипса, а из меди) стоят на Дворцовой пристани Невы. Львы - герб Шереметьевых - на арке ворот.

Далее туристы считают львов ("147-148-149-149! - В этом городе львов больше, чем жителей!" у дачи Безбородко (она же - усадьба Кушелева-Безбородко, она же - Кушелева дача) - Свердловская наб, д. 40. Конечно же, львов тут не 149, а несколько поменьше. Ограда с 29-ю львами появилась у этого здания в первой половине XIX века.

Дальнейшие события и решительные действия охотников за сокровищами происходят у Государственной академической капеллы по адресу набережная реки Мойки, 20. Капелла разместилась в этом красивейшем здании в 1810 г. В 1889 году здание было полностью реконструировано по проекту Бенуа. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе по своим акустическим данным.

Эти львы сделаны специально для фильма, напоминают львов у Дачи Безбородко.

Сейчас капелла отреставрирована, вход в здание выглядит по-другому.

Перед этим зданием нет ни то что львов, но и фонтан - тоже выдумка Эльдара Рязанова.
Хитрый режиссер расположил несуществующий фонтан как раз посередине третьего по ширине моста в Петербурге. Мост носит название "Певческий" как раз благодаря соседству с Певческой капеллой. Нынешняя длина Певческого моста составляет 24 м, ширина - 72 м.



Мафиозо крадет у них чемодан и мистическим образом оказывается у Казанского собора. Колоннада Казанского собора играет роль колоннады Исаакиевского. Сейчас вход на колоннаду закрыт и огорожен, поскольку Казанский собор с 1991 года стал действующим и охраняется.

Ломают бутафорскую колонну.

Затем пробегают по Сенатской площади (пл. Декабристов). Вид на Исаакиевский собор через Александровский сад.

Через кадр эта площадь превращается, превращается - в стрелку Васильевского острова, где чемодан водружается на украденную там же детскую коляску.

Начинают бежать по Биржевому мосту. Мост начинает разводиться. Что среди бела дня в общем-то не бывает.

После Биржевого моста они видимо были столь удручены, что мигом оказались на площади Восстания (бывшая Знаменская площадь).
Говорят, что дом был взорван самый настоящий, предназначенный под снос, по Лиговскому пр.

В фильме после взрыва перед нами - Невский проспект.

В фильме мы видим пышный сквер, фонтан и бутафорский Лев Толстой. Как ни жаль, но на месте этого сквера сейчас ездят машины и возвышается стелла (обелиск городу-герою Ленинграду, уст. в 1985 г. к 40-л. победы в ВОВ). До революции на этом месте был памятник Александру III работы скульптора Трубецкого (сейчас памятник стоит перед Мраморным дворцом вместо броневика "Враг капитала").

Здание Московского вокзала. Тех фонарей давно нет, а здание вокзала отреставрировано.

Станция метро пл. Восстания.

Идут по набережной реки Мойки - в гости к маме.

Герои узнают что Андрей служит в милиции и бегут от него. Тем временем Мафиозо копает самостоятельно.
Сначала - у уже знакомой нам дачи Безбородко.

Затем - у Русского музея. Мафиозо откапывает гипсового льва, похожего на льва с Дворцовой пристани. Вообще-то на самом деле на этом месте с 1957 года стоит памятник Пушкину. Видимо "копали" на газоне, что сразу за памятником.

Затем - копает на наб. канала Грибоедова, напротив Спаса-на-Крови. Мост, у которого Мафиозо копает - по иронии судьбы называется Итальянским.

Ольга сбегает от Андрея из Астории. И выбрасывает его одежду в реку Мойку. На самом деле реки под самыми окнами Астории нет. Так что Андрею эта картина виделась бы немного иначе, не так близко и с другим ракурсом. На плане хорошо видно расположение гостиницы и реки.

Андрей спускается на ковре с шестого этажа.

Ольга приезжает к Зоопарку. Вообще вход сейчас в Зоопарк - с Кронверкского проспекта. Второй вход - с Кронверской набережной - сейчас закрыт. Но так или иначе на фото - решетка Зоологического сада.

Самая сложная в географическом плане часть фильма - начинается путаница.
Герои убегают от льва с кладом в руках.
Выбегая из Зоопарка они оказываются вовсе не на Кронверкской набережной (Петроградская сторона), а в Александровском саду. Перебегают проезд Декабристов. Видны здания Сената и Синода (возведены в 1829-1834 годах по проекту Карла Росси).

