Котлован - символ и образ социальной утопии. Сочинения по повести "котлован"

Имена персонажей в смысловой структуре повести «Котлован»

Имя персонажа - та «одежка», по которой его встречают в литера­турном произведении. Со времен классицизма известны «говорящие» имена (Правдин и Вральман у Фонвизина, Молчалин и Тугоуховский у Грибоедова), значением которых, собственно, и исчерпывался харак­тер героя. Ничего не говорящие имена могут строиться на фонетической - артикуляционной - игре: достаточно вспомнить, как выбиралось имя гоголевскому Акакию Акакиевичу из выпавших в святцах Варуха, Варадата, Варахасия или мученика Хоздазата. В кон­це концов, имя может быть просто выдумано писателем, но тогда тем более важно понять, чем обусловлена «конструкция» имени и как свя­заны имя и его носитель.

Имена персонажей в прозе Платонова привлекают внимание своей не­обычностью и даже нарочитой искусственностью, «сделанностью». Жа- чев, Чиклин, Вощев - все эти имена строятся по типичной для русских имен схеме (оканчиваясь на -ев и -ин), но не имеют «прямого» лекси­ческого значения. Вместе с тем Козлов, Сафронов и Медведев (так звали медведя-молотобойца) носят вполне привычные и весьма распростра­ненные фамилии, значение которых не воспринимается как характери­стика героя.

Особо следует сказать и о том, что именами наделены не все персона­жи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняц­кий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу. Однако в контексте «Котлована» отсутствие имени - не менее значимая для характеристики героя информация, чем буквальное зна­чение или происхождение имени.

Важнейшее место среди имен собственных в повести, безусловно, зани­мает фамилия Вощев, которая становится главным смысловым фокусом «Котлована». Происхождение этой фамилии не связано с каким-то одним конкретным словом. Смысловая основа фамилии - «вощ» - может ассо­циироваться и с корнями «воск/вощ» (как в слове «вощеный»), и со зву­чанием слова « вообще», которое в разговорной речи произносится как «ваще», и с близким по звучанию наречием «вотще». Ряд фонетических аналогий можно продолжить русской пословицей «Попасть как кур во щи (в ощип)», в которой центральным является звуковой комплекс «вощи».

При внешней несовместимости и даже противоречивости всех этих зна­чений в истории Вощева они связываются воедино, взаимно дополняя друг друга. «Воск» - природный и хозяйственный материал - не связан напрямую с психологическим миром персонажа; но достаточно вспом­нить, как Вощев собирает в мешок «всякую безвестность» мира для памя­ти, - и можно убедиться, что ничто «природное и хозяйственное» Вощеву не чуждо. «Вообще» напоминает о главном деле жизни героя - поиске смысла отдельного и общего существования, попытке додуматься до «пла­на общей жизни». С «вотще» связана идея тщеты и разочаровывающей безрезультатности такого поиска и обреченности героя. Сюжет русской пословицы в связи с историей Вощева в «Котловане» неожиданно получа­ет грустно-комическое воплощение: в колхозе имени Генеральной Линии активист определяет Вощева на «куриное дело» («перещупать всех кур и тем определить к утру наличие свежеснесенных яиц»).

Фамилия Вощева уже на первой странице повести определяет логику его духовного пути - от надежды обрести «всемирную истину» к осозна­нию (после смерти Насти) тщетности общих усилий в достижении идеа­ла и личного существования.

Традиционные русские фамилии - Козлов, Сафронов, Медведев, как может показаться, уступают по своему смысловому объему фамилии Во­щев. Очевидна лишь сюжетная этимология фамилии Медведев: Медве­дев и есть медведь. Абсолютно реалистическая фамилия принадлежит, однако, совсем не традиционному для реалистической поэтики персона­жу - медведю-молотобойцу, обладающему классовым чутьем.

Однако между именем собственным (Медведев) и нарицательным (медведь) есть несколько промежуточных звеньев: Миша («Миш» - в обращении к медведю деревенского мельника и кузнеца), Мишка, Миха­ил. «Человеческие» уменьшительно-ласкательные формы в обращении к медведю подчеркивают будничность фантастики - пролетарский мо­лотобоец Миша вместе с людьми раскулачивает зажиточных крестьян в колхозе имени Генеральной Линии. Человеческие черты особенно ярко обозначаются в обращении к медведю Насти - «Медведев Мишка». Именно в восприятии Насти медведь окончательно «превращается» в че­ловека: «Одна только Настя смотрела ему вслед и жалела этого старого, обгорелого человека». После смерти Насти Мишка снова становится только медведем: «…колхозники… возили в руках бутовый камень, а медведь таскал этот камень пешком и разевал от натуги пасть».

