Юрий башмет - биография. Премия «Грэмми» как гордость


Его всю жизнь окружают поклонницы, по нему вздыхают его студентки в консерватории. Не отказывая себе в праве на влюбленность, Юрий Башмет неизменно заявляет, что в его жизни существует лишь одна женщина, его Наталья, вот уже больше сорока лет.

Детство гения


Он родился в 1953 году в Ростове-на-Дону, но с пяти лет жил во Львове. Именно в этом старинном и красивом городе состоялось его первое знакомство с музыкой. Родители будущего гения никакого отношения к музыке не имели: отец трудился инженером на железной дороге. А мама была филологом.

Именно мама привела своего сына во львовскую музыкальную школу. Она совершенно справедливо считала, что занятость ребенка в разных сферах деятельности не только поможет определиться со своим призванием, но еще и оградит его от непредсказуемого влияния улицы.


Ему подарили самую дешевую скрипку за 9 рублей 25 копеек, а внутри будущего музыканта все протестовало: музыка может совсем не оставить времени на футбол, велосипед и прогулки с друзьями. Однако открыто пойти против желания мамы он не мог и покорно стал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. В четвертом классе его перевели в десятилетнюю музыкальную школу имени С. Крушельницкой.

Наверное, к счастью, в скрипичном классе не было мест, и его приняли в класс альта. Для него же смена музыкального инструмента означала только одно: останется больше времени на обожаемую гитару. Ведь скрипка в его жизни была только ради мамы, для себя же самого юный Башмет изучал гитару. Именно она занимала все мечты и надежды.


Позже именно гитара позволила ему стать любимцем всего класса. В эпоху увлечения битлами мальчик, виртуозно исполняющий произведения знаменитой четверки, пользовался непререкаемым авторитетом.

Впрочем, занятия в музыкальной школе тоже не проходили даром. В девятом классе Юрий Башмет уже играл в симфоническом оркестре политехнического института под руководством Семена Арбита. К этому моменту сам музыкант уже переосмыслил свое отношение к музыке, открыв в классике всю ее глубину и бесконечность и, наконец, услышав, насколько потрясающим звучанием обладает его альт.

Московская консерватория


На гастролях симфонического оркестра в Москве ректор Львовской консерватории Зенон Дашак, сам превосходно владевший альтом, познакомил юного Юру Башмета с основоположником русской школы игры на альте, профессором кафедры альта и арфы Московской консерватории Вадимом Васильевичем Борисовским. И определил его брать частные уроки у гения альта.


Позже именно к нему Юрий Башмет поступил в Московскую консерваторию. Написавший из рук вон плохо сочинение, Юрий уже не надеялся стать студентом. Найдя себя в списках поступивших, он был уверен, что этому поспособствовал сам Борисовский, потому что великий маэстро сразу после сдачи экзамена по специальности, поспешил поздравить своего ученика с поступлением. Однако через год Борисовский скончался, а Башмет перешел в класс Федора Дружинина.

В 1972 году студент Юрий Башмет приобрел за 1500 рублей уникальный инструмент – старинный альт, изготовленный итальянским мастером Паоло Тесторе в Милане, в 1758 году. Именно на этом альте Башмет продолжает играть до сих пор.

Наташа Мельник


На первом курсе во время какой-то студенческой вечеринки, Юрий заметил красавицу Наташу. Она была скрипачкой, приехала из украинского города Сумы и сразу же привлекла музыканта. Но оказалось, что он совершенно не в ее вкусе.

Однако от Юрия не так легко было избавиться, он привык добиваться своей цели. Даже сейчас Наталья не понимает, как она стала встречаться с Юрой. Наверное, просто это была судьба.
Как-то так вышло, что они стали неразлучны уже со второго курса. А на пятом Юрий Башмет пришел к своему педагогу посоветоваться. Он любил музыку и любил Наташу. И в силу собственной молодости никак не мог определиться, нужно ли ему жениться, не помешает ли это его становлению, как музыканту. Однако Федор Дружинин определенно сказал, что жениться надо, если есть чувства. А если Юрий станет честно трудиться, то остальное ему приложится от Бога.

