Мероприятия, посвященные памяти валентина распутина. Литературный час «Мир и слово Валентина Распутина» в Детской библиотеке Мясниковского района «МЦБ Внеклассное мероприятие по творчеству в распутина

Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве В. Г. Распутина «Рожденный Сибирью для России»

Цели: Познакомить детей с творчеством писателя - земляка В.Г. Распутина, с произведениями, которые он пишет для детей. Воспитывать гордость за своего соотечественника, любовь к родному краю, к родной природе, к Родине.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

"Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста".

В. Распутин

Миновало 2 года без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. 15 марта 2017 года день 80-летия со дня рождения Валентина Распутина . "Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста" – говорил писатель. Я думаю, мы с вами прислушаемся к его словам, постараемся как можно больше узнать нового для себя о знаменитом писателе, о его богатом духовном опыте, неповторимом, неисчерпаемом и попробуем понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями.

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без повестей и рассказов нашего земляка. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

Путь Валентина Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель стал вровень с большими мастерами прозы.

Предлагаем вам послушать ребят 7 класса, которые расскажут нам о жизни и творчестве писателя.

Валентин Григорьевич Распутин (род. 15 марта 1937, село Усть-Уда, Иркутская область) - русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы».

Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» - 1972).

Посмотрим отрывок из документального фильма, где Распутин рассказывает о своем детстве.

Слайд 3. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Поступая в университет, вы мечтали о писательстве?

Валентин Распутин : Нет, не мечтал. Правда, литературу в школе очень любил. Стихи, как и многие подростки, писал. К выпускному чуть не поэму сочинил. Но каких-то высоких помыслов не было. Я пошел на историко-филологический только для того, чтобы вернуться в деревню и стать учителем. Мне казалось: это самое большее, на что я способен. Да и тянуло меня к этому.

На старших курсах приходилось подрабатывать на радио, в молодежной газете. Я в то время подружился с Вампиловым. Он учился на год младше, но уже тогда издал книгу рассказов, и я ему немного завидовал. "Чем я хуже?" - думал я и тоже стал писать рассказы. Они были, конечно, наивные.

Слайд 4. Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Слайд 5. В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Слайд 6. Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Слайд 7. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя

Слайд 8. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

Слайд 9. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000). Живёт и работает в Иркутске.

Слайд 10. 1971 писатель едет в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции.

Слайд 11. 1979 – поездка во Францию.

1981 – Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 – поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом "Интерлит-82".

1984 – поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 – поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

  1. – поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 – пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года ()
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства () ,
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (),
  • Лауреат Государственной премии СССР (, ),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (),
  • Лауреат премии журнала « Сибирь » им. А. В. Зверева ,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, ),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (),

Почётный гражданин Иркутска () , Почётный гражданин Иркутской области () .

15 слайд. Главным делом всей его жизни стала забота об уникальнейшем озере Байкал. Он никого не боялся и всегда выступал за сохранение его чистоты и экологии, он был ярым противником застраивания берегов Байкала промышленными предприятиями и использования его воды для промышленных нужд.

Валентин Распутин опустился на глубину 800 метров на глубоководном аппарате «Мир», возле побережья Бурятии. Продолжительность погружения - около 3 часов.

« Там ощущаются порядок, особая красота, умиротворение, дружелюбие и главное - полное отсутствие агрессии. Да, там обитают низшие организмы, но они в чем-то выше нас », - заявил Валентин Распутин после погружения.

Дочь Мария Дочь - Мария Распутина (8 мая - 9 июля ), музыковед, органист , преподаватель Московской консерватории

В этом году культурная общественность страны отмечает 80-летие со дня рождения одного из величайших литераторов второй половины XX века - Валентина Распутина .

Правдивая и пронзительная до глубины души проза писателя принесла ему не только славу мастера среди собратьев по перу, но и искреннее уважение читателей-современников. Долгие годы Распутин словом и делом отстаивал неприкосновенность первозданных уголков тайги, чистоту водных ресурсов и природы Байкала.

КГоду экологии , в рамках Недели детской и юношеской книги и юбилею писателя Валентина Григорьевича Распутина в Детской библиотеке МБУК Мясниковского района «МЦБ» состоялся литературный час под названием «Мир и слово Валентина Распутина » .

Участниками стали 7 «А» класс школы № 1 и классный руководитель Киракосян Тигран Николаевич .

