Сочинение по картине Перова «Охотники на привале». Перов, картина «Охотники на привале»: описание, интересные факты Факты картины охотники на привале

Вокруг этой работы мастера Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника...

Вокруг этой работы мастера Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».


В. Перов. Птицелов, 1870

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».


Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале*

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.


Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале*

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».


В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью

Василий Григорьевич Перов создал много удивительных полотен. Среди них картина «Охотники на привале». Хоть ее художник и написал в конце XIX века, но до сих пор ценители живописи с удовольствием рассматривают полотно, на котором изображены реальные люди, передана их мимика, жесты.

Творческая биография - начало пути

Художник Василий Григорьевич Перов жил в 1833-82 годах. Точная дата его рождения неизвестна, ориентировочно это конец декабря 1833 - начало января 1834 годов. Григорий Васильевич - незаконнорожденный сын барона Григория (Георгия) - губернского прокурора. Несмотря на то что после рождения ребенка родители обвенчались, он все равно не имел права на титул и фамилию.

Как-то отец Василия пригласил к ним художника. Мальчик любил наблюдать за работой живописца, и это вызвало у него большой интерес к творчеству. Несмотря на то что из-за оспы, которой переболел ребенок, у него испортилось зрение, Василий всё равно прилежно учился и самостоятельно занимался рисованием.

Затем отец отдал ребенка в арзамасскую художественную школу, где тот проучился с 1846 по 1849 год. Руководил школой А. В. Ступин, он лестно отзывался о юном даровании и говорил, что у Василия талант.

Не окончив училища из-за конфликта с сокурсником, юноша переехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Награды, картины

В 1856 году за портрет Николая Григорьевича Криденера Перова наградили малой Затем были работы «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Странник». За картину «Первый чин» художник был награжден малой а за «Сельский крестный ход на Пасхе» его одарили большой золотой медалью.

Затем живописец создал еще множество прекрасных полотен, среди которых его знаменитая картина «Охотники на привале», «Тройка», «Спящие дети», «Приезд институтки». Последние его работы - это «Странница в поле», Рыбаки», «Старик на скамейке», «Плач Ярославны».

О знаменитом полотне

Картина «Охотники на привале» была написана Перовым В. И. в 1871 году. Если в первой половине периода своего творчества художник отражает безрадостные сцены народной жизни («Проводы покойника», «Мальчик-мастеровой», Тройка» и др.), то во второй он всё чаще изображает охотников, птицеловов, рыбаков, которым так нравится то, чем они занимаются.

Сам художник очень любил охотиться, поэтому ему была знакома эта тема. Сейчас картина «Охотники на привале» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а копию, созданную автором в 1877 году, можно увидеть посетив Государственный Русский музей.

Кто изображен на полотне - реальные прототипы

Охотники на привале Перова - невыдуманные персонажи. Если вы обратите внимание на полотно, увидите слева рассказчика. В его облике художник передал образ Д. П. Кувшинникова, который был известным московским врачом, большим любителем ружейной охоты.

Василий Григорьевич Перов сослужил отличную службу медику, еще больше прославив его. После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников Д. П. стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. В его квартире стали собирались художники, писатели, артисты.

Охотник-скептик на полотне тоже имеет свой реальный прототип. В образе этого человека Перов запечатлел врача В. В. Бессонова, который был другом Кувшинникова.

Самый молодой охотник рисовался с Николая Михайловича Нагорнова. Этот 26-летний юноша был коллегой и другом Бессонова и Кувшинникова. Через год молодой человек женился на племяннице Л. Н. Толстого.

Теперь, когда известно о том, кто же эти охотники на привале Перова, смотреть на картину, вглядываться в ее мельчайшие детали будет еще интереснее.

Описание сюжета картины

На переднем плане изображены три охотника. Видимо, они с раннего утра бродили по лесу в поисках добычи. Трофеи их ограничились уткой и зайцем. Охотники устали и решили сделать привал.

На заднем плане видны небольшие островки снега. На переднем и боковых - пожухлая трава, кусты, на которых еще не распустились зеленые листочки. Скорее всего, это конец марта или начало апреля. Уже смеркается, но мужчины не Им хорошо в компании друг друга, так как общие интересы, разговоры сплачивают.

