— Секрет целительной энергии созданной Моцартом музыки. Правое ухо, левое ухо. Почему именно Моцарт

Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт- эффекте.

Воздействие музыки на организм человека пока практически не изучено. Но кое- что уже известно. Хотя бы то, что все системы человеческого организма работают в определенном ритме.

Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.

В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что соната Моцарта для двух фортепиано до- мажор помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. В США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний. Такая терапия улучшает мелкую моторику рук. Как вам эта информация? Впечатляет?

Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и... речь. Каким образом?

По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки укрепляют микроскопические мышцы уха.

Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду Томатису побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из уст знаменитого актера. До этого он не мог договорить до конца ни единого предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание и избавился от проблем с правым ухом, но и научился процессу мышления.

А вот еще одна, почти сказочная история. Жил- был старый больной маршал. Звали его Ришелье Луи Франсуа де Виньро. Старость и болезни всегда рядом ходят. А маршалу было уже 78 лет, немалый возраст для любого человека. Совсем подкосили его болезни. И вот лежит он на смертном одре, глаза закрыты, только губы чуть шевелятся. Когда прислушались к утихающему шепоту старика, то услышали последнюю просьбу умирающего. А просил он немногого: чтобы в его последние минуты при нем сыграли концерт Моцарта. Его любимый концерт.

Как было отказать человеку в его предсмертной просьбе. Пришли музыканты и заиграли. Когда затихли последние звуки музыки, то близкие ожидали увидеть отошедшего в мир иной маршала. Но произошло чудо. Они увидели, что на их глазах маршал стал оживать. Прослушанный концерт Моцарта «отогнал» смерть и вернул человеку жизненные силы. Может кто- то остался недоволен таким поворотом событий, но только не Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который поправился и с удовольствием прожил до 92 лет. Хотите, верьте, хотите, нет, но эту историю удивительного воскрешения знает вся Европа.

Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10- минутные "музыкальные паузы", а младенцев, которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с душевными проблемами.

Издавна ученые знали о влиянии музыки на человека. Музыка успокаивала и исцеляла. Но особое внимание к воздействию ее на мозговую деятельность человека возникло в конце ХХ века. Исследования американского ученого Дона Кэмпбелла определили, что классическая музыка может не только исцелять, но и повышать интеллектуальные способности. Это воздействие было названо "эффект Моцарта",

потому что музыка этого композитора обладает самым сильным влиянием.

Проводились разные исследования, которые показали, что даже десятиминутное прослушивание музыки Моцарта повышает коэффициент интеллекта на 9 единиц. Кроме того, она улучшает память, внимание, математические способности и Это было проверено на студентах, результаты которых в тестах улучшились после прослушивания ее.

Почему же таким воздействием обладает именно эта музыка? Эффект Моцарта возникает потому, что у этого композитора в произведениях выдерживаются интервалы громкости, соответствующие биотокам человеческого мозга. А звуковой ряд этой музыки больше всего соответствует Кроме того, Моцарт писал в основном в мажорных тонах, поэтому его произведения так привлекают слушателей и облегчают работу мозга.

Уже много лет проводятся эксперименты по влиянию музыки на детей. Эффект Моцарта заключается в том, что его плавная и очаровательная музыка обладает успокаивающим действием, улучшает настроение и стимулирует творческий потенциал мозга. Когда дети до трех лет часто слушают эту музыку, они лучше развиваются. Она улучшает речь, способности к обучению, координацию движений и успокаивает при нервном перевозбуждении.

Эффект Моцарта для новорожденных тоже доказан. Прослушивая его музыку еще до

рождения, дети рождаются более спокойными, менее раздражительными, у них более развита речь. Таких детей легче успокоить, и они лучше обучаемы. Кроме того, если включать ее во время родов, то они протекают намного легче.

Ученые проводили многочисленные исследования по влиянию классической музыки на животных и на растения. Эффект Моцарта распространяется и на них. Например, растения дают больший урожай, у коров увеличиваются удои, а показывают лучшие результаты в тестах на уровень мышления.

Есть очень много примеров, когда прослушивание исцеляло людей от многих болезней. Например, эффект Моцарта помог Жерару

Депардье излечиться от заикания. Прослушивание сонат этого композитора может помочь пациентам с болезнью Альцгеймера и уменьшить интенсивность эпилептических припадков.

Музыку Моцарта используют при лечении неврологических болезней, для улучшения и мелкой моторики рук. Она улучшает слух, память и речь, а также помогает справиться с психическими проблемами. С чем же это связано?

Ученые считают, что музыка Моцарта обладает таким эффектом, потому что содержит много звуков высокой частоты. Они входят в резонанс с частотами человеческого мозга и улучшают мышление. Доказано также, что эти звуки укрепляют мышцы уха и улучшают память.


Музыка, помимо своих первоначальных, прикладных функций, умело выполняет и художественные задачи: отражает переживания разной высоты, увлекает, наполняет нас вдохновением и дарит пленительное . Но может ли ее обыкновенное прослушивание способствовать улучшению функций головного мозга? Давайте вместе разберемся в сути так называемого эффекта Моцарта, изучим влияние музыки на развитие интеллекта и выясним, какой музыкальный инструмент выбрать, если вы хотите научиться играть.

Эффект Моцарта

Появление эффекта

Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис . Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Первый эксперимент ученых США

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера .

Они провели исследования, в результате которых были сделаны помпезные выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и .