Целью мероприятия было углубить знания учащихся о творчестве и личности Валентина Распутина, а также познакомить с незнакомыми рассказами писателя.

Произведения Распутина, без которого уже нельзя представить современную литературу России, относятся к разряду таких, что заставляют сопереживать героям, учат мыслить, пробуждают лучшие чувства. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России. Красной нитью через все мероприятие прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика.

Ученики со слов ведущего мероприятия и просмотром презентации «Слава мастера Сибири», увидели и услышали интересные факты из биографии Валентина Григорьевича. Свою известность и славу писатель получил только благодаря своему упорству и желанию учиться. Окончив начальную школу, он продолжил свою учёбу, но далеко от своего дома. Это были трудные, голодные, послевоенные годы. Об этом периоде своей жизни впоследствии, в 1973 году создал Распутин автобиографический рассказ «Уроки французского». Позднее в 1978 году был снят одноимённый фильм. Этот рассказ изучают во всех общеобразовательных школах, потому это не только воспоминание о детстве, учёбе, но и дань уважения учительскому труду.

Ребята узнали также историю его первых книг, это: «Василий и Василиса», «Встреча» и «Рудольфио», с интересом отвечали на вопросы электронной викторины, а так же по описанию отгадывали главных героев из рассказа - «Уроки французского» и кроссворд.

В конце мероприятия дети посмотрели видеоролик «Уроки Распутина» - где сам писатель рассказывал о тех местах, где он родился и жил: о Сибири, о своих книгах, за которые Валентин Распутин получил «Литературную премию Александра Солженицына» .

К литературному часу была красочно оформлена книжная выставка , посвященная жизни и творчеству Распутина. Внимание школьников особенно привлекло красочное подарочное издание «Сибирь, Сибирь…». Они долго разглядывали иллюстрации и пейзажи уникальной Сибири, которая всё больше и больше открывала свои прелести природы.

Цитатой вдохновляюще звучала высказывание иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, - его книги. Но прежде их надо прочитать!».

Литературный час прошёл с огромной пользой для учащихся. Ребята узнали биографию писателя, поближе познакомились с творчеством писателя, с его книгами. А домашним заданием было чтение одного незнакомого произведения этого писателя.

Библиотекарь абонемента Детской библиотеки
МБУК Мясниковского района «МЦБ» - Е.Л.Андонян