Четыре свадьбы


На пятом курсе играли шумную, веселую студенческую свадьбу Натальи и Юрия Башмет в общежитии, где им выделил специальную комнату проректор консерватории по хозяйственной части, Владимир Карпович Частных. Тамадой на свадьбе бы единственный взрослый человек – Федор Дружинин. Но эта веселая, задорная молодежная свадьба оказалась первой в череде праздников новорожденной семьи.


После московской свадьбы последовала свадьба киевская. Молодоженов почти насильно сняли с поезда друзья родителей Юрия, чтобы поздравить юных влюбленных с таким важным событием. У родителей Юрия Башмета во Львове сыграли еще одну свадьбу. А потом было бы уже нечестно не отметить бракосочетание у родителей Наташи в Сумах.

Семья – это навсегда


Юрий Башмет, как любой творческий человек, является натурой творческой и увлекающейся. Он легко влюбляется и с большим уважением относится ко всем влюбленным. Но в то же время он всегда умел держать себя в руках и не переходить границы приличия. Он сам говорит, что в его жизни есть только одна-единственная женщина – его любимая Наташа.

Благодаря ей он обрел тот самый надежный тыл, который и позволил ему состояться, как звездной величине музыкального Олимпа. Довольно талантливая скрипачка пожертвовала собственной карьерой, чтобы мог полностью отдаваться творчеству ее гениальный супруг.


Долгое время у мировой знаменитости не было даже собственной квартиры. Чтобы получить возможность вложить деньги в квартирный кооператив, уже знаменитому во всем мире альтисту пришлось обращаться за помощью к высокопоставленному чиновнику Министерства культуры СССР.
Сейчас, когда у пары выросли уже дети Ксения и Александр, когда подрастает внук Грант, Юрий Башмет признается, что ему очень повезло с супругой. Он понимает, что любить так, как любит его Наталья, дано далеко не каждому. Она не просто любит. Она является не только верной женой, но еще и прекрасным другом и советчиком своего именитого супруга.


Быть женой такого человека совсем не просто. Но разве могут сравниться все трудности с настоящей любовью, которая сопровождает эту пару вот уже больше сорока лет?

Говорят, что все счастливые семьи похожи одна на другую. Семья Юрия и Натальи Башмет напоминает своим спокойным счастьем семью композитора

Альтист, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" и камерного ансамбля "Солисты Москвы", народный артист СССР Юрий Абрамович Башмет родился 24 января 1953 года в городе Ростове-на-Дону.

Его отец, Абрам Башмет, работал инженером железнодорожного транспорта, мать, Майя Кричевер, была филологом. Детство Юрий Башмет провел во Львове (Украина), по настоянию матери поступил учиться в музыкальную школу .

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу по классу альта, в 1976 году - Московскую консерваторию. В консерватории Юрий учился у профессора Вадима Борисовского, а после его смерти, с 1972 года, - профессора Федора Дружинина. Проходил там же ассистентуру-стажировку (1976-1978).

С 1978 года преподает в Московской консерватории, с 1988 года — доцент, с 1995 года — профессор. В 1996 году Башмет создал и возглавил в Московской консерватории "Экспериментальную кафедру альта".

С 1972 года по настоящее время играет на альте мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758 год).

Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975).
Его сольная карьера началась в 1976 году, когда он победил на международном конкурсе альта в Мюнхене. В этом же году состоялись его первые гастроли за рубежом.

В качестве солиста Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами - Берлинским и Венским филармоническими оркестрами, Ньюйоркским и Лондонским филармоническими оркестрами, Королевским оркестром Концертгебау, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами и другими.

Специально для Юрия Башмета современными композиторами, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, написаны или ему посвящены более 50 произведений.

Творчество Юрия Башмета было отмечено многими званиями и наградами . В 1991 году ему было присвоено звание народный артист СССР. Он был удостоен Государственной премии СССР (1986), трех Государственных премий России (1993, 1995, 2000).

Маэстро награжден российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (2002) и орденом Почета (2008), а также рядом орденов иностранных государств. Башмет является лауреатом премии Award-1993 в номинации "Лучшему музыканту-инструменталисту года", а также престижной премии Sonnings Musikfond.

Юрий Башмет женат на скрипачке Наталье Башмет. В семье двое детей - дочь Ксения, пианистка, и сын Александр.

1. Юрий Башмет и Святослав Рихтер исполняют фрагмент из сонаты Шостаковича для альта и фортепиано (соч. 147). Год записи 1982.