С «животной» этимологией имен собственных связано в повести и имя партийного функционера Пашкина. Его зовут Лев Ильич. Внешняя этимологическая связь имени Лев с фамилиями Козлов и Медведев вновь оказывается обманчивой. «Царственные» краски имени Лев сти­раются в «контрреволюционном» сочетании политически правильного отчества (Владимир Ильич) и ошибочного имени (Лев Троцкий). «Не­правильное» имя даже становится уликой в партийном разбирательстве, устроенном по заявлению Жачева. Лев Ильич - бюрократ постреволю- ционной генерации, и его имя - не столько указание на какие-то лично­стные черты персонажа, сколько сатирический «портрет» партийного активиста, который сумеет удержаться на плаву при любом повороте «генеральной линии».

В противовес Льву Ильичу Пашкину его партийный коллега на селе - активист - вообще лишен имени. В сравнении с Пашкиным, сю­жетные функции которого ограничены, активист - значительно более деятельная фигура, он инициатор и главный участник раскулачивания «зажиточного бесчестья» в колхозе имени Генеральной Линии. Нарица­тельное существительное пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени; на селе была даже «уменьшительно-ласкатель­ная» форма от «активиста» - «актив». Социально-политическая функ­ция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком и отме­нила необходимость в индивидуальном имени.

Еще одна парадоксальная деталь связана с появлением в «Котлова­не» - причем появлением сюжетно не мотивированным - Ивана Семе­новича Крестинина. Эпизод с его участием занимает несколько строчек, и более значимым оказывается скорее имя персонажа, нежели его уча­стие в изображаемых событиях. «Старый пахарь» Иван Крестинин - мужик вообще (в фамилии очевидна связь со словом «крестьянин»), рус­ский человек (Иван - нарицательное имя любого русского), христианин (однокоренные слова- «крестить», «крещение»). Его участь в повес­ти - обобщенное выражение трагической судьбы русского крестьянина в эпоху коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками».

И наконец, наибольшая смысловая нагрузка приходится на имя На­сти, олицетворяющей будущее счастье и «истину всемирного происхож­дения». Буквальное значение имени- «воскресшая». Настя действи­тельно однажды буквально выходит из могилы: Чиклин уводит ее из комнаты (повествователь уточняет - комната была без окон), в которой умерла ее мать и в которой Чиклин сделал «склеп» для умершей. Одна­ко значение имени Насти оказывается в трагическом противоречии с ее судьбой: предназначенная для новой, вечной жизни, сумевшая однажды уйти от смерти, она погибает, унося с собой надежду и веру. Смерть Насти - сюжетный и смысловой итог повести, и ее могила в котловане общепролетарского дома - мрачная эмблема утопического счастья.

Имена собственные в «Котловане», таким образом, выступают не только в традиционной функции - как средство характеристики персо­нажей. Значения имен связаны и со всеми остальными уровнями текста - сюжетом, образным и символическим строем - и могут быть адекватно поняты только с учетом их контекстуальных связей. Ключе­вая роль в смысловой структуре «Котлована» принадлежит именам Во­щева и Насти: смерть «воскресшей» символически выражает тщетность надежд на всеобщее счастье в утопическом мире.

Сочинение на тему: Имена персонажей в смысловой структуре повести «Котлован»

4.9 (97.33%) 15 votes

Сафронов – один из мастеровых, изначально отличающийся склонностью к абстрактным и поучительным рассуждениям (ср. его “вежливо-сознательное лицо” “с улыбкой загадочного разума”). Как и другим героям повести, С. знакомы сомнения в перспективности преобразовательных усилий перед лицом “всемирной невзрачности”, однако они вытесняются рационально-бюрократическим мировоззрением. Прощаясь с Козловым, решившим делать карьеру по общественной линии, С. говорит ему: “Ты теперь как передовой ангел от рабочего состава, ввиду вознесения его в служебные учреждения”. С. предлагает установить в бараке радио “для заслушания достижений и директив” – впрочем, соглашается и на предложение Жачева привести вместо радио девочку-сиротку: “Доставь нам на своем транспорте эту жалобную девочку – мы от ее мелодичного вида начнем тоже согласованно жить”.
И С. остановился перед всеми в положении вождя ликбеза и просвещения, а затем прошелся убежденной походкой и сделал активно мыслящее лицо”. Герой неоднократно выступает с ка-зенно-оптимистическими сентенциями;

в частности, он заявляет: “Мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!” В репликах С. различимы отголоски расхожих политических лозунгов – о “ликвидации кулачества как класса”, “обострении классовой борьбы” и т. п. Вместе с Козловым, превратившимся в профсоюзного активиста, С. отправляется в деревню для помощи в организации колхоза (аналогия с движением “двадцатипятитысячников”); оба они убиты “кулаками”.


