Замурованный в темнице парень легенды и предания. Фотоохота за достопримечательностями: легенды и призраки Гольшан. Из истории жертвоприношений

Есть в Беларуси небольшой городок Гольшаны. Славится он своим знаменитым замком – резиденцией рода Сапег, возведенной в первой половине XVII века. В настоящий момент главную достопримечательность замка составляют… привидения.

Белая дама

О Белой даме из Гольшанского замка знают многие любители таинственных историй. Как рассказывает легенда, одну из стен замка долгое время не могли возвести: она постоянно обрушивалась. Тогда кто-то вспомнил о древнем обычае: чтобы здание было прочным, нужно замуровать в его стену живого человека, желательно – молодую девушку или ребенка. Подумав, строители решили, что при выборе будущей жертвы справедливо будет положиться на волю случая – пусть погибнет та женщина, которая первой принесет обед мужу…
Очень быстро шла молодая жена к своему супругу, почти бежала – не могла иначе: уж больно любила его, соскучилась, да и обед хотела принести горячим.


Но нерадостно встретил ее муж, мрачны были лица и других строителей. Некоторые варианты легенды гласят, что после того, как вложили в стену последний камень, муж женщины покончил с собой, а его труп замуровали рядом с ней.
Эта история осталась бы одной из множества мрачных средневековых легенд, если бы в 1997 году при ремонтных работах строители не наткнулись на скелет женщины. Ее поза позволяла сделать вывод, что, скорее всего, она была замурована в стену живой. Также об этом свидетельствовали сломанные пальцы рук, которыми несчастная царапала стену в тщетных попытках выбраться.
Скелет похоронили, однако без соблюдения христианского обряда. Рабочие, нашедшие его, в скором времени умерли один за другим, и все – при странных обстоятельствах.
Привидение, которое называют Белой дамой, то и дело появляется в замке, наводя ужас на сотрудников художественного музея, расположенного там.
История девушки, принесенной в жертву при постройке здания, вовсе не является уникальным сюжетом. Советский этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) в своей работе «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приводит множество примеров легенд о строительной жертве, самые показательные из этих историй будут приведены далее.

Любопытная Алена

В книге А.А. Навроцкого «Сказания минувшего. Русские былины и предания в стихах» (1896) имеется баллада под названием «Коромыслова башня».
Основу ее сюжета составляет предание о том, что при постройке Новгородского кремля была заживо закопана в землю некая Алена, жена купца Григория Лопаты. В тот день женщина слишком поздно проснулась и, чтобы успеть сделать всю работу по дому, решила пойти к реке за водой коротким путем – по тропинке, идущей по склону горы.
Возвращаясь, около городской стены женщина увидела яму. Любопытство заставило ее подойти поближе и заглянуть туда. Строители тут же окружили Алену, попросили попить. Едва женщина сняла коромысло с плеч, как ее схватили, привязали к доске и опустили в яму. Коромысло и ведра закопали вместе с ней – так велел обычай.
Надо сказать, что строители отнюдь не бестрепетно совершили жуткий поступок – они долго не соглашалась закапывать несчастную, однако главный мастер убедил их в необходимости принесения строительной жертвы:

Пусть погибнет она за весь город одна,
Мы в молитвах ее не забудем;
Лучше гибнуть одной,
да за крепкой стеной
От врагов безопасны
мы будем!

Эти строки поэта ХIХ века А.А. Навроцкого из поэмы «Коромыслова башня» в предельно четкой форме объясняют причину совершенного ритуала. Его цель – оградить город от бед путем принесения человеческой жертвы.
Интересно, что подобного рода жертвоприношения совершались в христианскую эпоху, строитель – один из героев поэмы – даже говорит о том, что погибшую будут поминать в молитвах. Безусловно, это свидетельствует о теснейшем переплетении в сознании людей христианских и языческих верований. Приведенная легенда полна бытовых деталей, за счет которых воспринимается как реальная история. Если когда-нибудь при строительных работах в Новгородском кремле откопают скелет женщины – это будет неудивительно.