2. Юрий Башмет и Большой симфонический оркестр под руководством Владимира Федосеева исполняют "Оргию разбойников" из симфонии Гектора Берлиоза "Гарольд в Италии" (по поэме Дж.Байрона). Год записи 1989.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.


Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец – Башмет Абрам Борисович. Мать – Кричевер Майя Зиновьевна. Супруга – Башмет Наталья Тимофеевна. Дочь – Башмет Ксения Юрьевна. Сын – Башмет Александр Юрьевич.

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет , сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1971 по 1976 год учился в Московской консерватории. Первым его преподавателем по классу альта был профессор Вадим Борисовский , а после его смерти, с 1972 года, – профессор Федор Дружинин . Под его руководством Юрий Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории (1976–1978).

В 1972 году Юрий Башмет приобретает альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758), на котором играет по настоящее время. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). О нем заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Активная концертная деятельность Ю. Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Р. Баршай. Сегодня география концертных выступлений артиста очень широка: это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, «Ла Скала» (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.

Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Рафаэль Кубелик , Сейджи Озава, Геннадий Рождественский , сэр Колин Дэвис , Джон Эллиот Гардинер, Мстислав Ростропович , Валерий Гергиев , Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер , Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур , Бернард Хайтинк , Кент Нагано, Саймон Раттл, Юрий Темирканов , Николаус Арнонкур.

Начав в 1985 году свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и здесь остался верен себе, подтвердив блистательную репутацию смелого, никогда не боящегося рисковать, современного художника.

В 1986 году Ю. Башмет создает камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Ю. Башмет, как художественный руководитель оркестра, подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). Впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Ю. Башмет принимает решение отказаться от руководства оркестром и оставляет коллектив, предоставив музыкантам право выбора оставаться или вернуться в Россию. Вскоре ансамбль прекращает свое существование. Сегодня его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Ю. Башмет создает новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

Изматывающий, но счастливый период стартового марафона: совместная репетиционная работа, концерт-дебют в Большом зале Московской консерватории обозначил несомненную перспективность нового содружества. Сегодня без этого коллектива трудно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран. Ансамбль сыграл множество концертов в разных странах мира. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург.

Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича и квинтета И. Брамса (солист Ю. Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала «STRAD» как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Д. Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в музыкальной жизни страны.

Его сольные концерты, а также выступления в ансамбле с такими выдающимися музыкантами-исполнителями, как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес.

Юрий Башмет и Святослав Рихтер . Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл. Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

И еще одна многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом М. Ростроповичем, как на сцене так и в жизни, для Ю. Башмета всегда огромная радость.

В его программах – музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для Ю. Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений: А. Шнитке – «Концерт», «Монолог»; С. Губайдулина – «Концерт»; Э. Денисов – «Концерт»; Д. Тавенер – «The Myth Bearer»; А. Головин – «Соната-бреве»; А. Раскатов – «Соната»; Г. Канчели – «Stix», «Литургия»; А. Чайковский – два «Концерта»; Баркаускас – «Концерт»; А. Эшпай – «Концерт»; П. Рудерс – «Концерт»; А. Шнитке – «Концерт на троих» (посвящается М. Ростроповичу, Ю. Башмету, Г. Кремеру) и многие другие. Юрий Башмет переработал «Струнное трио» А. Шнитке для струнного оркестра (под названием «Трио-соната» оно вышло в издательстве «Сикорски», Вена).

В огромном репертуаре Ю. Башмета есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них – «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Симфония-концерт для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке.

Ю. Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Стреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он является артистическим директором и одним из организаторов фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на о. Эльба (Италия). Он – регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия). Высочайшей оценкой таланта Юрия Башмета стало назначение его художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Он является президентом Международного конкурса альтистов имени Л. Тертиса в Англии.

Ю. Башмет – уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии Юрия Башмета во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера. Отзывы мировой прессы – еще одно подтверждение всемирной славы «первого альтиста мира» Юрия Башмета. «...По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом...» – писала одна из немецких газет. Его имя сегодня – высочайшая планка исполнительского искусства современности.

Кино и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

Исполнительское искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло признание на Родине и за рубежом. Он удостоен почетных званий заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1993, 1995, 2000), лауреат премии «Award-1993» – «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет – Почетный Академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий –«Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены И. Стравинский, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, И. Менухин, И. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С. Рихтер.

