Кто такой графоман? Чем отличается от писателя? Графомания

Вот мнение одного литературного критика (по ссылке - https://ridero.ru/books/kak_voiti_v_literaturnoe_soobshestvo/read#textpreview):

"Что Вы думаете про графоманов?

А знаете, мне вообще кажется, что традиционное противопоставление графомании и качественной литературы - оно неверное. Графоман - это человек, которому нравится писать и который пишет много. А качественный писатель - это писатель, который пишет хорошо. Знаем ли мы писателей, которые писали много и хорошо? Да! Например, Лев Толстой, Бальзак, Дюма, Жюль Верн. А знаем ли мы писателей, которые не были графоманами и были хорошими писателями? Ну, да: Достоевский не был графоманом, он настолько тяжело писал, что он предпочитал надиктовывать романы, потому что диктовать получалось быстро, а писать - медленно. Кому легче быть писателем - графоману или не графоману? Графоману! Означает ли это, что всякий графоман имеет шансы стать качественным писателем? Нет! Для этого нужен талант, для этого нужно критическое отношение к собственному тексту - способность его перечитывать, совершенствовать, для этого нужна писательская смелость".

Понятно, что этот вопрос для меня злободневный по конкретной причине - когда я узнал на Е-хе про сервис самиздата, книги, что я писал в стол (штук 5), смог издать. Но на этом не остановился - с декабря 2015 года я издал более 35 книг, то есть примерно 5 книг в месяц, конечно, некоторые тонюсенькие (например, две сказки), есть тонкие (Журнал "Русский менеджмент" в книжном варианте), но прилично книг 200 - 400 стр., при том, что запустил ряд книжных проектов (самый большой -это серия из 60 книг, 12 из которых уже вышли).

Комментарии

1 0 0 0 1 0 0 2 0 0 0

Википедия дает нам следующее определение графомании: «Графомания (от греч. γρα φω — писать, чертить, изображать, и греч. μανια — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов».
«Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму.
Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.
Как человек становится графоманом? На бумаге мы выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или ненависть. Однако в большинстве случаев у человека есть много собеседников и кроме листа бумаги. А у графомана — нет. Изначально одинокий, может быть, страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.

Такого человека можно только пожалеть. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно их творчества.

Для большинства авторов мнение их аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат — произведения, лишенные какой-либо литературной и духовной ценности, однообразные и неоригинальные.
Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно по этой причине, начинает его избегать.

Впрочем, описанное — тяжелый случай заболевания.
В легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями. Например, любимый человек находится в отъезде, и писательство в данном случае — лучший способ отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.

Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве. Однако в случае тяжелой формы заболевания понадобится вмешательство специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеванием, последствия от неквалифицированного воздействия могут быть фатальными».

