Леонардо ди сер пьеро да винчи. Кратко о творчестве леонардо да винчи

Леонардо да Винчи — один из великих гениев всех времен, значительно опередивший свою эпоху. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным, исследователем тайн многих наук. Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Иоанн Креститель», «Бахус». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).

Леонардо да Винчи — гениальный художник.

Леонардо да Винчи — автор многих превосходных произведений, которые всегда будут восхищать любителей искусства. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. В С.-Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности. Неповторимость Леонардо да Винчи проявилась и в том, что его главным образом интересовали черты лица, постановка фигуры, движение, правильное, естественное изображение предметов, светотень и перспектива. До того, как начать картину либо ваять скульптуру, мастер делал множество набросков, которые затем использовал в ходе работы. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.

Леонардо да Винчи — изобретатель.

Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Круг его интересов чрезвычайно широк: анатомия, ботаника, математика, физика, астрономия, оптика, гидравлика, инженерия, архитектура, музыка и поэзия. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. К сожалению, гениальные достижения ученого не изменили хода развития техники, так как он отказался от опубликования своих необычных проектов.

Хронология.

1452 — родился в поселке Винчи;
1467 — становится учеником А. дель Верроккъо во Флоренции;
1482/83-1499 — работа в Милане, при дворе Л. Сфорца;
1500-1506 — жизнь и работа во Флоренции;
1503-1506 — работа над портретом Моны Лизы;
1513-1516 — жизнь и работа в Риме, под покровительством Д. Медичи, брата папы Льва Х;
1517 — переезд во Францию, строительство очистительных систем на Луаре;
1519 — смерть в Амбуале.

Знаете ли вы, что:

  • Леонардо да Винчи прославился не только гениальными картинами, но и научными открытиями, опередившими его эпоху.
  • В период работы при миланском дворе Леонардо да Винчи написал портрет Сесилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
  • Потрет флорентийки Моны Лизы дель Джокондо замечателен прежде всего таинственной полуулыбкой женщины.
  • Множество рисунков великого мастера свидетельствуют о его увлечении, например, анатомией и механикой.

Leonardo da Vinci. 15.04.1452, Винчи – 02.05.1519, Клу

Беспрецедентное внимание, уделяемое ныне историками и беллетристами личности Леонардо да Винчи, – свидетельство поворотного момента в отношении к культуре Возрождения, переоценки духовного содержания «величайшего прогрессивного переворота», лежащего в основе современной европейской цивилизации. В Леонардо видят своего рода квинтэссенцию зарождающейся эпохи, подчеркивая и выделяя в его творчестве то связь с мировоззрением предшествующего времени, то кардинальное размежевание с ним. Мистика и рационализм уживаются в оценке его личности в непостижимом равновесии, и даже огромное письменное наследие мастера, дошедшее до нашего времени, не в состоянии его поколебать. Леонардо да Винчи входит в число величайших ученых, хотя очень немногие его проекты были осуществлены. Он входит и в число величайших деятелей искусства, несмотря на то, что создал очень мало картин (к тому же не все они сохранились) и еще меньше скульптур (не сохранились совсем). Великим Леонардо делает не количество воплощенных замыслов, а изменение метода как научной, так и художественной деятельности. Образно говоря, он стремился «понять организм каждого предмета в отдельности и организм всего мироздания» (А. Бенуа).

Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1510-1515

Детские и отроческие годы Леонардо документально освещены очень мало. Его отец, Пьеро да Винчи, был потомственным нотариусом; уже в год рождения сына он практиковал во Флоренции и скоро занял там видное положение. О матери известно лишь то, что ее звали Катериной, она происходила из крестьянской семьи и вскоре после появления на свет Леонардо была выдана замуж за состоятельного земледельца, некоего Аккатабриджу ди Пьеро дель Вачча. Леонардо был взят в дом отца и воспитывался бездетной мачехой Альбиерой Амадори. Чему и как его обучали, каковы были его первые опыты в рисовании – неизвестно. Бесспорно лишь то, что на формирование личности мальчика большое, если не решающее влияние оказал его дядя Франческо, с которым у Леонардо да Винчи всю жизнь сохранялись самые теплые отношения. Поскольку Леонардо был незаконным сыном, он не мог наследовать профессию отца. Вазари сообщает, что Пьеро дружил с Андреа Верроккьо и показал ему однажды рисунки сына, после чего Андреа взял Леонардо в свою мастерскую. Во Флоренцию Пьеро с семьей переехал в 1466, следовательно, в мастерской (боттеге) Верроккьо Леонардо да Винчи оказался в возрасте четырнадцати лет.

Крупнейшими работами, выполнявшимися Верроккьо в период обучения у него Леонардо, были статуя «Давид» (Флоренция, Барджелло), созданная по заказу семейства Медичи (полагают, что для нее позировал юный Леонардо да Винчи), и завершение купола Флорентийского собора золотым шаром с крестом (заказ города получен 10 сентября 1468 и выполнен в мае 1472). В мастерской Андреа, лучшей во Флоренции, Леонардо да Винчи получил возможность изучить все виды изобразительного искусства, архитектуру, теорию перспективы и ознакомиться отчасти с естественными и гуманитарными науками. На его становление как живописца, по-видимому, оказал влияние не столько сам Верроккьо, сколько учившиеся у него в те же годы Боттичелли и Перуджино .