Название работы: Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное жизни и творчеству В.Г.Распутина «Всю жизнь я писал любовь к России» (памяти В.Г.Распутина) Автор Страшко Елена Анатольевна Место выполнения работы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Тихорецкий индустриальный техникум пос. Парковый 2015 г. Внеклассное мероприятие по литературе, творчеству В.Г.Распутина посвященное жизни и «Всю жизнь я писал любовь к России» (памяти В.Г.Распутина) Разработано преподавателем ГБПОУ КК ТИТ Страшко Еленой Анатольевной Ведущий 1 Леонид Леонов, русский писатель, в своё время говорил, что русская литература передаётся через теплопожатие: Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь - Тургеневу, Тургенев - Толстому, Толстой - Горькому, Горький Леонову. Можно сказать, что Леонов передал русскую литературу через теплопожатие Валентину Григорьевичу Распутину. Ведущий 2 Захар Прилепин, современный писатель, лауреат многих премий в области литературы, вспоминал в день смерти Распутина: « Для меня Валентин Григорьевич - после того как я прочёл «Деньги для Марии», «Живи и помни» - все его удивительные, пушкинской прозрачности и силы повести - был в одном ряду с Пушкиным, Достоевским, Леоновым. Признаться, я всегда ставил его как писателя выше Астафьева и Шукшина (каждый из которых тоже обладал даром небывалым) - Валентин Григорьевич был мне ближе, о его сердечность, несуетность, честность - греться можно.» Ведущий 3 Валентин Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Его произведения отличались от общего потока современной литературы яркой самобытностью. Писал Распутин просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. Ведущий 1 Читая повести Распутина, ясно представляешь созданные им картины жизни, волнуешься, переживаешь за судьбы людей. Заглядывая внутрь человеческой души, писатель размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие. Он исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые требуют полного проявления моральных качеств человека. Ведущий 2 Недаром интерес к его книгам огромен во всём мире. Повести и рассказы Распутина переведены на все европейские языки, по его произведениям ставятся спектакли и фильмы. Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов "Я забыл спросить у Лешки" (1961). Ведущий 3 Жизнь самого писателя и его героев протекает в Сибири, на берегах великой Ангары. Этой земле, этой красоте и ее людям посвящены все его раздумья, все его книги. Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и поселки. Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым распутинским языком. Ведущий 1 15 марта 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошный»,- писал В.Г. Распутин. Ведущий 2 Отец – Распутин Григорий Никитич, вернулся с фронта с орденами и медалями. «Работал начальником почты, а потом случилась недостача. Он ехал на пароходе оплачивать переводы и пенсии, - вспоминает Валентин Григорьевич. – Выпил, сумку с деньгами у него срезали. Деньги были небольшие, но тогда за эти деньги давали большие сроки». В 1947 году Григорий Никитич был отправлен на Колыму на 7 лет. Ведущий 3 Мать – Распутина Нина Ивановна, после ареста мужа одна воспитывает троих детей. Ведущий 1 Вскоре семья перебралась в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян. Ведущий 2 В 1976 году Распутин подарил поклонникам своего творчества повесть – «Прощание с Матерой», посвященную жизни сибирской глубинки. В повести рассказывается о деревне Матере, находящейся на острове посреди Ангары, подготовленной к затоплению в связи со строительством ГЭС. Таким образом, автор противопоставлял традиционный уклад жизни укладу жизни индустриального общества. Ведущий 3 В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом. "Уроки французского" повествуют о военном детстве, о голодном мальчике, который живет один в чужом городе, куда приехал учиться. (слайд 15 , видео «Эпизоды из фильма «Уроки французского») Ведущий1 В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, о писательской деятельности и не помышлял, мечтал стать учителем. Ведущий 2 Но однажды, оказавшись без денег (в университете перестали выдавать стипендию), он согласился поработать параллельно с учёбой. Писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты "Советская молодёжь". Репортажи, заметки, очерки – здесь Распутин научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Окончив историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет - до того, как стать профессиональным писателем, - работал журналистом в Сибири. В альманахе "Ангара" стали появляться его очерки, написанные для газеты. Ведущий 3 В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом "Красноярского комсомольца", Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Ведущий 1 Распутин - один из самых ярких представителей так называемой "деревенской прозы", расцвет которой пришелся на 1970-е гг. Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести "Деньги для Марии", опубликованной в альманахе "Ангара", в 1967 году. К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР. Ведущий 2 Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу. В полную же силу талант Распутина раскрылся в повести «Последний срок» (1970) В основе - бесхитростная житейская история: последние дни старухи Анны, дни подведения итогов. Как на исповеди, развертывается судьба человека. Свою жизнь она «как работу, довела до конца». Анна – один из потрясающих женских образов Распутина, пример трудолюбия, бескорыстия, ответственности перед работой, детьми, окружающими. Ведущий 3 К ней из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься, её взрослые дети – каждый со своим характером, со своей судьбой. Мать при смерти, и всеми владеет общее чувство потери, чувство долга, по которому они, уже многие годы не встречаясь, оказались все вместе под отчим кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы сливаются, стираются, для них же самих перестают иметь существенное значение. В "Последнем сроке" Распутина появляется уникальный взгляд на земной мир как временное обиталище человека. Ведущий 1 "Живи и помни" (1974) - так называется новая повесть. Распутин вновь избирает критическую ситуацию, проверяющую нравственные устои личности. Сюжетная канва повести – примерный солдат Андрей Гуськов в 1944 году, когда уже близка победа, дезертирует из армии – поначалу настораживает, но все-таки повесть - чисто распутинская. Ведущий 2 И здесь в центре – таежная деревня с точно выписанными образами, потому что для писателя, как всегда, важен не сюжет, не событие, как таковое, а важны характеры, психологическое исследование предательства, его истоков и последствий. Срывающийся от односельчан Андрей смотрит со стороны, на себя, на свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Он живёт отшельником в лесу. Редкие встречи с женой Настёной, которая ждёт от него ребёнка, не приносят ему радости. Ведущий 3 В постоянном страхе и напряжении, Гуськов постепенно утрачивает человеческий облик. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в ещё большей степени – перед его женой. Доведённая до отчаянья, преследуемая односельчанами, догадавшимися о её свиданиях с мужем, Настёна бросается в Ангару. Ведущий 1 Суть повести Распутина справедливо определяет писатель В. Астафьев: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твоё – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя". И написана повесть ради живых: живи и помни, человек, для чего ты пришел в этот мир. Единство судьбы человека с судьбой народа – вот идея повести. Без этого нет человека. Символическую роль во многих произведениях Распутина играет Ангара. Вот и здесь она и поддерживает и оберегает, и судит и казнит. В творчестве В. Г. Распутина остро поставлены проблемы отношений человека и природы. Ведущий 2 В 1985 году на страницах "Нашего современника" публикуется повесть Распутина «Пожар», которую можно воспринимать как продолжение "Прощания с Матёрой". Здесь пожар для Распутина – символ, огненный знак беды, следствие неблагополучия в обществе. "Пожар" появился в переломное для страны время – в самом начале активного поиска выхода из создавшегося положения, решительного поворота к правде. Но и сегодня, когда мы многое успели узнать и осознать, повесть Распутина остаётся одним из самых сильных произведений современности. Сила её в правде жёсткой и резкой, продиктованной любовью к человеку, ответственностью за судьбу народа. Вместо того, чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Ведущий 3 Валентин Распутин – большой мастер, умный и чуткий к нашим тревогам и бедам. Для него любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он очень хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение. Ведущий 1 В 90-е годы писал много рассказов: «Век живи, век люби», «Женский разговор», «Что передать вороне?», «В ту же землю», "Россия молодая", «В больнице» рассказы, поражающие глубочайшим психологизмом. В круг писательского внимания Валентина Распутина всё чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Ведущий 2 В 1989-1990 - Народный депутат СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения». Ведущий 3 В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачёве. Комментируя этот эпизод жизни, В. Распутин заметил: «Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошёл. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали» Ведущий 1 С 1967 года Валентин Григорьевич был членом Союза писателей Советского Союза. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Распутин был сопредседателем и членом правления Союза писателей России. Ведущий 2 С 1979 года Валентин Распутин входил в редакционную коллегию книжной серии "Литературные памятники Сибири" Восточно-Сибирского книжного издательства; серия перестала выходить в начале 1990-х годов. В 1980-х годах писатель был членом редакционной коллегии журнала "Роман-газета". В первой половине 1980-х годов писатель начал заниматься общественной деятельностью, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Ведущий 3 Он публиковал очерки и статьи в защиту озера, принимал деятельное участие в работе природоохранных комиссий. В августе 2008 года в рамках научной экспедиции Валентин Распутин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном обитаемом аппарате "Мир". Ведущий 1 В 1989-1990 годах писатель был депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1991 годах являлся членом Президентского совета СССР. В июне 1991 года во время выборов президента России был доверенным лицом Николая Рыжкова. В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС). Ведущий 2 Позже писатель заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как "политика – дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены". Ведущий 3 В нем чувствовался надлом. Этот надлом зафиксировали телекамеры летом 2006-го: сгорбленная спина уходящего из иркутского аэропорта. Там сгорела в самолете его дочь Мария. Ведущий 1 Мария Распутина, музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске. В память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка» и «Последний полёт». В память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии. Ведущий 2 Валентин Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987). В 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971), Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), а также орденами России – За заслуги перед Отечеством IV (2002), и III степеней (2007),Александра Невского (2011). Ведущий 3 В 2013 году Распутин стал лауреатом Государственной премии в области гуманитарной деятельности. Среди его многочисленных наград – премия Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премия имени Л.Н. Толстого (1992), премия имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), литературная премия Александра Солженицына (2000), премия имени Ф.М. Достоевского (2001), премия имени Александра Невского "России верные сыны" (2004), а также премия президента РФ в области литературы и искусства (2003). Премия «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005). Ведущий 1 В 2008 году писатель получил премию "Большая книга" в номинации "За вклад в литературу". В 2009 году Валентин Распутин был удостоен премии правительства РФ в области культуры. В 2010 году писателю была присуждена премия Святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия. Ведущий 2 В 2012 году умерла супруга, Светлана Ивановна. Смерти жены и дочери подломили и самого писателя. О себе уже и не думал, все мысли - о России. Это и было литературным и гражданским завещанием великого писателя: беречь и хранить Россию, как бы трудно нам ни было. Ведущий 3 Владимир Бондаренко, публицист, написал: «Потому и становятся его слова - завещанием всей будущей России: «Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит, - писал Распутин. - Всех патриотов в гроб не загнать, их становится все больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого еще не бывало, но может быть. Я верю - мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства – слишком лакомый кусок». Ведущий 1 15 марта 2015 года, не дожив всего лишь несколько часов до 78 лет, в больнице, скончался один из ярких русских писателей – Валентин Григорьевич Распутин. Список использованных ресурсов: 1) МАУК «Централизованная библиотечная система» Информационнобиблиографический отдел. Библиографический очерк (к 75-летию писателя). Ангарск, 2012 2) Валентин Распутин: библиографический очерк: (к 75-летию со дня рождения Валентина Распутина) / сост. гл. библиограф Г. Н. Ковалева; МАУК ЦБС Информационно-библиографический отдел. – Ангарск, 2012. – 28 с.: ил. 3) Материалы интернет-издания «Свободная пресса» 4) Материалы Википедии 5) Фрагменты и кадры из х/ф «Уроки французского» " (1978) Евгения Ташкова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина. 6) Материалы РИА Новости 7) Видео с сайта YouTube 8) Фрагмент произведения композитора Романа Леденёва «Последний полёт».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 им. А. П. Жданова»

