Проблемы гендерного воспитания школьников. Гендерное воспитание. Гендерное воспитание школьников и подростков
В статье рассматриваются понятия "гендер", "гендерное воспитание", а также проблемы реализации гендерного воспитания в современном дошкольном образовании. В представленном материале дан анализ отличий воспитательной работы с мальчиками и девочками дошкольного возраста с учетом биологических особенностей строения головного мозга у детей разного пола.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.В. Миханкова,
М.А. Поденако,
ГАДОУ Детский сад № 53 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Одной из наиболее популярных и активно развивающихся научных проблем на настоящий момент времени, безусловно, является проблема гендерных различий и гендерной идентичности, также активно развиваются смежные науки, изучающие полоролевые или гендерные особенности детей, такие как гендерная педагогика, нейропедагогика, нейропсихология. Гендерная педагогика – это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Стоит отметить, что понятие « гендер » , будучи относительно новым, имеет в современной научной литературе как минимум два основных варианта трактовки. В первом случае « гендер » понимается как социальный пол в отличие от биологического, тогда как во втором случае « гендер » рассматривается как комплексная социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям « мужчина » и « женщина ».
Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.
Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.
В настоящее время гендерный подход интенсивно внедряется в педагогическую теорию и практику, что определяет необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе.
Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.
Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что в отличие от зарубежных педагогов и психологов, в нашей стране этот вопрос оставался долгое время закрытым, педагогика ориентировалась на абстрактного ребенка, без учета его полоролевых особенностей. Изучение особенностей развития мальчиков и девочек, учет их гендерных различий поможет педагогам и родителям максимально индивидуализировать педагогический процесс в ДОУ и школе, позволить правильно отбирать содержание, методы и приемы сопровождения дошкольников.
Детство для человека – уникальная пора развития всех психических функций, за несколько лет у ребенка формируются разные типы мышления, в этот период происходит закладка основы дальнейшей активной жизни будущего члена общества. Многие авторы отмечают (Еремеева В.Д., Хризман Т.П. и др.), что уже в самом раннем возрасте учеными зафиксированы различия в работе мозга мальчиков и девочек, органы чувств младенца уже настроены определенным образом, их мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Эти различия обусловлены физиологией, которую обязательно должны учитывать педагоги и родители, воспитывая и обучая детей. Нейропсихологи в своих исследованиях отмечают, что весь процесс воспитания и обучения направлен на развитие самого главного органа психики – мозга и всех его многочисленных функций, регулирующих поведение ребенка. К сожалению, часто взрослые действуют в вопросах воспитания и обучения интуитивно, по наитию, не опираясь на научные знания о гендерных особенностях детей.
Рассмотрим основные различия между мужским и женским мозгом:
1.Миндалевидное тело головного мозга больше у мужчин, что способствует их большей агрессивности, в отличие от женщин;
2. Дугообразный пучок развивается у девочек раньше, что подтверждается более ранним развитием речи, девочки начинают говорить предложениями раньше, чем мальчики;
3. Зона Брока более активна у женщин, что приводит к лучшим вербальным навыкам, чем у мужчин;
4. Кора мозга содержит нейроны, обеспечивающие высшие интеллектуальные функции и память, распознает сенсорные импульсы. У мужчин кора головного мозга толще в правой части, у женщин в левой. У мужчин лучше развиты пространственные связи, женщины превосходят мужчин в слушании, коммуникации;
5. Эстроген, формирующий женский мозг, снижает агрессивность, состязательность, желание самоутвердиться;
6. Височная доля мозга – связи и нейронные пути женского мозга обеспечивают превосходство при решении коммуникативных задач;
7. Теменная доля мозга у женщин обрабатывает больший объем информации, женщины обладают лучшей тактильной чувствительностью, мужской мозг лучше работает при дозировании информации.
8. Затылочная доля мозга обнаруживает и интерпретирует визуальные образы, различия очевидны в реакциях на чувствительность к свету, женщины видят лучше при тусклом свете, мужчины – при ярком.