В 1469 Пьеро да Винчи получил должность нотариуса Флорентийской республики, а затем ряда крупнейших монастырей и семей. К этому времени он овдовел. Переселившись окончательно во Флоренцию, Пьеро вторично женился и взял Леонардо в свой дом. Обучение у Верроккьо Леонардо продолжал, а также самостоятельно занимался науками. Уже в эти годы он познакомился с Паоло Тосканелли (математиком, врачом, астрономом и географом) и Леоном Баттистой Альберти . В 1472 он вступил в цех живописцев и, как свидетельствует запись в цеховой книге, заплатил взнос на организацию праздника св. Луки. В тот же год он вернулся в мастерскую Андреа, так как отец вторично овдовел и в третий раз женился. В 1480 Леонардо да Винчи имел собственную мастерскую. Первое живописное произведение Леонардо, известное ныне, – изображение ангела в картине «Крещение Христа» (Флоренция, Уффици). До недавнего времени картина считалась (на основании сообщения Вазари ) произведением Верроккьо, который якобы, увидев, насколько ученик превзошел его в мастерстве, отказался от живописи.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

Однако проведенный сотрудниками Уффици анализ показал, что работа выполнена коллегиально тремя или даже четырьмя художниками в соответствии с традициями еще средневековых мастерских. Очевидно, главную роль среди них сыграл Боттичелли. Принадлежность фигуры левого ангела кисти Леонардо не вызывает сомнений. Он же написал и часть пейзажа – за спиной ангела у края композиции.

Отсутствие документальных свидетельств, подписей и дат на картинах сильно затрудняет их атрибуцию. К началу 1470-х относят два «Благовещения», которые, судя по вытянутому по горизонтали формату, представляют собой алтарные пределлы. То из них, что хранится в собрании Уффици, включают в ряд немногочисленных ранних работ Леонардо да Винчи. Его суховатое исполнение и типы лиц Марии и ангела напоминают произведения Лоренцо ди Креди, товарища Леонардо по мастерской Верроккьо.

Картина Леонардо да Винчи "Благовещение", 1472-1475. Галерея Уффици

«Благовещение» из Лувра, решенное в более обобщенной манере, в настоящее время отнесено к работам Лоренцо.

Леонардо да Винчи. Благовещение, 1478-1482. Музей Лувр

Первым датированным произведением Леонардо да Винчи является рисунок пером, представляющий пейзаж с речной долиной и скалами, возможно вид по дороге из Винчи в Пистойю (Флоренция, Уффици). В верхнем левом углу листа помещена надпись: «В день святой Марии Снежной 5 августа 1473». Эта надпись – первый известный образец почерка Леонардо да Винчи – сделана левой рукой, справа налево, как бы в зеркальном отражении.

Леонардо да Винчи. Пейзаж с речной долиной и скалами, выполненный в день святой Марии Снежной 5 августа 1473

К 1470-м относятся и многочисленные рисунки технического характера – изображения военных машин, гидротехнических сооружений, машин прядильных и для отделки сукна. Возможно, именно технические проекты Леонардо да Винчи выполнял для Лоренцо Медичи, к которому, как утверждается в биографии мастера (написанной неизвестным автором, по-видимому, вскоре после смерти Леонардо), он был некоторое время близок.

Первый крупный заказ на живописное произведение Леонардо да Винчи получил благодаря ходатайству отца. 24 декабря 1477 Пьеро Поллайоло было поручено написать новый алтарь (вместо произведения Бернардо Дадди) для капеллы Св. Бернарда в палаццо Веккио. Но уже спустя неделю появилось постановление Синьории (от 1 января 1478), по которому работа была передана «в отмену любого другого заказа, сделанного до сего времени каким бы то ни было образом, как бы то ни было и кому бы то ни было, Леонардо, сыну сера [нотариуса] Пьеро да Винчи, живописцу». Судя по всему, Леонардо нуждался в деньгах, и уже 16 марта 1478 обратился к флорентийскому правительству с просьбой об авансе. Ему было выплачено 25 золотых флоринов. Работа, однако, подвигалась настолько медленно, что не была завершена ко времени отъезда Леонардо да Винчи в Милан (1482) и на следующий год была передана другому мастеру. Сюжет этого произведения неизвестен. Второй заказ, которым обеспечил Леонардо сер Пьеро, – исполнение алтарного образа для церкви монастыря Сан-Донато а Скопето. 18 марта 1481 он заключил со своим сыном соглашение, точно обозначив сроки завершения работы (через двадцать четыре, самое большее – тридцать месяцев) и указав, что Леонардо не получит аванса, а если не уложится в срок, то все, что будет им сделано, перейдет в собственность монастыря. Однако история повторилась, и в июле 1481 художник обратился к монахам с просьбой об авансе, получил его, а затем еще дважды (в августе и сентябре) брал деньги под залог будущего произведения. Большая композиция «Поклонение волхвов » (Флоренция, Уффици) осталась незавершенной, но и в таком виде она является одной «из тех работ, на которых базируется все дальнейшее развитие европейской живописи» (М. А. Гуковский). Многочисленные рисунки к ней хранятся в собраниях Уффици, Лувра и Британского музея. В 1496 заказ на алтарь был передан Филиппино Липпи, и он написал картину на тот же сюжет (Флоренция, Уффици).

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481-1482

Не завершен и «Св. Иероним» (Рим, Пинакотека Ватикана), представляющий собой подмалевок, в котором фигура кающегося святого проработана с исключительной анатомической точностью, а некоторые второстепенные детали, например лев на первом плане, лишь намечены контуром.