Юрий Башмет награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), «За заслуги перед Отечеством» (Украина), «За заслуги перед Отечеством» (Литва). Он – офицер ордена «Почетного легиона» (Франция), командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия), офицер ордена «Изящных искусств и словесности» (Франция). Награжден также орденом Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию”.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории; с 1988 года – доцент, с 1996 года – профессор.

С 1980 года Ю. Башмет проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в академиях Киджана в городе Сиена (Италия) и в городе Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

В 1996 году он создает и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Ю. Башмет ведет широкую просветительскую работу, являясь телеведущим и художественным руководителем телевизионных программ «Вокзал Мечты» и «Музыка в музеях мира».

Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холл (с участием Э. Джона и С. Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы); в концертах, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Эта премия присуждена Г. Кремеру (1994), Т. Хвастхоффу (1995), В. Третьякову (1996), В. Гергиеву (1997), Анне-Софи Муттер (1998), О. Бородиной (1999), И. Антоновой (2000), Н. Гутман (2001), Е. Кисину (2002), М. Венгерову (2003).

Трудно переоценить его вклад в миротворческую деятельность. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его имя в ряд самых великих имен современности.

Герой нашей статьи сегодня - Юрий Башмет - музыкант с мировым именем, о котором не слышал разве что ленивый. Почетный академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов - он всегда носит черное и очень любит слово «амбиции». Любит жизнь и любит дело, которым занимается. Как складывался его творческий путь, кто он и о чем мечтает - об этом наш рассказ.

Кто он?

Юрий Башмет - личность, которая в особенном представлении не нуждается. Известный всему миру музыкант и дирижер - невероятно талантливый, живой, многогранный - этот человек навсегда вписал свое имя в историю классической музыки XX века. Башмет - Народный артист СССР; СССР и четырёх Государственных премий РФ; а еще он России. И это вдвойне приятно, когда такие одаренные люди не меняют свои принципы на деньги, а стараются сделать многое (что в их силах) для своей страны; страны, в которой будут жить их потомки. Ведь кто-то же должен это делать.

Он любит черный цвет в одежде и считает, что нужно быть последовательным во всем. Утверждает, что предательство и невыполнение обязательств, данных кому-либо - чистой воды преступление.

Про него можно долго и увлекательно рассказывать. Биография Башмета многогранна, а жизнь настолько наполнена и разнообразна, что охватить все сферы его деятельности весьма непросто. Мы только прикоснемся к фактам из его личной истории.

Факты из биографии

Родился Башмет Юрий Абрамович в России, в городе Ростове на Дону, в январе 1953 года. Его родители - представители еврейской нации. В 1958 году семья переехала во Львов. Дело в том, что отец будущего музыканта - Башмет Абрам Борисович - инженер железнодорожного транспорта, был переведен на территорию Украинской ССР по долгу службы.

Надо сказать, что в семье не было профессиональных музыкантов, однако музыка там всегда приветствовалась, была главным гостем при любом застолье. Юра с детства увлекался этой сферой искусства, а отец, наряду с бабушками и дедушками, всегда поддерживал данное увлечение.

Музыка стала неотъемлемой частью еженедельного времяпрепровождения юного Юрия Башмета благодаря его маме - Кричевер Майе Зиновьевне. Женщина, из-за боязни, что ее сын в трудном подростковом возрасте может связаться с дурной компанией и пойти по неправильному пути, отдала мальчика в музыкальную школу. По мнению Майи Зиновьевны, постоянное занятие в музыкальной школе должно было как-то организовать подростка, чтобы у него не было времени на всякие глупости.

Почему альт?

Если бы обстоятельства сложились иначе, миру был бы известен скрипач Юрий Башмет. Однако когда Юра вместе с мамой пришел во Львовскую среднюю специальную музыкальную школу, мест для обучения по классу скрипки не было. Майе Зиновьевне предложили отдать ребенка на альт.

Конечно, в то время альт не имел такой популярности и известности, как скрипка. Многие считали, что по классу альта обучаются лишь неудачники, которых отсеяли с уроков игры на скрипке. Кроме того, музыкальный инструмент гораздо крупнее своей родственницы, и для того чтобы извлекать из него звуки, нужны крепкие выносливые руки.