Начинают догонять трамвай, заворачивающий на Конногвардейский бульвар.
Тридцать лет назад тут были трамвайные рельсы, сейчас их нет.

За их спинами остается задний фасад Исаакиевского собора. Трамвайные пути шли по Адмиралтейскому проспекту, заворачивая на Конногвардейский бульвар, к площади Труда.

Трамвай проезжает через Театральную площадь и едет по небольшой улице Глинки к Никольскому собору (он впереди).

Потом трамвай едет по улице Пестеля, переезжает мост Белинского через Фонтанку, едет мимо цирка (цирк - справа).

Потом трамвай вдруг начинает ехать уже по другому берегу Невы, по Стрелке В.О., мимо Ростральных колонн, намереваясь переехать Дворцовый мост. На другом берегу виден Эрмитаж.

Потом снова переносится на другую сторону - едет в противоположном направлении - сворачивает у Марсова поля по Суворовской площади к Троицкому мосту.

Лев догоняет трамвай, который уже переехал на другую сторону Невы через Троицкий мост, на другом берегу виден силуэт Исаакия. Залезает на трамвай. Начинает ехать по Троицкой площади.

В следующем кадре показывают, как трамвай только-только въезжает на Троицкий мост с той стороны Невы.

В следующее мгновение трамвай со львом чудным образом оказывается на Стрелке В.О. Это надо умудриться так летать.

Оказались у Петропавловки. Вид на Петропавловку сверху. Кронверкский пролив отделяет Заячий остров, на котором находится Петропавловская крепость от "большой земли" - Петроградской стороны. Длинный светлый мост - Иоанновский. К нему наши герои и бегут.

Лев же гордо идет по Биржевому мосту, до которого он тоже ехал на трамвае. Мистика.
Биржевой мост украшен трезубцами Нептуна в круге, по которым его сразу можно отличить. Перила состоят из дротиков.

Бегут у стен Петропавловской крепости.

У Петровских ворот крепости.

Лев недавно переходил Банковский мост? Но видимо повернул обратно, чтобы побегать в свое удовольствие по Дворцовой площади.

Герои - на крыше Петропавловки.

Хромой тем временем переезжает мостик Ломоносова.

Герои наши бегут по четной стороне Фонтанки к этому мосту.

Хромой сбивает Андрюшу с ног и начинает уезжать по улице Ломоносова.
Видите угловой дом? Как раз там проезжает наш хромой.

Ан нет. Он оказывается на другой стороне Фонтанки на улице Росси и цепляется за грузовик, чудеса.

Перемещаются в пространстве и начинают догонять его на пл. Островского.

Бегут по улице Зодчего Росси.

От отдает им ларчик на углу пл. Ломоносова и Фонтанки.

Ларчик видимо перелетает всю площадь и они ловят его оставаясь на Зодчего Росси.

Убегают от льва уже по Зимней канавке.

И, хотя бежали к Неве, вдруг снова бегут обратно по Дворцовой. Лев - страшная сила.

В ужасе, видимо, добегают снова до Петропавловки. Когда они смотрят налево, то видят Иоанновский мост и Иоанновский равелин - главный вход в крепость.

Побегали и сели отдыхать на сфинксе, что не в одном километре от предыдущего кадра.

Смелый Андрей убедил льва пойти домой. И лев пошел. Замечание "Зоопарк в другой стороне" в корне неверно, львы знают хорошо, где зоопарки. И пошел в нужную сторону.

Герои же решили поплавать на лодке. Лев решил проследить.

И начались чудеса. Лодка, которая начала свое плавание и плыла к мосту Лейтенанта Шмидта - плывет мимо Эрмитажного театра - а это около моста Дворцового.

Улыбаемся и машем - около Зимнего дворца.

Причем Ольга махала Андрею совсем не в ту сторону, ей следовало бы повернуться на 90 градусов. Ведь в кадре он стоит и смотрит вдоль Адмиралтейской набережной, на другой стороне Невы, напротив Кунсткамеры.

Лодку продолжает колбасить по Неве.

Хромой пытается понять где их ловить и едет по Дворцовому мосту.

Нелегкая заносит лодочку к Стрелке, к Биржевому мосту.

Андрею, чтобы уследить за ними, следовало бы смотреть градусов на 45 левее. Так он видит только Дворцовый мост.

Лев нагулялся и решил прыгнуть с Биржевого моста. Ведь и лодка так удачно сюда подплывает.

Хромой тоже зачем-то притворяется, что что-то видит. Смотрит совсем в другую сторону. Повернись!