г. Братска Иркутской области

Внеклассное мероприятие по литературе

«Уроки Распутина»

Подготовили и провели

учителя русского языка и литературы:

Качкова Лариса Владимировна,

Костылева Надежда Николаевна

Братск, 2017

«Уроки Распутина»

Литературная - музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина.

Цели: познакомить с творчеством В.Распутина, в котором поднимаются вопросы внутренней и внешней красоты человека; раскрываются вечные нравственные ценности и звучит призыв к сохранению исторических основ русского народа и природы родной страны.

Заинтересовать учащихся и побудить их к прочтению произведений замечательного писателя.

Развивать творческие способности учащихся, их диалогическую и монологическую речь.

Оформление.

    Плакаты:

«Век живи - век учись».


«Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может». (В.Распутин)

    портрет писателя;

    иллюстрации к произведениям В.Распутина;

    презентация, видеофрагменты из фильмов, телепередач;

    выставка книг В.Г.Распутина

1чтец:

Как совесть - неподсуден,

Как свет - необходим

Отечеству и людям

Распутин Валентин.

Для многих - неуютен…

Но он такой один -

Всегда и есть, и будет

Распутин Валентин.

В общенье, вправду, труден

В столице и в селе…

Зато не словоблудьем

Он занят на земле.

Глумленья не таящий

И в пазухе - камней,

Писатель, говорящий

О Родине своей…

Учитель:

15 марта 2017 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. В эти дни по всей Иркутской области, да и по России, проводятся различные мероприятия, посвященные памяти писателя.

Дорогие друзья, вот и сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить жизнь и творчество нашего великого земляка, нашего сибирского писателя. А также постараться усвоить уроки Распутина, которые он преподает нам на страницах своих произведений: уроки доброты, благородства, уроки нравственности, уроки патриотизма.

А 2 года назад, 14 марта 2015 года всю страну потрясло известие о смерти Валентина Распутина.

Видеофрагмент передачи «Новости» (6 минут)

2 чтец:

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями.

1 чтец:

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. В трёхстах километрах от Иркутска. Детство будущего писателя прошло в деревне Аталанка на берегу Ангары.

(Рассказ о биографии писателя сопровождается презентацией)

Ученик в роли Валентина Распутина:

Хорошо помню, когда мне было 4 года, как уходил на фронт отец, но не помню такого яркого события, как его возвращение спустя 4 года.

Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».

3 чтец:

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

4 чтец:

В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944году. Здесь, в Аталанке, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот фонд, читать разрешали только в школе.

Ученик (Валентин Распутин):

Своё знакомство с книгами я начал с...воровства.Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанное и брали новые.

3 чтец:

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу, которая находилась в пятидесяти километрах от родной деревни. Каждый день не наездишься, надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского» , удивительно трепетном и правдивом.

Разыгрывание сцены из рассказа «Уроки французского».

Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете. Перед тем тоже, кажется, о чем-то спорили.

    Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, - зачем мне тебя обманывать? Я веду счет, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

    «Чика» не считово.

- Почему это не считово?

Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

- Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

- Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:

- Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

- Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? - объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

- Играем в «пристенок», - спокойно ответила Лидия Михайловна.

- Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

- Правильно.

- Ну, знаете… - Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Ученик (Валентин Распутин):

И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

1 чтец:

После окончания школы летом 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, Валентин Распутин стал студентом филологического факультета Иркутского университета. О писательстве не помышлял – видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты, хотя не думал о писательском призвании. Просто однажды остался без денег (не стали выдавать стипендию). Он работает, не отрываясь от учёбы.