Обращаясь к издателям, редакторам, литературным агентам, графоманы тяжело и болезненно переживают даже вежливые отказы и стараются как можно больнее обидеть человека, отказавшего в публикации. Иногда они пишут оскорбительные письма годами, правда это встречается редко.
Графоман не способен воспринимать критику и требует, чтобы его произведения печатались дословно, без редактуры. При публикации за свой счет (маленькие типографии охотно выполняют такие заказы) книги выходят, но тут графомана поджидает следующий удар: подобного плана фолианты или брошюры книжные магазины и книжные дилеры практически не берут. Выхода на широкий рынок, известности, славы, почета и денег по-прежнему нет. Если писатель задается вопросом «А не графоман ли я?», значит, еще не все потеряно и шанс на благополучный исход весьма велик.
Литературный институт, к примеру, хорош тем, что учит критиковать других и принимать критику по отношению к себе, править произведения, шлифовать, переделывать порой много-много раз.
Грань между писателем и графоманом бывает очень тонка, поскольку и тот и другой могут быть психически неуравновешенны. Вот только неуравновешенность эта разного характера и этиологии.
И если настоящий художник (я повторюсь), очнувшись от своего творческого забытья, порою сам не может поверить в то, что это его слова, мысли, чувства, мазки кисти запечатлены на этом листе бумаги или холсте, то графоман прекрасно понимает, что эти чудесные слова, складывающиеся во фразы, написал именно он и никто другой. Ничего трансцендентного.
Если художнику свойственны непрерывная потребность превзойти себя, сделать лучше, написать лучше, по-иному осмыслить те или иные события, характеры, поступки, для того, чтобы реализовать все грани своей личности, всё, что таится в зародыше, запрятано изначально в душе, генах и т. п., способность учиться, по-новому осмысливать жизнь, события, постоянно открывать что-то новое, не отрицать оголтело каких-то вещей, предварительно не изучив их, способность временно мимикрировать, менять взгляды и установки, способность колоссально много работать и изучать необходимый материал с разных сторон, то графоману до этих эмпирей, простите за грубость, — до лампочки. Никакой способности учиться, никакого желания превзойти себя для него не существует. Наоборот, графоман изначально уверен в гениальности своих текстов, в том, что его зажимают, а все премии даются исключительно по блату и за большие деньги (постель). Ревнив не к музе, а к благам и почету, графоман болезненно стремится получить и то и другое, несмотря на то, что его текст может пестреть не только клише, но и огромным количеством орфографических ошибок.
Если вы начинающий писатель, не поленитесь, изучите правила правописания, возьмите сборник Розенталя («Справочник по правописанию и литературной правке») или на худой конец отдайте текст редактору, корректору, учителю русского языка в школе. Право слово, эти услуги стоят не так дорого, но вполне возможно, что именно этот шаг станет первым на пути к публикации вашего текста.


14 способов отличить графомана от настоящего писателя

1. Графоман очень болезненно переносит критику и как правило принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.

2. Графоман очень любит рассказывать всем о своем творчестве и не прочь продекламировать стихи или главы из нового романа даже там, где это абсолютно неуместно, и хочет этого собеседник или нет. Настоящий труженик слова - напротив, испытывает затруднения, когда оказывается, вынужден, что-то озвучить прочитать, привлечь общее внимание к своей персоне.

3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.

4. Знатоки человеческих душ имеют в создаваемых произведениях свою манеру обращения, отличающийся своеобразием язык, уникальный стиль, который выделяет их среди прочих. Вспомните Толстого, Чехова, Достоевского, Шолохова, Хемингуэя, - разве можно их спутать прочитав даже незнакомый текст. Однако при чтении творения графомана у читателя появляется стойкое ощущение: "где-то я все это уже видел, слышал, читал!" и появляется желание отложить книгу в сторону.

5. Графоман не редкость заносчив, крикливо одет, любит употреблять словосочетание "мое творчество" и называть себя при случае и без случая, писателем. Ему нравится похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В его обществе необходимо слушать только его.

6. Настоящий мастер остерегается громких слов. Он прост в общении, любит людей... исподволь наблюдает за Вами, изучает, оценивает, примеривает. Возможно - Вы материал для его творчества. Вы ему интересны. Его отличает здоровая доля самоиронии.

7. Истинный труженик слова ставит на первое место качество написанного, и он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь... (Гоголь). Для графомана важно количество в ущерб качеству.

8. В талантливом произведении вы обязательно найдете интересные мысли; графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, самобытность в его творчестве отсутствует.

9. Инженеры человеческих душ стремятся сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.

10. Истинно творческий человек готов годами писать в стол, а графоману нужен непрерывный успех и восхваление его мнимых талантов, иначе он опускает руки.

11. Писателю не столько важны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.

12. Настоящих литераторов отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти на повороте, отодвинуть на периферию.

13. Писателя отличает обостренное чувство справедливости, нежелание сотрудничать с властями... денежными мешками и тупыми редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража, призрачной славы перешагнет через все.

14. Писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.

Вот информация по справочникам. Кое что интересное на мой взгляд по теме.

