Урок-исследование. Сопоставительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. Проекты учащихся: «Русский язык в современном мире», «Свадебные обряды в буддизме»

«Крылов Стрекоза и муравей» - «Ты всё пела? Санкт-Петербург Летний сад. Урок литературного чтения в 4 классе МОУ «Волховская СОШ № 1». Из каких басен иллюстрации. «Лисица и виноград». Работай дружно. Памятка к работе над басней. «Волк и ягненок». Как группа распределила работу между собой? Спокойно высказывай своё мнение. «Лебедь, рак и щука».

«Крылов басни» - Истоки басенного жанра. Басни- «книга мудрости самого народа» (н.В.Гоголь). В чём своеобразие басен И.А.Крылова? Знаете ли вы басни И.А.Крылова?

«Басни Крылова 5 класс» - И. А. Крылов. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!». М. Исаковский. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. Г. Куприянов. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Волк на псарне». С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием.

«Биография Крылова» - Памятники Крылову по всей стране напоминают о таланте великого баснописца. По возвращению в Петербург впервые издаются басни Крылова. Ворона и лисица. Какие перушки! какой носок! После обыска издание пришлось прекратить. Мартышка и очки.2. Спой, светик, не стыдись! Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

«Жизнь и творчество Крылова» - Умер 21 ноября 1844 г. в Санкт- Петербурге. Какие басни вы знаете? Когда И. А. Крылов написал первую басню? Басни высмеивают: Особенности басен: Интересно ли вам узнать? В России лучшим считается И.А.Крылов. Сколько басен было написано Крыловым? Почему басни И. А. Крылова актуальны и в наше время? Чему учат басни:

«Басни Крылова урок» - Высказывания о баснях Крылова. Назови героев и название басни. Организационный момент. Значение басен. В.А. Жуковский. Беседа по рисункам. Урок по русской литературе. Инценирование. Знать наизусть басни Крылова, рисунки. Домашнее задание. Крылов родился в Москве. Иван Андреевич Крылов (02.02.1769-09.11.1844).

КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «Развитие жанра басни в мировой литературе» Выполнил: Научный руководитель: Оглавление. Введение…………………………………………………………………...............3 Глава I. Социально – исторические предпосылки возникновения и развития басен 1. Социальные и общественные условия появления басен, время их появления…………………………………………………………………….5 2. ...

9508 Слова | 39 Стр.

  • анализ басни осел и соловей

    Анализ басни И.А.Крылова «Осел и Соловей»Басня «Осел и Соловей» была написана не позднее 1811 года. Она появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни . Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни . Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена . Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему...

    737 Слова | 3 Стр.

  • Образы животных в баснях крылова и салтыкова-щедрина

    …………………………………………………………………… ….3 Глава I. Басня и сказка в творчестве русских писателе………………………5 1.1. Характеристика басни и сказки как литературных жанров. Общее и различное…………………………………………………………………. ..8 2. Сравнение изображений образов животных в баснях Крылова и сказках Салтыкова- Щедрина ……………………………………………………..11 Глава ІІ. Творчество И.А. Крылова и М.Е. Салтыкова-Щедрина….. 1. Творчество И.А……………………………………………………………14 2. Крылова Анализ басен Крылова «Квартет»...

    5955 Слова | 24 Стр.

  • Лафонтен

    Начальное образование Лафонтен получил в сельской школе. В девятнадцатилетнем возрасте готовился к принятию духовного сана, однако молитвы и богословие мало интересуют талантливого юношу, значительно больше времени он уделял чтению любовных романов. Не желая становиться священником, Лафонтен отказался от духовной карьеры и занялся правом. В это время он изучал античную культуру, знакомился с ведущими философскими и политическими теориями своей эпохи. По своим философским взглядами Лафонтен был деистом, т...

    983 Слова | 4 Стр.

  • Европейская басня от эзопа до крылова

    План. 1. Введение………………………………………………………………с.2 2. Что такое басня ?...................................................................................с.4 3. Эзоп……………………………………………………………………с.6 4. Жан де Лафонтен ……………………………………………………..с.8 5. И.А. Крылов…………………………………………………………..с.10 6. Заключение……………………………………………………………с.12 7. Список используемой литературы…………………………………..с.13 1. Введение. Басня – это один из древнейших в мире литературных жанров. Короткая, почти пословичная...

    2973 Слова | 12 Стр.

  • Европейская Басня от Эзопа до Крылова

    Европейская басня от Эзопа до Крылова. «Vulpes et uva» Fame coacta vulpes alta in vinea uvam adpetebat, summis saliens viribus. Quam tangere ut non potuit, discedens ait: "Nondum matura es; nolo acerbam sumere." Qui, facere quae non possunt, verbis elevant, adscribere hoc debebunt exemplum sibi. К лозе высокой, голод чувствуя, лиса В прыжках скакала - винограда кисть достать. Но взять невмочь ей - и она сказала так: «Ещё не зрел он - не хочу я кислый брать». Коль кто бессилье хочет...

    783 Слова | 4 Стр.

  • Басни

    характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век). В...

    2269 Слова | 10 Стр.

  • Ломоносов М.В. Басни

    в своем нелегком детстве, Михаил Ломоносов знал ключики к детскому сердцу, мог просто и легко достучатся до него. Его произведения, обращенные к маленьким читателям, больше напоминают рифмованные притчи или басни . В этих стихах Ломоносова для детей отчетливо наблюдается аналогия с баснями Эзопа или Ивана Андреевича Крылова. Они также иносказательны, метафоричны и также используют в качестве главных героев животных. Однако слог Ломоносова еще тяжел и неповоротлив, читать его сложновато, но от этого...

    630 Слова | 3 Стр.

  • Классицизм как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление

    и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня , сатира и другие, призванные отражать современную действительность. Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных...

    5656 Слова | 23 Стр.