Полет льва с Биржевого моста прекрасен.

Бедняг даже относит течением.

Хоть видеть и не мог, но чутье и сценарий подсказывают, что бежать надо. На горизонте - Дворцовый мост разведен.

Прилетает на помощь и спасает их около Стрелки.

После чего они оказываются снова в районе Мраморного дворца.

И подплывают к Дворцовому мосту

Проплывают под мостом туда, где его взял Андрей, на Дворцовую набережную.

А лев плывет вдоль Английской набережной, напротив Сфинксов.

Герои увидели его наверное и развернулись в обратную сторону. Снова проплыли Дворцовый мост.

Подплывают к Петропавловке. У льва оказалась реактивная лодка (видимо движется силой львиной мысли) и он тоже тут как тут, догнал.

Встреча льва и человека прошла печально, клад утонул. У Стрелки В.О.

Довольный лев уплывает обратно, под Дворцовый мост. Мост то ли сводится, то ли разводится.

Андрей выплывает на берег, на ступеньки Стрелки Васильевского острова.

Итальянцы убегают от приехавшей милиции. И добегают до пляжа Петропавловки.

Трубецкой бастион Петропавловки.
На этом приключения в Петербурге заканчиваются.

Метки:
СССР
Эльдар Рязанов
гифки
кино
комедия
фильм

Включить все анимашки

Этого фильма могло не быть, если бы Эльдар Рязанов не увидел легендарную комедию «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Но все сложилось так, что в конце 1973 года худсовет одобрил «Невероятные приключения итальянцев в России»…

Мировая премьера любимого миллионами телезрителей кинофильма режиссера Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» состоялась 31 января 1974 года.

В картине, по сюжету которой искатели сокровищ мчатся в Петербурге за заветным кладом, одну из главных ролей исполнил город на Неве. Именно здесь герои в поисках драгоценностей перекапывают землю под каждым львом, коих в Северной столице множество.

Картина из-за долга

Финансовые обязательства стали причиной появления на свет кинофильма со смешанным составом итальянских и советских актеров. Еще в 1970 году создавался советско-итальянский фильм «Ватерлоо». Зарубежные партнеры задолжали «Ленфильму» крупную сумму. Тогда советские киноделы захотели поставить ленту по сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Итальянцы отвергли текст, предложив свой вариант. Он не понравился уже в СССР.

Долгие споры привели к тому, что сценарий был написан совместными усилиями обеих сторон. Так появилась на свет лента приключенческой комедии с погонями, взрывами и трюками, навеянная фильмом Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир».

Рязанов в роли врача


Посмотреть

Эльдар Рязанов вновь появился в своём фильме в эпизоде. На этот раз он взял роль доктора, которому пришлось освобождать застрявшего в иллюминаторе самолета мафиози Розарио, исполненного итальянским актером Тано Чимарозой. Герой зарубежного артиста был покрыт ледяным «панцирем».

Роль Иннокентия

Главная роль милиционера Андрея Васильева досталась блистательному актеру Андрею Миронову. Однако на неё претендовал и другой любимец советской публики — Иннокентий Смоктуновский. Впрочем, режиссер Рязанов отстаивал именно кандидатуру Миронова. В частности, он указал на то, что в форме Смоктуновский выглядит чересчур серьезно.

Отказ от Аль Пачино


Посмотреть


Посмотреть

Для актрисы Антонии Сантили роль внучки русской актрисы-балерины Ольги в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала последней в карьере. Любопытно, что артистка отказалась от съемок в криминальной драме «Серпико» с Аль Пачино, чтобы принять участие в работе над «Итальянцами».

Антония после премьеры кинофильма вышла замуж за состоятельного человека и стала вести закрытую жизнь.

Санитар, помогавший госперевороту

Роль санитара Антонио в «Итальянцах» исполнил Алигьеро Носкозе. На родине он заработал славу, блестяще пародируя звезд и политиков. Существуют сведения, что он помогал главам масонской ложи «П-2», готовившим в 1970-х государственный переворот. Артист занимался тем, что звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

Носкезе в 1979 году загремел в клинику с сильнейшей депрессией. От неё он избавиться уже не смог и покончил с собой 3 декабря.

Заправка на игрушечной бензоколонке


Посмотреть

Над картиной работал советский художник-декоратор Михаил Богданов. Для эффектной сцены взрыва бензоколонки он решил построить макет АЗС — настоящую никто уничтожить бы не дал. Декорация оказалась настолько правдоподобная, что советские автомобилисты заезжали на неё заправиться.