2чтец:

Он публиковал много, писал о том, что было необходимо редакции газеты «Советская молодёжь». Репортажи, очерки, заметки - здесь Распутин набил руку, научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», что позволило приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги.

1 чтец:

В 1974 году Валентин Распутин в Иркутской газете писал.

Ученик (Валентин Распутин):

Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.

3 чтец:

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. В качестве корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций.

4 чтец:

Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко».
Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Лёшкой...

Чтение отрывка из рассказа «Я забыл спросить у Лёшки»

(Чтение под трагическую музыку)

Мы шли и шли. Ночь лежала на земле толстым темным одеялом. Мы запутались в нем. Мы устали. Мы молчали. Но Лешка не молчал. Никогда еще он не говорил так много. Он то кричал, когда боль хватала его за горло, то переходил на шепот. Он разговаривал и с матерью, и с Ленкой, и с нами. Когда он разговаривал с нами, мы все равно молчали. Хотелось отвечать ему, но мы знали, что он не услышит.

Потом показалась река, и мы свернули на твердую дорогу. Оставалось еще двадцать километров. Лешка молчал. Мы даже не заметили, как стих его шепот. Мы думали, что ему стало легче. Дорога рвалась то в одну, то в другую сторону, но мы находили ее. Я устал. Я здорово устал. «Неужели ты не сделаешь еще один шаг, - думал я, - и еще один?». И я выбрасывал вперед одну ногу, потом другую. Одну и другую.

Лешка молчал.

Вдруг нам стало страшно. Мы остановились и положили носилки на землю. Андрей взял Лешку за руку. Он держал ее и смотрел на меня. Лешка не двигался. Я не поверил. «Не может быть! Он просто спит». Я медленно опустился перед Лешкой и взял его за вторую руку. Она была послушной и мягкой, и пульс молчал.

Мы поднялись одновременно. Мы не кричали и не плакали. Мы стояли караулом с обеих сторон носилок и молчали. Я смотрел в ту сторону, где спал город, и думал о том, что сегодня нам придется отправить Лешкиной матери телеграмму, которая сразу, одним ударом собьет ее с ног, а через несколько дней придет письмо от Лешки. И она много раз будет приниматься за него, прежде чем дочитает до конца.

Я помню все, помню до боли ярко и точно, все, даже мелкие подробности, но я не помню сейчас, кто из нас первый сел рядом с Лешкой. Мы устали. Мы сидели на земле, а между нами лежал Лешка. Рядом всхлипывала река.

Потом стало холодно, и я растолкал Андрея. Мы бережно, не говоря ни слова, подняли носилки и пошли. Впереди Андрей, позади я. Светало. Я неожиданно вспомнил о том, что забыл спросить Лешку о самом главном. Я не спросил его, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не написаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. А мне очень хотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца.

(Музыка звучит ещё некоторое время)

1 чтец:

Талантливо написан и рассказ «Рудольфио». Это история любви юной 16-летней Ио к 28-летнему Рудольфу. Он - серьезный женатый мужчина, скованный предрассудками взрослого человека. Она - мечтательница, которая не боится назвать себя ребенком. Именно ей приходит в голову объединить их имена и дать своей любви итальянское имя «Рудольфио». "Рудольфио" - рассказе не только о первой влюбленности, но и - о мере ответственности взрослого человека перед этим чувством и за него, о готовности и неготовности души к пониманию. В "Рудольфио" перед нами предстает драма подростка, девочки Ио, впервые столкнувшейся с взрослой жизнью и получившей первые ушибы от этого столкновения.

Художественное чтение отрывка из рассказа «Рудольфио»

Первая встреча состоялась в трамвае. Она тронула его за плечо и, когда он открыл глаза, сказала, показывая на окно:

- Вам сходить.

Трамвай уже остановился, и он, проталкиваясь, прыгнул сразу за ней. Она была совсем девчонка, лет пятнадцати-шестнадцати, не больше, он понял это тут же, увидев ее круглое, моргающее лицо, которое она повернула к нему, ожидая благодарности.

- Сегодня был сумасшедший день, я устал. А в восемь мне должны позвонить. Так что ты меня здорово выручила.