Родителей Юрия Башмета этот факт весьма всполошил, однако самого парня, наоборот, обрадовал. Дело в том, что друг юноши напел своему приятелю о том, что альт не требует такой огромной отдачи в тренировках, как скрипка. А это прекрасный шанс уделять больше времени игре на гитаре. В то время Юра, как и многие его современники, заслушивался кумирами тогдашней молодежи - группой "Битлз", участники которой были музыкальными богами - им подражали, на них равнялись.

Но следует сказать, что этот факт в биографии юного Башмета оказался судьбоносным. Ему так понравилось звучание альта, что занятия на этом музыкальном инструменте увлекли молодого человека всерьез. Спустя некоторое время он стал призером республиканского музыкального конкурса в Киеве.

Первые шаги к успеху

Надо сказать, что вообще, только благодаря Башмету альт стал так популярен и известен. Этот музыкант вывел инструмент на новый уровень и навсегда вписал свое имя в историю классической музыки. Однако мировой известности Юрия Башмета предшествовала тяжелая работа - над техникой, над исполнением и над самим собой.

После музыкальной школы Башмет поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1976 году. С этого времени началась его активная музыкальная деятельность, параллельно с которой была стажировка и обучение в ассистентуре все той же Московской консерватории.

Знаковым в карьере музыканта считается именно 1976 год - Башмет выиграл Международный конкурс альтистов в Германии. Выиграл конкурс и отправился в гастрольный тур по городам страны. К слову, конкурс был организован при поддержке радио и телевидения Баварии, и это, несомненно, сыграло ведущую роль в том, что музыкант мгновенно прославился.

В биографии маэстро есть весьма интересный факт: инструмент Юрия Башмета, на котором он играет начиная с 1972 года по сегодняшний день - работа известного мастера Паоло Тесторе, созданная еще в середине XVIII века. И именно Башмет был первым альтистом за более чем 200 лет, кому доверили играть Моцарта в немецком Зальцбурге именно на альте.

Дирижерская деятельность

Помимо мирового признания в качестве музыканта, Башмет добился известности и как дирижер оркестра. Его дебют в этой роли состоялся в 1985 году чисто случайно. Во французском городе Туре проходил музыкальный фестиваль, и по непреодолимым причинам на нем не смог присутствовать близкий друг Башмета - Валерий Гергиев. Юрия Абрамовича попросили помощи в решении данной ситуации - его уговорили встать за дирижерский пульт. Оказалось - не зря. Башмету так понравилось, что он, по его собственным словам, просто заболел этим делом.

В том же 1985 году Юрий Абрамович создал свой камерный оркестр под названием «Солисты Москвы». Однако первый состав этого музыкального организма просуществовал недолго - до 1991 года. Так случилось, что в Москву с гастрольного тура по Франции маэстро вернулся один - оркестр Юрия Башмета развалился. Все оркестранты решили покинуть Родину и остаться за рубежом. Это была непростая ситуация для музыканта - жизнь испытывала его на прочность. Однако он выстоял и год спустя собрал новый состав «Солистов Москвы».

Творческая биография

По сегодняшний день дирижер Юрий Башмет гастролирует с оркестром «Солисты Москвы» по всему земному шару. За годы концертной деятельности музыканты обогнули земной шар не менее 30 раз.

В 1996 году Юрий Башмет организовал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта». В эту авантюрную идею поначалу было страшно кидаться с головой. Кафедра задумывалась для тех студентов, кто отличался от классического выпускника консерватории. Может быть, с чуть более слабой техникой игры, зато с не меньшей харизмой и индивидуальностью. Однако все получилось.

Сегодня Юрий Абрамович является доцентом и преподает в Московской консерватории. Также он проводит мастер-классы в различных городах России и зарубежья.

Помимо этого, под руководством Башмета находится Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Маэстро - художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Параллельно руководящей деятельности, Юрий Абрамович занимается сольной карьерой, участвует в камерных программах.

И еще у него хватает времени на то, чтобы принимать непосредственное участие в организации фестивалей во французской Туре и итальянской Эльбе.

Кроме всего прочего, с 1998 года по сей день маэстро является художественным руководителем фестиваля «Декабрьские вечера». Всеми творческими и организационными вопросами занимается именно Юрий Башмет.

