В землянке. «Бьётся в тесной печурке огонь…» А. Сурков

Размер 3 / 8

A m D m6 D m E 7 A m
Бьется в тесной пе- чур- ке о- гонь,
G 7 C F m6 C
На по- леньях смо- ла, как сле- за.
A 7 D m A m
И по- ет мне в землянке гар- монь
E 7 A m
Про у- лыбку твою и гла- за.
G 7 C
Про те- бя мне шептали ку- сты
G 7 C
В бело- снежных полях под Мо- сквой.
A 7 D m D m6 A m
Я хо чу, чтобы слышала ты,
E 7 A m
Как то- скует мой голос жи- вой.

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

A m D m6 D m E 7 G 7 C F m6 A 7

Условные обозначения

Показать


I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1 ), средний (2 ), безымянный (3 ), мизинец (4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «В ЗЕМЛЯНКЕ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере.

ПЕСНЯ «В ЗЕМЛЯНКЕ». ТЕКСТ




Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

Я хочу, чтобы слышала ты,

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Последние две строчки повторяются два раза

ПЕСНЯ «В ЗЕМЛЯНКЕ». АВТОРЫ

Советский композитор Константин Яковлевич Листов (1900-1983)

КОНСТАНТИН ЛИСТОВ

Константин Яковлевич Листов родился 2 октября (19 сентября по старому стилю) 1900 года в Одессе в семье артистов цирка. В цирке будущий композитор приобрёл свои первые музыкальные навыки, выучившись играть на мандолине и выступая на цирковой арене. В 1917-м году Листов окончил в Царицыно музыкальное училище по классу фортепиано у А. Раниец, а в 1922-м - Саратовскую консерваторию по классам композиции у Л. Рудольфа и фортепиано у И. Розенберга. С 1919-го по 1923-й год композитор работал пианистом, а позже - дирижёром Саратовского театра миниатюр. В 1923-м году Листов переезжает в Москву и начинает работать в театре при Всероссийском Пролеткульте. С 1934-го по 1938-й год композитор занимает должность дирижёра Театра обозрений, а с 1938-го по 1940-й - Театра классической буффонады под руководством В. Бебутова. В годы войны (1941-1945) Константин Яковлевич работал музыкальным консультантом Политуправления Военно-морского флота. Перу Константина Листова принадлежат две оперы, одиннадцать оперетт, музыка к спектаклям, оркестровые и инструментальные произведения, однако основная сфера его творчества - песня. Среди наиболее популярных песен композитора можно назвать «Песню о тачанке» (слова М. Рудермана, 1937), «В парке Чаир» (слова П. Арского, 1939), «Если любишь - найди» (слова Л. Ошанина, 1940), «В землянке» (слова А. Суркова, 1942), «Севастопольский вальс» (слова Г. Рублёва, 1955). Во время войны Листов был награждён орденом Красной Звезды и медалями, а в 1973-м году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Константин Яковлевич Листов умер 6 сентября 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Советский поэт Алексей Александрович Сурков (1899-1983)

АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

Алексей Александрович Сурков родился 13 октября (1 октября по старому стилю) 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина. Проучившись некоторое время в Середневской школе, уехал на заработки в Санкт-Петербург. С 12-ти лет работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. В 1918-м году ушёл добровольцем в Красную Армию. В том же году в петроградской «Красной газете» были опубликованы его первые стихи. После Гражданской войны вернулся в родную деревню и стал работать сотрудником избы-читальни в соседнем селе Волково (1922-1924). С 1924-го по 1926-й год Сурков работал первым секретарём Рыбинской оргпнизации комсомола, с 1926-го по 1928-й - главным редактором губернской газеты «Северный комсомолец». После I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, делегатом которого был избран поэт, Сурков остался в Москве, учился на факультете литературы в Институте красной профессуры (1931-1934), преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР (1934-1939), был заместителем редактора журнала «Литературная учёба». Во время Великой Отечественной войны Сурков работал военным корреспондентом фронтовой газет «Красноармейская правда», «Красная звезда» и «Боевой натиск». В послевоенное время поэт работал ответственным редактором журнала «Огонёк» (1945-1953), ректором Литературного института им. А. М. Горького (1950-е годы), главным редактором «Краткой литературной энциклопедии» (с 1962 года). За годы творческой деятельности Алексей Сурков выпустил полтора десятка поэтических сборников, однако наибольшую известность он приобрёл как поэт-песенник. Среди песен на его стихи можно назвать такие песни как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы» и др. Поэт имеет звание Героя Социалистического Труда (1969) и лауреата двух Сталинских премий (1946 и 1951). Алексей Александрович Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