Убийство до премьеры

Одним из главных действующих персонажей, согласно тексту сценария, изначально задумывался живой лев. Зверя нашли в семье архитектора Льва Берберова, чья супруга Нина ещё малышом взяла к себе животное из зоопарка Баку, где хилого котенка собирались усыпить.

Из семьи лев по кличке Кинг попал на съемочные площадки фильмов. Животное, никогда особо не проявлявшее агрессии, до «Невероятных приключений итальянцев в России» уже снялось во «Льве и девочке», «Девочке, мальчике и льве» и в картине «Пусть он останется с нами».

В Ленинград зверя привезли за месяц до начала съемок. Льву была необходима акклиматизация. С первого же дубля с животным возникли проблемы — он наотрез отказывался выполнять трюки. На одну сцену со львом у Рязанова могло уйти четыре дня. Режиссер настолько был взбешен поведением животного, что зарекся снимать в своих картинах представителей фауны.

Боялись льва и актеры, опасаясь подходить близко к четвероногому артисту. Это неудивительно: спустя годы итальянский актер Нинетто Даволи на российском телевидении показал шрамы по всей спине, оставленные Кингом. Эту историю много лет назад просто замолчали.

Однако скрыть гибель льва из семьи Берберовых не смог никто — слишком жуткой оказалась история. Некоторые сцены со зверем собирались доснять в Москве. Кинга отвезли на Мосфильмовскую улицу, где оставили на территории закрытой школы. 25 июля 1973 года рядом с ней вместе с девушкой и собакой проходил студент Валентин Марков. Собака убежала на территорию школы и молодой человек, перебравшись через забор, последовал за ней. Тут лев и напал на парня. Он катал его по земле, а затем засунул голову студента в пасть. Девушка подняла шум, на который откликнулся милиционер. Правоохранитель выпустил во льва всю обойму и убил его. Пресса писала о серьезнейших повреждениях у студента Маркова. Владелица же льва Нина Берберова говорила лишь о нескольких царапинах у пострадавшего.

Спустя годы второй лев из семьи архитектора напал уже на саму хозяйку, а также на её 14-летнего сына, убив его.

Актеры-каскадеры


Посмотреть

Довольно много трюков в картине артисты решили исполнить сами. Одним из самых смелых был Андрей Миронов, который, кстати, не побоялся первым подойти в сцене ко льву Кингу. Миронов висел на огромной высоте, когда держался за край разведенного моста в Ленинграде. Также именно он сползал с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке. Нырнул Миронов и в Неву за сокровищами. Эпизод этот, правда, доснимали затем в Средиземном море.

Посмотреть

Зрители помнят, что показ кинофильма завершает взлет самолета, застывший на фоне завершающих титров. Изначально в картине должны были показать сверхзвуковой самолет Ту-144. Против этого оказались партийные руководители. Тогда кадры заменили на взлетающий Ил-62. Дело в том, что за год до выхода кинофильма Ту-144 разбился на престижном авиасалоне в Ле-Бурже.

Как снимали «Невероятные приключения итальянцев в России». ____________________________ ◇ 50 миллионов человек посмотрели совместную советско-итальянскую приключенческую комедию в первый год проката в СССР. Над «Невероятными приключениями итальянцев в России» смеялись зрители, но чуть не плакал режиссер.