  • зарубежная литература

    требования (Требования ГОС) Шифр дисциплины Содержание учебной дисциплины Часы ДПП. Ф.13 Литература ХVII в.: классицизм, барокко. Литература ХVIII в.: просвещение, сентиментализм, предромантизм. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи 24 2. Цели и задачи преподавания дисциплины 2.1 Цель: способствовать формированию современного научного представления о специфике и закономерностях...

    5323 Слова | 22 Стр.

  • курсовая коммуник

    контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. В результате анализа ПООП НОО, результатов ФГОС, работ Эльконина Д.Б, Арефьевой О.М. был выделен ряд действий, которые обуславливают сформированность универсальных коммуникативных действий и представляют для нас интерес в исследовании: 1. Умение слушать - в первую очередь...

    10073 Слова | 41 Стр.

  • Истрия литературы

    Глава 6. Литература барокко. Прециозность, вольнодумная поэзия. Бытописательный роман o Глава 7. Драматургия Пьера Корнеля o Глава 8. Трагедии Жана Расина o Глава 9. Комедии Мольера o Глава 10. Творчество Жана де Лафонтена o Глава 11. Творчество Никола Буало o Глава 12. Проза классицизма o Глава 13. Спор древних и новых Раздел III. Немецкая литература o Глава 14. Общая характеристика o Глава 15. Поэзия Германии...

    84867 Слова | 340 Стр.

  • Книжная иллюстрация

    иллюстрации_____________________________________________6 1.2 История искусства книжной иллюстрации_____________________________13 Глава II. Творческая часть.___________________________________________18 2.1 Знаменитые художники-иллюстраторы________________________________18 2.2 Анализ творчества Даниила Хармса___________________________________21 Глава III. Технология выполнения иллюстраций._______________________26 3.1. Материалы и средства, используемые для выполнения иллюстраций._____26 3.2. Описание алгоритма выполнения...

    6206 Слова | 25 Стр.

  • Рабочая программа по литературе для 6 класса.

    грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного...

    5988 Слова | 24 Стр.

  • Эстетика эпох классицизма и просвещения

    природы 4. утверждение идеи государственности, идеального героя 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего. Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня , сатира). Если же говорить об эстетических критериях, то в отношении к Ренессансу - это приходится признать - они обнаруживают известную обедненность и утрату прежней органичности. Ренессансная классика искала равновесия на вершине героического...

    3131 Слова | 13 Стр.

  • Талант и гений

    одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. По определению В.В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в...

    1588 Слова | 7 Стр.

  • ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

    своим спектаклем (фильмом) «разоблачить, осудить жестокость», а на деле, полу­чилось, «почему-то воспели» ее. Такое идейное «непопадание» начинается с первых шагов анализа произведения, с «искаженного» определения темы. Как правило, подобные «неумышленные» промахи происходят при суетливом и ремесленническом отношении к дейст­венному анализу . Случается и вполне осознанное отхождение от авторской темы и идеи, и тогда появляются спек­такли (фильмы), демонстрирующие режиссерско-актерский произвол. Таким...

    7312 Слова | 30 Стр.

  • Контекстно обусловленное слово как образец лингвокультурологических исследований

    неверной постановку следующего вопроса: "Зачем нужна поэзия, если можно говорить простой прозой?", поскольку "проза не проще, а сложнее поэзии". Для изучения единой идейно-художественной природы словесного искусства Ю.М. Лотман предлагает структурный анализ стиха, который позволил бы преодолеть недостаток, заключающийся в попытках "перекинуть мостики между двумя независимыми системами" . XX в. дал России поэта, "судьба и весть" которого отличаются масштабностью, не вызывающей сомнения. Творчество...

    6696 Слова | 27 Стр.

  • Литература Средневековья

    является так называемый животный эпос – это циклы связанных между собой рассказов, часто в форме длинных эпических поэм, персонажами которых выступают животные. Звери думают и действую, как люди. Животный эпос связан с жанром басни , но между ними есть и существенные различия: басня использует образы зверей, чтобы преподать читателям уроки морали, целью животного эпоса является – сатирическое изображение общества и людских безрассудств. Генезис животного эпоса изучен недостаточно, но достоверно известно...

    29799 Слова | 120 Стр.

  • Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5 класса.

    повысить качество чтения; способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников; активизировать художественно-эстетические потребности детей; развить их литературный вкус; подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы; стимулировать творческую активность детей; формировать навык выразительного чтения; воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения. Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным...

    7021 Слова | 29 Стр.

  • 1.2 Жанр басни : от Эзопа до Крылова Жанр басни всегда занимал значительное место в воспитании подрастающего поколения. Перед тем как приступить над определением особенности басни , считаю целесообразным сначала определить историческое происхождение данного названия. "Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно...

    2700 Слова | 11 Стр.

  • Жизнь и биография Гюстава Моро

    небольшие полотна, написанные, как правило, на мифологические и религиозные сюжеты. За период с 1879 по 1883 год он создал в четыре раза больше картин, чем за 18 предыдущих лет (наиболее прибыльной стала для него серия из 64 акварелей, созданная по басням Лафонтена для марсельского богача Антони Руа - за каждую акварель Моро получил от 1000 до 1500 франков). Да и карьера художника пошла в гору. В 1888 году его избрали членом Академии изящных искусств, а в 1892 году 66-летний Моро стал руководителем одной...

    3047 Слова | 13 Стр.

  • «Французская литература xvii века»

    ТЕМА: «ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА». ПЛАН: * Введение. * Общая характеристика * Драматургия Пьера Корнеля * Трагедии Жана Расина * Комедии Мольера * Творчество Жана де Лафонтена * Творчество Никола Буало * Заключение. * Использованная литература Введение: В середине XVII века французская культура переживает высокий подъем. Во Франции начинается крупное культурное движение. Оно проявилось особенно плодотворно в искусстве. Его предпосылкой было сложение...

    8945 Слова | 36 Стр.

  • Басня

    поговорки. Объясните образный смысл некоторых из них « Слон и Моська»; « Лебедь, Щука и Рак» ; « Мартышка и Очки». Продолжите примеры самостоятельно. Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни , вложенными в них остроумными Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ. Басня Слон и Моська По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу...