Кажется, она обрадовалась, и они вместе побежали через дорогу, оглядываясь на мчащуюся машину. Шел снег, и он заметил, что на ветровом стекле машины работал "дворник". Когда идет снег - вот такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц,- не очень-то хочется идти домой. "Подожду звонка и снова выйду",- решил он, оборачиваясь к ней и размышляя, что бы ей сказать, потому что дальше молчать было уже неудобно. Но он понятия не имел, о чем можно с ней говорить и о чем нельзя, и все еще раздумывал, когда она сама сказала:

- А я вас знаю.

- Вот как! - удивился он.- Это каким же образом?

- А вы живете в сто двенадцатом, а я в сто четырнадцатом. В среднем два раза в неделю мы вместе ездим в трамвае. Только вы, конечно, меня не замечаете.

- Это интересно.

- А что тут интересного? Ничего интересного нету. Вы, взрослые, обращаете внимание только на взрослых, вы все ужасные эгоисты. Скажете, нет?

Она повернула голову вправо и смотрела на него слева, снизу вверх. Он хмыкнул только и не стал ничего ей отвечать, потому что все еще не знал, как вести себя с ней, что можно и что нельзя ей говорить.

Некоторое время они шли молча, и она глядела прямо перед собой и, так же глядя прямо перед собой, как ки в чем не бывало заявила:

- А вы ведь еще не сказали, как вас зовут.

- А тебе это необходимо знать?

- Да. А что особенного? Почему-то некоторые считают, что если я хочу знать, как зовут человека, то обязательно проявляю к нему нездоровый интерес.

- Ладно,- сказал он,- я все понял. Если тебе это необходимо - меня зовут Рудольф.

- Как?

- Рудольф.

- Рудольф.- Она засмеялась.

- Что такое?

Она засмеялась еще громче, и он, приостановившись, стал смотреть на нее.

- Ру-дольф,- она округлила губы и снова закатилась.- Ру-дольф. Я думала, что так только слона в зверинце могут звать.

- Что?!

- Ты не сердись,- она тронула за рукав.- Но смешно, честное слово, смешно. Ну что я могу поделать?

- Девчонка ты,- обиделся он.

- Конечно, девчонка. А ты взрослый.

- Сколько тебе лет?

- Шестнадцать.

- А мне двадцать восемь.

- Я же говорю: ты взрослый, и тебя зовут Рудольф. Она снова засмеялась, весело поглядывая на него слева, снизу вверх.

- А тебя как зовут? - спросил он.

- Меня? Ни за что не угадаешь.

- А я и не буду гадать.

- А если бы и стал - не угадал бы. Меня зовут Ио.

- Как?

- Ио.

- Ничего не пойму.

- Ио. Ну, исполняющий обязанности. Ио.

Отмщение наступило моментально. Не в силах остановиться, он хохотал, раскачиваясь то вперед, то назад, как колокол. Достаточно было ему взглянуть на нес, и смех начинал разбирать его все больше и больше.

- И-о,- булькало у него в горле.- И-о. Она ждала, оглядываясь по сторонам, потом, когда он немного успокоился, обиженно сказала:

- Смешно, да? Ничего смешного - Ио - такое же обыкновенное имя, как все другие.

- Ты извини,- улыбаясь, он наклонился к ней.- Но мне действительно было смешно. Вот теперь мы квиты, правда?

Она кивнула.

Первым был ее дом, а за ним - его. Остановившись у подъезда, она спросила:

- А какой у тебя телефон?

- Тебе это не надо,- сказал он.

- Боишься?

- Дело не в этом.

- Взрослые всего на свете боятся.

- Это верно,- согласился он.

Она вынула из рукавицы свою ручонку и подала ему. Рука была холодной и тихой. Он пожал ее.

- Ну, беги домой, Ио.

Он опять засмеялся.

У двери она остановилась.

- А теперь ты меня узнаешь в трамвае?

- Еще бы, конечно, узнаю.

- До трамвая...- Она подняла над головой руку.

- ...в котором мы вместе поедем,- добавил он.

3 чтец:

- « Живи и помни» - новаторская, смелая повесть – не только о судьбах
героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, часто возникающие в годы войны.

Слова - "Живи и помни" - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. "Живи и помни" - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.

4 чтец:

Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

1 чтец:

А ведь был Андрей Гуськов, "расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года". Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов -

предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие

круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой.

2 чтец:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Но ведь шла война, и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

3 чтец:

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

4 чтец:

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Предав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, отчаявшись найти выход из глупого тупика, она шагнула за борт лодки в ледяные воды Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей.