Русские спагетти. На экран картина вышла в апреле 1974 года, а сценарную заявку на «Спагетти по-русски» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский подали ещё в 1970 году. Фабулу фильма они обрисовали кратко и емко: комедия – об охотящихся за русским кладом итальянских туристах-авантюристах, которым противостоит положительный герой в образе советского милиционера. Кинокомитет материал раскритиковал и заставил всё переделать. Касалось это жуликоватых иностранцев, из которых требовалось слепить не столь порицаемых персон. Авторы буффонады сочли пожелание издевкой и отказались идти на поводу у критиков. И еще не раз потом Эльдар Рязанов заявит, что предлагаемую чепуху снимать не будет, и ему жаль того режиссера, который за нее возьмется. Он даже пытался сбагрить проект Леониду Гайдаю – возможно, признанному мастеру эксцентрики справиться с задачей будет проще? Но Гайдай собирался запускаться с «Иваном Васильевичем…» и не стал ввязываться в чужие дела. А руководство Госкино настояло на участии в съемках комедии Рязанова. «Пряником» для режиссера была возможность работать за границей, а «кнутом» - подчинение зарубежному продюсеру. После картины Сергея Бондарчука «Ватерлоо» итальянская компания «Дино де Лаурентис» осталась перед «Мосфильмом» в долгу и могла рассчитаться новой совместной постановкой. А чтобы картина стала кассовой с учетом вкусов зарубежного зрителя, в ней должно быть много драйва и эксцентричного юмора типа «лица в торте». Из первоначального сценария разрешалось сохранить разве что живого льва. «Спагетти по-русски» переименовали сперва в «Итальянцев в России», а затем – в «Невероятные приключения итальянцев в России». Договорились снимать трюковой фильм с погонями, рискованными сценами, матрешками, ГУМом, разводным мостом, белой ночью и прочими достопримечательностями Москвы и Ленинграда. Большая разница. В то время как мы встречали итальянских гостей с русским размахом (даже Казанский собор в Ленинграде специально отреставрировали), зарубежные партнеры отвечать взаимностью не спешили. Итальянцы старались экономить на всем, включая актеров. За их подбор тоже отвечал итальянский продюсер, что было в диковинку привыкшему управлять ситуацией Эльдару Рязанову. Один из предложенных кандидатов на роль, как оказалось, сидел в то время за решеткой за уклонение от налогов. Режиссер хотел пригласить в картину Витторио Гассмана, но Лаурентис подобрал кадры подешевле. Впоследствии он пожалеет, что не позвал на фильм звезд, потому что в Италии комедия не вызвала большого резонанса.Подвели итальянцы съемочную группу и с костюмами. Казалось бы, кто лучше подберет современную одежду героям, как не законодатели мод в Милане и Риме? Но в Москву было прислано такое тряпьё, что вышедший из себя Рязанов просил не считать «Мосфильм» лавкой старьёвщика.На съемках в Италии наших киношников разместили в третьеразрядных отелях, сократили массовку и не изготовили нужных вывесок. Даже снимать на улицах приходилось из-под полы, потому что не было оплачено разрешение на профессиональную съемку. Рязанов объявлял забастовку и был готов к бойкоту фильма, если не будут созданы условия для нормальной работы.Но наших не избалованных западным бытом актеров окрыляла сама возможность провести время за границей. К примеру, Андрей Миронов снимался всего пару дней (за кладом он нырял не в ледяные воды Невы, а в ласковое Средиземное море), но не покидал Италию три недели. Тогдашняя супруга актера Екатерина Градова (Кэт из сериала о Штирлице) обрывала телефон, выясняя, что ее драгоценный муженек там делает. На что Миронов радостно отвечал: «Вот непонятливая – я здесь живу!». Поводов для подозрений у актрисы не было: компанию Андрею Миронову составляли Ольга Аросева (коллега по Театру сатиры, игравшая в картине маму героя) и исполнитель роли Хромого Евгений Евстигнеев со своей второй женой Лилией Журкиной.