К. Ю. Старохамская
Нас как правило интересуют именно «бездарные, но плодовитые писатели (ирон.)» – а именно: где грань? Любой ли бездарный писатель – графоман? Некоторые делают упор на количестве написанного. Но главный и очевидный критерий не количество написанного а качество. Все же от диалектики никуда не денешься, переход количества в качество и т.д., кто помнит. Так вот, о качестве. Есть куча бездарных писак – абсолютно не графоманов. Это дельцы, приспособившиеся и чутко уловившие сиюминутные запросы общества, поэтому их бездарная писанина имеет официальный или коммерческий успех. Если на дворе советская власть – он кропает книжки о сусально-плакатных пионерах, героях, или о пионерах-героях, о передовиках производства, западных шпионах и т.д. Если власть переменилась и нужно другое – он валяет романы про борьбу мафий, жизнь гламурных красоток и все такое. Требуется диссидентская литература – пожалуйста, готов роман о притеснениях инакомыслящих в годы советской власти. Качество всего этого не просто ниже плинтуса, оно уже где-то приближается к «привет шахтерам», но это не графомания, а ловкачество. Такие люди как раз здоровее нас всех. И никакой страсти к этому занятию у них нет, им нравится результат: деньги, звания, слава. Вот где однозначно была решена проблема графомании, так это в СССР. Если ты член Союза писателей – значит ты инженер человеческих душ. Если нет – имя тебе графоман, и можешь писать для собственного удовольствия, публиковаться в стенгазетах, если, конечно, не будешь отклоняться от генеральной линии партии. А не то и подправить можно. Ажаев, Семен Бабаевский, Иван Шевцов, Кочетов, известные своей вопиющей бездарностью – это писатели-соцреалисты, перед которыми редакторы литературных журналов делали ку и платили им фантастические гонорары. А Булгаков, Зощенко, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Платонов, Даниэль, Синявский – модернисты-графоманы, подозрительные субъекты. А Бродский так и вовсе тунеядец, чуть ли не уголовник. Во все времена были гениальные писатели, которых общество оценило уже после их смерти. А при жизни домочадцы считали их именно графоманами, жены кидали в них посуду, а лавочники не отпускали в долг. Таким образом, признание литературными организациями, величина гонорара – тоже никакая не гарантия, что перед нами не графоман, равно как и отсутствие признания и гонораров – не признак графомании. Есть еще одна категория людей – пишущие для своего удовольствия. Они не претендуют на признание, не огорчаются от непризнания, и не считают себя супергениями. Так, пописывают себе в охотку. Иногда из них получаются Агаты Кристи, чаще не получаются, но это тоже не графоманы... Иногда встречается мнение, что графоман – это тот, кто не может не писать. Но это уж вовсе ни в какие ворота не лезет – этак мы всех хороших и гениальных писателей в графоманы запишем... Что же остается? Как нам реорганизовать Рабкрин... то есть отличить графомана? Кажется, уже все критерии перебрали – и везде расплывчатость. Неопределенность. И никакого правила Лопиталя, чтобы ее раскрыть путем взятия производных. Но мне кажется, что я таки нашла критерий. Дело в том, что у меня под присмотром долгое время был немаленький поэтический сайт, и приходилось много общаться с поэтами. Закачивать туда их стихи, разруливать ситуации в форумах, где разгоралось обсуждение. И я обнаружила, что чем талантливее стихи – тем внимательнее и спокойнее человек относится к критике. Талантливый поэт может не согласиться с критикой и сказать, что он хотел написать именно так. Может согласиться и исправить. Но в любом случае он критику выслушает, обдумает и поблагодарит за внимание. Может и огорчиться, но огорчение будет направлено на себя: не сумел, не донес, недовыразил мысль, не отточил слог. Потому что настоящие поэты ужасно скромны, самоедливы и требовательны к себе. А вот бездарные – наоборот."
Ну, вот и все дорогие читатели.Терпения Вам трудолюбия, умных читателей, и вообще немножко счастья, его порой так не хватает!
Бонус, для тех кто дочитал до конца. Совершенно бесплатная книга "49 загадок окружающего нас мира" На https://www.amazon.com/dp/B071SFW78G
"Что было скрыто от взоров. Сокровенные тайны мира, где мы живем. О чем молчали ученые. Секреты и загадки нашей планеты. Нареченная сестра Земли. Тайна катастрофы Венеры. Не повторим ли мы ее судьбу? Кто мог оставить следы на Луне? Такая важная небесная спутница. Дворник океанического дна. Что за сила двигает континенты. Марианская бездна. Кто создал самые глубокие впадины мира. Парадоксы Большого взрыва. Если не Бог - то кто? Почему мы не видим Великий Аттрактор".
Примечание: Картина "Девушка за книгой" 60х80 см. холст-масло, продается.

