Персидская сказка: Балхский суд

Один житель Куфы, уезжая надолго из родного города, закопал под деревом в пустынном месте тысячу динаров. Когда же он вернулся, то увидел, что земля под деревом разрыта, корни выворочены, а золото, которое он спрятал, исчезло.

Загоревал он и пошёл к шариатскому судье и рассказал ему о случившемся.

Ступай с миром, - сказал судья, - и приди ко мне через три дня, но смотри никому ничего не рассказывай.

Тот человек ушёл, а судья вызвал городского лекаря, к которому обращались со своими немощами и знатные, и простолюдины, и спросил его:

Целителен ли корень того одинокого дерева, что растёт в пустынном месте у нас за городом?

Да, - ответил лекарь, - польза этого корня для хворых бесспорна, а целебные свойства его для недужных бесчисленны.

А не пользовал ли ты кого-нибудь недавно тем корнем? - спросил судья.

Пользовал, - ответил лекарь, - месяц тому назад занедужил один человек болезнью, излечить которую можно только этим корнем. Я рассказал ему, где растёт это дерево, и он исцелился.

Судья отпустил лекаря и вызвал к себе того исцелившегося. Тот пришёл, и судья усадил его перед собой, и принялся наставлять мягко и обходительно, и прочёл ему несколько подходящих случившемуся стихов Корана, и рассказал несколько соответствующих происшедшему преданий из жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так он размягчил сердце похитителя, тот сам повинился в совершённом и вернул тысячу динаров потерпевшему.

Спор благородных

Один человек продал другому дом. Покупатель нашёл в этом доме схороненный клад, большое сокровище, принёс эти деньги к продавцу и сказал:

Ты продал мне дом. Деньги, находившиеся в нём, принадлежат тебе, возьми их.

Если бы эти деньги были назначены мне в удел, они нашлись бы тогда, когда дом ещё принадлежал мне. Раз теперь дом стал твоей собственностью, то и деньги - твоё имущество, - возразил продавец.

Поднялся между ними спор. Один говорил: «Это - твоё!» Другой восклицал: «Нет, твоё!» В конце концов пошли они со своей тяжбой к царю той эпохи и сказали:

О справедливый царь, о бесподобный судья, о праведник, не ведающий кривды! Прекрати наш спор и пресеки нашу вражду!

Царь спросил продавца:

Есть у тебя дети?

Есть сын, - ответил тот.

А у тебя какого пола ребёнок? - спросил царь покупателя.

Дочь, - ответил тот.

Отдай же свою дочь его сына, а деньги эти дай ей в виде приданого. Тогда вы оба получите свою долю из этих денег, - сказал царь.

Обеим сторонам это решение пришлось по душе, оба вышли из судейской залы удовлетворёнными, и от благодатного действия этого решения по всему лицу земли взошли такие всходы, благословение такого правосудия всему миру принесло благодать.

Кошелёк

Потерял богач кошелёк, где было двести золотых монет, и поклялся: «Кто найдёт кошелёк - получит ровно половину монет». Один из его слуг нашёл кошелёк и вернул ему. А богач был очень жадный, он сразу же позабыл о своём обещании и не захотел дать своему слуге сто золотых. Чтобы отделаться от него, он сказал слуге:

Кроме этих золотых монет в кошельке был драгоценный камень. Верни его, и получишь свою долю.

Пошёл слуга к судье и рассказал ему всё как было. Судья пригласил обоих в суд.

Ты говоришь, что у тебя в кошельке было двести золотых и драгоценный камень, - сказал судья богатому, - а в этом кошельке нет камня, значит, это не твой кошелёк. Отдай его слуге, пока не найдётся хозяин. А ты продолжай кричать, что потерял кошелёк с двумястами золотыми и драгоценным камнем. Может быть, он найдётся.

Тогда, не говоря ни слова, богатый отдал слуге сто золотых, да ещё заплатил десять золотых штрафа.

Что бы ни случилось, Время покажет, плохо это или хорошо.

"Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить"...

"Умейте не терять времени на пустяки, на "отдых", который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной "информации". Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро".

"Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни".

Из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева "Письма о добром": Письмо двадцать шестое - "Учитесь учиться!"

О себе

Без комментариев... Пока

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Не перечислить, но - одна восточная притча, книга Льва Ильича Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки", книга Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц"... Плюс знакомство с биографиями некоторых ученых-естествоиспытателей.

Мой взгляд на мир

Нет ничего более интересного, чем мир, окружающий человека и сам человек в этом мире. Ни одна книга, ни одна картина, даже самые выдающиеся и гениальные, никогда не сравнятся в своей гениальности, простоте и сложности, рациональности с Природой. Природа - не храм, а мастерская. И человек в ней - работник" (И.С.Тургенев). Надо работать...

А судьи кто? (значение) - применяется, как сомнение в том, что те, кто высказывает свое суждение по какому-либо вопросу, достоин того, чтобы судить об этом.

"Фамусов (Чацкому)

Эй, завяжи на память узелок;

Просил я помолчать, не велика услуга.

(Скалозубу)

Позвольте, батюшка. Вот-с Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти: так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой;

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...

Чацкий

Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?

И похвалы мне ваши досаждают.

Фамусов

Не я один, все также осуждают.

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма ;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали:

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!"

Примечания

1) Александр Андреевич Чацкий - главный герой произведения. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова - Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова раньше любили друг друга.

2) Павел Афанасьевич Фамусов - московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.

3) Времен Очаковских и покоренья Крыма - крепость и город Очаков был взят русскими войсками 6 (17) декабря 1788 года в Русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Общее командование штурмом осуществлял князь Потёмкин, армией командовал полководец (1730 - 1800). По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.

4) Нестор (ок. 1056-1114) - древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.

5) Зефирах и в Амур - Зефир - древнегреческое мифологическое божество, самый мягкий из ветров, посланник весны. Амур - бог любви в древнеримской мифологии.

Примеры

Булат Окуджава

«Путешествие дилетантов (Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари)», 1971-1977 г.:

"- А судьи кто? - с пафосом вопросил фон Мюфлинг со своих небес.