Безумная гонка. В итальянском варианте комедия называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» («Una matta, matta, matta corsa in Russia»), что являлось отсылкой к пародируемому фильму «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». В разных трюковых эпизодах советская картина пародирует и другие приключенческие ленты тех лет: «Крысиные бега», «Сицилийский клан» (оттуда Эльдар Рязанов позаимствовал сцену приземления самолета на оживленную трассу) и «Забриски-пойнт» (из гангстерской ленты Микеланджело Антониони был скопирован взрыв бензоколонки).Безумная гонка была как в кадре, так и за кадром – таких темпов съемки в Советском Союзе еще не знали. Члены съемочной группы разбили западное представление о медлительности советского кинопроизводства – на деле Рязанов доказал обратное. Обычно на подготовку одного трюка давалось несколько месяцев, а тут все трюки были поставлены за 31 день! А за два месяца, начиная с 14 мая 1973 года, было готово 90 процентов фильма. Рязанов сам себе удивлялся: ему впервые пришлось снимать с такой скоростью. На отдых съемочной группе отводился один выходной, в остальные шесть дней недели съемки велись почти круглосуточно, в две смены. Даже экспрессивные итальянцы взвыли от столь плотного графика, а наши актеры не роптали. Отказывались итальянские актеры и от сложных трюков (без дублера прыгал с моста в реку лишь Джузеппе – Нинетто Даволи), а советские коллеги выполняли всё, что было в их силах. В частности, игравший милиционера Андрей Миронов сам рвался работать без каскадеров. Когда лев до полуобморочного состояния испугал итальянского актера, приподнявшись на задних лапах и поцарапав тому спину, Миронов не побоялся отыграть со зверем три дубля. Артист без дублера пробирался из кабины движущейся пожарной машины на лестницу, на корточках преодолевал 11 метров, спрыгивал на ехавшую под лестницей легковушку и влезал с крыши в ее салон. Миронов выпрыгивал, повиснув на ковровой дорожке, из окна шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория», в которой потом всегда останавливался при посещении северной столицы. А еще он плавал под водой в Неаполе и висел на высоте 16-этажного дома над Невой – на краях разведенного моста, над проплывавшим внизу теплоходом. Не зря после этой роли актер стал Заслуженным артистом РСФСР. Улыбнитесь, каскадеры! Продюсер настоял на том, чтобы все автомобильные трюки выполнял итальянский каскадер Серджио Миони. По прилету в Москву он составил перечень требуемого реквизита. Увидев в этом списке ремни безопасности, ассистент режиссера раздобыл… пожарный рукав. Ну, не было в советском автопроме такой традиции – ремни к сиденьям пристегивать. «Сейчас на два болтика прикрутим и поедем», - заявил о пожарном рукаве помреж. Иностранный каскадер понял: в этой стране каждый водитель – трюкач. Но ремни ему все-таки доставили – из-за границы.Еще одним открытием итальянского автогонщика стало то, на каких «убитых» машинах ездили у нас их счастливые обладатели. Автомобиль был роскошью, а не средством передвижения, поэтому эксплуатировался до последней возможности. И, конечно, в кино новые машины не били – для трюков у каскадеров были лишь списанные «консервные банки».

Под стать профессионалам за рулем оказался и художник фильма Михаил Богданов: для сцены взрыва автозаправки он изготовил настолько правдоподобный муляж бензоколонки, что к ней подъезжали за горючим проезжавшие мимо автомобили. Последняя гастроль Короля Одним из главных героев картины можно по праву считать короля зверей – льва Кинга. По сути, этот опасный хищник был домашней «кошкой»: он с детства жил с людьми – вырос в доме архитектора Льва Львовича и Нины Берберовых в Баку. Он родился в Бакинском зоопарке и был чахлым и болезненным. Мать то ли отказалась от него, то ли умерла, поэтому его решили усыпить. Нина Петровна решила его спасти и забрала к себе домой. Каждый день Кинг съедал полхолодильника: банку рыбьего жира, десяток яиц и несколько килограммов мяса. Поэтому съемки в кино стали для льва отличным шансом заработать на еду. «Ваш сценарий не раскрывает и сотой части его возможностей, - убеждал режиссера хозяин зверя. – Наш Кинг умеет всё».Но одно дело – выступать с отработанным номером, и другое – работать над трюком в кадре. Требовалось много дублей, так как мало что получалось с первого раза. Лев отвлекался, тормозил или просто не понимал, чего от него хотят. Кинг был домашним любимцем и не привык к цирковым нагрузкам. Он мог заставить съемочную группу три ночи ждать его настроения запрыгнуть в окно склада матрешек. График, регламент, бюджет – какое зверю дело до проблем режиссера? И Эльдар Рязанов после этого опыта зарекся хоть раз еще привлекать к съемкам животных. Увы, звездная роль в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга последней. Во время съемок ему отдали под временное пристанище спортзал школы. Тут начинаются расхождения в версиях происшедшего. По одной из них, увидев в окне льва, один из зевак в школьном дворе стал дразнить зверя. Он прыгал, крутился и гримасничал, что Кинг расценил как приглашение к игре. Ведь на съемках именно так льва побуждали к сцене, когда он догоняет человека и валит его с ног. Кинг выдавил оконное стекло, подскочил к зеваке и уложил его на землю. На крики о помощи подбежал случайно проходивший мимо милиционер и стал стрелять в хищника. Кинг отступил к окну, из которого на свою беду выпрыгнул, но пули его догнали. По другой версии парень, ставший жертвой нападения, не дразнил льва, а только перелез через школьный забор за своей собачкой, а оставленный без присмотра лев, выпрыгнул в открытое окно и напал на него… Вслед за гибелью Кинга трагедия настигла и его хозяев. Чтобы залечить рану потери, Юрий Яковлев и Сергей Образцов подарили Берберовым нового льва, которого те назвали в память об утраченном предшественнике Кингом II. И через несколько лет новый член семьи лишил жизни сына хозяев, покалечил хозяйку и разделил судьбу своего предшественника…