Другие работы по этой теме:

  1. Пашкин Лев Ильич – советский чиновник-бюрократ, председатель окрпрофсовета. В имени и отчестве персонажа комично сочетаются ассоциации одновременно с Троцким и Лениным. Явившись на строительство, П....
  2. Вощев – главный герой повести. Фамилия персонажа ассоциативно связана со словами “общий”, “тщетный”, “воск”. Повесть начинается с того, что В. в день тридцатилетия увольняют с...
  3. Прушевский – инженер, производитель работ; о герое говорится, что это “не старый, но седой от счета природы человек”. Он сам “выдумал” идею “общепролетарского дома” и...
  4. В свою тридцатую годовщину жизни Вощев получил расчет с маленького завода, на котором он трудился, пытаясь добыть немного денег для жизни. В документе, который он...
  5. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Лизавета – младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. “…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,...


Ф. М. Достоевский Дядюшкин сон Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губернского города Мордасова. Ненавидя и боясь, все, однако, признают её влияние. Её супруг Афанасий Матвеевич, простоватый и до крайности запуганный женой, когда-то лишился места «за неспособностью и слабоумием» и живет один в «подгородной деревне», парясь в бане и попивая чай. У Москалевых всег

Родился А.С. Пушкин (1799-1837) в Москве в зажиточной дворянской семье. Закончил Царскосельский лицей. Еще во время обучения писал стихи. Удачным литературным дебютом была поэма «Руслан и Людмила». Свободолюбивые стихи поэта не нравились царю Александру І, поэтому он приказал отправить его служить на юг Русской империи. В 1820 году Пушкин отправляется в путешествие, которое длилось свыше четырех лет. Он побывал в Екатеринославе (Днепропетровск), на Кавказе, в Крыму, Кишиневе, Камянце, Одессе, Ки

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее. Перене

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, - собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему воз

Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..." Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется резкими характеристиками, чтобы подчеркнуть нее

Левитанский Юрий Давыдович (1922-1996), поэт. Родился 21 января в Киеве. Окончив школу в 1938 в городе Сталине (ныне Донецк), едет в Москву, где учится в Институте философии, литературы и истории. С началом Отечественной войны уходит на фронт солдатом, становится офицером, затем фронтовым корреспондентом, начав печататься в 1943 во фронтовых газетах. В послевоенные годы выходит первый сборник стихотворений Левитанского -"Солдатская дорога" (1948) в Иркутске, затем сборники "Встреча с Москвой" (1

План На тернистих життєвих дорогах. Оптимістична віра у своє поетичне покликання й щасливу долю у поезії «Contra spem spero!» Побудова вірша на двох системах контрастних образів, при­страсність монологу. Сила людини - у відповідальності за долю інших, за народ. Утвердження думки про життя як діяння, боротьбу зі своїми слабкостями. Алегоричність, символічність образів «весни золотої» та «осінніх хмар», «зірки провідної». Сила особистих переживань, автобіографічність поезії. 6.

Одно только Насте, которую вспоминал Жачев, принадлежит далеко не последняя роль. Дите несмышленое, но уже при первой встрече с Сафроновым четко осознает свое историческое предназначение. Главным для нее и народа являются Ленин и Буденный. Когда их не было на свете, а были только буржуи, то и она не хотела рождаться, а появилась в мир только благодаря деятельности Ленина. То есть Настя - это детище, рожденное октябрьской революцией 1917 г., появившееся сразу же "с революционным умом". Как же так, может удивиться читатель, ведь у нее своя, настоящая мама. Есть, конечно, мама, но она "буржуйка", по мнению самой дочери, отживший класс. Отказ от прошлого означает потерю исторических связей, культурных традиций и замена их идейными родителями -Марксом и Лениным. У людей же, отрицающих прошлое, не может быть будущего.

Разрушительное отношение к человеку со стороны властей касалось не только уходящего в историю буржуазного сословия, но и всего трудового народа, в том числе и детей. Образ девочки в повести весьма своеобразен: "Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка". Для художественной эстетики Платонова, как и ранее для Ф.М. Достоевского, ребенок - это высший человеческий критерий, на котором поверяется гуманизм отдельного человека и государства в целом.

Настя искренне удивляется гробам, припрятанным крестьянами: "А зачем им тогда гробы? Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!" Землекопы на этот наивный вопрос ничего не могли ответить вразумительного. Увидев среди мужиков одного голого, она сразу же недоумевающе задумывается, "одежду всегда отбирают, когда людей не жалко...". На все эти вопросы ответить правильно и без страха не каждый мог, даже из числа тех, кто догадывался о причинах. Ответ же, в сущности, простой. Новым властям совершенно безразлично в кого стрелять и кого морить голодом. Трудно сейчас назвать точные миллионы погибших в период коллективизации в голодные (неурожайные) годы. Причем погибали отнюдь не буржуи.