ПЕСНЯ «В ЗЕМЛЯНКЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Алексей Сурков и его письмо, которое станет песней «В землянке»

Эта песня сразу же, безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию компо­зитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел.

Через неделю он вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Все свободные от работы по выпуску номера слушали, за­таив дыхание. А когда Листов ушел, Савин попросил у Суркова текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало очевидно, что песня «пойдет»,- ведь «обыкновенный потребитель музыки» запомнил мелодию с первого же испол­нения.

Песня действительно «пошла». По всем фронтам - от Се­вастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно, она «пошла»... О том, что с ней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».

И еще был такой случай, о котором вспоминает Ольга Берггольц. Как-то пришла она на крейсер «Киров». В кают-компа­нии офицеры слушали радиопередачу, и вдруг прозвучала «Землянка» с «улучшенным» вариантом текста. Раздались возгла­сы протеста, и, выключив репродуктор, люди демонстра­тивно трижды спели песню так, как пели ее и раньше.

Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не слу­чайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность. Не случайно же рядом с коваными строками: «Идет война народная, священ­ная война» - в солдатском сердце жила в общем-то не очень искусная песенка про синий платочек. И поэт откликнулся на этот зов сердца. Но есть еще один секрет исключительной душевной приязни миллионов бойцов к таким стихам, как симоновское «Жди меня», к таким песням, как сурковская «Землянка». Этот секрет - в абсолютной доверительности лирической исповеди, которая притягивала миллионы сердец, целиком принимающих строки песни как выражение собственных чувств - самых за­таенных и самых святых:

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь...

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не сты­дятся слез.

В мае 2014 года в Московском регионе стартовал поддержанный редакцией газеты «Петровка, 38» проект «Полиция и гражданское общество», который ориентирован на нравственно-духовное воспитание населения и связан с многогранной культурно-просветительской деятельностью.

Организаторы проекта совместно с полицейским сообществом целенаправленно осуществляют разнообразные социально-культурные и военно-патриотические инициативы. Представители движения активно участвуют в значимых партнёрских акциях, в том числе в автомобильных марафонах, маршруты которых пролегают по местам боевой славы нашей державы.

Во время одного из очередных автомарафонов общественники обратили внимание на скромную памятную доску, установленную под Истрой - в деревне Кашино. Увы, этот мемориальный знак из-за его не очень удачного места расположения почти незаметен, хотя он посвящён знаменитой песне композитора Константина ЛИСТОВА на стихи Алексея СУРКОВА «В землянке» - очень светлому, предельно искреннему и невероятно трогательному произведению военного времени.

Недавно активисты указанного проекта совместно с редакцией газеты «Петровка, 38» выступили инициаторами создания достойного народного памятника великой песне - мемориального комплекса, в котором предусмотрены монумент в её честь, здание с музейной экспозицией и помещение для проведения мероприятий героико-патриотической направленности и просмотра тематических художественных кинофильмов и документальных лент.

Миссия военкора и поэта!

В Кашине народный символ признательности советскому песенному шедевру, в котором поэт-фронтовик Алексей Сурков блистательно выразил красоту и впечатляющую, всепобеждающую силу чувства двух любящих людей, был
сооружён весной 1999 года.

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поляньях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Торжественное открытие на подмосковной земле оригинального зримого образа этой легендарной песни состоялось тогда в День Победы - 9 Мая, незадолго до 100-летия со дня рождения Алексея Александровича Суркова.

В 1941-1945 годах он доблестно справился с обязанностями военкора фронтовой газеты «Красноармейская правда» и специального корреспондента «Красной звезды», а также был «воюющим пером» газеты «Боевой натиск».