Особое место среди ранних произведений мастера занимают две законченные работы – «Портрет Джиневры д"Америго Бенчи» (Вашингтон, Национальная галерея) и «Мадонна с цветком» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Серьезность и своеобразный герметизм образа Джиневры, говорящие о ее сложной духовной жизни, знаменуют первые проявления психологического портрета в европейском искусстве. Картина сохранилась не полностью: обрезана ее нижняя часть с изображением рук. По-видимому, положение фигуры напоминало Мону Лизу.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

Датировка «Мадонны с цветком, или Мадонны Бенуа» (1478-1480) принята на основании пометки на одном из листов из Кабинета рисунков в Уффици: «...bre 1478 inchomincial le due Vergini Marie». Композиция этой картины узнается в рисунке пером и бистром, хранящемся в Британском музее (№ 1860. 6. 16. 100v.). Исполненная в новой для Италии технике масляной живописи, картина отличается прозрачной легкостью теней и богатством цветовых оттенков при общем сдержанном колористическом решении. Необычайно важную роль в создании целостного впечатления, связи персонажей с их окружением, здесь начинает играть передача воздушной среды. Тающая светотень, сфумато, делает неуловимо зыбкими границы предметов, выражая материальное единство зримого мира.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Ок. 1478

Еще одной ранней работой Леонардо да Винчи считается «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхен, Старая пинакотека). Возможно, это произведение предшествовало появлению «Мадонны Бенуа».

Вазари сообщает, что в юности Леонардо да Винчи выполнил из глины «несколько голов смеющихся женщин», с которых еще в его время делали гипсовые отливки, а также несколько детских головок. Упоминает он и о том, как Леонардо изобразил чудище на деревянном щите, «весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Описание процесса его создания выявляет систему работы Леонардо да Винчи – метод, при котором в основе творчества лежит наблюдение над природой, но не с целью ее копировать, а для того, чтобы создать на ее основе нечто новое. Подобным образом Леонардо поступил и позже, при написании картины «Голова Медузы» (не сохранилась). Исполненная маслом на холсте, она осталась незавершенной и в середине XVI в. находилась в собрании герцога Козимо Медичи.

В так называемом «Атлантическом кодексе» (Милан, Пинакотека Амброзиана), наиболее крупном собрании записей Леонардо да Винчи по разным областям знаний, на странице 204 находится черновик письма художника к правителю Милана Лодовико Сфорца (Лодовико Моро ). Леонардо предлагает свои услуги в качестве военного инженера, гидротехника, скульптора. В последнем случае речь идет о создании грандиозного конного памятника Франческо Сфорца, отцу Лодовико. Поскольку Моро в апреле 1478 побывал во Флоренции, есть предположение, что уже тогда он познакомился с Леонардо да Винчи и вел переговоры о работе над «Конем». В 1482 по разрешению Лоренцо Медичи мастер уехал в Милан. Сохранился список вещей, которые он захватил с собой, – среди них упоминается множество рисунков и две картины: «Законченная Мадонна. Другая почти в профиль». Очевидно, имелась в виду «Мадонна Литта» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Полагают, что мастер закончил ее уже в Милане около 1490. Прекрасный подготовительный рисунок к ней – изображение женской головы – хранится в собрании Лувра (№ 2376). Активный интерес к этому произведению со стороны исследователей возник после приобретения его Императорским Эрмитажем (1865) из коллекции герцога Антонио Литта в Милане. Авторство Леонардо да Винчи неоднократно отрицалось, но в настоящее время после проведенных исследований и выставки картины в Риме и Венеции (2003-2004) стало общепризнанным.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Ок. 1491-91

Существует еще несколько портретов, исполненных с присущей Леонардо элегантностью, но композиционно они решены проще и не имеют той душевной подвижности, которая делает завораживающим образ Чечилии. Это «Женский портрет» в профиль (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Портрет музыканта» (1485, там же) – возможно, Франкино Гаффурио, регента Миланского собора и композитора, – и так называемая «Белла Фероньера» (портрет Лукреции Кривелли?) из собрания Лувра.

Леонардо да Винчи. Портрет музыканта, 1485-1490

По поручению Лодовико Моро Леонардо да Винчи исполнил для императора Максимилиана картину «Рождество», о которой анонимный биограф пишет, что она «почиталась знатоками за шедевр единственного в своем роде и изумительного искусства». Ее судьба неизвестна.

Леонардо да Винчи. Белла Ферроньера (Прекрасная Ферроньера). Ок. 1490

Крупнейшим живописным произведением Леонардо, созданным в Милане, стала знаменитая «Тайная вечеря », написанная на торцовой стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие. К непосредственному исполнению композиции Леонардо да Винчи приступил в 1496. Этому предшествовал длительный период обдумывания. В собраниях Виндзора и венецианской Академии хранятся многочисленные рисунки, эскизы, наброски, относящиеся к этому произведению, среди которых особенно выделяются своей выразительностью головы апостолов. Неизвестно точно, когда мастер завершил работу. Обычно полагают, что это произошло зимой 1497, но в записке, посланной Моро своему секретарю Маркезино Стандже и относящейся к этому году, сказано: «Потребуйте у Леонардо, чтобы он кончил свое произведение в трапезной Санта-Мария делле Грацие». Лука Пачоли сообщает, что Леонардо завершил роспись в 1498. Едва картина увидела свет, к ней началось паломничество живописцев, которые более или менее удачно ее копировали. «Существуют живописные, фресковые, графические, мозаичные версии, а также ковры, повторяющие композицию Леонардо да Винчи» (Т. К. Кустодиева). Самые ранние из них хранятся в собраниях Лувра (Марко д"Оджоно?) и Эрмитажа (№ 2036).

