Рисунок леонардо да винчи витрувианский человек. "Витрувианский человек" - только один из многих набросков. "Витрувианский человек" — только один из многих набросков

Леонардо да Винчи

Витрувианкий человек

Золотое сечение в искусстве

Есть мнение, что подлинный творец творит искусство не сам, но позволяет богу или энергии (кому как нравится) направлять кисть, сливаясь в единое целое и тотально превращается в мистерию творчества.

О Леонардо да Винчи как о человеке известно немного. Гораздо больше сведений о нем как о мистике, способном на объединение с целым. Его творения в различных областях познаний и искусств говорят о нём больше, чем он сам или кто хорошо знал его смогли бы рассказать. Дошедшие до нас материалы его трудов свидетельствуют о раскрытии им основополагающих принципов красоты.

Витрувианский человек — это иллюстрация к трудам античного римского архитектора Витрувия, сделанная Леонардо да Винчи примерно в 1490−92 годах в своём журнале вместе с пояснениями. На рисунке изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позах с разведенными в стороны руками и ногами, вписанными в круг и в квадрат.

Комбинации рук и ног составляют четыре позы. Поза с разведенными в стороны руками в двух положениях и не разведенными ногами, вписывается в квадрат, так называемый «Квадрат Древних». Ещё две позы с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. Центр фигуры всегда остается неподвижным.

«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…»

Сопроводительные записи Леонардо да Винчи поясняют, что рисунок был создан им для изучения пропорций человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:

«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»

Значение Витрувианского человека

«Всё новое — это хорошо забытое старое» — гласит известная поговорка. «Воскрешение» из античности математических пропорций человеческого тела, сделанное Леонардо да Винчи в XV веке, стало фундаментом великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Витрувианский человек сам по себе является символом внутренней симметрии и природной гармоничности человеческого тела.

Любому божественному проявлению, в том числе искусству, присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии — к такому гармоничному состоянию бытия, которое мы привыкли называть красотой. Являясь сами частью вселенской энергии красоты, мы безошибочно отличает одно от другого. Некрасивое сразу бросается в глаза.

Мы находим красоту в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении окружающих предметов и форм, в сочетании красок картин живописи, в чередовании рифм и размерности ритма в поэзии, в комбинациях, последовательностях и тяготениях музыкальных звуков.

В природе и человеческом теле много пропорциональных гармоничных соотношений, близких к золотому сечению Леонардо да Винчи. Однако, золотое сечение не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1: 2, 1: 3. Они также близки к золотому сечению.

В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. Это свойство используется повсеместно и давно уже названо «каноническими пропорциями».

Каждый человек способен отличать красивое от уродливого. Например, если он видит дом или другое какое сооружение, не выдержанное в пропорциях золотого сечения, то сразу становится очевидным, что «что-то с ним не так». Что-то смущает. Этот ориентир гармоничности и чувства красоты есть в каждом.

«Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.» (Уолтер Патер)

«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.» (Иоганн Вольфганг Гёте)

Как определить наличие золотого сечения в чём-то не имеющем материальных форм, в таком, как музыка? Как «измерять» музыкальное произведение по красоте?

В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром во времени звучания произведения и часто на неё приходится кульминация. Или это может быть самый яркий акцент или самый тихий «качум», самое плотное и инструментально насыщенное по звучанию место или самое звуковысотное, или место окончания крещендо, смена ритма.

Часто случается так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

И как сказал Фрэнк Заппа: «Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре».

Слушайте…

Слушайте хорошую красивую музыку и осознайте свою красоту. Пусть в музыке отразится красота золотого сечения вашего существа. Пусть будут мурашки!

Там, где начинается музыка мысли исчезают, появляется наблюдатель и осознание красоты (если, конечно, вы слушаете музыку, а не используете её как белый шум в качестве фона).

И в следующий раз, когда будете слушать музыку обратите внимание, что вы делаете: слушаете или мыслите. Просто вспомните о Леонаррдо.

Нет связанных постов.

Эскиз витрувианского человека был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создано оно было примерно в 1490-1492 гг.

При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека:

"Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий" .

Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия , именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения . В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной ".

В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной .

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни , в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.

В изображении "витрувианского человека" принято усматривать два тела - две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая - в квадрат.

Толкование такой композиции имеет следующее значение:

Квадрат - символ земного, материального . Центр квадрата находится в паховой области.

Круг - символ божественного , в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности - пупок человека.

Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа – круга, и материи - квадрата. Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера , то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину , который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.

Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в "витрувианском человеке" - слишком просто и плоско.

Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе. Таким образом он хотел показать нам смысл «золотого сечения» . Изображение витрувианского человека – это и есть зашифрованное «золотое сечение».

Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.

Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение - "Мона Лиза". Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.

Есть еще одна интересная теория , согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.

Витрувианский человек - Леонардо да Винчи. Рисунок пером, акварелью и металлическим карандашом в дневниках мастера. 1490. 34,3 х 24,5 см


Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.

«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий. Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

«Витрувианский человек» - остроумный и передовой для своего времени способ продемонстрировать идеальные пропорции человеческой фигуры. Рисунок изображает фигуру мужчины в двух положениях. При этом очертания изображений наложены друг на друга и вписаны соответственно в квадрат и окружность. Обе геометрические фигуры имеют общие точки соприкосновения. Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Наверное, не существует такого человека на планете, который бы не слышал о Леонардо да Винчи ничего. Каждый из нас располагает определенными знаниями об этом великом итальянце, но небольшое количество понимает всю гениальность данного человека. Связанно это, прежде всего, с тем, что все тайны и загадки его произведений не разгадали даже квалифицированные ученые со всего мира. Это касается не только его известных картин с изображением Моны Лизы или Тайной вечери, но и небольшого эскиза Витрувианского человека.

Человек-загадка и его шедевры

Изучение обнаженного мужчины на одном из листов записной книжки Леонардо занимает великие умы уже несколько столетий. Что означает данное творение? Какой смысл оно несет в себе? Что автор хотел таким образом выразить и сказать? Как называется данная схема? Вопросов о произведениях да Винчи очень много, но лишь на некоторые из них можно дать однозначный ответ.

Стоит отметить, что Леонардо да Винчи был не только , скульптором и архитектором, но и изобретателем, инженером, писателем, музыкантом и ученым.

Не существует такой сферы знаний Высокого Возрождения, которыми бы не интересовался данный человек. Именно поэтому ему удавалось создавать шедевры, разгадки на которые не нашли еще по сегодняшний день.

Одно из самых загадочных и интересных произведений Леонардо да Винчи Человек в Круге было создано более 5 столетий назад – в 1490-1492 годах.


Посвящалось оно трудам не менее известного и великого мастера более ранних эпох – Витрувию. Среди менее эзотерических названий данного рисунка можно выделить наименования «Канон пропорций» и «Пропорции мужчины».

Древнеримский архитектор Витрувий все свои сооружения проектировал и строил на основании пропорций человеческого тела. Он нашел достаточно множество закономерностей, которыми наделил Бог организмы земных существ. Именно поэтому он создал трактат «Десять книг об архитектуре», в котором на латыни обобщил имеющиеся на тот момент знания в сфере строительства.

Далеко не всегда сразу понятно, сколько на самом деле фигур изображено на эскизе Леонардо. Поэтому, прежде чем приступить к анализу данного произведения, стоит тщательно его рассмотреть. Может быть, кому-то из читателей удастся там рассмотреть то, чего еще никто не заметил. Очень часто ответ на самые сложные задачи человечества лежит на поверхности, но никто на него не обращает внимания. Вы сколько видите фигур на рисунке выше?

Витрувианский человек: вопросы и ответы

Пропорции в свое время заинтересовали Леонардо, поэтому он начал работу над созданием своего «идеального» человека. Существует теория, что дошедший до нас Витрувианский человек – не единственный вариант знаменитого мастера Ренессанса. Связанно это с тем, что для определения всех размеров и отношений между ними следовало бы нарисовать несколько эскизов, а также тщательно проанализировать их. Но действительно ли это так? Сможет ли общество найти другие произведения Леонардо? Помогут эти находки ответить на уже существующие вопросы или только заведут исследователей в еще один тупик?