Плачущие стены

Легенды о строительной жертве встречаются по всему миру. Правда, замуровывают не всегда женщин. Например, в Грузии есть сказание о Сурамской крепости, отраженное в народной песне «Сурамисцихе». По ее мотивам снят фильм Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» (1984). При постройке цитадели стены ее несколько раз обрушивались. Царь приказал найти жертву – единственного сына одинокого человека. Можно только гадать о причинах такой избирательности – возможно, принесение жертвы должно было быть сопряжено с максимальным количеством страданий. Так или иначе, на роль жертвы был избран юноша Зураб, сын одинокой вдовы. Песня передает диалог матери с замуровываемым сыном.
Женщина несколько раз спрашивает его: «До какого места ты заложен?» Тот отвечает: «По щиколотку, по живот, по грудь, по шею…» По легенде, слезы плачущего Зураба до сих пор просачиваются сквозь камни крепости…

Материнская любовь

В сербской народной песне «Постройка Скадра» находим другой вариант строительной жертвы – в стену крепости была замурована молодая женщина, мать грудного ребенка. Песня рассказывает, что по просьбе жертвы в стене оставили два отверстия: для груди, чтобы женщина в течение года могла кормить своего ребенка, и для глаз, чтобы она могла его видеть. Удивительно, однако в песне ничего не говорится о том, что женщина в это время чем-то питалась. Возможно, такая деталь просто упущена, и замурованную в стене мать кормили через оставленное на уровне лица отверстие. А может быть, при формировании окончательного текста песни «Постройка Скадра» сыграла свою роль средневековая вера в чудо – автор был убежден, что замурованную женщину незримо питали высшие силы.
Так или иначе, но после того как младенца отняли от груди, мать замуровали окончательно. Среди местных женщин бытует суеверие, что из стены в том месте, где замурована несчастная, временами сочится белая жидкость. Ее следует собирать и пить матерям, которые имеют проблемы с кормлением грудью.

«Я тебя совсем не вижу!»

В роли строительной жертвы могут выступать и дети. Легенда рассказывает, что при возведении крепости в тюрингском городе Либенштейн (сейчас она полуразрушена) в стену была замурована маленькая девочка, дочь женщины-бродяжки, которая сама продала строителям ребенка и даже присутствовала при замуровывании.
Девочку угостили сладостями и принялись закладывать проем, в котором она стояла, камнями. Ребенку казалось, что все происходящее – веселая игра. «Мама, мама, а я тебя вижу!» – кричала малышка вначале. Но отверстие становилось все меньше и меньше, и девочка принялась просить оставить ей хотя бы маленькую щелочку, для того чтобы смотреть на мать. Как и в новгородской легенде об Алене, мастеру не так-то просто было завершить страшное дело. В конце концов, работу доделал его ученик. «Мама, мама, я тебя совсем не вижу!» – донесся отчаянный крик. Говорят, что потом в течение многих лет по ночам в тех местах можно было услышать жалобный плач ребенка. Другие легенды уверяют, что до сих пор по развалинам крепости и в окрестных лесах бродит привидение бессердечной матери, после смерти раскаявшейся в своем преступлении…

Яйцо вместо птицы

Не подлежит сомнению, что в основе историй о строительной жертве часто (хотя, подчеркнем, далеко не всегда) лежат подлинные факты. В чем же причина жуткого, с точки зрения современного человека, ритуала? Объяснений может быть много. Во-первых, бытовало поверье, что душа замурованного человека станет своеобразным хранителем здания. Во-вторых, жертва могла служить для задабривания местных духов, которые были потревожены строительством.
Однако самое убедительное объяснение предлагает Д.К. Зеленин. Он справедливо указывает на то, что до появления каменных зданий люди жили преимущественно в деревянных домах. Древний человек был убежден, что деревья имеют душу и рассерженные древесные духи могут вредить людям, живущим в доме.
Желая договориться с духами деревьев, люди приносили им жертву – обычно кого-нибудь, имеющего низкий социальный статус: пленника, женщину, ребенка. По мере развития человеческого общества принесение в жертву людей стало вытесняться жертвоприношением животных, а то и вовсе неодушевленных предметов.
В 1874 году при ремонте городских ворот в Аахене (Германия) нашли мумифицированную кошку. Судя по всему, она была замурована в башне ворот при ее закладке в 1637 году.
В 1877 году в фундаменте одного из берлинских домов нашли скелет зайца и куриное яйцо. Это здание было построено в XVI веке. Очевидно, строители решили, что яйцо может быть рассмотрено как эквивалент птицы. Со временем на зловещий обряд было наложено табу, но в народной памяти остались легенды, полные трагизма…