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

Композиция «Тайной вечери» в своей «воздушной объемности» кажется продолжением зала трапезной. Достичь такого эффекта мастеру позволило превосходное знание перспективы. Евангельская сцена предстает здесь «близкой зрителю, человечески понятной и в то же время не теряющей ни своей высокой торжественности, ни своего глубокого драматизма» (М. А. Гуковский). Слава великого произведения, однако, не могла уберечь «Тайную вечерю» ни от разрушений времени, ни от варварского отношения людей. Из-за сырости стен краски начали тускнеть уже при жизни Леонардо да Винчи, а в 1560 Ломаццо в «Трактате о живописи» сообщал, правда несколько преувеличивая, что роспись «совершенно разрушилась». В 1652 монахи увеличили дверь трапезной и уничтожили при этом изображение ног Христа и соседних с Ним апостолов. Свою долю разрушений внесли и художники. Так, в 1726 некто Белотти, «утверждавший, что обладает секретом оживлять краски» (Г. Сэайль), переписал всю картину. В 1796, когда в Милан вступили войска Наполеона, в трапезной была устроена конюшня, и солдаты развлекались, бросая осколки кирпичей в головы апостолов. В XIX в. «Тайная вечеря» была еще несколько раз поновлена, а во Вторую мировую войну во время бомбардировок Милана английской авиацией рухнула боковая стена трапезной. Восстановительные работы, начавшиеся после войны и заключавшиеся в укреплении и частичной расчистке росписи, были завершены в 1954. Спустя более двадцати лет (1978) реставраторы начали грандиозную деятельность по удалению поздних наслоений, оконченную лишь в 1999. Спустя несколько веков снова можно видеть светлые и чистые краски подлинной живописи мастера.

Очевидно, сразу после приезда в Милан Леонардо да Винчи обратился к проекту памятника Франческо Сфорца. Многочисленные эскизы свидетельствуют об изменениях в замысле мастера, который поначалу хотел представить коня поднявшимся на дыбы (во всех тогда существовавших конных монументах конь был показан спокойно идущим). Подобная композиция, при огромных размерах скульптуры (ок. 6 м высотой; по другим сведениям – ок. 8 м), создавала практически неодолимые трудности при отливке. Решение проблемы затянулось, и Моро поручил флорентийскому послу в Милане выписать из Флоренции другого скульптора, о чем тот и сообщил Лоренцо Медичи в письме от 22 июля 1489. Леонардо пришлось вплотную заняться «Конем». Однако летом 1490 работа над памятником была прервана поездкой Леонардо и Франческо ди Джордже Мартини в Павию, чтобы дать консультацию по поводу строительства собора. В начале сентября началась подготовка к свадьбе Лодовико, а затем мастер выполнял многочисленные поручения новой правительницы – Беатриче. В начале 1493 Лодовико приказал Леонардо ускорить работу, чтобы показать статую во время очередных свадебных торжеств: император Максимилиан брал в жены племянницу Моро – Бьянку Марию. Глиняная модель статуи – «Великий колосс» – была исполнена вовремя, к ноябрю 1493. Мастер отказался от первоначальной идеи и показал коня спокойно идущим. Об этом окончательном варианте памятника дают представление лишь несколько набросков. Отлить скульптуру сразу целиком было технически невозможно, поэтому мастер начал экспериментальные работы. К тому же требовалось около восьмидесяти тонн бронзы, которую удалось собрать лишь к 1497. Вся она пошла на пушки: Милан ожидал вторжения войск французского короля Людовика XII . В 1498, когда политическое положение герцогства временно улучшилось, Лодовико поручил Леонардо да Винчи росписи зала в Кастелло Сфорцеско – Зал делле Acce, a 26 апреля 1499 подписал дарственную на виноградник в окрестностях Милана. Это была последняя милость, оказанная герцогом художнику. 10 августа 1499 французские войска вступили на территорию Миланского герцогства, 31 августа Лодовико бежал из города, 3 сентября Милан сдался. Гасконские стрелки Людовика XII разрушили глиняную статую, соревнуясь в стрельбе из арбалетов. По-видимому, все же и после этого памятник производил сильное впечатление, поскольку два года спустя герцог Феррары Эрколе I д"Эсте вел переговоры о его приобретении. Дальнейшая судьба памятника неизвестна.

Некоторое время Леонардо да Винчи оставался в оккупированном городе, а затем вместе с Лукой Пачоли уехал в Мантую ко двору Изабеллы Гонзага. По соображениям политическим (Изабелла была сестрой Беатриче, супруги Моро, умершей к тому времени – в 1497) маркграфиня не захотела оказать покровительство художнику. Впрочем, она желала, чтобы Леонардо да Винчи написал ее портрет. Не задерживаясь в Мантуе, Леонардо и Пачоли отправились в Венецию. В марте 1500 мастер музыкальных инструментов Лоренцо Гуснаско да Павия сообщал Изабелле в письме: «Здесь в Венеции находится Леонардо Винчи, который показал мне контурный портрет Вашей Светлости, который так хорошо выполнен согласно натуре, как это только возможно». Очевидно, речь шла о рисунке, в настоящее время хранящемся в Лувре. Живописного портрета мастер так никогда и не исполнил. В апреле 1500 Леонардо и Пачоли уже были во Флоренции. В этот краткий – чуть больше двух лет – спокойный период жизни Леонардо да Винчи занимался преимущественно техническими исследованиями (в частности, проектом летательного аппарата) и по просьбе флорентийского правительства принимал участие в экспертизе по выявлению причин оседания церкви Сан-Сальваторе на холме Сан-Миньято. Как сообщает Вазари, в то время Филиппино Липпи получил заказ на запрестольный образ для церкви Сантиссима Аннунциата. Леонардо «заявил, что охотно выполнит подобную работу», и Филиппино любезно уступил ему заказ. Идея картины «Святая Анна», по-видимому, появилась у Леонардо да Винчи еще в Милане. Существуют многочисленные рисунки этой композиции, а также великолепный картон (Лондон, Национальная галерея), но не он лег в основу окончательного решения. Выставленный мастером после Пасхи в 1501 на всеобщее обозрение, картон не сохранился, но, судя по дошедшим до настоящего времени документам, именно его композиция была повторена мастером в широко известной картине из Лувра. Так, 3 апреля 1501 генеральный викарий кармелитов Пьетро да Нуволарио, состоявший в переписке с Изабеллой Гонзага, сообщал ей, подробно описав композицию картона, что, по его мнению, образ св. Анны воплощает Церковь, которая не желает, «чтобы от Христа были отвращены Его страдания». Когда именно была завершена алтарная картина – неясно. Возможно, мастер закончил ее еще в Италии, где она и была приобретена Франциском I, как сообщает Паоло Джовио, не указав, впрочем, когда и у кого. Во всяком случае, заказчики ее не получили и в 1503 вновь обратились к Филиппино, но и он не удовлетворил их желания.