Охотники на привале - описание этих бравых мужчин

Художник смог передать мимику, своих героев. Глядя на них, становится понятно, о чем они говорят, думают.

Так, мужчина, сидящий слева, прототипом которого явился Д. П. Кувшинников, самый старший. Видно, что он бывалый охотник. Мужчина рассказывает о своих подвигах. По тому, как напряжены его руки, понятно, что он говорит о том, что как-то встретил медведя и, конечно же, вышел из этой схватки победителем.

Видно, что мужчина средних лет, который расположился между двумя охотниками, саркастически относится к рассказу друга. Видимо, он слышал эту байку уже не один раз. Этот охотник опустил глаза и едва сдерживает улыбку, чтобы не рассмеяться, но не хочет выдать своего старшего друга и не рассказывает молодому охотнику, что этот рассказ - выдумка. Вот такие они, охотники на привале. Цена вымышленного рассказа невысока, но самый юный охотник не знает этого.

Он так внимательно слушает рассказчика, что не видит творящегося вокруг. Он даже забывает курить - рука с папиросой замерла - так напряженно следит молодой человек за словесным сюжетом. Видимо, он только недавно присоединился к этой компании и еще не знает всех баек, которые могут рассказать его новые друзья.

Обо всем этом думаешь, глядя на картину, которую так реалистично написал автор. Охотники на привале хоть и замерли в одной позе, но кажется, что сейчас они встанут и пойдут навстречу новым приключениям.

Учащимся школьных заведений может быть задана нелегкая задача - описать художественное произведение. На первый взгляд картина «Охотники на привале» не дает широких просторов для творчества. Тем не менее, если присмотреться, то можно понять, что в ней кроется кусочек жизни, наполненной эмоциями и переживаниями. Картина «Охотники на привале», фото которой можно лицезреть в журналах или школьных учебниках, у каждого может вызвать свои ощущения. Задачей родителей является правильно донести до сына или дочери суть такого задания, чтобы ребенку было просто с ним справиться.

План построения описания картины

Чтобы школьник смог понять, как писать рассказ о том, что увидел на рисунке художника, следует предложить ему план. Известная картина «Охотники на привале» вмещает в себя достаточно широкий смысл. Поочередность написания может быть следующая:

Приблизительно такой план поможет описать произведение, которое написал художник Перов. «Охотники на привале» - картина, каждому открывающая свои эмоции, волнения и состояние души изображенных на холсте любителей добычи.

Описания для школьников

Тексты рассказа об увиденном изображении могут быть приблизительно следующего содержания.

"Известная картина Перова «Охотники на привале» вызвала во мне различные ощущения, но все они приятные. Художник в пастельных тонах сумел передать яркие и переполняющие эмоции.

На переднем плане видно трех уставших охотников, которые, скорей всего, или собрались уже домой, или просто решили отдохнуть. Один из охотников, судя по выражению лица и жестам, увлеченно рассказывает быль или небыль, происшедшую с ним во время охоты. Второй любитель побывать в засаде, ожидая добычи, внимательно слушает рассказчика. А третий, расслабился и улыбается. Скорее всего, он либо не верит рассказу, либо погрузился в собственные мысли и мечтания.

Также на первом плане можно заметить, что домой охотники придут не с пустыми руками. Они уже добыли утку, зайца.

На заднем плане изображения виднеется надвигающаяся гроза. Тучи сгустились над широким полем и угрожающе потемнели. Деревья согнули свои кроны, словно хотят защититься от сильного ветра. Но охотников, судя по всему, не смущает приближающаяся непогода.

Художник сумел передать все эмоции, картина живая и позволяет полностью окунуться в атмосферу происходящего".

Приблизительно таким образом может быть описана картина «Охотники на привале». Но можно и более широко описать художественное произведение.

Детали

Картина «Охотники на привале» каждым воспринимается по-своему. Еще одним вариантом описания может стать следующее.

"Перов очень ярко и эмоционально изобразил гонящихся за дичью на привале. Видно, что охотники устали, но удовлетворены своим походом. На переднем плане отчетливо видно, что домой кто-то из них привезет дичь, а кто-то зайца.