Храбрый фронтовой летописец, который в 1941 году стал батальонным комиссаром, участвовал в обороне Москвы и воевал в Белоруссии. А долгожданную Победу боец слова встретил подполковником - это воинское звание ему присвоили в 1944 году.

Увиденное и пережитое на войне защитником Родины и глубоко запавшее ему в сердце будто выкристаллизовалось и сохранилось в доверительных, точных и образных описаниях не только батальных событий. К читателям пришли написанные Алексеем Сурковым честные, интонационно и стилистически выверенные, наполненные верой в грядущую выстраданную Победу и так необходимые им книги военного цикла.

Вот какой получилась миссия военкора и поэта для Алексея Александровича, удостоенного ряда боевых наград - ордена Красного Знамени (в 1945 году), ордена Красной Звезды (в 1942-м; ещё одну Красную Звезду Суркову вручили раньше - в 1940-м) и медалей!

«…А до смерти - четыре шага»

Особым эпизодом в ратной биографии Алексея Суркова оказалось выполнение непростого коллективного журналистского задания на подступах к прифронтовой Москве, связанного с подготовкой к публикации материалов об отважно сражавшихся с врагом пехотинцах, которые благодаря проявленной ими доблести стали гвардейцами. В конце осени 1941 года оборонявшая город Истру 78-я стрелковая дивизия 16-й армии получила наименование 9-й гвардейской, и Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды» осветить это событие. Среди тех, кто направился к фронтовикам-гвардейцам, находился и военкор Сурков.

27 ноября сорок первого журналисты сначала посетили штаб дивизии, после чего отправились на располагавшийся в одной из здешних деревень командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка. Однако к тому времени сам командный пункт был отрезан наступавшим вражеским танковым формированием, а к самой деревне уже подходила пехота противника. Угодив в столь сложный боевой переплёт, армейские репортёры и сопровождавшие их офицеры-штабисты вынуждены были из-за начавшегося миномётного обстрела засесть в похожей на блиндаж землянке. Между тем, создавшееся положение ещё больше усугубилось, так как оккупанты заняли соседние дома. В критическую минуту проявил мужество и решительность начальник штаба полка капитан И.К. Величкин: он пополз к избам и начал закидывать фашистов гранатами, что вызвало временную сумятицу у немцев и дало возможность попавшим во вражескую западню пойти на прорыв…

Наших воинов, которые благополучно добрались до полностью контролировавшегося гвардейским подразделением другого сельского населённого пункта, разместили в укрытии-блиндаже. Почти все из них устроились около печки, и кто-то начал тихонько играть на гармони, чтобы приободрить товарищей. Сурков же, памятуя о своей военкоровской задаче, начал было писать наброски для репортажа.

Но тут уже всецело дал о себе знать лирический настрой души журналиста «Красноармейской газеты», и у него по сути возник окончательный замысел душевного фронтового послания в стихах. Надо пояснить, что когда боевой репортёр в составе вырвавшейся из окружения группы добрался до своих, то шинель у Суркова оказалась посечённой осколками. И ещё одна конкретная подробность: преодолевая минное поле, наши воины старались соблюдать между собой дистанцию в четыре шага. Делалось это для того, чтобы всё-таки, в случае подрыва кого-нибудь из них, для других участников вынужденного смертельно опасного марш-броска оставался бы шанс уцелеть. Вот какова реальная предыстория этого выразительного образа в стихотворной основе будущей песни: «…А до смерти - четыре шага».

Ночью военкор возвратился в столицу, где и завершил своё поистине исповедальное и по сути очень сокровенное, личное поэтическое обращение-обобщение - стихотворение «В землянке». Недаром этот наполненный сердечным теплом совершенный рифмованный текст Алексей Александрович в своём письме отправил в город Чистополь Татарской АССР, где семья Суркова жила в эвакуации. На обороте простого солдатского треугольника, адресованного отправителем-поэтом своей жене Софье Антоновне - урождённой Кревс, было начертано трогательное лаконичное посвящение: «Тебе - солнышко моё!».