В конце июля 1502 Леонардо да Винчи поступил на службу к Чезаре Борджиа , сыну папы Александра VI , который к этому времени, стремясь создать собственные владения, захватил почти всю Центральную Италию. На должности главного военного инженера Леонардо объезжал Умбрию, Тоскану, Романью, составляя планы крепостей и консультируя местных инженеров по вопросам усовершенствования оборонной системы, создавал карты для военных нужд. Однако уже в марте 1503 он снова был во Флоренции.

К началу первого десятилетия XVI в. относится создание самого знаменитого произведения Леонардо да Винчи – портрета Моны Лизы – «Джоконды» (Париж, Лувр), картины, не имеющей себе равных по числу вызванных ею толкований и споров. Портрет супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо сочетает поразительную конкретность реальности с такой духовной многозначностью и обобщенностью всечеловеческого, что перерастает рамки жанра, перестает быть портретом в собственном смысле этого слова. «Это не загадочная женщина, это – загадочное бытие» (Леонардо. М. Баткин). Противоречиво уже первое описание картины, данное Вазари, который уверяет, что Леонардо да Винчи работал над ней четыре года и не закончил, но тут же восхищенно пишет о том, что в портрете «воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи».

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

Другая картина, созданная Леонардо да Винчи в эти годы, – «Мадонна с веретеном» – подробно описана Пьетро да Нуволарио в письме к Изабелле Гонзага от 4 апреля 1503. Викарий сообщает, что художник выполнил ее для секретаря Людовика XII. Судьба картины неизвестна. Представление о ней дает хорошая копия XVI в. (собрание герцога Бакклью в Шотландии).

В тот же период Леонардо возвращается к занятиям анатомией, которые начал еще в Милане в здании Большого госпиталя. Во Флоренции врачи и студенты университета по особым разрешениям правительства работали в помещениях Санта-Кроче. Трактат по анатомии, который собирался составить мастер, не был осуществлен.

Осенью 1503 через посредство постоянного гонфалоньера Пьетро Содерини Леонардо да Винчи получил заказ на большую живописную работу – роспись одной из стен нового зала – зала Совета, пристроенного в 1496 к палаццо делла Синьория. 24 октября художнику были вручены ключи от так называемого Папского зала монастыря Санта-Мария Новелла, где он начал работу над картоном. По постановлению Синьории он получил 53 золотых флорина аванса и разрешение на получение «время от времени» небольших сумм. Сроком окончания работ был назван февраль 1505. Темой будущего произведения стала битва при Ангиари (29 июня 1440) между флорентинцами и миланцами. В августе 1504 заказ на вторую картину для зала Совета – «Битва при Кашине» – получил Микеланджело . Оба мастера завершили работу в срок, и картоны были выставлены для публики в зале Совета. Они произвели колоссальное впечатление; художники немедленно начали их копировать, но определить победителя в этом уникальном соревновании было невозможно. Оба картона не сохранились. Центральной частью композиции Леонардо да Винчи была сцена битвы за знамя. Только о ней и можно получить в настоящее время некоторое представление благодаря рисунку Рафаэля (Оксфорд, Библиотека Крайст Чёрч), исполненному им в 1505-1506, а также по копии Рубенса (Париж, Лувр). Однако неизвестно, с чего именно делал свою копию Рубенс, живший в Италии в 1600-1608. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что после смерти мастера в госпитале Санта-Мария Новелла можно было видеть большую часть картона «Битва при Ангиари », и к нему же относилась «оставшаяся в палаццо группа всадников». В 1558 Бенвенуто Челлини в своей «Биографии» пишет, что картоны висели в Папском зале и, «пока они были целы, они были школой всему свету». Из этого можно сделать вывод, что в 1550-е картон Леонардо, по крайней мере как целое, уже не существовал.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Вопреки обыкновению, роспись на стене зала Совета Леонардо выполнил быстро. Как сообщает аноним, он работал на новом грунте собственного изобретения и для скорейшей его просушки использовал тепло жаровен. Однако стена высохла неравномерно, верхняя ее часть не держала краску, и роспись оказалась безнадежно испорченной. Содерини требовал завершения работы или возврата денег. Ситуацию удалось временно разрешить отъездом в Милан, по приглашению его наместника Шарля д"Амбуаза, маркиза де Шомон. Художник заключил договор с Синьорией, по которому обязался вернуться через три месяца, а в случае нарушения обязательства уплатить неустойку в размере 150 золотых флоринов. 1 июня 1506 Леонардо да Винчи отправился в Милан. В письме от 18 августа Шарль д"Амбуаз просит флорентийское правительство оставить художника еще на некоторое время в его распоряжении. В ответном письме (от 28 августа) согласие дано, но с условием возврата долга. Поскольку деньги не были высланы, Содерини 9 октября вновь обращается к наместнику с требованием соблюдения договора. Наконец 12 января 1507 флорентийский посол при французском дворе сообщает членам Синьории, что Людовик XII желает оставить Леонардо в Милане до своего приезда. Через два дня король собственноручно подписал письмо такого же содержания. В апреле 1507 Леонардо получил назад свой виноградник и в начале мая смог заплатить 150 флоринов. Король прибыл в Милан 24 мая: в устройстве процессий и представлений по этому случаю Леонардо да Винчи принимал активное участие. Благодаря вмешательству Людовика 24 августа завершился многолетний процесс из-за «Мадонны в скалах». Картина осталась в распоряжении мастера, но он вместе с Амброджо де Предисом (Эванджелиста к этому времени умер) должен был в течение двух лет исполнить другую на тот же сюжет (Лондон, Национальная галерея).