Кинематографический мир – это настоящая сокровищница, в которой хранится невероятное количество потрясающих творений, призванных дарить хорошее настроение и превращать обычный досуг в незабываемый праздник эмоций. Наш сайт всегда радушно встречает дорогих посетителей, решивших посмотреть фильмы онлайн в уютной домашней обстановке. Здесь преданные киноманы найдут массу отличных произведений, пришедших с разных уголков планеты. Российские, американские, британские, французские, немецкие, японские и многие другие шедевры ждут встречи со зрительской аудиторией, чтобы рассказать неповторимые художественные и документальные истории. Коллекция сайта сформирована из представителей самых разнообразных жанров. Головокружительные боевики, забавные комедии, напряженные триллеры, несравненное фэнтези, проникновенные драмы и т.д. Весь этот восхитительный арсенал находится в свободном доступе, поэтому уважаемые пользователи имеют уникальную возможность смотреть фильмы бесплатно в любой удобный для них момент дня или ночи. Почитателям киноискусства больше не нужно ждать телевизионной трансляции или стоять в очереди за заветным билетом на киносеанс. Наш ресурс исполнит роль прямого поставщика кинолент, способных скрасить даже очень пасмурную атмосферу.

Существующая база регулярно обновляется, поэтому после выхода в прокат долгожданные новинки молниеносно пополняют список. Стоит заметить, что с нами смотреть кино в высоком качестве – это не банальная выдумка, а реальность, доступная каждому. Четкая картинка, безупречный звук и идеальный перевод с иностранных языков – вот за что борются сотрудники нашего киносайта. Спешим со стопроцентной уверенностью заявить, что довольными останутся, как представители старшего поколения, так и молодежь. Ассортимент удовлетворит запросы любителей умопомрачительных шуточек или динамичных приключений, сторонников запутанных сюжетов и мистических происшествий, приверженцев качественной актерской игры и современных технологий. Не надо долго думать, как же провести наступивший досуг. Лучше, не теряя драгоценного времени, забегать на портал и выбирать из заявленного каталога что-то подходящее под индивидуальный вкус. Двери удивительной вселенной, где живут яркие ощущение и неповторимые впечатления, распахнуты в круглосуточном режиме!!

Замуровывание

Замурованные из Каркассона. Гравюра с картины Жана-Поля Лорана. XIX в. Частн. кол.

К заточению навечно, или замуровыванию, в Европе XIV века приговаривали суды инквизиции. Эта казнь, входившая в число высших мер наказания, заключалась в том, что приговоренного помещали в каменный мешок, наглухо заделывая выходы. Замурованные медленно умирали от голода, жажды и недостатка воздуха.

Замуровывание существовало в Древней Греции. Софокл вскользь упоминает о нем в «Антигоне». Нарушив запрет царя Фив Креона, Антигона предала земле тело Полиника. Тиран вынес приговор: Антигона должна была умереть от голода и жажды в пещере, откуда не могла выйти.

Приговор к забвению. Гравюра. Частн. кол.

Та же участь ждала нарушивших обет весталок - жриц богини домашнего очага Весты, которые отбирались из числа юных девственных римлянок. На деле их чаще всего закапывали заживо, как предписывал религиозный кодекс.

В Японии в XIV и XV веках приговоренных замуровывали в опоры строившихся мостов, чтобы их дух придавал сооружению большую прочность.