    4181 Слова | 17 Стр.

  • Байтурсынов биография

    превращает в оружие борьбы с политикой монархической России, угнетавшей киргиз. Принимаясь перевести басни Крылова, он прежде всего имеет в виду великую возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода из Крылова такие басни , которые понятны и соответствуют киргизскому духу. Если Белинский про Крылова говорил: "Хотя он брал содержание некоторых своих басен из Лафонтена , но переводчиком его назвать нельзя, "его неисключительно русская натура все перерабатывала в русские...

    3353 Слова | 14 Стр.

  • Issn_1997 2911_2013_11 2_30

    Крицкая Надежда Вадимовна ДЖОН ГЕЙ, АНГЛИЙСКИЙ ЛАФОНТЕН В статье рассматриваются содержательные особенности басен Джона Гея. Обратившись к басне в период национального расцвета жанра, Гей обогащает ее аллегорическую и дидактическую сущности актуальным пониманием натурфилософии, культуры и общественного устройства своего времени. Попытка социальной типизации персонажей, внедрение в текст элементов пародии, аллюзии к фольклорному и литературному материалам наряду с пониманием "морали" как инструмента...

    2377 Слова | 10 Стр.

  • Античная литература

    США оказались в явном меньшинстве». 2.Литература как форма массовой информационной деятельности античности. Особое место занимает в юмористическом жанре - Эзоп, который изобрел особый иносказательный язык. Его, также сюжеты Эзопа мы видим в баснях Лафонтена , Крылова. Политическая сатира - литературный жанр, популярный уже многие века. Традиция прошла через все эпохи европейской культуры, до последнего времени была весьма популярна в нашей стране. Характерно использование "эзопова" языка в тоталитарных...

    1873 Слова | 8 Стр.

  • Журналистика XVIII века

    описываемых народов. Знание лингвистики, фольклора, личные наблюдения позволяют автору опровергать расхожие мнения иностранных ученых и составлять собственное, оригинальное. Автор «Исторического журнала» предвосхитил сравнительно-исторический метод анализа в лингвистике. В журнале напечатаны также первые описания Искера - бывшей столицы хана Кучума, Барабинской степи. Автором этих материалов, скорее всего, был сам издатель - редактор Дмитрий Корнильев. Он же написал «О китайских деревьях, произносящих...

    8373 Слова | 34 Стр.

  • «Лексико-стилистический анализ иноязычного публицистического текста на примере газет The Guardian и Le Figaro

    государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет: медиакоммуникаций ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА На тему: «Лексико-стилистический анализ иноязычного публицистического текста на примере газет The Guardian и Le Figaro» Студент группы № 446 Мазурина Елизавета Николаевна Руководитель ВКР Доцент факультета филологии, д.ф.н. Плисецкая Анна Дмитриевна Москва, 2013 Содержание I. Введение...

    21574 Слова | 87 Стр.

  • курсовая по дет

    Ι. Истрия формирования жанра басни в мировой и русской литературе 1.1. Басня как литературный жанр: история формирования, жанровые особенности 4 1.2. Жанр басни в творчестве И. А. Крылова 10 ΙI. Художественное своеобразие басен И. А. Крылова 2.2. Художественный мир басен И. А. Крылова 16 2.2. Языковые особенности басен И. А. Крылова 28 Заключение 38 Литература 40 Введение «Мораль сей басни такова…», «Соловья баснями не кормят» – эти выражения нам...

    8606 Слова | 35 Стр.

  • Epicheskie proizvedenia-3

    Введение 3 Эпос 4 Поэма 4 Роман 8 Повесть и рассказ 14 Очерк 15 Басня 16 Сказка 19 Миф 20 Легенда. 21 Былины 21 Историческая песня 22 Пословица 23 Загадка 24 Житие 26 Баллада 26 Анекдот 27 Список литературы: 29 Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом "успех всей работы над литературной...

    8451 Слова | 34 Стр.

  • Лупан Поверь в свое дитя

    построена на французском материале: реалиях французской истории, европейского искусства, французской литературы и языка. Поэтому при переводе возникла необходимость заменить некоторые приводимые автором примеры - так, вместо басен Лафонтена басни И. А. Крылова; вместо стихотворений французских поэтов, которые, по мнению С.Лупан, должны помочь детям постичь смысл тех или иных «вечных» проблем (любовь, смерть и т. д.), в ряде случаев используются другие, более понятные...

    83221 Слова | 333 Стр.

  • крылов

    является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И. А. Крылова положены на музыку. Ранние годы Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем...

    3046 Слова | 13 Стр.

  • Талант и гениальность

    специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер. Вывод. Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа . Применение метода анализа , использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные...

    2842 Слова | 12 Стр.

  • Античное искусство

    приходит свинопасу Евмею («Одиссея»). Любима в народном творчестве и басня , произведение, содержащее в иносказательной форме поучение. В баснях , где обычно действуют животные, высказана народная мудрость, здравый смысл, мечты о справедливости. Басни возникли в догомеровскую эпоху, и нашли свое отражение в творчестве более поздних писателей. В поэме «Труды и дни» Гесиода мы видим басню о соловье и ястребе. Поэт лирик Архилох излагает басню о дружбе лисицы с орлом. В Греции ходили сборники басен, коротких...

    7376 Слова | 30 Стр.

  • ПЛАНИРОВАНИЕ 5 литература

    работы. Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Составление плана ответа на вопрос «Какие юмористические элементы использует автор в стихотворении?» Поиск сведений о баснописцах в справочной литературе и в ресурсах Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Из литературы XIX века (42 часа) Жанр басни в мировой литературе (4 часа) 17 09.10. Вн. чт. Жанр басни в мировой...

    11523 Слова | 47 Стр.