1. Графоман очень болезненно переносит критику и зачастую принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.

2. Графоман очень любит рассказывать всем о своем творчестве и не прочь продекламировать стихи или главы из нового романа даже там, где это абсолютно неуместно, и хочет этого собеседник или нет. Настоящий писатель напротив, испытывает затруднения, когда оказывается, вынужден, что-то озвучить прочитать, привлечь общее внимание к своей персоне.

3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.

4. Истинный писатель имеет свою манеру обращения, отличающийся своеобразием язык, уникальный стиль, который выделяет его среди прочих. Вспомните Толстого, Чехова, Достоевского, Шолохова, Хемингуэя, - разве можно их спутать прочитав даже незнакомый текст. Однако при чтении творения графомана у читателя появляется стойкое ощущение: "где-то я все это уже видел, слышал, читал!" и появляется стойкое желание отложить книгу в сторонку.

5. Графоман зачастую заносчив, крикливо или модно одет, очень любит употреблять словосочетание "мое творчество" и называть себя при случае и без случая писателем. Любит похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В его обществе нужно слушать только его.

6. Истинный гений остерегается громких слов. Он, как правило, прост в общении, любит людей исподволь наблюдает за Вами, изучает, оценивает, примеривает. Возможно Вы материал для его творчества. Вы ему интересны. Настоящего писателя отличает здоровая доля самоиронии.

7. Истинный писатель ставит на первое место качество написанного, и зачастую он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь. (Гоголь, Хемингуэй) Для графомана важно количество в ущерб качеству.

8. В произведении талантливого писателя вы обязательно найдете интересные мысли, графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, но самобытность в его творении мало присутствует.

9. Истинный писатель всегда стремится сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.
10. Настоящий писатель готов годами писать в стол, а графоману нужен непрерывный успех и восхваление его мнимых талантов, иначе он опускает руки.
11. Истинному писателю не столько нужны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.
12. Настоящих писателей зачастую отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти на повороте, отодвинуть на периферию.
13. Истинного писателя в отличие от графомана отличает обостренное чувство справедливости, не желание сотрудничать с властями, денежными мешками, тупыми редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража и денег перешагнет через все.
14. Настоящими писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают нам поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.

С детства человека обучают основным видам деятельности, которые станут нужными во взрослом возрасте. В их число входит умение писать. Все люди пишут, оставляют заметки, кто-то становится писателем. Однако есть психическое заболевание, которое называется графоманией, признаки которого приписывают лицам, плохо пишущим. Причины страстного желания писательства и способы лечения будут рассмотрены на сайте психиатрической помощи сайт.

Что такое графомания?

Психиатрия рассматривает графоманию, поскольку речь идет о психическом отклонении. Что такое графомания? Это страсть, тяга, неуемное желание что-то писать, сочинять. При этом культурной ценности данное творение никакой не представляет. Сочинения могут быть абсолютно бессмысленными для нормальных людей и осмысленными только для больного пациента.

Психология рассматривает графоманию как тягу к сочинительству при отсутствии каких-либо наклонностей и талантов в данной области. Человек испытывает неконтролируемое желание писать, что выражается в творении полной бессмыслицы. Критикам и читателям такие изваяния не представляют никакой ценности. Порой подобные сочинения являются абсолютно бессмысленными сами по себе.