Во Франции альбигойская инквизиция неоднократно приговаривала к замуровыванию еретиков из Альби, Тулузы и Каркассона. Один из эпизодов истории каркассонской инквизиции начала XIV века вдохновил Ж.-П. Лорана на создание полотна «Освобождение замурованных»: рабочие в присутствии членов муниципалитета разбирают каменную стену, преграждающую вход в тюрьму.

Замуровывание было приговором к забвению. И грозило оно не только еретикам. Веками ни закон, ни обычаи не устанавливали каких-либо четких правил содержания осужденных в тюрьмах. Таким образом, заточение зачастую означало негласный смертный приговор. В середине XIV века в одном только Париже насчитывалось от двадцати пяти до тридцати «специальных тюрем», не считая «каменных мешков» многочисленных религиозных сообществ. В камере на улице Таннери размером три с половиной на два метра десять сантиметров содержали до двадцати узников. Каждую неделю оттуда выносили несколько трупов.

В тюрьмах Большого и Малого дворцов, в Бастилии, Консьержери и Фор-Л’Эвек имелись подземные карцеры, практически лишенные доступа воздуха и света, где человека ждала неминуемая смерть.

В «нижних уставах» Малого дворца человек умирал от удушья в течение одного-двух дней.

Некоторые камеры в застенках аббатства Сен-Жермен-де-Пре находились под землей на глубине больше десяти метров. Своды были настолько низкие, что человек не мог выпрямиться во весь рост. От застоявшейся воды загнивала солома. Оказаться в подобной камере значило попасть в «рабство», «птичью клетку», «колодец», «флягу», «каменный мешок», «гроб» - все эти недвусмысленные названия и сегодня внушают ужас.

Застенки Бастилии. Гравюра с рисунка Уэльта. XVIII в. Частн. кол.

По свидетельствам той эпохи, в Гран-Шатле существовал закуток под названием «дамба Гипократа», где узники не могли ни лечь, ни встать, а их ноги всегда находились в воде.

Один из последних приговоров к замуровыванию светский суд вынес Рене Вермандуа в 1485 году. За убийство мужа ей полагалось быть сожженной на костре. Король помиловал ее, с согласия парламента приговорив к заточению и замуровыванию на кладбище «Святых мучеников», где она должна была закончить свои дни. В соответствии с приговором на кладбище построили камеру, женщину завели внутрь и навсегда замуровали выход.

Все замки в Закарпатьв когда-то строились как крепости-стражи этой земли. Каждый из них за столетия существования – даже небытия! – обрастал легендами. И какие бы успехи ни имела историческая наука, многие из этих мифов до сих пор нельзя ни обосновать, ни опровергнуть...

Замурованные девы и подземные стоны, кровавые следы рода Дракул и гора мук – все легенды Закарпатья и не перечислить. Тем более что к замковым страстям добавились истории всех стран и властей, которые здесь побывали, мифы замков-дворцов, тайны исчезнувших в древности фортификационных крепостей. Так за столетия сформировались десятки (если не сотни) мистических сказаний, которые до сих пор не дают покоя воображению современников.

Ужгородский замок, Ужгород

Легенда об Ужгородском замке повествует о жестокости графа Другета по отношению к своей дочери. Девушка была заживо замурована в замковые стены за бессознательную измену – выдачу замковых тайн любимому, который оказался вражьим воеводой. По другой версии – за то, что не хотела стать женой принца, а отдала сердце простому парню. А самое страшное, что в 17 веке, когда правили Другеты и когда на Ужгород напали поляки, действительно был обычай замуровывать людей в крепостные стены. Якобы ради повышения обороноспособности сооружения...

Замок в Невицком окутан легендами о несносной поган-девке и невестках, которых он якобы защищал. Поган-девкой, как рассказывают народные предания, прозвали турецкую княжну, которая правила в замке. Она приказала добавлять в оборонительные стены яйца и молоко для прочности. Стены укрепились, а вот среди людей начался голод... Другой рассказ говорит о Невичанской деве, юной владычице замка. Убегая от принудительного брака, она прямо здесь бросилась в пропасть.