Семья

Башмет женат. Его супруга - Наталья Тимофеевна - коллега по музыкальному цеху. Много лет назад молодые люди вместе учились на скрипичном отделении в Московской консерватории и познакомились на вечеринке в общежитии.

Юрий сразу обратил внимание на миловидную девушку, а вот Наталья не торопилась проявлять свои чувства. Однако позже поняла, что молодой человек - настоящий мужчина, на которого можно положиться, и приняла от Юрия предложение руки и сердца. Молодые люди решили объединить свои судьбы, будучи студентами пятого курса.

У Юрия Абрамовича Башмета с женой Натальей Тимофеевной двое детей - сын Александр и дочь Ксения.

Ксения пошла по стопам родителей и стала хорошей пианисткой, ее заинтересовала классическая музыка. Башмет признается, что гордится успехами своей дочери. Однако изначально он и не думал прививать своим детям данную профессию. По его мнению, это очень тяжелая специальность.

Все решилось случайно. Когда девочке было пять лет, ее на лето отправили во Львов к бабушке, которая, вместе со старшим братом Юрия Башмета, привила Ксюше слух. Домой она вернулась с багажом знаний.

Сын Башмета не пошел по музыкальной стезе отца. Он хорошо играет на флейте и рояле, талантливо рисует, ему близка классическая музыка, однако учится парень на экономическом факультете.

О человеке Юрии Башмете

Юрий Башмет, биография творческой деятельности которого поражает своими масштабами, любит не только работать, но и хорошо отдыхать. Лучшим отдыхом для души считает чтение - обожает много читать. Юрий Абрамович признается, что книга может его так увлечь, что он порой забывает про сон и пищу телесную.

Физическое наслаждение Башмету приносит игра в бильярд. Не против маэстро и подразнить фортуну - он частый гость в казино.

Башмет - достаточно компанейский человек, общение доставляет ему истинное удовольствие. Двери дома семейства Башмет всегда открыты для гостей. Кстати, один из любимых праздников Юрия Абрамовича - Новый год. Музыкант предпочитает отмечать его не в ресторане и не в шумном городе в принципе, а в уединенной тишине в кругу близких и родных - на даче. Среди его друзей больше представителей актерской среды. Музыкант откровенно говорит, что в своей стихии ему труднее общаться с людьми.

Башмет любит свою Родину. Он не изменяет России. И хоть по долгу службы ему приходится путешествовать по различным странам, в которых у него есть полюбившиеся города, сердце все равно рвется сюда, домой. Маэстро откровенно заявляет, что только в залах российских городов царит особая атмосфера, которой больше нет нигде.

Благотворительность

Башмет Юрий Абрамович - цельный человек. Как уже отмечалось ранее, он старается быть последовательным во всем, не признает предательства. Музыкант делом, по-настоящему помогает тем, кому необходима помощь и кому он действительно может помочь. И не всегда это материальные средства.

В 1994 году маэстро основал и возглавил Международный благотворительный фонд Юрия Башмета. Спустя некоторое время фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства».

По мнению Юрия Абрамовича, помочь всем, конечно, невозможно. Но адресно - под силу, главное, было бы желание.

Вот такой он, Юрий Башмет, великий и невероятно талантливый, далекий и такой близкий, свой и настоящий.

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец – Башмет Абрам Борисович. Мать – Кричевер Майя Зиновьевна. Супруга – Башмет Наталья Тимофеевна. Дочь – Башмет Ксения Юрьевна. Сын – Башмет Александр Юрьевич.

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1971 по 1976 год учился в Московской консерватории. Первым его преподавателем по классу альта был профессор Вадим Борисовский, а после его смерти, с 1972 года, – профессор Федор Дружинин. Под его руководством Юрий Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории (1976–1978).

В 1972 году Юрий Башмет приобретает альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758), на котором играет по настоящее время. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). О нем заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Активная концертная деятельность Ю. Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Р. Баршай. Сегодня география концертных выступлений артиста очень широка: это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, «Ла Скала» (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.

Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Рафаэль Кубелик, Сейджи Озава, Геннадий Рождественский, сэр Колин Дэвис, Джон Эллиот Гардинер, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер, Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур, Бернард Хайтинк, Кент Нагано, Саймон Раттл, Юрий Темирканов, Николаус Арнонкур.