В большинстве случаев с точки зрения хронологии развития мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков. Так, девочки могут приобретать сложные вербальные умения почти на год раньше мальчиков, девочки получают больше сенсорной информации, у них лучше слух и обоняние, они получают больше информации через кончики пальцев и кожу. У мужчин лучше развито правое полушарие, что ведет к лучшему пространственному восприятию, например, при проведении измерений, инженерном проектировании, топографии и чтении карт. Женский мозг использует свои ресурсы быстрее и чаще, задействует больше клеток, лучше функционируют память и чувственное восприятие, мужской мозг имеет больше преимуществ при решении задач с пространственными взаимосвязями. В то же время, меньшая внешняя эмоциональность мальчиков делает их более уязвимыми, эмоционально неустойчивыми, более подверженными стрессовым ситуациям из-за неумения перерабатывать свои чувства, становятся более агрессивными и замкнутыми в себе. Сильная сторона мужчин – способность к новому, нестандартному решению, к новаторству, исторически доказано, что сначала профессию осваивали мужчины, а доводили умения до совершенства – женщины.
Таким образом, необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос о правильной, методически верной организации педагогического процесса ДОУ и школы на основе знаний и понимания полоролевых отличий. К сожалению, часто переосмысление и перестройка отношения педагогов к данному вопросу заканчивается лишь формальной заменой слова «пол» на «гендер», нет единого подхода к решению этой проблемы, четкого планирования систематичной работы с детьми. Прежде всего, это происходит из-за недостатка знаний педагогов о гендерных особенностях и различиях дошкольников, необходимо осуществлять просветительскую деятельность среди педагогов, активнее внедрять в практику повышения квалификации педагогов курсы по гендерной теории и методологии, разъясняющие сущность, задачи и принципы гендерного подхода в психолого- педагогической науке и практике.
Следующей, очень важной проблемой дошкольного образования является феминизация, отсутствие педагогов мужчин, особенно это важно для ролевого подражания мальчикам без отцов. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек, лишь в средней и старшей школе появляются учителя – мужчины. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин, женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми, поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости.
Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности.
В ряде современных исследований выявлялись особенности гендерных представлений и установок учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений. Исследования показали, что педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость.
В исследовании О. Б. Отвечалиной выявлено, что гендерные представления воспитательниц отличаются противоречивостью, которые демонстрируют его в отношении к внешнему виду и стилю одежды детей разного пола; в распределении хозяйственно-трудовых поручений; при организации игр; в особенностях оценки личностных качеств и достижений; в особенностях наказаний. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время, у девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости.
Гендерная компетентность педагога включает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендерных особенностей.
При работе с мальчиками в группах педагогу важно:
- делать упор на визуальную информацию, располагать информацию столбиками;
Допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;
Обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;
Организовывать диалоги и дискуссии;
Особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;
Предлагать делать самооценку деятельности, организовывать работу в парах;
- уметь пользоваться неуемной энергией мальчика и направлять ее в русло учебы и воспитания;
- обращать особое внимание на более чувствительных, менее соревновательных и менее агрессивных мальчиков
- разрешать мальчикам физически двигаться, вовлекать их в физическую деятельность
- предоставлять мальчикам как можно больше пространства
- предлагать больше рассказывать и выдумывать, чтобы помочь мужскому мозгу развивать воображение и вербальные навыки
- давать мальчикам больше вещей пощупать, потрогать, особенно во время обучению письму или грамоте;
- педагогу важно помнить, что мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки;
- мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности
- критикуя мальчика, нужно всё излагать кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение, ребенок перестанет слушать и слышать критику.
При работе с девочками педагогу необходимо:
Применять конкретные письменные примеры и расчеты;
Располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;
Задействовать речевые способности учащихся;
Использовать коллективные формы работы;
Обязательно комментировать ход и результаты учебно-познавательной деятельности;
Использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу;
Стимулировать здоровую соревновательность в классе
Педагогу важно помнить, что девочки эмоционально реагируют на все оценки педагога;
Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как , им важно быть хорошими в глазах взрослых
Критикуя девочку, сначала нужно разобрать, в чем ее ошибка, не высказывать свое негативное отношение к ней.
Таким образом, можно выделить основные задачи гендерного подхода в ДОУ:
- повышение гендерной компетентности педагогов ДОУ,
- отбор содержания педагогического процесса с учетом гендерных особенностей детей,
- создание предметно-развивающей среды группы, опираясь на интересы и потребности мальчиков и девочек
- формирование гендерной компетентности родителей воспитанников ДОУ.