Тернистый путь певческой классики

Константин Листов
...В феврале 1942-го в редакцию фронтовой газеты, к которой тогда прикомандировали Суркова, заглянул композитор Константин Листов. Он искал хорошие тексты для песен, и военкор предложил ему стихи о землянке, которые «оформил набело» - завершил работу над этим произведением. Правда, передав гостю редакции готовые строфы, поэт-фронтовик, по его собственному признанию, был уверен, что у музыканта вряд ли что в итоге выйдет. Но всего-то через неделю Листов вновь появился в редакции и, взяв гитару у фотокорреспондента периодического армейского издания Михаила Савина, проникновенно исполнил свою новую песню - «В землянке».

Присутствовавшие на премьере песни одобрили новинку, так как это мелодичное сочинение запомнилось буквально с первого же прослушивания. А трудившийся в редакции фронтового печатного органа писатель Евгений Воробьёв скопировал ноты и переписал текст песни и в компании с музыкантом-любителем Савиным пришёл в «Комсомольскую правду». Там они, посетители из «окопной правды», представили коллегам совместное творение Листова и Суркова: на импровизированной презентации их работы Воробьёв пел, а журналист-гитарист Савин ему аккомпанировал.

Взыскательной аудитории из редакции орденоносного молодёжного издания песня тоже понравилась, и она была обнародована в номере центральной газеты за 25 марта 1942 года. Собственно говоря, с её подачи и началась уверенная и мощная поступь песни. Она зазвучала повсюду: «Землянку» пели воины действующей армии и труженики тыла, популярные артисты-солисты, профессиональные и любительские творческие коллективы...

Вообще-то, в авторском варианте стихов утверждалось: «Мне в холодной землянке тепло/ От моей негасимой любви». Но простые люди да и признанные исполнители вместо слова «моей» предпочитали петь «твоей», и однажды по этому поводу мудрая жена-муза в разговоре с супругом-поэтом высказалась очень остроумно и афористично: «Вот, Алёшенька, народ тебя и поправил…».

Сейчас в это даже трудно поверить, но тем не менее летом 1942 года на песню вдруг был объявлен негласный запрет. Объяснялась такая чрезмерно жёсткая административная мера тем, что кем-то наверху правдивый поэтический постулат: «До тебя мне дойти нелегко,/ А до смерти - четыре шага» был расценён как упадничество.

И всё же песня, благодаря её действительно массовой популярности на фронте и в тылу, выстояла и продолжила своё триумфальное шествие. И, как высшая справедливость, для торжествующих советских воинов-победителей песня «В землянке» в исполнении Лидии Руслановой прозвучала у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот в Берлине.

Прототип для стихотворной темы

Спустя несколько десятилетий прояснилось, какая именно «безымянная землянка» послужила поэту-военкору реальным прототипом для стихотворения-песни. В опубликованной в подмосковной областной газете «Ленинское знамя» в номере за 14 февраля 1982 года статье корреспондента И. Мясникова «Здесь родилась песня» говорится:

«В октябре 1971 года автор «Землянки» снова, через тридцать лет, приехал в Истру. На встрече с горожанами и жителями близлежащих деревень Алексей Александрович Сурков рассказал, как было написано стихотворение, ставшее позже в сочетании с музыкой К. Листова одной из самых любимых песен военной поры.

…В ноябре 1941 года в селе [деревне] Кашино под Истрой, в одном из уцелевших домов, располагался штаб стрелкового полка. «На приусадебном участке [напротив] этого дома, - вспоминает поэт, - была отрыта землянка. И в этой самой землянке после того, как фашисты просочились в деревню, собрались все. Гитлеровцы уже заняли ближайшие избы и рубают из автоматов. Как раз по тому самому пятачку, где в землянке сосредоточилась группа командиров и красноармейцев…».

Свой рассказ А. Сурков закончил такими словами: «Самое тёплое в своей жизни стихотворение - «Землянку» я писал у себя в редакции, а в сердце мне оно запало в деревне Кашино, в той землянке, о которой рассказывал…».