Графомания является результатом психического отклонения в виде мании, которая не возникает на пустом месте. Как и любое заболевание, оно проявляется в различных формах.

Графоманом называют человека, который плохо пишет. Сюда также относятся страстно пишущих людей. Они являются многословными, их сочинения становятся пустыми и бессмысленными, несвязными. Для литературных критиков данные творения не составляют никакого интереса. Единственные, кто обращает на них внимание, — это психиатры, которые стараются через выражения человека установить причины развития его болезни, цели, которые он преследует, а также понять само заболевание.

Графомания проявляется в том, что человек начинает много писать на тему, в которой может вообще не разбираться. К примеру, графоман начнет писать научные труды, абсолютно не разбираясь в области, о которой пишет. Он может сочинять стихи, не соблюдая рифмы. Может сочинять художественные произведения, не обладая соответствующими талантами.

Разновидностью графомании является эротографомания – это сочинительство любовных писем. Может проявляться у психически больных людей, которые таким образом достигают сексуального возбуждения или удовлетворения.

Признаки графомании

Главными признаками графомании являются различные ошибки, которые проявляются в сочинениях:

  • Неумение работать над собой.
  • Навязчивое повторение образов.
  • Необучаемость.
  • Нарушение связности текста, лексики, стилистики, синтаксиса.
  • Отсутствие прогрессивного пути.
  • Нетерпимость к критике своих творений.
  • Увлеченность типичными образами.
  • Плагиат.
  • Ненависть к авторам, чьи творения печатаются.
  • Монотонность и скучность текста.

В отличие от обычных писателей, которые также могут испытывать некоторые перечисленные переживания, у графоманов такие явления становятся привычными. Им нравится абсолютно все, что ими создается. Они испытывают желание писать как можно больше. От самого процесса написания они получают огромное удовольствие.

Графоманы много пишут. Они практически не могут остановиться. Более того, они навязчиво предлагают другим людям оценить их творения. Они способны рассылать свои сочинения как знакомым лицам, так и незнакомым.

Люди, которые страдают рассматриваемым психическим состоянием, жаждут, чтобы их опубликовали. Причем все их творения рассказывают о них лично. Чтобы написать о других персонажах, у них просто не хватит ни знаний, ни опыта. Поэтому графоманы пишут исключительно о себе, представляя себя в таком образе, в котором их должны воспринимать другие люди.

Графоманы не способны воспринимать критику. Они даже шуточные высказывания воспринимают очень болезненно. Им не присуща ни самоирония, ни чувство юмора. Если их творения не воспринимают и не печатают, тогда они еще больше углубляются в свое болезненное состояние. Псевдоним графоманы берут громкий и звучный.

Графоман всегда носит свои творения с собой, чтобы в любой момент их могли оценить люди. При этом сами творения у здоровых людей вызывают улыбку, которая раздражает больного человека.

Самым главным признаком, который выделяет графомана на фоне всех остальных писателей, является серьезное отношение к своей деятельности. Остальные признаки могут присутствовать, но не в полном объеме.

Причины графомании

Графоманию можно связать с одиночеством человека в обществе, поскольку основными причинами ее появления называют:

  1. Отчужденность.
  2. Низкую самооценку.
  3. Отсутствие друзей, с которыми можно найти общий язык.
  4. Стремление к мудрствованию.
  5. Обособленность.
  6. Гиперкомпенсация комплекса неполноценности.
  7. Сверхценная и бредовая идея идентификации себя с выдающимся писателем.
  8. Отстраненность и т. д.

Когда человек остается в одиночестве, ему хочется самовыразиться. Это можно сделать через письмо, когда он пишет о себе и раскрывает свои мысли, образы, тайные желания. Больной человек изливает душу через письмо, что еще больше усугубляет его состояние. Дело в том, что психиатры заметили закономерность: чем больше графоман пишет, тем меньше он нуждается в живом, реальном общении. Он все больше погружается в свой мир, где есть только он и его творения. При этом с реальными людьми он уже не сталкивается.