Список литературы:
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П Мальчики и девочки. – СПб, 2006
- Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. – М., 2004
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973
2.1. Актуальные проблемы гендерного обучения
Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.
Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.
Сложность в определении конкретных задач и содержания гендерного воспитания обусловлена кардинальными изменениями содержания мужских и женских ролей на современном этапе развития общества, изменением господствующих гендерных стереотипов, которые касаются качеств маскулинности и фемининности, стереотипов семейных и профессиональных ролей. Традиционно мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин по семейным.
Длительное время в обществе существовало четкое разграничение мужских и женских половых ролей основанное на разделении труда. В настоящее время изменения в общественном производстве и характере труда, правовое и политическое равенство полов, повышение роли женщины в обществе привели к размыванию традиционной системы социальных ролей мужчин и женщин, повлияли на половую дифференциацию, способствовали феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
На смену господствующим долгое время стереотипам активного, деятельного мужчины, воина, защитника отечества, государственного и общественного деятеля и пассивной женщины, занятой исключительно домашним хозяйством и воспитанием детей, пришли новые стереотипы настоящего мужчины и настоящей женщины.
Для современного общества характерна поливариативность гендерных стереотипов мужчин и женщин, их половых ролей. Изменение гендерных стереотипов касается не только роли мужчин и женщин в общественной и производственной сферах, но и семейных их ролей. В жизни современной семьи мужчина не всегда является основным кормильцем, часто материальное обеспечение семьи берет на себя женщина, в то же время мужчина может больше внимания уделять воспитанию детей. В европейских странах в настоящее время растет число отцов, которые берут отпуск по уходу за ребенком, при том что матери продолжают работать и обеспечивать семью материально.
Подобная смена гендерных стереотипов обусловлена изменениями в жизни общества, однако этот процесс достаточно сложен и противоречив. Как отмечает В. Е. Каган, «при всей своей прогрессивности полоролевая демократизация несет с собой и немало трудностей: потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию, развитию этих новых отношений. Возникают сложные коллизии взаимодействия традиционных и новых полоролевых стереотипов» .
Негативные последствия существующего положения проявляются в кризисе взаимоотношений полов, института семьи, в неспособности подрастающего поколения выполнять свои социальные роли. Возникла насущная необходимость осмысления и научно-методического обоснования проблемы гендерной социализации в условиях изменившейся системы половых ролей. Л. Н. Надолинская справедливо замечает: «Всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полоролевого воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми и развития ими своих лучших потенций, способных проявляться в реальном человеческом контакте» .
В таких условиях усиливается роль образовательных учреждений как социального института полоролевой социализации. Именно целенаправленная система полоролевого (гендерного) воспитания способна корректировать неблагоприятные условия гендерной социализации в настоящее время. Однако несмотря на признание безусловной важности гендерного воспитания, до настоящего времени не существует единой точки зрения на конкретные цели и задачи такого воспитания.
Ряд педагогов видит цель гендерного воспитания в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).
Другие ученые и педагоги практики считают, что традиционные гендерные стереотипы не отражают реальностей современной жизни, когда женщины успешно осваивают считавшиеся ранее мужскими профессии и виды деятельности. Жесткое следование традиционным гендерным стереотипам не позволяет обеспечить действительное равенство женщин, так как в современном обществе более престижной остается мужская роль.
Согласно данной точке зрения, основной целью гендерного образования является обеспечение гендерного равенства в обществе, формирование толерантности и уважения к другому, развитие чувствительности к фактам гендерного неравенства, формирование личности, свободной от гендерных стереотипов, способной выстраивать свою индивидуальную траекторию развития (Л. Н. Ожигова, Г. А. Ольховик и др.). Сторонники данной позиции подчеркивают, что принцип гендерного равенства не означает нивелирования мужских и женских черт. Геидерно-ориентированная педагогика призвана гармонизировать гендерные отношения, оказать педагогическую поддержку в совершенствовании мужской и женской индивидуальности, сформировать культуру взаимодействия полов на принципах равноценности.