Сейчас с землянкой, о которой десять лет назад поведал А. Сурков, можно ознакомиться в народном музее боевой и трудовой славы в Снегирях. В деревне, возле которой на Волоколамском шоссе был остановлен рвавшийся к Москве враг, можно увидеть не только землянку, воспетую поэтом, но и приусадебный участок, где она была отрыта, и дом, где помещался штаб полка. Конечно, всё это - на макете. Пояснительный текст к нему гласит, что участок принадлежал А. Кузнецовой, а землянку вырыл её сын Михаил. […]

…После того как этот материал был подготовлен к печати, я познакомил с ним Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, секретаря правления Союза писателей СССР Алексея Александровича Суркова. Вот что он сказал:

А знаете, я ведь снова, в 1980 году, побывал под Истрой, где в сорок первом встречался с бойцами 9-й гвардейской дивизии. К сожалению, то место в Кашине, где находился памятный мне блиндаж, заплыло землёй, заросло кустарником. Но я рад, что макет землянки, подсказавшей мне тему стихотворения, находится в народном музее в Снегирях.

Не только макет, но и всё, что собрано в этом музее, надо передавать как эстафету от поколения к поколению, чтобы навсегда сохранилась память о битве под Москвой, о подвиге нашего народа…».

Герои Отчизны - мемориалы памяти!

Корреспондент газеты «Петровка, 38» Александр Нестеров, автор идеи проекта и эскизов памятника-мемориала, лауреат фотоконкурса МВД России «Открытый взгляд».

На протяжении достаточно продолжительного времени Фондом поддержки социальных сфер творческого объединения КИНО пресс-клуба осуществляется общественно значимая программа «Герои Отчизны - мемориалы памяти!». В рамках указанной программы и планируется реализация проекта по возведению мемориального комплекса «Землянка». В Доме ветеранов Истринского района мы уже представили серию дизайн-проектов «Землянки», и на этих первых публичных слушаниях все присутствующие одобрили по-своему оригинальную идею возведения самого памятника. Ведь, как мы рассчитываем, появится комплексная инфраструктура мемориала и таким образом сформируется перспективная площадка для проведения крупных культурно-массовых мероприятий гражданственно-патриотической направленности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Почётный гражданин Истринского района Московской области Михаил КУЗНЕЦОВ, награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» и другими:

У меня за плечами уже почти век: как раз 21 ноября нынешнего года - моё 95-летие. Несмотря на все выпавшие на мою долю трудности и испытания, считаю свою жизнь интересной и насыщенной.

Когда началась Великая Отечественная война, мне не было и восемнадцати лет. Сначала я работал в Тушине, а потом клепальщиком - на оборонном заводе в Химках.

Фронт всё ближе продвигался к нашей местности… По радио тогда советовали во дворах и близ домов рыть щели, в которых можно спрятаться от бомб и осколков. Вместе со своим младшим братом Володей решили соорудить укрытие на случай бомбёжки. Летом сорок первого года стали копать на своём огороде. К работе подключились соседские ребята - братья Коля и Витя Михайловы, Володя Сенатов. Таскали из леса тяжёлые брёвна, соорудили из них настил, который сверху прикрыли соломой и слоем глины - получилась довольно надёжная крыша. А стены оставили земляными. У входа в землянку пристроили дверь, вырубили в земле ступеньки. Получилась траншея в виде буквы «г» и высотой в рост человека. Позже, с наступлением холодов, я установил в нашем «бомбоубежище» чугунную печурку.

Сентябрь, дождь идёт, холодновато, а нам в землянке тепло. Собирались человек по восемь деревенских парней и девчат, чтобы поболтать… Я на гармошке играл…

Фашисты, когда отступали, за два дня всё Кашино спалили. Я-то к тому времени, если быть точным - 5 декабря сорок первого года, добровольцем на фронт ушёл. А в деревне оставался мой брат, который видел всё это ужасающее варварство, учинённое оккупантами.

…Прошли годы, и вдруг выяснилось, что как раз наша кашинская землянка и отображена поэтом Алексеем Сурковым в его знаменитом стихе, положенном на музыку и ставшем всенародно любимой песней «Бьётся в тесной печурке огонь…».

Дело в том, что в 1971 году в наш город на встречу с общественностью приехал бывший фронтовой корреспондент, поэт Алексей Сурков и рассказал, что в ноябре 1941-го он был в деревне Кашино…

К сожалению, в тот день меня в Истре не было, поскольку я присутствовал в Москве на важном областном мероприятии.