1 чтец:

Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Видеофрагмент из фильма «Живи и помни»

1 чтец:

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» , опубликованная в . Это глубоко трагичное и одновременно светлое произведение. В основе сюжета лежит несчастье, случившееся с простой русской семьёй, живущей в крупном сибирском городе. Несовершеннолетняя дочь Тамары и Анатолия Воротниковых Светлана подверглась насилию. Дёмин задержал преступника на рынке. Но нечистые на руку работники прокуратуры готовят его освобождение под залог. Разумеется, после этого насильник сразу же скроется из города или вообще из России. С этим не может смириться мать поруганной девчушки. Она делает из ружья мужа обрез, прячет его в сумку, приходит в прокуратуру, и, когда туда привозят преступника на санкцию, убивает его.

2 чтец:

Тамара Ивановна Воротникова - дочь Ивана и мать Ивана- добрая, чистая, справедливая русская женщина и совсем не хочет уходить от ответственности, она, православный человек, убийца поневоле. Героиня не ищет оправдания своему поступку, на суде она безоговорочно признаёт себя виновной и идёт в тюрьму, чтобы наказанием искупить грех смертоубийства.

1 чтец:

- «Зона» не смогла сломить эту сильную - и физически, и морально - женщину. Отсидев две трети срока, она возвращается к людям как живой символ надежды на справедливость, на торжество добра, на лучшее будущее. Светлана, честь которой Тамара Ивановна защитила ценой своих страданий, вышла замуж, у неё есть маленькая дочка. Она ей рассказывает о бабушке, как о каком-то былинном персонаже. «Она - солнышко с продиристым ветерком», - так говорит о Тамаре Ивановне своей дочке Светлана. На этой светлой ноте и заканчивается повесть.

2 чтец:

- Валентин Распутин - из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Он говорил, что Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Ученик (Валентин Распутин)

Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но я умирать буду с этой картиной, дороже которой для меня ничего нет. Я верю, что и в писательском деле она сыграла не последнюю роль.

3 чтец:

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг - стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Ученик (Валентин Распутин)

Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам.

1 чтец:

Лесистых гор полуотвалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь - до донышка - просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик и гул турбин,

И птицы-сосны под обрывом,

и дикий ветер-баргузин-

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

и ты немыслима, Россия.

И ты немыслима, Сибирь.

4 чтец:

Живя в единении с природой, писатель глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Природа, ставшая близкой в детстве, оживает и говорит в его книгах каким-то своим необычным чудесным языком, понятным только тому, кто умеет её слушать, наблюдать и восхищаться её неповторимым очарованием.

1 чтец:

Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таёжные леса навсегда привязывают к себе человека. И душа писателя не может не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается с ней, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь - для самого человека. Вымирают целые деревни. И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землёй.

2 чтец:

Бабка Дарья Пинигина из повести "Прощание с Матерой" самоотверженно защищает деревню, которая подлежит затоплению. Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь. А вот теперь ее родная земля подлежит затоплению. Выстроился новый поселок с новыми домами и с новой жизнью. Но это уже никогда не будет та, родная, кровная земля. Этой земле отдана жизнь. Для Дарьи и других стариков это трагедия. Как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. Варварски истребляя природу, мы губим свою душу. Человек, уничтожающий свои корни, совершает преступление не только против природы, он несет ответственность перед людьми, перед своим будущим.

Видеофрагмент из фильма «Прощание с Матерой»

3 чтец:

Безусловно, Распутин - народный писатель. Он пишет о народе и для народа. Неслучайно произведения писателя экранизированы, созданы спектакли, в репертуарах российских театров творчество Распутина занимает почётное место. Проблемы всенародной и государственной важности поднимает со страниц произведений, напоминает о прошлом, возвращает нас к своим корням, предупреждает о будущих катастрофах, которые не только на земле, но и в душе человека.

Учитель:

Сердце Валентина Григорьевича Распутина принадлежит Сибири. Живя в Москве, он часто приезжал на малую родину: в Иркутск, на Байкал, в родную Аталанку. Бывал Распутин и в Братске.

(Рассказ учителя о творческом вечере Распутина в Братске в 2007 году)

- 15 марта 2017 года в Иркутске открывается музей В.Г. Распутина.

Видеофрагмент из передачи «Новости культуры»

Учитель:

- Завершить наш вечер хочу словами Валентина Распутина: «Я верю в выздоровление; такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены..»

Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

Звучит песня Надежды Будневой «Моя Россия»