Таким образом, необходимость конкретизации целей и задач гендерного воспитания детерминирована процессом изменения нормативных представлений о мужских и женских половых ролях в современном обществе и необходимостью целенаправленной подготовки подрастающего поколения к выполнению будущих гендерных ролей.
Реализация целей и задач гендерного образования требует определения и разработки содержания, форм, гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения мальчиков и девочек на разных ступенях образования.
Одним из путей реализации гендерного (пололичностного) подхода в образовании является раздельное образование.
Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Почему?
1) Государство озабочено низким уровням рождаемости;
2) Насилие над детьми;
3) беспорядочностью сексуальных связей,приводящих в конечном итоге к росту числа венерических заболеваний;
4) Отсутствию у молодого поколения патриотических чувств, уклонению от службы в армии и другие.
Все эти проблемы связаны с полом человека, его репродуктивной, социальной, поведенческими функциями.
Второй момент это изменения в народном образовании – введение ФГОС и забота об образовании подрастающего поколения.
Гендер –(с английского – «род»), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Какая связь с обучением детей в начальной школе?
Гендерное обучение, что это такое?
Как альтернативное обучение.
1)Каждый педагог стремится не только дать детям определенную совокупность знаний, умений и навыков, но и раскрыть способности и необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.Но учет индивид особенностей ребенка не может отдельно существовать без учета гендерных особенностей.Гендерная принадлежность человека проявляется в том,что человек делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми. Гендерные исследования помогают более четко акцентировать внимание на изучение различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях считающихся типичных для них.
2) Совместное обучение – это оптимальный вариант, дающий возможность научиться общаться с противоположным полом, позволяющий развиваться при наличии альтернативного мышления.
Многое в школьном образовании индефферентно по отношению к половой принадлежности учеников.При одном и том же учителя, по одной и той же методике мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
Например:
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое поэтому до 10 лет девочки лучше запоминают цифры и решают задачи, превосходят в развитии речи.
1) Оценивая на уроках должно быть гендерным – с учетом того, что может мальчик, а чего не может по природным данным.
2) Гендерное в преподавании литературы – это выбор учебника.
3) Но этого нет. Даже при объяснении нового материала учителя в основном ориентируются на девочек, т.к. они смотрят учителю в глаза, согласно на вопрос: « Всё ли понятно». Мальчики в это время, слушая, исследуют ближнюю территорию. Получается, что их не спрашивают усвоили они или нет, а только делают дисциплинарные замечания.Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, вот поэтому им нравятся уроки труда и физ-ры.
4) Девочки быстро усваивают информацию, мало её используют, стараются быстро выдать её обратно. Совместная работа мальчиков и девочек дает возможность интенсивно развиваться тем и другим, но в том случае,если работа носит не только информационный, но и исследовательский характер.
5) Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу.Если конфликт – мальчиков умеют найти выход, девочки сразу обижаются и не желают выполнять эту работу.
6) Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деят-ти в группе, без этого не понятна им работа.Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у учителя.
7) Мальчики и девочки по-разному строят взаимоотношения. Девочки, начиная говорить, сошлются на мнение предыдущего оратора согласятся с ним или нет. Мальчики сразу переходят к делу, перебивая друг друга. Девочки умолкают, давая возможность высказаться всем.
8) Мальчики чувствуют себя комфортно в период окончания начальной школы.
9) В начальной школы мальчики словно попадают в ситуации феминного давления. Их учат и опекают, ими командуют женщины. Если во 2-ом классе они учатся « хорошо» , то к 4-ому «скатываются» мальчики получая «тройку» за « тройкой» осуждают сразу три феминны: строгая учительница, хихикающая одноклассница и усталая, раздраженная мама.
Последствия этого следующее: разрушается идеал успешной учебы, усиливается конфликт мальчики- девочки, развивается конфликт между мальчиками и учителями или даже школой, в итоге интеллект мальчиков заглушается.
Поэтому мальчикам до 12 лет лучше обучаться отдельно от девочек, получая примерно половину образования от педагогов мужчин. Позднее в подростковый период и к началу юношеского, когда у мальчиков появляется интерес не только к противоположному полу, но и к социальным ценностям и « взрослым» отношениям раздельное обучение принесет вред.
От совместного обучения теряют и девочки.Они привыкают выезжать за счет выполнения правил, придуманных другими. У них меньше развивается креативность и интеллект.