Создается впечатление, что охотник в черном плаще, выглядящем дорого, в тот день не поймал ничего и решил красочно описать свои былые победы. Хотя, посмотрев мимолетно, становиться понятно, что жесты охотника зашкаливают. Поэтому, вероятно, что он рассказывает небылицу.

Совсем молоденький охотник также одет достаточно прилично, внимательно слушает каждое словечко. Это видно и по его выражению лица, и по тому, как он замер в ожидании исхода истории.

А третий любитель поохотиться с ухмылкой смотрит на происходящее. Создается впечатление, что он не раз слыхал разные увлекательные и выдуманные истории от рассказчика. Но, не смотря на некоторые сомнения в лице, охотник вполне удовлетворен сегодняшним днем.

Видно, что все друзья прекрасно провели время. Это отражается и в лицах, и в их настроении. Также заметно, что все из изображенных достаточно зажиточные и не бедные люди того времени. Это можно увидеть по их одежде, ухоженности, аксессуарам.

Рядом бегает собака одного из охотников. Она не желает отдыхать и по всему видно, что все еще ищет добычи.

На втором плане художественного произведения виднеются надвигающиеся тучи. Птицы, словно улетающие от грозы. В бескрайнем поле деревья склонили ветви, укрывая стволы от непогоды, словно укутываясь.

Тем не менее, охотники не спешат покидать дружескую и милую атмосферу. Ведь они славно поработали сегодня с оружием и им есть, чем похвастаться друг перед другом.

Описание картины «Охотники на привале» для старшеклассников

Ученикам старших классов нередко задают написать изречения о художественных творениях известных авторов. Обычно выпускники пишут кратко, но насыщенно. Например:

"На картине изображены три товарища, которые отменно поохотились и решили передохнуть. Активная собачка одного из них не дает забыть смысл приезда в открытое поле.

Видно, что посещают охоту мужчины не первый раз. Каждый из них разный, но они все позитивные герои. В их эмоциях передано и хвастовство, и радость, и удивление, и сомнение.

На заднем плане видно, что скоро будет гроза. Судя по всему, охотников непогода не пугает, и они будут дальше продолжать действа.

Отличная картина, вызывает водоворот эмоций и переживаний. Такое чувство, что и я побывал в открытом поле, гонясь за дичью".

Какие эмоции передает картина «Охотники на привале»

Сложно одним словом сказать, что изображено на картине. Но явно видно - художник очень старался наполнить свое творение множеством переживаний, чтобы каждый смотрящий увидел свое. Здесь и грусть природы, и позитивное мышление, несмотря на происходящее вокруг, и состояние души удовлетворенного добычей охотника.

Чем закончить описание картины

В описание картины важны все нюансы. Заключение - это одна из наиболее важных частей произведения. Поэтому стоит красиво, наполнено и с эмоциями завершить изложение об увиденном.

Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни. Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников. На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».

Картина «Три охотника»

Немного об авторе – художнике Василии Перове

Василий Григорьевич Перов был очень страстным и увлеченным природой охотником.

В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные , но и разместил цикл теоретических статей об охоте. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника. В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале». Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй — в Санкт-Петербургском Русском Музее.

На первой выставке картина наделала много шума. Из-за нее даже перессорились многие художники и критики.

Стасов был в восхищении и сказал, что этот сюжет так же хорошо, как и Тургенева. А вот Салтыкову-Щедрину она не понравилась. Писатель сказал, что в ней нет непосредственности, мол, художник уже очень нарочито показал одного охотника лгуном, второго — легковерным новичком, а ямщик всем видом показывает, что это именно так и есть.

Что же увидели зрители в 1871 году на выставке?

Именно тогда картина была выставлена впервые. Главное, что поразило публику тех времен – это интересный сюжет и психологические портреты действующих лиц на полотне.

На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. Персонажи, изображенные на картине — реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим и какая-то птица. Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Пожилой охотник – судя по одежде из дворян, но небогатых, рассказывает очередную байку и явно в духе барона Мюнхаузена. Его горящий взор и активная жестикуляция свидетельствуют от том, что рассказ о произошедшей истории сильно преувеличен.