Начав в 1985 году свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и здесь остался верен себе, подтвердив блистательную репутацию смелого, никогда не боящегося рисковать, современного художника. В 1986 году Ю. Башмет создает камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Ю. Башмет, как художественный руководитель оркестра, подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). Впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Ю. Башмет принимает решение отказаться от руководства оркестром и оставляет коллектив, предоставив музыкантам право выбора оставаться или вернуться в Россию. Вскоре ансамбль прекращает свое существование. Сегодня его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Ю. Башмет создает новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

Изматывающий, но счастливый период стартового марафона: совместная репетиционная работа, концерт-дебют в Большом зале Московской консерватории обозначил несомненную перспективность нового содружества. Сегодня без этого коллектива трудно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран. Ансамбль сыграл множество концертов в разных странах мира. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург.

Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича и квинтета И. Брамса (солист Ю. Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала «STRAD» как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Д. Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в музыкальной жизни страны.

Его сольные концерты, а также выступления в ансамбле с такими выдающимися музыкантами-исполнителями, как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес.

Юрий Башмет и Святослав Рихтер. Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл. Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

И еще одна многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом М. Ростроповичем, как на сцене так и в жизни, для Ю. Башмета всегда огромная радость.

В его программах – музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для Ю. Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений: А. Шнитке – «Концерт», «Монолог»; С. Губайдулина – «Концерт»; Э. Денисов – «Концерт»; Д. Тавенер – «The Myth Bearer»; А. Головин – «Соната-бреве»; А. Раскатов – «Соната»; Г. Канчели – «Stix», «Литургия»; А. Чайковский – два «Концерта»; Баркаускас – «Концерт»; А. Эшпай – «Концерт»; П. Рудерс – «Концерт»; А. Шнитке – «Концерт на троих» (посвящается М. Ростроповичу, Ю. Башмету, Г. Кремеру) и многие другие. Юрий Башмет переработал «Струнное трио» А. Шнитке для струнного оркестра (под названием «Трио-соната» оно вышло в издательстве «Сикорски», Вена).

В огромном репертуаре Ю. Башмета есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них – «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Симфония-концерт для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке.

Ю. Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Стреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он является артистическим директором и одним из организаторов фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на о. Эльба (Италия). Он – регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия). Высочайшей оценкой таланта Юрия Башмета стало назначение его художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Он является президентом Международного конкурса альтистов имени Л. Тертиса в Англии.

Ю. Башмет – уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии Юрия Башмета во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера. Отзывы мировой прессы – еще одно подтверждение всемирной славы «первого альтиста мира» Юрия Башмета. «...По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом...» – писала одна из немецких газет. Его имя сегодня – высочайшая планка исполнительского искусства современности.

Кино и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

Исполнительское искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло признание на Родине и за рубежом. Он удостоен почетных званий заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1993, 1995, 2000), лауреат премии «Award-1993» – «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет – Почетный Академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий –«Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены И. Стравинский, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, И. Менухин, И. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С. Рихтер.

Юрий Башмет награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), «За заслуги перед Отечеством» (Украина), «За заслуги перед Отечеством» (Литва). Он – офицер ордена «Почетного легиона» (Франция), командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия), офицер ордена «Изящных искусств и словесности» (Франция). Награжден также орденом Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию”.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории; с 1988 года – доцент, с 1996 года – профессор.

С 1980 года Ю. Башмет проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в академиях Киджана в городе Сиена (Италия) и в городе Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

В 1996 году он создает и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Ю. Башмет ведет широкую просветительскую работу, являясь телеведущим и художественным руководителем телевизионных программ «Вокзал Мечты» и «Музыка в музеях мира».

Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холл (с участием Э. Джона и С. Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы); в концертах, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Эта премия присуждена Г. Кремеру (1994), Т. Хвастхоффу (1995), В. Третьякову (1996), В. Гергиеву (1997), Анне-Софи Муттер (1998), О. Бородиной (1999), И. Антоновой (2000), Н. Гутман (2001), Е. Кисину (2002), М. Венгерову (2003).

Трудно переоценить его вклад в миротворческую деятельность. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его имя в ряд самых великих имен современности.

Живет и работает в Москве.