  • Французский классицизм

    при дворе начинают появляться те, кто составит литературную славу своего века и создаст его стиль. Выходит из печати сборник нравственных афоризмов – “Максимы” – герцога Ларошфуко. Ему простили участие во Фронде. Также прощён и допущен ко двору Жан Лафонтен . Он ещё не написал своих басен, но уже прославился как поэт, воспевавший красоты другого знаменитого дворца, отстроенного суперинтендантом финансов Никола Фуке, по приказу короля отбывающим теперь пожизненное заключение. Он не был прощён: Фуке посягнул...

    8686 Слова | 35 Стр.

  • Lupan Sesil Pover v svoyo ditya

    построена на французском материале: реалиях французской истории, европейского искусства, французской литературы и языка. Поэтому при переводе возникла необходимость заменить некоторые приводимые автором примеры - так, вместо басен Лафонтена в русском издании рассматриваются басни И. А. Крылова; вместо стихотворений французских поэтов, которые, по мнению С.Лупан, должны помочь детям постичь смысл тех или иных «вечных» проблем (любовь, смерть и т. д.), в ряде случаев используются другие, более понятные ребенку...

    81245 Слова | 325 Стр.

  • Vfnfnfn

    свойственны эмоциональная активность, сильно развитое воображение, предметное восприятие, которым характеризуется «наивный реализм». Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах...

    9117 Слова | 37 Стр.

  • Дословный и недословный перевод. Французский язык

    подлинника". Такое отношение к переводу получило впоследствии название "теория непереводимости", она не отменила переводческую практику, т.к. переводчики продолжали выполнять "невыполнимую" задачу. Но это было препятствием на пути лингвистического анализа перевода. Ситуация изменилась к середине двадцатого столетия, когда языковеды приступили к систематическому изучению переводческой деятельности. Это было связано с тем, что в этот период выдвигается на первый план перевод политических, коммерческих...

    6307 Слова | 26 Стр.

  • басни

    было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету... x x x Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл, Я в шутку посвящаю басню эту! НУЖНЫЙ ОСЕЛ Обед давали у Вола. Хлев переполнен был гостями, А стол - харчами. Пора бы уж гостям и сесть вокруг стола, ...

    13547 Слова | 55 Стр.

  • Крылов

    две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову. В журналах начали появляться всё новые и новые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того времени совершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врем басни Крылова...

    2677 Слова | 11 Стр.

  • Зоометафора в общем сленге английского языка

    единиц выражает уникальные, национально-специфические смыслы. Национально-культурная семантика отражается во фразеологических единицах, этимологически восходящих к прецедентным текстам, среди которых приоритет принадлежит в русской лингвокультуре басням И. А. Крылова – попрыгунья-стрекоза, слона-то я и не приметил; а также произведениям Н. В. Гоголя – борзыми щенками брать, М. Е. Салтыкова-Щедрина – премудрый пескарь, карась-идеалист, орёл-меценат, в английской – художественным произведениям таких...

    8093 Слова | 33 Стр.

  • Проблема человека в философии и литературе Нового времени

    классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня ; жанровая картина и т.д.). В литературе этого периода (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена , проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии...

    5750 Слова | 23 Стр.

  • Барокко и классицизм

    правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум. В XVII веке складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа . По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство человечески - исключительного. Если в средние века человек прежде всего оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое время пробуждается ощущение "Я" совсем...

    4477 Слова | 18 Стр.

  • Творчество Бальзака в восприятии Достоевского

    говорится, что какова бы ни была лесть, груба ли, тонка ли она, но в сердце льстец всегда отыщет уголок, то и Евгения мало-помалу привыкла к похвалам, как к должной дани». Комментарий этот абсолютно точен: «Реминисценцию из басни Лафонтена Достоевский переводит цитатой из басни Крылова “Ворона и лисица”». Впрочем, цитаты и аллюзии на произведения русской литературы появляются в тексте Достоевского не только там, где они лишь замещают использованные самим Бальзаком цитаты и аллюзии на произведения...

  • Родами мучилась Гора;

    Земля вокруг дрожала.

    Бедняжка простонала

    С полудни до утра;

    Рассеялася, наконец, и родила… мышонка.

    Но это старая, все знают, побасёнка;

    А вот я быль скажу: один поэт писал

    Не день, не два, а целый месяц сряду,

    Чернил себя, крестил, марал;

    Потом, друзей созвав, пред ними прочитал…

    Шараду.

    Это произведение известного французского поэта, писателя и баснописца Жана де Лафонтена, небольшая по объему, но не по своему значению басня «Гора в родах». Своеобразная насмешка автора, адресованная тем поэтам, которые не смогли «родить» чего-то истинно великого и стоящего, что нельзя сказать о самом Лафонтене. Конечно, Лафонтен не первый и не единственный, кто переложил это известное выражение – гора родила мышь – в рифмованное повествование, но сделал это мастерски, и с присущим ему легким, изящным юмором.


    Современному читателю Лафонтен знаком в основном как баснописец, но писал он не только басни. Начавший писать поздно, в 33 года, Лафонтен испробовал свои силы во всех литературных жанрах, писал комедии, трагедии, оды, послания, романы, басни, эпиграммы, песни, но полностью его талант проявился в двух жанрах – басне и короткой стихотворной новелле. Лафонтен был, прежде всего, жизнерадостным рассказчиком и писал легкие, изящные, остроумные и несколько фривольные рассказы, то в форме басни, то в стихотворной новелле.

    «Надо быть знатоком, чтобы оценить в Лафонтене поэта, понять, сколько он нашел возможностей в поэзии и какие богатства из нее извлек. Смелые метафоры им созданных выражений обычно проходят мимо внимания, ибо они настолько уместны, что, кажется, не было ничего проще их применить. Никто из наших поэтов так свободно не владел языком, никто, в особенности, так легко не подчинял французский стих всем его формам. Монотонность, в которой упрекают наше стихосложение, у него исчезает совершенно» , – так писал о Лафонтене один из знаменитых французских критиков Лагарп.