Монахи-рыцари тамплиеры, монахи ордена Святого Павла, феодалы, ужгородские магнаты... Середнянский замок не выстоял перед всеми своими владельцами и теми историческими коллизиями, что за семь столетий выпали на его судьбу. Руины крепости могли бы рассказать нам, например, о прекрасной и хитрющей барышне: она здесь, говорят, когда-то жила. Но даже хитрость не спасла девушку от убийцы-отца, который замуровывал людей в замковых подземельях. Кстати, закарпатцы до сих пор повествуют, что какие-то подземные ходы соединяли целых четыре замка Закарпатья – Ужгородский, Невицкий, Середнянский и Мукачевский.

Мукачевский замок, словно живая сказка, возвышается на большом одиноком вулкане, что давным-давно уснул навеки. Тем не менее, о нем все равно рассказывают как о «горе мук», насыпанной тяжким трудом крестьян. Другая история о муках говорит, что страдали люди во время строительства собственно из-за крутой горы, на которую надо было тянуть камни. Также немало легенд сложено о замковом колодце, где, мол, сам черт воду нашел, чтобы потом погубить князя Корятовича.

О замке Сент-Миклош повествуют, что в его стенах нашли замурованный человеческий скелет. Похоже, в средневековье люди думали, что замурованный в замковых стенах человек становится покровителем-хранителем крепости и не считали это дело убийством. Но более романтичная история замка связана с влюбленными – графом Имре Текели и княгиней Илоной Зрини. Именно здесь они впервые встретились и полюбили друг друга... По крайней мере, так говорят легенды, благодаря которым крепость и окрестили «замком любви». Сейчас крепость активно возрождается и принимает гостей.

Самая интересная легенда о Хустском замке имеет определенные историческое корни. Связана она с родом, в котором появился на свет пресловутый граф Дракула. Мать Дракулы – Влада Цепеша – действительно родом из этих земель, которые ныне поделены между Украиной и Румынией, а когда-то назывались Мараморош. А дед Дракулы, Богдан из рода Сас, мараморошский воевода, вполне мог жить в замке. Только правда ли то, что его внук потом прятал здесь свои сокровища и творил злые дела? Вряд ли, хотя версия интригует.

Виноградовская крепость ныне – лишь увлекательное воспоминание, немного от нее осталось. Руины и крест одиноко стоят на Черной горе, но их все равно хочется коснуться. Виноградовские легенды говорят, что построили замок еще во времена славного венгерского короля, которого знаем как святого Стефана. Но со временем этот замок стал лишь объектом борьбы и войн – так потом и пришел в упадок.

Королевский замок также не познал милость истории. Его мощные стены даже не сохранили своих очертаний. Но легенда о нем – среди самых романтических, ибо она о короле Владиславе и красавице Каролине. Удивительно, что легенда не трагическая – встреча, любовь, брак и детишки в ней следуют одни за другим. Неизвестно только, что произошло с королевской семьей дальше – трагедия постигла их при одном из татарских нашествий. Повествуют, что вельможная чета с королевичами где-то под замковыми стенами и уснули навеки.

Этот несуществующий уже замок в Вышково (село неподалеку от Хуста, известное уникальным архитектурным памятником – деревянной реформатской церковью) имел определенную общую черту с крепостями Хуста, Виноградова и Королева. Это также был «соляной» замок – призванный охранять добычу соли на Закарпатье. Замковые легенды связаны с двенадцатью разбойниками, которые некогда заняли гору, где стояла Вишковская крепость. Издевались разбойники над крестьянами, а у одного хозяина украли дочь и завели ее в замок. Она и проклинала, и молилась, и просила... И вдруг такая буря накрыла замок, что уничтожила его. Остались от крепости одни руины.

Чтобы увидеть остатки замка Минта в Квасово над рекой Боржавой, стоит поспешить. Еще несколько лет, и от него вообще может ничего не остаться. В народе говорят, когда-то здесь жил один несчастный богач. Умирая, он проклял свое добро. И никто не мог ни достать его, ни захватить замок... Так твердыня и сгинула в веках.