Поскольку через написание творений человек компенсирует свою потребность в общении, графоман очень серьезно относится к своей деятельности. Его творения не являются уникальными или особенными. Сам графоман восхищается своими творениями. Другие люди испытывают лишь смех и чувство жалости к тому, кто хотел их поразить. Если кто-то высказывает негативную критику в адрес графомана и его творения, это воспринимается очень болезненно, о чем потом и рассказывает человек в своих произведениях.

Для роста и развития своих творческих навыков писатели интересуются мнением своих читателей. Критика является стимулом для развития, чтобы в дальнейшем писать лучше. Графоманы лишены данного качества. Они не развиваются, поскольку ограждаются от любой критики в свой адрес.

Все их общение с людьми сводится к предложению прочитать новое творение. Из-за нежелания совершенствоваться, творения остаются скучными и неоригинальными. Причиной тому является все больший уход в свой иллюзорный мир, где графоман не желает контактировать с реальными людьми.

Более легкие формы графомании не являются психологическими отклонениями, если человек может быстро бросить свое увлечение, когда ситуация исправляется:

  • Временные трудности, когда человек может выговориться только на бумаге.
  • Наследственность.
  • Половые патологии и увлечения.
  • Живой темперамент.
  • Лень.
  • Праздность.
  • Отсутствие морали.

Графомания может встречаться при различных расстройствах (шизофрении, гипоманиакальном состоянии, паранойе, маниакальном состоянии, параноидном расстройстве личности и пр.). Может проявляться психический автоматизм, когда больной уверяет, что некие силы заставляют его много писать.

Лечение графомании

Лечение графомании полностью зависит от степени тяжести болезни. Если графомания проявляется в легкой форме, тогда ее можно исправить путем переключения внимания человека на другие интересные хобби и увлечения. Тяжелая форма графомании лечится уже совместно со специалистами (психотерапевтами и психиатрами). Здесь назначается психотерапевтическая работа и медикаментозное лечение, которое включает прием психотропных и нейролептических препаратов.

Следует устранить проблему с живым общением с реальными людьми. Графоманию можно остановить, если человек наладит контакты с внешним миром. Здесь также проводится психотерапевтическая работа, направленная на:

  1. Устранение внутренних проблем, которые мешают коммуницировать с людьми.
  2. Обучение навыкам .

Все упирается в то, чтобы уметь общаться с людьми, слушать и слышать их, а также правильно выражать свои мысли, чтобы быть услышанным. Все это происходит не за один день, поэтому терапевтическая работа является долгой.

При лечении графомании часто используются когнитивно-поведенческая и семейная терапии.

  • Когнитивно-поведенческая терапия направлена на устранение отчужденности, робости, низкой самооценки, неуверенности, боязни.
  • Семейная терапия направлена на получение поддержки от близких и стабильного общения с ними. Близким следует проявлять больше терпения и интереса к графоману. Он должен почувствовать, что им интересуются и заботятся за таким, каков он есть. Его внимание должно переключиться на доверие близким.

Радикальным методом лечения графомании является лоботомия – иссечение лобных долей головного мозга, на что соглашаются не все графоманы.

Прогноз

Графомания дает неоднозначные прогнозы, что зависит от степени тяжести болезни. Легкая форма отклонения быстро устраняется, когда у человека налаживаются контакты со значимыми ему людьми и он начинает ощущать их поддержку. Тяжелая форма графомании может навсегда остаться с человеком, который будет считать свою деятельность единственно существующим миром.

На продолжительность жизни графомания не влияет. Однако речь идет о психическом расстройстве, когда человек начинает заменять одни потребности другими. Следует понимать, что уход в писательство является компенсацией. Что именно графоман компенсирует, становится понятным лишь после диагностики его болезни.

Оставлять графомана наедине со своей бедой не следует. Сам по себе человек не сможет ничем помочь. Нужны специалисты, которые диагностируют состояние и помогут определиться с необходимостью курса лечения.