    Родился Жан де Лафонтен 8 июля 1621 года в небольшом городке Шато Тьери, в провинции Шампань. Отец его был небогатым чиновником и занимал должность «хранителя вод и лесов». Должность эта перешла по наследству Жану, и до начала 70-х годов он исполнял связанные с ней обязанности. Однако тяга к поэтическому творчеству взяла верх. Бывая временами в Париже, Лафонтен сблизился с кружком молодых литераторов, которые называли себя «Рыцарями Круглого стола». Комедия «Евнух» стала первым опубликованным сочинением Лафонтена (1654) и представляла собой переработанное одноименное сочинение Теренция. Вскоре Лафонтен был представлен влиятельному тогда министру Фуке, и взят им под крыло (Фуке вообще был известен тем, что покровительствовал людям искусства – художникам, писателям). Покровительство, а именно пенсию, стол и квартиру, приходилось отрабатывать, став на время «официальным» поэтом Фуке.

    Лафонтен писал для Фуке стихи к определенным праздникам, посвятил ему поэму «Адонис» (1658) и также взялся за поэтическое описание принадлежавшего министру дворца Во-ле-Виконт. Великолепное архитектурно-парковое сооружение еще не было завершено, и поэтому Лафонтен написал поэму в форме сновидения, она называлась «Сон в Во». Но вскоре Фуке попал под опалу, и произведение свое Лафонтен так и не закончил. Поэт не остался в стороне и отправил королю заступнические стихи, попробовав этим вступиться за своего покровителя, что, однако, не принесло никакой пользы, и более того, немилость пала на самого Лафонтена (1662). Тому был виной слишком независимый тон стихотворных посланий.

    Лафонтен поплатился за свои дерзкие стихи тем, что некоторые последующие его произведения попали под запрет. Так, например, была запрещена публикация «Сказок» во Франции как произведения, подрывающего авторитет церкви и религии, и Лафонтену пришлось печатать их в Голландии. Да и членом Французской академии Лафонтен стал намного позже, чем мог бы - только лишь в 1984 году - после обещания образумиться.

    «Сказки» скандального поэта начали выходить в свет, начиная с 1664 года, это были веселые стихотворные новеллы. В них царил дух жизнерадостной простоты человеческих отношений и чувственности. Веселые, легкие, игривые, а местами просто непристойные и фривольные, сказки сделали Лафонтена знаменитым писателем. Сюжеты сказок не были оригинальными, Лафонтен заимствовал их у писателей античности и Возрождения, отстаивая при этом право творчески переработать сюжет на собственный манер. Поэту был близок самый дух старинной новеллы, ее подлинное духовное здоровье, пусть даже ее сюжетом стало скабрезное (с точки зрения современной морали) приключение. Легкие сюжеты, по примеру писателей Возрождения, были подчинены высокой задаче: защите права человека на свободу отношений, любовь и счастье. Молодым влюбленным поэт сочувствует, над старым ревнивцем, хвастуном или простофилей – посмеивается. Но иногда его юмор переходит в остроумную сатиру, так перед читателями проходят образы развратных монахов, служителей церкви, нерадивых судей, жадных купцов. Некоторые новеллы больше похожи на анекдоты, они совсем короткие, буквально в несколько строк. Жанр стихотворной новеллы для Лафонтена стал любимым, и он не раз обращался к нему в дальнейшем. Всего же вышло пять томов сказок.

    В создании искусств есть право старшинства:

    На басню Греция имеет все права.

    Но пусть на поле том колосьев сжато вволю

    Осталось кое-что и сборщикам на долю.

    Ведь область выдумки — пустынный край, и в нём

    Открытья делает писатель с каждым днём…

    (из басни «Мельник, Сын его и Осёл»)

    Басни, в них особенно проявилось мастерство короткого стихотворного рассказа, присущее Лафонтену, к созданию которых он приступил в 60-х годах. Понятно, что басни писались с незапамятных времен, и сюжеты их в большинстве случаев похожи, многие из них ведут свое начало от басен Эзопа. Но те поэты, которые выбрали этот жанр поэтического творчества, привнесли в басенные сюжеты что-то свое, оригинальное и своеобразное. Так и у Лафонтена – у него можно найти известные нам по другим источникам басни о вороне и лисице, стрекозе и муравье, волке и ягненке.

    Известно, что басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворный и сатирического характера, по жанру – иносказательный, поэтому за повествованием о вымышленных персонажах (обычно это разные звери) скрываются общественные и нравственные проблемы. Именно своей иносказательностью, умелой «маскировкой», басни с давних времен служили средством сатиры – социальной и политической. Ведь действующими лицами, в основном, были животные, и все намеки были умело завуалированы. Так и у Лафонтена: «Я использую животных, чтобы воспитывать людей» , – писал он в посвящении к книге.

    Французское средневековье и Возрождение создали богатую сатирическую литературу о животных («Роман о Ренаре», басни), подготовившую путь Лафонтену. Образы отдельных зверей были прикреплены к определенным общественным слоям. Лафонтен же следовал традициям этой литературы. И за весь период творческого пути он собрал приличный зверинец, который, практически в лицах показывал картину французского общества второй половины XVII века.

    Больной лев и лисица

    В своей берлоге заболев,

    Оттуда шлет вассалам Лев

    Служащий пропуском указ такого рода:

    Что каждая зверей порода

    Должна прислать к нему послов,

    Которых в силу данных слов

    Принять с почетом он намерен;

    И каждый может быть уверен,

    Что он со свитою своей,

    Благодаря тому указу,

    И от зубов царя зверей

    И от когтей избавлен сразу.

    Указ исполнен, — и пород

    Всех представители являются гурьбою.

    Лисицы же на страже у ворот

    Так рассуждают меж собою:

    «Следы, которые в пыли мы видим тут,

    Без исключения к берлоге все идут,

    Но нет ни одного, идущего обратно;

    И недоверие, понятно,

    Они внушают мне. На пропуске царю

    Я потому спасибо говорю:

    Пусть от посольства наш он лисий род избавит.

    Его величество, конечно, не лукавит,

    Он добр, но в логово его

    Входящих лишь мы видели покуда,

    И не видали никого,

    Кто вышел бы оттуда».