Остатки Боржавского замка в селе Вары расположены в 25 минутах езды от города Берегово, известного своими целебными термальными водами. Это почти на границе с Венгрией. Согласно преданию, замок уничтожил хан Батый, а произошло это в 1241 году. Легенды рассказывают трагическую историю несчастливого брака боржавского князя Черногора и галицкой княжны Милоты. Несчастная княжна любила другого – и при трагическом стечении обстоятельств погибла во время венгерского нападения именно от рук любимого.

Замок в Броньке (28 км от Иршавы) почти совсем не сохранился, от него остались едва заметные руины стен и фундаментов. Никто не знает времени его появления. Это мог быть и период древнего государства Дакии, которая впоследствии вошла в Римскую Империю. Трагическими легендами окутаны сокровища Бронецкого замка, его судьба и гибель, даже о том, почему крепость пала, точно знают лишь ее руины. Не обошлось и без трагической любви: здесь якобы погиб рыцарь-разбойник Бринда, изменив своей возлюбленной с другой. Несчастная девушка отомстила доносом на него властям. Вместе с Бриндой погибла тайна награбленных им сокровищ, которые закарпатский Робин Гуд прятал где-то в бронецких подземельях.

Остатки славянского городища (8–9 веков) на окраине села Белки Иршавского района (это одно из наибольших сел Украины с богатой историей, расположенное в 10 км от Иршавы) осталась одна только народная легенда. Крестьяне построили замок на горе, чтобы спасаться от врагов. Называли ту гору Городищем. Когда на село произошло мощное нападение татарской орды, то женщины с детьми прорыли под замком подземный ход, пока мужчины держали оборону. Так все спаслись – а вот замок, говорят, провалился под землю, теперь даже следов от него уже не заметно.

Кроме классических крепостей Закарпатья, интерес вызывают известные подобные архитектурные сооружения, но другого типа – в частности Должанский замок-дворец и охотничий замок-дворец в урочище Берегвар (замок Шенборнов).

Сохранилось бесчисленное количество легенд и об исчезнувших и мифических крепостях Закарпатья. Это, например, таинственный Кошачий замок возле Чернечей горы (Мукачевский район) и Замок совы в селе Анталовцы возле Ужгорода. Ходят в народе легенды и о Замке язычника на горе Стремтуре возле Иршавы, Бейлев замок (Бейловар) в селе Беловарцы Тячевского района. Рассказывают также о Галаборском каштеле (то есть замке-дворце) в селе Галабор неподалеку Берегова и других городищах, замках и укреплениях в Арданове, Малой Копани, Вышкове, Дедове, Великих Берегах... Закарпатье окутано легендами, как в колыбели – и именно они были и являются непременной чертой этого таинственного края с волшебным неповторимым шармом.


По мнению современных ученых, Европа похожа на огромное кладбище. И это не удивительно: большинство замков, мостов и иных фундаментальных строений полито кровью невинных жертв. Кстати, обычай возводить строения на месте принесения человеческой жертвы существовал вплоть до конца XVIII века: с глубокой древности считалось, что стены замков, башен и крепостей, построенные с соблюдением этого условия, простоят столетия и защитят их обитателей от всех земных напастей. И история не раз доказывала... истинность подобных верований.

РАДИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

В скандинавских сагах говорится о том, как стены средневекового Копенгагена постоянно то тут, то там обрушивались. Покончить со строительным "браком" помогло радикальное средство: в стене сделали нишу и поставили там столик с едой и игрушками, за который посадили голодную девочку. Пока она ела и забавлялась с диковинками, рабочие быстро замуровали нишу и сложили свод. Несколько дней затем у склепа сутки напролет играла команда музыкантов, чтобы заглушить крики невинной жертвы. Хотите верьте, хотите нет, но стены с тех пор рушиться перестали.
В Японии невольников, приговоренных к смерти, заживо заваливали камнями в фундаменте. В Полинезии под каждой из двенадцати колонн храма Мавы при строительстве живьем закопали по шесть юношей и девушек. А францисканский собор, находящийся всего в двух часах езды от Лиссабона (Португалия), вселяет в души посетителей леденящий страх: его стены и своды облицованы человеческими костями - так монахи пытались доказать бренность земного существования...