По мнению ученых, психологов, педагогов, которые настаивают на раздельном обучении разнополых детей,решение проблемы выглядит так.
В период дошкольного детства и начало школьного(до 9 лет) обучать вместе. После начальной школы, и в подростковый (10-14 лет) – раздельно, а затем вновь смешано. Но « раздельность» не должна быть абсолютной. Лучше, когда коллективы остаются совместными, но при изучении основных предметов мальчики и девочки расходятся на две группы.Это сделать не просто.
При раздельном обучении повышается качество знаний,но совместное обучение учит общаться с противоположным полом.
Самое разумное в настоящее время – задуматься о методиках преподавания разнополым детям одновременно. Это позволит не только эффективно обучаться, но и легче адаптироваться в окружающем мире; впоследствии это поможет им также сообща решать семейные задачи, в которых мужское и женское начало создадут среду для воспитания творческий личностей.
Особенности воспитания.
До середины XIX в. – патриархальный (или маскулинный) стереотип отношений где активен мужчина, женщина – зависимое существо.
На рубеже XIX – XX в. Возникает стереотип отношений – феминный, в женском поведении активность появляется самостоятельность.
Это сделать нелегко, так как мальчиков должны воспитывать мужчины.
У нас сейчас всё больше неполных семей, а значит воспитанием мальчиков занимается женщина (мать) , девочка видит в мире матери –мужчину и женщину.
Учителю осуществить эту задачу: воспитывать мальчика мужчиной, а девочку женщиной тоже трудно, так как нет единого понятия настоящий мужчина и настоящая женщина.
Но этому вопросу мы должны уделить внимание во внеклассной работе беседы, праздники, проекты «Что значит быть настоящей женщиной?» «Мужская и женская мода» и т.д. , игры, использовать художественная литературу, картины художников, музыкальные произведения и конечно же сотрудничество с семьей.
АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Подорога О.В.
МБОУ «Начальная школа-детский сад№44»
В настоящее время особое внимание обращено на то, что образовательный процесс должен основываться на идеях воздействия на обучаемого окружающей природы и учитывать индивидуальные способности ребенка. Успешность обучения определяется характером проявления индивидуальных психофизиологических функций восприятия учебного материала, знаний, умений и навыков.
Гендерные аспекты обучения и воспитания привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. Специальные исследования направлены на выявление природы различий между мальчиками и девочками, которые, по мнению учёных, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.
В нашей стране одной из наиболее популярных методик по раздельному обучению является методика академика В. Ф. Базарного. Он считает, что одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.
Педагоги понимают, что гендерный подход в обучении - это переосмысление способов и методов обучения и воспитания через призму женского и мужского восприятия; это принятие учителем личности обучающегося с позиций его гендерных особенностей.
Мальчики и девочки - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.
При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Опыт показывает, что один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчики могут сами справиться с заданием, найти решение, включаясь в поисковую деятельность, а уже потом обобщить и объяснить, как надо было действовать. Насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и успехи детей в учёбе, и становление личности в целом.
В процессе работы пришли к пониманию о необходимости соблюдения определенных условий :
Выявление особенностей гендерного усвоения знаний;
Организация раздельного обучения;
Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек;
Определение методов преподавания и установление их соответствия стилям учебной деятельности обучающихся;
Определение стиля изложения учебного материала.
А так же соблюдения ряда требований к реализации гендерного подхода:
Учет социальных факторов;
Индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности школьника;
Дифференциация обучения;
Предоставление учащимся возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: или ускоренно, или замедленно.
Анализируя данные условия и требования, мы пришли к выводу, что этот подход затрагивает содержание обучения и воспитания, формы и методику преподавания различных учебных предметов.
В детях необходимо воспитывать ориентацию на семью, ее ценности. В мальчиках развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность. Для женского образования приоритетным должны быть воспитание целомудрия, стыда, отзывчивости, развитие эстетического вкуса, способности различать прекрасное и уродливое в окружающем мире. Приоритеты в мужском образовании должны отдаваться воспитанию мужества, надежности, ответственности за себя и свою семью. Необходимо воспитывать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение к девочкам.