    Необходимо вообще представлять в какое время, и в каком месте жил Лафонтен. Вторая половина XII века, двор Людовика XIV. Лафонтен, испытавший на себе немилость короля, пишет басню о Льве и его дворе, что является буквальной отсылкой к действующему монарху. Людовик XIV – король-солнце и Лев – тоже царствующая особа. Но, какая дерзость не проскочит под прикрытием басни!

    Лев и его двор

    Однажды Львиное Величество его

    Узнать задумал, повелитель:

    Каких зверей монарх он и властитель.

    Вассалам царства своего

    Он циркуляры шлёт немедля, с приложеньем

    Печати собственной и кратким извещеньем,

    Что при дворе открыт большой приём

    В теченье месяца; вначале пышный праздник

    Назначен во дворце, участье примет в нём

    Паяц из обезьян, известнейший проказник.

    Так подданных своих, собравшихся толпой,

    В великолепный Лувр себе зовёт он в гости.

    Но что за Лувр! Там запах был такой,

    Как в месте том, где сваливают кости.

    Медведь поморщился, зажав себе ноздрю.

    Но этим он не угодил царю,

    Пославшему его увидеться с Плутоном.

    Одна из Обезьян не в меру льстивым тоном

    Всё принялась хвалить: берлогу, когти Льва,

    И этот дух, который был пахучей,

    Чем амбра и цветы… Но глупые слова

    Её беде подвергли неминучей

    (Лев — Калигуле был сродни).

    Лиса стояла тут. «Чем пахнет? Объясни! —

    Сказал ей Лев. — Ответь без колебанья!»

    Но извинилась та: ей заложило нос,

    И, вследствие утраты обонянья,

    Немыслимо ответить на вопрос.

    Держитесь правила такого неизменно:

    Не льстите грубо при дворе,

    Чтоб недоверие не возбудить в царе;

    Не выражайтесь откровенно.

    Но, как в Нормандии, старайтесь дать ответ:

    Ни да, ни нет!

    Предметом басни у Лафонтена (впрочем, как и у других) становились не только пороки общества, но и обычные человеческие пороки. И тогда в баснях было не обойтись без героев, которыми стали люди. В своих баснях Лафонтен показал основные человеческие недостатки и пороки с помощью захватывающих образов: лень, жадность, честолюбие, воровство, болтливость. А в противовес им добродетели: любовь, мудрость, взаимопомощь и др.

    Женщины и Секрет

    Нет сокровенного для женской болтовни,

    Нет женщины, чтоб тайн не разболтала.

    Но, впрочем, и мужчин не мало,

    Что в этом женщине сродни.

    Чтоб испытать жену, какой-то муж, в постели

    С ней лежа, ночью вдруг воскликнул: "Что со мной?!

    Я разорвусь сейчас на части... Ой, ой, ой...

    Что это?! Я родил яйцо!"

    "Яйцо?! Ужели?!"

    "Ну да, вот, свежее; чур, людям ни гу-гу:

    Пожалуй, курицей прослыть еще могу..."

    Жена, не видевшая случая такого,

    Как многого другого,

    Поверила ему и поклялась молчать.

    Но эти обещанья

    Исчезли, как ночная тень.

    Наивная жена, вся трепет ожиданья,

    С постели поднялась, едва забрезжил день...

    К соседке в дом она пустилась.

    "Ах, - шепчет, - кумушка, послушай, что

    случилось...

    Чур, ни словечка никому:

    Муж ночью снес яйцо, такое вот по виду.

    Но, ради Бога, ты не дай меня в обиду,

    А то ведь муж мне..."

    "Ну, к чему!

    Ей, та. - меня не знаешь, что ли?

    Ступай себе домой, не выдам я, поверь".

    Жена "наседки" лишь за дверь,

    Той, как на угольях, неймется, и на воле

    Про новость в десяти местах она трещит,

    И вместо одного уж три яйца явилось.

    А новая кума "четыре!" говорит,

    И шепчет на ухо, как это все случилось.

    Но осторожность там смешна,

    Где тайна всем уже ясна.

    И так как численность яиц все умножалась,

    Благодаря молве, средь кумушек моих,

    То ввечеру яиц таких

    Побольше сотни оказалось.

    А в некоторых баснях Лафонтен выступил и как тонкий психолог. Он точно подметил психологию женщины, которая не испытывала к мужу никакой страсти, пока… не испугалась вора, забравшегося в дом. «Страх иногда бывает самым сильным чувством и побеждает даже отвращенье» , - таким выводом закончил свою басню автор. Об этом можно прочитать в басне «Муж, Жена и Вор»

    Жил Муж,

    В Жену влюблённый страстно.

    Но, обращаяся с Женою полновластно,

    Он был несчастен… Почему ж?

    Да потому, что равнодушна

    К нему была его Жена,

    Всегда ровна, всегда послушна,

    Всегда, как камень, холодна!

    Несчастный Муж страдал, — и это так понятно:

    Ведь он был Муж, — с Женой жить принуждён.

    Женатым же тогда приятно,

    Когда союз любовью освящён.

    Супруга же к нему любовью не пылала

    И с нежностью его ни разу не ласкала.

    И вот однажды в ночь обиженный супруг

    Ей горько плакался на жизнь свою, как вдруг

    Их разговор

    Прервал внезапно Вор.

    Несчастная Жена так Вора испугалась,

    Что с трепетом скорей прижалась

    Вопросы:

    1. Место басен в творчестве Лафонтена, их соотнесенность с другими
    жанрами его творчества (дидактической поэмой, комедией).

    2. Представление о жанре басни и его развитии.

    3. Проблематика Эзопа и Федра в басенном творчестве Лафонтена.

    4. Басни о животных в творчестве Лафонтена. Способы создания образа басенного персонажа. Уровни условности

    Основная литература:

    1. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.
    2. КирнозеЗ.И. Страницы французской классики. М., 1992.
    3. Классические басни. М., 1981.
    4. Трыков В.П. Лафонтен // Зарубежные писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. / Ред. Н.П. Михальская. Ч. 1. М., 1997.