ЗАМУРОВАННЫЕ ОХРАННИКИ

Большинство замков старой Чехии также построены с принесением человеческих жертв. Тройский замок, Чешский Штернберг, Конопиште, Карлштейн - всюду здесь при раскопках в стенах или в основании фундамента находили замурованных живыми воинов, чтобы, как говорится в старых хрониках, "они при осаде помогали сражаться своим собратьям, вселяя ужас и немощь во врага".
В итальянских преданиях часто упоминается мост через реку Эду, который постоянно обрушивался, пока в центральную опору не была замурована красавица-жена одного из строителей. Мост стоит уже больше трех столетий, но по ночам, рассказывают местные жители, слышно, как он сотрясается от рыданий и проклятии несчастной женщины...
В Шотландии с древности существовал обычай окроплять человеческой кровью фундаменты и стены всех сооружении, Недалеко ушли от шотландцев и их соседи - англичане: в стране жива легенда о некоем Вортингсре, который никак не мог достроить королевскую башню. Она постоянно осыпалась, погребая под собой строителей. И лишь когда отсекли голову мальчику-сироте и окропили его кровью фундамент, башня была благополучно достроена. Она стоит в Лондоне по сей день и известна как Тауэрская башня, средневековая тюрьма для государственных преступников.

И ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛКО

Детей приносили в жертву довольно часто. Например, в Тюрингии при строительстве замка Либенштейн за большие деньги были куплены у матерей несколько детей и живьем замурованы в стену. В Сербии при строительстве крепости Скадры в стену замуровали молодую мать с младенцем. По поверьям, злая русалка постоянно разрушала то, что день за днем возводили триста каменщиков, и только человеческая жертва помогла строителям закончить свою работу. До сих пор сербские женщины приходят поклониться святому источнику, который стекает по стене крепости.
Его вода имеет цвет молока, напоминая пришедшим о несчастной кормящей матери, сложившей здесь свою голову.
Недалеко ушли и восточнославянские князья Юрий Долгорукий и Дмитрий Донской... Приступая к строительству кремля, они обязательно приносили в жертву малолетних детей. Обычно к проезжей дороге посылались дружинники с наказом схватить первых попавшихся отроков. Их-то и замуровывали в основание фундамента. Кстати, другое древнее название кремля, дошедшее до наших дней, детинец...

НЕЖНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

Язычество с его жертвоприношениями еще довольно долго существовало на христианской Руси. Маленьких девочек замуровывали в основание мостов, людей с увечьями и черных петухов, которые будто бы должны были усилить ценность жертвы, - в стенах царских дворцов. Не говоря уже о варварских обычаях добавлять человеческую кровь в строительный раствор или даже бросать людей, например, в кипящую бронзу, как поступали вьетнамские мастера. Считалось, что если сварить в бронзе для колоколов девственницу, они получатся особенно крепкими и с удивительно нежным звоном - как будто плач молодой девушки...
Не брезговали подобными "методами" и на Руси. И только Бог знает, сколько людей бесследно сгинуло в котлах при массовой отливке колоколов и пушек.

ИНДЕЙЦЫ-РЕКОРДСМЕНЫ"

Жертвами становились не только преступники или крепостные. В Бирме, чтобы сделать столицу неприступной, утопили в реке саму королеву.
Но все рекорды по принесению человеческих жертв покрыла Америка. Индейцы возлагали людей на алтарь своих богов так часто и в таком ужасающем количестве, что все рассказы о жестокости конкистадоров меркнут по сравнению с их варварскими обычаями. Несчастных привязывали к столбам на солнцепеке и после их мученической кончины сдирали мышцы с костей; приковывали своих собратьев к стенам пещер, где они погибали от голода и жажды, а их тела использовались для различных ритуальных действий. В общем, человеческая жизнь там ничего не стоила. Иначе как объяснить целые поселения, дома в которых были построены из человеческих костей и лишь сверху прикрыты шкурами животных?
Кровавые божества различных народов во всех частях света требовали новых и новых жертв, даря взамен, по поверьям, нерушимость строениям и долголетие сильным мира сего.