Вот Сафронов объясняет "будущему радостному предмету", как называет Настю Жачев, непримиримость классовых отношений, что коммунисты и поддерживающие их активисты, согласно решениям партийного пленума, обязаны ликвидировать зажиточных "не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!" Девочка после таких комментариев не только спрашивает "Вы с кем останетесь?", но и пытается сама домыслить сказанное: "Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало". Настя мыслит правильно, так и решали поступить с народом в правительственных кругах. Плоды учения Чиклина и Сафронова, как видим, не прошли бесследно. Посещая ежедневно детский сад, она растет вполне сознательной гражданкой нового общества. Такое мнение подтверждает твердый, не по-детски уверенный в своих убеждениях стиль письма к Чиклину: "Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов! Привет бедному колхозу, а кулакам нет". Так, "в буднях великих строек" нарождалось новое молодое поколение советских людей, готовое идти на любые решительные шаги во имя великой идеи. Андрею Платонову был чужд такой оптимизм, он не верил в справедливость власти, основанной на насилии и обмане. Последние грозные слова Жачева относятся именно к тем, кто обманывает народ, из-за которых умирают дети: "Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью". Однако так и не удаюсь пролетарию расправиться с этим "классовым изменником". Ох, живучи оказались Львы и Ильичи Пашкины! Бациллы их деятельности заразили, казалось бы, стойкого бригадного, как Чиклин. Как бы утешая погибших Козлова и Сафронова, он клянется продолжать их дело, быть таким же, как Сафронов: "Стану умнеть, начну выступать с точкой зрения, увижу всю твою тенденцию, ты вполне можешь не существовать".

Настя - символ будущего социализма - умирает от недостатка душевной доброты к ней и, как это ни странно, "от понимания мира". Пожалуй, второй факт будет более существенным, ибо внимания со стороны старших (после смерти матери) она получает в достаточном количестве. Вспомним, ведь она умирает, хотя в последнюю ночь ее согревали своим теплом Елисей и Чиклин. Они хорошо понимали значимость ее жизни, прекрасно осознавали "настолько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтоб она была жива".

Тем не менее Настя умерла, а вместе с ней исчезла, по замыслу автора, и вера в светлое будущее. Нет, нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства. Когда Вощев приходит в бригаду землекопов, он вместо здорового счастья довольных от физической работы людей замечает на лицах спящих только смертельную усталость и тоску. Их скучные физиономии не выражали никакого подобия мысли. Идея общественной пользы поработила всецело личные чувства. Вместе с тем Платонов не упрощает проблему. Забитые и обезличенные люди, превращенные в массу, имеют свое сокровенное. Так, Чиклин и Прушинский вспоминают свою любовь, согревающую их души теплом; Вощев пытается осмыслить свое назначение в жизни; Жачев - добиться справедливости; Козлов - пролезть в руководящие кадры. Все же в стране, где есть один главный человек, нет места другим лицам. Происходит процесс обезличивания. Вот почему Чиклин отвечает: "Какое я тебе лицо? Я никто". Так же характеризует себя и юная Настя: "Я никто". Зато девочка прекрасно знает вождя мирового пролетариата. Вспомним: так же пессимистично, смертью ребенка, заканчивается и роман "Чевенгур". В подобном неверии в победу социалистического хозяйствования скрывается определенная позиция автора. Платонов в своих выводах далек от безумного оптимизма Пашкина, любившего повторять в трудные минуты: "... все равно счастье наступит исторически". Нет, такого счастья может не быть, ведь за него надо бороться, приближать его трудовой деятельностью, нужны, наконец, объективные условия для его осуществления. Таких условий писатель, исходя из своего жизненного опыта, не видел.

Система образов. Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча­стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб­щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вы­зов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во- щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: «воск», «вощеный», то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но «Вощев» — это и «вотще», то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож­ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь — от на­дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и ин­женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина­ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при­общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет­ся избавиться от собственных проблем.

Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!».

Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну­лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя­вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол­няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс­ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.

В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них — Жачев — безногий калека, инвалид пер­вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес­сивен. По поручению Чиклина Жачев «ликвидирует кулаков в даль» — отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: «… я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели.

Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте­ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос­тается тяжелое бремя долбить в «вечном камне» могилу для девоч­ки. В жизни землекопа остался один труд.

Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.

Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре­стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре­стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру.

В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв­ляется образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов­лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст­ва. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.