    Дополнительная литература:

    1.Энциклопедия литературных героев. Возрождение. Барокко. Классицизм / Общ. ред. И.О. Шайтанова. - М., 1998.

    Сопоставьте басню и притчу. В каком из жанров есть элемент
    сатиры?

    В каком из жанров сатира невозможна? Почему?

    С какой целью обращается к порокам и недостаткам притча?

    Для чего к ним обращается басня?

    Вспомните, есть ли в притче мораль?

    Во всякой ли басне есть мораль?

    Смысл притчи многозначен. Существует ли многозначность
    финала басни?

    2.Притчачасто использует иносказание, соотносится с жанром загадки, предлагая ответить на вопросы: «О чем говорится?» и «Для чего говорится?» Но в отличие от загадки, которая всегда требует однозначного, конкретного ответа, притча многозначна, имеет множество трактовок.

    Отсутствие словесно зафиксированной морали в притче создает возможность множественности трактовок.

    Притчевые иносказания часто становятся крылатыми выражениями и выполняют роль несформулированной морали. Для этого обратитесь к книге «Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого» (М.,1994).

    Для более глубокого размышления над особенностями жанра басни и его природой обратитесь к дополнительным материалам к заданию.

    Способы создания образа в баснях о животных.

    3. Сравните волка из басни «Волк и журавль» с волком из басни «Волк-пастух».

    Прочитайте басни «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Лошадь и волк». Подумайте, в чем состоит разница подходов к созданию образа волка в каждой из них?

    Составьте словарную статью для литературного справочника
    «Волк (по басням Лафонтена)».

    Составьте рецензию на словарную статью, приведенную ниже.

    Какие принципы создания образа подчеркнуты автором статьи?

    Укажите, какие еще басни могли бы быть привлечены для анализа.

    Темы докладов и рефератов:

    1. Жанр стихотворной новеллы в творчестве Лафонтена.
    2. Соотнесенность жанров басни и стихотворной новеллы. Лафонтен и Боккаччо.
    3. Сказки в стихах Лафонтена. Разработки сюжетов Апулея и Петрония.
    4. История одного сюжета. Сопоставительный анализ басен Лафонтена, Тредиаковского, Крылова.

    Тесты

    1. Проблематику басен каких античных художников развивал в своем творчестве Лафонтен

    a) Эзопа и Федра

    b) Эсхила и Софокла

    c) Еврипида и Аристафана

    d) Федра и Плавта

    e) Катулла и Вергилия

    a) И. А. Крылов, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, В. В. Жуков, Аполлон Коринфский, И. И. Хемницер

    b) И. А. Крылов, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, В. А. Жуковский, Аполлон Коринфский, И. И. Хемницер

    c) И. А. Крылов, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, В. А. Жуковский, Аполлон Григорьев, И. И. Хемницер

    d) И. А. Крылов, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, В. И. Даль

    e) И. А. Крылов, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, В. И. Даль.

    3. Начало басни о вороне и лисице «Дядюшка Ворон, сидя на дереве / Держал в своем клюве сыр. / Дядюшка Лис, привлеченный запахом, / Повел с ним такую речь» принадлежит

    а) басне Лафонтена «Ворон и лис» (подстрочный перевод)

    b) варианту Тредиаковского («Ворон и лисица»)

    c) варианту Сумарокова («Ворона и лиса»)

    d) варианту Хераскова («Ворона и лисица»)

    e) варианту Крылова («Ворона и лисица»)

    В басне «Волк и ягненок» Лафонтен разрабатывает сюжет

    с) Вердизотти

    СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАСЕН ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА И КРЫЛОВА ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» в 6 классе. Цель урока: формирование теоретических знаний о басне; практическое применение Знаний в процессе работы над баснями Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лисица и виноград»; навыки выразительного чтения. Методические приёмы: выразительное чтение; беседа по вопросам. Оборудование: тексты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова; вопросы к анализу текста; Иллюстрации; фонохрестоматия; мультимедийный проектор.

    СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАСЕН ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА И КРЫЛОВА

    ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» в 6 классе.

    Цель урока: формирование теоретических знаний о басне; практическое применение

    Знаний в процессе работы над баснями Эзопа, Лафонтена и Крылова

    «Лисица и виноград»; навыки выразительного чтения.

    Методические приёмы: выразительное чтение; беседа по вопросам.

    Оборудование: тексты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова; вопросы к анализу текста;

    Иллюстрации; фонохрестоматия; мультимедийный проектор.

    ХОД УРОКА:

    1. Орг. Момент.

    2. Запись темы урока.

    3. Вопросы по повторению:

    а) Вспомните, что такое басня?

    (Короткий поучительный рассказа в прозаической или стихотворной форме, имеющий мораль).

    б) Каковы особенности басни?

    (В баснях действующими лицами являются животные, птицы, насекомые. Это делается для того, чтобы люди посмотрели на себя со стороны и постарались исправиться).

    в) Каких баснописцев вы знаете?

    (И.И. Дмитриев, С.В. Михалков, Д. Бедный)

    г) Назовите басни Крылова, которые вам известны. Вспомните несколько строчек из них.

    д) что всегда есть в басне?

    (В баснях всегда есть нравоучительный смысл, т.е. мораль, которая может находиться в начале басни или в конце её).

    е) что высмеивает басня? Против чего и кого она направлена?

    (Басня высмеивает глупость, жадность, трусость, злобу, себялюбие и другие людские пороки. Басня направлена против тех, кто мешает жить, кто приносит зло).

    4. НОВАЯ ТЕМА. Басни Эзопа, Лафонтена и Крылова под общим названием «Лисица и виноград». На доске вывешены иллюстрации к басням.

    5. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    У вас на партах лежат тексты басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Все эти басни под общим названием «Лисица и виноград». Наша задача увидеть в них общие черты и различные. Что привнёс каждый из баснописцев после Эзопа в содержание своей басни под тем же названием. Мы прочитаем эти басни, но сначала я немного расскажу о древнегреческом баснописце.