С сентября 1507 до сентября 1508 Леонардо да Винчи находился во Флоренции: нужно было вести тяжбу из-за наследства. Престарелый сер Пьеро, отец Леонардо, умер еще в 1504 в возрасте девяноста лет, оставив десять сыновей и двух дочерей.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

В Милане Леонардо да Винчи закончил «Святую Анну » и исполнил еще несколько картин, самая известная из которых – «Иоанн Креститель » (Париж, Лувр). В настоящее время работой Леонардо признается и хранящийся там же «Вакх».

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, 1513-1516

Во французском королевском собрании оказалась также «Леда». Последний раз эта картина упоминается в инвентаре Фонтенбло в 1694. По преданию, она была уничтожена по требованию мадам де Ментенон, последней фаворитки Людовика XIV. Представление о ее композиции дают несколько рисунков мастера и несколько различающихся в деталях повторений (лучшее приписывается Чезаре да Сесто и хранится в Уффици).

Леда. Работа, условно приписываемая Леонардо да Винчи, 1508-1515

Помимо живописных работ, Леонардо да Винчи занимался в Милане проектированием памятника маршалу Тривульцио, находившемуся на французской службе. Полагают, что с этим проектом связана небольшая бронзовая модель в коллекции Будапештского музея. Если это так, то Леонардо да Винчи вновь вернулся к идее динамичной композиции со скачущей лошадью.

В 1511 войска папы Юлия II в союзе с Венецианской республикой и Испанией изгнали французов. В течение 1511-1512 Леонардо подолгу жил у своего друга, дворянина Джироламо Мельци, в его имении в Ваприо. Сын Джироламо, Франческо, стал учеником и страстным почитателем стареющего мастера. В 1513 на папский престол был избран Лев X Медичи, с братом которого, Джулиано, интересовавшимся алхимией, Леонардо да Винчи был дружен. 14 сентября 1513 Леонардо уехал в Рим. Джулиано назначил ему жалованье и отвел помещения для работы. В Риме мастер составлял проекты переоборудования папского монетного двора и осушения Понтийских болот. Вазари отмечал, что для папского датария (начальника канцелярии) Бальдассаре Турини из Пешии Леонардо да Винчи выполнил две картины – «Мадонну» и изображение «младенца поразительной красоты и изящества» (не прослежены).

31 декабря 1514 умер Людовик XII, и наследовавший ему Франциск I в сентябре 1515 отвоевал Милан. Полагают, что Леонардо встретился с королем в Болонье, где папа вел с ним переговоры. Но, возможно, художник виделся с ним раньше – в Павии, на торжествах в честь его вступления в город, и тогда же сделал знаменитого механического льва, из раскрывающейся груди которого высыпались лилии. В таком случае в Болонье Леонардо да Винчи находился в свите Франциска, а не Льва X. Получив предложение перейти к королю на службу, мастер осенью 1516 вместе с Франческо Мельци уехал во Францию. Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в маленьком замке Клу, недалеко от Амбуаза. Ему была назначена пенсия в 700 экю. Весной 1517 в Амбуазе, где любил бывать король, праздновали крещение дофина, а потом свадьбу герцога Урбинского Лоренцо Медичи и дочери герцога Бурбонского. Торжества оформлял Леонардо. Помимо этого, он занимался проектированием каналов и шлюзов для улучшения местности, создавал архитектурные проекты, в частности проект перестройки замка Роморантен. Возможно, идеи Леонардо да Винчи послужили основой при строительстве Шамбора (начат в 1519). 18 октября 1516 Леонардо посетил секретарь кардинала Людовика Арагонского. По его словам, из-за паралича правой руки художник «не может более писать с обычною для него нежностью... но он может еще делать рисунки и учить других». 23 апреля 1519 художник составил завещание, по которому рукописи, рисунки и живописные произведения переходили в собственность Мельци. Мастер умер 2 мая 1519, по легенде – на руках короля Франции. Мельци перевез рукописи Леонардо да Винчи в Италию и до конца дней хранил их в своем имении в Ваприо. Широко известный ныне «Трактат о живописи», оказавший огромное влияние на европейское искусство, составлен Мельци на основе записей учителя. Сохранилось около семи тысяч листов рукописей Леонардо да Винчи. Крупнейшие их собрания находятся в коллекции Института Франции в Париже; в Милане – в Библиотеке Амброзиана (Атлантический кодекс) и в Кастелло Сфорцеско (Кодекс Тривульцио); в Турине (Кодекс о полете птиц); Виндзоре и Мадриде. Их публикация началась в XIX в. и до сих пор одним из лучших критических изданий рукописей Леонардо являются два тома текстов с комментариями, изданные Рихтером в 1883 (Richter J. P. The literary works of Leonardo da Vinci. London, 1883. Vol. 1-2). Дополненные и прокомментированные К. Педретти, они вторично были напечатаны в Лос-Анджелесе в 1977.