Так как итальянский живописец не единственный интересовался трудами Витрувия, многие ученые предполагают, что перед тем, как нарисовать своего человека в круге, он изучил другие подобные рисунки. Именно на основании этой теории похожее изображение авторства Джакомо Андреа де Ферарра, выполненное менее художественно, но также достаточно точно, датируется более давним периодом создания. Поэтому некоторые искусствоведы уверены в том, что Леонардо только усовершенствовал наработки своего коллеги, придав им окончательный и безупречный вид.

Человек, вписанный в квадрат и круг, не дает покоя многим исследователям. Они за долгие десятилетия обнаружили более 15 закономерностей и пропорций, которые изображены на данном эскизе. Не менее важной, кроме самого рисунка, является и аннотация, сделана собственноручно Леонардо под ним. Именно в ней и описаны данные закономерности, которые хотел изобразить художник. Почувствовать себя настоящим ученым эпохи Возрождения можно не читая исследований других ученых, а обнаружив их самостоятельно. Согласитесь, это достаточно увлекательно и не требует дополнительных затрат. Особо увлеченные пропорциональностью люди могут изобразить своего человека да Винчи. Но перед тем как нарисовать его, следует тщательно изучить известный по нему материал.

В чем смысл человека в круге?

В основе всего изображения, которое за пять столетий превратилось в символ своей эпохи, лежит золотое сечение.


Это понятие отражает структурную гармонию природы и Вселенной в целом, а также человека, как составляющую ее часть. Специальное соотношение одного параметра к другому действует вне пространства и времени, как будто бы находясь в основе всего мира. Многие видят в нем космический порядок, эзотерические проявления, сверхъестественное воплощение или же строгую математическую последовательность. Каждому решать самостоятельно, чем считать необычную пропорцию, но неоспоримым является лишь тот факт, что она присутствует в Витрувианском человеке.

Если тщательно приглядеться в, казалось бы, обычных наложенных друг на друга рисунках обнаженного мужчины можно увидеть 16 различных поз. Это свидетельствует в пользу того предположения, что чем дольше всматриваться в человека Леонардо, тем больше можно для себя открывать.

Некоторые исследователи полагают, что великий творец Возрождения изобразил не какой-то идеальный собранный образ, а самого себя. То есть, возможно, что человек Леонардо является самим Леонардо, что только сильнее подогревает интерес к исследованиям феномена этого эскиза. Полный смысл рисунка, вероятнее всего, еще долгое время будет непонятен, но делать попытки в его углубление обязательно требуется. Возможно, в нем можно найти какие-то ответы на проблемы современного общества, или же тайные знания, скрытые от современного мира его поверхностностью и невозможностью полностью проникнуть всем своим естеством в изучение глобальных вопросов.

Возможно, это просто рисунок

Несмотря на то, что рисунок может быть лишь обычным эскизом, не скрывающим за собой фактически ничего, верить в это отказываются очень многие. В первую очередь связанно это с тем, что Леонардо не создал ни одного своего шедевра, в котором не были бы скрыты тайные послания и смыслы.

В данное время оригинал произведения Высокого Ренессанса увидеть очень трудно, если не нереально. Находится он в Венеции, в галерее Академии. Хотя его фото и копий настолько много, что это не мешает немного прикоснуться к искусству тайн и загадок любому желающему. Стоит отметить, что современные интерпретации человека да Винчи, выполненные известными художниками, также постепенно обретают популярность на фоне того резонанса, которое создает истинное произведение.

В массовую культуру произведение Возрождения постепенно также добралось – тату с изображением человека да Винчи находиться на теле уже многих тысяч людей.


Может кто-то из читателей этой статьи также захочет приобщиться к культу, создавшемуся посредством своей загадочности. Кто знает, что в себе скрывал человек Винчи, и каким образом его изображение на теле может поменять жизнь и судьбу?

Подписывайтесь на и приглашайте друзей. Все самые интересные материалы тут только для вас! До скорой встречи.

Текст — агент Q.

Вконтакте