Противники гендерного обучения главным считают недостаток общения с противоположным полом. Мы считаем, что эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине – матери, брата к сестре, отца к дочери. Педагоги ведущие параллельные классы раздельного обучения в нашей школе, составляют совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на занятиях хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях, экскурсиях.
Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. На классные родительские собрания можно приглашать школьного врача и психолога.
Примерные лекции для родителей :
Психосексуальное развитие ребенка. Возрастные особенности младшего школьника.
Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.
Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.
Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.
Одной из форм работы с родителями является анкетирование. В анкете родителям предлагаются вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость их о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.
Педагогами разработана памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.
1. Не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
2. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, а главное по-разному осмысливают его.
Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), им мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо разобрать принцип выполнения задания, показать что и как надо сделать. Вместе с тем, надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам.
Наработанный опыт позволяет сделать вывод, что гендерное развитие необходимо проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс, должны строиться с учетом всех перечисленных особенностей. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации учебных занятий и воспитательной работы.
Литература
Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002
Н. Ерофеева. «В классе мальчики и девочки…Как их учить?» Народное образование.№2 2001
Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / «Дошкольное воспитание». -№12.– 2003. – с.44–52.
Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
Проблема гендерного воспитания насущна в наши дни как никогда. Социальные трансформации, происходящие в нынешнем мире, привели к полному размытию «мужских» и «женских» границ.
Демократизация смешения ролей Мужчины и Женщины послужила источником также для модификации ролей половых. Всё чаще мы видим мужественных женщин и женственных мужчин. На фоне этих парадоксальных изменений искажается и сознание детей. Девочки хотят быть сильными и независимыми, мальчики же растут слабыми, не могут постоять за себя, лишены выносливости, стрессоустойчивости, не понимают, как общаться с девочками. В связи с нарастанием насущности и значительности данного вопроса ученые, методисты, психологи, философы стали уделять ему особое внимание.
Изучение мира детей педагогами разных стран
Несомненным вкладом в изучение детского мира можно считать вклад Маргарет Мид. Она явилась первым этнографом, для которого мир детства стал основным предметом изучения. Ну и, конечно же, невозможно оставить в стороне Б.Г. Ананьева, создателя ленинградско-петербургской школы психологов, благодаря которому была выделена глобальная диаметральность мужчин и женщин.
Ученые множественными исследованиями доказали, что в зависимости от того, какими гендерными принципами руководствуются педагоги и в какой степени они обладают компетентностью в этой области, они по-разному строят своё общение с учащимися. Но для педагогов данное направление ново, поэтому в классической педагогике его русло найти достаточно сложно. Тем не менее, уже достаточно много трудов посвящено этой тематике. Определённое достижение в формировании поло-ролевой концепции внёс И.С. Кон. Его исследовательскую деятельность в области современной социологии, сексологии и пр. невозможно оставить без внимания.
Практический момент гендерного воспитания
Нельзя не коснуться момента практического. Как мы видим, на практике, т.е. в реальной жизни, теория стоит в стороне. Она имеет место быть, но слишком вяло и незначительно присутствует в современном ученическом процессе, как в семейном, так и общеобразовательном.
Самое существенное и, безусловно, действенное воспитание – это показывать ребёнку что-либо собственным примером. Но на деле картина выглядит иначе. В конце XX-начале XXI вв. появились новые подходы к пониманию гендерной социализации, которые показывают своеобразное развитие мужских и женских ролей в современной России. В качестве пояснения можно привести исследование, которое вполне убедительно демонстрирует нестандартность российских гендерных конструкций — приобретение мужественности даётся в нашей стране нелегко, скептический настрой есть и у понятия женственности. Проще говоря, образец, с которого ребенок может брать пример, зачастую весьма нетипичен.
Несмотря на то, что половой аспект (и в прямом смысле слова, и в понятие «гендерного» аспекта) влияет на всю жизнь ребёнка и, более того, на качество этой жизни, в простых семьях, детских садах и школах не уделяют этому должного внимания. Есть основания связать это с тем, что, как уже говорилось выше, это русло является относительно новым и приживается постепенно.
Всё вышеизложенное оставляет множество вопросов: как же всё-таки выстраивать отношения в семье, в школе? Какими методами и приёмами руководствоваться учителям и родителям? Какими личностными и профессиональными качествам должен обладать педагог или психолог?