…Много лет в Снегирёвском музее боевой славы экспонировался макет землянки, созданный руками режиссёра Истринского драматического театра Юрия Щеглова. Рядом были размещены две фотографии: Алексея Суркова и моя… Я нарисовал эскиз своего бывшего «бомбоубежища».

Вспоминается давний эпизод. Ко мне приехал корреспондент областной газеты «Ленинское знамя» Мясников, чтобы узнать подробности о моей землянке. Потом он позвонил Алексею Александровичу Суркову, чтобы расспросить о рождении его «Землянки». И снова - ко мне, согласовать получившуюся статью. Из моего кабинета журналист набрал номер телефона Суркова, что-то у него уточнил, а потом обратился ко мне: «Поговорить не хотите?». Я взял телефонную трубку, поздоровался. Алексей Александрович в свою очередь спросил: «Михаил Михайлович, а гармонь цела?». Я ответил, что цела, но только другая. Потому что в войну наш дом сгорел, и из имущества ничего не осталось. На публикацию же статьи поэт дал добро…

В великолепном стихотворении Суркова, мне кажется, всё моё - и землянка, и печурка, и гармонь. Я охотно присоединился к замечательному современному проекту «Землянка» и очень надеюсь на его скорейшее воплощение в памятник прекрасной и буквально неповторимой песне.

К прискорбию, считанные дни назад, 6 ноября, мой брат - подполковник в отставке Владимир Михайлович Кузнецов, кавалер ордена Отечественной войны II степени, - на 92-м году ушёл из жизни.

Думаю, народный монумент «Землянка» станет не только достойным мемориальным знаком в честь великой песни, но и будет напоминать потомкам о нашем доблестном поколении победителей.

Памятный знак в Кашине

Члены местного краеведческого клуба «Исток» во главе с его руководителем Сергеем Борисовичем Лавренко, ставшего автором проекта памятного знака песне «В землянке», своими силами выполнили необходимые работы. Наряду с созданием графического эскиза мини-стелы и резьбой по дереву, были осуществлены требовавшиеся сборка металлоконструкции, сварка каркаса мемориальной доски, токарные работы и установка этого песенного символа в деревне Кашино. В его возведении участвовали двое художников-консультантов и сотрудники научно-исследовательского института.

На церемонии открытия памятного знака выступила дочь поэта - Наталья Алексеевна Суркова. Среди участников волнующего события, наряду с другими сельскими жителями, были и те самые кашинцы, которые и соорудили в сорок первом основательную землянку. Деревенское «бомбоубежище» являлось делом рук Михаила Михайловича Кузнецова, которому помогали младший брат Владимир Михайлович и несколько их друзей.

Старший сержант Михаил Кузнецов в составе 367-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона (так называемого 152-го укрепрайона) сражался в боях под Москвой, а позже - на Смоленщине, в Белоруссии. Из-за полученного тяжёлого ранения он, фронтовик, в мае 1944 года был признан не годным к дальнейшей военной службе и, имея вторую группу инвалидности, вернулся в родное Кашино. Окончив в 1968 году экономический факультет сельхозинститута, Михаил Михайлович три десятка лет трудился по полученной специальности и был в Истре заведующим финотделом города и начальником финансового управления района. Коллектив, возглавляемый Михаилом Кузнецовым, дважды завоёвывал призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Успешному специалисту-руководителю за достижения на профессиональном поприще присвоены почётные звания «Отличник финансовой работы» и «Заслуженный экономист РСФСР».

Отреставрировав впоследствии - уже в наступившем двадцать первом столетии - памятный знак, краеведы-умельцы при этом выразили надежду, что всё же со временем в честь песни «В землянке» будет установлена какая-нибудь более фундаментальная, монументальная композиция. И вот теперь общественность Московского региона при содействии ряда организаций, учреждений и представителей электронных и печатных СМИ выступили с инициативой создания поистине знакового памятника - монумента-мемориала «Землянка» в деревне Кашино Истринского муниципального района Московской области.

Авторами - сопредседателями проекта являются корреспондент газеты «Петровка, 38», директор Фонда поддержки социальных сфер (Москва), член Творческого Союза художников России Александр Нестеров и руководитель Истринского районного отделения общественной организации «Союз инвалидов «Чернобыль» Александр Шабуткин из подмосковного города Дедовска - участник ликвидации аварии на ЧАЭС, кавалер ордена Мужества.