Для самого эксперимента было задействовано небольшое количество студентов университета, которые перед написанием теста на пространственно-временное мышление, были поделены на 3 равных группы.

Каждой были предложены особые условия по подготовке: первая группа сидела в полной тишине, вторая слушала инструкции по расслаблению в формате аудиокниги, а последняя, естественно, была погружена в волшебство сонат Моцарта.

После «настройки мозговых центров» учащиеся выполнили работу, направленную на анализ некоторых геометрических фигур из бумаги, на выискивание недостающих деталей и на общую оценку конфигураций предоставленных объектов.

При подведении итогов экспериментаторы обнаружили, что результаты последней группы студентов были лучше остальных в среднем на десять баллов.

Второй эксперимент

Немного погодя, чтобы закрепить объективность проведенных наблюдений, был поставлен еще один эксперимент, только в этот раз, вместо Моцарта и тишины, испытуемым были предложены произведения Филипа Гласса и британская музыка в стиле транс.

Увеличения IQ у студентов в этот раз не наблюдалось. Ученые были счастливы, ведь для такой комплексной задачи, как улучшение умственных способностей, было найдено очевидное и незамысловатое решение – прослушивание произведений Моцарта. Исследователям казалось, что музыка только этого композитора благотворно влияет на возбуждение нейронов в области мозга, отвечающей за решение .

Опровержение

Временный характер эффекта

Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей . К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.

Избирательность

Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.

После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.

Финальный вывод

На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с .

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?

Однако что говорят об этом явлении ученые? Наверное, многие родители слышали о так называемом эффекте Моцарта . Это теория о том, что, слушая музыку Моцарта, дети и даже грудные младенцы становятся более разумными. Поискав в интернете, можно найти большое количество продукции, которая призвана помочь молодым родителям в практическом применении этой теории: компакт-диски и книги, рассчитанные на людей разных возрастов, призваны помочь в использовании классической музыки с целью повышения когнитивных функций. Но когда речь заходит о научных доказательствах, картина получается не столь четкой.

История возникновения

Фраза «эффект Моцарта » впервые появилась в 1991 году. Исследование было опубликовано лишь пару лет спустя в журнале «Природа», и привлекло внимание прессы и общественности к идее о том, что прослушивание классической музыки каким-то образом улучшает работу мозга. Это одна из тех идей, которые выглядят вполне правдоподобно. Моцарт, безусловно, был гением, его музыка сложна. Поэтому кажется вероятным, что прислушавшись к мелодии достаточно долго, можно ощутить на себе влияние великого интеллекта.

Видимый эффект

Идея прижилась, и тысячи родителей стали проигрывать музыку Моцарта для своих детей. В 1998 году Зелл Миллер, губернатор штата Джорджия в США, даже просил выделить деньги из государственного бюджета, чтобы выслать диск с классической музыкой каждому новорожденному ребенку. При этом, эффект Моцарта используется не только на детях. Когда Серджио Делла Сала, психолог и автор книги «Мифы Разума», посетил ферму по производству сыра моцарелла в Италии, фермер с гордостью сообщил ему, что коровам три раза в день ставят музыку Моцарта, чтобы они производили больше молока.

Исследование

Однако стоит оглянуться назад и внимательнее присмотреться к оригинальному документу. Первым сюрпризом будет то, что авторы из Калифорнийского университета достаточно скромны в своих утверждениях и не используют фразу «эффект Моцарта » в своем отчете. Второй сюрприз в том, что исследование проводилось вовсе не на детях, а на молодых взрослых студентах, как и большинство всех психологических экспериментов. В исследовании участвовали только 36 студентов. Им было предложено решить серию задач. Перед этим их разделили на три группы. Участники первой группы перед решением каждой задачи сидели в тишине, участники второй группы - слушали релаксирующую музыку, а участники третьей группы - сонату Моцарта для двух фортепьяно ре мажор. Студенты, слушавшие Моцарта, лучше всего справились с решением задач, в которых должны были мысленно моделировать фигуры. На короткое время (около 15 минут) они показывали хорошие результаты в решении пространственных задач. Однако эти результаты явно не говорят о том, что интеллект человека повысится на всю жизнь.

Анализы как доказательство

Мета-анализ шестнадцати дополнительных исследований, проведенных позже, подтвердил, что прослушивание музыки может привести к временному улучшению способности мысленного манипулирования формами, однако польза эта будет кратковременной и не сделает человека более умным. При этом было выяснено, что музыка Моцарта не была особенной - аналогичным образом на подопытных действовали и Шуберт, и отрывки аудиокниг Стивена Кинга. Но только в том случае, если эти отрывки нравились человеку.

Дети

В 2006 году было проведено первое большое исследование на детях. Около восьми тысяч участников были разделены на две группы. Первая слушала Моцарта, а вторая - песни британских поп-исполнителей. В результате, как ни странно, на тестах лучше проявила себя вторая группа.

Из этого можно сделать вывод, что, независимо от музыкального выбора человека, мелодия может пробудить активность человеческого мозга и улучшить когнитивные способности. И не только музыка действует хорошо - небольшая зарядка или чашка кофе также смогут послужить хорошим стимулом.

Таким образом, прослушивание Моцарта не нанесет никакого вреда детям и может стать началом долгой любви к классической музыке. Однако не стоит ограничивать себя или заставлять детей слушать музыку, которая им совсем не по душе, а стоит обратить внимания на .