    Самым первым баснописцем был ЭЗОП (на доску выведен его портрет через проектор), живший в 6-5 веке до нашей эры. Эзоп был легендарной личностью. Он был рабом, служил философу Ксанфу. Много раз высмеивал его книжную учёность. За заслуги государству был освобождён от рабства. Соперничал со многими знаменитыми мудрецами тогдашней Греции. Много обличал дельфийских жрецов (жрецы, проживавшие в др. греческом городе Дельфы, известного своими оракулами). Ими он был оклеветан и погиб. Эзопу приписывались все ходившие в народе басенные сюжеты.

    О французском баснописце Лафонтене расскажет мой ассистент. (Великанов Кирилл).

    Жан де Лафонтен (1621-1695 гг) (на доску выведен его портрет через проектор) с детства отличался непокорным нравом. Был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Лафонтен начинает писать вольные стихи, с 1672 года пробует писать басни. В 1680 году завершил издание двенадцать книг Басен и в 1683 году был избран членом Французской Академии. Умер в Париже 14 апреля 1695 года. Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмичностью, глубоким реализмом (правдивостью).

    О Крылове мы уже говорили, помним его некоторые биографические сведения, данные в учебнике, поэтому повторяться не будем, а приступим сразу к работе над баснями.

    Я сама прочитаю вам басню Эзопа, а вы будете следить и находить в ней главное. (чтение басни). Отвечаем на вопросы:

    1. Как написана басня Эзопа? На сколько частей её можно разделить?

    (Басня Эзопа написана в виде небольшого рассказа. Басню можно разделить на две части).

    2. Кто является главным героем басни?

    (Главным героем является Лисица)

    3. Какой мы видим Лисицу у Эзопа?

    (Лисица у Эзопа голодная, но дотянуться до винограда не смогла).

    4. Какова мораль басни?

    («Так и у людей: иные не могут добиться успеха, по причине того, что сил нет, и винят в этом обстоятельства»).

    5. Что напоминает вам басня? Чем?

    (Басня Эзопа напоминает притчу, т.к. притча – это иносказательный рассказ, содержащий поучение).

    Ученик-ассистент читает басню Лафонтена. Учащиеся сразу увидели разницу и поэтому отвечают на вопросы сразу:

    1. Как написана басня у Лафонтена? В чём различие с басней Эзопа?

    (Басня Лафонтена написана в стихотворной форме и в ней более подробно говорится о герое).

    2. Где происходит действие в басне?

    (Действие басни происходит во Франции: «Лис-Гасконец, Лис-Нормандец»).

    3. Главный герой басни Лафонтена – Лис. Зачем Лису нужен был виноград?

    (Лис не просто голоден, как у Эзопа, он умирал с голоду, ему нужен был виноград, чтобы поесть и не умереть).

    4. Есть ли разница в желаниях героев сорвать виноград? Какая?

    (Желание - одно: достать виноград, а причина разная: у Эзопа Лисица просто голодная, т.е. могла бы и потерпеть, а у Лафонтена Лис умирал с голоду).

    5. Как описан виноград у Эзопа и Лафонтена? (найти цитаты)

    (у Эзопа описание простое: «Лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями», а у Лафонтена «Виноград, такой зримо зрелый, /В румяной кожице…». У Лафонтена виноград заманчивый, притягательный для Лиса).

    Можно сделать первый вывод: Басня Эзопа напоминает притчу, т.к. написана в виде небольшого поучительного рассказа. Басня Лафонтена написана уже в стихах. В обеих баснях есть мораль.

    Ученик-ассистент читает выученную наизусть басню Крылова «Лисица и виноград».

    Разбираем вопросы:

    1. Чем басня Крылова отличается от предыдущих басен? Что она напоминает? Доказать.

    (Басня Крылова напоминает сказку, об этом говорят такие слова, как «кума», «кумушка», «лиса»).

    2. Что можно сказать о лексике в басне Крылова?

    (В басне Крылова мы видим устаревшие, простонародные слова: «рделись», «яхонты», «отколь», «неймёт», «око»; они приближают басню к народу, делают её более понятной, близкой)

    3. Каким мы видим героя? Есть общее у героя басни Крылова с предыдущими героями? С кем? Что? Как описан виноград?

    (У Крылова Лисица тоже, как и у Эзопа, только голодна. А виноград тоже заманчив для Лисицы: «…винограду кисти рделись./У кумушки глаза и зубы разгорелись,/ А кисти сочные, как яхонты, горят…»)

    4. Как выведена мораль в басне Крылова?

    (Мораль в басне у Крылова прямо не выведена, она в пословице: «Хоть видит око, да зуб неймёт»).

    5. Какая из басен вам понравилась больше и почему?

    Работа в тетрадях.

    Записать. Общее: 1. Тема, сюжет, герои.

    2. Басни кратко изображают события, которые имеют

    Поучительный смысл, а поступки животных напоминают

    Поступки людей.

    3. В баснях высмеиваются людские пороки.

    4. Басни имеют поучение – мораль.

    Различие: 1. Басня Эзопа по объёму короче остальных и напоминает притчу;

    Написана в прозаической форме.

    2. Басня Лафонтена более развёрнута и конкретна: действие пе-

    Реносится во Францию (Лис-Гасконец, Лис-Нормандец);

    Написана в стихотворной форме; есть попытки

    Оправдать Лиса.

    3. Басня Крылова напоминает русскую сказку; мораль заключена

    В пословице.

    Вывод по уроку:

    1. Когда возникла басня?

    2. Каких баснописцев вы знаете?

    3. Что всегда есть в басне?

    4. Что такое аллегория? Имеется ли она в басне?

    5. Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?

    6. Что общего у басни со сказкой, с притчей?

    7. Какие выразительные средства встречались в баснях, о которых мы говорили?

    Дома письменно ответить на вопрос (по выбору) 1. Есть ли Лисицы среди нас?

    2. Какая из басен понравилась и почему?

    3. Проиллюстрировать одну из басен

    (по желанию).