В данном проекте в настоящее время активно участвуют: общественная организация «Союз инвалидов «Чернобыль» (Истринское отделение); Дом ветеранов Истринского района; районное отделение партии «Единая Россия»; объединения движения поисковиков; редакция газеты «Петровка, 38» ГУ МВД России по городу Москве и одноимённый Благотворительный фонд; культурный фонд и редакция журнала «Моя Москва».

Деятельную поддержку благородному начинанию оказывают: настоятель храма Крестовоздвижения в селе Дарна отец Константин (в миру - Волков); народный художник России скульптор Сергей Казанцев; киновед Александр Шпагин, художественный руководитель фестиваля «Правда о войне и мире»; профессор, доктор культурологии Ольга Шлыкова; тележурналист из Истры Полина Громова; руководители пресс-центров проекта - журналисты Михаил Мосалёв (в Истре) и Валерий Сенкевич (в Москве).

Фондом поддержки социальных сфер в партнёрстве с подвижниками-чернобыльцами и редакцией газеты «Петровка, 38» вскоре будет снят документальный фильм по истории песни «В землянке». В фильм войдёт её коллективное исполнение, в частности, и московскими правоохранителями, представляющими различные структурные звенья полиции города. По замыслу создателей документальной ленты, каждый творческий коллектив, который примет участие в красивой неординарной акции, споёт по строчке легендарного произведения.

Также в ближайших планах общественников-единомышленников - проведение церемонии закладки памятного камня на месте будущей монументальной достопримечательности в Кашине. Инициаторы проекта уверены, что величественный памятник любимой песне поколений наших соотечественников обязательно будет воздвигнут. И это, что очень важно, будет народный мемориал.

Протоиерей Константин Волков сказал, что такое дело - правильное, нужное для всех, и с Божией помощью оно получится. Отец Константин поддержал выбор места для монумента, который будет поставлен на перекрёстке трёх дорог - поблизости от храма и местного историко-культурного символа: точно установленного «адреса» увековеченной в песне землянки.

К участию в этом благом деле, девизом которого являются лейтмотив памяти и душевной теплоты, приглашаются граждане и организации. С целью осуществления проекта будет организован сбор народных средств, а лучше сказать - «Землянка» позволит многим-многим людям объединиться и почувствовать свою непосредственную сопричастность к культурно-духовным ценностям общества и сохранению памяти о славном историческом прошлом нашего Отечества.

Александр ТАРАСОВ,

фото Александра НЕСТЕРОВА
и из архива Михаила КУЗНЕЦОВА

От редакции:

Дополнительную информацию о проекте мемориального комплекса «Землянка» в деревне Кашино можно узнать на сайте:
www.fond-sfer.ru.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


«В земля;нке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь…») - русская советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.


Создание


С начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков был военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года оборонявшая Истру 78-я стрелковая дивизия 16-й армии получила наименование 9-й гвардейской, в связи с чем Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды» осветить это событие; среди прочих поехал и Сурков. 27 ноября журналисты сначала посетили штаб дивизии, после чего отправились на командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино.


По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами, что вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и переправились через неё по ещё тонкому льду - под возобновившийся миномётный обстрел - к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.


Штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими - настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи.


Ночью он вернулся в Москву и в письме к жене и матери его дочери и сына Софье Антоновне под заголовком «Тебе - солнышко мое!» написал впоследствии знаменитые строки. На следующий день письмо было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.


В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда», где также начал работать Сурков, зашёл композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал музыканту, по собственным словам, уверенный в том, что ничего не получится. Однако через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам - мелодия запомнилась с первого исполнения.


Полный текст песни


слова А. Суркова, музыка К. Листова


Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.


Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.


Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега-
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2013. В землянке написано А. Сурковым
  • 28.01.2013. Ю. Друнина
  • 21.01.2013. А. С. Пушкин
  • 20.01.2013. Стихирский моветон
  • 17.01.2013. Игорь Колыма
  • 16.01.2013. Константин Симонов
  • 10.01.2013. Июлинка
  • 02.01.2013. Лев Смирнов

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.