Второй персонаж – молодой охотник, одетый дорого, с иголочки, внимательно слушает и по виду – верит каждому слову рассказчика. Выражение его лица свидетельствует о том, что весь рассказ старого рассказчика он доверчиво принимает за чистую монету.

Рядом прилег простой крестьянин, по одежде видно, что это, скорее всего, ямщик. Он сдвинул набекрень шляпу, и ухмыляется, недоверчиво почесывая за ухом. По всему, он уже многократно слышал и знает, что эти рассказы сильно расходится с тем, что он видел собственными глазами на много численных охотах. Он явно посмеивается над доверчивостью молодого охотника. Даже кажется, что он думает о чем-то своем и уже не обращает внимание на рассказы старого барина.

Некоторые критики в сюжете увидели весь жизненный цикл человека: молодость, жадно познающая мир, впитывающая все с искренней верой. Далее приходит зрелость и опыт, когда все подвергается сомнению, а на веру уже ничего не принимается. А зрелость сменяется старостью, которая больше живет воспоминаниями прошлого.

На первый взгляд создается впечатление спокойствия и беззаботности на полотне. Но если всмотреться внимательно в сюжет, можно заметить беспокойство и тревогу в природе.

В небе кружат птицы, небо затянуло тучами, поднялся ветер – очевидно, приближается гроза. В противовес драматизму природы позы охотников полностью беззаботны. Автору удалось поистине гениально соединить драматический фон и почти анекдотический сюжет.

Большой успех картины и заставил Перова сделать с нее копию.

Современная история картины

На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках. Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины. Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач.

Интересные факты, связанные с картиной «Охотники на привале»

Это очень интересный момент. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. По неизвестно причине и смотрители. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. Было решено изучить ее более основательно. Учеными были выявлены поражающие факты. Во-первых, оказалось, что температура самого полотна и воздуха рядом с ним всегда почти на 3 градуса выше, чем во всем помещении, хотя с соседними картинами такого не наблюдалось. Часы, установленные рядом, давали сбой – механические замедлялись, а электронные переставали работать. Люди тоже ощущают странные изменения в организме – у них заметно быстрее растут волосы и ногти.

Когда картину обучили рентгеновскими лучами – все были шокированы: распечатанный снимок показал не охотников, а… Ялтинскую конференцию – фигуры в точности стали похожи на Сталина, Черчилля и Рузвельта. Когда сверху наложили карту Европы на кальке, то оказалось, что «Сталин» на полотне указывает на линию второго фронта. Как ни странно, ученые нашли еще много, как они утверждают пророчеств на этом полотне – зашифрованные математические формулы, астрономические факты, даже точную схему Бермудского треугольника.

Правда это или вымысел, верить или нет – дело каждого, а вот полюбоваться шедевром – можно всегда.

Тайны великих картин: «Охотники на привале»
Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей.

Картина «Охотники на привале». Холст, масло, 119 х 183 см
Год создания: 1871 год. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине.

«Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, о, чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», - хвалил картину Федор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако сцена отдыха трех товарищей вовсе не правдива в деталях. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.

На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счете увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.

А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.


1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.


2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим еще износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.

3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).


4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.


5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880–1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».


6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.


7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.


8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер - легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.


9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.

Художник Василий Перов

1834 - родился 2 января (н. ст.) в Тобольске. Художник был внебрачным сыном барона Григория Криденера, служившего там губернским прокурором.
1841 - за красивый почерк получил от учителя прозвище Перов, ставшее фамилией.

1853–1862 - студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
1861 - написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Проповедь в селе».

1862–1864 - посетил Германию и Францию.
1862–1869 - был женат на Елене Шейнс, в браке родились трое детей, но до совершеннолетия дожил только сын Владимир.

1866 - создал «Тройку» и «Приезд гувернантки в купеческий дом».
1870–1877 - состоял в Товариществе передвижных выставок.

1872 - вторично женился, на Елизавете Другановой.
1882 - умер от чахотки в Кузьминках (ныне район Москвы).