Литература: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Л., 1935; Леонардо да Винчи. Анатомия. Замыслы и рисунки. М., 1965; Вазари 2001. Т. 3; Сэайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый. СПб., 1898; Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. СПб., 1900 (переизд.: СПб., 1997); Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912; Врангель Н. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. СПб., 1914; Липгарт Э. К. Леонардо и его школа. Л., 1928; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. М., 1935 (переизд.: М., 1969); Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Л., 1936; Айналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. М., 1939; Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. М., 1947; Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952; Алпатов М. В. Леонардо да Винчи. М., 1952; Габричевский А. Г. Леонардо-архитектор // Советская архитектура. М., 1952. Вып. 3; Жданов Д. А. Леонардо да Винчи – анатом. Л., 1955; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи: Творческая биография. М.; Л., 1958; Гуковский М. А. Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Л.; М., 1959; Губер А. Леонардо да Винчи. М., 1960; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452-1519. М., 1961; Гуковский М. А. Коломбина. Л., 1963; Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Виппер 1977. Т. 2; Нардини Б. Жизнь Леонардо да Винчи. М., 1978; Кустодиева Т. К. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Л., 1979; Жепинъска М. Что известно нам о «Даме с горностаем» из Музея Чарторысских. Краков, 1980; Гастев А. А. Леонардо да Винчи. М., 1982; Кодекс Леонардо из частного собрания Арманда Хаммера: Выст. Л., 1984; Педретти К. Леонардо. М., 1986; Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987; Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Санти Б. Леонардо да Винчи. М., 1995; Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452-1519. М., 1997; Кустодиева 1998; Чанки М. Леонардо да Винчи. М., 1998; Сонина Т. В. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи // Итальянский сборник. СПб., 1999. Вып. 3; Сонина Т. В. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи: Семантика образа // Указ. соч. СПб., 2003. Вып. 7; Леонардо да Винчи и культура Возрождения: Сб. ст. М., 2004; Херцфельд М. Об одном листе эскизов Леонардо. Вклад в характеристику образа мастера // Итальянский сборник. СПб., 2006. Вып. 9; Кларк К. Леонардо да Винчи: Творческая биография. СПб., 2009.

Richter J. P. (ed.) The Literary Works of Leonardo da Vinci: In 2 vols. London, 1883 (rev.: 1970); Beltrami L. (ed.) Il codice di Leonardo da Vinci della Biblioteca del Principe Trivulzio in Milano. Milano, 1891; SabachnikoffT., Piumati G., Ravaisson-Mollien C. (eds.) I manoscritti di Leonardo da Vinci: Codice sul volo degli uccelli e varie altre materie. Paris, 1893; Piumati G. (ed.) Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci nella Biblioteca Ambrosiana di Milano: 35 voi. Milano, 1894-1904; Fonahn D. C. L., Hopstock H. (eds.) Quaderni d"anatomia: 6 voi. Kristiania, 1911-1916; II Codice Forster I, etc. // Reale Commissione Vinciana: 5 voi. Roma, 1930-1936; I manoscritti e i disegni di Leonardo da Vinci: II Codice A. // Reale Commissione Vinciana. Rome, 1938; MacCurdy E. (ed.) The Notebooks of Leonardo da Vinci: 2 vols. London, 1938; I manoscritti e i disegni di Leonardo da Vinci: II Codice B. // Reale Commissione Vinciana. Roma, 1941; Brizio A. M. (ed.) Scritti scelti di Leonardo da Vinci. Torino, 1952; Courbeau A., De Toni N. (ed.) The Manuscripts in the Bibliotheque de l"Institut de France, Paris. Firenze, 1972; Reti L. (ed.) The Madrid Codices: 5 vols. New York, 1974.

Pacioli L. De divina proportione. Venezia, 1509; Alberimi E Memoriale di molte statue e picture che sono nella inclyta cipta di Florentia. Firenze, 1510; Giovio P. Elogia virorum illustrum (MS.; e. 1527) // Gli elogi degli uomini illustri / Ed. R. Meregazzi. Roma, 1972; II Codice Magliabechiano (MS.; e. 1540) / Ed. C. Frey. Berlin, 1892. Amoretti C. Memorie storiche su la vita, gli studi e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1804; Pater W. Leonardo da Vinci (1869) // Studies in thи History of thи Renaissance. London, 1873; Herzfeld M. Leonardo da Vinci. Der Denker, Forscher und Poet. Jena, 1906; Solmi E. Le fonti dei manoscritti di Leonardo da Vinci. Torino, 1908; Malaguzzi Valeri E La corte di Ludovico il Moro. Milano, 1915. Voi. II: Bramante e Leonardo; Beltrami L. Documenti e memorie riguardanti la vita e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1919; Calvi G. I manoscritti di Leonardo da Vinci del punto di visto cronologico, storico e biografico. Bologna, 1925; Heydenreich L. Leonardo da Vinci: 2 vols. Basel, 1954; Pomilio M., Della Chiesa A. O. L"Opera pittorica completa di Leonardo. Milano, 1967; Gould C. Leonardo: The Artist and Non-artist. London, 1975; Wasserman J. Leonardo da Vinci. New York, 1975; Chastel A. The Genius of Leonardo da Vinci: Leonardo da Vinci and thи Art of the Artist. New York, 1981; Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvellous Works of Nature and Man. London, 1981; Marani P. Leonardo: Cat. compi. Firenze, 1989; Turner A. R. Inventing Leonardo. New York, 1993; Lo sguardo degli angeli: Verrocchio, Leonardo e il Battesimo di Cristo / A cura di A. Natali. Firenze, 1998; Kustodieva T, Paolucci A., Pedretti C., Strinati C. Leonardo. La Madonna Litta dall"Ermitage di San Pietroburgo. Roma, 2003; Kemp M. Leonardo da Vinci. Experience, Experiment and Design. London, 2006.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15 века и выражались в стремлении к величавости, монументализации и обобщенности образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи, гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».

Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ юного художника – фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) – выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 века. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она но исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни.

Мадонна с младенцами Христом и Иоанном
Крестителем, около 1490, частная коллекция


Спаситель мира,
около 1500, частное собрание

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). В первой художник стремился к преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную, легко обозримую группу, к передаче глубины человеческих чувств. Во второй – к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела, пространства пейзажа. Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482–1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.

Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента – конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 году. Сохранились лишь рисунки – наброски различных вариантов монумента, изображения то вздыбленного, полного динамики скакуна, то торжественно выступающего коня, напоминающего композиционные решения Донателло и Верроккьо. Видимо, этот последний вариант и был претворен в модель статуи. Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени.

Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы создания идеального города говорят о его даре выдающегося архитектора. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля – «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483–1494, Париж, Лувр) – первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности. Объединенные настроением задумчивости и действием – младенец Христос благословляет Иоанна – в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирного счастья.


(атрибуция Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании,
Вальо-Базиликата, Италия

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо – «Тайная вечеря», исполненная в 1495–1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.


Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней. Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения в области батальной живописи.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением. Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения.

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом. Страстный поклонник опытного познания, Леонардо стремился к его критическому осмыслению, к поиску обобщающих законов. «Опыт – это единственный источник познания», – говорил художник. «Книга о живописи» раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука и законная дочь природы». В трактате содержатся высказывания Леонардо по анатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармонической человеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах. Среди последователей и учеников Леонардо не было, однако, ни одного приближающегося по силе одаренности к учителю; лишенные самостоятельного взгляда на искусство, они лишь внешне усваивали его художественную манеру.

Есть люди, которые словно бы опередили своё время, пришли из будущего. Как правило, их плохо понимают современники, они выглядят чудаками среди окружающих людей. Но проходит время, и человечество осознаёт - , предвестник будущего. В этой статье мы поговорим, где родился Леонардо да Винчи, чем он известен, какое наследие нам оставил.

Кто такой Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи известен миру, прежде всего, как художник, кисти которого принадлежит легендарная «Джоконда». Люди, чуть более углублённые в тему, назовут и другие его шедевры с мировой известностью: «Тайная вечеря», «Дама с горностаем»… На самом деле, будучи непревзойдённым художником, он оставил потомкам не так уж много своих картин.

И это произошло не потому, что Леонардо ленился. Просто он был очень разносторонним человеком. Помимо живописи, много времени отдавал изучению анатомии, работал над скульптурами, глубоко увлекался архитектурой. К примеру, до сих пор в Норвегии функционирует мост, построенный по проекту итальянца. А ведь он рассчитал и расчертил этот проект более пяти веков назад!

Но сам Леонардо да Винчи считал себя учёным, инженером и мыслителем. К нам дошло огромное количество его записей и чертежей, свидетельствующих о том, что этот человек надолго опередил своё время.

Справедливости ради нужно сказать, что не все из его изобретений принадлежат исключительно самому Леонардо. Похоже, зачастую он использовал и догадки других людей. Его заслуга состоит в том, что он умел вовремя заметить интересную идею, отточить её, воплотить в чертежах. Вот лишь краткий перечень тех идей и механизмов, которые он сумел описать или сделать графические наброски их конструкций:

  • летательный аппарат, напоминающий вертолёт;
  • самодвижущаяся повозка (прообраз автомобиля);
  • военная машина, защищающая воинов внутри неё (аналог современного танка);
  • парашют;
  • арбалет (чертёж снабжён детальными расчётами);
  • «скорострельная машина» (идея современного автоматического оружия);
  • прожектор;
  • телескоп;
  • аппарат для подводного погружения.

Самое интересное, что подавляющее большинство идей этого человека не получили при его жизни практического применения. Более того, его разработки и вычисления считали смешными, глупыми, они сотни лет пылились в библиотеках и книжных коллекциях. Но когда пришло их время, оказалось, что зачастую только отсутствие необходимых материалов и технологий изготовления помешали им обрести свою реальную жизнь.

Но мы начали свой рассказ упоминанием о месте рождения гения. Он появился на свет неподалёку от Флоренции, в маленьком посёлке Анкиано, фактически пригороде городка под названием Винчи. Собственно, он то и дал гению известное ныне имя, ведь «да Винчи» можно перевести как «родом из Винчи». Настоящее же имя мальчика звучало как «Леонардо ди сир Пьеро да Винчи» (его отца звали Пьеро). Дата рождения - 15 апреля 1452 года.

Пьеро был нотариусом и пытался приобщить сына к делопроизводству, но тот не питал к нему никакого интереса. В подростковом возрасте Леонардо оказался учеником известного художника Андреа дель Вероккио, из Флоренции. Мальчик оказался необычайно талантливым, настолько, что через несколько лет учитель понял: ученик его превзошёл.

Уже в те годы молодой художник обращает особое внимание на анатомию человека. Он первым из средневековых живописцев начал тщательно прорисовывать тело человека, возвращаясь к забытым античным традициям. Забегая вперёд, следует сказать, что Леонардо оставил после себя ценнейшие записи по анатомии человеческого тела с точнейшими зарисовками, по которым несколько столетий обучались медики.

В 1476 году юноша оказался в Милане, где открыл собственную мастерскую живописи. Ещё через 6 лет он оказался при дворе правителя Милана, где, помимо живописи, занимал должность устроителя праздников. Он делал маски и костюмы, создавал декорации, что позволяло соединять занятия живописи с инженерной и архитектурной деятельностью. При дворе он провёл около 13 лет, снискав, помимо прочего, славу искусного кулинара!

В последние годы жизни Леонардо да Винчи оказался во Франции, при дворе короля Франциска I. Монарх поселил своего гостя в замке Кло-Люсе, близ Амбуаза - королевской резиденции. Это произошло в 1516 году. Ему вверили должность главного королевского инженера и архитектора, причём выдавали огромное по тем временам жалованье. На закате жизни сбылась мечта этого человека - полностью отдаться любимому делу, не думая о куске хлеба.

В это время он полностью прекратил рисовать, занялся архитектурной и инженерной деятельностью. Но через год его здоровье сильно пошатнулось, отказала работать правая рука. Умер он в апреле 1519 года, в том же Кло-Люсе, среди учеников и своих рукописей. В замке Амбуаз до сих пор находится могила живописца и .